Что такое юность: определение, возрастные границы. Понятие возраста. Возрастной статус и возрастные роли. Основные возрастные этапы жизни человека: юность, зрелый возраст, старость Рождение детство юность зрелость старость

Бальзаковский возраст — это когда замуж уже не зовут, а в гроб ещё рано. (Автор не назвался)

Безделье — счастье детей и несчастье стариков. (В. Гюго)

Болезни старости ослабляют нашу привязанность к жизни по мере того, как мы приближаемся к смерти. (Джонатан Свифт)

Был молодым — не знал, стал старым — забыл. (Японская посл.)

Быть взрослым — значит, быть одиноким. (Жан Ростан)

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас самих. (Коко Шанель)

В возрасте как таковом я не вижу ничего романтического. Либо вы интересны в любом возрасте, либо нет. Нет ничего особенно интересного в том, чтобы быть старым, — или в том, чтобы быть молодым. (К. Хэпберн)

В двадцать лет над человеком властвует желание, в тридцать лет — разум, в сорок лет — рассудок. (Б. Франклин)

В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек. (Японская посл.)

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости — лишь о возлюбленной, в старости — лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе. (Автор в розыске)

В жизни женщины рано или поздно наступает момент, когда она должна окончательно определиться со своим возрастом и придерживаться его до конца. (Хелен Роуленд)

Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть. (Джозеф Аддисон)

В любом возрасте можно стать моложе. (Мэй Уэст)

В моём возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать. (Черчилль)

В молодости надо обязательно правильно питаться и заниматься спортом, чтобы в старости не пришлось вести здоровый образ жизни. (Автор в розыске)

В молодости охотно видишь чужие земли, в старости — ещё охотнее свои собственные. (Сафир)

Внутри себя все мы одного возраста. (Гертруда Стайн)

Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы.
(Анна де Сталь)

Во всяком возрасте свои удовольствия; удовольствие стариков заключается в разговорах об удовольствиях молодых. (Г. Гейне)

Возраст всегда оставляет следы, по которым его можно обнаружить. (Тамара Клейман)

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней. (Коко Шанель)

Возраст каждого мужчины определяется тем, как выглядит его жена. (О. Блюменталь)

Воспоминания — вот из-за чего мы стареем. Секрет вечной юности — в умении забывать. (Ремарк)
(Вообще-то амнезия — признак слабоумия а не «вечной юности»)

В пожилом возрасте любовь превращается в порок. (Бальзак)

В профессиональном плане у меня нет возраста. (Кэтлин Тернер)

В пятьдесят лет мужчина более опасен, чем во всяком другом возрасте, ибо обладает дорогостоящим опытом и часто состоянием. (Бальзак)

В пятьдесят лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить. (В. Ключевский)

Все женщины молоды, но некоторые моложе других.
(Марсель Ашар)

Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым.
(Дж. Свифт)

Всему, что я знаю, я научился после тридцати. (Жорж Клемансо)

Все хотят дожить до старости, о когда доживут, её же и винят. (Цицерон)

В сорок лет мы оказываемся перед выбором: либо продлевать свою молодость, либо продлевать свою жизнь. (Жак Деваль)

Вспоминать юность — это всё равно, что посещать могилу друга, которого мы оскорбили, и не имеем никакой возможности загладить свою вину. (Джон Фостер)

В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет. (Шопенгауэр)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (Артуро Граф)

Вторая молодость — возвращение глупости, но уже без удовольствий. (Стас Янковский)

В тридцать лет женщина должна выбирать между задом и лицом. (Коко Шанель)

В шестьдесят начинаешь понимать, что твой дедушка, доживший до 80-ти, умер не таким уж и старым. (В. Аллен)

Вы неизбежно придёте к выводу, что не должны забывать о своём возрасте. (Хэлен Хэйес)

В юности хочется жить веселее, в зрелости — лучше, а в старости — дольше. (Э. Севрус)

Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона. (Цицерон)

Детство — счастливейшие годы жизни, но только не для детей. (Майкл Муркок)

До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после — и печь не греет. (Русская посл.)

