Как живут и учатся будущие священники. «Для священника в армии главное – быть полезным». Армейские батюшки о своем служении

Чьи-то родители дали обет на то, что их дети посвятят себя в будущем служению Богу. В таких случаях, конечно, родные сильно повлияли на выбор ребенка. Кому-то однажды на жизненном пути встретился церковный служитель, долгие беседы с которым и вдохновили его на служение Богу.

Я вообще мечтал стать архитектором: с детства любил смотреть на храмы, много читал о них, коллекционировал журналы с изображением соборов. Особенно мне нравилось рассматривать церковные сооружения вживую, гуляя по Москве. Но после переезда в Хабаровск моя мечта проектировать красивые здания угасла — здесь я не увидел такого архитектурного великолепия, как в столице. Зато, вступив в пору подросткового возраста и прочитав несколько книг Ницше, я обрел новое увлечение — вести философские дискуссии о жизни. Я хотел спорить везде и со всеми: в школе, дома, в магазине.

В социальной сети я познакомился с одним церковнослужителем, с которым начал дискутировать на тему христианства. Вскоре желание спорить превратилось в желание опровергать ложные воззрения на веру, я почувствовал, что хочу попробовать «на вкус» учительскую стезю. Но для того, чтобы быть учителем, нужен авторитет либо педагога, либо священника, и я выбрал второе. Так, сразу после школьных экзаменов я подал документы в Хабаровскую духовную семинарию.

Хабаровская духовная семинария — это профильное учебное заведение для мужчин, в котором готовят будущих священников. В отличие от учебы в других хабаровских вузах, строгая дисциплина, как в армии, здесь на первом месте.

Некоторые из студентов не выдерживают жесткого графика и срываются

Начинают прогуливать занятия. Были и отчисления. Помню и тех, кто, недолго проучившись со мной в ХДС, попал в психлечебницу. Ребята поступали в семинарию уже с отклонениями в психике: убегали ночью, объявляли себя богами. За эти и другие странные поступки их отчислили.

Да, здесь учиться сложно, так как дни расписаны по часам

В семь — подъем. В полвосьмого на спортплощадке возле семинарии — утренняя физкультура. Зарядку и пробежку проводят сами семинаристы, как младших, так и старших курсов. Во время выполнения упражнений они заводят друг с другом короткие разговоры. Говорят о многом - о политике, о книгах, о девушках, о спорте, о моде, о новинках в области техники: обычно ничто мирское им не чуждо. Потом они отправляются в столовую или, как ее называют в ХДС, трапезную, чтобы позавтракать. Там, прежде чем приступить к приему пищи, ребята молятся.

На завтрак у них обычная молочная каша. Постная еда подается только в пост. Всего их четыре -Великий, Успенский, Рождественский и Петров. В среду и пятницу также положено есть продукты только растительного происхождения — в среду Христа предали, а в пятницу распяли. В остальные дни семинаристов кормят первым и вторым, как и везде, но без излишеств.

После завтрака ученики семинарии расходятся по аудиториям. На парах они изучают как узкоспециальные дисциплины типа гомилетики, на которой учат составлять проповеди, так и те, что преподают в светских образовательных учреждениях — философию и психологию. Перед парами и по их окончанию семинаристы обязательно читают молитву.

Во время занятий студентов стандартно можно разделить на две группы. Пока одни слушают лектора, вторые спят.

Стряхнуть остатки сна помогает послушание, назначаемое дежурным преподавателем после завершения полдника. Кто-то идет подметать территорию или поливать цветы внутри здания, а те, кому повезло, могут провести свободный час, как им вздумается. Что делать: прочесть книгу или встретиться с любимой — личное дело каждого.

Семинаристы, кстати, очень берегут отношения с девушками. Это связано с закрытым положением студента в семинарии. Видеться с друзьями, родственниками и любимыми можно только по вечерам. А важные вещи, как правило, начинаешь ценить только тогда, когда они оказываются недоступны в силу определенных обстоятельств. Я, например, чтобы побыть 2 часа со своей будущей женой, даже иногда голодал: отпрашивался с ужина у дежурного преподавателя.

Перед ужином — самостоятельная учебная работа, в ходе которой кто-то готовится к семинарам, а кто-то сидит в соцсетях.

До отбоя ребята совершают обряд молитвы, в процессе которого благодарят Бога за прекрасный день и просят у него прощения за свои ошибки. Это стандартный распорядок будней семинаристов.

По выходным они общаются с прихожанами, либо ведут в храме катехизатерские курсы для желающих принять святое крещение. На курсах будущие священники развенчивают стереотипы людей о церкви, отвечают на вопросы.

Каникулы семинаристы проводят по-разному. Большинство из них отдыхает дома, в кругу семьи или со вторыми половинками. Однако в моей практике были случаи, когда студентов заставали на шумных вечеринках. После этого руководство семинарии убедительно просило их больше не посещать подобные мероприятия, объясняя это тем, что статус послушника семинарии обязывает к иному поведению.

В целом, семинаристы — это простые ребята из наших спальных районов, которые видят мир так же, как и большая часть людей на этой планете.

За исключением того, что у них уже есть цель в жизни — помогать людям и направлять их на путь достойной жизни. Не надо думать, что студенты семинарии идеальны в своих мыслях и поступках. Но они пришли в церковь для того, чтобы исправиться и стать лучше, а также привлечь на сторону добра других.

