Конспект занятия на тему "день космонавтики". Открытое занятие ко дню космонавтики

Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Тема: «День Космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.

Задачи

1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

2.Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

3.Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.

(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)

Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.

Как их называют?

Дети: Их называют космонавтами.

А кто такие космонавты? (Ответы детей)

Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)

Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)

Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.

Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей) показ слайдов, иллюстраций.

Они могли увидеть другие планеты,

Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)

Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.

И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)

Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циалковский) показ портрета.

(Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.)

Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей - Сергей Павлович Королев (показ портрета) -ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник., Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки - Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.)

Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?

Дети: много заниматься спортом.

Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?

Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.

Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.

Что такое перегрузки? (Предположение детей)

Перегрузки-это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.

Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)

Физ. минутка:

1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:

2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:

3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?

Дети: да, все!

Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?

Дети: на космических ракетах!

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!

Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.

Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?

Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.

Воспитатель: правильно скафандр и шлем.

А для чего нужны они?

Дети: чтобы выйти в космос.

Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?

Дети: чтобы космонавт мог дышать.

Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?

Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!

Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?

Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.

Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля) .

Дети: спутник нашей планеты Земля называется - Луна!

Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.

Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.

Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

Литература:

Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.

В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.

А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.


Анна Шунина
Конспект занятия в подготовительной группе «День космонавтики»

"День космонавтики "

Цели :

расширить представления детей о космических полетах ;

познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К . Э. Циолковским, С. П. Королевым;

закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был россиянин – Ю . А. Гагарин;

подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Оборудование :

портреты К. Циолковского, С. Королева, Ю. Гагарина, В. Терешковой;

проектор;

мультимедийная презентация.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики . Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики .

С Давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. Люди научились строить корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе .

Ребята, скажите, а кто летает в космос ?

Дети : в космос летают космонавты .

Воспитатель : Кто такие космонавты ?

Дети : Это те люди, которые летают в космическое пространство на ракетах.

Воспитатель : Как вы думаете, почему люди захотели полететь в космос ?

Дети : Людям интересно было узнать, что на других планетах, исследовать космос и др .

Воспитатель : Правильно, ребята. человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали, специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, а другие больше.

Ребята, а какие планеты вы знаете?

Дети : Меркурий, Венера, Земля, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Но людей интересовали не только звезды, еще им было интересно, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похожи ли живые существа на людей? Но чтобы узнать об этом, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились. Потому что планеты были очень далеко. И тогда ученые придумали ракеты.

Первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе, преподавал математику и физику. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.

Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый провел расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый – С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник . Эти два человека положили начало освоению космоса .

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет . Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур .

3 ноября 1957 года был запущен второй спутник, в его кабине было собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.

Ребята, а кто знает первого космонавта на Земле ?

Дети : Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель : Правильно, ребята. 12 апреля гражданин России Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос . Он стал первым в мире космонавтом , полетевшим в космос . Поэтому день 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов и всех работников , которые трудятся над созданием космических ракет и кораблей .

Полет Гагарина в космосе продлился 1 час 48 минут. За это время он облетел нашу Землю и затем вернулся обратно.

После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало много космонавтов , среди них были и женщины. Первая в мире женщина-космонавт – Валентина Тпрешкова.

Многие космонавты летали в космос не один раз Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран . Работа космонавтов очень опасна .

Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт ?

Дети : настойчивость, целеустремленность, ответственность, мужество, трудолюбие.

Воспитатель : Правильно, ребята. Вы назвали много качеств, которыми должен обладать космонавт . Труд наших космонавтов по достоинству оценила наша страна : все космонавты удостоены высоких наград.

А теперь, я хочу проверить, насколько внимательны вы были на занятии . Перед вами звездное небо. На каждой звездочке написан вопрос, на который надо дать правильный ответ. Я вам желаю удачи.

(Дети по одному подходят к плакату «Звездное небо» и отрывают звезду. Читают вопрос и отвечают на него.)

Вопросы :

1. Кто первый полетел в космос ?

2. Назовите первую женщину, побывавшую в космосе .

3. Когда мы отмечаем День космонавтики ?

4. Место, откуда запускаются космические ракеты ?

5. Человек, совершающий полеты в космос ?

6. Зрительная труба для изучения звезд и планет?

7. Как называется одежда космонавта ?

8. Кто летал в космос до Ю . А. Гагарина?

9. Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца?

10. Сколько планет в солнечной системе?

Воспитатель : Молодцы, ребята, ответили на все вопросы. И последнее задание : команда девочек и команда мальчиков должны построить ракету с помощью гимнастических палок. Давайте с помощью считалки выберем командиров команд :

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас :

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель : какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть кто-то из вас тоже станет космонавтом , или конструктором ракет и прославит нашу Родину.

Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

на тему:

«День космонавтики».

