Имидж образовательного учреждения. Энциклопедия маркетинга

Имидж образовательной организации является одним из решающих факторов при формировании положительной ориентации потенциального учащегося на получение образования в определенном учебном заведении. Для того чтобы у образовательного учреждения сформировался благоприятный для его дальнейшего функционирования имидж на современном рынке образовательных услуг, необходимо определить свои слабые стороны и преимущества для выявления приоритетов и стратегии будущей деятельности.

Сущность имиджа образовательной организации

Возникновение огромного количества различного вида образовательных учреждений, следствием чего стала возможность выбора родителями и учащимися места получения образование, а также нормативно-подушевое финансирование и послужили причиной втягивания общеобразовательных учреждений в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, педагогов, гранты разнообразных фондов и организаций, а также расположение высших учебных заведений, окружающего социума и т.п.

В такой конкурентной среде образовательные организации начали прибегать к ценовым и неценовым формам конкуренции, а именно: качество, комплексность, условия предоставления, а также стоимость предоставляемых образовательных услуг.

Определение 1

Имидж образовательного учреждения представляет собой эмоционально окрашенный образ учебного учреждения. Зачастую он сформирован сознательно, а его характерные свойства направлены на оказание психологического воздействия определенной направленности на целевую аудиторию. Таким образом можно сказать что имидж – это одновременно и способ воздействия на сознание людей, и своеобразный социально-психологический стереотип.

У любого образовательного учреждения есть имидж, независимо от того каким образом его формируют и работают ли над ним вообще. Однако, не стоит забывать о том, что гораздо выгоднее для организации регулярно заниматься созданием благоприятного имиджа, чем потом восстанавливать свою репутацию.

Имидж является своеобразным способом достижения стратегических целей организации. Как бы этого не хотелось, но положительный образ не появляется и не существует сам по себе. Создание положительного имиджа вынуждает прибегать к целенаправленной и стабильной работе. Ключевыми нюансами плана по формированию положительного образа являются внешний и внутренний имидж образовательного учреждения. Однако это вовсе не означает, что остальные факторы не имеют никакого значения.

В чем заключается необходимость формирования имиджа?

В настоящее время огромное количество предприятий и учреждений уделяют огромное внимание вопросам стратегического управления имиджем своей организации, и это все вполне обоснованно. Результатами множества исследований, проведенных западными учеными, была доказана взаимосвязь между положительным имиджем организации и ее финансовых показателях деятельности. В условиях жесткой конкуренции на рынке такие параметры, как бренд, имидж, репутация уже давно стали нематериальными активами предприятия, которые помогают ему достигать поставленных целей и не останавливаться на пути своего развития.

Рисунок 1. Причины формирования имиджа образовательной организации. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Именно поэтому множество организаций, в том числе и образовательных учреждений, осуществляют работу, нацеленную на создание собственного имиджа.

Формирование благоприятного имиджа представляет собой длительный и трудоемкий процесс, все компоненты которого находятся в крепкой взаимосвязи друг с другом. Несмотря на сложность деятельности, направленной на повышение имиджа, огромное количество образовательных учреждений день за днем уже на протяжении многих лет работают над созданием благоприятного образа своей организации. Необходимость в данных мероприятиях обусловлена следующими факторами:

  1. Существует острая конкурентная борьба среди учебных учреждений одной территориальной единицы в целях набора учащихся и сохранения контингента.
  2. Сложившийся положительный имидж может значительно облегчить доступ организации, предоставляющей образовательные услуги, к лучшим ресурсам, как финансовым, так и информационным.
  3. В случае, если у образовательного учреждения уже сформирован благоприятный образ, при остальных аналогичных условиях, высококвалифицированные педагоги предпочтут его. Это обосновывается уверенность в большем уровне стабильности, социальной защиты, а также удовлетворенности трудовой деятельностью и развитием, как специалиста.
  4. Уже закрепившийся за организацией положительный имидж дает ощущение формирования учебным учреждением определенной силы, что подразумевает создание резерва доверия ко всему, что происходит в стенах организации, инновационные мероприятия в данном случае не станут исключением.

Основные компоненты и этапы формирования имиджа образовательного учреждения

Определение 2

Зачастую под понятием формирования положительного имиджа организации подразумевают работу, в процессе которой формируется определенный спланированный облик на основе присутствующих в резерве ресурсов.