Если вдруг замечаешь, что тридцатилетние подозрительно учтивы с тобой, значит, ты старше, чем тебе кажется. (Сильвия Чиз)

Если вы ещё способны разочаровываться, значит, вы всё ещё молоды. (Сара Черчилль)

Если бы молодость знала, если бы старость могла. (Анри Этьен)

Если бы молодость знала, она бы и в старости могла. (Автор в розыске)

Если дедушка на свое восьмидесятилетие задул все свечки на торте, значит, квартира освободится ещё не скоро.

Если женщина признается тебе в своем возрасте, значит, она уже из него вышла. (Янина Ипохорская)

Есть возраст, не оставляющий в памяти никаких следов. (Лабрюер)

Жалок старик, который не сумел в течение столь долгой жизни научиться презирать смерть. (Цицерон)

Женщина молода до тех пор, пока её любят. (Г. Флобер)

Женщина на семь лет моложе, чем утверждают её подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины. (Джина Лоллобриджида)

Женщина не перестаёт говорить о своём возрасте, но никогда его не называет. (Жюль Ренар)

Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Санта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса и когда ты уже сам Санта-Клаус.
(Боб Филлипс)

Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надёжнее. (Биант)

Из молодых людей лучше те, которые краснеют, а не те, которые бледнеют. (Катон Старший)

Каждая женщина имеет тот возраст, который заслуживает.
(Коко Шанель)

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедами и восхищается прадедами. (Сомерсет Моэм)

Каждому возрасту присущи свои особенности. (Цицерон)

Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается один и тот же. В десять лет он под обаянием сластей, в двадцать — возлюбленной, в тридцать — удовольствий, в сорок — честолюбия, в пятьдесят — глупости. (Жан Жак Руссо)

Как мал промежуток между временем, когда человек ещё слишком молод, и когда он уже слишком стар. (Монтескье)

Когда женщине исполнится тридцать, первое, что она начинает забывать, это свой возраст; и в сорок он уже совершенно изглаживается из её памяти. (Нинон де Ланкло)

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. (Марк Твен)

Косметика омолаживает женщину, бритьё — мужчину. Но лестница выдаёт всех. (Пшекруй)

К сожалению, женщиной неопределенного возраста можно быть лишь до определенного возраста. (С. Альтов)

Кто много веселится в молодости, тот много плачет в старости — у разбитого корыта. (Валентин Грудев)

Лучше быть молодым навозным жуком, чем старой райской птицей. (Марк Твен)
(Лично Теткоракс предпочитает вообще не быть, чем быть каким-нибудь жуком.)

Лучше быть старой, чем мёртвой. (Бриджит Бардо)

Люди не начинают меньше двигаться, когда стареют. Они стареют, когда начинают меньше двигаться. (Густав-Адольф Шур)

Люди старятся, но не становятся более зрелыми. (Альфонс Доде)

Меня не порицают? Значит, годы уже не те. (Габриэль Колетт)

Миром правят молодые, когда состарятся. (Д. Б. Шоу)

Мне 65, но если бы в году было бы пятнадцать месяцев, мне было бы всего 49. (Джеймс Фарбер)

Мне не нравится, когда люди говорят о разнице в возрасте. Разницы в возрасте не существует. (Артур Трэйси)
(Правильно, самовнушение — великая вещь!)

Можно дожить и до ста лет, если отказаться от всего, ради чего стоит жить до ста лет. (Вуди Аллен)

Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Кокто)

Молодой человек подобен воску. (Д.И. Фонвизин)

Молодой — это тот, кто ещё не солгал. (Жюль Ренар)

Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается всё; а старости, которая всё себе прощает, ничего не прощается. (Д.Б. Шоу)

Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем день нынешний. (Овидий)

Молодость — вот время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. (Жан Жак Руссо)

Молодость даётся лишь раз. Потом для глупостей нужно подыскивать какое-нибудь другое оправдание. (Автор в розыске)

Молодость — заблуждение, зрелый возраст — борьба, старость — сожаление. (Б. Дизраэли)

Молодость — не ошибка, старость — не заслуга. (Немецкая пословица)

Молодость — прекрасное время, когда нет ни профессии, ни прав, ни денег, только сексуальная ориентация.

