Критический или критичный как правильно? «По вашему кредиту сложилась критическая ситуация!!!» Есть ли что-то за этими словами

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия.

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних крайне важно стей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Рассмотрим следующие виды критических ситуаций: стресс, фрустрация, кризис.

Рассмотрим подробно каждый из видов критической ситуации, которая может возникнуть как результат пребывания человека в зоне аномальных жизненных разломов: военные действия, потеря близких, горе, болезнь, резкая смена места и образа жизни.

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка в деятельности и повсœедневной жизни. Понятие ʼʼстрессʼʼ было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности личности.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. В случае если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации - должна быть одинаковым: соматические нарушения, резкое обострение болезни, сердечный приступ, нарушение сна, депрессия, агрессия и прочее.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс принято называть ʼʼдистрессʼʼ.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Ребенок в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность - всœе это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, бывают следующими:

Ø физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

Ø биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

Ø психологическими - страх, интеллектуальные недостатки;

Ø социокультуриыми - нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целœей.

Дети реагируют на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение - ребенок совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия - в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. При этом не всякая агрессия является негативной: некоторые действия бывают вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Кризис - критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней крайне важно стью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения ребенка или подростка, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация - кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, в случае если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей ребенка. Кризис ставит проблему, от которой человекне может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем всœе еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Можно обобщить, что симптомами переживания критической ситуации в неконструктивном русле являются следующие признаки в поведении и жизненной организации детей:

Ø Агрессия и упрямство;

Ø Тревожность и вредные привычки (кусание пальцев, теребление одежды, навязчивые действия и т.п.);

Ø Потеря аппетита и нарушение сна;

Ø Снижение интереса к учебе и разрушение былых потребностей;

Ø Нарушение системы взаимоотношений со сверстниками;

Ø Самоизоляция, стремление быть в одиночестве;

Ø Эйфорическое настроение с элементами безразличия по отношению к себе и окружающим;

Ø Разрушительное поведение (тобакокурение, прием алкоголя, наркотики, аутоагрессия, попытки суицида);

Ø Страхи и депрессия;

Ø Плаксивость;

Ø Ступор и нежелание проявлять активность как в учебе так и в игре;

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия." 2017, 2018.

Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.

Оноре де Бальзак

Еще в 1931 г. К. Ясперс в работе «Духовная ситуация времени» обозначил кризис следующим образом: «Все стало сомнительным, всему грозит опасность.., наше духовное бытие определяется как fin de siecle (конец века). <...> Все охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать» . В этих словах подчеркивается не только обреченность при столкновении с кризисом, но и безграничность самого понятия. В психологии при описании переживаний людей в трудных жизненных ситуациях зачастую одновременно используются понятия «экстремальная», «кризисная» и «критическая ситуация» как родственные категории.

Сделаем попытку внести ясность в формулировки, которые существуют. В данном параграфе остановимся на понятиях «кризис», «кризисная ситуация» и «критическая ситуация». В Большом энциклопедическом словаре понятию «кризис» (греч. krisis ) дается несколько толкований: решение, поворотный пункт, исход; резкий крутой перелом в чем-то, тяжелое переходное состояние; острое затруднение в чем-либо, тяжелое положение . В Большом толковом психологическом словаре А. Ребера кризис обозначается как любое неожиданное прерывание обычного хода событий в жизни человека или социума, требующее переоценки моделей деятельности и мышления. И уточняется: человек переживает психологический кризис при возникновении резких отклонений от обыденной жизни (например, при потере близкого человека, работы и т.п.).

В отечественной психологии кризис и кризисные явления рассматриваются с трех сторон: как необычное состояние, которое имеет объективные и субъективные характеристики (А. Г. Амбрумова и другие); как переживание (Ф. Е. Василюк и другие); как социально-психологические ситуации в процессе возрастного развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие) и в ситуациях социальных отношений (А. В. Петровский, Я. Л. Коло- минский и другие); как личностный кризис (А. Г. Асмолов и другие).

Несмотря на отличия в описании кризиса (состояние, переживание, ситуация), у всех упомянутых ученых это понятие имеет одно общее психологическое содержание: кризис становится значимым событием в жизни человека. Независимо от того, какие жизненные условия (внешние или внутренние) запустили кризис, это всегда событие душевного (внутреннего) мира, поворотный момент на жизненном пути личности, а значит, личностный кризис. Личностный кризис становится понятием чисто психологическим и рассматривается как условие для постижения проявлений человеческого сознания в экстремальных ситуациях. Поэтому кризисная ситуация имеет личностный смысл и может анализироваться как «психологическая ситуация, в которой система отношений личности с се окружением характеризуется неуравновешенностью а именно: несоответствием между стремлениями, ценностями, целями личности и возможностями их реализации» .

