Фонетика как лингвистическая наука. Предмет фонетики и ее место среди лингвистических дисциплин. Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат. Звуки речи

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

Характеристика звука

С акустической точки зрения звук является результатом колебаний упругого тела, передаваемых воздушной средой. Человеческое ухо воспринимает звуки, если количество колебаний не меньше 16 и не более 20 тысяч в сек. (если число колебаний более 20 тысяч, то они воспринимаются как ощущение боли в ушах).

В зависимости от характера колебаний создаются тоны и шумы. Тоны получаются, если колебание носит ритмический характер, шумы порождаются при отсутствии ритмичности.

В звуке различают силу, высоту, продолжительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук.

Высота звука зависит от количества колебаний, чем больше колебаний в секунду, тем выше звук.

Продолжительность (долгота или длительность) звука зависит от того, как долго длится колебание.

Тембр звука зависит от взаимоотношения основного тона и побочных тонов.

В отношении звуков человеческой речи следует отметить:

а) большинство звуков речи является шумными, не представляют собой чистых тонов.

б) сила звука речи определяется силой напора струи выдыхаемого воздуха на голосовые связки или другие места преграды.

в) высота звуков речи определяется длиной и напряженностью голосовых связок. У детей, у женщин голосовые связки короче, напряженность большая, высота звука также соответственно увеличена.

г) продолжительность гласных звуков большая, чем согласных

д) тембр звуки речи определяется объемом и формой ротовой и носовой полости, а также полости зева.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Фонетика - учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков.

Изучает процессы, происходящие со звуками в потоке речи,звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), звуковую сторону языка.

Разделы фонетики:

o Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков.

o Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими (чаще всего родственными ) языками.

o Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (диахронический подход, иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).

o Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

o Орфоэпия занимается нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов

o Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата , в результате которой производятся звуки. Звуки речи изучаются с точки зрения их создания. Изучается строение и работа речевого аппарата человека.

o Сопоставительная фонетика. Родство языков значения не имеет. Она сравнивает звуковой строй различных языков . Общие черты, свойственные всем языкам, некоторые универсальные вещи (везде есть гласные и согласные).

o Акустическая фонетика. Звуки человеческой речи, как и любые другие звуки, можно изучать с акустической точки зрения (высота, частота)

o Иногда выделяют перцептивную фонетику. Изучает звуки с точки зрения того, как они воспринимаются .

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью . В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта : работу произносительного аппарата , а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму . В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Существует три аспекта фонетических исследований:
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Фонетика как уровень языка.
Фонетическая система , как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами , но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:

способ артикуляции : наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);

степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:

а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной;

б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм.

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением (подробнее см. ниже, гл. IV, § 54);

в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенивность речи;

д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять

отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели/на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы;

е) из общего тембра 1 высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением 1 . Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем.

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими).

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии

Речь доступна для восприятия благодаря материальности своих знаков. Знаки эти - звуковые - при устном общении и графические - при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка - неотъемлемая часть языковедения. Фонетика -- раздел языкознания, изучающий звуки речи. Фонетика -- наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Изучает звуковую сторону языка. Не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике (напр., в школе, где не уделяют внимание фонетике путают звуки и буквы). Связана с физикой (экспериментальная фонетика - звукозаписывающие устройства, с наукой о теории звука - акустикой), анатомией (анатомия речевого аппарата, т.е. совокупность органов речи: губы, зубы, язык, небо, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма), физиологией.

Разделы фонетики:

  • · Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков.
  • · Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими (чаще всего родственными) языками.
  • · Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка -- его отделения от праязыка).
  • · Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).
  • · Орфоэпия занимается нормировкой практической сторона фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов.

Фонетика как раздел языкознания

Фонетика изучает просодические явления как интонация, ударение, явление стыка. Фонетика изучает языковой состав на определённом этапе развития.

Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Звуки речи изучаются с точки зрения их создания. Изучается строение и работа речевого аппарата человека.

Фонология - появилась в 30 годы 20 века во многом благодаря работам Трубецкого, выделилась в самостоятельную науку. Изучает функции звуков, их социальную природу, т.е. это функциональный и социальный подход к изучению фонетики. Фонология определяет то, чем является фонема; понимание того, как надо произносить.

