Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физического воспитания

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физического воспитания

Жамбыл облысы, Тараз қаласы

Тараз Мемлекеттік Педагогикалық Институтының

Дене шынықтыру кафедрасының аға оқытушысы Орымбаев Адилхан Абдраимович

В работе с детьми большое "значение имеет хорошее знание учителем индивидуальных особенностей своих учеников, т.к. учителю приходится искать индивидуальный подход к каждому ученику, своевременно обнаружить и помочь преодолеть временные трудности, возникшие у отдельных учащихся, способствовать дальнейшему развитию их способностей и склонностей.

Учитель должен знать состояние здоровья и физического развития каждого ученика. В каждом классе имеются учащиеся, отличающиеся по физической подготовленности от большинства своих одноклассников, одни из них отстают, другие, наоборот, дают высокие показатели при выполнении физических упражнений.

Обучать ребенка нужно не тому, что он может без особого труда усвоить на основе достигнутого уровня развития, а тому, что сегодня ему не под силу, что сегодня он сможет сделать только с определенной помощью и лишь завтра - самостоятельно.

Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуализацией, часто бытует ошибочное мнение, что основное внимание должно уделяться работе с отстающими. Для учителя важной должна оставаться и работа с детьми, опережающими в развитии своих сверстников. Если перед ними не ставить все новых, отвечающих их уровню развития задач, то интерес к занятиям у них пропадет.

Дети, отстающие по своим показателям в физической культуре, часто стесняются и, не желая обнаружить свое отставание в физическом развитии, неохотно выполняют или совсем воздерживаются от их исполнения. Такие нуждаются в индивидуальном подходе и дети, имеющие хорошую подготовку. К таким детям нужно предъявлять повышенные требования. Чтобы поднять активность таких учащихся, им следует поручать оказание помощи своим товарищам и привлекать их к показу упражнений.

Учитель не имеет права на уроке работать с отдельными учениками, с наиболее подготовленными или отстающими. Он должен установить со всеми доверительные отношения и полное взаимопонимание.

Какие особенности для этого следует учитывать? Как в соответствии с ними действовать?

    Прежде всего различия в отношении к учебе и ее результатам. Ученики, безразлично и отрицательно относящиеся к учебе, должны быть предметом постоянного внимания педагога. На них должны быть направлены разнообразные приемы воздействия. При этом прежде всего следует позаботиться о достаточной мотивизации, выработать систему поощрений, способствовать утверждению личности путем создания ситуаций успеха.

    Большие различия существуют в потребности в упражнениях для освоения и - закрепления учебного материала. Количество и объем необходимых упражнений у каждого ученика различны, следовательно, темп обучения отдельных занимающихся неодинаков. При овладении техники двигательных действий нужно видоизменять характер и объем подводящих упражнений в зависимости от особенностей учеников.

    Существенно различаются и возможности учеников выдерживать физические и психические нагрузки. Это обстоятельство побуждает учителя обеспечить строгую дифференциацию учебных заданий каждого ученика.

    Известно, что один ученик лучше поймет задание после натуральной демонстрации, другой - после объяснения товарища, третий - после демонстрации плакатов. Это и служит одной из причин необходимости комплексного использования методов обучения.

    Индивидуальный подход должен быть и к оценке деятельности учеников. Положительным следует считать опыт учителей, оценивающих прирост к исходному результату ученика. При этом, оценивая их деятельность, педагог вступает с каждым в непосредственный контакт. Реплика, вопрос, подтверждение, исправление ошибок, вопросительный взгляд, дружеское слово содействуют установлению взаимопонимания.

При работе с детьми, и особенно с теми, которые отнесены к специальной или подготовительной группе, большое значение имеет постоянный контакт учителя с врачем. Желательно, чтобы врач регулярно присутствовал на уроках физической культуры, проводил наблюдения за детьми и добивался улучшения здоровья учащихся.

Дифференцированный подход требует соответствующей материальной базы. Речь идет не только о разном весе и высоте снарядов, но и о создании организационных предпосылок осуществления индивидуализации. Это можно проиллюстрировать на примере изучения прыжка в высоту, когда одновременно используется 5-6 секторов с различной высотой. Каждый ученик выбирает высоту оптимальную для себя.

Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы является одной из важнейших задач учителя физической культуры.

Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению.