Проблема создания имиджа образовательной организации касается непосредственно области управления школой и как любое другое управленческое нововведение включает в себя следующие компоненты:

  • Мотивационно-целевой компонент. В него включают изучение потребностей всех субъектов педагогической практики в создании, как внутреннего, так и внешнего имиджа образовательного учреждения. На данном этапе определяют психологическую готовность всех участников процесса к предстоящей работе, исследование уже имеющегося опыта, а также определение задач и целей утвержденного управленческого новшества, результатов его воплощения.
  • Содержательный компонент позволяет дать определение понятию «имидж образовательной организации», его структурные компоненты, их свойства, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления.
  • Технологический компонент является определенной последовательностью этапов воплощения в жизнь данного новшества, технологическую готовность субъекта к предполагаемым изменениям, а также разработку рекомендаций по его использованию.
  • Формирование имиджа является решающим шагом на пути к созданию успешной школы, однако инициатива в данном случае должна исходить непосредственно от самого учреждения.

Для того чтобы не тратить усилия и ресурсы зря и получить максимальный результат от проделанной работы, важно придерживаться следующих этапов формирования имиджа образовательной организации:

  1. Определение миссии. В данном случаем стартом должно послужить осуществление анализа внешней среды. Отрасли по предоставлению образовательных услуг свойственны собственные уникальные правила, поэтому для начала необходимо разобраться с базовой идеей, основной концепцией учебного учреждения. Важно дать объективную оценку своим преимуществам и недостаткам. Сильные стороны следует популяризировать, а недостатки устранять.
  2. Определение целевой аудитории. В случае работы над имиджем важно понимать кто является целевой аудиторией: родители, ученики, социальные партнеры или СМИ. Именно ученики и их поведение является визитной картой учебного учреждения. Родители в свою очередь являются наиболее авторитетными субъектами, на которых следует прежде всего ориентироваться при осуществлении имиджевой деятельности, ведь именно они способны дать объективную оценку организации и внести поправки в сложившееся общественное мнение. Сотрудничество с социальными проектами может послужить подтверждением хорошей репутации учебного учреждения, ведь никто не станет инвестировать финансовые средства в невнятные школьные проекты. СМИ представляют собой средство связи организации с обществом, благодаря им появляется возможность создания благоприятного образа в глазах окружающих.
  3. Планирование. На данном этапе следует уделить внимание разработке определенного плана действий, направленных на формирование имиджа. Сюда можно отнести создание школьной символики, дресс-кода, обучение этике деловых отношений и т.п.
  4. Осуществление запланированных действий.
  5. Проверка эффективности. Данное действие заключается в сопоставлении полученных результатов с поставленными целями.

Замечание 1

Как итог сформированный положительный имидж образовательной организации может послужить неким измерителем уровня развития всего учебного учреждения, оценки перспективности всех его начинаний, зрелости и квалификации всего педагогического состава, а также методической работы в рамках учебного процесса.

Наталья Кравченко
Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования

Тема моего выступления «Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования ».

Считаю, что вопрос на сегодняшний день актуален для многих учреждений. С каждым

годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями

нашего города, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности

расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься

о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась

возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В

данных обстоятельствах создание положительного имиджа дошкольного учреждения представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.

Итак, для начала разберемся с самим термином «имидж » .

Термин «имидж » получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ , представление, изображение . Имидж (англ. image) - образ , т. е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других . Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж , - образ - существовало всегда. По В. И. Далю, «образ - это вид , внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно , но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ ) . Независимо от желаний как самой организации , так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор , играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.

Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица.

Итак, Имидж – это искусственный образ , формируемый в общественном или

индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического

воздействия.

Сегодня явление и само понятие «имидж » приобрело особое значение. С усилением

коммуникативной составляющей в общественной жизни, важность положительного

впечатления, особенно впечатления первого, многократно возрастает. Положительный имидж образовательного учреждения позволяет более продуктивно взаимодействовать с

общественностью, с потенциальными потребителями образовательных услуг ; он помогает

эмоционально окрашивать образ учреждения , положительно воздействовать на сознание

людей, ретранслироваться через их оценки во внешнюю среду, и в конечном итоге – достигать поставленных целей.

Вывод : важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами :

Конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и

сохранение контингента;

Сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных : информационным, финансовым, человеческим и т. д. ;

Имея сформированный благоприятный имидж , ДОУ при иных равных условиях

становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может

обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность

трудом и профессиональное развитие;

Устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему

происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Организациям и руководителям образовательных учреждений заинтересованных проблемой положительного представления себя в сфере образования придется заняться изучением своего имиджа и работой над ним .

