Десятичная система счисления конспект урока. Десятичная система счисления. Творческое домашнее задание
Цели урока:
Образовательные:
дать определение понятия «система счисления»;
вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;
научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);
развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).
План урока:
Организационный момент.
Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.
Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» ( ).
Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшне го урока «Двоичная и десятичная системы счисления».
2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
Теоретический материал:
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления .
Основание
Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.
Например:
слева направо, начиная с «0» )
Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере .
Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо , над дробной частью – справа налево, начиная с «-1» )
Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).
Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Рисунок 1
Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.
Результатом явл яется число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.
342 10 = 101010110 2
Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задани я отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.
Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:
Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.
Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в д есятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).
Задание:
Перевести в десятичную систему счисления числа: 10111100 1 2 ,1231 3 , 110110101 2 , 1223 3 .
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.
Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.
Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.
Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам» . Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.
Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – .
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной сист еме координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Голова:
Г1 (101;1011)
Г2 (1100;1011)
Г3 (101;100)
Г4 (1100;100)
Шея:
Ш1 (111;100)
Ш2 (1010;100)
Ш3 (1010;11)
Ш4 (111;11)
Глаза:
Гл1 (110;1010)
Гл2 (1000;1010)
Гл3 (1000;1000)
Гл4 (110;1000)
Гл5 (1001;1010)
Гл6 (1011;1010)
Гл7 (1011;1000)
Гл8 (1001;1000)
Нос:
Н1 (1000;111)
Н2 (1001;111)
Рот:
Р1 (110;110)
Р2 (110;101)
Р3 (1011;101)
Р4 (1011;110)
Антенки:
А1 (110;1011)
А2 (110;1111)
А3 (101;1111)
А4 (111;1111)
А5 (1011;1011)
А6 (1011;1111)
А7 (1010;1111)
А8 (1100;1111)
В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.
Рисунок 2
С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического р едактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю ( ) .
Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).
Фронтальный опрос:
что такое система счисления;
дайте определение понятию «основание системы счисления»;
как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).
Выставление оценок за урок.
4. Домашнее задание.
Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.
Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения ( ).
Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке .
Урок №1
Тема: Десятичная система счисления
Дата проведения:
Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.
Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;
Развивать логическое мышление, внимание
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость
Ход урока:
Орг.момент
Устные упражнения
а) Расставьте порядок выполнения действий и вставьте числа в «окошки».
45:5+39:13+85:17+48:16=
б) Запишите и продолжите следующие два ряда:
90 дес., 91 дес., …., 99 дес., 100 дес.
900, 910, ….., 990, 1000
3. Подготовка к работе на основном этапе урока
Давайте вспомним название разрядов числа.
Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшиеся число. Оно будет обозначать число десятков ).
Запишите любые числа, в которых 2 сотни. (200, 201, 234 и т.п).
- Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни. (201+400=601)
- Сколько сотен в этом числе? (6 сотен)
- Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934+100=1034; 10 сотен и еще 34).
Прочитайте данные числа, выделяя десятки: 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес., 1000 – 100 дес.
Прочитайте данные числа, выделяя сотни: 234- 2 сот., 932 – 9 сот., и т.д.
№1 (с.4)
Прочитайте числа, которые держат ученики лесной школы. (594, 451, 275). Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел? (594 – 5 сот., 9 дес., 4 ед. и т.д.)
В какой записи цифра 5 обозначает число сотен? (594)
А число десятков, единиц? (451, 275)
Карточка – помощница
Разряды
Сотни
Десятки
Единицы
! Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит. В записи числа значение цифры от разряда к разряду (от единиц к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому систему записи чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной системой счисления.
Физкультминутка – зрительная гимнастика
№2 с.5 (№1 с.4)
67 – 6 дес., 7 ед., 290 – 2 сот, 9 дес., 0 – ед. и т.д.
№3 с.5 (№2 с.4 )
Запиши числа с помощью цифр. (448, 905, 950, 200 )
5. Повторение ранее пройденного материала
№11 с.7 (№10 с.6)
Различие в примере: 80:2 и 84:2
№12 с. 7 (на доске)
Чем похожи и чем различаются выражения? Вычислите.
48:6+26∙2= 60 (48:6+26) ∙2 = 68
Физкультминутка
№13 с.7 (- из слов учителя)
760-60:4=645 17∙5-38=47
52:4∙5=90 (120+60):90=2
№15 (1,2)с. 8 . (- на доске)
38∙х, если х=10 409+у, если у = 302
38∙10 = 380 409+302= 711
38∙х, если х= 8 409+у, если у = 501
38∙8 = 304 409+501 = 910
38∙х, если х=5 409+у, если у = 511
38∙5=190 409+511 = 920
6. Итог урока:
Как называется система записи чисел, которой мы пользуемся? Почему она называется так?
7. Дом. задание :
Уч. правило с. 5(с.4) выуч., Р.т. с. 3 №1, с.4
Урок №2
Тема: Десятичная система счисления
Дата проведения:
Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи: - учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Устные упражнения (на сладах)
а) Найдите лишнее выражение. По какому признаку?
б) Сколько прямоугольников изображено?
