Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи детей «Звук. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)

Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.

Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:

Поднимаем плечики,

Прыгаем кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тссссссс!

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко!

Садитесь все дружно. (Соня в середине)

Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?

Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?

Воспитанники: Спутанные.

Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.

Воспитанники: Волосоньки.

Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?

Воспитанники: Один к одному.

Воспитатель: А теперь что я делаю?

Воспитанники: Заплетаете косу.

Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти коса до пят

Все волосоньки в ряд.

Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!

Воспитанники: До свидания!

Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?

Воспитанники: Звук с

Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?

Воспитанники: Песенка водички.

Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?

Воспитанники: Комара.

Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.

Поиграем в игру «Злой комар»

Тихо, тихо, Зоя спит.

А вот злой комар летит.

Зою будет он кусать.

Зое он не даст поспать.

Мы прогоним комара:

«Улетай ты со двора!»

Злой комар от нас летит,

И гудит, гудит, гудит.

Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу — песок везу.

Зы – зы – зы – у меня тазы.

Зя – зя – зя – шалить нельзя.

Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Воспитанники: звуком з

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

Воспитанники: Песенкой комара.

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитанники: Звонко.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в старшей группе: Сказочный лес

Цели:
- Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе;
- учить сочинять сказки, развивать воображение;
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики;
- закрепить умение определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, речи и движении;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Предметные картинки (животные, растения). Изображение планеты, цветка, трубочки, бумага, гуашь коричневая, аудиозапись «Звуки леса». Медали «Самый любознательный. Объемные предметы (дерево), картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
Предварительная работа. Беседа «Охрана природы», д/и «Что хорошо, что плохо» (правила поведения в природе), заучивания загадок, пальчиковых игр «Солнышко», «Птички», физминутка «Здравствуй солнце», развитие навыков кляксографии (занятие «Лес»).

Ход занятия.

1. Психогимнастика.
-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
-Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что очень рады их видеть. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Игра-массаж «Наши помощники»
-Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
-Давайте вспомним.
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
-Вот какие помощники нам сегодня нужны.
3. Сочиняем сказку «Когда исчезли деревья»
-Послушайте дети!
Вы видели когда нибудь лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно видеть.
Только в волшебном лесу.
-Я вам предлагаю сочинить сказку, под названием «Когда исчезли деревья»
-На одной большой планете, которая была очень похожа на нашу планету, жили-были люди, давайте придумаем название этой планете. (ответы детей – «Лесная», «Зеленая»).
-Там была так же природ, как и на нашей планете Шумели леса в которых жили разные животные, давайте их назовем. (дети называют животных).
Лес дарил людям ягоды, какие? (ответы детей), грибы, какие? (ответы детей)
-И был на этой планете много озер и рек, в которых жили разные рыбы, назовите их (ответы детей).
-Но люди этой планеты совсем не берегли природу. Они рубили деревья. Для чего они это делали? (ответы детей).
-В конце концов не осталось ни одного дерева, Жители этой планеты поныли, что натворили и обратились за помощью к маленькой колдуньи. Она согласилась им помочь.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие в эту сказку на «Лесную» планету и помочь маленькой волшебнице.
-Встаньте поудобнее, закройте глаза.
-И произнесите волшебные слова.

Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружились, на лесной планете очутились.
4. Двигательное упражнение «По дорожке»
-Вот мы и попали в сказочную планету.
-Пора отправляться в дорогу и найти маленькую волшебницу.
-Вы готовы?
(дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются и проговаривают слова)
Мы на миг закроем глазки,
Открываем вот мы и в сказке.
5. Формирование направленного длительного выдоха
-Мы с вами пришли на волшебную полянку. Посмотрите здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
-Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнею губу и подуйте так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки, затем предлагаю детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте).
-Молодцы, ребята! Все картинки узнали.
-Отправляемся дальше.
(дети идут по «дорожке»)
-Дорога нас привела в густой лес.
-Ну, где же лес, неужели жители этой планеты погубили все деревья? И маленькой волшебницы нигде не видно, надо ее позвать
6. Упражнение «Повтори правильно»
-Мы похлопаем и она нас услышит, я буду стучать (хлопать), а вы будите за мной по очереди повторять.
-А вот и маленькая волшебница.
Маленькая волшебница- Здравствуйте ребята, я рада, что решили помочь мне.
-Сначала надо произнести «заклинание».
Логопед-Давайте ребята поможем маленькой волшебнице.
7. Кляксография «Лес»
Маленькая волшебница -Теперь вырастим из маленького семечка высокие развесистые деревья. (включается аудиозапись «Звуки природы», дети приступают к работе. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы – семечка «выращивает» свое дерево)
-Молодцы!
8. Потешка «Дроздок»
-Посмотрите, какой стал огромный лес.
Деревья прямо до небес.
Птицы разные поют,
Постоим немножко тут,
И споем потешку.
Скок, скок – поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама свершок.
Голова с горшок
Чики-чики чички летели две птички
Перышки упали, здравствуйте сказали.
9. Пальчиковая игра «Солнышко»
-Теперь и солнышко ярко засветило.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Поваляем, покатаем,
И опять тебе вернем
10. Упражнение «Ветер»
- Лес ожил и зашумел (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков ш-ш-ш-ш, тихо- громко).
-Ручеек снова зажурчал (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков тихо-громко с-с-с-с-с-).
-Звери и насекомые вернулись в лес.
Маленькая волшебница-Спасибо вам за помощь ребята мне так не хочется с вами расставаться, мне будет грустно без вас.
-А что тебя развеселить мы с тобой поиграем на прощание.
11. Подвижная игра «Ну-ка все встаньте в круг».
(Дети берутся за руки образуя круг, по-очереди выходят и показывают движения, все остальные повторяют за ним, слова дети поют)
Ну-ка все встали в круг, дети идут по кругу
За руки все взяли вдруг.
Будем рядом стоять, останавливаются
Ручками махать. производят махи руками
Начинаем заниматься, хлопки по коленям
Будем весь урок стараться, по плечам
Не зевать повторять. повторяют движение
Все запоминать. за водящим.
-Развеселили мы маленькую волшебницу, наверно все устали, давайте отдохнем, понежимся на солнышке.
12. Упражнение на релаксацию.
(Дети ложатся на ковер в свободных позах, звучит спокойная музыка)
Мы лежим на травке,
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
-Отдохнули теперь нам пора, давайте ребята попрощаемся с маленькой волшебницей. (дети прощаются с маленькой волшебницей)
13. Итог занятия
-Закрываем глаза, раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Посмотрите. Что, это? (ответы детей)
(На ковре лежит круг, дети разворачивают ленты - лепестки, отвечают на вопросы и получают подарки, получается цветок)
-Что понравилось больше всего на занятии?
-Что интересного было на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал на занятии?
- За что бы ты себя похвалил?
-Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей - цветок) А вы его лепестки, от которых всем тепло и радостно. Давайте своим теплом и радостью поделимся с гостями (дети дарят гостям цветы).

Тема: «Звуковая культура речи, звук И»

Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.

Задачи : учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.

Предварительная работа : рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).

Методы и приемы : сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.

Оборудование и материалы: игрушка - лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм - презентация «Детеныши домашних животных».

Ход организованной образовательной деятельности.

Мотивационно - ориентировочный этап.

Игровая ситуация . Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.

Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка - рюкзачок.

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).

Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.

Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.

Поисковый этап

Поиск путей решения, определение плана работы.

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто из вас знает, как позвать маму - лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).

Практический этап

Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».

- «И-и-и-и-го-го» - это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)

Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).

Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука

Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)

Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика - большой и маленький)

Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».

Как он поет? (Дети повторяют).

Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»

Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).

Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».

Физминутка.

Индюки по травке ходят, Ходьба на месте

Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе

Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Да боится индюков.

Игровая ситуация.

Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма - презентации «Детеныши домашних животных»).

После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: - Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).

Игровая ситуация.

Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.

Последующая работа.

Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.

Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»

Программное содержание . Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.

2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую). Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

«Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается… снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)

Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит! »

4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .

6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Глаза закрыли Зину.

Захар болит у зуба.

Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .

Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.