Как пишет известный западный специалист по проблемам организационного имиджа Т .

Гарбетт, «. имидж компании : контролируйте его, или он будет контролировать вас». Поэтому постоянная забота об имидже дошкольной образовательной организации выступает как одна из важнейших функций управленческой деятельности руководителя.

Положительный имидж начинается с образа руководителя (его образование , какое учебное заведение закончил, на чем специализировался, научные работы, которые ему принадлежат, где работал в прошлом, внешний вид).

На втором месте стоит образ персонала (научный статус, личностные характеристики, профессионализм, уровень владения материалом). Необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа , находящихся в его компетенции.

Наконец, большое внимание должно уделяться плате за обучение и ее соответствию качеству преподавания . Большое значение имеет уровень комфортности, стиль пространственно- архитектурной среды и внешняя атрибутика.

В повседневной практике любое учреждение сталкивается с параллельным

существованием трех различных типов имиджа : идеального, зеркального и реального.

Идеальный имидж – тот , к которому организация стремится . Он отражает планы на

будущее, основные цели деятельности.

Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и

значимости организации в обществе . При этом зеркальный образ в представлении

персонала и руководства организации должны совпадать .

Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей

имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов.

Создание положительного имиджа детского сада , приобретение его высокой репутации является сложным и длительным процессом.

Итак немного об этом процессе :

Во-первых, нужно определиться с базовой идеей образовательного

учреждения. Ее можно назвать также «концепцией» , «миссией» , «изюминкой» .

Второе – определение целевой аудитории. На этом этапе необходимо

определить, какую целевую аудиторию, хотелось бы привлечь в союзники.

Собственно, здесь мы должны привлечь все четыре группы - это воспитанники,

родители, СМИ и социальные партнеры.

Как ни странно главными «пиарщиками» образовательного учреждения являются выпускники. Память о детском саде хранится долго, и если тот образ , который сложился у ребенка по окончании образовательного заведения , малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно воспитанники, еще находясь в ДОУ, затем, учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения : то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний, напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ.

Слайд 10 - 16.

Родители воспитанников - это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОУ. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе . Например : в нашем учреждении родители хотели, чтобы были разнообразные кружки дополнительного образования . Мы их организовали .

Социальные партнеры тоже, как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию.

Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между ДОУ и обществом : именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Третий этап – планирование. На третьем этапе происходит разработка

конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа . Условно их можно

разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относится создание дошкольной символики , разработка

дресскода (стандартов одежды, обучение этике деловых отношений, здесь важно помнить, что открытость и демократичность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.

Внешние мероприятия - это трансляция целей и деятельности дошкольного

образовательного учреждения для внешних «потребителей» , а именно для родителей, социальных партнеров, СМИ (интернет - сайты) . Это создание и регулярное пополнение

сайта ДОУ, акции, письменные и устные контакты, включая информирование

крупномасштабных проектах, исследованиях, - то есть во всех мероприятиях,

имеющих широкий общественный резонанс.

Четвертый этап - мотивация членов образовательного сообщества . Естественно,

не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет

себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную

пользу принесут ему эти изменения.

Ну и конечно же, когда проведен ряд мероприятий, необходимо провести анализ

соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным

условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников

подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит : «Мне дорога наша репутация» , демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации , но и важность усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Дошкольное учреждение – открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально – образовательная система , о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова «конкурентоспособность» , «сегмент рынка» , «образова-тельная услуга » и. т. д. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный компонент методического продукта ДОУ и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения . Процесс формирования вну-треннего имиджа , на первый взгляд, не заметен, поскольку складывается из отношения сотрудников к работе и их эмоционального настроя. Он также влияет на репутацию уч-реждения, как и видимые аспекты имиджа , ведь именно персонал детского сада выстра-ивает отношения между ДОУ и родителями. Личность педагога – один из основополага-ющих факторов , формирующих имидж ДОУ . Методическая работа, организованная в ДО №11 МБОУ «Гимназия №6» , направлена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных проблем, успешную са-мореализацию. Педагог, систематически участвующий в конкурсах профессионального мастерства, разрабатывающий авторские методики, программы, которые публикуются в сборниках методических материалов, на сайтах имеет возможность развиваться как личностно, так и профессионально. Благодаря этому он сумеет подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, подтверждающей более высокий уровень, что благоприятно влияет на качество воспитательно- образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Мероприятия по формированию внутреннего имиджа ДО среди его сотрудников предусматривают :

Слайд 19 – 22.

