Сформулируйте определение объекта наблюдения переписи школ. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Организационный план статистического наблюдения

Связь является одной из важнейших составляющих экономики. Основное ее назначение – наиболее полное и высококачественное удовлетворение потребностей в услугах связи населения, экономики и обороны страны с учетом постоянно растущих потребностей общества. Почтовая связь – наиболее массовый и доступный вид связи, представляющий собой единый производственно технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку почтовых отправлений и осуществляющий почтовые переводы денежных средств. Городская почтовая связь предназначена для предоставления универсальных и дополнительных услуг связи физическим и юридическим лицам, органам власти, а также для обработки, перевозки и доставки почтовых отправлений в городе. Другими словами городская почтовая связь призвана обслуживать средствами связи население, народно-хозяйственные предприятия, городские организации и учреждения, обеспечивать быстрейшую обработку и доставку в городе входящих и местных почтовых отправлений, а также обработку и отправку исходящих почтовых отправлений. В 2001 году было принято правительственное решение об объединении предприятий федеральной почтовой связи в рамках единой организации – ФГУП «Почта России». К настоящему времени в состав ФГУП «Почта России» вошли региональные государственные учреждения почтовой связи, ставшие филиалами ФГУП «Почта России». Почтамты организуются в областных, краевых и республиканских центрах страны и являются крупными объектами почтовой связи, которые организуют работу почтовой связи на территории города, развивают сеть отделений почтовой связи. Почтамты осуществляют руководство и контроль подчиненных отделений почтовой связи, выполняют функции по предоставлению услуг почтовой связи физическим и юридическим лицам, производят обработку почтовых отправлений, организуют перевозку почты на территории города, осуществляют доставку почтовых отправлений на закрепленной территории. Как правило, Почтамт располагается в центре города. Городской (районный) узел почтовой связи открывается в городах областного (краевого, республиканского) подчинения. РУПС открываются в районных центрах субъектов Российской Федерации. ГУПС (РУПС) организуют работу почтовой связи на территории города, городского или сельского района, а также осуществляют руководство и контроль за подчиненными ОПС. Наряду с функциями управления выполняют производственные функции по оказанию услуг почтовой и электросвязи. Они производят прием и обработку почтовых отправлений и почтовых переводов; организуют перевозку почты на территории города или своего района и отправку исходящей почты, адресованной в другие районы области (края, республики), другие субъекты Российской Федерации, осуществляют доставку почты на закрепленной территории.

2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:

а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?

б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?

в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"

3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.

а) Всего детей в детсаду - 133

б) В том числе: в старших группах – 37,

в средних – 43,

в младших – 58

в) Из всего числа детей: мальчиков – 72,

девочек – 66

________________________

________________________

5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:

Домашнее задание

по теме «Статистическое наблюдение»

1. Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)

____________________

______________________________

____________________

____________________

____________________

2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:

Организационный план статистического наблюдения

Мероприятие Сроки проведения Ответственный

Терминологический словарь

Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.

Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой про­истекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Программа наблюдения - перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Статистический формуляр - документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения.

Критический момент (дата) - день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Срок (период) наблюдения - время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.

Отчетность - основная форма статистического наблюдения, с по­мощью которой статистические органы в определенные сроки получа­ют от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скреп­ляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и досто­верность собираемых сведений.

Перепись - специально организованное наблюдение, повторяюще­еся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получе­ния данных о численности, составе и состоянии объекта статистичес­кого наблюдения по ряду признаков.

Регистровое наблюдение - форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксирован­ное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Непосредственное наблюдение - регистраторы путем непосред­ственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основа­нии производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения - основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.

Опрос - способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.

Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.

Единовременное обследование - сведения даются о количествен­ных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.

Сплошное наблюдение - получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.

Несплошное наблюдение - обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.

Точность статистического наблюдения - степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статис­тического наблюдения, действительной его величине.

Ошибка наблюдения - расхождение между расчетным и действи­тельным значением изучаемых величин.

Дополнительный материал

Понятия, связанные с формированием информационной базы
Понятия Характеристики
Информация Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Статистическая информация Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ.
Источники получения статистической информации Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д.
Требования, предъявляемые к статистической информации Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений.
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д.


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

Тема занятия Методическое обеспечение занятия Литература Примечание (самостоятельная работа)
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике Наглядное пособие - Ряды распределения Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 -
Ряды распределения в статистике Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц
Построение рядов распределения и их графическое изображение. Сборник задач Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 -

Студент должен знать :

ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.

ü виды сводки

ü виды группировок

ü группировочные признаки.

ü формулу Стерджесса

Студент должен уметь:

ü собирать и регистрировать статистическую информацию;

ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.

ü определять элементы вариационного ряда.

ü определять величину интервала.

ü выполнять перегруппировку статистических данных.

ü строить графики рядов распределения

План раздела:

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки

1. Понятие о статистической сводке

2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

3. Задачи статистических группировок, их виды

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

5. Статистические ряды распределения

6. Статистические таблицы

7. Разработка сказуемого статистических таблиц

8. Основные правила составления таблиц

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?

2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?

7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?

8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?

9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?

10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?

12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?

13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.

14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?

15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

18. Каковы функции статистических таблиц?

19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?

20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.

Тренировочный тест

по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:


а) типологической:

б) структурной;

в) аналитической.


2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:


а) успеваемости студентов;

б) возрасту студентов.


3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:


а) вариационным;

б) атрибутивным;

в) альтернативным;

г) дискретным;

д) интервальным.


4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:

а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;

б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;

в) объект, характеризующийся цифрами.

5. Группировка – это:

а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;

б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;

в) обобщение единичных фактов.

6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:


а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:


а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


10. Основанием группировки может быть:


а) атрибутивный признак;

б) количественный признак;

в) как атрибутивный, так и количественный признак.


11. Группировки различают по:

а) организации сбора данных;

б) по числу группировочных признаков;

в) по глубине обработки материала.

12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:


а) атрибутивным;

б) непрерывным;

в) числовым.


13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:

а) по атрибутивному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.

14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:

а) статистические зависимости между явлениями;

б) регрессионные зависимости;

в) динамику процессов.

15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:


а) объектов наблюдения;

б) отчетных единиц;

в) групп и подгрупп.


16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


17. Накопленные частоты используются при построении:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


18. Интервал – это:

а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;

б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;

в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.

19. Ряд распределения - это:

а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;

б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;

в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.

20. Под ранжированием понимают:

а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;

б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,

в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.

Практические задания

по теме «Сводка и группировка статистических данных»


Похожая информация.


Как можно сформулировать определение объекта наблюдения:

1) переписи жилого фонда страны

Решение .

Напомнить, что под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население региона, страны, лица занятые на предприятиях отрасли и др.), физические единицы (машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект наблюдения необходимо определить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, для промышленных предприятий определить форму собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

1) Перепись жилого фонда

Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи жилого фонда является совокупность жилых зданий и помещений всех форм собственности, в которых на момент переписи были прописаны и фактически проживали люди. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитывается жилой фонд.

Единица наблюдения - жилое здание или помещение.

2) Переписи научных учреждений республики

Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи научных учреждений являются организации и учреждения в уставе которых записаны виды деятельности, классифицируемые как научная. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитываются научные учреждения.

Контрольные вопросы к теме «Статистическое наблюдение»

1. Назовите этапы статистического наблюдения.

2. В чем суть статистического наблюдения?

3. Что такое объект и единица статистического наблюдения?

4. С какой целью составляется план статистического наблюдения?

5. Что такое программа статистического наблюдения?

6. Как различается наблюдение с точки зрения охвата единиц наблюдаемой совокупности?

7. Назовите виды несплошного наблюдения.

8. Назовите способы статистического наблюдения.

9. Какие ошибки могут возникнуть в процессе наблюдения, какие существуют способы их предотвращения и контроля?

10. Как называется множество элементов, обладающих массовостью, качественной однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации?

11. В каком документе статистического наблюдения определяется объект и задачи наблюдения?

12. Как называется перечень вопросов, на которые в процессе статистического исследования должны быть получены ответы о каждой единице совокупности?

13. Что является единицей наблюдения при переписи населения?

14. Как называется обследование, при котором регистрации подвергается только часть интересующей исследователя по какому-либо признаку совокупности и полученные результаты служат характеристикой всей совокупности?

