Особенности проектирования мебели, важные нюансы и этапы работы. Основы проектирования корпусной мебели для новичков Программа для проектирования мебели дсп

Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерностью мебели габаритам предметов, для хранения которых она предназначена; организацией пространства, обусловленной планировочными параметрами помещений, размерами (в плане) установленной в помещении мебели, размерами человека и оптимальными проходами. При этом соразмерность мебели человеку проявляется в организации пространства, необходимого человеку при различных статических положениях его тела, а также движений, связанных с тем или иным бытовым или трудовым процессом.

В конструировании мебели анализ перечисленных связей базируется на положениях эргономики, которая служит базой в процессе размеро– и формообразования изделий мебели с использованием данных антропометрии, физиологии, инженерной психологии и гигиены труда.

Что же такое – эргономика? Французский ученый Бернард Мец так определил понятие эргономики: «Эргономика – это наука плюс техника. Предмет эргономики – деятельность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономики как техники – оптимизация условий труда».

У нас идею создания этой особой научной дисциплины выдвинул в 1921 г. психолог В. Н. Мясищев, но лишь в 50-х годах эргономика начала развиваться как самостоятельная научная дисциплина. Термин «эргономика» (в США – «человеческая инженерия», в ФРГ – «антропотехника») английского происхождения.

Целью эргономики как прикладной науки является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов.

Эргономические свойства человека определяют и эргономические требования к промышленному изделию, которые возникают в процессе разработки, конструирования и эксплуатации изделия. Гармоничное соотношение всех звеньев системы человек – орудие труда или производственная среда можно обеспечить только при комплексном подходе, который возможен в результате использования достижений технических наук и наук, связанных с человеком. В эргономических исследованиях особенно важно единство человеческого и технического аспектов.

Наиболее близкой к эргономике наукой является инженерная психология, которая изучает психические процессы и свойства человека, именно она формулирует требования к орудиям труда и технологии. Важную роль в рационализации трудовой деятельности человека играет и психология труда, определяющая взаимосвязь личности с условиями, процессом и орудиями труда. Значение имеют данные физиологии труда, характеризующие изменения в организме человека во время трудовой деятельности. Необходимо также учитывать данные гигиены труда, способствующие созданию наиболее благоприятных условий, обеспечению трудоспособности и здоровья человека.

Итак, неотъемлемой частью процесса конструирования мебели является учет требований эргономики. Среди видов эргономических требований, предъявляемых при проектировании мебели, необходимо выделить следующие:

– антропометрические требования, которые определяют соответствие изделия антропометрическим данным, характеризующим размеры человеческою тела и физиологически рациональную позу, способствующую наиболее эффективному выполнению человеком определенной работы и предохраняющую его от быстрого утомления;

– гигиенические требования, характеризующие гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с изделием и окружающей средой;

– психологические требования, которые определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека;

– физиологические требования, определяющие соответствие изделия физиологическим свойствам человека, например характеру мускульного утомления;

– психофизиологические требования, которые определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека, например психофизиологическое воздействие цвета.

Теоретически обосновывая наилучшие условия деятельности человека, эргономика помогает создавать наиболее удобные изделия.

Антропометрические факторы и конструирование мебели

При нормировании размеров предметно-пространственной и бытовой среды центром, или отправной точкой, является человек, поэтому при установлении размеров мебели необходимо знать основные антропометрические признаки человека, которые определяются с учетом возрастных, половых, территориальных и других факторов.

Антропометрические признаки устанавливаются исходя из соотношений размеров тела человека в статических положениях стоя и сидя.


Рис. 1 . Антропометрические признаки мужчин


Антропометрические данные нестабильны во времени и требуют уточнения при проектировании изделий мебели для конкретного территориального района и особенно индивидуальной мебели.

При проектировании мебели необходимо помнить, что пространство, занимаемое человеком при различных его положениях, зависит не только от размеров тела, но и от вида совершаемого действия, параметров окружающих предметов и помещения.




Рис. 2 . Пространство, занимаемое человеком при различных положениях в процессе труда и отдыха


Связь размеров мебели с размерами человека проявляете также в габаритах предметов, для хранения и размещения которых они предназначены. Функциональные размеры бытовой мебели регламентируются государственными стандартами, а форма элементов изделий и их конструкция нормами не устанавливается.

При проектировании изделий, не предусмотренных стандартами, т.е. в домашних условиях для собственного использования исходным материалом для нормирования функциональных размеров мебели являются габаритные размеры предметов труда и быта.

С учетом биомеханических возможностей человека функциональные объемы по высоте разрабатываемых изделий делят на три условные зоны: нижнюю – до 750-850 мм, среднюю – от 750 до 1800 мм и верхнюю – от 1800 мм. В свою очередь нижняя зона делится на две подзоны, первая из которых (до 400-450 мм) используется для хранения редко употребляемых тяжелых вещей. Относительная недоступность верхней зоны также предполагает ее использование для хранения легких, редко употребляемых вещей (например, сезонной обуви в коробках, одеял, подушек и др.). Наиболее удобна средняя зона, которая обеспечивает как наилучший доступ к часто применяемым в обиходе предметам, так и оптимальную организацию рабочего места (плоскости стоков различного назначения, размещение емкостей, легко доступных в процессе работы).

Разработка планировки квартиры обуславливается в первую очередь предусматривающимися в ней бытовыми и трудовыми процессами, наличием функциональных зон, перечнем и габаритными размерами изделий, величиной проходов и оптимальными размерами свободного пространства.

