Проект в старшей группе «Страна — Лего». Образовательная область «Познание: развитие конструктивной деятельности». Творческий проект по лего-конструированию в детском саду. старшая группа
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Лего - конструирование к ак средство развития творческой личности в дошкольном возрасте Подготовила воспитатель МАДОУ «ЦРР – ДС «Радуга» Вовченко И.В.
LEGO - это самая любимая игра девчонок, но особенно мальчишек в моей группе. Но что они о нем знают? Оказалось, немного. LEGO - это конструктор, в котором много деталей разных по цвету и форме. - В него можно играть и девочкам и мальчикам.
Актуальность: 1 . Большая популярность игры у детей во всем мире. 2. Дети в группе мало знают о истории создания конструктора LEGO. 3. Конструктор LEGO представляет большой потенциал для развития творческих способностей детей. 4. Более глубокое и подробное знакомство с конструктором и его частое использование поможет педагогам ДОУ решать трудные задачи посредством увлекательной игры.
Гипотеза Конструктор LEGO появился очень давно, но актуальность его не утрачена до сих пор.
Задачи проекта: 1. Актуализировать знания детей о конструкторе LEGO. 2. Познакомить детей с историей происхождения конструктора LEGO. 3. Дать представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примере истории возникновения конструктора LEGO. 4. Расширить представление детей о возможностях этого конструктора. 5. Развивать восприятие, мышление, речь, путем словесного анализа – рассуждения в процессе активных действий по поиску связей от деревянной игрушки до инновационных разработок. 6. Развивать воображение и любознательность детей. 7. Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемый результат: 1. Дети расширят знания о конструкторе LEGO. 2. Дети узнают историю возникновения конструктора LEGO. 3. У ребят сформируется представление о возможностях игры с конструктором LEGO. 4. Оформление выставки «Всё из LEGO ».
Реализация проекта 1 этап – подготовительный Цель: определить основные направления работы: - Постановка проблемы -Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта -Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO - Планирование совместной деятельности. Постановка проблемного вопроса: Как появилось LEGO? Беседа по принципу трех вопросов: -Что мы знаем о LEGO? -Что мы хотим узнать? - Как это сделать? Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта. Оснащение группы конструктором LEGO. Обмен мнениями о конструкторе LEGO Рассматривание каталогов и схем. Учимся собирать модели по схемам. Сбор коллекции моделей.
2 этап – аналитический Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO. 1. Беседы по темам: - «Дети мира играют в LEGO». - «Удивительное - в истории LEGO». -Что означает слово- LEGO - «Какие наборы LEGO есть у тебя дома? » - «Каким бы ты стал героем и почему? » 2. Чтение и заучивание стихов о LEGO 3. Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO 4. Просмотр книг, журналов и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы». 5. Экскурсия в магазин игрушек. 6. Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город. 7. Образовательная деятельность: лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO, рисование штампиками из конструктора LEGO. 8. Создание интересных моделей по желанию и в свободное время.
3 этап – практический Цель: Развивать у детей умение использовать полученные знания о конструкторе в играх. -Игра «Река времени» -Игра: «Составь схему» -Игра «Дрессированные животные» -Игра: «Угадай сказку» -Игра: «Чего не стало? » -Игра «Кто, где находиться? » Игры с водой: «Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет) ; «Подводное царство»: ребенок выполняет постройки из LEGO по инструкции педагога или самостоятельно по замыслу, держа руки в контейнере с водой; «Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;
Игры с песком: «Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество кнопочек на детали; «Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа постройка. Игра «Волшебный LEGO – квадрат» Изготовление LEGO или других фигурок и расположение их по инструкции воспитателя (или другого ребенка) в нужном секторе LEGO-квадрата (нижний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.)
4 этап - презентация деятельности Цель: оформление выставки «Всё из LEGO».
Алина Блинова
Проект по лего-конструированию «Колобок».
Актуальность
Лего -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи : психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта .
По деятельности : творческий.
По количеству участников : групповой.
По продолжительности : средней продолжительности.
Участники проекта .
Педагоги, родители, дети 2-ая младшая (конец года,средняя группа.
Возраст детей : 3-5 лет.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего -конструктора DUPLO по мотивам русской народной сказки «Колобок » .
Проблема проекта .
Сформировать у детей представление о том, какие животные обитают в лесу.