– конкурсы профессионального мастерства («Педагог года в ДО №11» );

– открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности ;

– конкурсы методических разработок;

Слайд 25-26.

– семинары-практикумы, участие в работе ГМО.

Слайд 27 – 30.

Важным аспектом внутреннего имиджа ДО № 11 является работа педагогов с родителями воспитанников, которая включает в себя :

Проведение родительских Всеобучей, конференций;

Слайд 31-32.

Участие родителей в традиционных праздниках «А ну-ка, бабушки» , «Мама, папа, я – спортивная семья» ;

Слайд 33-38.

Участие в конкурсах «Лучшая площадка ДО» , смотр – конкурс «Я и школа» , конкурс театральных постановок, конкурс чтецов.

Я считаю, что цель создания имиджа состоит не в обретении образовательным

учреждением известности, а в обеспечении положительного отношения к нему. Его

основой являются наджность, порядочность, гибкость, культура и социальная

ответственность.

Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического

комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым –

проявить себя профессионально. Внешний положительный корпоративный имидж -

согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения.

Имидж – хрупкое явление : достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.

Можно сделать вывод, что существующий уровень качества образования и создание

положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения являются в одинаковой степени очень важными. В настоящее время условия, в которых находятся образовательные учреждения таковы , что они не оставляют резерва времени для эволюционного, естественного формирования имиджа , как он складывался естественным традиционным путем ранее. Имидж образовательного учреждения без организации работы и стоящих за ним ценностных установок, не будет прочным, не станет «кирпичиком» традиции; а именно это является необходимым условием продвижения в проблемном поле образовательных услуг .

Слайд 39. Спасибо за внимание!

На вопрос, какие преимущества предоставляет положительный имидж и репутация компании дает ответ исследование Hill &Knowlton и The Economist Intelligence Unit . Обработав ответы 175 руководителей крупнейших компаний из разных стран мира, исследовательское агентство пришло к выводу, что прежде всего, это:

  • возможность привлечения и удержания сотрудников (59%);
  • увеличение доли продаж (51%);
  • возможность развивать стратегическое партнерство (44%);
  • возможность продавать продукцию по более высокой цене
  • (38%).

Очевидно это важнейшие цели, стремление к реализации которых ставят перед собой эффективные руководители и стремящиеся в высокой конкурентоспособности компании.

Какие именно факторы способствуют позитивному имиджу поводило оценить еще одно исследование. По мнению зарубежных специалистов (опрос проводило агентство Ernst & Young ) лидирующим по значимости фактором, обеспечивающим хорошую репутацию, является:

  • «осуществление корпоративной стратегии» (6,4 балла значимость фактора из 7 возможных);
  • «доверие к руководству» (6,16 балла);
  • «качество корпоративного управления» (5,92 балла);
  • «способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников» (5,77 баллов);
  • «инновации» (5,61 балл) и «опыт высшего руководства» - 5,6 балла.

Аналогичные опросы отечественных специалистов (исследование проведено агентством по коммуникационным стратегиям PBN Company ) показали, что на первые места руководители компаний ставят:

  • Качество продукции и услуг компании 86%;
  • Позицию компании на рынке и харизматичность руководителя по 77%;
  • Известность компании 73%;
  • Финансовое состояние компании и информационная открытость по 68%;
  • Публичность компании и привлекательность образа руководителя по 64%.

В данном разделе используем метод дедукции, построив анализ по принципу от общего к частному: прежде всего, более подробно рассмотрим факторы, влияющие на формирование имиджа субъекта или объекта (применительно к предприятию, организации, конкретной личности, товару, услуги), затем выделим факторы, имеющие наибольшее значение для формирования имиджа образовательной организации.

Итак, предварительно проведем обзор существующих подходов к систематизации факторов.

1. Внешние и внутренние факторы формирования имиджа

Рассмотрим это деление на примерах различных отраслей. Применительно к имиджу сервисных организаций Москвина И.А. и Моисеева Н.К. приводят следующие составляющие внутренних факторов:

  • имидж страны;
  • имидж торговой марки;
  • имидж отрасли;
  • профессиональные ценности;
  • имидж маркетинговых посредников;
  • деятельность конкурентов;
  • предыдущий опыт общения с компанией;
  • имидж, сложившийся у сотрудников;
  • имидж, сложившийся у внешних групп корпоративной аудитории;
  • устные неформальные коммуникации (популяризация).