Чаще всего кризис в восприятии людей отмечен негативными характеристиками и связан с крайними трудностями. Таков лейтмотив экономического кризиса, означающего финансовые сложности, духовного кризиса как деградации ценностей, кризиса возрастного как неблагоприятного депрессивного эмоционального состояния, психологического кризиса как дисбаланса разрушительных и конструктивных тенденций.

Существует и альтернативное понимание кризиса. Кризисы неминуемы, а значит, любая система, находящаяся в кризисе, существенно обновляется и прогрессирует. Полезность и неизбежность кризисов была обоснована Н. Д. Кондратьевым в начале XX в. Автор подметил, что поток новых гениальных открытий и учений приходится именно на периоды кризисов.

В психологии также отмечается, что кризис предоставляет человеку возможность творчества и роста и не является исключительно вредоносным. Это неотвратимое событие жизни каждого человека. Кризис позволяет обнаружить промахи, разобраться в неудачах и изменить свою жизнь.

В кризисной ситуации выделяют два элемента: бифуркацию и трансгрессию.

Бифуркация (от лат. bifurcus - раздвоенный) означает критическое состояние системы, характеризующееся неустойчивостью, возникновением неопределенности, которое может установить, станет ли состояние системы хаотическим, или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности .

Личность - это тоже система, и деятельность системы личности в области бифуркации имеет взрывной характер, что может привести как к регрессивному развитию системы, так и к ее прогрессу. При бифуркации личность становится чувствительна к внешним влияниям, которые в привычном состоянии на нее не оказывают никакого воздействия.

Трансгрессия (лат. transgressio - выход за какую-нибудь границу) обозначает момент перехода от одного состояния к другому .

Трансгрессия фиксирует переход непроходимой границы (границы между невозможным и возможным). «Трансгрессия - это жест, который обращен на предел»; это «преодоление непреодолимого предела» . Йозеф Козелецкий рассматривает трансгрессию в мыслительных процессах и действиях, которые выходят за рамки существующих достижений .

Четыре вида трансгрессии выделяют Й. Подгурецки, А. Зубко, И. Воскова:

  • 1) трансгрессия, сосредоточенная на материальном благополучии (созидательное переустройство окружающего мира);
  • 2) направленная на людей и связанная с проявлением альтруизма, властности и др.;
  • 3) содержащая новые мыслительные конструкции (искусство, наука, философия);
  • 4) обращенная на саморазвитие, «делание себя» .

Ссылаясь на Й. Козелецкого, Й. Подгурецки, А. Зубко и И. Воскова рассматривают человека как творца в жизни, наполненной рисками. Трансгрес- сионную деятельность человек применяет чаще, чем защитную, потому что она приносит удовольствие, несмотря на поражения. Сам по себе «выход за привычные границы приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение» . Даже теряя свой мир в кризисе, человеку свойственно снова и снова создавать его с нуля. Перед ним открывается высшая возможность творить даже в ситуации невозможности.

Таким образом, понятия «бифуркация» и «трансгрессия» как характеристики кризисной ситуации позволяют нам уяснить содержательный аспект экстремальности.

Перейдем к анализу феномена критической ситуации. Понятие «критический» в словаре А. Ребера имеет несколько значений: имеющий отношение к критике или присущий ей; характеристика скептического, придирчивого обзора; имеющий отношение к кризису в любом из значений этого термина; характеристика суждения или решения, которые имеют важное значение; что-то, что является определяющим .

Во многих словарных источниках оба понятия - «кризис» и «критический» - обнаруживают сходное смысловое содержание: переломный, опасный, кризисный, значимый, решающий и т.п.

Так, Ф. Е. Василюк обозначает критическую ситуацию как ситуацию невозможности , в которой человек сталкивается с невозможностью осуществления внутренних необходимостей (стремлений, мотивов, ценностей) . Невозможность при этом «определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности» .

