Упражнения на развитие абстрактного мышления у детей. Развитие абстрактно – логического мышления

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее цен ностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой на шим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых из вестных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Про блемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы при вычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышля ющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на раз витие определенного аспекта мыш ления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, на учиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрос лые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоу гольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произно сят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выло жена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно твор ческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе ре зультат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Абстрактное мышление у ребенка нужно развивать обязательно, это не только поможет ему в обучении, но и позволит выявить скрытые таланты. Какие методики наиболее действенные и можно ли их применять дома?

Абстрактное мышление отвечает за несколько сфер в жизни малыша; оно развивает творчество, воображение и помогает смотреть на любую проблему с новой стороны. Как помочь ребенку раскрыть свои способности? Развивать абстрактное мышление.

Что такое абстрактное мышление?

Если мышление - это познавательная деятельность человека, то абстрактное мышление - это процесс исследования и узнавания мира, который:

  • Опирается на сложные формы и отвлеченные понятия, использует метафоры и сравнения.
  • Дает возможность делать выводы по общему признаку и на основании уже имеющегося опыта.
  • Рассматривает любой элемент объекта исследования как отдельный объект исследования.

То есть саморазвитие, любознательность, интерес ко всему новому провоцируются как раз этим типом мышления.

Активнее всего мозг развивается в возрасте от двух до одиннадцати лет. Но, чтобы сохранить живость ума, мозг нужно тренировать регулярно до глубокой старости, тогда скорость мышления можно увеличить в 4 раза.

Простой пример: у ребенка есть игрушечная машинка, он видит на улице автомобиль и говорит «бибика» или любое другое определяющее машину слово. То есть он вспомнил, как выглядит его игрушка, провел сравнительный анализ и по общим признакам сделал вывод.

Как влияет абстрактное мышление на развитие ребенка?

Если понаблюдать за своим ребенком некоторое время, то можно заметить, что он регулярно погружается в свой собственный вымышленный мир. Игры, разговоры с предметами или растениями, истории и фантазии - это абстрактное мышление в действии, без него ребенок просто не сможет развиваться гармонично.

Чтобы развить абстрактное мышление, нужно предлагать ребенку как можно больше новых занятий и впечатлений

Этот тип мышления помогает сыну или дочери найти себя в творчестве, да и математические способности до определенного возраста опираются на умение представлять себе числа и их взаимодействие. Затем развитое абстрактное мышление будет отвечать за возможность делать несколько дел одновременно, справляться с трудными ситуациями, находить решение самых сложных задач.

Три действенных методики развития абстрактного мышления

Какой способ развития своего ребенка вы бы ни выбрали, нужно помнить, что результат он даст только в случае регулярных тренировок и постоянного взаимодействия с ребенком.

Игра в ассоциации

Самый простой метод, который можно использовать в повседневной жизни. Попросите ребенка придумывать ассоциации ко всему, что он видит или слышит. Например, на что похоже вон то маленькое облако? А эта зеленая машина? Слышишь, птичка щебечет, как, думаешь, она выглядит? Если игра понравится малышу, то, при регулярных занятиях, через несколько недель вы заметите, насколько он стал лучше воспринимать окружающий мир, выстраивать причинно-следственные связи и усваивать информацию.

Театр теней

Эта методика чем-то похожа на игру в ассоциации. Установите лампу или свечу так, чтобы ваши руки отбрасывали на стену тень. Складывайте ладони в разнообразные фигуры (зайчик, собака, орел) и просите малыша угадывать, что вы показываете; рассказывать истории про этого персонажа. Также можно использовать вырезанные из бумаги фигурки.

Чтобы развить абстрактное мышление, нужно чтобы оба полушария активизировались регулярно, а занятия создавали в мозге ребенка новые нейронные сети

Ментальная арифметика

Более серьезная, но очень действенная методика. Рекомендуется начинать занятия в 5 лет, потому что в этом возрасте ребенок уже может воспринимать нужное количество информации и концентрироваться на необходимое время.