Авторы подчеркивают, что указанные параметры рассматриваются как имиджевые факторы оценки, которые проявляются в качестве «регуляторов поведения сотрудников и потребителей» и отражающиеся «в их сознании, прежде всего, как оценочные феномены», «ориентирующие на то, в какой мере можно сотрудничать с фирмой, а в какой - нежелательно».

Аналогичный подход классификации (с выделением внутренней и внешней среды) предлагают Ветитнев А.М. и Волынец Е.А. Их работы раскрывают особенности имиджа в санаторно-курортных организациях . Исследования авторов направлены на определение структуры имиджа, состоящей из комплекса компонентов (факторов). Прикладной характер исследований определяется задачей, связанной с оценкой влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг.

  • ? Имидж санаторно-курортной услуги (связан с представлениями людей об уникальных характеристиках, особенностях предоставляемых организацией услуг). Основные атрибуты имиджа: ценность для здоровья, отдыха, уникальные характеристики курортной зоны, лечебные факторы. Дополнительные (подкрепляющие) атрибуты: цена услуг, условия платежей, соотношение цены и предполагаемой выгоды от услуги.
  • ? Имидж персонала (обобщённый образ персонала, включающий наиболее характерные для него атрибуты: компетентность, культура, социально-демографический профиль).
  • ? Имидж руководителя организации (индивидуальный имидж руководителя, как персоны, включает следующие основные атрибуты: профессиональные достижения, личностные характеристики, социально-демографические характеристики, лидерские качества, форма поведения в определённых ситуациях).
  • ? Корпоративная культура(система ценностей организации, её взаимоотношения между внешней и внутренней средой).
  • ? Имидж-коммуникации (методы и средства, формирующие имидж организации, включают совокупность сигналов, исходящих от компании в адрес различных контактных аудиторий).
  • ? Бизнес-имидж (деловая репутация организации или общее сложившееся мнение о качествах, достоинствах, недостатках организации в сфере делового взаимодействия).
  • ? Характеристика отдыхающих (включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристиках потребителей, составляющих целевую аудиторию санаторно- курортной организации).

По мнению авторов, корпоративный имидж и соответственно корпоративная репутация организации у различных групп общественности соответствуют представлениям, основанным на информации, поступающей по каналам имидж- коммуникаций, и включают совокупность убеждений и ощущений, которые связаны с данной организацией.

Индикаторами основных компонент имиджа определяются в результате опроса клиентов по следующим вопросам:

Имидж услуги - Насколько в целом оправдались ожидания от данного санатория?

Имидж персонала - Какова компетентность, грамотность персонала?

Имидж руководителя - Каков имидж руководителя здравницы?

Корпоративная культура - Оценка фирменного стиля (буклеты, рекламные материалы, логотип).

Имидж-коммуникации - Соответствуют ли услуги рекламным сообщениям?

Бизнес имидж - Какова оценка репутации и надёжности здравницы бизнес-партнерами?

Характеристика отдыхающих - Каковы характеристики и статус отдыхающих в здравнице?

На вопрос, какие именно из перечисленных внешних и внутренних факторов оказывают наиболее весомое влияние на имидж, дают ответы результаты опросов зарубежных и отечественных экспертов.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о взаимосвязи репутации и имиджа, которые являются отражением деятельности организации. Именно высокие экономические результаты и позитивный имидж демонстрируют эффективность бизнес-процессов предприятия или организации.

Имидж формируется как интегральный показатель и непосредственно зависит от объема и качества информации, поступающей через коммуникационные каналы к целевой аудитории.

Любое предприятие или организация должны контролировать восприятие представителями целевых аудиторий ее имиджа так как «корпоративный имидж и репутация образуют первый и вторые этажи структуры любого бизнеса, над которыми достраивается все остальное» . Не менее актуальна эта задача для образовательных организаций, особенно высшей школы, поскольку процессы образования и воспитания обеспечивает реализацию приоритетных направлений развития любого государства. Главной целью образования является приращение ценности человека как личности, как работника, как гражданина. Поэтому вопрос формирования имиджа применительно ко всей системе образования Российской Федерации - вопрос не тривиальный и значимый. Реформы отечественной системы образования сделали ее более открытой, повысив интенсивности обмена информацией с внешней средой. Коммуникативная функция, которая реализуется через двустороннюю связь по каналу «образование - окружающий мир» стала более интенсивной, поскольку образовательные организации, стремясь к выполнению коммуникационных задач, стали большее внимание предавать работе сайтов, внутренних и внешних СМИ, проводить мероприятия, которые влияют на формирование позитивного имиджа.