Священник - это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования нее должен соответствовать следующим правилам:

    возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;

    семейное положение: женат впервые или холост;

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен - изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование - это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии - это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии - это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества - это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: "Можно ли и как стать священником без семинарии?" На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это для получения сана.

в Беларуси

Для многих важным является вопрос о том, как стать священником в Беларуси. В данной стране есть большое количество соответствующих заведений, в которых могут обучиться желающие посвятить себя церкви. Попробуем их перечислить. Итак, в Беларуси сейчас действуют три училища, расположенные в Минске, Витебске и Слониме. Кроме этого, в столице работает семинария, а также духовная академия. Еще нужно упомянуть Институт теологии при Белорусском государственном университете.

При этом в Академию принимаются исключительно мужчины, обладающие высшим богословским образованием. Будущий священник должен быть холост или состоять в первом браке, обязательно крещеным. В семинарию Минска принимают как тех, у кого есть высшее образование, так и лиц, имеющих только среднее богословское образование. Кроме того, сюда может попасть только тот, кто отслужил в армии или документально освобожден от нее. Отметим, что на некоторые отделения духовных училищ могут поступать и девушки.

Таким образом, выбор учебных заведений велик, и здесь все тоже в первую очередь определяется искренностью побуждений и веры будущего священнослужителя.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором - восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: "Можно ли в этом случае стать священником?"

Вариантом для таких людей может стать в духовной академии - там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.

В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь - это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество - это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Уже достаточно долго пользуясь Интернетом, я не раз встречал жизнеописания интересных людей, описание их быта, интересов и проблем.
Описания в стиле «один день из жизни…..» для меня всегда были интересны, они меня погружали в атмосферу иного мировоззрения, иного восприятия реальности: будь то один день из жизни буддистского монаха или американского полицейского, - это те сферы человеческой жизни, которые нам неизвестны, а, следовательно, интересны, возможно, даже поучительны.
И на суд благочестивому читателю я решил предложить описание быта «самых восточных» семинаристов. Выражение - «горячие восточные парни», - применимо и к Дальнему Востоку. Здесь, если ты не будешь горячим, попросту замерзнешь, т.к. климат в здешних местах суров и непостоянен. Пожалуй, начнем с того, а что же это за заведение такое - семинария? Wikipedia выдала такой вариант: духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. Оно, конечно, правильно, и слишком по-научному сухо. Между нами, православными, скажу, что слово семинария означает - теплица. Говоря языком для нас умилительным, семинария есть теплица с насажденными в нее юношами, призванными для пастырского служения церкви Христовой.
Кто же они будущие священники и как они живут?
Итак, я взял фотоаппарат и решил снять самый обычный учебный день студента Хабаровской духовной семинарии и, тем самым, раскрыть быт семинаристов.
Обычный будний день в семинарии начинается в семь утра, далее в полвосьмого - зарядка на улице.
Утренние процедуры не должны занимать более пяти минут, т.к. в очереди за тобой еще трое полусонных жаждущих утренней свежести собратьев по келье.
Все как всегда: зубная щетка и мыло с полотенцем - лучшие утренние друзья, после встречи с которыми, нужно одеться и отправиться на улицу, на спортплощадку, расположенную рядом со зданием родной alma mater.

История утренней зарядки весьма молода: ее начали проводить с конца прошлого учебного года. Причины ее введения в расписание дня просты: рядовой студент малоподвижен, его попросту «пожирает линолеум», а современный священник должен быть мобилен и вынослив.
Зарядку проводит кто-нибудь из наших собратьев семинаристов, всегда тот, кто был связан со спортом, и сейчас, например, проводит разминку первокурсник Дмитрий, в прошлом - воспитанник Суворовского военного училища.

Обычно, зарядка длится минут пятнадцать, не больше, и проходит в непринужденной, даже, шутливой обстановке. Физические нагрузки перемежаются с шутливыми комментариями «тренера»: «господа отжимаются на кулачках, дамы - на ладошках». Кто как отжимается, я обычно не смотрю, юмор надо воспринимать разумно.
Заканчивает зарядку небольшая пробежка, далее - утренняя молитва и завтрак.

Хабаровская духовная семинария располагается в центре города на площади Славы в комплексе с кафедральным Спасо-Преображенским собором, который видно практически со всех концов богоспасаемого града Хабаровска. Здание семинарии двухкорпусное, имеет учебный корпус и общежитие, студенты живут на 3-м этаже.
Трапезная или столовая (как она именуется светским языком), находится в учебном корпусе. В будние дни утренняя молитва проводится в трапезной, кроме понедельника: в понедельник братия собирается на молитву ко святителю Иннокентию (небесному покровителю семинарии) для того, чтобы он благословил своих чад на предстоящую неделю. О семинарском храме можно много писать, это отдельная огромная и интереснейшая тема.

Но вернемся в трапезную. В семинарской жизни есть такая традиция: читать жития святых или проповеди во время приема пищи, традиция эта возникла еще в древности в монастырях для того, чтобы максимально сосредоточить мысли монаха на богомыслии и молитве даже во время приема пищи.

Время чтения молитв. Это краткое время особого внутреннего сосредоточения и прошения.
После пищи духовной следует пища земная, по утрам это, как правило, молочная каша.
После того как все поели, дежурный преподаватель делает небольшие объявления, связанные с распорядком дня. Потом все расходятся по учебным аудиториям.
Состав очного отделения невелик: на каждом курсе в среднем по десять человек. Это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что преподаватель имеет возможность раскрыть потенциал каждого студента, плохо из-за того, что Церковь испытывает большую нужду в священстве, которого не хватает.