Комплексность подходов при конструировании мебели

Работая над формой мебельного изделия, приходится решать комплекс функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических задач с учетом условий, в которых будет эксплуатироваться проектируемое изделие. От результатов решения этих задач зависит удобство, внешний вид и качество мебели, т.е. успех затеянного мероприятия.

Одним из основных факторов, определяющих форму изделия, является его назначение, поэтому форма должна максимально соответствовать функциональному назначению предмета, призванному обслуживать тот или иной процесс жизнедеятельности человека (прием пищи, отдых, сон и т. д.) или трудовую операцию, например учебные занятия.

Чтобы наиболее успешно справиться с задачей, в процессе функционального анализа необходимо выявить недостатки существующих аналогов, определить конструктивные особенности изделия, его комфортабельность, форму. Неудовлетворенность существующими предметами как раз и заставляет человека изготовлять их собственными руками.

Следует учесть также изменения в организации внутреннего пространства помещений, технизацию быта. Так, при оборудовании квартир в настоящее время все большее распространение получает применение встроенного оборудования и разделение помещения на различные функциональные зоны с помощью мебели, т. е. мебель становится элементом, помогающим решать внутреннюю структуру помещения.

При разработке новых форм мебели не следует усложнять конструкцию в угоду оригинальности. С другой стороны, не следует и предельно упрощать форму, ориентируясь только на функциональные требования в ущерб духовным потребностям человека и эстетическим требованиям.

Совершенство формы изделия тесно связано с целесообразностью его конструктивного решения, обеспечивающего надежную работу изделия. По пространственной организации формы изделия мебели можно разделить на три группы: с открытой структурой, например стулья, кресла рабочие; с частично скрытой структурой – изделия смешанной конструкции, например столы обеденные, журнальные; с объемно-пространственной структурой, например изделия корпусной мебели, диваны-кровати и др.

Работая над формой изделия, надо стремиться к раскрытию конструктивной схемы изделия, установлению связи между формой и конструкцией. Большое значение имеет правильный выбор вида и оптимальных размеров элементов с учетом свойств применяемых материалов и нагрузок на элементы конструкции, а также способов их соединения.

Форма изделия мебели оценивается и технологичностью его изготовления, которая в конечном счете определяет качество и себестоимость продукции. При изготовлении предметов мебели в домашних условиях это требование особенно актуально. Начиная проектирование изделия, надо одновременно продумывать и технологические вопросы: как будет изготовляться изделие, как будут обрабатываться детали, как будет производиться сборка, можно ли в домашних условиях выполнить ту или иную технологическую операцию и др.

Технологичность мебели характеризуется следующими основными факторами: правильным выбором материалов, оптимальностью формы и размеров, входящих в изделие элементов (деталей и узлов), наименьшим количеством используемых в конструкции наименований материалов и готовых изделий, малой материалоемкостью изделий, максимальным использованием нормализованных элементов и стандартных материалов, рациональным ограничением числа поверхностей с высокими требованиями к точности обработки и шероховатости, возможностью изготовления элементов изделий дома на имеющихся станках и приспособлениях.

Рациональное конструктивно-технологическое решение изделий мебели определяет их экономичность. Функциональные формы, простота конструкции, использование новых экономичных материалов, рациональные сечения деталей, использование подходящего деревообрабатывающего оборудования создают предпосылки для сокращения себестоимости мебели.

Можно предположить, что иной читатель скептически отнесется к словам о себестоимости мебели, создаваемой собственными силами. Мол, главное все-таки сделать, и сделать хорошо. Да, мы не привыкли считать свой труд, и рассматриваем его как нечто «дармовое». Это ошибочное представление. Свой труд надо оценивать, только тогда мы по-настоящему сможем оценить и конечный результат своих усилий.

При решении эстетических задач важно учитывать, что мебель обслуживает и наши духовные потребности, в силу этого она должна соответствовать нашим представлениям о красоте, гармонии, хорошем вкусе. Наряду с практической пользой изделия должны нести радость, доставлять эстетическое удовлетворение гармоничностью и красотой форм, цвета, линий.

В первую очередь эстетика мебели должна обеспечивать ее гармоничное включение в предметную среду квартиры или дома, соответствие стилевому ансамблю среды. Кроме того, изделия мебели должны восприниматься эстетически как самостоятельный объект. При этом большое значение имеет пластическая выразительность формы изделия (особенно мягкой мебели), стилевое единство самого изделия (согласованность функционально-конструктивной и декоративной характеристик всех элементов и деталей).

В значительной степени эстетика мебели зависит от вида и качества отделки, придающей изделию законченный вид.

На стадии проектирования надо учитывать условия эксплуатации будущего изделия. Для этого необходимо проанализировать особенности своего дома, быт помещения, для которого разрабатывается изделие, определить необходимый комплект предметов и оборудования, учесть требования к пространственной организации интерьера.

Состав помещений современной квартиры включает общую комнату многофункционального назначения, спальные комнаты, детскую, в некоторых случаях – кабинет, кухню, прихожую, ванную комнату, лоджию или балкон. В большинстве случаев из общей комнаты постепенно исчезает спальное место, в ней, как правило, организуется несколько функциональных зон определенного назначения, например зона отдыха и развлечений, зона приема гостей или зона отдыха и сна и зона умственного труда и учебы. В состав оборудования общей комнаты могут входить шкафы различного назначения с отделениями для книг и посуды, размещения бытовой радио– и телеаппаратуры, столы обеденные, письменные и журнальные, секретеры, диваны, кресла, стулья.