Недостаточная физическая подготовленность отдельных детей школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а также существенная разница в результатах, показанная даже одногодками, зависит от индивидуальных особенностей. Однако, при избирательном подходе к обучению, соблюдению определенных условий, учете данных физического развития результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети, лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые -линейные движения. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией детей: отношение выраженности мышечной и жировой массы к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела. Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового компонента, школьники с умеренно выраженной мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость.

Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школах встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети обычно не выполняют некоторые нормативы, но это не значит. что они бесперспективны в физическом развитии. Им следует заниматься в группах ОФП, больше уделять внимания самостоятельным занятиям. Такие дети требуют особого врачебного контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке к сдаче учебных нормативов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального и дифференцированного подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.

Литература

    Б.Н. Микаев «Основы методики физического воспитания школьников»

    Б.М. Шиян //Физическая культура в школе - №9 за 1992 год.

МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»

города Карачева Брянской области

«Дифференцированный подход

в преподавании

физической культуры»

из опыта работы

учителя физической культуры

Рудаковой Л.А.

Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины... Даже для того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт. Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями, является школа.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце, мышцы и сосуды, но и развивает их. Чтобы ребёнок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно – один час ежедневно! Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечены следующие особенности негативных изменений здоровья детей (М.М. Безруких, 2004; Б.Н. Чумаков, 2004):

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10–12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеосложнённые формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет – 3 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждении необходимо создание специальных научно обоснованных условий организации и реализации учебного процесса, особой здоровье формирующей и здоровьесберегающей образовательной среды. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания.

Результаты научных исследований и практический опыт работы показывают, что во всех классах существуют группы сильных, слабых и средних учеников, и что между успеваемостью этих групп есть статистически значимые различия. Однако, изучение и обобщение опыта учителей физической культуры показали, что методика обучения рассчитана на так называемого “среднего” ученика. Вследствие этого на уроках физической культуры учащиеся с высоким и низким уровнями физического развития и физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере, что не соответствует требованиям современной школы.

При организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.

Дифференцированный подход нужно осуществлять не только на уроке, но и перед уроком, после урока, дома (при выполнении домашних заданий).

Применение на практике приёмов организации дифференцированного подхода на занятиях физической культуры позволяет добиться роста показателей физического развития и физической подготовленности, улучшения функционального состояния организма, укрепления здоровья учащихся, эффективной подготовки к сдаче норм и тестов по физической культуре.

Дифференцированный подход на уроках физической культуры.

1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

Всовременных условиях необходимо осуществлять не просто индивидуальный подход к отдельным ученикам, а создавать оптимальные условия для плодотворного труда целых групп учащихся, класса, располагающих равными возможностями. В связи с этим возникает потребность в классификации школьников по группам в зависимости от их данных для эффективной работы на уроке. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом морфологических и функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека.

Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.

В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости и пол детей, свойства нервной системы и темперамента. Расширен раздел в группе упражнений на воспитание правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Полностью исключены лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать лучшие условия для перевода в подготовительную или основную группу.

1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся.

Психолог Б.А. Вяткин считает, что при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, в первую очередь следует учитывать степень биологического развития школьников. Обнаружена высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания. В последние годы появилось достаточно много работ, в которых дифференцированный подход рассматривается с точки зрения соотношения между обучаемостью упражнениям, развитием двигательных качеств и типологическими свойствами нервной системы. Б.А. Вяткин изучал влияние учебных и соревновательно-игровых мотивов деятельности на развитие физических качеств у учащихся 5 класса. Он пришел к выводу, что у школьников с сильной нервной системой в условиях игры результаты значительно лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже. На учащихся со слабой нервной системой в процессе обучения движениям наиболее положительное влияние оказывает похвала, а наихудшее – порицание и плохая оценка. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка. Ученики со слабой нервной системой легче усваивают технику движений. Во время соревнований у них наступает перевозбуждение, что мешает им выполнять двигательные движения. Поэтому для них в процессе обучения рекомендуется использовать соревновательный метод. Дифференцированный подход при изучении раздела программы (метание, прыжки, лыжная подготовка, бег и др.) позволяет выработать определенный стиль работы для “сильных” и “слабых” учеников.

1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.

При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.

Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость; с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам. В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями. Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков 6–8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.

В занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.

Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.

1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.

