Составить рассказ золотая осень с опорными словами. Сочинение на тему осень. Сочинение по картине «Осень»

Гульнара Бутеева
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень, листопад»

Тема : Составление рассказа по картине «Осень , листопад » .

Обучающие :

Учить подбирать слова – действия и слова - признаки к существительному, пользоваться предлогами;

Учить составлять рассказ по картине об осени по плану , с опорой на картинно - графические схемы ;

Развивающие :

Развивать связную речь;

Развивать у детей координацию движений с речью, и мелкую моторику;

Развивать внимание, память, мышление;

Активизировать словарь по данной теме;

Воспитательные :

Воспитывать культуру устной речи, умение рассказывать неторопливо , обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям;

Способствовать совершенствованию речи, развивать находчивость, навыки поведения в коллективе.

Материалы : изображение осеннего листа , демонстрационная картина «Осень , листопад » , карточки – схемы .

Предварительная работа.

1. Разучивание стихотворений.

2. Беседа по теме : «Осень » .

3. Рассматривание иллюстраций . Наблюдение.

4. Работа со схемами и символами.

Ход занятия.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, какой необычный осенний лист появился на нашем чудо – дереве! Давайте рассмотрим его поближе ! Да здесь нарисована целая история! Может быть, это Осень хочет нам о чем - то рассказать ? Хотите узнать, о чём эта история? (да)

Присаживайтесь, пожалуйста.

Посмотрите, на доске есть схемы – помощники. Они помогут нам составить рассказ по картине .

Рассмотрите внимательно картину . Вы догадались, где происходят события? (в парке) . А как вы догадались? (в парке есть дорожки, клумбы, скамейки) Кто нарисован на картине ? Что делают дети? Какое время года изображено на картине ? Мы с вами знаем, что осень бывает разная . Какая осень на картине ? Почему вы так решили? А еще, ребята, в парке растут разные деревья и кустарники .

Молодцы, вы все правильно сказали.

А чтобы у нас с вами получился последовательный связный рассказ , я предлагаю сделать это по плану.

Сначала мы расскажем о том , какое время года наступило на картине . Затем, о том, какое явление началось? Куда падают листья ? Откуда дворники сметают листья ? Что делают дети и откуда собирают листья ? Что они сделали из листьев ? (по ходу проговаривания показываю на карточки – схемы ) .

Прежде чем начать рассказ давайте вспомним , какие маленькие слова мы с вами знаем, вспомним о словах действиях и словах признаках.

(показываю на таблицу на доске с символами предлогов, слов – действий, слов - признаков)

Я буду показывать на картинку – слово , а вы будете говорить, какое маленькое слово я показала и показывать, с помощью движений, как оно выглядит.

Когда я покажу на слово действие – вы начнете выполнять действия (прыгать, идти или приседать, а если я покажу на слово – признак, вы начнете рассматривать предметы – какие они - в бинокль из ладошек. Готовы? (дети выполняют упражнение «Сделай, как на картинке » ).

В. Вы замечательно справились с заданием, а теперь хотите составить рассказ ?

Ну, тогда вы должны быть очень внимательными, а самому внимательному в конце занятия я вручу вот такое солнышко – смайлик.

1. Какое время года наступило? Скажите хором (ответ : Наступила осень .)

На схеме ваш ответ изображен так. (показываю указкой и говорю)

2. Посмотрите на листья , что началось? Начните со слова начался. Отвечайте хором (Начался листопад ) (работа со схемой)

3. Куда падают листья ? (Листья падают на дорожки , скамейки, клумбы) Давайте ответим в соответствии со схемой.

4. Откуда дворники сметают листья ? (Дворники сметают листья с дорожек и клумб .) (работа со схемой)

5. Что делают дети и откуда собирают листья ? (Дети гуляют и собирают листья со скамеек (работа со схемой)

6. Что они сделали из листьев ? (они сделали из листьев осенний букет ) (работа со схемой)

7. Какой получился букет? (Букет получился очень красивым) (работа со схемой)

В. У нас получился рассказ , у которого есть начало, середина и конец. Начало рассказа обозначено розовым цветом, середина рассказа обозначена желтым цветом, и конец рассказа обозначен синим цветом.