В зависимости от общей площади квартиры и состава семьи спальные комнаты могут специализироваться для взрослых членов семьи, для детей и для учащихся. При этом с учетом принципа зонирования помещений и состава семьи спальные комнаты могут быть предназначены только для сна или для сна и умственного труда (для школьников или студентов).

Спальные комнаты оборудуются кроватями, кушетками (в этом случае в состав оборудования должны входить тумбы для постельных принадлежностей), тумбочками прикроватными, шкафами для хранения платья и белья, комодами, столами для туалета со встроенными или навесными зеркалами, банкетками, а при выделении функциональной зоны для умственного труда – столами письменными или для компьютера, навесными полками для книг (или секретерами), рабочими креслами (стульями).

При оборудовании детских комнат следует строго придерживаться дифференцированного подхода при установлении размеров изделий с учетом возрастных (ростовых) факторов и предусматривать максимум свободной площади при необходимом и достаточном количестве мебели. Экономия площади достигается благодаря использованию трансформируемой, складной и пристенной мебели, двухъярусных или выкатных кроватей. Мебель в детских комнатах должна обеспечивать физиологические процессы, способствовать эстетическому восприятию, умственному и физическому развитию ребенка.

Кабинет предназначен для занятий умственным трудом, в нем также может быть предусмотрена зона отдыха и сна. Кабинеты оборудуются шкафами для книг, письменным столом, рабочим креслом, кушеткой или диваном, тумбой для постельных принадлежностей и др.

Кухня должна быть оборудована с учетом рациональной организации труда, оптимальной траектории движений в процессе приготовления пищи и компоновки изделий. Для хранения продуктов и посуды используются навесные шкафы, оборудованные переставными по высоте полками, кассетами для сыпучих продуктов, элементами для подвески посуды, штангами для крышек кастрюль и т.п. Над мойкой устанавливается шкаф с решетчатыми полками и подставками для посуды. Готовят блюда на рабочих плоскостях столов, оборудованных полками, выдвижными ящиками и лотками, предназначенными для хранения посуды, кухонной утвари, столовых приборов, столового белья и др. Как правило, кухонная мебель выполняется, в виде блокируемых изделий, что позволяет уменьшить пути во время приготовления пищи.

Прихожая является помещением-распределителем и служит местом для хранения и размещения верхней одежды, обуви и других предметов (зонтов, сумок и т. д.), она изолирует квартиру от внешней среды. Прихожая – лицо квартиры, и от того, какой мы ее увидим, будет зависеть наше впечатление от всей квартиры.

В настоящее время прихожая оборудуется, как правило, встроенными шкафами. Если они отсутствуют, в прихожей следует установить шкафы простой конструкции. Для размещения верхней одежды может быть предусмотрена открытая вешалка с крючками на разных уровнях, для хранения обуви – тумбочка. Рядом с вешалкой обычно располагают зеркало.

Мебель для лоджий и балконов, предназначенных для отдыха, должна быть в основном трансформируемой или складной, стойкой к температурно-влажностным условиям окружающей среды, обладать декоративностью. В основном это мебель для сидения (шезлонги, плетеные кресла), журнальные столы, солнцезащитные приспособления (тенты).

Наряду с созданием в помещении функциональных зон (принцип зонирования), в современном жилом интерьере широко используется принцип организации пространственных связей, который позволяет достичь целостности восприятия оборудования и пространства интерьера. В качестве примера можно привести горизонтальное членение помещения по высоте с учетом высоты верхних поверхностей изделий мебели над уровнем пола. Высота стола журнального (450 мм) – плоскость сидений кресла, стульев, дивана – высота нижней секции мебельной стенки; высота стола письменного (720-780 мм) – высота нижнего отделения шкафа книжного – высота тумбы для хранения постельных принадлежностей. Подчеркнем: даже высота скамеек (плинтусных коробок), ножек подсадных в изделиях мебели, предназначенных для оборудования помещения определенного функционального назначения, должна быть одной и той же. Например, высота скамеек стола письменного в кабинете – высота подсадных ножек тумбы для постельных принадлежностей – высота ножек кушетки.

Форма и назначение мебели

Функциональное назначение, конструкция, материал и технология изготовления изделий мебели являются основными факторами, определяющими форму мебели. Они оказывают непосредственное воздействие на геометрические и физические свойства формы.

В зависимости от соотношения размеров по трем координатам пространства изделия мебели в их геометрическом виде могут иметь линейную, плоскостную или объемную форму. Эмоциональное воздействие формы мебели будет зависеть от вида линий, образующих геометрическую форму поверхности. Так, прямые линии и дуги окружности создают впечатление равномерного спокойного движения, статичности конструкции. В то же время линии с переменным радиусом кривизны, формируя поверхность изделия, подчеркивают динамичность конструкции. Предельными состояниями форм являются: линия и окружность – для линейной формы, квадрат и цилиндрическая поверхность – для плоскостной, куб и шар – для объемной. При этом форма изделия может соответствовать указанным геометрическим состояниям либо занимать бесконечный ряд промежуточных состояний.

Характеризуя форму изделия мебели, оценивают ее размер, который должен быть соотнесен с размерами человека, размерами сопоставляемых форм изделий набора (гарнитура) или их элементов, размерами помещения. Надо иметь в виду, что преобладание размеров формы мебели над размерами человека отрицательно воздействует на его психическое состояние, принижает, подавляет личность, и наоборот, превалирование человека над окружающими его предметами вызывает у него положительные эмоции, придает уверенность.

