Десятичная система счисления конспект урока. Десятичная система счисления. Творческое домашнее задание

Цели урока:

Образовательные:

    дать определение понятия «система счисления»;

    вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;

    научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные:

    воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

    развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

    развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

    развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

План урока:

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.

Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» ( ).

Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.

Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшне го урока «Двоичная и десятичная системы счисления».

2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

Теоретический материал:

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

    позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;

    непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления .

Основание

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.

Например:

слева направо, начиная с «0» )

Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере .

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

(степени расставляем над целой частью числа слева направо , над дробной частьюсправа налево, начиная с «-1» )

Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).

Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:

Рисунок 1

Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.

Результатом явл яется число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.

342 10 = 101010110 2

Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задани я отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:

    Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.

    Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в д есятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).

Задание:

    Перевести в десятичную систему счисления числа: 10111100 1 2 ,1231 3 , 110110101 2 , 1223 3 .

    Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.

    Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.

Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам» . Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – .

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной сист еме координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

Голова:

    Г1 (101;1011)

    Г2 (1100;1011)

    Г3 (101;100)

    Г4 (1100;100)

Шея:

    Ш1 (111;100)

    Ш2 (1010;100)

    Ш3 (1010;11)

    Ш4 (111;11)

Глаза:

    Гл1 (110;1010)

    Гл2 (1000;1010)

    Гл3 (1000;1000)

    Гл4 (110;1000)

    Гл5 (1001;1010)

    Гл6 (1011;1010)

    Гл7 (1011;1000)

    Гл8 (1001;1000)

Нос:

    Н1 (1000;111)

    Н2 (1001;111)

Рот:

    Р1 (110;110)

    Р2 (110;101)

    Р3 (1011;101)

    Р4 (1011;110)

Антенки:

    А1 (110;1011)

    А2 (110;1111)

    А3 (101;1111)

    А4 (111;1111)

    А5 (1011;1011)

    А6 (1011;1111)

    А7 (1010;1111)

    А8 (1100;1111)

В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.

Рисунок 2

С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического р едактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю ( ) .

Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).

Фронтальный опрос:

    что такое система счисления;

    дайте определение понятию «основание системы счисления»;

    как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Выставление оценок за урок.

4. Домашнее задание.

Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.

Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения ( ).

Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке .

Урок №1

Тема: Десятичная система счисления

Дата проведения:

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;

Развивать логическое мышление, внимание

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость

Ход урока:

    Орг.момент

    Устные упражнения

а) Расставьте порядок выполнения действий и вставьте числа в «окошки».

45:5+39:13+85:17+48:16=

б) Запишите и продолжите следующие два ряда:

90 дес., 91 дес., …., 99 дес., 100 дес.

900, 910, ….., 990, 1000

3. Подготовка к работе на основном этапе урока

Давайте вспомним название разрядов числа.

Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшиеся число. Оно будет обозначать число десятков ).

Запишите любые числа, в которых 2 сотни. (200, 201, 234 и т.п).

- Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни. (201+400=601)

- Сколько сотен в этом числе? (6 сотен)

- Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934+100=1034; 10 сотен и еще 34).

Прочитайте данные числа, выделяя десятки: 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес., 1000 – 100 дес.

Прочитайте данные числа, выделяя сотни: 234- 2 сот., 932 – 9 сот., и т.д.

1 (с.4)

Прочитайте числа, которые держат ученики лесной школы. (594, 451, 275). Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел? (594 – 5 сот., 9 дес., 4 ед. и т.д.)

В какой записи цифра 5 обозначает число сотен? (594)

А число десятков, единиц? (451, 275)

Карточка – помощница

Разряды

Сотни

Десятки

Единицы

! Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит. В записи числа значение цифры от разряда к разряду (от единиц к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому систему записи чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной системой счисления.

Физкультминутка – зрительная гимнастика

2 с.5 (№1 с.4)

67 – 6 дес., 7 ед., 290 – 2 сот, 9 дес., 0 – ед. и т.д.

3 с.5 (№2 с.4 )

Запиши числа с помощью цифр. (448, 905, 950, 200 )

5. Повторение ранее пройденного материала

11 с.7 (№10 с.6)

Различие в примере: 80:2 и 84:2

12 с. 7 (на доске)

Чем похожи и чем различаются выражения? Вычислите.

48:6+26∙2= 60 (48:6+26) ∙2 = 68

Физкультминутка

13 с.7 (- из слов учителя)

760-60:4=645 17∙5-38=47

52:4∙5=90 (120+60):90=2

15 (1,2)с. 8 . (- на доске)

38∙х, если х=10 409+у, если у = 302

38∙10 = 380 409+302= 711

38∙х, если х= 8 409+у, если у = 501

38∙8 = 304 409+501 = 910

38∙х, если х=5 409+у, если у = 511

38∙5=190 409+511 = 920

6. Итог урока:

Как называется система записи чисел, которой мы пользуемся? Почему она называется так?