Интенсивный процесс формирования единой информационной среды общества, расширяющий возможности развития личности, потребовал обладания знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Результатом активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни значительно возрастает необходимость постоянного обновления и пополнения знаний, повышения квалификации. В связи с этим образование превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. На современном этапе развития человеческого общества образование выходит за рамки отдельных государств и получает статус международного института. Таким образом, можно заключить, что сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро - и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. Авторы монографии «Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации» отмечают, что необходимо оценить влияние имидж отечественного высшего профессионального образования изменений, которые произошли в этой сфере. Проведенные авторами исследование, результаты которых изложены в монографии, отражают результаты научного осмысления и анализа сущности, значения и специфики структуры имиджа в высшем образовании. Исследования позволили разработать комплекс рекомендаций по целенаправленному управлению имиджем высшего профессионального образования РФ как единой системы, выполняющей важнейшие социально-экономические функции.

  • 1) уточнения понятия «имидж» применительно к системе образования;
  • 2) разработка матрицы классификации имиджа в высшем образовании (табл. 2);
  • 3) определение структура имиджа высшего образования, с подробным описанием элементов всех входящих в нее подсистем.

Под имиджем высшего образования авторы предлагают понимать «устойчивый эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт» . Под образовательным продуктом авторы понимают:

  • образовательные программы, сопровождаемые материально- техническим и методическим обеспечением;
  • выпускников образовательных организаций, обладающих сформированным в процессе обучения профессиональными компетенциями (знаниями, умениями и навыками владения).

Аналогично выделенному нами ранее принципу деления основных факторов влияния на имидж на внутренние и внешние, в образовании это деление также имеет место. Кроме того, сам имидж может характеризоваться как внешний и внутренний. Внешний (международный) имидж представляет собой образ национальной системы образования, сложившийся за рубежом. Он тесно связан и оказывает взаимное влияние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования необходим для повышения конкурентоспособности отечественных образовательных структур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, увеличения программ международного обмена в сфере высшего образования .

Внутренний имидж высшего образования представляет собой образ системы высшего образования, сложившийся в сознании наших соотечественников.

Специалисты подчеркивают, что имидж высшего образования является продуктом массового сознания, в связи с этим весьма изменчив и зависит от системы преобладающих в обществе и отдельных общественных группах ценностей.

Этот тезис иллюстрируется изменениями к восприятию высшего образования и его обладателям в различные исторические периоды. Колебания уровня престижности образования, отношения к выпускникам вызов, учителям и преподавателям образовательных организацией имели место в нашей истории. Кроме того, как известно в одних социальных группах образование котируется высоко, у других - интерес к образованию имеет лишь конъюнктурный характер. И это относится как к внутреннему, так и внешнему рынку образовательных услуг вузов России.

Коллектив авторов указанной монографии предложил матрицу факторов, влияющих на имидж и видов имиджа, сформированные под воздействием указанных факторов в образовании. В таблице 2. представлены примеры проявления выделенных видов имиджа применительно к указанным факторам. Как уже отмечалось, авторы предложили структуру имиджа высшего образования, состоящую из четырех основных подструктур. К ним относятся: имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях; имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования; имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования; имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования. Следует подчеркнуть, что задача авторов монографии была нацелена на описание всей системы образования в России. В связи с чем имидж преподавателей анализировался применительно ко всей системе в цело - имидж преподавателя в России, имидж российского студента.

Наша задача несколько иная и носит конкретный прикладной характер, с подобной задачей сталкивается каждая образовательная организация - оценить имидж конкретного вуза, проанализировав влияние всех определяющих его факторов.

В рамках данного исследования наиболее интересен второй элемента - имидж вуза, а также третий и четвертый - имидж преподаватели и имидж студентов, которые логично рассматривать внутри комплексного интегрального показателя конкретного образовательного учреждения.

Как отмечают специалисты понятие «имидж вуза» сравнительно недавно начало использоваться в России. Связано это с возникновением рыночных отношений в образовании, появлением коммерческих вузов и внебюджетных мест приема абитуриентов в государственных вузах. Процесс коммерциализации образования усилил процесс конкурентной борьбы. Конкурентоспособность наряду с имиджем стали характеристиками, необходимыми для вузов с целью их дальнейшего развития, а в последнее время и с целью сохранения вуза и его научнопедагогического коллектива.

Практика подтолкнула к развитию теорию: в 1990-2000-х гг. появляется все более количество работ, теоретически обосновывающих понятийный аппарат в области конкурентоспособности и имиджа применительно к образованию.