Если сопоставить формы изделий, имеющих одно и то же назначение, то активность восприятия второй формы на рис. позиция а выше в результате увеличения размеров составляющих ее элементов.



Рис. 3 . Сопоставление форм разных размеров: а – равные формы с разными по величине элементами; б – формы, равные по высоте; в – преобладание одной из форм


При одинаковой высоте, но различных размерах форм по фасаду (на рис. позиция б) преобладание величины формы воспринимается значительно слабее, чем при разнице размеров сопоставляемых форм по двум направлениям (позиция в). По отношению к параметрам помещения изделие может быть соразмерно помещению, являясь как бы неотъемлемой его частью; превалировать, резко выделяясь в помещении, притягивая к себе внимание; быть несоразмерным в меньшую сторону и, как следствие, выпадать из ансамбля интерьера, становиться зрительно ненужным, имея в то же время вполне определенное функциональное назначение.

Положение изделия в пространстве оценивается также по отношению к трем координатным плоскостям и к наблюдателю. Изделие, кроме того, может занимать в пространстве промежуточное положение, находиться впереди или в глубине по отношению к другим изделиям. По отношению к наблюдателю изделие может быть слева или справа, ближе или дальше, выше или ниже, что влияет на его зрительное восприятие.

Необходимо учитывать и такое физическое свойство формы, как ее масса, которая в конструировании мебели рассматривается как восприятие формы изделий. Из этого свойства следует, что увеличение формы изделия приведет к увеличению его массы, при этом максимальной массой будут обладать изделия с объемно-пространственной структурой (корпусная мебель, диваны и т. п.), а минимальной – изделия с открытой структурой (стулья, кресла рабочие и т. п.). Изделия с частично скрытой структурой (столы обеденные, журнальные и т. п.) займут промежуточное положение. Масса изделия будет изменяться и с учетом степени заполнения формы изделия и величины сопоставляемого с ней пространства. В первом случае (на рис. позиция а) должно сохраняться восприятие строения массы от минимального (редкого) до максимального (плотного) заполнения формы составляющими ее элементами, а во втором (на рис. позиция б) будет наблюдаться увеличение массы формы изделия от максимальной (доминирующей) до минимальной величины сопоставляемого с ней пространства.




Рис. 4 . Изменение массы формы: а – с учетом степени заполнения формы; б – с учетом величины сопоставляемого с формой пространства


К физическим свойствам изделия относится и такое понятие, как фактура, которая определяется характером поверхностного строения формы. В изделиях мебели восприятие фактуры зависит от количества и величины поверхностных элементов формы, расстояния от поверхности до наблюдателя, глубины рельефа и определяется характером отделки и видом применяемых материалов. Предельными состояниями будут гладкая поверхность, когда элементы фактуры в связи с их малыми размерами и большим количеством не различаются глазом, и фактурная поверхность, когда элементы фактуры воспринимаются как самостоятельные членения формы.

Дизайн мебели - это не просто визуализация картинки будущей обстановки, это сложная проектная разработка, от точной проработки которой зависит весь функционал интерьера. Дизайн-проект мебели, созданный руками профессионала, будет основан на предпочтениях клиента, его стиле жизни. Задач у дизайнера несколько: грамотно подобрать сочетающиеся по фактуре, стилю и цвету материалы, продумать все коммуникации, при этом учесть все пожелания заказчика.

Что собой представляет дизайн-проект мебели?

Авторское проектирование мебели отличает индивидуальный подход и оригинальность. Детальная проработка позволит заранее спланировать мельчайшие детали интерьера, проработать вопросы освещения, учесть расположение розеток и выключателей, вентиляционных отверстий.

Специалист по 3D-визуализации сможет создать общий план будущей комнаты или кухни. Чаще всего для этого в салонах используют программу PRO100. Проектирование мебели с ее помощью позволяет быстро создавать шаблон проекта и просматривать его во всех плоскостях отдельно и в перспективе. Смоделировать в этой программе проект можно и самостоятельно, но нужно понимать, что часто новички в сфере дизайна допускают ряд ошибок, поэтому лучше в этом вопросе довериться профессионалу.

На стадии заказа, кроме визуализации, пакет документов, входящих в проект, будет содержать: чертеж (схему сборки) будущей мебели с указанием размеров всех корпусных изделий, входящих в комплект; план обмера помещения; спецификацию изделий, включающую наименование всех материалов, цветовых решений и фурнитуры.

Что первое делать: ремонт или проект?

После принятого решения сделать ремонт в комнате или на кухне многие начинают искать в Интернете картинки с проектами, чтобы найти «тот самый» дизайн мебели своей мечты. После многократных попыток определиться с моделью, цветом и прочими характеристиками будущей мебели некоторые приступают сразу к ремонту.

В чем здесь ошибка? Такое опрометчивое решение в процессе разработки проекта может привести к проблемам, решить которые придется либо компромиссом, соглашаясь на незапланированные размеры мебели, либо через переделку ремонта. Так часто бывает, когда начинают проектирование корпусной мебели на кухне, не спланировав расположение розеток и сантехники. Нередко приходится переделывать готовый подвесной потолок, потому что на деле оказывается, что расположение вытяжки приводит к искажению всего проекта внешне либо это просто неудобно из-за соседства с варочной поверхностью других элементов бытовой техники.

Даже если вы четко понимаете, где что будет располагаться, без розеток «на глаз» часто оказывается ошибочным, в результате приходится переносить точки электрики.