Молодость — это время упущенных возможностей. (Сирил Конноли)

Молодые глаза видят острее, старые глубже. (Елизавета I)

Молодые люди говорят о том, что они делают; старики о том, что они делали; а дураки о том, что им хотелось бы делать. (Пьер Буаст)

Молодые люди меньше страдают из-за своих оплошностей, чем от благоразумия стариков. (Вовенарг)

Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого. (Федерико Феллини)

Мудрость не всегда приходит с возрастом; бывает, что возраст приходит один. (Э. Маккензи)

Мужчина женщины бальзаковского возраста совсем ещё юн. (Теткоракс)

Мужчины становятся старше, но не становятся лучше. (О. Уальд)

Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. (Ларошфуко)
(Да, обучение людей всегда было несвоевременным и недостаточным.)

Мы молоды, как наши надежды, и стары, как наши страхи.
(Вера Пейффер)

Мы не считаем годы человека, пока у него можно считать что-нибудь другое. (Эмерсон)

Мы никогда не взрослеем, а только учимся вести себя на публике. (Автор в розыске)

Не веди счёт годам: счёт всегда идёт на секунды! (Евгений Кащеев)

Не жалей о прожитых годах, жалей об утраченных возможностях. (Теткоракс)

Не знает юность совести упрёков. (Шекспир)

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина не постесняется сказать всё, что угодно. (О. Уальд)

Не надо тащить за собой в старость ошибки юности; у старости свои пороки. (Гёте)

Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть. (Монтескье)

Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы своей продолжительной жизни, кроме возраста. (Сенека)

Никто не настолько стар, чтобы не быть в состоянии протянуть ещё годик, никто не настолько молод, чтобы не умереть сегодня же. (Фернандо Рохас)

Ничто так не старит женщину, как излишне богатый костюм.
(Коко Шанель)

Ничто так не старит мужчину, как жизнь с одной и той же женщиной. (Норман Дуглас)
(Не следует брать это высказывание в качестве призыва к действию. Это юмор и ничего более)

Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.
(Эразм Роттердамский)

Ночь несёт покой старикам и надежду молодым. (Д.Б. Шоу)

О, если бы снова стать семидесятилетним! (Жорж Клемансо)

Первый симптом старения — любовь к жизни. (Магдалена Самозванец)

Пересчитай свои годы на деньги — и ты увидишь, как это мало. (Магдалена Самозванец)

Печально не то, что надвигается старость, а то, что уходит молодость. (А. Дюма)

Подобно тому, как фрукты созревают в разное время, так и люди становятся взрослыми в разном возрасте. (Теткоракс)

Пожилой возраст — это время, когда вы готовы приняться за дела, за которые не берётся молодость, и именно потому, что эти дела требуют слишком много времени. (Сомерсет Моэм)

Пока есть жизнь, есть и надежда. (Цицерон)

Поучать старца — что лечить мертвеца. (Диоген)
(Старец так же невосприимчив к учению, как и покойник к лечению. (Теткоракс)

Почти всё великое сделано молодыми. (Дизраэли)

Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота. (Козьма Прутков)

Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость. (Апулей)

Радостно наблюдать, как растут твои дети, но грустно видеть, как стареют твои женщины, и совсем уж печально ощущать, что стареешь ты сам. (Теткоракс)

Расскажите мне о детстве человека, остальное я вам расскажу сам. (Р. Киплинг)

Своем долголетием я обязан спорту — я им никогда не занимался. (У. Черчилль)

С возрастом размер теряет значение. (Теткоракс)

Свой преклонный возраст мы осознаём лишь у порога смерти. (Габриэль Колетт)

Сорокалетье — вот рубеж извечный,
Попутный ветер был, теперь он встречный. (Юсуф Баласагуни)

Сорок лет — ужасный возраст, поскольку в этом возрасте мы становимся тем, чем являемся. (Шарль Пеги)

Сорок — старость молодости; пятьдесят — молодость старости. (Гюго)
(Шестьдесят — зрелость старости.)