Расписание занятий насыщено предметами и церковными, и светскими. Для примера приведу расписание понедельника на 2-ом курсе бакалавриата:
1.Философия
2.Герменевтика
3.Латинский язык
4.Физ. культура

Перед каждым занятием и после него обязательно читается или поется молитва.

Пары походят также как в обычных светских университетах, разница лишь в предметах. Все стандартно: если лектор интересен, студент слушает, не интересен, студент спит.

Борьба со сном - это не только проблема светского студента, но и студента духовной школы. Дух бодр, а плоть - даже у семинариста немощна.

Если кто думал, что семинарист это высокодуховный молодой человек со сложенными у груди ладонями, который питается исключительно просфорами и святой водой, то спешу вас разочаровать - это не так.

Жизнь в духовной школе наполнена как духовными взлетами, так и падениями, она такая же, как и жизнь обычного верующего человека. Семинаристы призваны, как и все верующие, к изменению своей жизни, к очищению души - покаянию, и если вы видите, как кто-нибудь из семинаристов делает неподобающие ему поступки, поверьте, он исправится, - главное и вам помолиться за него.

Вообще советую запомнить две простые истинны, которые помогут не осуждать людей. Во-первых, церковь - это собрание грешников, стремящихся ко спасению. Во-вторых, жизнь в церкви - это путь не от поражения к победе, а от поражения к поражению, как будто ты пытаешься пробить стену кулаком, и со стороны кажется, что это пустая трата сил, это больно, особенно в начале, ты испытываешь только одну бесконечную боль, долбишь и долбишь, а боль не кончается, но, в итоге, ты пробил стену своего самолюбия, гордости, надменности и прочих бетонных слоев своей греховности, ты ощущаешь свободу и непосредственное Божие присутствие, которое на языке земном именуется блаженством.

Но возвращаясь к жизни семинаристов, у которых уже прошел обед, две пары и начался полдник, скажу, что обучение в семинарии не заканчивается в классах, а длится весь день. После полдника дежурный преподаватель, тот самый, который контролирует дисциплину, сейчас назначает послушания: кому-то идти помогать садоводу, который ухаживает за растениями внутри семинарии, кому-то подметать опавшие осенние листья или разгружать грузовик с картошкой, которую пожертвовал человек с доброй душой. Что ты станешь делать, «косить» или будешь «послушен» и выполнишь задачу, - вопрос насущный, здесь и начинается христианская практика, тут и начинается настоящая школа. Кому то «повезло»: можно потратить свободное время как хочется, например, пойти погулять с девушкой или отдохнуть от всего, - времени на это всего час.

В пять начинается самоподготовка, на которой пишутся курсовые, семестровые сочинения и т.п. На ней студент занимается самообразованием, может учить греческий, а может сидеть в социальных сетях. Но не спешите хмуриться — может, он миссионерствует через Интернет.

В восемь часов вечера ужин, после него свободное время, которое некоторые семинаристы использует для занятия в спортзале, укрепляют свои мышцы для будущего служения, в общем, каждый волен распоряжаться им как угодно.

Завершает обычный день семинариста вечерняя молитва в храме. 15 минут очень особого времени, во время него проводится как бы черта, завершающая очередной день из таблицы времени твоей жизни.

Стоишь с пустой головой или резюмируешь все, что произошло сегодня, вспоминаешь свои ошибки и просишь у Бога прощения или благодаришь его за прекрасный день, просишь сил на учебу или молишься за братьев и близких, или рассуждаешь о том, как поступить завтра - все это вечерняя молитва.


Условия проживания и обучения, созданные в Хабаровской духовной семинарии, достаточно хорошие, и многие люди могут скептически к этому относиться, говоря, что «будущие попы» сидят чуть ли не в роскоши: питаются четыре раза в день, бесплатно живут в общежитии, в каждой комнате санузел и т.д. Но я точно знаю, все это мы имеем для того чтобы отдать в пятикратном приумножении обратно Церкви. Впереди огромный труд на ниве Христовой, путь самопожертвования и лишений, путь перед которым надо основательно подготовиться, укрепиться в вере и служить Христу и людям до конца жизни.

Весной этого года член Епархиального совета, благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов был назначен духовником Санкт-Петербургских Духовных школ.

Каковы основные трудности в воспитании будущих священников?

Если мы возьмем и, предположим, зададим вопрос ботанику: какие основные трудности в выращивании растений? У ботаника сразу возникнут вопросы: каких растений, в каких условиях, как, что, где? Если мы зададим вопрос зоологу: какие основные трудности при выращивании потомства, то важно – каких животных, когда, где, как? Эти вопросы, разумеется, на несколько порядков проще того вопроса, который задали вы.

Пастырство – это каждый раз индивидуальная задача, каждый раз один на один, каждый раз ты и педагог, и отец, и советчик, и юрист, и администратор, и врач, и учитель, и …все вместе. У каждого свои, наверное, трудности. Каждый приходит со своим. Но самое главное, это, во-первых, вычленить, взрастить собственные персональные качества человека. Невозможно подменить человека ни собой, ни кем-то другим. И любая подмена – она потом будет чувствоваться, это будет фальсификация какая-то. Это первое: взрастить то, что есть уже, то, что Господь насадил. Но взращивать, конечно, возможно на почве активно работающего религиозного сознания. Если религиозное сознание, по каким-то причинам, угасает, если обнаруживается в человеке какая-то теплохладность, привычка, есть некое уставание от церковной жизни, то это – тревожный симптом. Но об этом мы говорили со студентами в Академии, и я говорю всегда на проповеди: по отношению к духовным радостям можно видеть духовное состояние человека.