При разработке проекта в комнатах также часто забывают о розетках, и потом приходится закрывать их мебелью. К тому же сегодня часто используется подсветка в мебели, и это грамотное решение, однако воплотить замыслы с готовым ремонтом оказывается не всегда под силу. Поэтому правильный ремонт в квартире должен начинаться с разработки проекта.

Основные определяемся со стилем помещения

Часто бывает и так, что дизайн помещения при ремонте выбран в одном стиле, а при подборе гарнитура, когда происходит проектирование мебели, нравятся образцы совсем иного плана. Поэтому очень важно первым делом определиться, в каком стилевом решении будет мебель, и уже под неё выбирать материалы для стен, пола, и продумывать дизайн потолка.

Современные мебельные материалы просто пестрят разнообразием фактур, стилей и оттенков. Мебель в классическом стиле требует соответствующих решений в дизайне помещения.

Современный стиль лофт также не впишется в стандартный ремонт, здесь нужны будут особые материалы для отделки.

Популярен сегодня и пэчворк, где актуальнее всего использовать соответствующую стилю плитку.

Новейшие материалы: испанский высокий глянец Alvic, итальянский Cleaf, пластики в древесном стиле, деревянные фасады - именно они способны создавать особенный интерьер.

Основные этапы проектирования: схема расположения мебели

Нередко заказчики приходят с картинкой из Интернета и просят дизайнера спроектировать аналогичную мебель под их размеры. Здесь стоит понимать, что двух одинаковых проектов не бывает, и особенно это касается современных мебельных тенденций. В любом случае, учитывая габариты помещения, придется что-то менять.

Поэтому проектирование мебели на следующем этапе после определения стиля будет заключаться в расстановке корпусных элементов. Здесь самым важным заданием для дизайнера станет разработка функциональных зон.

В спальном помещении главное - кровать. В детской комнате - рабочая и игровая зоны. В гостевом помещении самое важное - грамотное проектирование мягкой мебели, которому стоит уделить особое внимание. А на кухне… На кухне важно все! От рабочего треугольника до угла открывания каждой дверцы (о чем мы поговорим чуть ниже).

Основные этапы проектирования: расположение коммуникаций

Только после того, как создана визуализация будущей мебели, начинается расстановка розеток, выключателей, вентиляций и других выходов для коммуникаций. Конечно, речь идет о случаях, когда проектирование мебели происходит в правильной последовательности.

Чтобы избежать всевозможных прокладок проводов и кабелей вдоль стен, использования удлинителей, нужно сразу спланировать все освещение и подключение всех приборов, учитывая и такие, как мобильный телефон. В современном технологичном обществе розеток много не бывает. Идеально, если под каждый прибор или группу приборов будет своя. Элементы подсветки также должны быть спланированы на этапе проектирования.

На кухне важно понимать, какая сантехника будет использоваться, а именно: будет ли установлена посудомоечная машина (лучше установить сразу, ведь сегодня более 90% развитого населения земли используют это благо цивилизации), планируется ли установка фильтра на воду, куда будет подключаться СВЧ, а также вся встраиваемая техника и мелкие бытовые приборы. Здесь стоит сразу сказать, что использование розеток на фартуке вблизи газовой плиты - плохой вариант с точки зрения их частого загрязнения.

Основные этапы проектирования: внутреннее пространство мебели

Внешний конечно, важен, в особенности с эстетической точки зрения. Но стоит обратить внимание и на внутреннее обустройство.

В нижней зоне любой мебели, будь то шкафы или кухонный гарнитур, удобнее всего расположить выдвижные ящики. Их можно сделать внутренними (за основными фасадами) или наружными - все зависит от личного выбора. Удобнее для более быстрого доступа к содержимому делать их с внешними фасадами, но с точки зрения эстетики заказчики часто просят скрыть ящики.

В шкафах-купе стоит продумать верхнее пространство. Здесь лучший вариант - выдвижные сетчатые полки либо пантограф для вешалок. Важно в шкафах продумать и глубину, ведь вешать одежду в продольный ряд можно только при ширине в 60 см.

В кухонном наборе признанно считаются более удобными подъемники в верхних шкафах и выдвижные ящики в нижних. Использование высоких карго, каруселей в пеналов со встроенной техникой значительно упростит хозяйке деятельность на кухне.

В кроватях и диванах лучше всего предусматривать ниши для белья, чтобы иметь возможность прятать дополнительные комплекты постельных принадлежностей, пледы и покрывала, дабы потом не пришлось искать для них место в шкафу.

Основные этапы проектирования: расчет необходимых материалов

После того как выбран стиль будущей мебели, определено внутреннее пространство, нужно определиться с материалами. Как правило, это первый вопрос, который интересует заказчика, но на самом деле мебель в одной и той же стилистике можно изготовить из материалов разной ценовой категории.

Так, с целью экономии бюджетный пластик можно заменить на фасады из еще более дешевых ЛДСП. Вместо натурального дерева можно использовать шпон, рамочный МДФ или новейший итальянский запатентованный Cleaf, максимально имитирующий природные материалы. Кроме высокоглянцевых испанских фасадов «Алвик», можно выбрать идентичный турецкий плитный материал AGT. Стекло можно заменить акриловыми фасадами.

Каркасы - это надежность всей конструкции, поэтому создание мебели из надежных материалов будет гарантией её долговечности. Признанными лидерами и надежными поставщиками ламината для мебели являются "Эггер", "Кронопол" (и его концерны).