Ментальная арифметика - особый принцип счета, который помогает задействовать одновременно оба полушария мозга. Такая тренировка позволяет развивать абстрактное мышление гораздо интенсивнее, чем любые другие методы. Помимо повышения скорости восприятия и обработки информации, МА дает еще и очень высокую скорость устного счета. В Белоруссии есть несколько школ, которые не только учат детей принципам МА, но и гарантируют быстрые и впечатляющие результаты.

Хотите больше узнать о способах развития абстрактного мышления, получить новую информацию о развитии и воспитании ребенка? Заходите в наш блог , тут собраны не только популярные методики развития интеллектуальных способностей детей, используемые во всем мире, но и практические советы по их применению.

Бубнова Ксения Александровна

Вот ваш малыш и стал первоклассником. А может быть, он пойдет в школу в следующем году, но уже сейчас вас беспокоит вопрос: "Не будет ли моему ребенку тяжело учиться? На что стоит обратить внимание при подготовке к школе?". В этой статье я расскажу о том, как помочь малышу развить абстрактно - логическое мышление. Ведь хорошее абстрактно-логическое мышление - залог успешного овладения школьной программой. Простой тест поможет вам определить, в достаточной ли степени развито оно у вашего ребенка (речь идет о дошкольниках и ребятишках младшего школьного возраста).

Тест " Прибавилось или убавилось".
Сохранение массы.

Возьмите два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Покажите их малышу, пусть он убедится, что в каждом одинаковое количество пластилина: "Представь себе, что это тесто для пирога. Если мы испечем из этих шариков два пирожка, и ты съешь один, а я другой, мы съедим поровну? Или ты больше? Или я?"

После этого возьмите один из шариков и сделайте из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см: "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Обыграйте ситуацию с едой). В зависимости от ответов ребенка вы можете попробовать его запутать: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, спросите у ребенка: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Сделайте из галеты шарик и покажите, что вещества осталось столько же. Третья процедура с пластилином: разделите один из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8 -10 "крошек"), а затем попросите ребенка сравнить все полученные кусочки с шариком.

    Абстрактно - логическое мышление развито плохо.
    Вот какие ответы и объяснения дает ребенок: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше" или "В галете больше, потому что она длиннее". Это значит, что малыш сосредоточен на одном из измерений, иногда переходит от одного к другому, но не связывает их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет его мнение. Иногда дети предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам.

    Абстрактно - логическое мышление развито не очень хорошо.
    Ребенок колеблется между утверждением и отрицанием. Если вы его запутываете, подсказывая неправильный ответ, малыш не сопротивляется.

    Абстрактно - логическое мышление развито отлично. Ребенок рассуждает приблизительно так: "И здесь, и там одинаково, ведь если снова сделать шарик, будет то же самое". Или: "Ведь ничего не забирали и не прибавляли, поэтому и здесь и там одинаково".

Тест "Какое слово лишнее?"

Сообщите малышу, что сейчас вы будете играть. Лишнее слово спряталось среди слов, которые "подходят" друг другу по смыслу. Задача - найти "неподходящее" слово. Затем прочтите первый ряд слов.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Если малыш ответил неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: "Почему?" Такая же работа проводится с остальными рядами слов. Вопрос "Почему?" задается с 1 по 9 ряд.

Ряды слов:

  1. Река, озеро, море, мост, пруд.
  2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  4. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
  5. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Если ребенок в большинстве случаев не ошибается и может ответить на вопрос "Почему?" (для заданий 1 - 9), его уровень оценивается как высокий, если успешно справился с половиной заданий - как средний. Если же уровень низкий (ребенок не справился и с половиной заданий), переживать не следует - просто необходимо поработать с малышом. Попробуйте еще один тест.

"Что у них общего?"

