Конспект занятия в доу на тему хлев. Внеклассное занятие "Хлеб-всему голова!". Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Задачи: расширять и углублять знания детей старшей группы о хлебе, познакомить с его историей; дать представление о пшеничном и ржаном хлебе; расширять знания дошкольников о работе хлеборобов; развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, творчество; воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к традициям, уважение к труду хлеборобов.

Материал: DVD-диск, пшеничные и ржаные колосья, ржаная и пшеничная мука, образцы ржаного и пшеничного хлеба, кусочки хлеба, наколотые на зубочистку (по количеству детей), кукла бабка Алёна.

Предварительная работа: заучивание пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций.

Ход интегрированного занятия для детей старшей группы

Воспитатель (В.). Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим самому почётному продукту на нашем столе. А что это, вы сейчас попробуете отгадать. Закройте глаза, я вас буду угощать этим продуктом (даёт детям по кусочку хлеба, наколотого на зубочистку).

Что это, вы догадались? (Ответы детей.) Правильно, это хлеб.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

Воспитатель выносит хлеб.

В. Народная мудрость гласит: «Хлеб - всему голова». Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе? (Ответы детей.)

Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб. С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Хлеб люди научились выпекать ещё с незапамятных времён, и поначалу он был совсем не похож на нынешний. Хотите узнать об этом поподробнее? Тогда я позову свою помощницу бабку Алёну, она знает много интересного и расскажет вам.

Воспитатель надевает на руку куклу бабку Алёну.

Бабка Алёна. Здравствуйте, ребята, я вижу, вы хотите узнать о хлебушке, тогда слушайте.

Давно это было. Человек ещё не умел добывать огонь, а ел пищу в сыром виде, употреблял только сырые зёрна. Затем люди научились эти зёрна растирать между камнями в порошок и смешивать их с водой. Этот хлеб имел вид жидкой серой каши.

Когда человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать на горячих камнях кашицу из зёрен и воды. Получались лепёшки, похожие на блины, которые выпекают вам мамы. Эти лепёшки мало были похожи на наш хлеб, но были гораздо вкуснее сырых зёрен и жидкой мучной каши. Прошло много времени, пока человек научился выпекать очень вкусный хлеб. Вот такая история.

В. Спасибо, бабка Алёна, за интересный рассказ. Присаживайся, пожалуйста, погости у нас.

Сейчас люди пекут разные хлебобулочные изделия: ватрушки, булочки, пирожки, печенье, сухарики и многое другое. А какие хлебобулочные изделия покупают ваши мамы? Что вам больше всего нравится? (Ответы детей.)

Люди научились выпекать разные виды хлеба. Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб.) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения - рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы - мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.

Игра «Будь внимательным».

Воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает хлебобулочное изделие, они хлопают в ладоши, на все остальные слова топают ногами.

В. Ребята, чтобы у нас на столе всегда был свежий хлеб, много людей трудится над этим.

Просмотр DVD-материала о труде хлеборобов.

В. Вот видите, ребята, сколько человек неустанно трудятся над хлебом. О нём люди говорят как о живом существе: «Хлеб - батюшка», «Хлеб - кормилец». С малых лет детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое на земле. Если случайно кусочек хлеба упадёт - у него просили прощения. А неуважение к нему считалось большим грехом и оскорблением самого Бога. Ведь в храме во время литургии хлеб превращается в тело нашего Бога Иисуса Христа, сохраняя свой вкус и вид. Во время приёма пищи хлеба надо брать столько, сколько сможешь съесть, не больше.

О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Сегодня мы познакомимся ещё с одной народной мудростью: «Коли пот на спине, так и хлеб на столе».

Воспитатель с детьми разбирают пословицу.

В. Ребята, бабка Алёна хочет узнать у вас, как же надо обращаться с хлебом. Давайте расскажем ей. (Ответы детей.)

Молодцы, ребята, вы всё верно рассказали. А сейчас бабка Алёна предлагает вам испечь для нашего магазина хлебобулочные изделия. Тесто она давно замесила, и оно готово к работе.

Дети из солёного теста лепят изделия. Звучит спокойная музыка.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Разработала: Епифанова А.В. - студентка НГПУ им. Минина, г. Бор Нижегородской обл.