Основные этапы проектирования: выбор фурнитуры

Статья расходов по фурнитуре является второй по доле средств в цене всего мебельного гарнитура после фасадов. Использование надежных элементов открывания и выдвижения позволит мебели служить долго и сделать жизнь комфортной.

Доводные петли рекомендуется использовать для фасадов МДФ с любым лицевым покрытием, поскольку этот материал относительно тяжелый, и постоянный стук по каркасам может привести к расшатыванию корпусного элемента, перекосу петель и быстрому износу мебели.

Способ открывания также задает дизайнерское проектирование. Изготовление мебели с системами выдвижения будет предпочтительнее использования простых направляющих, так как первые способны выдерживать больший вес.

И хотя это в основном данное утверждение актуально для кухонной мебели, согласно последним тенденциям, в гостиных часто предусматриваются широкие выдвижные ящики, для которых целесообразнее ставить систему выдвижения, а не направляющие.

Особенности проектирования кухонной мебели

Главное, на что стоит обратить внимание, создавая проект кухни - это грамотное расположение рабочей зоны. Мойка, варочная поверхность, вытяжка, холодильник, техника - проектирование кухонной мебели должно предусматривать их самое комфортное расположение. При этом нужно сохранить комфортную рабочую поверхность и оставить достаточно места для хранения домашней утвари.

На самом деле учесть все это - непростая задача, но для профессионального дизайнера эта проблема решаема, поскольку ответ на многие вопросы находится опытным путем.

Создавая эскиз будущей кухни, лучше придерживаться такого плана:

  • Отметить расположение двери, окна, перегородок и ниш при их наличии;
  • Составить перечень бытовой техники, которую нужно встроить или предусмотреть место размещения (холодильник, раковина, посудомойка, варочная поверхность, встроенная или отдельностоящая печь СВЧ, духовой шкаф, морозильник, стиральная машина и другие приборы);
  • Чтобы грамотно все разместить, стоит рассмотреть различные варианты планировки кухни: прямая, угловая, островная, П-образная.
  • Проработать все пункты, описанные для всей корпусной мебели.
  • Продумать освещение, поскольку один светильник в центре при любом ракурсе создает тень на рабочей поверхности от силуэта человека, что создает неудобства, поэтому лучше на этапе проектирования предусмотреть подвесную конструкцию из гипсокартона или натяжной потолок с точечными светильниками, или ленточную светодиодную подсветку.

Тот, кто хоть раз разработал и создал корпусную мебель самостоятельно, не станет больше посещать мебельные салоны. В этом простом деле всё начинается с проекта, описывающего изделие в мельчайших деталях. Сегодня мы поговорим о наиболее распространённых программах для проектирования корпусной мебели.

Задачи проектирования и оценка сложности

Конструирование корпусной мебели — достаточно скрупулёзное занятие, требующее удержания в поле внимания как глобальной концепции, так и множества мелких деталей. В отличие от прорисовки на бумаге, средства САПР дают контроль над всеми созданными объектами, даже теми, что скрыты от глаз другими деталями.

Основная задача проектирования, заключающаяся в пространственном расположении деталей корпусной мебели и компоновке их более крупных групп, решается практически любой мебельной программой. Функция трёхмерной визуализации позволяет свободно оперировать объектами, перемещать их в пространстве и обозревать с любого выгодного ракурса.

Но специфика работы именно с мебельными компонентами реализована не в любом программном обеспечении. Программа PRO100, например, несмотря на свои простоту, быстродействие и неплохою систему визуализации, совершенно не видит функциональной разницы между деталью корпуса или дверной ручкой. В контексте PRO100 или bCAD любой объект имеет форму, расположение, цвет или текстуру, но его назначение скромно умалчивается.

bCAD

Это замедляет работу над крупными проектами. Например, в комплексе «БАЗИС» автоматизированы процессы расстановки фурнитуры, программа автоматически может генерировать комплекты петель, ручек или систем выдвижения и размещать их в соответствии с правилами монтажа, попутно генерируя схему разметки для сверления. И это только один модуль программы под названием «Мебельщик», предназначенный для моделирования, а есть ещё полдюжины других частей комплекса — для раскроя листов, организации хранения, производства и продажи мебели.

Именно возможность работать со специфичными задачами мебельного проектирования, а не просто складывать дощечки в общую конструкцию, отличает специализированный софт от любительского. Программа PRO100 стоит в полной комплектации около $1000, при этом имеет демонстрационную версию, вполне пригодную для создания своих любительских проектов. Комплекс «БАЗИС» — основной конкурент PRO100 на российском рынке: стоит вдвое меньше, возможностей вдвое больше, но хромает система визуализации.

Программы для трёхмерного моделирования

Необходимость визуализировать рабочую сцену нужна по большей части для презентации мебели и разработки каталогов. При самостоятельном проектировании мебели это отходит на второй план, хотя и может служить полезным довеском. Процесс проектирования оптимально проходит в программах вроде PRO100, KitchenDraw или WOODY — одной из немногих бесплатных, но несколько устаревших на сегодняшний день программ. В них есть функция быстрого переключения отображаемого вида, начиная от чёрно-белого эскиза и заканчивая трёхмерной сценой с собственными источниками света.

Трёхмерная модель в WOODY 2.0

В комплексе «БАЗИС», например, всё не так радужно: основная работа ведётся в модуле «Мебельщик», а построение визуального концепта, игра с цветами, тенями и текстурами вынесена в модуль «Салон», который приобретается отдельно. Нельзя поспорить, что возможность визуальной оценки превращает проектирование в удовольствие, но в профессиональной деятельности это, скорее, отвлекающий фактор.