Оценивается он так же, как и предыдущий.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

  1. Окунь, карась - …
  2. Огурец, помидор - …
  3. Шкаф, диван - …
  4. Июнь, июль - …
  5. Слон, муравей - …

Сначала вы читаете малышу эти ряды, затем даете задание (назвать одним словом). Попросите ребенка дать ответ, когда вы будете зачитывать слова повторно. Если задание непонятно, подскажите малышу, вместе подумайте, как, скажем, одним словом назвать розу и ромашку. Спросите, можно ли сказать: "Роза и ромашка - цветы"?

Есть еще несколько тестов (тест на осведомленность по методике Амтхауэра, тест на аналогию) с бальной системой оценивания уровня развития абстрактно - логического мышления. Вы можете ознакомиться с ними, прочитав замечательную книгу "Как подготовить ребенка к школе" (авторы - А. А. Реан и С. Н. Костромина), по материалам которой подготовлена эта статья. Однако и по результатам предложенных тестов можно определить, есть ли проблемы у вашего малыша и насколько они серьезны.
А теперь - немного теории. Абстрактно - логическое мышление во многом опирается на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно у ребенка дошкольного возраста этот тип мышления только начинает развиваться, однако в программу первого класса включаются задания, требующие решения в абстрактно - логической сфере. Лучше начать тренировки заранее.

Упражнение "Что и почему?"

Психологи называют это так: "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".
Вы объясняете ребёнку: "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе - транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите "Что это? Почему?" Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение "Карточки"
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора - ПАК, для второго - БРО. Для третьего - ВИЛ. Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд - функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение "Больше, длиннее и короче"
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Как это всё называется?"

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это - птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась - _______________
  2. Огурец, помидор - ____________
  3. Шкаф, диван - ________________
  4. Июнь, июль - _________________
  5. Бабочка, муравей - ____________
  6. Дерево, цветок - _______________
  7. Пальто, юбка - ________________
  8. Учитель, врач - ________________
  9. Автобус, трамвай - _____________
  10. Понедельник, вторник - ________
  11. Весна, лето - __________________
  12. Утро, вечер - __________________
  13. Кастрюля, ложка - _____________
  14. Кукла, мяч - ___________________
  15. Сапоги, туфли - ________________

Упражнение "Разница и сходство"

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро - вечер
  2. Корова - лошадь
  3. Летчик - танкист
  4. Лыжи - коньки
  5. Трамвай - троллейбус
  6. Озеро - река
  7. Дождь - снег
  8. Поезд - самолет
  9. обман - ошибка
  10. Маленькая девочка - большая кукла
  11. Яблоко - вишня
  12. Ворона - воробей
  13. Молоко - вода
  14. Золото - серебро
  15. Сани - телега
  16. Воробей - курица
  17. Вечер - утро
  18. Дуб - берёза
  19. Сказка - песня
  20. Картина - портрет

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: "Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:
"Семь раз отмерь, а один раз отрежь"
"Лучше меньше, да лучше"
"Поспешишь - людей насмешишь"
"Куй железо, пока горячо"
"Сделал дело - гуляй смело"
"Не в свои сани не садись"

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу".

К пословице "Семь раз отмерь, один раз отрежь" предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор - второй вариант.
Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста. Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь - самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой. Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу. Скажите ему с восторгом: "Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!"

Удачи вам и вашему ребенку!

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

— Наглядно-действенное

— Наглядно-образное

— Образное

— Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

— Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Абстрактное мышление – это мышление при помощи умозрительных суждений. То есть при помощи разнообразных обобщенных терминов как «сознание», «жизнь», «смысл». Такой вид мыслительной деятельности позволяет видеть картину полной.

Абстрактное мышление: что это такое

Им называют один из видов, благодаря которому есть возможность обобщать ситуацию от незаметных деталей и приглядеться к ней в целом. Такой вид мыслей разрешает совершить шаг вперед, пересекая границы и стандарты.