Пожалуй, главное – избежать теплохладности и угасания религиозного сознания. Встречаются студенты, которые находятся в состоянии привычки к молитве, к службе. По отношению к Священному Писанию, к молитве, к богослужению можно проверять ту или иную поврежденность религиозного сознания. Духовные радости должны для человека присутствовать. Всегда эти радости уничтожает грех в той или иной форме. Так вот, если приходят студенты в состоянии такой усталости, привычки или теплохладности, то приходится их поддерживать, возгревать. К чести наших студентов надо сказать, что, в общем, они с полуискры «зажигаются», это молодые люди с активно работающим религиозным сознанием. Как правило, они имеют духовные идеалы, не распростились с ними и не подменяют их чем-то сомнительным. Но иногда нужно возгревать эту любовь к идеалу, как бы вытаскивать его в сознании. Важно представлять этот идеал, чтобы человек взирая на него, стремился к его реализации.

Чем, на Ваш взгляд, современная молодежь отличается от молодых людей Вашего поколения?

На мой взгляд, ничем. Ну, одежда меняется, меняется, может быть, музыка, меняются книги отчасти. Но они ведь меняются все время. Можно спросить тогда, чем отличается молодежь XIX века от молодежи XVII века? Чем-то, наверное, отличается. Наука развивается, меняется социум, – другие вкусы, мода, общественные отношения, но в целом – люди с их нравственными исканиями, проблемами и свершениями – всегда те же.

Какие проблемы существуют на сегодняшний день в среде молодежи?

Конечно, это искушение общим секуляризмом нашей жизни. Секуляризм несет многочисленные искушения мирские. И, как следствие, некую ущербность религиозного сознания, некие искажения в плане культуры, непонимание причинно-следственных отношений культа и культуры. Культура, какой бы она развитой не была, является вторичной, производной от культа. Она не должна разрушать религиозное сознание человека, она не должна создавать ложных кумиров для молодых людей.

Наверное, искушение для современного человека это то, что в силу развития информационных технологий, буквально информационного взрыва в современном обществе, есть опасность ухода от действительности. Опасность в этом потоке информации запутаться, утонуть, принять кажущееся за действительное, виртуальное – за существующее. Это большое искушение.

Я бы кратко определил все это как секуляризм. Секуляризм может проникать и в Церковь. Обмирщение и забытие духовных реальностей, подмена причинно-следственных отношений в плане греха и наказания, расплаты за неразумный либерализм. Неважно, что человек слушает, неважно, что он, по большому счету, будет читать, – важно насколько правильно он это оценит. Можно было бы, например, с гневом обрушиваться на то, что продается у нас в книжных магазинах. Но я вспоминаю, например, отца Андрея Чижова. Иногда я обнаруживал у него на письменном столе что-то совершенно жутчайшее, на мой взгляд, дешевейший такой детектив на английском языке. Я спрашивал: «Как это? Зачем это? Для чего эта глупость?» А он отвечал: «А как Вы научитесь говорить современным английским? Как Вы узнаете, на каком языке говорят в современном Нью-Йорке? Это надо читать, чтобы владеть языком».

Необходимо знание современной молодежной культуры, безусловно, нужно знать язык младого, незнакомого племени. Я не говорю о новоязе каком-то, о языке « тусовки » или Эллочки Щукиной в триста слов. Надо знать язык музыки, культуры, язык поведения и Интернета… Надо знать жизнь и особенности неформальных молодежных обьединений. Обрушиваться на них с общей критикой ретрограда бесполезно. Но изучать явления молодежной субкультуры надо, безусловно, не для того, чтобы мимикрировать, а чтобы проще было вести с ними диалог, чтобы быть принятым и услышанным. Чтобы точно также будить религиозное сознание и открывать истинную причинно-следственную связь между культом и культурой, между нравственными понятиями и реализацией себя в этой жизни. Нравственно-этическая система ценностей воздействует на стиль жизни человека, на всю продуктивность его деятельности.

Какие вопросы Вам чаще всего задают молодые люди?

Много вопросов студенты задают во время исповеди и поэтому я не вправе выносить их в конкретике. Конечно, волнуют вопросы своего будущего, вопросы, как ни странно, веры, применения своего образования, своих идеалов, своего религиозного сознания на практике. Так что, я думаю, очень важны, в плане духовнической практики, беседы со студентами на самые разные темы. Опыт таких бесед уже появился.

Тема взаимоотношения полов, тема культуры, тема социальной деятельности церковного человека; просветительская, диаконическая деятельность – вопросы, которые волнуют молодого человека. Есть недоумения, связанные со своим будущим и проблемой взаимоотношений со сверстниками и старшими, с проблемой утверждения себя как личности в малом или большом коллективе.

Отличается служение молодежи от служения уже взрослым людям?

Молодежь имеет меньший опыт в некоторых сферах общественной деятельности. Безусловно, они дебютанты во многих областях человеческой жизни. Поэтому им нужна поддержка и передача многовекового опыта Церкви и общества. Жизнь все время открывает им какие-то новые области. Есть вещи, которые человек просто не может постичь в молодом возрасте. Нужен опыт зрелого человека, собственная мудрость для открытия многих новых сфер жизни людей и общества, их взаимоотношений.