Сорок лет это такой возраст, когда наконец-то чувствуешь себя молодым. Но уже слишком поздно. (Пикассо)

Средний возраст — это когда из двух искушений выбираешь то, которое позволит тебе вернуться домой до девяти вечера.
(Рональд Рейган)

Средний возраст — это когда тебе всё равно, куда идёт жена — лишь бы не тащиться вместе с ней. (Автор не назвался)

Средний возраст — это когда труд доставляет всё меньше удовольствия, а удовольствия требуют всё больше труда.
(Э. Уилсон)

Средний возраст — это когда ты слишком молод, чтобы идти на пенсию, и слишком стар, чтобы получить другую работу.
(Лоренс Питер)

Старайся не влюбляться под старость, ибо такая любовь сделает тебя смешным в глазах людей, либо несчастным. (Унсур аль Маали)

Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго. (Сент-Бёв)

Старея, становишься мудрей и безумней. (Ларошфуко)

Старики всему верят, люди зрелого возраста во всём сомневаются, молодые всё знают. (О. Уальд)
(Вообще-то старики как раз и есть самые недоверчивые люди. А вот всему верят лишь те из них, кто уже выжил из ума)

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры. (Ларошфуко)

Старость гасит страсти, останавливает занятия, заглушает всякие стремления и отдает вас в жертву страшному врагу, который зовется покоем, но настоящее имя которого — скука. (Эрнест Легуве)

Старость начинается в тот момент, когда ты начинаешь жаловаться на молодёжь. (А. Циткин)

Старость начинается тогда, когда на поддержание здоровья тратится больше денег, чем на его разрушение. (Автор в розыске)

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. (Коко Шанель)

Старость — самое неожиданное, что поджидает нас в жизни.
(Лев Троцкий)

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
(Ф. Раневская)

Старость — это когда будущее становится настоящим.

Старость — это награда и кара за всё. (А. Межиров)

Старческое брюзжание — это попытка передать опыт, срок годности которого истёк. (Борис Кригер)

Старые безумцы безумнее молодых. (Ларошфуко)

Старые и молодые, мы все вышли в наш последний круиз.
(Р. Стивенсон)

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. (Шопенгауэр)

Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться. (Станислав Лем)

Тезис «Гуляй, пока молодой» ошибочен. Что-то нужно оставить и на старость. (Теткоракс)

Только дурак может праздновать годы приближения смерти.
(Д.Б. Шоу)

Только единицам гениев удаётся пережить пубертатный возраст. (Теткоракс)

Тот, кто не ведёт себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это. (Вольтер)

Три возраста человека: молодость, средний возраст и «Вы сегодня чудесно выглядите!» (Кардинал Франсис Спеллман)

У женщины всегда три возраста: кажущийся, действительный и приписываемый ею себе. (А. Карр)

У каждого человека бывает три молодости: молодость тела, молодость сердца и молодость ума. К несчастью, они никогда не совпадают. (Франсуа Фенелон)

Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость. (Стендаль)

У человечества, как и у отдельного человека, с каждым возрастом приходят свои болезни. (Эмерсон)

Хуже нет, чем стареть в одиночку: моя жена уже седьмой год не отмечает свой день рождения. (Роберт Орбен)

Человек не стар до тех пор, пока сожаление не заняло место мечтаний. (Джон Берримор)

Чем старше становится человек, тем больше он противится переменам, особенно переменам к лучшему. (Джон Стейнбек)