В го же время С. В. Духновский соотносит критическую ситуацию с социальными ситуациями, считает ее одним из их видов и связывает с психологической травматизацией личности. Сопровождается такая ситуация ситуационными реакциями - ситуационными защитными автоматизмами, способными переходить в стереотипы поведения, которые могут закрепляться в виде «защитно-компенсаторных образований» . Критериями отнесения ситуации к критической являются:

  • 1) невозможность реализации внутренней жизненной необходимости (потребностей);
  • 2) степень эмоционального напряжения;
  • 3) ситуационные защитные автоматизмы.

Критическая ситуация часто основана на некотором «вызывающем событии», дезадаптирующем личность.

Как «столкновение со смертью» рассматривает критические ситуации Л. Л. Баканова. При этом имеется в виду не физическая смерть, а смерть как специфический трансформирующий процесс отказа от привычных способов жизнедеятельности и рождения новых, более адекватных изменившимся условиям. Это та же невозможность, толкуемая как невозможность прежнего бытия.

В синергетике под критической ситуацией понимается бифуркационный перелом (так называемая точка бифуркации). При бифуркационном переломе система личности не может существовать в старом качестве. В отличие от кризисной ситуации, где речь шла о зоне бифуркации, в критической ситуации - это бифуркационная точка, точка накопления, грань, предел . Это та грань в развитии системы личности, за которой прежняя устойчивая и предсказуемая линия развития становится невозможной, и личность поставлена перед необходимостью изменений.

Таким образом, под критической ситуацией будем понимать ситуацию нескольких невозможностей:

  • 1) невозможность осуществления внутренних потребностей (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.);
  • 2) невозможность старого, изжившего себя способа жизнедеятельности.

Как видим, кризисная ситуация выходит за границы критической, приобретает самостоятельное значение, становится более широким понятием, имеющим экзистенциальную наполненность. По и та и другая ситуации наполнены экстремальностью, которая проявляется в пиковых моментах: зоне и точке бифуркации.

  • Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. С. 335.
  • Большой энциклопедический словарь. С. 662.
  • Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / сост. А. Ребер; пер. Е. Чеботарева. Т. 1. М.: Вече; ACT, 2000. С. 389.

Критические или кризисные ситуации возникают в жизни любой социальной структуры или отдельного человека. Временами разражаются кризисы крайне разрушительного характера. Для их преодоления или, как минимум, уменьшения разрушительных последствий, нужно уметь принимать соответствующие меры.

Следует отметить, что кризисная или критическая ситуация – это такая ситуация, в которой субъект сталкивается­ с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются такого рода ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

По замечанию Р. Люфта, “многие считают стрессом всё, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати”

Г. Селье полагает, что “в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс”, и приравнивает отсутствие стресса к смерти. По Селье, стрессовые реакции присущи всему живому, в том числе и растениям.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Человек, будучи фрустрированным, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций интересов, противоборств взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

И, наконец, кризис – крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) ещё большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если всё оказывается тщетным, наступает четвёртая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадёжности, дезорганизацией личности.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Необходимость в разветвлённой классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология кризиса , появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.



Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть её. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микро- кризисы. Макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов ил дочерних фирм.

Психологические кризисы также не редки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворённостью работой, правовой защищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Всё это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определённых масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Причиной кризисов могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, – истощение ресурсов, загрязнение окружающей Среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления фактов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают глубокими и лёгкими. Глубокие кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Лёгкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Распознавание кризисных ситуаций ставится сегодня на профессиональную основу. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуациях, кризиса.

В различных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают первичную ориентировку, именно эмоции побуждают к использованию наиболее результативных возможностей.
Эмоции – это внутренний организатор процессов, которые регулируют внешнее поведение человека в напряженных ситуациях. Эмоция страха, которая возникает в опасной ситуации, обеспечивает преодоление этой опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, учащения дыхания и сердцебиением, напряжением мышц, необходимых для борьбы.

Эмоции связаны с инстинктами, например, если человек находится в состоянии гнева, то у него появляются реакции его предков: оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу. Немного сглаживаются эмоции за счет волевой регуляции. В критических ситуациях эмоции практически всегда берут верх.

Критические ситуации отличаются от обычных. Следовательно, и поведение человека в этих случаях будет не таким, как всегда.

К критическим ситуациям относятся стресс, конфликт, фрустрация и кризис.
Стресс – это нервно-психическое перенапряжение, которое вызвано сверхсильным воздействием, адекватная реакция на стресс должна быть найдена в такой ситуации. Стресс – это мобилизация всех сил организма на поиск выхода из опасного положения.
Стрессовые ситуации возникают во всех случаях угрозы для жизни человека.
Понятие стресса было введено канадским ученым Г.Селье, который определил стресс, как совокупность защитно-адаптационных реакций организма человека на воздействия, которые вызывают психическую или физическую травму.