Цель: Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей. Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Образовательная область «Коммуникация»:

    побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью получения и закрепления знаний о космосе и космонавтах;

    формировать у детей умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

Образовательная область «Социализация»:

    воспитывать уважение к профессии космонавта, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну.

    воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;

    совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Познание»:

    расширить кругозор детей по теме «Космос»;

    закрепить активный словарь по теме;

    формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

    формировать умение использовать в речи антонимы;

    совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;

    развивать внимание, логическое мышление.

Речевой материал : космос, космонавт, космический корабль, Земля, планета, ракета, метеорит и т.д.

Оборудование: картины и иллюстрации о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, В.Терешковой, собак Белки и Стрелки; космического корабля «Восток» и «Союз». Глобус, мяч для игры.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

Разучивание стихотворений и загадок по теме.

Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Воспитатель: Человек всегда мечтал полететь к звездам. Так 19 августа 1960 года на ракете в космос были отправлены собаки-испытатели Белка и Стрелка. Для полета собакам сшили специальные костюмы красного и зеленого цветов. Кроме собак, на борту находились две белые крысы и несколько мышей. Вернувшиеся с орбиты собаки стали объектом повышенного внимания и чувствовали себя прекрасно. /Воспитатель показывает фото собак/.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).

Воспитатель: Многие хотели бы полететь в космос. Скажите, а как называется человек, который совершает полет на космическом корабле? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно – это космонавт. А первым человеком, который полетел в космос и стал космонавтом, был Юрий Гагарин.

/ воспитатель показывает портрет Ю.Гагарина/

Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Именно, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась и первым космонавтом Земли, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина «Восток», совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, весь наш народ.

Воспитатель : Теперь наша страна отмечает этот праздник 12 апреля, в день, когда для всего человечества наступила эра полетов в космос.

Воспитатель : В космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова .

(воспитатель показывает фотографию космонавта).

Воспитатель : И еще хочу показать вам иллюстрации, на которых изображены первые космические корабли - «Восход» и «Союз».

/дети рассматривают иллюстрации/.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Воспитатель : «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества космонавты воспитывают у себя с детства.

Воспитатель : А теперь давайте с вами посмотрим на глобус.

Глобус это макет нашей планеты.

Какой формы наша планета?

Что означает на глобусе – голубой, желтый и зеленый цвета. /ответы детей/.

Воспитатель : А на этой картине изображена наша планета из космоса /воспитатель показывает иллюстрацию/. Ребята, кто хочет рассказать о том, что видит? Составление рассказа по иллюстрации « Земля из космоса ».

Воспитатель : А что же видят еще космонавты в космосе?

Игра «Космонавты видят …» (игра с мячом).

Что видят космонавты из ракеты?

Космонавты видят много звезд, созвездий (планет, гор, метеоритов и т.д.).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что едят настоящие космонавты?

Дети: Кашу, суп.

Воспитатель : Да, все едят и каши, и супы, и овощи и фрукты.

Воспитатель : А как они едят? В кружки наливают чай и пьют?

Дети: – из тюбиков

Воспитатель : Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения земли, все, как бы, плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, т.е. все становится легким, как пух. И поэтом есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывает. И все продукты у космонавта в тюбиках, как зубная паста.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …( телескоп )

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …( астроном )

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …( луна )

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета )

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …( космонавт )

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … ( НЛО )

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый…( гуманоид )

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света )

Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои-космонавты на виду!

Им на земле спокойно не живется,

Их почему-то вечно тянет ввысь,

Им звезды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий – космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой и мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит…

Пусть сбудется, о чем во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

Элина Шавалиева
Конспект занятия по познавательному развитию «День космонавтики»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «День космонавтики». для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Шавалиева Э. Д. АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 150 «Брусничка»

Цель: Сформировать представления детей о празднике «День космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос, познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

Уточнить и обобщить знания детей о космосе, о знаменитых людях в космонавтике;

Закрепить названия планет;

Развивать вербальное воображение, активизировать словарный запас;

Развивать любознательность, воображение, творческое мышление;

Формировать познавательную активность.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать положительно-эмоциональный настрой, дисциплинированность;

Воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Воспитывать умение работать в команде.

ОО «Речевое развитие»

Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме;

Формировать умение детей правильно называть планеты, отвечать на вопросы полным ответом.

Развитие памяти, связной речи.

Развивать умение обобщать.

Материал: картинки – о космосе, фотографии знаменитых людей связанных с космосом; загадки о космосе, разрезные картинки про космос, схема для рассказа по картинке, раскраски про космос, мяч, фотографии планет (существующие и нет, магнитные буквы, напечатанные предложения про космос (разрезанные по словам).

В. : - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о празднике который отмечают 12 апреля. Как вы думаете какой сегодня праздник?

- (ответы детей).