Развитие абстрактного мышления у людей должно еще с детства занимать важную ступень. Это связано с тем, что такой подход позволяет намного быстрее и проще отыскивать неожиданные заключения и находить выход из любой сложившейся ситуации. Этот тип мыслей выступает вариацией человеческого познания.

Такой вид очень важен в жизни любого индивида, поэтому имеет ряд таких признаков:

  1. Способность воспроизводить внешний мир без влияния на органы чувств . То есть, индивид не требует взаимодействия с объектом для получения новой информации. Исход индивид получает, упираясь на умения.
  2. Суммируются явления для определения правомерности . Каждый индивид желает сделать процесс раздумий более простым.
  3. Есть неоспоримая связь между мыслями и языковыми выражениями . Процесс хода мыслей делится на мышление без языка и внутренний диалог, который протекает наедине с собой.

Формы абстрактного мышления

Можно разделить на три формы. Без их понимания очень трудно понять, что представляет собой данный тип. Формы следующие:

  1. Понятие . Это особая форма мыслей, при которой предмет либо несколько предметов воспроизводятся в качестве одного признака. Этот признак должен быть существенным. Главные понятия могут выражаться и словосочетанием.
  2. Суждение . В момент суждения происходит утверждение либо отрицание какой-либо фразы. Она описывает окружающие предметы. Устанавливается контакт и некоторая закономерность. Но суждение может быть как простым, так и сложным.
  3. Умозаключение . Одно или несколько связанных между собой суждений связывается в одно целое. Из этого уже делается умозаключение. Это выступает основой логически-абстрактного мышления. Абстрактное мышление включает в себя свободные мысли, которые оперируются суждениями, умозаключениями и понятиями.

Мысли не могут быть у каждого индивида одинаковыми. Одни склонны к живописи, другие к музыке, остальные предпочитают поэзию, но некоторые могут абстрактно мыслить. Но такое мышление необходимо формировать и делать это важно с самого раннего детства. Нужно давать возможность ребенку фантазировать, думать и размышлять.

У взрослых оно уже развито и воспринимать новую информацию им крайне сложно. Мысли способны с течением времени терять свою гибкость. Ниже указаны упражнения, которые помогут бороться с таким процессом. Они способны развить внутри себя креативность и широту мыслей:

  1. У себя в голове нужно представить такие эмоции, как страх, радость, восторг либо сомнение . Как будет выглядеть удовольствие? Или, например, каким будет интерес, если не привязывать его к отдельным объектам.
  2. Вообразить какой-либо образ идеи . Как человек может представить гармонию? Будет ли при этом возникать ассоциация либо символ? Рекомендуется потренироваться с такими образами, как бесконечность, испытание, порядок, религиозность.
  3. Перевернуть книгу и читать ее сверху вниз . В этом случае читать нужно в иной последовательности. Нужно установить логическую связь воспроизводимого сюжета.
  4. Закрыть глаза и мысленно представить всех людей, с кем было общение сегодня . Обратить внимание на одежду и выражение лиц, мимику, жесты. Нельзя упустить ни одной детали. Что получает человек при общении.
  5. Заняться рисованием.

Также есть упражнения и для детей:

  1. Придумывать со своим малышом новые необычные наименования. В сети найти интересную картинку и попытаться выбрать к ней не менее 3 наименований.
  2. Попробовать делать инсценировки. Костюмы сделать из подручных средств.
  3. Решать различные головоломки и ребусы.
  4. Взять чистый листок и пролить на него чернила. Вместе с малышом сделать из пятна какую-нибудь рожицу.

Оно помогает решать очень многие задачи. Необходимо эффективно и креативно мыслить. Это поможет оперативно принимать решения и делать выводы. Поэтому очень важно самосовершенствоваться и уделять внимание своим абстрактном мыслям. Но упражнения проводить необходимо регулярно. Только приложив усилия и время можно получить хороший результат.