Проведение внутришкольных соревнований, а также, учёт всех вышеперечисленных исследований (состояние здоровья, уровень физического и психического развития, возраст, пол ребёнка, тип нервной системы и другие), позволяет выявить детей с задатками к определённым видам спорта и определённым видам физических упражнений. Таким детям предлагаю заниматься отдельными видами спорта в системе дополнительного образования и, возможно по индивидуальным программам. Такая дифференциация позволит максимально укрепить здоровье, не только развить, но и усовершенствовать двигательные умения и навыки. Позволит одарённым детям достичь определённых высот в различных областях спорта, самореализоваться и, возможно, выбрать профессию.

Таким образом, в процессе физического воспитания существует необходимость кроме знаний возрастно-половых различий школьников изучать также их индивидуальные особенности, такие как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента. Поэтому при организации дифференцированного подхода необходимо изучать индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности школьников как признаки, которые поддаются учету, контролю и управлению в процессе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности физического развития являются одним из показателей физического состояния организма. К тому же в школьном возрасте размеры и масса тела в большей степени отражают и функциональную дееспособность организма. Анализ научных данных свидетельствует о том, что учет различных показателей имеет важное значение для совершенствования процесса физического воспитания школьников, так как осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит, наиболее эффективно.

2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.

Дифференцированный подход условно подразделяю на внутриклассный и внутришкольный (рис 1).

Рис.1 Классификация видов дифференцированного подхода.

В своей работе я использую следующие приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:

  • Данные медицинского обследования.

    Показатели контрольных испытаний.

2. Управление деятельностью учащихся:

    Распределение учащихся на группы.

    Определение физических нагрузок.

3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:

    Выявление помощников и проведение с ними занятий,

    Составление учебных карточек-заданий для групп учащихся.

    Разработка дифференцированных домашних заданий.

Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.

2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.

Впрограмму изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.

В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.

2.2. Управление деятельностью учащихся.

Для того чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.

Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.

Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.

Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.

По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:

В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.

2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сама из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые, у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных классов. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.

При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков.

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:

1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).

2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).

4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).

5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).

6. Домашние задания.

7. Страховка.

8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).

9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.

2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.

Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий по физической культуре.
– На первом этапе составляю домашние задания для групп учащихся. Упражнения для самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который изучается в данный период на уроках. В комплексы домашних заданий входят в основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны ученикам и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными, конкретными, легко запоминались и регулировались.
– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт учащихся.
– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг)

1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,

2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.

3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.

По тому же принципу составляю карточки и для девочек.

В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.

2.5. Работа с одарёнными детьми.

Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, настольный теннис. При реализации вышеперечисленных программ я имею возможность лучше подготовить учащихся к выступлениям в соревнованиях различных уровней. В секции активно вовлекаю детей с девиантным поведением, состоящих на учёте в ПДН или на внутришкольном учёте. Такие дети учатся владеть собой, становятся востребованными, начинают реализовывать себя, повышается их самооценка, что в конечном итоге приводит к изменению их поведения в положительную строну.

Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного, муниципального и регионального уровней.

Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.

3. Урок физической культуры с применением дифференцированного обучения.

Организационно-методические мероприятия используются при осуществлении дифференцированного подхода, имеют свои особенности и содержат следующие элементы:
– на первых этапах обучения применяется групповая форма проведения занятий, при котором класс познает общую для всех программу умений и навыков. Учитываю общий уровень физического развития и физической подготовленности учащихся. А дальше использую индивидуально-групповую форму, т.к. она предполагает обучение более сложным умениям и навыкам с учетом индивидуальных возможностей. На последнем этапе, а также на занятиях с группой “сильных” учеников применяю индивидуальную форму проведения занятий, т.к. имеется определенный объем умений и навыков, который наиболее полно отвечает индивидуальным возможностям учащихся. Учитываю уровень физического развития и подготовленность каждого ученика;
– на уроках, где ставлю задачу развития двигательных качеств, ученики всех групп в конце основной части в течение 10–15 минут выполняют комплексы дозированных физических упражнений, которые подбираются с учетом сходства по двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями.

Перед началом урока командиры отделений раньше всех приходят в зал. Они помогают мне устанавливать снаряды, готовить инвентарь, дежурить у раздевалок.