Но у нашего рассказа нет названия , а чтобы его придумать, мы можем обратиться к началу рассказа , о чем здесь говориться? (Осень , листопад )

В. А сейчас послушайте, пожалуйста, рассказ , который у нас с вами получился, будьте внимательны и постарайтесь запомнить его . Во время рассказа я буду показывать на соответствующие символы.

Рассказ воспитателя .

В. Теперь мы расскажем наш рассказ последовательно , рассказывая друг за другом . Те, кто слушают, будьте внимательными, чтобы еще лучше запомнить рассказ .

Физминутка - Пальчиковая игра «Листопад » .

Давайте поиграем в листопад :

Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть

И с ветром дружили они кисти влево – вправо)

Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)

На дереве каждый листок

Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)

И нежную песню шуршит

Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно вправо – влево)

Теперь давайте повторим рассказ по частям . Начало расскажут девочки . Оля, каким цветом обозначено начало рассказа ? Да, верно, начало рассказа обозначено розовым цветом. Алиса, расскажи , пожалуйста, начало рассказа .

А мальчики расскажут середину рассказа . Кирилл, каким цветом обозначена середина рассказа ? Молодец, ты все правильно сказал. Владик, расскажи , пожалуйста, середину рассказа .

А конец рассказа я предлагаю рассказать всем вместе . Максим, каким цветом обозначен конец рассказа ? Да, все верно. Расскажем вместе конец рассказа .

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали

А теперь я предлагаю Сереже (Кириллу Акулову) пересказать весь рассказ по плану с помощью схем. А вы, ребята, слушайте очень внимательно.

Начни, пожалуйста, со слов рассказ называется . (Рассказ называется «Осень , листопад » )

Рассказ ребенка .

Поднимите руку, кому понравился рассказ Сережи (Кирилла Акулова, Владик)

Да, действительно, Сережа (Кирилл, Владик) ты правильно использовал схемы – помощники и твой рассказ получился полным и последовательным.

Итог занятия .

Что мы сегодня с вами делали? (составляли рассказ по картине «Осень , листопад » )

Вы были очень внимательными, старательными и поэтому у нас с вами все получилось.

Сочинение по картине — задание, которое будет не раз встречаться в начальной и средней школе.

Как написать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть и найти ответы на вопросы:

  • жанр картины (пейзаж, натюрморт, портрет)
  • что изображено
  • настроение, отраженное на холсте
  • основные микротемы картины
  • художественно-выразительные средства (композиция, свет, палитра)
  • роль этих средств в выражении авторского замысла и идеи произведения

Сочинение по картине «Осень»

На картине изображена золотая осень.

Деревья печально склонили свои кроны, разноцветные листья кружатся в последнем танце прощального осеннего бала, ковром укрывают землю. Стволы сплелись в причудливую паутину, холодное серо-голубое небо не пропускает теплых солнечных лучей. На заросшей аллее две сороки ищут желуди.

Красивая пора — осень!

А это сочинение по картине «Осень» написал наш одноклассник.

На картине художник изобразил золотую осень.

Ярко-желтые листья украшают деревья, лежат на земле разноцветным ковром. На лесной тропинке прыгают белобокие сороки. Причудливые стволы деревьев напоминают большую паутину. Сквозь ветви видно голубое небо. Оранжевые листья похожи на золотой водопад.

Я люблю осень!

Так как статья пользуется спросом, добавляю еще парочку новых работ наших друзей.

Рассказ о картине Остроухова «Осень» 2016 года.

На картине художник изобразил золотую осень. Осенняя пора самая яркая и красивая.

Деревья одеты в красивый наряд из ярко-желтых, золотых и оранжевых листьев. Листья кружась, падают на землю, складываются в разноцветный ковер. На лесной тропинке сидят белобокие сороки. Сквозь кроны деревьев проглядывает осеннее холодное небо.

Природа засыпает, в лесу тихо, только листья мягко шуршат под ногами, как будто перешептываются вспоминая звонкое лето.

А это сочинение от Сони.

Я вижу загадочный лес. Молодые гибкие клены раскинули свои ветви. Вдали растет дерево, похожее на паука. Вся земля вокруг усыпана разноцветными листьями. Между толстыми стволами деревьев петляет узкая лесная тропинка. На тропинке две любопытные сороки. Они смотрят по сторонам и стрекочут.

Мне очень понравилась картина. Я бы хотела оказаться в этом сказочном осеннем лесу.