Конечно, есть особенности служения молодежи. Например, конфликт поколений – это реальность. Надо уметь его сгладить, чтобы конфликта ни одна, ни другая сторона не чувствовали. Но если он ощущается молодыми людьми и они, предположим, требуют какой-то помощи и поддержки, то точно также он ощущается людьми предыдущего поколения. И им тоже нужна поддержка. Но преимущество, на мой взгляд, людей зрелых в том, что они уже в свое время преодолели этот конфликт. К сожалению, очень часто многие не помнят его, не выносят уроки из него. Это мешает установлению взаимодоверительных отношений с молодежью.

Какую роль играет духовный наставник в формировании личности будущего пастыря?

Мне трудно судить, – какую роль я мог бы сыграть. Мне кажется, что я хочу быть тем человеком, который поддержит их на пути становления, тем, кто не навредит. Тем кто, с помощью Божией, поможет разрешить какие-то недоумения. Тем, кто, по крайней мере, будет пользоваться доверием молодого человека, благодаря которому возможен будет разговор дружеский, взаимно интересный и взаимно полезный.

– В семинарию приходит семнадцатилетний мальчик. Через несколько лет он станет священнослужителем, отцом для паствы, старше его во много раз. Расскажите об этом пути: о трудностях, чему научиться, где черпать опыт…

Я не знаю, имею ли я право так судить, но как я вижу, как мы обсуждали это с Владыкой Ректором и со студентами, – необходим какой-то запас, багаж, приобретение пастырских навыков для священнического служения. Необходима какая-то элементарная общественная практика, не богословская подготовка, не пастырское богословие, хотя это тоже важно, но практическое пастырство. В этом отношении, я думаю, пастырская практика или практическое пастырство, – тот предмет, который должен хотя бы факультативно преподаваться. Это изучение неких стереотипных ситуаций в обществе, наработка их разрешений. Наработка, условно говоря, через слушание, через восприятие умозрительное, но это все-таки отложится в сознании будущего пастыря.

Это встречи с другими людьми, прежде всего с другими священниками, которые имели те или иные затруднения в своей пастырской практике. Не связанные с богослужением или уставом, а с конкретной жизненной ситуацией, с конкретной какой-то проблемой людской. Без раскрытия тайны исповеди можно эту проблему определить, размыслить и сделать ее понятной будущему священнику. Это навыки, приобретение пастырского багажа, который собирается размышлениями, рассуждениями, встречами с людьми.

Наивно думать, что благодать священства, которую приобретают в Таинстве молодые люди, немедленно их умудрит, мгновенно сделает их способными толково, грамотно, с достоинством и с пользой для дела говорить с людьми разных возрастов, образовательного, социального, культурного уровней … Д ля этого необходима совершенно особая школа. С отцом Андреем Чижовым мы такой курс д иаконии, социального служения, разрабатывали для наших Духовных школ. И он даже вел этот курс несколько лет, а когда он болел, я его замещал. Те, кто учились в то время, признаются, что это был важнейший курс. Очень многие важные вещи выносились из общения с приглашенными на такой разговор. Анализ социальных, общественных, культурных ситуаций – он очень помог многим потом в дальнейшем служении. Вот это необходимо в Духовных школах. Мне кажется, это очень обогатило бы будущих служителей Церкви знанием не богословским, не книжным, но практическим, связанным с тем, что предлагает, как вызов, жизнь.

Отец Вячеслав, как Вы восприняли новое назначение? Было ли оно для Вас неожиданностью?

Конечно, оно стало неожиданностью. Духовник – это, во-первых, очень серьезно, а, во-вторых, очень ответственно. В этом качестве я себя никогда не рассматривал. Я служил честно, старался совершать на приходах всю пастырскую работу так, чтобы приход рос, чтобы люди не уходили. Ставил перед собой даже миссионерские задачи: есть опыт служения и на деревенском приходе, и на городском, но я себя не видел в качестве духовника Духовных школ, назначение явилось в определенном смысле неожиданностью. Мы познакомились с Владыкой Амвросием, общение наше показалось мне очень искренним и серьезным.

У Вас были встречи со студентами, как они восприняли в новом качестве именно Вас?

Встречи были и до моего назначения, и по назначению моему Владыка представил меня студентам. Они задали немало вопросов, их интересовали мое образование, мои воззрения и предпочтения. Мне хочется надеяться, что восприняли мое назначение студенты благожелательно. По крайней мере, я пока не могу уловить какого-то негативного отношения, даже кажется, что, неожиданно, очень доброжелательно приняли.

Да и назначение было тоже ведь сделано Владыкой не просто по своему усмотрению. Он провел среди студентов своеобразный мониторинг, выясняя, кого бы они хотели видеть духовником Школ.

Мне же приходилось со студентами общаться. Некоторые проходили у нас в храме послушание певцом, чтецом или алтарником, многие выезжали со мною в Кировское благочиние на захоронение солдат, на встречу с поисковиками и ветеранами войны. С мужским хором Академии у нас давняя дружба.

Студенты делают мне подарок на каждый храмовый праздник – приходят и поют антифонно с нашим приходским хором. Так что, наши отношения уже сложились давно. Не знаю, заслуженно или нет, но ребята относятся ко мне так, что я не ощущаю себя каким-то назначенцем или человеком совершенно им не интересным, лишним.

Отец Вячеслав, для чего нужен духовник, в чем его основная обязанность духовника?