Подготовительная часть;

По звонку класс выстраивается в одну шеренгу по отделениям, внутри которых учащиеся располагаются по росту, во главе с командиром. Построение класса по отделениям применяется для того, чтобы при проведении упражнений первой части урока регулировать нагрузку по силам и возможностям учащихся разных групп. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Сюда входят перестроения, построения, ходьба. С них начинается подготовительная часть урока. Затем дается бег в медленном и среднем темпе. В этом случае нагрузка дозируется следующим образом. Ученики третьей группы выполняют около 85–90%, а ученики первой группы выполняют около 110–115% нагрузки учеников второй группы. Например, ученики второй группы в течение двух минут выполняют бег, а ученики первой и третьей группы две минуты 20 секунд и 1 мин 40 сек. Или вторая группа пробегает по залу 5 кругов, первая и третья группы соответственно, 6 и 4 круга. При выполнении общеразвивающих упражнений требуется проявление силы, быстроты, выносливости и вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания. Ученикам третьей группы предлагаю их делать в произвольном темпе под индивидуальный счет, а учащиеся второй группы 85–90% от намеченной нагрузки для учеников первой группы.

Основная часть урока.

Отделения учеников расходятся к указанным местам занятий, и под руководством командиров отделений приступают к осуществлению учебного процесса. Основная часть урока делится на три этапа:

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Все группы получают одинаковые задания, школьники выполняют их с учетом особенностей своего физического развития и физической подготовленности под руководством учителя и командиров отделений.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, каждой группе даются разные задания. Пример: первой группе выполнить упражнение в целом, второй группе выполнить упражнение в целом, но в облегченных условиях, третьей группе усложненные подводящие упражнения.

Так при обучении упражнения подъем переворотом в упор на низкой перекладине из виса стоя махом одной, толчком другой, ученики первой группы делают упражнения самостоятельно, занимающиеся во второй группе с помощью командира отделения, третья группа на разновысоких брусьях также с помощью.

Третий этап – совершенствование двигательного действия. На этом этапе ученики первой группы выполняют подъем переворотом в упор в соединении с другими разученными элементами, во второй группе это задание выполняется различными способами, а в третьей группе иногда третьего этапа обучения может и не быть (из-за слабой физической подготовленности) эти ребята продолжают работу (несколько усложненную, которую они выполняли на втором этапе) Деление учащихся класса на группы в зависимости от уровня физического развития и физической подготовленности дает мне возможность индивидуально осуществлять работу по развитию двигательных качеств. Обычно эти задания планирую на конец основной части урока. Ученики выполняют несложные, хорошо знакомые упражнения с отягощениями, с весом собственного тела на снарядах и со снарядами. Для всех групп учащихся упражнения могут быть одинаковыми, но число повторений строго дифференцируются.

Заключительная часть урока – класс объединяется в одну группу. Все учащиеся выполняют упражнения на воспитание правильной осанки и восстановление дыхания с целью снижения физической нагрузки. Высказываю замечания по уроку, объявляю оценки, даю индивидуальные домашние задания и т.д., затем ученики организованно уходят из зала.

Заключение.

В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. Если учащийся на уроке физической культуры не вспотел, не устал, урок для него был пустым. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем. Словом, только на таких уроках можно получить вторую часть предмета – культуру.

Проблема повышения эффективности уроков физической культуры как одной из основных форм организации физического воспитания в школе, требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важного условия оптимизации учебного процесса на уроках физической культуры в школе.

Дифференцированный подход условно подразделяю на два типа: внутриклассный и внутришкольный.

Внутриклассная дифференциация: по состоянию здоровья, по возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической подготовленности. Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках физической культуры привело к следующим результатам:
– на протяжении многих лет успеваемость составляет 100% ;
неуклонно растёт качество знаний, средний балл по предмету;

– прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой;
– совершенствуются двигательные умения и навыки;
увеличивается качество знаний по результатам итоговой аттестации за курс основной школы;
– увеличивается число участников, призёров и победителей олимпиад по физической культуре на муниципальном и краевом уровне.

Внутришкольная дифференциация: работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу.

Внутришкольная дифференциация приводит к следующим результатам:
– неуклонно растёт число победителей и призёров соревнований различного уровня;

– растёт количество детей, посещающих объединения дополнительного образования спортивной направленности;

–увеличивается число детей, выполнивших разрядные нормативы;
– выпускники выбирают профессии, связанные с физической культурой;

–уменьшается число детей специальной группы в связи с переходом в подготовительную или основную.

Всё это позволяет сделать вывод о необходимости введения дифференцированного подхода в практику работы учителя физической культуры.

Технология дифференцированного физкультурного образования.

(Родюкова Лариса Викторовна

учитель физической культуры МОУ «Гимназия №38»,

606031, г. Дзержинск, Нижегородская область, ул. Удриса, д.8).