Игровая мотивация проекта .
«оживить» «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.
Цель проекта .
Учить детей строить из лего-конструктора , выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта :
Расширить представление о диких животных.
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
Учить строить из лего – конструктора DUPLO «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лису» .
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Сформировать элементарные математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
Развивать самостоятельность при работе со схемами.
Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формировать бережное отношение к лего-конструктору .
Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом .
Предварительная работа :
1. Продумывание проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
погружение в проект
Формулировка проблемы : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок » , какие животные обитают в лесу, какие из них встречались в сказке.
Вводит в игровую ситуацию Формулирует задачи :
Воспитатель вносит в группу книгу без картинок и предлагает детям «оживить» ее, вспомнить, какие животные обитают в лесу, а какие из них встречались в сказке «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задач.
Дополнение задач проекта .
организация деятельности
Чтение русской народной сказки «Колобок » .
Рассматривание иллюстраций диких животных.
Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по мотивам сказки.
Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Взаимодействие с семьями. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешивает на видном месте. Рассматривание иллюстраций к произведению.
Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма (ю по мотивам сказки.
Рисование героев сказки.
Объединение детей в рабочие группы : изготовление «Колобка » , изготовление «Зайца» , изготовление «Волка» ,
Изготовление «Медведя,
Изготовление «Лисы»
Рассмотрение и анализ схем.
Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей.
3-й осуществление деятельности
Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .
Составление общей композиции.
Направляет и контролирует осуществление проекта . Создание из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» . Составление общей композиции.
4-й презентация результатов
Распределение ролей между детьми для обыгрывания сказки.
Создание серии слайдов с использованием ЛЕГО DUPLO и создания проекта .
Презентация проекта :
Приглашаем гостей.
Обыгрывание сказки.
Показ слайдов. Обыгрывание сказки.
Помощь в показе слайдов.
Презентация проекта .
1. Выставка композиции «Колобок в лесу » по мотивам русской народной сказки в группе.
2. Обыгрывание сказки сказки, показ слайдов.
3. Участие в конкурсах по легоконструированию .
Публикации по теме:
Картотека проблемных ситуаций по лего-конструированию «Пожарная станция» Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность. Мотивация Жила-была Пожарная.
«Мебель». Конспект НОД по лего-конструированию «Мебель» 3-4 года Цель: Повторить с детьми понятие «Мебель», её назначение. Задачи: Продолжать учить называть детали конструктора, предметы.
Конспект занятия по Лего-конструированию «Теремок» Тема. Теремок. Задачи: Образовательные. Познакомить с основными частями конструкции домика: стены, крыша, окно, дверь. Закрепить название.
Конспект занятия по Лего-конструированию «Сказка «Теремок» Задачи Закреплять умения детей строить по образцу; Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое.
Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа
«Чернышовский детский сад»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ ПГО
МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»
«Чернышовский детский сад» ____________ А.В. Евдокимова/
«___»__________________2015г. «___»_________________2015г.
Протокол №
ПРОЕКТ
«Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей » по теме:
«Уральское подворье»
Исполнитель: Печеркина А. А. Должность: воспитатель 1 КК
Согласовано
Родительским комитетом
Протокол №__
от «__»______________2015г.
с. Чернышово, 2015
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию.
В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Одной из первостепенных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
По своей сути, Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:
Творческий потенциал;
Мыслительно–коммуникативные возможности;
Речь;
Знания об окружающем мире;
Внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;
Элементарные математические представления.
Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования и умения и навыков исследовательского поведения.
Важно чаще предлагать детям, такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего-конструированию.