Следующее сочинение надо будет написать сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» . Читайте наши рассказы здесь -

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да.

Составление рассказов-описаний по одному предложению развивает образное мышление, совершенствует грамматико-орфографические и речевые умения и навыки учащихся. Что это будет за фраза, решает учитель, исходя из уровня подготовки школьников к данному виду работы, жизненного опыта детей. Важно, чтобы предложение было достаточно ёмким и образным по содержанию. В ходе его анализа необходимо обратить внимание на изобразительно-выразительные средства языка, дать ребятам возможность удивиться богатству и красоте русской речи, тем самым стимулируя желание школьников говорить грамотно, доходчиво, образно, повышая их речевую культуру.

Этапы работы над предложением:

  • внимательное, вдумчивое прочтение;
  • определение темы, сформулированной в нём автором, своего отношения к ней;
  • мысленное представление образа, картинки;
  • словесное «рисование» (сначала с помощью наводящих вопросов, с опорой на зрительный образ - рисунок, репродукция картины, эскиз мелом на доске, используя пункты плана, готового или коллективно составленного, опорные слова и словосочетания, затем - самостоятельно);
  • письменная работа (написание мини-сочинения из 3-7 предложений).

Варианты предложений (темы «Времена года», «Родная природа»):

  • Весёлые солнечные зайчики зажигали морозные узоры на стекле.
  • В мерцающем свете фонаря вихрем кружились колючие снежинки.
  • В маленьких каплях росинок сверкают яркие фонарики. (Г.Скребицкий)
  • Весело шумит за рекой мокрая берёзовая роща. (К.Паустовский)
  • Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов)

Можно использовать и поэтические строчки:

  • В свежем воздухе сверкает
  • Первый чистенький снежок. (И.Майков);
  • И стоит берёза в сонной тишине,
  • И горят снежинки в золотом огне. (С.Есенин);
  • Лето солнышком вкатилось, засияло, засветилось
  • Вишнями, ромашками, лютиками, кашками. (Е.Немежанская);
  • Лист качается узорный
  • В синей луже на воде. (Е.Благинина).

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока развития речи в 4 классе, который наглядно демонстрирует методику работы над мини-сочинением по содержанию одного предложения.

Составление рассказа-описания «Золотая осень»

Задачи:

  • уточнять представления учащихся о характерных признаках золотой осени;
  • отрабатывать навыки построения простых и сложных предложений в устной и письменной речи;
  • развивать внимание, логическое и образное мышление, память, зрительное восприятие учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», картинки, таблицы, листья разных пород деревьев, деформированный текст (каждое предложение - на отдельной полоске бумаги).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Беседа.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Какова была тема нашей экскурсии? (Осенние изменения в природе.)

Рассматривание таблицы на доске, использование картинок.

Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

Как изменились травянистые растения с приходом осени?

Какие грибы мы видели?

На каких растениях мы видели семена и плоды?

Как изменилась окраска листьев на деревьях?

Какое природное явление мы наблюдали? (Листопад.)

На всех ли лиственных деревьях одновременно начинается листопад?

Какие деревья не теряют листву?(Сравнение листьев берёзы, клёна, осины, дуба, сосны, ели, вишни.)

Как изменилась погода осенью?

3. Сообщение темы и задач урока.

4. Работа по теме урока.

Беседа.

Любите ли вы осень?

Чем вам нравится это время года?

Какую осень вы больше любите? Почему?

Почему золотая осень так называется? Как вы думаете?

Работа с деформированным текстом.

Прочитайте текст, расположите предложения по порядку. Выпишите родственные слова, выделите в них корень.

  • 1. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки.
  • 2. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
  • 3. Зашумел в лесу золотой дождь.
  • 4. Летят, скачут, плывут листья.
  • 5. Позолотили они дорожки и тропинки.
  • 6. Ёлочки листочками украсились.
  • 7. Грибы под листиками спрятались.
  • 8. Весело кружит ветер лесное золото.

(По Н.Сладкову)

Физминутка.

Составление рассказа-описания по одной фразе.

На доске: Узкую синюю ленту реки украсили жёлтые листья.

Прочитайте предложение, вдумайтесь в его содержание.
- О чём говорится в предложении?
- С чем сравнивается река?
- Что украшает реку?
- А теперь представьте себе, что вы стоите на берегу этой реки…
- Что вы видите вокруг себя?