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

Совершенно здоровые, но «тучные» дети, не желающие трудиться;

Дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

Плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

Хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО ), которая является основной в учебном процессе (Приложение ). Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. По уровню дифференциации ТДФО является внутриклассной. Каким же образом решаются вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре при использовании технологии дифференцированного физкультурного образования.

    Обучение двигательным действиям.

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, кувырок вперёд : слабо подготовленныё ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях. Подъём переворотом в упор : наиболее сильная группа упражняется самостоятельно на перекладине; менее подготовленные с помощью учителя – на высокой жерди разновысоких брусьев (перед жердью поставлен конь), переворот выполняется с отталкиванием ногами от коня в облегчённых условиях; наиболее слабые ученики выполняют в это время задания на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжки в высоту : оборудуется четырёхугольная прыжковая яма, вдоль каждой стороны которой на стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.

Третий этап – совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

На занятиях по гимнастике можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика. Каждый вид может содержать как базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

    Развитие физических качеств.

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.

На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.

Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

3. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает: 1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности). 2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности; 3) "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса утренней гимнастики или разминки, упражнений с предметами.

Достаточно времени на уроках в 1-4 классах уделять профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, разработке комплексов утренней гимнастики. В ходе выполнения упражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращать внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений; давать общий анализ выполнения упражнений и обращать внимание на технические ошибки.

Ежеурочно проводить инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.

4. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться.

Постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.

Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

Список литературы.

1. . - М.: ФиС, 1985, с. 161-169.

2. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. «Новые технологии ФВ школьников» Практическое пособие. М., 2007г.

3. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. «Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении». Н.Новгород. 2007г.

5

«Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся»

ВВЕДЕНИЕ.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих пользоваться полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

Задача каждого учителя заключается в необходимости уметь грамотно отбирать методики, приемы и формы обучения для организации ситуации успеха каждого обучающегося в любом классе в соответствии с его физическим развитием и потенциалом.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

Важнейшим требованием современного урока физической культуры является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их половой принадлежности, медицинских групп, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.

В каждой школе метод дифференцированного обучения применяется по-разному, исходя из конкретных условий.

Мой контингент обучающихся – средний и старший школьный возраст. Период среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Важность этой работы обусловливается тем, что обучающиеся даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования .

В классах всегда обучаются ребята с различным уровнем физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если использовать единообразные требования и общий методический подход ко всем обучающимся, то эффективность уроков физической культуры значительно снижается. Особенно это касается одаренных обучающихся, заниженные требования к которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т. к. у них появляется ощущение, что они «все могут». Также это затрагивает и ослабленных различными факторами обучающихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые пропуски уроков по болезни приводят к тому, что обучающиеся не могут справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности», который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что приводит к еще большим проблемам. Соответственно, все это снижает у части детей мотивацию к занятиям физической культурой.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬЮ педагогической деятельности является

формирование осознанной потребности в укреплении здоровья и повышения уровня физического развития, посредством создания «ситуации успешности» для каждого обучающегося.

ЗАДАЧИ, которые необходимо решить для достижения этой цели можно сформулировать так:

· Диагностировать уровень физической подготовленности обучающихся для планирования дифференцированного процесса учебной деятельности и воспитания здорового образа жизни.

· Организовать учебную деятельность обучающихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

· Создать и внедрить систему индивидуальных упражнений для каждой дифференцированной группы, способствующую гармоничному физическому развитию каждого обучающегося.

· Использовать дифференцированный подход для развития координационных и кондиционных способностей до максимально возможного уровня.

· Подобрать и включить в процесс обучения систему упражнений, направленную на укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма обучающихся.

· Распределить роли обучающихся в рамках класса и разновозрастных группах по видам спорта во внеурочной деятельности.

· Консультировать всех субъектов образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей-предметников) в вопросах здорового образа жизни для повышения уровня сопротивляемости организма детей к неблагоприятным факторам воздействиям окружающей среды и гиподинамии.

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится дифференциация по группам: по физическому развитию, по медицинским группам, по половому отличию, по типам телосложения. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся: явно выделяется уровень базовой подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть посилен и доступен каждому школьнику. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Обучающиеся получают право, учась в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.

Практическое осуществление уровней дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больший объём материала, а другим меньший. Каждый проходит через полноценный учебный процесс, который не может быть ограничен требованиями минимума. Иначе и уровень базовой подготовки не будет достигнут, и обучающиеся, потенциально способные на большее, могут быть «потеряны».