Описательная фонетика - звуковой состав, конкретного языка в конкретный период времени.

Историческая фонетика - изучает эволюцию звукового строя на протяжении истории.

Сравнительная фонетика - часть сравнительно-исторического языкознания, сравнивается звуковой строй только родственных языков.

Сопоставительная фонетика - сравнивает языки независимо от их родства, выделяются общие свойства.

Абсолютные универсалии - во всех языках существует два типа звука: гласные и согласные.

Фонетика вносит свой вклад в разные сферы жизни.

Контрольная работа по языкознанию на тему:

Фонетика как отрасль языкознания



1. Фонетика как наука (Предмет изучения и аспекты фонетики)

7. Список литературы


1. Фонетика как наука


Фоне́тика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики - тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно.

Три аспекта фонетики:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки. Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Основные фонетические единицы и средства:

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность - время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).


2. Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик


Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, - спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие - высокие звуки, резкие - нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями - тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные - тоновые звуки, глухие согласные - шумовые. Сонорные согласные - тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные - шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси - значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов - она "настроена" на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид


3. Классификация гласных звуков по их артикуляционным особенностям


Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым "носовым" тембром.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit . У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . В рус. яз. дифтонгов нет.


4. Классификация согласных звуков по способу артикуляции


Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum – небо).

По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.

1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ], [ ж̅" ].

В составе переднеязычных выделяются:

1) зубные: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];

2) небно-зубные: [ш], [ ш̅" ], [ж], [ ж̅" ], [р], [р"], [ч"].

Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.

К среднеязычному звуку относится только [j].

Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].

2. По способу образования шума согласные делятся на:

А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].

Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж̅" ], [ш], [ ш̅" ], [х].

В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц].

Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].

Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"].

3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], и др


5. Классификация согласных звуков по месту образования и активному органу


Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на

пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов -языка и губ. Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные.

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные. Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные -[к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"],[н], [н"];

язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j];

язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Классификация русских согласных звуков по месту образования может быть представлена в графическом виде так.

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики звуков совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненебный. Или звуки [с] и [ш] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, переднеязычный, нёбно-зубной. Благодаря тому, что при их производстве воздух преодолевает препятствия, образованные различными органами артикуляции в разных местах артикуляторного тракта, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые, например, слова хам и сам.


6. Роль органов речи в звукообразовании


Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического. К центральному отделу относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу речевого аппарат; относится вся совокупность исполнительных органов речи, состоящая из костей, хрящей, мышц и связок, а также периферических чувственных и двигательных нервов, с помощью которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - аппарат, образующий дыхание, в который входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

3-й отдел - звукопроизводящий, или артикуляционный, аппарат, который состоит из глотки, носоглотки, ротовой и носовой полости.

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Наиболее важными частями артикуляционного аппарата, образующими членораздельную речь, являются глотка, язык, нёбная занавеска и нижняя челюсть - органы подвижные, т. е. изменяющие свое положение в процессе речи. Глотка расположена над гортанью и сверху переходит в носоглотку (полость, лежащая выше нёбной занавески). В языке мы различаем следующие части: передний край (передняя часть), спинку (средняя часть), края (по обеим сторонам) и корень (задняя часть, соприкасающаяся с надгортанником).

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных

звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.


7. Список литературы


1. Бурая Е.А, Галочкина, И.Е., Шевченко Т.И Фонетика современного русского языка

2. Богомазов Г.М Современный русский литературный язык: Фонетика

3. Чешко Лев Антонович Русский язык: Фонетика. Лексика. Графика


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека. В отличие от нелингвистических дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

Три аспекта:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Акустический аспект в изучении звуков

Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (орган речи). Звуковые связки могут выполнять до 1740 колебаний в секунду. В речи средний долгозвон 85-200 Гц. У мужчин и 150-350 Гц. У женщин. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тонн) и немузыкальные (шумн). Тон возникает в результате периодических колебаний звучащего тела, шум – непериодических. Из голоса состоят гласные, из голоса и шума – звонкие согласные, только из шума – глухие согласные. Сонорные имеют преобладание голоса над шумом. Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью, тембром. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок.В речи высота голоса зависит от длинны и растянутости голосовых связок. Чем больше частота, тем выше звук. Высота звука в разном звуке, в отличии от китайского, не является дифференцирующим понятием. Сила звука определяется размером и размахом голосовых связок. Чем сильнее размах, тем сильнее звук. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом человека является громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой. Звуки в одинаковой силе, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Более высокие звуки имеют более короткую волну, поэтому являются более сильными. Сила звука не является дифференцирующим признаком, хотя имеет значение для ясности, для предачи и восприятия речи, а иногда ударения. Отличить очень сложно звук речи . Он состоит из основного тона и обертонов . Их соотношение создает качество звука, которое отличает один звук от другого.Длительность звука – это его протяженность по времени. Не является дифференцирующим признаком в русском языке в отличии от немецкого, английского и латинского.

Артикуляционный аспект. Речевой аппарат

Строение речевого аппарата. Артикуляция и ее фазы. Артикуляционная база языка:

Речевой аппарат:

Мозг и центральная нервная система

Дыхательные органы: легкие, бронхи, диафрагма, трахея, межреберные мыжцы, надгортанные полости, рот, нос, гортань.

(МЕХАНИЗМ: воздух из легких поступает в гортань, где голосовые связки под давлением воздуха совершают колебательные движения. Степень напряжения голосовых связок определяет тон голоса.)

Ротовая полость: язык, зубы, палатум (нёбо), велюм (место за задним язычком), маленький язычек, альвиолы (бугорки на нёбе, благодаря им произносятся альвиолярные звуки(р, л...)).

Язык - наиболее важный произностительный орган. Делится на кончик, спинку (переднюю,среднюю, заднюю) и корень.

Все перечисленные органы делятся на активные и пассивные. Активные органы двигаютмся, пассивные служат им опорой. иногда активные органы становятся пассивными.

Артикуляция - процесс произнесения звука.

1. Экскурсия - укладка органов.

2. Выдержка

3. Рекурсия - возвращение органов в исходное положение.

При произнесении звуки влияют друг на друга из-за накладки экскурсии на рекрсию и наоборот.

У каждого языка есть своя артикуляционная база - свойственные языку движения того или иного органа. Также индивидуальным органом является сочетание артикуляционных органов.

Классификация гласных и согласных звуков

Гласные

1. При определении места образования гласного звука или ряда учитывается способность языка двигаться в горизонтальном направлении. В связи с тем в процессе произнесения гласного звука наиболее поздняя часть звука в момент речи фиксируется напротив передней, средней или задней части неба, поэтому по месту образования гласные бывают переднего ряда, заднего и др. способ образования гласного – это степень подноса языка по отношению к небу. Движение языка вертикально.

2. По участию губ гласные делятся на огубленные (о, у) и лабиализованные (гласные с нейтральным укладом губ или с растянутыми губами)

Согласные

1.При определении места образования согласного выясняется та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного.

2. определить способ образования согласного – значит выяснить, как создается преграда, каков ее характер, простая она или сложная и как она преодолевается воздушной струей.

3. от наличия или отсутствия дополнительной артикуляции зависит деление согласных на твердые и мягкие. Дополнительное движение органов, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласных называется палатализация. При образовании несколькоязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается к среднему (твердому небу).

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Слог. Слогоделение.

Слог - это один гласный звук (или слоговый согласный) в отдельности или в сочетании с согласным (или согласными), произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Слоги существуют, т. к.:

Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.

Слог - основная единица в стихосложении.

Слогоделение в разных языках разное. В русском языке граница проходит между наиболее контрастными по сонорсности звуками, в меньше наименьшей спайки: бо-чка, ла-пша, бру-ски,лы-жня,кА-ссса,о-тту-да. Преобладают открытые слоги. Кор-тик, конь-ки, паль-то, кА-рман, мор-ской (полуоткрытые, закрытые слоги в конце слов). В других языках много закрытых слогов (ми-кстура – mix-ture).