Карпов Е.Б. предлагает понятие - имидж образовательной организации, определяя его как «социально-психологический феномен, имеющий свои закономерности формирования и функционирования» .

Зуева Е.И. предлагает свое определение имиджа вуза: «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» .

Таблица 1.3.1.

Матрица факторов, влияющих на формирование имиджа - видов имиджа системы ВПО 102

Детерминантные -

принимающие конкретные числовые значения и характеризующие количественные показатели.

Фактический имидж ВПО - имидж, сложившийся в текущий момент времени, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторий, анализа характера публикаций о ВПО в СМИ.

Планируемый имидж - целевой имидж, положенный в основу системы формирования имиджа ВПО при необходимости коррекции с учетом выявленных оценок и представлений представителей целевых аудиторий.

Структурные - не

имеющие числовых значений, но характеризующие взаимодействия между ними как элементами общей системы.

Внешний имидж - 1) имидж, сложившийся в кругах внешних целевых аудиторий, например, работодателей, абитуриентов и их родителей или имидж; 2) международный имидж.

Внутренний имидж - 1) имидж ВПО, сложившийся в сознании внутренних целевых аудиторий, т.е. работников этой системы;

2) имидж ВПО в конкретной стране

Вероятностные-

характеризующие имидж и определя-

Положительный имидж - формируется путем использования факторов, формирующих у целевых аудиторий положительный образ к имиджу подсистем или общему

Факторы, влияющие на формирование имиджа

Виды имиджа ВПО, сформированные иод воздействием указанных факторов

ющие его качественную оценку.

имиджу системы ВПО.

Отрицательный имидж - фактический, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторийили планируемый(«черный PR»), имеющий целью снизить конкурентоспособность по сравнению с альтернативными внутренними или внешними системами образования.

Логическая - объединяет факторы, которые формулируются как элементарные высказывания.

Реальный имидж - формируетсяна основе реальных, существующих фактов, явлений, событий имеющих место в системе ВПО, определяется качеством системы и тесно связан с конкурентоспособностью.

Мифический имидж - сформирован на основе не существующих факторов, а придуманных, мифотворчества, с целью привлечения внимания представителей целевых аудиторий путем разработки различных коммуникационных проектов, нацеленных на реализацию стереотипов и архетипов представителей целевой аудитории.

Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

Дагаева Е.А. предлагается несколько определений имиджа высшего учебного заведения в своих работах -

  • 1) «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций» ;
  • 2) «оригинальный, трудноимитируемый и труднозаменяемый ресурс и система представлений, как о внешних, так и о внутренних характеристиках вуза» .

Звездочкин Ю.Ю. и Сербиновский Б.Ю. утверждают, что «это собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престаж, репутацию образовательного учреждения, которые целенаправленно или невольно формируются и поддерживаются инструментами рационального и эмоционального воздействия на людей, отдельные профессиональные и непрофессиональные группы, широкую публику и общественность, создает дополнительные неощущаемые потребителем ценности, способствующий достижению успеха в деле, приобретению конкурентных преимуществ и укреплению позиций на рынке образовательных и научных услуг» .

Панкрухин А.П. предлагает краткое и емкое определение: «Имидж образовательного учреждения - это нематериальные активы, которые принадлежат ему на правах собственности и используются в течение длительного времени в образовательной деятельности вуза» .

Как показывают представленные примеры, исследователи приводят различные трактовки имиджа вуза, но существенных разногласий у авторов нет. Обоснованием для использования различных подходов к данному понятию является сущность изучаемого объекта - имидж вуза представляет собой сложный многофакторный феномен, кроме того каждый из авторов формулирует определения рассматриваю проблему через призму своей конкретной исследовательской задачи.

Например, Карпов Е.Б. предлагает рассматривать имидж вуза с позиции;

  • качества и востребованности на рынке образовательной услуги;
  • способов продвижения и планирование PR-кампаний;
  • взаимоотношения между представителями вуза и студентами и их родителями;
  • кадрового и научного потенциала вуза;
  • состояния учебно-материальной и научной базы .

Дагаева Е. А. выделяет следующие факторы формирования имиджа вуза:

  • образовательные услуги, с учетом востребованности направлений подготовки, качества преподавания, стоимости предоставляемых услуг и т.п.;
  • ППС (их внешний облик, социально-демографические характеристики, общий культурный уровень и компетентность);
  • основатель/руководители вуза (внешний облик, социальнодемографические характеристики, психологические характеристики);
  • студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);
  • внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);
  • визуальные характеристики вуза (архитектура, дизайн интерьера, элементы фирменного стиля, внешний облик персонала).
  • социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза) .