Открываются вопросы:

  • В какое время года вы стоите на берегу? Докажите.
  • Какая именно осень? Докажите, что это золотая осень.
  • Какое время суток?
  • Какое небо? Почему оно синее?
  • Какая погода? Как светит солнце?
  • Какая растительность на берегу реки? Почему вы думаете, что на берегу реки стоит лес?
  • Есть ли ветер? Какой это ветерок?
  • Где вы стоите: недалеко от воды или на пригорке, на высоком берегу? Где надо находиться, чтобы река казалась узкою лентою, но и чтобы листья были видны?
  • Нравится ли вам та картина, которую вы сейчас нарисовали словами?

Физминутка.

Составление связного рассказа.

В качестве плана используются опорные слова:

  • золотая осень
  • погода
  • солнце
  • ветерок
  • листья

Вот видите, ребята, всего одна фраза, одно предложение, а как много нам оно сказало! Вы все мысленно нарисовали картину золотой осени.

А теперь посмотрите на эту репродукцию картины. Она вам знакома.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

5. Подведение итогов урока. Беседа.

Что мы делали сегодня на уроке?
- Чему учились?
- Ещё мы учились думать, быть внимательными, видеть красоту и в маленьком листочке, и в большой реке, и в дереве, с которого облетели все листья. Природа прекрасна во все времена года!

6. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к составленному на уроке рассказу.

Литература:

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М.: Просвещение, 1992.

Автор : Светлана Анатольевна Лисейцева, учитель высшей квалификационной категории МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья города Коломна Московской области, стаж работы по специальности - 12 лет.

О себе: Моим девизом в жизни и в работе стали слова молитвы отца Иоанна (Крестьянкина): «Господи! Дай нам силы изменить в нашей жизни то, что мы должны изменить. Дай нам мужество пережить то, что мы не можем изменить. И дай нам мудрость, чтобы отличить первое от второго».

Составление описательного рассказа по сюжетной картине « Золотая осень » .

Задачи : Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине ;

Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.

Развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа .

Уточнять и расширять словарь по теме « Осень » .

Улучшать общую моторику и координацию движений.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Предварительная работа. Экскурсии в осенний парк , рассматривание иллюстраций , сюжетных картинок на тему « Осень » , чтение стихотворений, рассказов, загадок, наблюдение на прогулке.

Материалы : сюжетная картина по теме « Золотая осень »

Организационный момент

Ребята, послушайте стихотворение

Плащ золотистый она надевает ,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет дожди и туманы.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами об осенней поре. Побываем в царстве золотой осени.

Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы «да» или «нет» .

Игра «да» или «нет» .

- Осенью цветут цветы ?

- Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать) .

Молодцы, вы были очень внимательны.

Загадки

1. Слетают с ветки золотые монетки (осенние листья ) .

Какие листья бывают осенью ? (золотые, желтые, багряные, коричневые)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает? (ветер)

Какой ветер осенью ? (холодный, колючий, порывистый, принизывающий)

3. Какое небо осенью ? (темное, облачное, серое, пасмурное, хмурое, покрытое тучами)

4. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут (дождь)

Дождь, какой осенью ? (холодный, моросящий, мелкий , осенний )

Чем пахнет осень ? (грибами, хвоей, прелыми листьями )

Физкульминутка.

Ребята, обратите внимание какую красивую картину подарила нам осень .

- Рассмотрим картину .

Какое время года изображено на картине ? (золотая осень )

Как вы догадались? По каким приметам?

Какие стоят деревья в лесу?

Что же происходит с травой, цветами? (цветы вянут, трава желтеет )

Что еще изображено на картине ? (река )

Что можно сказать о ней? (речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

На первом плане картины узкая полевая дорога, пожелтевшая трава и берёза, наклонившаяся к реке. Вдали песчаный берег, на котором летом любят загорать как дети, так и взрослые. Некоторые деревья ещё стоят зелёные, а в глубине видны макушки вечнозелёных сосен. Вся картина светлая, стоит солнечный день. Это видно по теням, которые лежат на земле под деревьями. Картина как бы излучает тепло своими светлыми красками .

Дети, я предлагаю вам составить свой рассказ по картине.

Молодцы! На этом наше занятие закончено, на котором мы с вами научились описывать осеннюю картину « Золотая осень».