Контрольные задания к теме «Статистическое наблюдение»

Задача 2.1

Сформулируйте определение объекта наблюдения:

а) переписи жилищного фонда города;

б) переписи научных учреждений;

в) переписи предприятий обрабатывающих производств.

Задача 2.2

Перечислите наиболее существенные признаки следующих единиц статистического наблюдения:

а) магазина;

в) театра;

г) обрабатывающего предприятия.

Задача 2.3

Какие бы вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении:

а) обследования работы городского транспорта в целях изучения путей улучшения перевозок пассажиров;

б) обследования предприятий обрабатывающих производств в целях изучения сменности работы оборудования.

Задача 2.4

Проведите логический контроль правильности заполнения мигрантом отрывного талона к листку выбытия:

Задача 2.5

Проведите логический контроль данных (табл. 2.3) о выпуске готовой продукции и полуфабрикатов по предприятиям производственного подразделения в отчетном периоде и внесите исправления:

Таблица 2.3 – Исходные данные

Задача 2.6

С помощью логического контроля проверьте ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество – Петрова Елена Ивановна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 6 лет;

г) состоит ли в браке – да;

д) национальность – белоруска;

е) родной язык – русский;

ж) образование – высшее;

з) место работы – техникум;

и) занятие по месту работы – преподаватель.

В каких ответах вероятнее всего допущены ошибки и как их исправить?

Задача 2.7

Проверьте правильность данных (табл. 2.4) графы (столбца) и итоговых показателей в отчетности торгового предприятия за квартал, в тысячах денежных единиц.

Таблица 2.4 - Показатели отчетности торгового предприятия за квартал

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается суть статистического наблюдения и каково его отличие от других видов наблюдений?
  2. Каковы требования к статистическому наблюдению?
  3. Программно-методологические вопросы обеспечения статистического наблюдения.
  4. Цель и задачи статистического наблюдения.
  5. Объект и ценз статистического наблюдения.
  6. Что представляет собой программа статистического наблюдения.
  7. Какие самые важные принципы и правила проведения статистического наблюдения?
  8. Каковы вопросы отображаются в организационном плане статистического наблюдения?
  9. Формы статистического наблюдения и их сущность.
  10. Разновидности статистического наблюдения и их сущность.
  11. Что называют ошибками статистического наблюдения?
  12. На какие две группы разделяются ошибки статистического наблюдения?
  13. Причины возникновения ошибок регистрации. Виды ошибок регистрации.
  14. Причины возникновения ошибок репрезентативности.
  15. Какие виды контроля результатов статистического наблюдения используют статистические органы?
  16. В чем суть логического контроля?
  17. В чем суть арифметического контроля?

Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г.
Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) К какому виду относится каждый из них?
б) Дайте определение объекта каждой из переписей.
в) В чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.
е) В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) Чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)? Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице: Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи;
б) переписи торговых предприятий;
в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков;
д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерское хозяйство;
б) жилой дом (для жилищной переписи);
в) вуз;
г) библиотека;
д) театр;
е) совместное предприятие. Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:
а) детских садов;
б) фирм, выпускающих детское питание;
в) автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи;
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека? Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2003 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения;
б) признаки, подлежащие регистрации;
в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования;
е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2003 г., а также организационный план этого наблюдения. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование? В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование? На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара? Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов? Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения? Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор. Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:
а) учета валютных операций коммерческих банков;
б) выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;
в) учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;
г) учета иммигрантов с целью выяснения их социально-демографического состава, цели въезда и страны выезда. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
б) пол - мужской;
в) возраст - 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
д) национальность - русская;
е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное;
з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них? В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;
б) пол - мужской;
в) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; л) национальность - русский;
д) образование - среднее;
ж) место работы - ателье верхней одежды;
з) занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий. />Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
а) всего детей в детском саду - 133;
б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;
в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки? Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
Всего выручка - 255
В том числе от: продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров - 150
подписки на периодические издания - 200 продажи газет и журналов - 45 Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
Счетчик пришел: в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:
а) не вносить сведения об умершем в переписной лист:
б) внести с отметкой о смерти;
в) внести без отметки о смерти; в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов - состоит или не состоит? в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:
а) внести в переписной лист;
б) не вносить в переписной лист; в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик? В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?