В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. В своей работе я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т. е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по половым признакам (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и обучающемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых обучающихся. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности обучающиеся - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т. д..

Для них мною разработаны системы упражнений, задач по различным темам: индивидуальные упражнения по видам спорта, на развитие двигательных способностей, гибкости и т. д. Задания, подготовленные мною по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке обучающийся пребывал в ситуации успеха.

Провожу работу по внедрению занятий физическими упражнениями с учетом личностного отношения обучающегося к физкультуре. И в зависимости от этого задаю домашние задания. Особенно внимательно веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих одноклассников. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, предлагаю социальные роли, с которыми они могут справиться, доверяю им руководить отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений, разминок в группах. Кроме того, для слабых обучающихся основной группы, но с низким уровнем физической подготовленности имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний». При оценке успеваемости в первую очередь я учитываю особенности физического развития и типы телосложения школьников. Низкие показатели у этих обучающихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально.

Школьники подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, как правило, занимаются с обучающимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются (уменьшается количество упражнений, объем выполнения упражнений).

В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня обучающиеся, с точки зрения физиологии, ведут малоподвижный образ жизни: сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему встал вопрос об увеличении объема движений детей в школе. В связи с тем, что у учителей - предметников вызывает затруднения вопрос о проведении физкультминуток, мною были подобраны виды упражнений, предложены и включены урочные комплексы гимнастик для глаз и органов дыхания.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого обучающегося. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, учителю надо иметь сведения о состоянии обучающегося, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы – формирование регулятивных универсальных учебных действий, необходимых для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у обучающихся умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь обучающемуся. Я делаю это с учетом свойств характера ребенка: например, одни обучающиеся не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей; у других наоборот, опускаются руки, если их вовремя не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; иных надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными. И по этим признакам выделяю в классе соответствующие группы обучающихся и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к организации уроков и внеурочной деятельности.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Использование дифференцированного подхода

во внеурочной деятельности обучающихся


Дифференцированный подход занимает важное место во внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность логически продолжает осуществление дифференцированного подхода. И после основных уроков детей можно объединить в группы, соответствующие их возможностям и заниматься с каждой группой отдельно. Кроме того, во время таких дополнительных занятий психологический климат внутри группы гораздо комфортней, так как одновременное нахождение обучающихся в зале уменьшается, исчезает категория отметки, а организация деятельности становится узконаправленной в соответствии со способностями и склонностями к различным видам спорта. Учитывая, что на дополнительные занятия дети приходят добровольно, а не по обязанности и имеют свободу выбора группы (секции, кружка), результативность таких занятий гораздо выше.

Основной акцент на работе во внеурочное время я делаю на создании двух направлений:

· работа с физически сильными (одаренными) детьми;

· работа с физически слабыми детьми.

При работе с физически сильными (в т. ч. одаренными) детьми основной акцент делаю на определении направления их способностей, с последующим привлечением их к занятиям в спортивных школах на отделениях, соответствующих их данным. Это направление является наиболее приоритетным, т. к. возможности для работы с такими детьми в ДЮСШ несомненно выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Но это не значит, что направлением в спортивную школу работа с такими детьми заканчивается. Кроме того, не все дети достаточно мотивированы для занятий в ДЮСШ, т. к. несмотря на лучшие условия, которые им могут предоставить, от детей требуется и значительное время для этих занятий (как правило ежедневные тренировки, частые соревнования и т. п.). Для некоторых обучающихся это неприемлемо (например: далеко живут, приоритетом служат занятия другим видом деятельности – рисование, музыка и т. д.). И тогда дополнительные занятия в школе дают им возможность активно использовать свои способности в избранных видах спорта. Для физически подготовленных детей является актуальным посещение специализированных секций и кружков (например: секция волейбола, баскетбола , футбола). Так как в таких секциях делается акцент на развитие определенных двигательных качеств, которые у ребенка наиболее выражены. Физически сильные дети систематически привлекаются к соревнованиям, спортивно-оздоровительным мероприятиям, как в качестве участника, так и в качестве судьи, организатора, а при возможности и для показательных выступлений. Не всегда способности или интересы ребенка определяются быстро. Часто с ним приходится несколько лет работать, развивая его природные способности во всех направлениях, прежде чем он сможет определиться в своих предпочтениях.