Паспорт проекта
Цель проекта: | Цель проекта: Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей. |
Задачи проекта: |
|
|
|
|
|
Методическое сопровождение | Перспективно-тематические планы (Приложение 1) |
Конспекты занятий (Приложение 2) |
|
Картотека развивающих и дидактических игр (Приложение 3) |
|
Картотека образцов моделей (Приложение 4) |
|
Консультации для родителей (Приложение 5) |
|
Тип проекта | познавательно – игровой |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (1.10.2015г. – 31.03.206г.) |
Участники проекта | Дети (6 – 7 лет), педагог, родители дошкольников |
Этапы реализации проекта |
|
Первый этап подготовительный 1.10.15 – 31.10.15 гг. | Изучение, обобщение методической литературы по Лего-конструированию |
Разработка перспективного планирования по теме проекта |
|
Создание – «Лего-центра» в группе для реализации проекта |
|
Разработка картотеки образцов, схем из конструктора ЛЕГО |
|
Второй этап основной 1.11.15 – 29.02.16 гг. | Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора Лего |
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом |
|
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей |
|
Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность |
|
Разработка диагностического инструментария |
|
Третий этап творческий 1.03.16 – 31.03.16 гг. | Обобщение опыта работы по проекту |
Участие в конкурсах |
|
Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ |
|
Ресурсы проекта |
|
Временные | В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей |
Информационные | Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература |
Материально-технические | Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат |
Художественно-изобразительные средства | Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков |
Продукт деятельности детей | Выставка творческих работ детей из лего-конструктора «Уральское подворье». |
Результат деятельности педагога | Систематизация работы по Лего-конструированию с детьми в рамках ДОУ |
Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями |
|
Активность родителей в реализации проекта |
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Перспектива дальнейшего развития проекта .
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по легоконструированию на старший дошкольный возраст, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «Лего», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Технология работы по проекту
Срок реализации проектной деятельности 1.11.2015г. – 31.03.2016г.
Работа по Лего-конструированию ведётся в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, календарно-тематическим планом.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. В группе старшего дошкольного возраста применимы:
Виды НОД | По схеме |
По образцу |
|
По собственному замыслу |
|
По карточкам с моделями |
|
Формы работы с детьми | Создание совместных построек |
Беседы |
|
Разнообразные игры |
|
Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности |
|
Создание макетов |
|
Проектная деятельность |
|
Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Экспериментирование |
|
Оформление выставок |
|
Продуктивная деятельность |
|
Применяемые методы | Наглядно-практические |
Словесные |
|
Проблемные ситуации |
|
Анализ образцов |
|
Игровые |
|
Игровые приёмы | Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти |
Сюрпризные моменты |
|
Игровой сюжет |
|
Основные принципы обучения детей | Последовательность |
Доступность |
|
Индивидуальный подход к каждому ребёнку |
|
Эффективность форм взаимодействия |
Непосредственно образовательная деятельность по Лего-конструированию проводится в игровой форме:
Дети в ходе игры обследуют детали конструктора, выделяя сенсорные признаки;
В соответствии с замыслом и темой выполняют поделки из деталей;
Используют постройки для организации игр в совместной деятельности.
В данном проекте систематизирована и представлена работа по организации образовательной деятельности с конструктором «Лего».
Представленный проект технологичен, так, как в нём прослеживается целенаправленная систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с одарёнными детьми, так и с детьми, имеющие слабые конструктивные навыки в продуктивной деятельности.
Работа с родителями и социальными партнерами
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребёнка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Эффективно организованное сотрудничество даст импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, сформирует предпосылки совместной деятельности детей и родителей, сделает их настоящими партнёрами. В тоже время это позволит педагогу скорректировать собственную работу на основе учёта интересов семьи, не испытывая трудностей при контакте с родителями.
Вовлечение родителей в совместную деятельность играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Данный проект предполагает сплочение детско-родительских отношений. Очень часто к детской деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. В процессе реализации проекта планируется вместе возводить новые постройки, оформлять альбомы, организовывать фотосессии, а также использовать совместные игры детей и родителей, в качестве средства общения, и многое другое. Проектная работа даёт им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
В результате проектной деятельности дети учатся работать по образцу, анализировать и читать схематичные рисунки. Своими достижениями дети делятся в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели. В результате совместной деятельности дети стали более самостоятельными, формируется обогащение представлений об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность дошкольников.
Ожидаемые результаты работы детско-родительских отношений:
Рост посещаемости мероприятий в стенах дошкольного учреждения,
Доверительные отношения,
Рост педагогической компетентности родителей,
Полноценное общение с ребёнком в кругу семьи.