Селье выделил три этапа в развитии стресса - это тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока и фазы противотока, это когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления – возникновение устойчивости к действию стрессоров. Если же организм подвергается длительному воздействию стрессов, то он истощается, зарождаются дистрофические процессы.

Фрустрация - это тоже состояние нервно-психического напряжения, если на пути достижения определенной цели встают препятствия, материальные или идеальные. Конфликт – это более сложная форма проявления критических ситуаций Конфликт связан с противоборством различных мнений, позиций, тенденций.

Кризис - это особое состояние, в которое попадает человек. К примеру: кризис возраста, кризис болезни, кризис, связанный с утратой близкого человека.
Все критические ситуации человек переживает болезненно и по-разному проявляет себя на поведенческом уровне.
Можно выделить способы реагирования на такие ситуации – пассивность, активность и импульсивность.
При пассивном способе реагирования человек отстраняется от ситуации, замыкается в себе, может впадать в апатию.
При активном способе – человек ищет выход из ситуации, стремится преодолеть трудности.
При импульсивном способе реагирования, человек эмоционально переживает определенную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно.
Именно активная форма реагирования помогает человеку жить дальше, не зацикливаться на проблеме, преодолевать трудности.

Человек должен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного человека, его способностью к выживанию в очень тяжелых обстоятельствах. Зависит это от его силы нервной системы.

Во время преодоления стресса проявляются два поведенческих типа личности – экстерналы, которые рассчитывают на помощь других людей и интерналы – которые рассчитывают только на себя. Есть еще так называемый тип «достойного поведения» и «жертвы». Очевидно, что человек будет либо решать проблему, либо жалеть себя и искать виноватых.

Отдельную разновидность стресса представляет собой «стресс жизни», это конфликтные состояния личности, которые вызваны стратегически значимыми социальными стрессорами: угроза социальному статусу, крах престижа и другие. При социально обусловленном стрессе возникает неадекватность в общении. Регуляция поведения переходит на эмоциональный уровень. Некоторые люди могут стать агрессивными, мстительными и жестокими. Возможен и неадаптивный уход от стрессовой ситуации, то есть человек направляет свою активность на решение второстепенных задач, уходит от проблем.

Поэтому стресс может оказывать и мобилизующее влияние, и угнетающее. Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта нахождения в трудных ситуациях, а также овладение способами выхода из них.
Стрессовые явления могут возникнуть и в случае длительного пребывания человека в условиях нормативной неопределенности, разнонаправленности интересов, устремлений.

Есть приемы самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях, такие ситуации могут возникать постепенно или внезапно. Если такая ситуация возникает постепенно, то человек успевает предпринять меры психологической защиты. Например, рационализация приближающегося негативного события, снижение степени его неопределенности, привыкание к нему. Можно снизить травматическое воздействие путем обесценивания его значения.

Защитные механизмы – это бессознательные действия или противодействия в поведении человека, которые направлены на защиту от угроз внешнего мира или внутреннего мира человека. С помощью этих механизмов наше «Я» обороняется от ограничений внутренних и внешних.
Выделяются следующие способы поведения человека, когда в работу включаются защитные механизмы.

Изоляция – это отделение негативных событий. Человек старается не испытывать чувства по поводу определенной негативной ситуации. В этот момент бессознательные чувства накапливаются, и в итоге напряжение все время возрастает.

Вытеснение – это изгнание того, что было в сознании, в бессознательное. То есть Вы делаете вид, что забываете о каком-то неприятном инциденте. Это может привести к неврозу, ведь проблема не ушла, она осталась с Вами.
Реактивное образование – это подмена неприемлемых побуждений противоположными тенденциями. Например, человек не любит своего коллегу по работе, но будет очень дружелюбен с ним. Однако такой защитный механизм вреден, так как негативные эмоции накапливаются и могут привести к нервному срыву.

Регрессия – это возвращение к более примитивным способам мышления. Человек начинает вести себя, как ребенок, обижается, капризничает.
Рационализация – это, когда человек логически объясняет свои мысли и действия, а в реальности скрывает их настоящие мотивы. Это очень распространенный механизм защиты, и он очень опасен, так как является самообманом.