Чем старше становишься, тем меньше вокруг стариков. (Теткоракс)

Чем старше я становлюсь, тем меньше меня заботит, кто с кем спит. (Дороти Сейерз)

Чем ты старше, тем сильнее становится ветер; и он всегда встречный. (Джек Никольсон)

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать всё, — только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества. (О. Уальд)

Чтобы оставаться молодой, надо жить честно, есть медленно и — лгать о своём возрасте. (Люсил Болл)

Юность, которой прощается всё, себе не прощает ничего; зато старости, которая прощает себе всё, не прощается ничего.
(Д.Б. Шоу)

Юность — это вздымающаяся волна: позади ветер, впереди скалы. (В. Вордсворт)

Я видел мужчин, которые за тридцать лет почти не изменились, зато их жёны стали старухами. Всё это были добродетельные женщины — а добродетель очень изнашивает человека. (Марк Твен)

Ядовитые замечания, которые старики отпускают в адрес молодых, — это попытка старости расквитаться с молодостью.
(Джордж Галифакс)

Я заметил, что чем старше я становлюсь, тем внимательнее меня слушают, хотя говорю я то же самое, что и раньше. (Питер Устинов)

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней – 1 год.
Раннее детство 1–2 года.
Первый период детства 3–7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.
Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.
Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.
Третья фаза детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза юность, 12–17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:
младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),
раннее школьное детство (5-11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость (21–25 лет),
средняя взрослость (25–40 лет),
поздняя взрослость (40–55 лет),
предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:
отставка (65–70 лет),
старый возраст (70 лет и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство 5-11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40-45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000):
младенческий возраст от рождения до трех лет;
раннее детство 3–6 лет;
детство 6-12 лет;
подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;
молодость 18–40 лет;
зрелый возраст 40–65 лет;
пожилой возраст от 65 лет и далее.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
младенческий возраст от рождения до двух лет;
раннее детство 2–6 лет;
среднее детство 6-12 лет;
подростковый и юношеский возраст 12–19 лет;
ранняя взрослость 20–40 лет;
средняя взрослость 40–60 лет;
поздняя взрослость от 60 лет и далее.

В данном справочнике за основу принята следующая периодизация жизненного цикла, в соответствии с которой написаны соответствующие главы:
детство;
отрочество;
зрелость (взрослое состояние);
поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:
1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;
2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;
3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;
4. младшее школьное, или «третье», детство 6-11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:
1. младший подростковый (пубертатный) 11–12-14-15 лет;
2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:
1. ранняя взрослость 20–40 лет;
2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Три возраста, которые стоят в названии этого раздела, составляют, по существу, всю сознательную жизнь человека. Окинем их быстрым взглядом, выявим наиболее существенные черты этих важных этапов, среди которых зрелость – самый длинный, он охватывает львиную долю отпущенного нам срока.

Юности отводится не такое уж большое время – от 14 до 20-22 лет. Это переходный период от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Черты детства и зрелости нередко сплавляются в периоде юности, составляют затейливую амальгаму, например, тогда, когда 18-летние папа и мамы нянчат своих детей, в то время как сами еще пребывают в статусе учащихся и полностью находятся на попечении своих родителей. Во многих примитивных обществах юности как особого социокультурного периода вообще не существует, потому что ко взрослости люди переходят через ритуал инициаций и, пройдя испытания, в течение нескольких дней радикально меняют «возрастное качество».

Юность – это время, когда человек, с одной стороны, ищет свою «референтную группу», тех людей, с которыми он себя идентифицирует, а с другой – пытается обрести свое собственное лицо, понять, «Кто Я?» В подростковом и юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира – человек впервые оборачивается на себя самого, его начинают занимать состояния собственной души, он понимает, что уникален, неповторим, отличается от всех остальных. Правда, в ранней юности это отличие в чисто внешнем выражении не всегда бывает радостным: юный человек телесно меняется, порой становится непропорционален, у него портится кожа, «плывут» и меняются черты лиц:. впору рассказывать ему сказку про «гадкого утёнка», который потом непременно станет лебедем. Но «лебединая пора» еще не настала, и юноши, переживающие разлад внешнего и внутреннего, нередко испытывают чувство одиночества: меня никто не понимает!