Д уховничество – это не совсем обязанности. Скорее, появилась необходимость: быть в Духовных школах, принимать исповеди, беседовать со студентами, обычно по пятницам. В Великую Среду у аналоя пришлось стоять, принимая исповеди, тринадцать часов. Очень важным для меня является возможность быть и адвокатом студентов, «печальником», в случае возникновения проблем с инспекторской службой.

Естественно, задача духовника – помочь человеку исправить свою ошибку, а не оправдать ее. За эти несколько месяцев уже было несколько ситуаций, когда непростые решения пришлось принимать и учащим и учащимся. Духовник, как правило, узнает все первым. А действовать может только опосредованно – через беседы с глазу на глаз с провинившимися. Тайна не позволяет ничего озвучивать. Складывающееся доверие с учащимися очень радует, это всегда – одна из самых больших радостей пастырского служения. Трогает то доверие, с каким обращаются за советом и с исповедью не только студенты Семинарии и Академии, но и девушки с Регентского отделения. Особая ответственность и привилегия – принимать исповеди священнослужителей.

Необходимой частью пастырского служения в Духовных Школах для меня представляется возможно более частая проповедь. Очень важными я считаю просветительские и культурные мероприятия со студентами. Такие мероприятия – то же самое духовничество, только в другой форме. В Лазареву Субботу мы совершили со студентами паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Служили Литургию, многие исповедовались и причастились. Встретились с настоятельницей, посетили подворье в разрушенной Линтуле, нарвали вербы к празднику, устроили импровизированный «пикник у обочины». Для учащихся – масса впечатлений, а прожитое, проговоренное вместе сближает, дает колоссальный опыт общения вне стен Духовных Школ.

Я в прошлом – профессиональный музыкант, это дает мне возможность открывать студентам мир музыки. Мы организовали в Школах концерты, где я вел конферанс. Это тоже учащимся помогает открыть для себя новое, увидеть священника с какого-то другого ракурса. Как священник я могу помочь увидеть в музыке, в ее содержании, в особенностях ее написания, в личности композитора важную духовную составляющую. Как ни покажется странным, но пастырский, духовнический аспект присутствует и в устроении, освещении таких концертов.

– Какими качествами должен обладать духовник православной духовной академии и семинарии? Что наиболее важно в служении духовника молодежи?

Я думаю, что это очень обширный вопрос. Я не могу с уверенностью сказать, что именно такими качествами он должен обладать. Я знаю, что он должен обладать теми качествами, которые помогут ему вести человека к Богу. Это должны быть качества, которые человек употребляет для того, чтобы другой человек лучше раскрыл свои личностные качества, обнаружил их.

Здесь главное – неравнодушие к тому, что ты делаешь, любовь к пастырству вообще и к учащимся Школ. Без этой искренней любви, посвященности своему служению священник как пастырь несостоятелен. Ну и, конечно, необходимо требовательное отношение к самому себе. Духовничество – это не формальный процесс, это не просто какие-то обязанности. Это возрастание вместе со студентами, умение и доверительные отношения выстроить, и необходимость расти самому.

Духовник должен сам постоянно развиваться. Духовник не может опираться на какой-то духовный багаж, который он приобрел к определенному времени и уже только им пользоваться. Рост требует времени для размышлений, возможности очень много читать, молиться. Если священник не молится, если он мало служит, то он теряет себя. И, конечно, собственная аскеза должна иметь место, должна быть строгость к себе и, прежде всего, к себе. Умение правильно судить о духовных вопросах начинается с предельной строгости к себе, с предельной искренности с самим собой.

Был ли в Вашей жизни священник, которого Вы считаете для себя примером духовного отцовства?

Да, был. Я не упомянул его имя на встрече со студентами, подумал, что они не знали его. Это мой старший товарищ и друг, наставник, который меня многому научил и во многом помогает сейчас – протодиакон Андрей Чижов. Он скончался в 1999 году и мне до сих пор его не хватает. Когда у меня случаются какие-то трудности, я иногда мысленно обращаюсь к нему и представляю его в моей ситуации, представляю, как он поступил бы, и мне это всегда помогает.

Мало кто знает, но у него, протодиакона, были свои духовные чада. Он был человек очень мудрый, очень начитанный, человек, который с молоком матери вобрал в себя петербургскую духовность и любовь к служению. Его культура, образованность, начитанность, собственная достаточно тяжелая жизнь (почему он и ушел безвременно), давали ему совершенно особую мудрость и возможность бесстрастного суждения во многих вопросах. Мне он очень дорог, до сих пор я считаю его своим учителем.

Мне повезло, мне довелось общаться и дружить с хорошими священниками. Это протоиереи Василий Стойков, Борис Безменов, Константин Смирнов, Александр Будников, Василий Ермаков. Отец Василий меня заметил, и очень поддерживал в трудные моменты. Он, кажется, ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое воздействие. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком.

Покойный духовник Академии архимандрит Кирилл тоже был глубокой личностью, с которой меня связала возможность неформального общения. Он был членом Псковской Миссии. Я немножко занимался историей Псковской Миссии и пытался « разговорить » отца Кирилла вопросами о войне, о послевоенных репрессиях… Отец Кирилл очень осторожно открывался.

Вопросы общедуховные, способность его привести к ним частную беседу и исповедь – все это тоже произвело на меня большое впечатление. Есть вещи, которые я узнал от людей, приходивших к нему на исповедь, и которые эти люди, может, по неосторожности, а может, и сознательно, передали мне как его видение той или иной духовной проблемы. Это видение было подчас парадоксальным. Оно меня так поражало, что эти вещи я отмечал для себя и сейчас иногда я пользуюсь его советами. Через вторые уста, через вторые лица, вот так, неожиданно.