Даниленко Л.В. считает, что к числу основных составляющих имиджа, необходимо отнести:

  • известность и репутацию образовательного учреждения;
  • скорость реагирования на изменения запросов потребителей;
  • инновационный потенциал и его реализацию;
  • престиж образовательных программ;
  • рекламную политику образовательного учреждения;
  • уровень развития и характер зарубежных связей;
  • финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус ио.

Пискунова Т.Н. предлагает рассматривать следующую структуру имиджа:

  • образ руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));
  • качество образования (показатель «знания-умения-навыки», соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познава- тельность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  • стиль образовательного учреждения (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность образовательного учреждения, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);
  • внешняя атрибутика;
  • образ персонал (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  • цена на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  • уровень психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды образовательного учреждения - компоненты: уважение преподаватель-студент; бесконфликтное, духовно обогащающее общение студентов) .

Менщикова В.В. выделяет следующие элементы:

  • история вуза, его традиции, репутация;
  • личность ректора;
  • особенности паблисити;
  • социальная деятельность;
  • фирменный стиль;
  • этичность деятельности и отношений .

Моисеева Н.К. в структуре имиджа вуза выделяет такие важнейшие компоненты, как

  • 1. Имидж образовательной услуги (представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга);
  • 2. Имидж потребителей образовательных услуг (включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей);
  • 3. Внутренний имидж организации (представления преподавателей и студентов о вузе, основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат);
  • 4. Имидж ректора вуза и научного совета (включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности высшего руководства вуза);
  • 5. Имидж персонала (собирательный, обобщенный образ преподавательского состава, включает профессиональную компетентность, мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная подготовка; культура, коммуникабельность, правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей). Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» вуза, по которому судят об университете в целом.
  • 6. Социальный имидж организации (представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества).
  • 7. Визуальный имидж организации (представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации, к визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью сайта - символика вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна, на сайте вуза можно найти полную информацию о вузе, качественно выполненный сайт и т.д.);
  • 8. Бизнес-имидж организации (представления об организации как о субъекте деловой активности, в качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение) 113.

Поскольку в данном исследовании задача авторского коллектива связана реализацией первого, в определенной степени подготовительного этапа, принято решение предложить комплексный подход, позволяющий несколько упростить анализ столь сложного феномена, каковым является имиджа вуза, выделив три базовых компоненты оценки: материальная составляющая, коммуникационная составляющая и кадровый потенциал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выбор образовательного учреждения родителями. Условия и факторы формирования позитивного имиджа современного учебного заведения. Возможности и влияние PR-технологий на изменение репутации школы как один из способов разрешения обозначенной проблемы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Система визуальной коммуникации дошкольного образовательного учреждения "Ладушки". Фирменный стиль учреждения, состоящий из фирменного блока, логотипа, лозунга. Создание товарного знака. Описание формального и цвето-графического решения, фирменные цвета.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2014

    Бренд образовательного учреждения: понятие, преимущества наличия. Характеристики, атрибуты и отличительные черты брендов образовательных учреждений на мировом и российском рынках. Создание и развитие бренда Южно-Уральского профессионального института.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2014

    Методологические основы маркетингового управления в образовании. Соотношение коммерческой и некоммерческой составляющих маркетинга образовательного учреждения. Анализ миссии гимназии и системы целей. Анализ ее инновационной деятельности и стратегии.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Институциональные основы маркетинговой деятельности. Задачи и предназначение маркетинговой деятельности в современных условиях. Анализ основных показателей деятельности детского учреждения. Обоснование необходимости формирования стратегии маркетинга.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2018

    Анализ показателей определения имижда (репутации) высшего образовательного учреждения. Характеристика совокупности инструментов паблик рилейшнз, используемых в образовательной сфере для формирования благоприятного, эффективного имиджа ВУЗа на примере МГУ.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2010

    Понятийный аппарат маркетинговых коммуникаций. Структура и способы создания фирменного стиля, его роль в формировании имиджа образовательного учреждения. Этапы разработки фирменной символики (герба, логотипа и слогана) для высшего учебного заведения.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2012

    Изучение основных компонентов имиджа высших учебных заведений. Исследование имиджа Красноярского государственного университета методом анкетированного опроса студентов данного ВУЗа. Характеристика рекомендаций для корректировки репутации учреждения.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011