В юности происходит осознание предстоящей временной перспективы, и начинает волновать вопрос, какое оно, мое будущее? Ребенок не думает о будущем, он живет сегодняшним днем и ничего не планирует дольше, чем на неделю вперед. В юности же возникают долговременные жизненные планы, связанные с выбором профессии, заработком, созданием семьи. Конечно, когда взрослые спрашивают маленького ребенка « Кем ты будешь, когда вырастешь?»- а они частенько задают подобные вопросы – дети им отвечают то, что те хотят услышать, но в юности мы не ждем таких вопросов от старших, а задаем их сами себе.

Кроме того, юность нередко не просто планирует банальное обыденное будущее, но грезит о своем величии, о подвигах, приключениях и открытиях. Это, несомненно, противоречивая позиция, но тут ничего не поделаешь: здравые планы и мечты идет здесь рука об руку, и без честолюбивых фантазий юности не могла бы состояться ни одна успешная карьера.



Поскольку юный человек нередко быстро входит во «взрослый мир», степень его ответственности резко повышается. Кстати, в периоды трудных испытаний, например, войн, дети взрослеют гораздо раньше, потому что начинают нести полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.

Юность – это глубоко философский возраст. Дети, как правило, мало интересуются философскими вопросами, если старшие не подталкивают их к этому, но уже в подростковом возрасте человек начинает спрашивать себя: «Есть ли в самом деле Бог? Где было мое Я, пока я еще не родился, неужели вообще не существовало? Есть ли у человечества высшее предназначение?» В юности человек открывает для себя, что он смертен, что смерть будет его уделом также, как и у всех других людей, и не хочет с этим смириться. Юные часто играют со смертью, бравируют перед ней, желая доказать: «Я сильнее тебя, костлявая!» Юность ищет смысл жизни – своей и вообще человеческой. Но ответом на этот вопрос юности служит то, что бывает с человеком дальше – годы и судьба дают каждому свой ответ.

Зрелый возраст простирается от 22-х до 65-70 лет, где время после 60-ти называют «пожилой возраст», а самые деятельные и активные зрелые годы именуют «акмэ». В зрелости человек активно и всесторонне включен в социальную жизнь: он трудится, создает семью и воспитывает детей, занимается общественными делами, увлекается творчеством, имеет различные «хобби». В период акмэ люди устанавливают многообразные связи с миром, дружат и любят, получают максимум впечатлений, полноценно реализуют свои способности. Это время, когда человек максимально адаптирован к миру, самостоятелен и обладает всеми правами.

Зрелость отличает ставший, сформировавшийся образ Я. В детстве человек занят внешним миром, в юности он только ищет себя, а в зрелости же он, как правило, уже «себя нашел» - знает свои плюсы и минусы, не мечется от тоски к восторгу по поводу собственной персоны, умеет и успокоить себя и, если нужно, простимулировать к активности - обладает высоким уровень саморегуляции.

Зрелость – возраст прагматический. Теперь человек должен обеспечивать себя и свою семью, заботиться о детях, а, возможно и внуках, помогать престарелым родителям, поэтому он активно ставит практические цели, реализует их, бьется за хорошие материальные условия, проявляет изобретательность в вопросах обустройства хозяйства и выстраивания успешной карьеры. Романтические мечты и иллюзии оставлены в юности, жизнь перешла на утилитарные рельсы: взрослый уже знает запреты, которые ставит перед ним общество, и не склонен придавать таинственность ни мимолетной улыбке, ни туманным словам, ни луне на небе, ни красивой мелодии.

