Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я думал. Понятие слога. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки в русском языке. Типы слогов

Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса?м д?э?л?ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми. Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми, т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр?и|в?э?т], обед , медведь [м? иэ|дв?э?т?].

Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по?л|къ], бурка [бу?р|къ], марка [ма?р|къ], лента [л?э?н|тъ], колба [ко?л|бъ], кирпич [к?ир|п?и?ч?], шарманка [ш/|рма?н|къ], [а?р|кт?и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо?й|къ], лайка [ла?й|къ], шайба [ша?й|бъ].

В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/рш|к?и?], но [г/р|шо?к].

Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым, если начинается с согласного: в словах [кн?и?|гъ], [пр?и|вы?|ч?къ], [л/|зу?|рный]; неприкрытым может быть начальный слог: , [и?|въ], . Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко , если , ёлки .

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    В этой статье освящается тема "Типы слогов" .

    Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    Обучение чтению дошкольника

    На современном этапе образования принято думать, что полновесное обучение ученика должно начинаться с 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже самостоятелен, может ухаживать за собой, многое понимает. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

    Однако в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение ученика нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И подходящим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте дошкольник кажется совсем крохой. Поэтому можно предвидеть возмущенный родителей «Зачем так рано?». Ответ на него кроется в особенностях развития дошкольника.

    Психологические особенности малыша 3 лет

    Возраст 3-х лет считается кризисным в жизни ученика. В это время ребенок формируется как личность. Конечно, ваше чадо еще многого не умеет, поэтому заниматься настоящим обучением пока. Зато малыш уже в полной мере изучает мир и заявляет о своем «Я». Этот период в жизни человека называют «возрастом почемучки». Детки, которые уже научились разговаривать, начинают активно познавать мир.

    Логика, пространственное мышление и память

    Главное не упустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются проростки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало проявляется, когда ваш сын или дочь задают вереницу вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

    – Мама, что это? (малыш показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

    – А почему полицейский? – не умолкает малыш.

    – А почему он лежит? – спрашивает ребенок.

    – Потому что он лежит на дороге.

    – Это «лежачий полицейский», – отвечает мама.

    Кроме логики и пространственного мышления у малыша активизируется память. Ребенку важно запомнить ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ребенок может много раз спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помогать ребенку в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить малыша основам чтения.

    Статья была посвящена теме "Типы слогов" .

    Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"

    Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е.звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

    С точки зрения образования, со стороны физиологической,слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

    С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком:ва-та .Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком:там, лай .Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук:а-орта .Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук:ба-тон .

    22. Слогоделение в концепции Аванесова.

    По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен. Для русского языка её разработал советский языковедРубен Иванович Аванесов(1902-1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это - пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» - один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернакаможет произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

    Была в Останкине зима,

    Декабрь (де-кабрь ), число тридцатое (…)

    Была в Останкине зима,

    Декабрь (де-ка-брь ), тридцать первое.

    Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия«кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу Вам про типы слогов в английском языке. Некоторые читатели сейчас закроют статью и скажут, что не хотят так углубляться в изучение языка. Не нужно торопиться. Только на первый взгляд кажется, что англичане читают совершенно не так, как пишут. На самом деле везде есть логика. Зная её, вы сможете научиться уверенно читать. Поэтому давайте разберемся.

    Зачем нужна транскрипция?

    Многие ее уже не учат в школе и Вам вовсе не обязательно запоминать эти непонятные символы, но есть один секрет. Важно научиться делению на слоги.

    Правило такое:

    Если за ударной гласной стоит согласная (кроме r), то отдаем ее следующему, безударному.Как в слове stu/dent. При произношении Вы выделяете u четче. На неё и падает ударение. Поэтому d переходит во вторую часть. Если после ударной стоит две или больше согласных, первую забирает часть слова под ударением, а вторую – безударная (pat/tern).

    Засомневались? Откройте словарь. Верхняя запятая в транскрипции указывает на ударение.

    Open и shut

    Теперь нужно знать, как определить тип слога. Многие из Вас учили в школе, но немногие уверено скажут, что значит открытый слог. Это тот, который заканчивается на гласную.

    Почему буква r особенная?

    Потому что она не подчиняется общим правилам, а диктует свои. В третьем типе она стоит после буквы под ударением и делает её долгой. Обратите внимание на fur (фёёё), fork (фоок), serve (сёёв). Тип слога 4 похож на 3 тип, но после r еще стоит буква e. Как в care, mere, more.

    Поместим всю информацию в таблицу:

    Поэтому рекомендую подписаться на мой блог и познакомиться с другими статьями. Так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.