7. Дом. задание :

Уч. правило с. 5(с.4) выуч., Р.т. с. 3 №1, с.4

Урок №2

Тема: Десятичная система счисления

Дата проведения:

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Задачи: - учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Устные упражнения (на сладах)

а) Найдите лишнее выражение. По какому признаку?

б) Сколько прямоугольников изображено?

3. Проверка домашнего задания

О чем говорили на прошлом уроке? Что такое десятичная система счисления и почему она так названа?

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Сегодня мы продолжим работать с десятичной системой счисления.

Сколько сотен, десятков и единиц в числе 836? Его можно записать в виде суммы.

836= 8∙100+3∙10+6

Каждое слагаемое суммы называют разрядным слагаемым, а число 836 представлено в виде суммы разрядных слагаемых.

4 с.5 (№3 с.5)

327=3∙100+2∙10+7 318 =3∙100+1∙10+8

418 = 4∙100+1∙10+8 и т.д 727= 7∙100+2∙10+7 и т.д.

5 с. 5 (№4 с.5)

Запишите значение выражения цифрами.

692, 130, 18, 705

6 с. 6 (№5 с.5)

(805, 850, 508, 580)

(855, 858, 885, 805,558, 850, 888, 588, 585, 580, 508, 555)

Физкультминутка

5. Повторение ранее пройденного материала

16 с. 8 (№11 с.6)

Было – 85 л

Долили - ? л

Стало – 192 л

Решение:

107 (л) – долили

Ответ: 107 л долили.

17 с.8 (- слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

    9 – 5 = 4 (т.) – больше в линейку

Ответ: больше тетрадей в линейку, заплатил больше за тетради в линейку.

18 с. 8 (слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

Т. на 4 б.

Руб на 12 р.б.

12: 4 = 3 (р.) – цена тетради

Ответ: 3 рубля цена тетради.

19 с.8 (- слайд)

стоимость

В линейку

одинаковая

Руб на 12 р.б.

    9-5=4 (т.) – стоят 12 руб.

    12:4=3 (руб.) – цена

    9∙3 = 27 (руб.) – стоят 9 тетр.

    5∙3 = 15 (руб.) – стоят 5 тетр.

Ответ: в линейку 27 руб., в клетку 15 руб.

6. Итог урока

В виде чего можно представить любое число? (в виде суммы разрядных слагаемых)

7. Дом.задание

Уч. с. 5 правило, Р.т. с. 3, 5

Гимназия имени Ф.К. Салманова, город Сургут

Конспект урока по математике

Учитель начальных классов

Мулюкова Рената Илдусовна

Конспект урока по математике

Тема урока : Название мерок в десятичной системе счисления

Цели:

познавательная (дидактическая):

Знакомство учащихся с названием мерок десятичной системы счисления

Знакомство с новым позиционным способом записи многозначного числа

- развивающая

Развитие умения грамотно пользоваться математическим языком (обогащение словарного запаса детей, умение правильно называть и читать числа в десятичной системе счисления)

Развитие мышления учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать)

- воспитательная

Воспитание аккуратности при оформлении записей в тетради

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование урока для учителя: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, пособие для учителя «Обучение математике» 2 класс С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, интерактивная доска, компьютер, дидактический материал к уроку.

Оборудование урока для учащихся: учебник по математике для 2 класса №1 В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Рабочая тетрадь по математике для 2 класса №1, тетрадь в клетку.

План урока:

Орг. момент

Актуализация знаний

Формирование знаний

Обобщение и первичное закрепление знаний

Подведение итогов

Домашнее задание, инструктаж

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся

Создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую совместную деятельность

Проверяет готовность к уроку

Устанавливает тишину

- Прозвенел, друзья, звонок,

начинается урок!

Глазками скорей проверь,

все ль на месте, все ль в порядке:

книжки, ручки и тетрадки

Если нет - скорей достань

и красиво, ровно встань!

Еще раз, добрый день!

Можете присаживаться

Сели ровно, красиво, спинки прямые, глазки подняли, обе руки должны быть на парте.

Глазами проверяют свою готовность к уроку

Приветствуют учителя (кивок головы)

Реагируют на замечания учителя (если такие есть)

Присаживаются на свои места

Постановка целей и задач урока

Мотивирует учащихся на урок

Ребята, к нам в гости снова пришла королева математики и принесла письмо.

Дорогие ребята!

Рада снова попасть к вам на урок! Вы уже очень много знаете по математике, поэтому сегодня решила проверить ваши знания. Прошу Вас ответить на некоторые вопросы и выполнить задания, чтобы я убедилась, что вы действительно стараетесь, правильно выполняете все задания и скоро станете великими математиками!

С уважением, Королева Математики

Разделы: Информатика

Класс: 8

Цели урока:

Образовательные:

  • дать определение понятия «система счисления»;
  • вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;
  • научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные :

  • воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

  • развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);
  • развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
  • развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.

Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» (Приложение 1 ).

Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная и десятичная системы счисления».

2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

Теоретический материал:

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления .

Основание Название системы счисления Знаки
2 Двоичная 0, 1
3 Троичная 0, 1, 2
4 Четверичная 0, 1, 2, 3
5 Пятиричная 0, 1, 2, 3, 4
8 Восьмиричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
10 Десятичная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
12 Двенадцатиричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В
16 Шестнадцатиричная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.