Работа со слабыми детьми, как правило, полностью ложится на плечи школы. Организация дополнительных занятий с такими детьми крайне важна. Среди других обучающихся, равных им по силам и подготовке, многие смогут работать более продуктивно. Как правило, наиболее актуально для таких детей посещение секций по ОФП, так как программа таких секций включает наиболее разнообразный материал, выбор упражнений и дает возможность ребенку наиболее полно повысить свою успеваемость во всех видах школьной программы.

Работа с родителями во внеурочной работе занимает важное место. Ведь дети - это отражение своей семьи. Физически подготовленные дети, в основном, приходят из семей, где физические упражнения тесно вплетаются в повседневную жизнь. И не любовь к активным движениям, у детей слабых, прививается им родителями, хотя и не всегда осознанно. Работа с родителями включает в себя:

· выступления учителя физической культуры на родительских собраниях с беседами, лекциями по различным темам, информативными сообщениями об успехах их детей на уроках физической культуры;

· индивидуальные беседы с родителями;

· совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, где родители могут участвовать как в роли зрителя, так и участника, организатора (например: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т. п.);

· открытые занятия по физической культуре.

ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА.

Дифференцированный подход к обучающимся позволяет мне выполнять требования к современному уроку физической культуры, успешно достигать цели моей педагогической деятельности таким образом, чтобы диагностировать уровень физической подготовленности для планирования дифференцированного процесса обучения; организовывать учебную деятельность обучающихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий; внедрять систему индивидуальных упражнений для каждой дифференцированной группы; включать в процесс обучения систему упражнений, направленных на укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма; распределять роли обучающихся в рамках класса и разновозрастных группах по отдельным видам спорта во внеурочной деятельности; консультировать всех субъектов образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей-предметников) в вопросах здорового образа жизни, для повышения уровня сопротивляемости организма детей к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и по вопросам гиподинамии.

Список литературы:

1. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 191 с.

3. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.

4. , Фирсов дифференцированного обучения в средней школе . – М., 1990 г.

5. , «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» 1999г., статья

6. , Корнелюк подводящих подвижных игр на уроках физической культуры// Физическая культура в школе. – 1998. - №4. – с. 19-24.

7. Физическая культура.1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время/авт.-сост. , .- Волгоград: Учитель,2008.-92 с.

Исходная ситуация, проблемы, причины При существующей сегодня перегрузке учебных программ дети проводят в школе по 7-8 часов, в основном сидя. Очень низкий процент учеников школ занимается в спортивных секциях. Растет число школьников, не мотивированных к занятиям физической культурой, а также детей с низким уровнем физической подготовленности.


У школьников, слабо развитых физически, умственная работоспособность ниже и менее устойчива, чем у физически крепких. Учащиеся, занимающиеся спортом, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем те, кто посещает уроки физической культуры. В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований и методов работы со всеми учащимися.


Опыт решения сходных проблем А) Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П. Гузик) Б) Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) В)Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатов) Веер культурологических направлений дифференциации включает 8 учебных отделений, среди которых особое место занимает отделение физической культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний). Г) Технология индивидуализации обучения (А.С. Границкая и В.Д. Шадриков)


Актуальность Необходимость повышения заинтересованности детей в занятиях физической культурой и спортом, для чего требуется создание в процессе обучения ситуации успешности для каждого ученика вне зависимости от его физических способностей и развития. Таким образом, дифференцированный подход будет способствовать не только укреплению физического и психического здоровья ребёнка, но и повысит его самооценку, поможет утвердиться в коллективе и впоследствии принимать самостоятельные решения.


Гипотеза Если удастся воспитать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, которая должна перейти в прочную привычку, то мы добьемся осознания школьником необходимости таких занятий для достижения успехов в учении, жизни, трудовой деятельности.


Целеполагание для учеников – приобрести определенные умения и довести их до уровня навыков; для учителя – создать ученику оптимальные условия для успешного выполнения контрольных нормативов, соответствующих индивидуальному уровню физического развития; достичь понимания учеником цели выполняемых упражнений; обеспечение плотности урока для увеличения моторной нагрузки.




Модель деятельности и график выполнения. 1. Работа с одаренными учащимися и привлечение их к спортивным мероприятиям районного и городского значения – уч. год 2. Распределение учащихся на медицинские группы и организация занятий с ними согласно разработанному положению об оценивании и аттестации по состоянию здоровья к различным группам – в течение учебного года. 3. Тестирование учащихся 5-6 классов для определения уровня физических способностей по 4 упражнениям-тестам (входной контроль) – сентябрь-ноябрь 2007 года. 4. Работа с учащимися среднего уровня физического развития и привлечение их к школьным спортивным мероприятиям - в течение учебного года. 5. Повторное тестирование учащихся 5-6 классов и мониторинг роста физической подготовленности учащегося в течение года – март- апрель 2008 года. 6. Разработка и подбор специальных упражнений для девочек астеноидного и дигестивного типов – сентябрь-декабрь 2007 года. 7. Индивидуальная работа с юношами классов по вопросам силовой подготовки, разработка индивидуальных программ для каждого учащегося – сентябрь 2008 года.