Программное содержание: закрепить представления детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; систематизировать знания о труде хлебороба

(последовательность выращивания хлебных злаков) ; показать значимость сельскохозяйственной техники; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности уважения к людям, работающим на селе.

Материал: картинки о хлебе, предметные картинки (зерно, колосок, тесто, хлеб) , с изображением людей различных профессий, презентация «Производство хлеба» , интерактивная доска.

Методы и приемы: вопросы поискового характера, загадки, стихи, рассказ детей с использованием мнемотаблицы, творческие задания, выкладывание схемы с помощью интерактивной доски.

План-конспект

Педагог. Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.

Педагог. Наша страна большая и людей живет в ней много. А потому и хлеба надо много. Как его выращивают? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие в историю зернышка. Для того, чтобы узнать его историю, отгадайте загадки.

1. Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я все терплю

И добром плачу (Земля)

2. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит (Трактор)

3. Ходит полем из края в край

Режет черный каравай (Плуг)

4. Зубатый крокодил

Все поле избороздил (борона)

5. За железным конем

Ящик тянется с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно (Сеялка)

6. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья! (Зерно)

Педагог. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначало появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил.

О чем мечтают зерна пшеничные в земле?

О дождиках проворных, о солнце и тепле.

Мечтают, чтоб не трогал ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много хороших, ясных дней.

Все лето колос рос, набирался сил. В колосе стало много зернышек.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос)

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят. (колос)

Почему их стало много? Посмотри на картинки и отбери, что нужно зерну для жизни.

Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосков? Что делают хлеборобы?

Что за птица: песен не поет

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет.

(самолет)

На пшеницу налетели

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. (пугало)

Вопрос. А как можно узнать, что хлеб уже созрел? Показ зеленого поля и золотого.

Вот и лето пролетело,

Тянет холодом с реки

Рожь поспела, пожелтела,

Наклонила колоски

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут-молотят, жнут-молотят

Убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи – ржи как не бывало.

Только село солнышко,

Опустело зернышко.

Ребята, выберете транспорт, который необходим для уборки урожая.

Отгадайте загадки и вы узнаете, что происходит с зернышком дальше.

Растерто, раздавлено, водою разбавлено,

У печки поставлено, по стеночкам движется

И липнет, и лижется- не ком и не жижица. (тесто)

Было так:

В какой –то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых, а чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей! (хлеб)

А какие вы, ребята, знаете продукты, для приготовления которых нужна мука?

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна- в муку и тесто,

В магазине занял место.

Презентация «Производство хлеба»

Вот такое путешествие совершило зернышко, чтобы попасть к вам на стол.

Кто хочет выложить карту путешествия их картинок? Пожалуйста, подходите к интерактивной доске.

Много людей работает. Чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, …

Еще кого назовете? (агрономов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей) .

И всем им говорим: «Спасибо!» Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно к нему относиться.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Столько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки

Вырастай богатырем! С.Погореловский.

Когда за столом вы, ребята, едите,

То помни, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

шахтер, машинист, металлург- народ.

Хлеб- это жизнь, а не просто еда.

«Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим

В круг вставай каравай

Кого хочешь выбирай!

(дети встают в полукруг в середине реб. в костюме каравая)

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок-

Каравай ребятам пек

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху

А смолол зерно в муку.

Мельник с нами поиграй:

Кого хочешь выбирай!

Мельник: Хлебопашица!

Он в тенечке не лежал

А хлеб растил и ждал

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь-выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он без дела не скучал-

Хлебопашца выручал

Он сюда пришел с дарами

С тягачами, тракторами

Без машины худо,

А с машиной чудо!

Рабочий: мы работы не стыдились

Мы работою гордились.

А награда-урожай

Всех на праздник приглашай!

Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

Вывод: Много ли задействовано людей в производстве хлеба? Что было бы, если у нас был неурожайный год? Что было бы, если комбайны не вышли в поле вовремя? Это легкий или тяжелый труд? Как нужно относиться к хлебу?

А теперь я предлагаю вам вылепить из соленого теста любое хлебобулочное изделие, которое вам нравится.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»

Цели:

Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.

Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;

Ход занятия

1.Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы Вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и - в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю

3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»

4. Физкультминутка

Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают,

В яму заехали приседают,

Горки объехали делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.

5. «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

6. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

7. «Отгадай, что это?»

Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

9. Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

10. Итог занятия

- Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».

Римма Николаевна Одинцова
Занятие в старшей группе «Хлеб - всему голова»

Воспитатель : Одинцова Р. Н.

Конспект занятия в старшей группе

по формированию целостной картины мира

на тему : «Хлеб – всему голова »

Цель : Формировать у детей бережное отношение к хлебу .

Задачи :Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

Оснащение : демонстрационный материал : «Хлеб – всему голова » , мука, пшеница, хлеб , булочки, печенье, зерно, тесто, кекс.

Форма проведения : Открытое занятие .

Ход занятия

1. Организационный момент :

Добрый день! Сядьте по удобнее : спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

2. Сообщение темы :

А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку :

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб )

Да, конечно, же – это хлеб . Сегодня мы будем говорить о хлебе , наше занятие называется :

«Хлеб – всему голова » .

3. Актуализация опорных знаний :

А почему говорят «Хлеб – всему голова » ? (Ответы детей)

Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе) . А вчера? (плов, салат, хлеб , чай) . А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб )

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб . Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

Ребята, а вы любите хлеб ? Какой хлеб вы любите ? (Ответы детей)

Целиполагания :

Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии ? (Ответы детей)

Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите , - всё ли мы выполнили.

Дети, у меня для вас сюрприз. (Вношу поднос с хлебом накрытый салфеткой ) .

Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей) А как одним словом мы можем назвать эти изделия?

Не знаете? Они называются хлебобулочные изделия , повторите все вместе.

Назовите хлебобулочные изделия , которые вы видите. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, пирожок, лаваш, сухари) Вот как много хлебобулочных изделий !

Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.

Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (Ответы детей)

Я, предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие : назвать его и сказать какой оно формы. (Например : хлеб прямоугольной формы ) .

Умники, вы у меня.

А теперь, я предлагаю вам встать в круг.

Дидактическая игра : «Какой он наш хлеб . (Подбор определений к существительному)

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

(дети становятся в круг и передают хлеб , при этом называют какой он)

Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.

Хлеб бывает разный , но он обязательно полезный и вкусный.

Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб ? (Ответы детей)

4. Приобретение новых знаний

Конечно, же, его покупают в магазине.

А, как хлеб попал в магазин ? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб ?

-Хлеб пекут из муки .

А, из чего её получают? (Ответы детей)

Правильно. Из зёрен. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил : сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы .

Ребята, так кто такие хлеборобы ? (Ответы детей)

Хлеборобы – это люди , которые выращивают хлеб .

Наступила весна, снег сошел.

Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей)

У тракториста много работы : нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень)

Посмотрите на картинку : хлеборобы засевают зёрна в землю.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой )

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.

Вот и созрело наше зерно и превратилось в? (Ответы детей) (картинка «Хлебное поле » )

После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?

(картинка «Комбайн» ) (Ответы детей)

После этого зерна везут на мельницу, (картинка «Мельница» ) чтобы перемолоть их в муку.

Игра : «Мельница»

А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг.

Мели, мели мельница!

Зёрнышки вертятся!

Мели, мели, мельница

Зёрна в муку превращай

И в мешок собирай.

Хорошо мы поработали! Полный мешок муки набрали.

Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.

Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.

После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?

Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия . В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий .

Из пекарни хлеб попадает в магазины , где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает

хлеб , прежде чем попасть к нам на стол.

Практическая работа с тестом.

Ребята, я принесла вам тесто с пекарни

А вот теперь я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для кекса.

(дети работают с тестом)

Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечёт кекс.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе !

Слава тем, кто хлеб растил ,

Не жалел трудов и сил!

Нужно не только благодарить за хлеб , но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!

Сюрпризный момент.

А вот и кекс наш уже и готов, да какой красивый, румяный, он получился. После занятия вы кекс , который сами сделали и попробуете.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? А вспомните, что вы хотели узнать и чем занимались на занятии ? Мы всё выполнили?

6. Итог. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб , чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.