Несмотря на наличие графических средств, практически вся работа проводится методами параметризации. Объект на экране — лишь отображение, у него есть ряд свойств и особенностей, которые задаются вручную через параметрическое окно. Правда, в чисто визуальном режиме можно быстро перебрать имеющуюся библиотеку мебели, подобрать приглянувшиеся образцы, быстро поменять размер и пропорции (растянуть, сжать) каждого отдельного изделия и сделать глобальную расстановку, а уже потом переходить к работе над деталями.

Особенности ручной проработки деталей

Мы уже говорили, что некоторые программы имеют средства автоматизации размещения элементов и работы с отдельными деталями, но это лишь одна сторона вопроса. В каждой программе есть ряд примитивов — объектов, с которых всегда начинается сборка более сложных деталей и групп. В PRO100 и «Астре», например, базовым объектом служит доска, вертикальная или горизонтальная. Имеется возможность редактирования формы в плане, но только один раз, таким образом все детали проекта будут иметь постоянное сечение как минимум по одной оси. На практике это выливается в трудности при моделировании радиусных фасадов, цоколей и столешниц.

В KitchenDraw, bCAD, WOODY и «БАЗИС» объекты также создаются примитивами-досками, но средств работы с ними больше. Например, доски могут быть нескольких типов, таких как дно, задняя стенка, боковая стенка. Руководствуясь глобальными свойствами проекта, программа может определять их более специфичные стороны, как то: размер, положение, привязка к другим деталям, или предусматривать некоторые действия, которые могут быть произведены над объектом такого типа.

bCAD

Профессиональный софт может комплектоваться шаблонизатором, предлагающим типовые конструкции ящиков, отсеков, дверец, столешниц и прочих распространённых элементов мебели. Другим отличием профессионального софта служит возможность проработки крепёжных деталей . В программе «Астра», аналоге комплекса «БАЗИС» как по функционалу, так и по стоимости, есть возможность размечать на деталях места сверления и фрезерования под установку навесов. Но «БАЗИС-Мебельщик» создаёт комплексные карты присадки и кромления, составленные, как и вся экспортируемая документация «БАЗИС», в соответствии с ЕСКД или ISO.

Отличия визуализации

САПР для разработки корпусной мебели имеют три базовых режима отображения. Первый — каркасный вид — присущ всем программам, в этом режиме отображаются только рёбра и вершины деталей. Моделировать компоненты мебели, видя только их каркас, получается довольно быстро, но при большом количестве деталей нагромождение линий вызывает путаницу.

Тогда в дело вступает режим полупрозрачного отображения, который показывает полностью или частично линии, которые не видны с текущего ракурса. Режим хорош при компоновании небольших составных объектов в ещё более крупные и относительном позиционировании.

Третий режим, присущий почти всем САПР — наложение цветов и упрощённых текстур для наглядной оценки успешности компонования, соотношений цветовой гаммы, размеров и форм. Но и здесь имеются нюансы: в программах с простейшей визуализацией, например, PRO100, нет возможности наложения текстур и цвета на отдельные грани деталей. Поэтому отображение контрастных кромок не представляется возможным, только если создавать кромку отдельным объектом со своей текстурой.

Создатели KitchenDraw пошли дальше и добавили возможность рендеринга. По большому счёту, такого качества отображения не предоставит ни одна САПР для корпусной мебели, разве что неспециализированные CAD-программы. Но оправдывает ли себя такая возможность при почасовой стоимости программы $2-3 или подписке на год более чем за $500? Впрочем, KitchenDraw даёт 20 бесплатных часов, которых хватает на ознакомление с программой и составление пары пробных проектов.

Библиотеки

Пожалуй, нет более ценного фактора, чем обширность и содержательность библиотек компонентов к используемой программе. Большинство мебельных салонов обычно работают по очень внушительному каталогу мебельных изделий и гарнитуров, занимаясь лишь подгонкой их размеров под помещение заказчика. Кто мешает поступить так же и вам?

Даже самая простая программа PRO100 пользуется небывалым успехом у мебельщиков во многом благодаря наиболее обширной библиотеке с возможностью свободного импорта сторонних проектов, сделанных другими мастерами. Остаётся лишь внести некоторые технические детали, настроить расположение полок и ящиков, цвет — и готовая деталировка будет у вас в руках за 30-40 минут работы.

Библиотеки могут включать как готовые гарнитуры и даже целые концепты интерьеров, так и секции мебели по отдельности. Дополнительно в любую библиотеку входят образцы палитр красок и текстур согласно общепринятой стандартизации, так что вопросов о корректном подборе цвета при заказе распиловки обычно не возникает.

Программы для раскроя

Наличие модуля оптимизации раскроя листов в программе может оказаться очень полезным. Конечно, при заказе распила листов достаточно одного только списка деталей. Но, продумав схему распила, вы сможете оценить итоговую стоимость мебели или наглядно отобразить на распечатке карты кромления, сверловки и фрезовки.

Конечно, свободный импорт проектов предоставляет повышенную скорость и удобство работы, поэтому покупка дополнительных модулей для систем «БАЗИС» или «Астра» выгодна, в основном, для производителей мебели. В индивидуальном порядке можно использовать и бесплатные сторонние программы, такие как Cutting.

Конечно, уйдёт определённое время, чтобы ввести параметры деталировки вручную, но для разового использования этого вполне достаточно.