В. : - Сегодня праздник «День авиации и космонавтики»

А как вы думаете чему посвящён этот день?

- (ответы детей)

В. : Этот день посвящен первому полету человека в космос, и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники.

Как вы думаете почему человек захотел полететь в космос?

(ответы детей)

В: - Наверное ему захотелось узнать что же там находится в космосе? Есть ли там еще жизнь на других планетах? Давайте мы с вами посмотрим на нашу вселенную.

Слайды про космос: космос, спутники, планеты…

Красивые фотографии вы посмотрели про космос, ну а кто же первым все это увидел? И как?

А можно ли простом самолете добраться до других планет? А на чем можно? (ответы детей).

Так кто же придумал первую ракету?

Рассказ о космонавтах.

Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далёких планет.

Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.

И только через много-много лет другой учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала полетели собаки Белка и Стрелка.

Под руководством С. П. Королёва была сконструирована ракета «Восток», в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.

Первым космонавтом который полетел в космос был Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин первым полетел в космос. Он был военным летчиком, а позже стал космонавтом.

Во время подготовки к полету в космос, он готовился в центре подготовки космонавтов и там проходил разные испытания. Сначала он кружился на особом кресле, потом его помещали в барокамеру. Дышать в барокамере было трудно, закладывало уши. Если бы он нажал на красную кнопку, то испытание бы прекратилось и тогда прощай мечта о космосе.

Когда Юрий Гагарин достойно выполнил все испытания, он полетел в космос. Прозвучала со старта команда «Пуск». И ракета пошла вверх. Гагарин по рации лихо сказал свое знаменитое «ПОЕХАЛИ!»

После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, таких как Титов Герман Степанович - первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории. Он пробыл на орбите более 25 часов и совершил около 17 витков на аппарате «Восток-2».

Еще из космонавтов был Леонов Алексей Архипович – первый космонавт который вышел в открытый космос. Среди космонавтов были и женщины.

Кто знает, имя первой космонавтки? Ими были Валентина Терешкова – первая женщина космонавт и Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, которая первая осуществила выход в открытый космос.

Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.

Б. Б. Егорову во время полёта в космос удалось собрать очень ценный в научном отношении материал.

-В: - Ребята посмотрите, а нам с космической станции космонавты прислали космические задания, они хотят знать, что мы знаем о космосе.

Разделитесь на 2 команды, выберите капитанов, дайте названия своим командам. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, по итогу игры в конце викторины команды получат подарки от космонавтов (в 2 конвертах раскраски на тему космос).

1. Загадки о космосе.

В: - 1 задание от космонавтов – это загадки о космосе. Давайте вспомним правила игры в команде.

Д: - Не перебивать, слушать своего товарища, отвечает тот кто поднял руку, ответ зачитывается тому, кто первым поднял руку и правильно ответил.

Что нельзя сделать в космосе?

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект…

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…

(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар

Но уже ученый -

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом.

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … .

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … .

(Звездочет)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (Ракете)

В: -Молодцы, с загадками справились.

2. Игра «Хоровод»

I. Мотивационный

- В: - Космонавты хотят знать много ли слов мы знаем о космосе и что в космос можно взять с собой. Расскажем им?

(Дети соглашаются).

II. Организационный

-В: - Играть будем по очереди.

Сначала 1 команда встанет в хоровод,. 2 команда выступает в роли наблюдателей. Потом команды поменяются.

1 команда будет называть слова о космосе.

2 команда – что можно взять с собой в космос.

Давайте вспомним правила.

(Дети встают в хоровод, вспоминают правила: мяч передавать по кругу, не мешать и не перевивать друг друга. Сначала выполняет 1 команда затем 2 команда).

III. Деятельностный

Воспитатель стоя в кругу первый называет слово:

2 команда – «КОСМИЧЕСКИЙ ШЛЕМ» и передает мячик дальше детям.

(Дети передают мячик по порядку при этом называют слова:

1- космонавт, планеты, метеорит, астероид, кометы, ракета, спутник…

2- скафандр, любимые книги, еда, одежда, обувь, фотографии родных, зубная паста, щетка).Команда наблюдателей дополняют ответы.

IV.Заключительный

-В: -Молодцы, справились с заданием много слов знаете о космосе и о том что можно взять с собой в космос. А почему у нас все получилось?

Две команды справились и получают по 1 фишки.

(Ответы детей:

Потому что мы друг друга не перевивали

Работали дружно, сообща).

3. Игра «Цепочка» (отгадай по первым буквам)

I. Мотивационный

-В: - Космонавты просят у нас разгадать ребус из газеты которую они взяли с собой у них не получилось.

1 команда - невесомость

2 команда – планетарий

(Дети соглашаются помочь космонавтам разгадать ребус).