Основные шаги реализации проекта
Первый этап «Подготовительный» |
|
Цель | Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников на начало проекта |
Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач проекта |
|
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников |
|
Результат | Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе. Знакомство детей с конструктором Лего, обогащение знаний о данном виде конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие . В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения Лего-конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка. В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. (Приложение) |
Второй этап - основной «Реализация проекта» |
|
Цель | Апробировать результативность разработанного содержания проекта в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста |
Виды деятельности по реализации проекта | Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом |
Организация режимным моментов с использованием конструктора «Лего» и литературного материала |
|
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ и социальных партнеров в рамках темы проекта |
|
Третий этап «Оценочный» 3 этап творческий - заключительный |
|
Цель | Выявить уровень развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику на конец проекта |
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития |
|
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников |
|
Индивидуальные беседы с детьми |
|
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к конструированию |
Особенности процесса конструирования |
|
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования |
|
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка |
Ожидаемые результаты работы по проекту:
- накопление положительного опыта взаимодействия семьи педагогов ДОУ;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- формирование интереса к детскому Лего-конструированию;
- активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
Промежуточные результаты: значительно повысился интерес родителей к участию в различных проектах, выставках в рамках ДОУ. Родителями группы были приобретены для своих детей конструкторы «ЛЕГО», что повлияло на создание новых творческих работ в кругу семьи и в представлении своего творчества на выставках детского сада: «Лего любит вся семья-мама, папа, Я!».
Литература
- Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2012г.
- Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2011г стр.131.
- М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска» 2013г.
- Л.Г. Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№12 2014г.
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№5 2014г.
- Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я»№1 2014г.
- Научно – методический журнал «Дошкольник» методика и практика воспитания и обучения №5 2014г, стр.48 – 50.
Интернет-ресурсы:
2. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
6. http://www.robotclub.ru/club.php
7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | 1. Вводное занятие «История Лего. Кубики Лего» | Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с лего-конструктором. |
2. Конструирование по замыслу. | ||
3. «Мост через реку Пышма» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
4. Конструирование по замыслу. | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. |
|
Ноябрь | 5. «Дом фермера» | Формировать обобщенные представления о домах. Учить создавать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить детей с жизнью жителей села. Познакомить с понятием фундамент. |
6. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
7. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
8. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Декабрь | 9. «Грузовая машина» | Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали |
10. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
11. «Водный транспорт» | Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования. |
|
12. Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Январь | 13. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
14. «Морские животные» | Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. |
|
15. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Февраль | 16. «Зоопарк» | Учить выполнять задания по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Учить детей строить всех одну поделку. |
17. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
18. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Март | 19. «Летим на Луну» | Продолжить учить работать с конструктором LEGO, создавать постройки по собственному замыслу и определенным условиям. Повторить правила работы с конструктором. |
20. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
21. Итоговое занятие «Фантазируй» | Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу. |
Приложение 2.
НЕПРЕРЫВНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Приложение 3. Картотека развивающих и дидактических игр
Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки.
Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
Название игры | Цель игры | Оборудование | Ход игры |
Назови и построй | Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора; учить работать в коллективе | Набор ЛЕГО-конструктора | Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней. |
ЛЕГО-подарки | Развивать интерес к игре и внимание | Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), ЛЕГО-подарки | Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут. |
Не бери последний кубик | Развивать внимание, мышление | Плата с башней | Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. |
Запомни расположение | Развивать внимание, память | Набор ЛЕГО-конструктор, платы у всех игроков | Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. |
Построй, не открывая глаз | Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку | Плата, наборы конструктора | Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют. |
Рыба, зверь, птица | Развивать память, внимание | Кирпичик ЛЕГО | Педагог держит в руках кирпичик ЛЕГО. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «Рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «Птица» или «Зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры. |
Приложение 4.
Картотека образцов моделей
Приложение 5
Диагностическая карта в подготовительной группе
Дети | Называет все детали конструкторов | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | Работа над проектами | Показатели детей на начало проекта | Показатели детей на конец проекта |
||||||||
Ребёнок 1 |
Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Основной набор LEGO Education WeDO TM – новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий.
Новизна заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO, «LEGO WEDO» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Актуальность : Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, воспитанники могут конструировать управляемые модели роботов.
Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.
Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.
Используя образовательную технологию LEGO Education WeDO TM в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
Цель проекта:
развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO и робототехники с использованием робота LEGO WeDO TM ;
Задачи:
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейщих компьютерных программ.
Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
Развивать мелкую моторику, память, внимание
Закреплять знания детей об окружающем мире.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным,талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки
Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO Education We Do
Концепция проекта основана на необходимости изучения робототехники, максимально совместимого с базовым курсом конструирования и легоконструирования в ДОУ. Освоение азов программирования в среде LEGO WEDO ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно - эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция изучения робототехники имеет конструктивно-модельную направленность – дети конструируют механизмы, решающие конкретные задачи, получают знания и приобретают умения создавать роботов, а так же используя игрушки - роботы трансформеров, развивают умения видоизменять робота, что помогает видеть возможности одного робота - игрушки, и составлять видоизменённых роботов.
Концепция данной работы позволяют ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Робот, собранный из конструктора LEGO, может стать одним из таких исполнителей.
Интегрирование различных образовательных областей в проекте открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:
Естественные науки - изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе - машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.
Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.
Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;
Проектирование - создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.
Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
Формирование математических представлений - измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
Развитие речи - общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ.
Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Концепция проекта направлена на:
помощь детям в индивидуальном развитии;
мотивацию к познанию и творчеству:
к стимулированию творческой активности;
развитию способностей к самообразованию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Описание механизма реализации проекта
Данный проект имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
Формы и методы используемые для реализации программы:
Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр - занятий
Активная помощь педагога;
Сотрудничество с родителями (законными представителями);
Беседа, показ, объяснение;
Игра – презентация;
Практическое занятие с помощью педагога;
Выставка
Создание видеороликов.
Продолжительность проекта: проект рассчитан на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
Первый год обучения (дети 5-6 лет) - 36 занятий по 25 минут (один раз в неделю)
Второй год обучения (дети 6-7 лет) -36 занятий по 30 минут (один раз в неделю)
Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов и источников:
1. Наборы Лего - конструкторов:
LEGO Education. Простые механизмы (9689). (Главная задача конструктора не просто развлечь ребенка, но и в увлекательной игровой форме обучить его базовым принципам инженерного дела, познакомив с технологическими особенностями множества механизмов, с которыми он встречается каждый день).
LEGO Education WeDO TM . Стандартный (9580) (дети строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ).
Робототехнический конструктор HUNA-MRT2 (конструктор учит основам конструирования, простым механизмам и соединениям).
2. Ноутбук.
3. Программное обеспечение к конструктору LEGO Education WeDO TM
4. Программа Windows Movie Maker (программа для создания видео)
5. Картотека схем к LEGO Education. Простые механизмы (9689).
6. Картотека схем к LEGO Education WeDO TM
7. Картотека схем к конструктору HUNA-MRT2
Формы работы с родителями:
Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы»
Консультация для родителей
«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
«Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Просмотр видеороликов на родительских собраниях.
Выставки детских LEGO – моделей.
Выставки домашнего LEGO – конструирования.
Тематическое планирование
(1 год обучения)
Тема занятия, вид занятия | ||||||
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | Беседа и конструирование Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу | |||||
Беседа и конструирование Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула. | ||||||
Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Конструирование шкафа и телевизора.. | ||||||
Беседа и конструирование | ||||||
Велосипед. | Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. | |||||
«Вентилятор» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
Конструирование по схеме | Беседа и конструирование | |||||
«Качели» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Хоккеист» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Животные». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Транспорт. Машина 1». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование | |||||
«Транспорт. Машина 2». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. | |||||
«Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание. | |||||
Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. | |||||
Тема: «Знакомство с конструктором « LEGO WeDo» |
||||||
Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот? (Беседа ) | Беседа Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. | |||||
Роботы в жизни человека | Беседа Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов применяемые в современном мире. | |||||
Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. | Беседа Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности | |||||
Способы крепления деталей | Беседа Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу | |||||
Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона | Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона | |||||
Тема: «Забавные механизмы» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Волчок – юла» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Танцующие птицы» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Порхающая птица» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Звери» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Голодный аллигатор» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Рычащий лев» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Обезьянка-барабанщица» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
1 занятие в неделю | ||||||
Второй год обучения |
||||||
Тема «Футбол» |
||||||
Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование | |||||
Программирование и функционирование робота «Нападающий» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Вратарь» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Ликующие болельщики» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Приключения» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Спасение самолёта» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Спасение от великана» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Непотопляемый парусник» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Техника, стройка» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Вилочный погрузчик» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Разводной мост» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Башенный кран» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
«Парк развлечений» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Гонщик» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Линия финиша» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Качели» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Карусель» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Свободное моделирование | Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. | |||||
1 занятие в неделю |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут
знать:
основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности)
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
демонстрировать технические возможности роботов;
уметь:
осуществлять подбор деталей,необходимых для конструирования (по виду и цвету)
работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
конструировать по образцу;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
демонстрировать технические возможности роботов.
реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
Наблюдение за работой детей на занятиях;
Участие детей в проектной деятельности;
В выставках творческих работ дошкольников.
Диагностическая карта. Старшая группа.
Называет детали
Работает по схемам
Строит сложные постройки
Строит по творческому замыслу
Строит в подгруппе
Строит по образцу
Строит по инструкции
Умеет рассказать о постройке
Диагностическая карта. Подготовительная группа.
Называет детали
Строит сложные постройки
Строит по образцу
Строит по творческому замыслу
Строит в команде.
Строит по инструкции
Использует предметы-заместители
Работает над проектами
Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Интернет-ресурсы.
Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов: учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
Должность: воспитатель
Актуальность:
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».
Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».
Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:
— прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;
— конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
— основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Занятия по лего — конструированию способствуют:
— формированию образного, пространственного мышления
— развивает воображение
— самореализации собственных замыслов
— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей
— развитию внимания, памяти, речи
Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Объект исследования:
Дети старшей группы
Предмет исследования:
Развитие конструктивной деятельности с конструктором ЛЕГО.
Цель проекта:
Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.
Задачи проекта:
1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.
2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.
3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Гипотеза:
Сроки проекта: годовой
Состав участников:
— воспитатели;
— родители;
База проекта:
МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №137 «Алиса»
Этапы реализации проекта
Этапы реализации | Деятельность педагога |
1 этап Организационно-подготовительный (2012-2013уч.гг.) | 1. Составление проблемно-ориентированного анализа Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы; Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы; Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы. — мониторинг. 2. Определение основных ресурсов для реализации проекта. 3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий. 4. Методическое обеспечение реализации проекта: Осуществление мониторинга реализации проекта; — разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми. |
2 этап Практический (2012-2013уч.гг.) | 1. Разработка и апробирование конспектов занятий. А.Занятия: — «Строительство домика» (октябрь); — «Волшебные рыбки» (ноябрь); — «Животные» (февраль); — «Лего — мир аквариума» (март); — «Жизнь на другой планете» (апрель). Б. игры-упражнения: — «Чья команда быстрее построит»; — «Найди деталь такую же, как на карточке»; — «Таинственный мешочек»; — «Разложи детали по местам»; — «Выложи вторую половину узора». 2. Работа с родителями в рамках реализации проекта: — установление сотрудничества с родителями по реализации проекта; Информирование родителей о результатах внедрения проекта. |
3 этап Обобщающий |
|
Ожидаемые результаты:
- Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
- Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
- Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
- Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
- В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
- Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.
Прогноз дальнейшего развития:
В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.
Программно-методическое обеспечение.
1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.
2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.
6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.
Пояснительная записка
Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.
Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :
Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .
Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.
Так моделирование из конструкторов типа “Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.
Этапы работы
над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.
На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.
На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”.Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.
На Обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.
Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.
В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами :
- от простого к сложному
- учёт индивидуальных возможностей
- детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности
- — использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач
- — решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности
- — реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Разрабатывая проект «Страна Лего» мы поставили следующие цели : развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.
Осуществление проекта «Страна Лего»позволило реализовать следующие задачи :
1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;самостоятельно договариваться друг с другом,справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты
2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции,устанавливать последовательность её выполнения,способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе:достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.
3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.
Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям :
1. Обучение детей через игры-задания,игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества:внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
2. Осуществление реализации мини-проектов : «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла,уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.
3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.
В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:
1. Организована предметно-развивающая среда ,отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные,напольные, деревянные, металлические,пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки,животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии,схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”,“Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.
2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий , направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).
Были использованы следующие формы работы :
- занятия;
- совместная деятельность;
- мини-проекты.
Эффективно применялись методы и приёмы :
- Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
- Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
- Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.
- Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
- Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.
На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги,викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.
При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы,модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе
Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.
Номинация: проектная деятельность в детском саду готовые проекты старшая группа.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад №137
Месторасположение: г. Курган