Прежде чем производить тот или иной вид мебели, необходимо спроектировать, создать её образ. Он поможет производителю обнаружить и исправить ошибки, недочёты, покажет, как в действительности выглядит будущее изделие, отвечает ли эстетическим нормам, соответствует ли избранному стилю. В интернете предлагаются программы, предназначенные как для проектировщиками и дизайнерами, так и для домашних умельцев, желающих проектировать эти предметы у себя дома.

Проектирование тумбочки в программе базис

Для чего нужно это программное обеспечение? Некоторые редакторы разработаны так, что сами выполняют многие операции по конструированию мебели. Они помогают создать макеты будущих изделий, выбрать материалы, фурнитуру, даже составить смету и оценить стоимость. Поэтому с их помощью не требует специальных навыков и значительно облегчает труд разработчика.

Их очень много. Ограничиваться рассмотрением одной программы ни в коем случае нельзя. Следует изучить несколько вариантов и взять на вооружение те, которыми проще пользоваться. Ещё очень важно, чтобы они могли работать на компьютере с имеющимся программным обеспечением. В их списке можно найти такие, которые разработаны для 3D моделирования.

Программа ОБЪЕМНИК

Многие мебельные компании используют сразу несколько утилит для проектирования и производства мебели. Программа ОБЪЕМНИК - универсальная, подойдет для салона или производителя. Она заменяет собой все возможные программы для мебельного предприятия.

Дизайнер в ОБЪЕМНИКе найдет отличную отрисовку предметов с тенями и эффектами, созданную в реальном времени. Менеджер расставит мебель очень быстро и наглядно при клиентах на адресе, в салоне. Конструктор выведет деталировку, раскрой, не используя при этом каких-либо ручных манипуляций. Руководитель сможет следить за принятыми заказами, их ценами, суммами аванса и окончательного расчета, закупочной стоимостью изделий.

Общий процесс создания проекта и заказа:

Большой практический опыт помог создать удобные компоненты:


Достоинства программы ОБЪЕМНИК

Несмотря на широкий функционал, утилита проста в работе. Она пойдет для новичков, работников торгового зала. К основным плюсам относят:

  • Четкая, продвинутая визуализация, позволяющая наглядно продемонстрировать мебель покупателю, выполнить подбор материала.
  • Раскрой на автомате, что позволяет при клиенте рассчитать точное количество листовых материалов, необходимых для изготовления гарнитура.
  • Единственная программа для мебельщиков под MAC OS X. Работает на Apple макбук, iMAC, а также под Linux OS. Для компаний, которые заботятся о легальности своего программного обеспечения, либо не хотят использовать коммерческие дистрибутивы операционной системы
  • Продвинутая сборка не только под классические архитектуры, а также для компьютеров на базе 64-битных процессоров. Утилита становится «родной» для современного ПК под управлением Windows 10, либо последних версий MAC OS X.
  • Относительно невысокая цена по сравнению с аналогичными продуктами. Обычно с первого заказа на мебель цена программы оправдывается полностью. Никаких дополнительных расходов не требуется, не нужны дополнительные компоненты для работы. Обновления устанавливаются бесплатно.

Так выглядит интерфейс программы PRO 100 для проектирования мебели

Выполненный проект можно проанализировать на чертеже, распечатать на принтере или же рассмотреть в формате 3D. Программный пакет прост в работе, содержит набор инструментов, позволяющий трёхмерное проектирование с визуализацией вариантов на этапе моделирования, аранжировки интерьера, а также непосредственно в процессе продажи. Его применяют для ускорения и облегчения работы проектировщиков и дизайнеров. Содержит готовые варианты дизайна отдельных комнат, кухонь, ванных и спален.
PRO 100 отличается:


Использование этой программы позволяет мебельному мастеру значительно упростить все нюансы разработки. А библиотеки, которые входят в комплект самого последнего варианта, существенно расширяют функциональность, предоставляют возможность отступить от стандартных проектов и открывают широкий простор для творческого моделирования.

Программное обеспечение облегчает разработку собственной конструкторской модели, не тратя много времени на крепёжные отверстия, нормативные припуски, подбор фурнитуры, даже на создание карты раскроя.

При составлении проекта элементы интерьера, такие как ящики, шкафы, столы берутся из каталога. Их легко размещать, поворачивать, перемещать в больших и малых помещениях, которые можно рассматривать в семи проекциях.


Пример моделирования интерьера кухни в программе PRO 100

Каждому объекту легко дать наименование, указать его конкретные размеры, материал и цену. Кроме того, продавец может наглядно продемонстрировать цифровой макет заказанного изделия с расчётом стоимости в присутствии заказчика, чтобы показать, на что тот будет тратить свои деньги. По отзывам пользователей, редактор PRO 100 – это идеальный инструмент для обслуживания клиентов. А его самая последняя версия оснащена функцией видеозахвата с сохранением и последующей демонстрацией сцены в формате 3D.

Это система модулей, которые применяются для разработки многосложной корпусной мебели. Он воплотил в себе самые сильные стороны графических редакторов по указанной теме. Его использование до 15 раз сокращает затраты времени на проектирование по сравнению с ручным его выполнением.


Интерфейс программы Базис-мебельщик

При его использовании существенно уменьшается количество субъективных ошибочных просчётов. В начальном варианте программы функционируют стандартные настройки, которые можно легко изменить в соответствии со своими потребностями. Процесс создания чертежей после ввода необходимых данных полностью автоматизирован, вмешательство пользователя будет лишним.