Эмоциональность зрелого человека обычно снижена по сравнению с юностью, зато проявлены и обострены логические способности, широка эрудиция, наработаны профессиональные умения. Зрелые люди отчасти теряют способность к игре. Я имею в виду детскую игру самоценную и бескорыстную, в которую играют исключительно ради удовольствия. Зато азартные игры, имеющие возможность выигрыша, вполне присущи зрелости. Искусство в это время тоже отходит на второй план – на художественные галереи и театры у замотанного работой и домом человека порой просто не хватает времени.

Зрелость – самый нефилософский возраст. Людям некогда задумываться о судьбах мироздания, они слишком захвачены отношениями с ним. О смерти зрелый человек тоже вспоминает мало – лишь тогда, когда нужно хоронить умерших родственников, но и тогда на первый план выдвигаются организационные хлопоты и юридические формальности.

Мне не хотелось бы, конечно, чтобы читатели решили, что любой зрелый человек – это такой холодный утилитарный монстр. Все люди – разные, и многие сохраняют во всей своей взрослой жизни лучшие черты детства и юности: есть вечные мечтатели, вечные философы, вечные сказочники, мы лишь выделяем и описываем те характерные черты, которые время и обстоятельства сообщают человеку в ходе его личной темпоральной истории.

Стоит заметить, что, проживая свой зрелый период, лет эдак после сорока, человек нередко начинает скучать и видеть действительность в серых красках. Окружающее примелькалось ему, и он не ждет уже от судьбы никаких ярких позитивных впечатлений. Психотерапевты рекомендуют в этом случае немножко помедитировать – вспомнить какой-нибудь красивый яркий день своей юности или детства и как бы прожить его заново. Это обновляет восприятие и помогает вновь замечать вокруг себя красоту и загадочность мироздания.

В зрелом возрасте – как и в любых других возрастах – далеко не все люди вполне приспособлены к жизни. И дело не только в экономической бедности, а еще и в психологических установках. Фигура невротика, скованного внутренне и трудного во внешнем общении, отнюдь не является выдумкой психотерапевтов. Это довольно большая часть населения любой развитой страны, где люди вечно спешат, соревнуются за место на вершине социальной пирамиды, бояться потерять работу и деньги, придерживаются эгоистических позиций. Невротики чувствуют себя не понятыми и не оцененными миром, находятся в состоянии постоянной тревоги, не умеют любить, действуют по навязчивым схемам. Таким образом, сам по себе зрелый возраст не избавляет от всех проблем, хотя разумному и здравому человеку он дает шанс самостоятельно искать и находить способы максимальной гармонизации своей жизни.

Старость наступает после шестидесяти пяти и становится последним этапом, в рамках которого человек продолжает свое существование вплоть до кончины. Старость – это единственный способ жить долго, другого человечество пока не придумало. Главное, что происходит в старости – это затухание функций организма, постепенное ухудшение здоровья, которое приводит к неспособности трудиться, и изменение внешности.

В истории человечества общество очень по разному относилось к старикам. В примитивных и бедных обществах, где рождается много детей, которых надо поднять на ноги, а средств на всех не хватает, старики оказываются балластом. Тогда их уничтожают или они сами добровольно расстаются сначала с семьей, а потом и с жизнью. Именно такой уход от жизни и от мира мы видим в традиционном образе индийского саньясина - патриарха семейства, который, увидев, что не может быть полезен, по собственной воле уходит в лес – чтобы не мешать молодым.

А в тех архаических обществах, где особо важен опыт, передаваемый из поколения в поколение, старики, напротив, рассматриваются как «золотой фонд» рода или племени, который надо охранять и к которому прислушиваться. Так у большинства горских народов старики в почете – они знаю все тайны гор.