Смещение – при этом виде защитной реакции все негативные чувства переносятся на более удобный и приемлемый объект. Например, человек, которой испытывает недовольство начальством. Но не может высказаться на работе, а выплескивает агрессию дома.

Проекция – это отнесение к другому человеку желаний, мыслей, чувств и мотивов, которые на сознательном уровне мы отвергаем. Например, у других людей недостатки видны, а у себя – нет.

Все эти защитные механизмы, вызваны подсознанием.
Хочется человеку или нет, ему необходимо адаптироваться к действию факторов, которые оказывают на него воздействие. Необходимо решать проблему, а не убегать от нее.
Что делать, если Вам на пути встретились хамы? Как можно защититься от агрессии?

Попробуйте использовать разные приемы психологической защиты.

Воспользуйтесь техникой «вентиляции» эмоций . Когда Вам говорят неприятные слова, представьте себе, как Вы распахиваете дверцу внутри себя, и ветер уносит эти слова, они не остаются внутри, не прилипают к душе.

Еще один прием психологической защиты – доведение ситуации до абсурда . Кто-то говорит Вам что-то неприятное – преувеличьте эти слова так, чтобы это выглядело глупо, так Вы выбьете из рук хама психологическое оружие.

Прием «Стеклянная стена» . Представьте, что между вашим обидчиком и Вами стоит стеклянная толстая стена – Вы не видите и не слышите слов, которые Вам говорят.

Прием «Детский сад» . Обращайтесь с такими людьми, как с малыми детьми, ведь не будете же Вы обижаться на детей. Представьте себе, что маленькие дети хотят вывести Вас из себя, но Вы невозмутимо реагируете на их капризы.

Можете также использовать прием «Театр кукол» , представьте, что люди, которые Вас раздражают, всего лишь куклы.

И, конечно, не забывайте про смех. Смех вызывает релаксацию, повышает энергию, положительно влияет на здоровье, делает нас психологически более защищенными.
Если Вы попали в критическую ситуацию, мобилизуйте все свои силы и постарайтесь выйти из нее с наименьшим вредом для себя.

(Фото в материале: paul prescott [фото 1], zentilia [фото 2], Shutterstock.com)

Критическая ситуация.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

  • эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликтообразующую почву;
  • индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;
  • индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.
Критическая ситуация - это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.

Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.

Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей - в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования - стереотипы поведения. Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.

На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.


Критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

  • противоречие образа «Я» - возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;
  • возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;
  • психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.
При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой-либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают скорее переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя».

Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой - ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.

Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.

Т.Б.Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

  • процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;
  • быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;
  • инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;
  • конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;
  • творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».
Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я», потеря или смена ведущих мотивов.

Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы. Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.

Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные человек очень боится их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на «нервной почве».

При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становится психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.

Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживание показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий – очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а для ребенка – вдвойне. Открывая для себя переживания, полученные в результате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу, если это не дает чувства защищенности, нужности кому-то. И очень важно, что последует за этим открытием. Если человек выбирает путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллюзий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых иллюзий, и он будет верить в них, жить в придуманном им самим мире иллюзий.

Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребёнка, сложности задач возрастного периода, которые должны быть решены ребёнком на данном этапе его жизни, имеющихся у ребёнка и его окружения ресурсов. В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырёх–шести недель.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.

Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения, обычно их разделяют на группы: острые ПТСР (продолжительностью менее трёх месяцев), хронические (продолжительностью 3 месяца и более) и отсроченные (проявляющиеся по крайней мере через 6 месяцев после пережитого стресса).

Посттравматические нарушения характеризуются:

  • повторением травматического переживания в мыслях, снах и воспоминаниях;
  • ослаблением связей с жизнью, проявляющемся в сдерживании эмоций, ощущении оторванности от других и уменьшении активности в значимых видах деятельности;
  • возникновением и развитием психосоматических симптомов (нарушение сна, расстройства памяти).

Специфически детских особенностей ПТСР нет, но есть возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР.

Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей:

  • Кратковременное психотическое нарушение.
  • Ночные кошмары.
  • Страх разлуки.
  • Нарушение способности к реактивной привязанности.
  • Диссоциативная амнезия.
  • Диссоциативная фуга.
  • Конверсионное нарушение.
  • Деперсонализация.
  • Специфические страхи.
  • Панические атаки.
  • Депрессивные эпизоды.
  • Соматизация.
  • Пограничные личностные нарушения.

ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.


На ту же тему: