Нигилизм простыми словами. Кто такой нигилист. Психологические причины нигилизма. Основные принципы и взгляды нигилистов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.

Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).

Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.

Что такое нигилизм и история его зарождения

Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.

Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен . Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.

«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»

В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:

«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей , которая отрицала богочеловеческую природу Христа.

Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».

Нигилист - это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина , поэтому описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор . Теперь, кто такой нигилист, узнали все.

Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.

Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен , он дает удивительное определение искусству, религии и философии – « , чепуха, гниль, художества».

Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.

«Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)

Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:

«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.

Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.

После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.

Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.

Виды нигилизма в современном обществе

После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.

«Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сути нигилизма

На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.


Краткое резюме

Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма . Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.

Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Протеже: кто это такой Тривиальный и нетривиальный - что это такое (значение слов) Кто такой фрик и чем занимаются эти люди Что такое счастье и почему люди сами усложняют к нему путь Ноль или нуль - как правильно Что такое субъект РФ - сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации Что такое косплей: история зарождения и особенности субкультуры Как правильно - матрац или матрас Нацисты - это приверженцы идей нацизма и неонацизма Что такое эвтаназия - право на смерть или убийство Хейтеры - кто это такие

Нигилизм - отрицание установившихся принципов, норм, порядков, традиций, законов человеческого общежития. В дореволюционном словаре иностранных слов добавленно «форма анархизма» .

В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 - 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).

Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.

Основные утверждения нигилизма

  • Нет доказательств существования создателя или высшего разума
  • Нравствености не существует
  • Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная

Впрочем, ко времени Ницше (1844 - 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…

Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма - ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям - долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.

В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.

Существует ли нигилизм сегодня?

Ещё как!

  • Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
  • Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
  • Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» - прав тот, кто сильнее
  • Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости

Нигилизм - это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет нигилизм, что это простыми словами. Определимся с данным понятием, выясним, какого человека могут называть нигилистом. Поговорим о положительных и отрицательных сторонах нигилизма.

Определение понятия

Несмотря на то, что достаточно часто можно услышать слово нигилисты, не все знают, что оно означает. Походит с латинского языка, переводится, как «ничто». Это человек, который состоит в определенном течении, субкультуре, отрицает идеалы, нормы, принятые обществом. Нигилистов можно встретить среди творческих личностей, имеющих нестандартный тип мышления, о них можно услышать в источниках массовой информации, в литературных произведениях.

Нигилист отрицает стереотипы, нормы морали и правила. Такая мировоззренческая позиция является противоречивой, зачастую конфликтной. Она имеет право на существование, однако, не одобряется обществом.

В разные исторические эпохи определение нигилизма имело несколько отличительные значения. Впервые о нем заговорили в средневековую эпоху, нигилизм рассматривался в качестве определенного учения, которое представлял папа Александр III. В Германии данный термин был использован писателем Якуби, который рассматривал его, как философское направление. Ницше был нигилистом, был убежден в несостоятельности христианского Бога, противился идеям прогресса.

На сегодняшний день можно найти, как приверженцев нигилизма, так и его противников. Кто-то в данном явлении видит патологическое состояние, и противостояние ему считает необходимым, кто-то является приверженцем этой идеи.

Нигилисты не верят в такие ценности, как искусство, любовь, природу. Однако, нравственность человека всегда основывается на таких понятиях. Каждый индивид обязан осознавать, что в окружающем мире присутствуют ценности, жить без которых не представляется возможным. А именно любовь к людям, к жизни, желание получать удовлетворение от своего существования, быть счастливым . Человек, увлекающийся нигилистскими взглядами, со временем может осознать ошибочность своих мнений, неправильность суждений.

Нигилисты могут отрицать духовную жизнь, семейные ценности, нравственные принципы. Они не хотят признавать понятия, входящие в фундамент существования социума. Каждый человек должен понимать, что эти основы важны для нормального существования среди людей.

Разновидности

  1. Мировоззренческая позиция, философские взгляды. Описывает постоянные сомнения, противоречивость общепринятых ценностей, идеалов, нравственности, норм и культуры.
  2. Метафизический. Уверенность в том, что наличие объектов в реальном мире не является обязательным.
  3. Правовой. Отрицание человеческих обязанностей, прав в пассивном и активном проявлении, установленных норм, законов, правил государства.
  4. Мереологический. Отрицание объектов, которые состоят из частичек.
  5. Эпистемологический. Абсолютное отрицание любых знаний и учений.
  6. Моральный. Отрицание аморальных и моральных аспектов общества.
  7. Юношеский нигилизм. Начиная с подросткового возраста, у юного человека возникает желание понять себя, свой , определиться с жизненным путем. Не редок тот случай, когда подросток начинает отрицать определенное явление. Данное поведение получило свое название, как юношеский нигилизм. Он, как и юношеский максимализм являет собой пылкое, сопровождаемое яркими эмоциями, отрицание. Такой тип нигилизма может встречаться не только у подростков и у людей юношеского возраста, также имеет вероятность проявления в различных сферах, в частности, в культуре, знаниях, в религии, общественной жизни, правах, у людей разных возрастов, если они излишне эмоциональны.
  8. Культурный. Отрицание неугодных культур. Например, было известно такое течение, как контркультура, которая отрицала развитие любой культуры, кроме авангарда.
  9. Географический. Присутствует отрицание географических характеристик, направлений. Такой тип нигилизма представляет собой новое определение. Иногда его называют ложным, неправильным.
  10. Религиозный. Характерно противостояние религии, отрицание ценностей общества, духовности. Критика сопровождается бездуховностью. Так нигилиста можно с легкостью назвать циником . Такая личность, преследуя свои эгоистические цели , может злословить относительно религии.
  11. Социальный. Широкое определение, проявляющееся в таких событиях:
  • непринятие реформ;
  • нежелание следовать нововведениям;
  • недовольство политическими течениями;
  • нежелание соответствовать западным образцам поведения;
  • непринятие нового жизненного уклада;
  • нежелание соответствовать преобразованиям;
  • ненавистное отношение, порой вражда к институтам государства.

Плюсы и отрицательные стороны

Мы уже рассмотрели, что нигилизм представляет собой отрицательное отношение индивида к каким-то взглядам, ценностям или идеалам. Это явление является формой мировоззрения, моделью поведения в социуме.

К преимуществам относят:

  • способность проявления собственной индивидуальности;
  • поиск новых путей решения, вероятность свершения открытий;
  • возможность заявить о своей личности;
  • умение отстаивать свое мнение.

Стоит учитывать и отрицательные моменты данного направления, а именно:

  • ограниченность взглядов, невозможность выйти за пределы рамок;
  • категоричность суждений, что оказывает вред и на самого нигилиста;
  • непонимание, которое вызывается у окружающих, отсутствие нормальных друзей и соратников.

Теперь Вы знаете, что означает понятие нигилизм и нигилисты. Хоть нигилизм и не является новым явлением, до сих пор на многие вопросы, затрагивающие его, нет ответов. Отдельно взятый человек может по-разному трактовать значение данного термина, одни к нигилизму относятся, как к заболеванию, не позволяющему нормально жить в обществе, другие – как к панацее.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби . Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса , которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада , которое может привести к мировой катастрофе.

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

  • Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
  • Объективной нравственности не существует;
  • Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Разновидности нигилизма

  • Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
  • Мереологический нигилизм - философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
  • Метафизический нигилизм - философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
  • Эпистемологический нигилизм - отрицание знания;
  • Моральный нигилизм - метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
  • Правовой нигилизм - порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.

Нигилисты в России

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы », 1829 год) . В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма .

В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» - неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.

Нигилизм в исследованиях психологов

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом . Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, - это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма - нигилизма. «Невроз характера» - это тип невроза , при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера , способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Нигилизм"

Примечания

Литература

  • Фридрих Ницше - .
  • Фридрих Ницше -
  • Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
  • Ткаченко С. В.
  • Ткаченко С. В. : монография. - Самара, 2009.
  • Россинская Е. Р. Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
  • Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
  • Гуляихин В. Н. // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
  • Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
  • Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании - социализм, коммунизм и нигилизм - о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
  • Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
  • Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Нигилизм

– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.

Нигилизм – философское понятие, но психология, выделившаяся в самостоятельную науку из философии, тоже активно изучает особенности данного феномена и последствия нигилизма. Нигилист отрицает , ценности, идеалы. Очевидно, что с такой оппозицией непросто жить в обществе.

Нет однозначного понимания сути феномена и теоретического подхода к нему:

  • Для одних людей это образ жизни и стиль мысли, самореализация, проявление индивидуальности, отстаивание своей точки зрения, поиск нового.
  • Для других нигилизм – , вызванная нарушениями в и адаптации личности.

Нигилизм чаще всего встречается в и среде . Что объединяет эти категории? Потребность в самовыражении, самоактуализации, самостоятельности и оппозиции (отлучения от родителей). У одних нигилизм проходит с возрастом, другие сохраняют бунтарский дух на всю жизнь. Что же это: особенности или последствия психологических проблем?

Нигилизм классифицируют и рассматривают в узком смысле, например, в вопросах отрицания религии или установленных государством прав. Кроме этого, выделяют социальный, моральный, культурный и другие виды нигилизма. В контексте данной статьи не уместно рассматривать подробно классификацию, важно говорить о самой проблеме в широком смысле и ее последствиях для личности. С позиции психологии интересен один вид – демонстративный нигилизм.