В современном социуме статус старого человека зависит прежде всего от его материальной обеспеченности. Если старик слаб и беден, он оценивается как «выпавший из жизненных бегов», как аутсайдер, и жизнь его чаще всего незавидна. Если же старый человек богат или просто хорошо обеспечен, то он, напротив, может быть оценен как «свободный от жизненных бегов», как тот, кто наконец-то может заняться не заработками, а тем, чем он хочет: рисовать, писать романы, ездить в путешествия по миру. Если в обеспеченной старости сохранять здоровье, она может принести еще много разнообразных радостей и удовольствий, о которых, возможно, даже не приходилось мечтать в молодости.

Старость характеризуется свершенностью судьбы, воплощенной в результатах труда. Как правило к этому времени человек уже, образно говоря, «построил дом, посадил дерево и родил сына», то есть реализовал свои силы и способности в разных областях. Это вызывает спокойствие и удовлетворение, ощущение выполненного долга. Кроме того в субъективной форме накоплен опыт, который старые люди стремятся передать новым поколениям – детям и внукам. Поскольку в старости человек чаще всего становится немощен, он отходит от активной профессиональной и социальной деятельности. Пенсионные законы разных стран по-разному определяют время, когда граждане выходит на пенсию, но в большинстве случаев при хорошем самочувствии старики могут продолжать в разных формах участвовать в общественной жизни. Большие возможности самореализации сохраняют в старости люди творческих профессий – писатели, художники, ученые-теоретики, чье творчество не зависит от большого количества превходящих условий.

Весьма печальным переживанием старости является понимание сужения временной перспективы: действительно старый человек понимает, что может прожить еще 5-10 лет, но дольше – вряд ли. В старости нет того чувства «бесконечных горизонтов», которое так вдохновляет молодость.

Разные люди очень по-разному переживают состояние старости. Здесь могут наблюдаться крайности. Так одни старики увлечены прошлым, настоящее их совсем не интересует, другие, напротив – живут сегодняшним днем и по-прежнему строят планы; одни легко принимают свой новый облик, полагая, что морщины и седина – это нормально, это просто знаки возраста, другие стремятся непременно сохранить молодой облик, и порой прибегают при этом к самым разным средствам - от обычной гимнастики до косметических операций. Наверное, золотой серединой оказывается мудрый подход, при котором человек стремится не стареть ни телом, ни душой, но в то же время не молодится искусственно, не играет «под девочку» или «под мальчика», вызывая смешки младших поколений. Почти все приходится привыкать к болезням как к норме, приспосабливаться пить много лекарств и постоянно поддерживать здоровье. Некоторые люди находят реальные плюсы в состоянии старости: это умение разбираться в жизни, свободное время, обнаружение красоты природы, которая проявилась тогда, когда страстные искания молодости отошли в прошлое. В старости люди пишут мемуары, читают книги, гуляют – делают то, что прежде откладывали «на потом». У старости есть только один фундаментальный минус – она тоже кончается.

Глава 1. Детство

Детство, детский возраст- период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует - для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Общество предъявляет свои требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Хотя общественные институты ориентированы на нужды человека каждого возрастного периода, детство в современных цивилизованных странах выступает как период, требующий от общества особого внимания в сфере охраны здоровья, физического, умственного и духовного развития, а также обеспечения социальной защиты ребенку. Эта ответственная позиция государства и общественности связана не только и не столько с культурой гуманистических ожиданий, но и с насущной необходимостью готовить смену поколений именно в сенситивный период детства. Отсюда задача охраны материнства и детства, обеспечение детей дошкольного возраста государственными детскими садами и частными заведениями, обеспечение условий для начального обучения.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивает своя особая социальная ситуация: одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Однако как бы ни складывались индивидуальные условия развития ребенка, он проходит путь, приближенный к некоторым общим тенденциям развития во все основные периоды детства. Обратимся к рассмотрению этапов наиважнейшего возраста, определяющего во многом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека.

1.1. Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

1.2. Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.

1.3. Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным, по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Юность

Юность (Период жизненного самоопределения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь)

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении, о себе в этом возрасте.
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: для студентов характерны нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.п. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой студентов младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности. Важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи является регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.