Дифференцированное обучение группы По психическим качествам По половому отличию По типу телосложения По уровню физического развития Меди цинские мальчики девочки Астеноид ного Торакаль ного Мышеч ного Дигестив ного основнаянизкий Специаль ная Подготови тельная Освобож денная средний высокий Сильного типа Слабого типа инертные Подвижного типа уравновешенные неуравновешенные


Ресурсное обеспечение Финансирование: А) недостаточное финансирование школы для поддержки разноуровневого обучения, а также приобретения специального спортивного оборудования для этих целей; Б) отсутствие должного медицинского сопровождения процесса физического воспитания учащихся и специалистов по лечебной физкультуре; В) недостаточное количество средств на приобретение призового фонда для внутришкольных мероприятий; Г) отсутствие финансовой базы для создания на базе школы бесплатных спортивных секций. Материальное обеспечение: А) 2 спортивных зала (22Х24) с раздевалками, душевыми, туалетами; Б) спортивный городок (футбольное поле, баскетбольная площадка, сектор для метания, прыжковая яма) В) в каждом спортивном зале имеются шведские стенки, перекладины, канаты, ворота, гимнастические маты, палки, скакалки, набивные мячи, гимнастические кони и козлы, брусья, баскетбольные щиты с корзинами, волейбольные стойки с сетками, обручи, мячи для спортивных игр, теннисный стол, гантели.




Теоретическая база. Дифференцированное обучение – это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого школьника с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей. Оно предполагает открытость и вариативность образования, а также многообразие методов, средств и форм организации учебной и воспитательной работы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).


Для создания стимулирующей к обучению атмосферы урока необходимы в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой)


Система работы 1. Материалы, отражающие результаты работы: «Показания состояния здоровья для определения медицинской группы» Таблицы уровня физической подготовленности учащихся. 2. Разработанные материалы Таблица оценки результатов тестирования Контрольные нормативы по уровням физической подготовленности «Положение об оценивании и аттестации по состоянию здоровья к различным медицинским группам» «Положение о проведении школьной олимпиады по физической культуре и спорту» «Положение о проведении Дня Здоровья» «Положение о проведении турнира по мини-футболу» «Положение о проведении турнира по шашкам»


Система работы 3. Документы и материалы, отражающие результаты деятельности педагога: отзыв о работе по теме самообразования (учитель физической культуры Иванов А.В. – МОУ СОШ 53 города Твери) директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР Отзыв о работе по теме самообразования председателя и секретаря Методического Совета школы 4. Достижения учеников


Выводы Уже сегодня ясно, что работа будет приносить желаемый результат, поскольку, по данным опроса учащихся, повышается мотивация к обучению физической культуре (см. итоги анкетирования) Определены уровни физической подготовленности учащихся 5-6 классов, что позволит вести работу в соответствии с дифференцированным подходом.




Значимость опыта для развития региональной системы образования Государственная политика, в соответствии с законом РФ «Об образовании», основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры полностью согласуется с принципами вышеназванного закона.


Универсальность (кому интересен результат). здоровья и формирование у подрастающего поколения принципов здорового образа жизни способствует формированию полноценного члена общества, гражданина – гос.заказ. Во-вторых, растет заинтересованность родителей в как в вышеперечисленных качествах ребенка, так и в том, чтобы он получал развитие сообразно его возможностям без перегрузок. Таким, образом наша деятельность направлена на выполнение социального заказа.




Тест 3. Прыжки в длину с места. Определяет уровень скоростно-силовых качеств. Условия: носки на линии старта, махом рук вперед-вверх выполнить прыжок на обе ноги. Результаты считываются по сзади стоящей пятке любой ноги. Результаты оценивают с точностью до 1 см.


Тест 4. Подтягивание из виса на перекладине. Взявшись руками хватом сверху за перекладину подтянуться и выйти подбородком выше ее.Полностью выпрямить руки, зафиксировать это положение и начать следующее подтягивание.Маховые рывки и движения не разрешаются. 26