Например:

слева направо, начиная с «0» )

Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

(степени расставляем над целой частью числа слева направо , над дробной частью – справа налево, начиная с «-1» )

Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).

Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:


Рисунок 1

Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.

Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.

342 10 = 101010110 2

Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:

  1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
  2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).

Задание:

  1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 101111001 2 ,1231 3 , 110110101 2 , 1223 3 .
  2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.
  3. Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.

Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам» . Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – Приложение 2 .

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

Голова:

  • Г1 (101;1011)
  • Г2 (1100;1011)
  • Г3 (101;100)
  • Г4 (1100;100)
  • Ш1 (111;100)
  • Ш2 (1010;100)
  • Ш3 (1010;11)
  • Ш4 (111;11)

Глаза:

  • Гл1 (110;1010)
  • Гл2 (1000;1010)
  • Гл3 (1000;1000)
  • Гл4 (110;1000)
  • Гл5 (1001;1010)
  • Гл6 (1011;1010)
  • Гл7 (1011;1000)
  • Гл8 (1001;1000)
  • Н1 (1000;111)
  • Н2 (1001;111)
  • Р1 (110;110)
  • Р2 (110;101)
  • Р3 (1011;101)
  • Р4 (1011;110)

Антенки:

  • А1 (110;1011)
  • А2 (110;1111)
  • А3 (101;1111)
  • А4 (111;1111)
  • А5 (1011;1011)
  • А6 (1011;1111)
  • А7 (1010;1111)
  • А8 (1100;1111)

В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.


Рисунок 2

С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического редактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю (Приложение 3 ).

Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).

Фронтальный опрос:

  • что такое система счисления;
  • дайте определение понятию «основание системы счисления»;
  • как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Выставление оценок за урок.

4. Домашнее задание.

Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.

Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения (Приложение 4 ).

Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.

Цели: Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока: Развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.

Углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

Развить познавательный интерес и логическое мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.

На доске: тема урока «Системы счисления».

На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, буклет к уроку.

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель : На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока — Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Учитель : Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.

Наш урок начну со слов Иоганна Гете: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

А впереди нас ждет “Веселая разминка”.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.

(Ребята одновременно работают в рабочей тетради)

1. Когда дважды два равно 100?

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет.

Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?

Ответ: У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет.

Старший учится в 9 классе.

3. Обобщение знаний.

Мы переходим к следующему этапы нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

Но прежде ответьте на вопросы:

1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?

2. Что является основанием данной системы счисления?

3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?

4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?

“Эврика”

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.

Задания разного уровня сложности:

1. УРОВЕНЬ

1. Ей было 1100 лет,

Она в 101 -ый класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля Десятком(10) ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С Одним(1) хвостом, зато 100- Ногий.

Она ловила каждый звук

Своими Десятью(10) ушами,

И Десять(10) загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И Десять(10) темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

1. Ей было 12 лет,

Она в 5 — ый класс ходила,

В портфеле по 4 книги носила -

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля 2 ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С 1 хвостом, зато 2 -ногий.

Она ловила каждый звук

Своими 2 ушами,

И 2 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 2 темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

2. УРОВЕНЬ

1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?

Подсказка: 10012 ответ 9

2. Сколько вершков в аршине?

Подсказка: 100002 Ответ 16

3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?

Подсказка: 1011012 Ответ 45

4. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 10102 Ответ 10

3. УРОВЕНЬ

1. Определите четное число или нечетное:

А) 10012

Б) 110002

В) 11001002

Г) 100112

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.

Ответы 9, 24,100,19

2. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восьмью цифрами?

111111112=25510

Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ. За правильно выполненную работу получают жетоны желтого (1 уровень), зеленого (2 уровень), красного(3 уровень) цветов.

4. Этап закрепления, проверки полученных знаний.

-Необходимо вспомнить два способа оформления перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (табличный и столбиком).

Победит та группа, которая сумеет: быстро решить задания; сделать пояснения; сумеет организовать свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Группе победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.

1 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 100; 37.

2 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления числа: 168; 241.

3 уровень

Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления числа: 168; 241.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Смотри презентацию)

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

Класс разбивается на группы по два человека.

Группа приступает к выполнению задания на компьютере.

Задание 1:

Необходимо в среде “Калькулятор” выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты, отметить на плоскости (в рабочей тетради), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.

Задание 2:

Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления. Выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. На доске выбрать полученный результат. Затем с помощью калькулятора найти сумму десятичных чисел по строкам (по горизонтали), столбцам (по вертикали) и по диагоналям. Сделать вывод.

В результате полученные суммы — одинаковы (равны 34).

Спросить детей, знают ли они, как называются такие квадраты.

6. Сообщение » Магические квадраты».

7. Подведение итогов.

Учитель: В чем же состоит магия числа?

8. Творческое домашнее задание:

Придумай свой рисунок, опиши его в десятичной и двоичной системах счисления.

Выполни рисунок на листе бумаги в клетку.