Демонстративный нигилизм (юношеский, подростковый)

Психологический синдром демонстративного нигилизма встречается в подростковом возрасте, однако в силу особенностей развития личности его признаки могут проявлять себя и в более зрелых годах.

Демонстративный нигилизм предполагает культивирование оригинальности и неповторимости, целенаправленное создание образа «не такой как все», слепое отрицание всех норм и стандартов поведения, мышления. Демонстративный нигилист плохо ориентируется в своем , он совершенно не знает своих особенностей, но он знает, что ему всегда нужно идти в противовес обществу. В данном случае нигилизм сложно назвать мировоззрением и философией личности. Это отклонение в поведении, нарушение социализации и самоидентификации.

Демонстративный нигилист открыто и скрыто вступает в , споры, полемику. Чаще всего нигилист представляет себя в негативном образе, споры с бытового уровня переходят на уровень идей, культуры, ценностей.

Каждое движение, поступок, элемент одежды, слово нигилиста демонстративно противопоставлено окружающим. Поведение не только демонстративно, но и экстравагантно. Нередко экстравагантность граничит с асоциальностью. Окружающие в свою очередь фиксируют внимание только на этих аспектах личности, что еще больше закрепляет в самосознании нигилиста демонстрируемый им образ «не такого как все», провокационного, эпатажного человека.

Без коррекции, помощи психолога такое поведение переходит в преступления, алкогольную зависимость, сексуальную распущенность и т. д. Каждый раз человеку будет все сложнее эпатировать, границы между социальным и асоциальным поведением будут все больше стираться.

Кто такой нигилист

Термин «нигилизм» чаще используется в сфере политики, где означает «ничего не признающий». Но в широком смысле его употребляют и в отношении молодежных движений, и в отношении подростков, и в отношении мировоззрения конкретной личности.

Нигилист отрицает общественные нравственные нормы и ценности (любовь, семья, здоровье), образцы поведения, установленный гражданско-правовой режим. Иногда нигилист находит единомышленников, но вместе с ними (или без них) он оказывается оторванным от реальной жизни в обществе.

Нигилист отрицает все, даже саму ценность человеческой жизни. Он не признает , никому не доверяет и не подчиняется. Нигилизм предполагает непринятие современных законов и эталонов жизни, но при этом нигилист вполне может ориентироваться на порядки других сообществ. Однако еще чаще нигилист пропагандирует свои нормы жизни.

Для нигилиста характерно циничное мышление, ухмылки, язвительные высказывания и насмешки, провокации, ирония, дерзкое поведение. Он часто говорит о том, как его «бесит» человечество и само устройство мира.

Причины нигилизма

Нигилистом становится тот, кто чувствует давление, необходимость подчиняться, неудовлетворенную потребность в самореализации. Все люди живут в одном обществе, почему тогда некоторые способны в рамках классических устоев заявить о себе, а другие вступают в конфронтацию с социумом?

Корни нигилизма уходят в детство, в котором ребенка кто-то сильно обидел. Вот он и злится на всех, ненавидит весь мир, отрицает все на свете и презирает. А на самом-то деле злится и обижается он только на одного конкретного человека (кого-то из детства), а .

Разочарование в мире и взрослении, отсутствие и непонимание своего существования – дополнительные причины нигилизма. Стоит отметить, что они вытекают из предыдущих причин.

Отрицание – защитный механизм психики, с помощью которого человек пытается сохранить здоровье в травмирующей ситуации. Какие родители воспитывают нигилиста:

  • требовательные и запрещающие;
  • чрезмерно опекающие;
  • пассивные, отстраненные, эмоционально холодные.

Любое детство, воспринимаемое ребенком как трудное и опасное, потенциально формирует нигилиста. Взрослый нигилист занимает пограничное положение: с одной стороны, он старается убежать от прошлого, отрицает его; с другой стороны, он опирается на опыт прошлого и негативно оценивает настоящее с будущим (такое же зло и опасность видит в них).

Осознание условности человеческой свободы, которое наступает в юношеском возрасте, провоцирует экзистенциальное начало нигилизма. Когда человек понимает, что одновременно испытывает потребность в свободе и индивидуальности, но в то же время желает быть сопричастным к обществу, тогда развивается внутренний конфликт с попытками найти золотую середину, быть свободной и самостоятельной личностью в рамках общества, группы людей. При неадекватном разрешении этого конфликта возникает желание разрушить себя и мир через отрицание, то есть нигилизм.

Послесловие

Нигилист, как правило, оказывается не понятым окружающими людьми, отчего замыкается в себе. Он становится заложником собственной консервативности и категоричности, зацикленности на своих . Личность развивается только в процессе , социальной активности, соответственно, нигилист не развивается.