II. Организационный

-В: - Давайте встанем в цепочку и по очереди друг за другом выходить и брать нужную букву и ставить ее на доску и у нас в итоге получится зашифрованное слово.

Вспомним правила.

(Дети вспоминают правила: друг друга не толкать, работать по очереди, не перебивать

Встают в цепочку).

III. Деятельностный

-В: - На доске в ряд представлены картинки (зашифрованного слова) надо первую букву картинки найти среди букв и поставить на доску и так по цепочке друг за другом.

Воспитатель помогает по мере затруднений.

(Дети друг за другом (сначала 1 команда, потом 2 команда) выходят, находят первую букву относящиеся к картинки и ставят на доску по порядку. Читают какое слово получилось).

IV.Заключительный

-В: - Выполнили, молодцы, справились а скажите почему у нас так хорошо это получилось?

(Ответы детей: - Мы не торопились, друг другу не мешали, были внимательными, мы можем находить правильные буквы).

-В: - Молодцы получайте фишки за проделанную работу.

4.Игра «Аквариум» Правильно расставить слова в предложении.

I. Мотивационный

-В: - Космонавты нечаянно испортили, порезали свою газету, а там была интересная статья которую они хотели бы прочитать. Поможем им восстановить статью?

(Дети соглашаются помочь космонавтам восстановить статью).

II. Организационный

-В: - Давайте первым будет помогать 1 команда, а вторая команда встанет за ними и будут наблюдателями, затем команды поменяются.

2 команда по завершению может дополнить или поправить если задание выполнено не верно. Давайте вспомним правила этой игры.

(1 команда садится за стол, а 2 команда встают за спины и наблюдают. Потом меняются.

Вспоминают правила: намешать команде соперников, не перебивать, слушать друг друга).

III. Деятельностный

-В: - Выполняют задания в конвертах находятся разрезанные предложения которые необходимо правильно собрать.

1 команда:

В космонавт летит ракете.

первая Валентина женщина Терешкова космонавт.

В корабль космический полет отправляется.

2 команда:

Падает с комета неба хвостатая.

полетел Юрий в первый космос Гагарин.

Звезды светят небе на 1 команда собирает слова, 2 – наблюдает, а потом меняются.

(Дети выкладывают предложения)

1 команда:

Космонавт летит в ракете.

Валентина Терешкова первая женщина космонавт.

Корабль отправляется в космический полет.

2 команда:

С неба падает хвостатая комета.

Юрий Гагарин первый полетел в космос.

На небе светят звезды.

IV.Заключительный

-В: - Справились и с этим непростым заданием, ловко собрали предложения правильно. Молодцы. А как вы думаете почему у вас это получилось?

(Ответы детей: - Потому что, мы слушали друг друга и правильно собрали предложения).

- В: - Обе команды справились отлично и за это вам еще по одной фишки.

5 . Конкурс капитанов. Собери разрезную картинку, и составь рассказ по схеме.

В: - Капитан космонавтов отдельно приготовил задание для капитанов, капитаны выходите надо собрать разрезанную картинку и рассказать что на ней изображено.

(Каждому капитану в конверте раздаются фрагменты разрезных картинок, необходимо собрать ее, схема составления рассказа вывешивается на доску или выводится на телевизор).

6.Дерево знаний. Планеты.

I. Мотивационный

-В: - Космонавты прислали нам фотографии планет, но они схитрили и прислали не только фотографии планет которые существуют, но и фотографии несуществующих планет, они хотят проверить наши знания о планетах. Покажем наши знания?

(Соглашаются разобраться с этим заданием).

II. Организационный

-В: - А поможет нам в этом дерево знаний. На дереве висят фотографии планет 1 команда будет собирать существующие планеты, а 2 команда – не существующие. Для того чтобы у нас все получилось, давайте вспомним правила как мы будем работать?

(Делятся на группы, и вспоминают правила: не перебивать, работать не мешая друг другу).

III. Деятельностный

-В: - Давайте подойдем к дереву знаний и найдем картинки нужные вам

1 команда собирает планеты которые существуют.

2 команда собирает планеты которые не существуют.

Помогаем по мере затруднений. Вспоминают, какие планеты, существуют, а какие выдуманные и расставляют их в ячейки по классификациям.

IV.Заключительный

-В: - Расставили, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы рассортировали планеты.

Молодцы вы все сделали правильно, а почему у нас это получилось? Как вы думаете?

(Ответы детей: -Потому что мы работали вместе, не мешали друг другу и совещались).

В: - И за это задание вы получаете по одной фишки, молодцы.

В:- Ну вот и закончились задания от космонавтов и мы с вами выполнили все правильно и не постыдили честь своей группы, доказали что мы много знаем и умеем.

А что нового и интересного вы сегодня узнали?

О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?

Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.

У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.

Давайте подведем итоги, посчитайте у кого сколько фишек и получите призы от космонавтов.