Из святителей я отметил бы архиепископа Михаила (Мудьюгина) и митрополита Никодима (Ротова). Последний вообще был «героем» моей юности, идеалом и образцом для подражания. С Владыкой Никодимом я связывал свои надежды на поступление и учебу в Духовных Школах. Он умер в год моего окончания школы, и с ним – мои планы быть пропущенным в Семинарию уполномоченным КГБ Жариновым…Многому меня учит служение под омофором нашего правящего архиерея, Владыки Владимира. Общение с этим святителем каждый раз открывает мне его проницательность, тактичность, обаяние и мудрость. Работа в Епархиальном совете в течение почти 10 лет под руководством этого архипастыря – особое Божие благословение моей жизни.

Конечно, среди моих учителей есть учителя и книжные. И здесь я бы назвал, конечно, владыку Антония Сурожского и таких святителей, прославленных Церковью, как Иннокентий X ерсонский и Филарет Московский – это любимцы. Из святых отцов я очень люблю поэта и богослова Ефрема Сирина…

Существует и очень важный для меня конкретный пастырский опыт XIX века, который приходится изучать, потому что это предреволюционный и предсоборный опыт Церкви … И в нем открываешь такие внешне мало заметные, но чрезвычайно интересные личности как протоиерей Григорий Дьяченко, например. Его проповеднический, писательский и пастырский опыт мне очень дорог, он – предшественник наш по школе. Очень люблю записки священника Александра Ельчанинова, его образ мыслей, самоуглубленность и пастырская зоркость – образцовы.

Беседовала Наталья Штейнер

Каждый год в Самаре появляется двадцать новых священнослужителей - именно столько выпускников ежегодно выходит из дверей Самарской духовной семинарии. На волне популярности сериала «Молодой папа» редакция «Большой Деревни» решила узнать, как на самом деле живут и чему учатся юные священники. Правда ли, что сразу после выпуска нужно жениться или идти в монахи и вечно оставаться одиноким? Как стать рукоположенным, если твой отец - мусульманин? Действительно ли в семинарии строго, как в казарме? Рассказывают сами семинаристы.

К богу
через трудности

Сегодня в России работает тридцать шесть семинарий - каждый год этот список увеличивается на один-два пункта. Самарская считается одной из самых продвинутых в стране, - во многом, за счет хорошего финансирования. Здание из красного кирпича расположилось в сердце делового центра - на Радонежской, 2, и выпускает пастырей с 1994 года.

Сегодня на очном отделении обучается около семидесяти юношей, и еще порядка ста пятидесяти - на заочке. Ежегодный набор небольшой - на первый курс зачисляют 15-20 человек, решивших связать свою жизнь со служением. По словам заведующего магистратурой протоиерея Максима Кокарева, наследники духовных династий составляют только четверть от общего числа студентов. Остальные - дети из светских семей. Кстати, сам Максим - внук священника, закончивший семинарию в 2001 году. Его отец смирился с решением сына отучиться на пастора только после того, как тот параллельно поступил на историка в гос.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Поступление сюда - это не неспособность к чему-то другому, а благая предрасположенность. Так получилось, что мое рождение привело в церковь всю нашу семью. У матери были тяжелые роды, угрожавшие ее и моей жизни, а сам я появился на свет семимесячным - после такого мама пришла в храм и покрестилась. Мы жили духовно: каждое воскресенье меня маленьким носили в храм, затем я сам заинтересовался церковной жизнью. Мама воспитывала нас со старшим братом одна, отец ушел из семьи, когда мне было полтора года.

Когда я не в храме, всегда чувствую разлад с собой. После школы мой духовный отец предложил мне пойти в семинарию, и я согласился, - подумал, что могу найти здесь себя.

Игорь Кариман

18 лет, первый курс

Я сирота: отец с детства не принимал участия в моем воспитании, а мама умерла, когда мне было одиннадцать лет. Меня воспитывала двоюродная сестра. В шесть лет, по настоянию матери, меня крестили в женском монастыре. В девять лет, когда мама узнала, что в Зубчаниновке при храме есть воскресная школа, отдала меня и туда. Когда она умерла, приход заботился обо мне, оказывал мне поддержку, в том числе и материальную. Через год настоятель храма принял меня алтарничать.

В 16 лет я как-то охладел к вере: не было благоговения, да и лень было в храм ходить, в общем, думал о другом, хотел даже после школы поступать в педагогический на иностранные языки. Но через год у меня появился друг-семинарист, который позвал учиться на пастыря, и я истолковал его приглашение как путь, к которому призывает Господь. Так я вернулся в храм.

В семинарию попадают и дети из благополучных полных семей. Протоирей отмечает, что зачастую студенты, пришедшие в семинарию из неверующих семей, гораздо сильнее ощущают ценность своего поступления.

Владимир Рафиков

23 года, первый курс

Моя мама - светский, невоцерковленный человек, и когда я пошел в храм, она отнеслась к моему выбору со скепсисом. Зато сейчас, случись какая ошибочка во время моего приезда домой, уже дает мне наставления вроде «Ты же будущий священник, веди себя подобающе». Отец и бабушка - мусульмане по вере - тоже сначала противились моему выбору, но скоро утихомирились.