3. Проверка домашнего задания
О чем говорили на прошлом уроке? Что такое десятичная система счисления и почему она так названа?
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Сегодня мы продолжим работать с десятичной системой счисления.
Сколько сотен, десятков и единиц в числе 836? Его можно записать в виде суммы.
836= 8∙100+3∙10+6
Каждое слагаемое суммы называют разрядным слагаемым, а число 836 представлено в виде суммы разрядных слагаемых.
№4 с.5 (№3 с.5)
327=3∙100+2∙10+7 318 =3∙100+1∙10+8
418 = 4∙100+1∙10+8 и т.д 727= 7∙100+2∙10+7 и т.д.
№ 5 с. 5 (№4 с.5)
Запишите значение выражения цифрами.
692, 130, 18, 705
№ 6 с. 6 (№5 с.5)
(805, 850, 508, 580)
(855, 858, 885, 805,558, 850, 888, 588, 585, 580, 508, 555)
Физкультминутка
5. Повторение ранее пройденного материала
№16 с. 8 (№11 с.6)
Было – 85 л
Долили - ? л
Стало – 192 л
Решение:
107 (л) – долили
Ответ: 107 л долили.
№ 17 с.8 (- слайд)
стоимость
В линейку
одинаковая
9 – 5 = 4 (т.) – больше в линейку
Ответ: больше тетрадей в линейку, заплатил больше за тетради в линейку.
№ 18 с. 8 (слайд)
стоимость
В линейку
одинаковая
Т. на 4 б.
Руб на 12 р.б.
12: 4 = 3 (р.) – цена тетради
Ответ: 3 рубля цена тетради.
№19 с.8 (- слайд)
стоимость
В линейку
одинаковая
Руб на 12 р.б.
9-5=4 (т.) – стоят 12 руб.
12:4=3 (руб.) – цена
9∙3 = 27 (руб.) – стоят 9 тетр.
5∙3 = 15 (руб.) – стоят 5 тетр.
Ответ: в линейку 27 руб., в клетку 15 руб.
6. Итог урока
В виде чего можно представить любое число? (в виде суммы разрядных слагаемых)
7. Дом.задание
Уч. с. 5 правило, Р.т. с. 3, 5
Гимназия имени Ф.К. Салманова, город Сургут
Конспект урока по математике
Учитель начальных классов
Мулюкова Рената Илдусовна
Конспект урока по математике
Тема урока : Название мерок в десятичной системе счисления
Цели:
познавательная (дидактическая):
Знакомство учащихся с названием мерок десятичной системы счисления
Знакомство с новым позиционным способом записи многозначного числа
- развивающая
Развитие умения грамотно пользоваться математическим языком (обогащение словарного запаса детей, умение правильно называть и читать числа в десятичной системе счисления)
Развитие мышления учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать)
- воспитательная
Воспитание аккуратности при оформлении записей в тетради
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование урока для учителя: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, пособие для учителя «Обучение математике» 2 класс С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, интерактивная доска, компьютер, дидактический материал к уроку.
Оборудование урока для учащихся: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, тетрадь в клетку.
План урока:
Орг. момент
Актуализация знаний
Формирование знаний
Обобщение и первичное закрепление знаний
Подведение итогов
Домашнее задание, инструктаж
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Приветствует учащихся Создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую совместную деятельность Проверяет готовность к уроку Устанавливает тишину - Прозвенел, друзья, звонок, начинается урок! Глазками скорей проверь, все ль на месте, все ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки Если нет - скорей достань и красиво, ровно встань! Еще раз, добрый день! Можете присаживаться Сели ровно, красиво, спинки прямые, глазки подняли, обе руки должны быть на парте. | Глазами проверяют свою готовность к уроку Приветствуют учителя (кивок головы) Реагируют на замечания учителя (если такие есть) Присаживаются на свои места |
Постановка целей и задач урока | Мотивирует учащихся на урок Ребята, к нам в гости снова пришла королева математики и принесла письмо. Дорогие ребята! Рада снова попасть к вам на урок! Вы уже очень много знаете по математике, поэтому сегодня решила проверить ваши знания. Прошу Вас ответить на некоторые вопросы и выполнить задания, чтобы я убедилась, что вы действительно стараетесь, правильно выполняете все задания и скоро станете великими математиками! С уважением, Королева Математики |
Разделы: Информатика
Класс: 8
Цели урока:
Образовательные:
- дать определение понятия «система счисления»;
- вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;
- научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.
Воспитательные :
- воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);
- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.
Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» (Приложение 1 ).
Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная и десятичная системы счисления».
2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
Теоретический материал:
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
- позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
- непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления .
Основание | Название системы счисления | Знаки |
2 | Двоичная | 0, 1 |
3 | Троичная | 0, 1, 2 |
4 | Четверичная | 0, 1, 2, 3 |
5 | Пятиричная | 0, 1, 2, 3, 4 |
8 | Восьмиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
10 | Десятичная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
12 | Двенадцатиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В |
16 | Шестнадцатиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F |
Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.
Например:
слева направо, начиная с «0» )
Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.
Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо , над дробной частью – справа налево, начиная с «-1» )
Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).
Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Рисунок 1
Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.
Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.
342 10 = 101010110 2
Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.
Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:
- Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
- Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.
Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).
Задание:
- Перевести в десятичную систему счисления числа: 101111001 2 ,1231 3 , 110110101 2 , 1223 3 .
- Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.
- Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.
Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.
Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам» . Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.
Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – Приложение 2 .
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Голова:
- Г1 (101;1011)
- Г2 (1100;1011)
- Г3 (101;100)
- Г4 (1100;100)
- Ш1 (111;100)
- Ш2 (1010;100)
- Ш3 (1010;11)
- Ш4 (111;11)
Глаза:
- Гл1 (110;1010)
- Гл2 (1000;1010)
- Гл3 (1000;1000)
- Гл4 (110;1000)
- Гл5 (1001;1010)
- Гл6 (1011;1010)
- Гл7 (1011;1000)
- Гл8 (1001;1000)
- Н1 (1000;111)
- Н2 (1001;111)
- Р1 (110;110)
- Р2 (110;101)
- Р3 (1011;101)
- Р4 (1011;110)
Антенки:
- А1 (110;1011)
- А2 (110;1111)
- А3 (101;1111)
- А4 (111;1111)
- А5 (1011;1011)
- А6 (1011;1111)
- А7 (1010;1111)
- А8 (1100;1111)
В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.
Рисунок 2
С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического редактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю (Приложение 3 ).
Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).
Фронтальный опрос:
- что такое система счисления;
- дайте определение понятию «основание системы счисления»;
- как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).
Выставление оценок за урок.
4. Домашнее задание.
Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.
Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения (Приложение 4 ).
Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.
Цели: Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи урока: Развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.
Углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.
Развить познавательный интерес и логическое мышление.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.
На доске: тема урока «Системы счисления».
На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, буклет к уроку.
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель : На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока — Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
Учитель : Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.
Наш урок начну со слов Иоганна Гете: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».
А впереди нас ждет “Веселая разминка”.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.
(Ребята одновременно работают в рабочей тетради)
1. Когда дважды два равно 100?
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет.
Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?
Ответ: У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет.
Старший учится в 9 классе.
3. Обобщение знаний.
Мы переходим к следующему этапы нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.
Но прежде ответьте на вопросы:
1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?
2. Что является основанием данной системы счисления?
3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?
4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
“Эврика”
Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.
Задания разного уровня сложности:
1. УРОВЕНЬ
1. Ей было 1100 лет, Она в 101 -ый класс ходила, В портфеле по 100 книг носила - Все это правда, а не бред. Когда, пыля Десятком(10) ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С Одним(1) хвостом, зато 100- Ногий. |
Она ловила каждый звук Своими Десятью(10) ушами, И Десять(10) загорелых рук Портфель и поводок держали. И Десять(10) темно-синих глаз Рассматривали мир привычно,… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
1. Ей было 12 лет, Она в 5 — ый класс ходила, В портфеле по 4 книги носила - Все это правда, а не бред. Когда, пыля 2 ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С 1 хвостом, зато 2 -ногий. |
Она ловила каждый звук Своими 2 ушами, И 2 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 2 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно,… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
2. УРОВЕНЬ
1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?
Подсказка: 10012 ответ 9
2. Сколько вершков в аршине?
Подсказка: 100002 Ответ 16
3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?
Подсказка: 1011012 Ответ 45
4. Сколько глаз у пиявки?
Подсказка: 10102 Ответ 10
3. УРОВЕНЬ
1. Определите четное число или нечетное:
А) 10012
Б) 110002
В) 11001002
Г) 100112
Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.
Ответы 9, 24,100,19
2. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восьмью цифрами?
111111112=25510
Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ. За правильно выполненную работу получают жетоны желтого (1 уровень), зеленого (2 уровень), красного(3 уровень) цветов.
4. Этап закрепления, проверки полученных знаний.
-Необходимо вспомнить два способа оформления перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (табличный и столбиком).
Победит та группа, которая сумеет: быстро решить задания; сделать пояснения; сумеет организовать свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Группе победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.
1 уровень
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 100; 37.
2 уровень
Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 168; 241.
3 уровень
Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления числа: 168; 241.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Смотри презентацию)
5. Этап систематизации, обобщения изученного.
Класс разбивается на группы по два человека.
Группа приступает к выполнению задания на компьютере.
Задание 1:
Необходимо в среде “Калькулятор” выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты, отметить на плоскости (в рабочей тетради), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.
Задание 2:
Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления. Выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. На доске выбрать полученный результат. Затем с помощью калькулятора найти сумму десятичных чисел по строкам (по горизонтали), столбцам (по вертикали) и по диагоналям. Сделать вывод.
В результате полученные суммы — одинаковы (равны 34).
Спросить детей, знают ли они, как называются такие квадраты.
6. Сообщение » Магические квадраты».
7. Подведение итогов.
Учитель: В чем же состоит магия числа?
8. Творческое домашнее задание:
Придумай свой рисунок, опиши его в десятичной и двоичной системах счисления.
Выполни рисунок на листе бумаги в клетку.