К религии я пришел в 17 лет, в храм начал ходить, учась на втором курсе горно-технического колледжа в Кумертау. Посещал как прихожанин, потом батюшка разрешил мне звонить в колокола. Затем я стал учиться читать на церковнославянском, петь на клиросе, стал вроде дьякона при владыке.

У меня была возможность пойти и в высшую школу милиции, и в военно-медицинскую академию, и в кулинарку. Первые полгода в храме я думал, что все-таки стану поваром: у меня с детства была мечта открыть свой небольшой французский ресторанчик. Но потом я углубился в служение и эту идею забросил. Стал читать духовные книги, потом отучился в Москве на звонаря онлайн: практические задания записывал на камеру и пересылал по сети. Семинария - моя следующая ступень на пути к Богу.

Экзамен по Божьему закону

Поступить в семинарию может практически любой православный - для этого достаточно разбираться в религии на уровне воскресной школы. По словам заведующего магистратурой, берут почти всех, а в этом учебном году семинария даже объявляла дополнительный набор. Единственный мощный фильтр при поступлении - рекомендация духовника, который несет ответственность за своего воспитанника.

Максим Кокарев

В девяностых наше образование было в диковинку. Приходили люди без опыта церковной жизни, брали почти всех. Сейчас мало что изменилось - из-за демографической ямы девяностых страдают все вузы: студентов мало, уровень слабый. Год назад мы решили отправлять нулевых ребят на подготовительный год, чтобы подготовить их до уровня первокурсника.

На вступительных абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему, включающему историю Ветхого и Нового Завета, основы православия, а также знание «базовых» молитв и умение читать на церковнославянском. ЕГЭ не решает: в случае успешного прохождения испытаний на тройку по математике готовы закрыть глаза.

Система обучения аналогична светской - семинария также готовит бакалавров богословия и магистров. Определяющее различие - бюджетные места: абсолютно все семинаристы обучаются бесплатно. Четыре года будущие священники живут на условиях между полным пансионом и казарменным положением: вуз обеспечивает их жильем, четырехразовым питанием и формой.

Кельи расположены по соседству с учебными классами, в каждой - от двух до четырех мест. Комнаты на четвертом этаже - после ремонта, которому позавидовали бы жители обычных общежитий. В распоряжении парней - музей, библиотеки с современной периодикой и фолиантами 1639 года, компьютерный класс и храм.

Исключение за пьянки

Жизнь в семинарии идет по распорядку. К 8-15 утра каждый студент должен явиться на молитву. После - завтрак и пары. В сетке расписания - информатика, русский, английский, латынь, древнегреческий, философия, психология и педагогика. Из церковных уроков - догматическое богословие, церковная история, сектоведение, литургика, пастырское богословие, экономика прихода. В перерыве полдник, обед в 15-00.

Два часа после обеда обозначены как «время послушания», в которое студенты занимаются хозработами. В пять вечера - служба. Свободное время затесалось между ужином и вечерней молитвой: с семи до десяти студенты могут выйти в магазин, кино или просто прогуляться. Выход из стен семинарии в любое другое время возможен только через прошение на имя проректора.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

В свободное время ты сам выбираешь, чем тебе заняться. Многие собираются в аудиториях, устраивают богословские споры, разыгрывают сценки: например, я выступаю в них как православный христианин, а мой оппонент - сектант или протестант. Так легче запоминается материал. Часто собираемся в актовом зале, смотрим фильмы церковного характера о старцах. Еще выезжаем в театр оперы и балета на концерты, посвященные государственным и церковным праздникам.

Родители могут увидеться с сыновьями только в свободное послеобеденное время, самарским студентам разрешают самим уходить домой. Иногородним дают ежемесячный отпуск на три выходных дня, которого, впрочем, могут лишить за хвосты. За них же можно вылететь из универа. Еще один повод для отчисления - нарушения дисциплины.

Максим Кокарев

Протоиерей, заведующий магистратутой

Даже самый опытный священник - не рентген и не всегда может опознать в подопечном нарушителя порядка. Не буду врать: были случаи, когда у ребят были проблемы с алкоголем, выпивали прямо в общежитии. После сильных ссор случались и драки. Но за такое отчисляют не сразу: в отличие от светских вузов, у нас сохранилось понятие воспитания и, помимо преподавателей, в семинарии есть инспекция, которая следит за порядком, пытается привести в чувства, вести беседы. Оступиться может каждый, но в случае хамства и рецидива студента не выручит даже отец-священник с громкой фамилией.

МИРСКОЙ БУЛЛИНГ

По словам семинаристов, учащиеся существуют в режиме постоянной взаимопомощи. Но за плечами каждого студента - обычная светская школа, где люди, живущие согласно Божьему закону, нередко подвергались травле. Смирение понималось как слабость, желание стать священником - как глупость.

Илья Василевский

20 лет, третий курс

Христианские поступки часто не понимают в миру. Я ходил в садик при православной гимназии. Там нас учили по основам христианского учения: говорили, что даже если твой ближний делает что-то неприятное, ты должен подойти к нему и сказать: «Прости меня грешного». С таким воспитанием я пришел в обычную школу, одноклассник мне что-то наговорил, а я стал просить у него прощения. Меня на смех подняли. Ребята зачастую пародировали меня. С одной стороны мне было смешно вместе с ними, а с другой - больно: не за отношение ко мне, а к богу. Все расставил на свои места случай: полтора года назад наша одноклассница погибла в аварии, и на поминках ребята извинились за свои насмешки. Они поняли, что никто никогда не знает, что нас ждет.