Почему листья остаются на ветках даже при наступлении заморозков. Осенние посиделки Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью


1 вариант
1. Выпишите цифры, соответствующие однодольным растениям:
№ 1 – мочковатая корневая система
№ 2 – две семядоли
№ 3 – одна семядоля
№ 4 – околоплодник
№ 5 – семенная кожура
№ 6 – один зародышевый листок
№ 7 – два зародышевых листка
2. Дайте определение понятия: узел, междоузлие

I. Черешковые
A. Береза
Б. Клен
B. Смородина
Г. Алоэ
Д. Рябина
Е. Овес
Ж. Кукуруза

I. Простые
A. Липа
Б. Шиповник
B. Пшеница
Г. Клевер
Д. Дуб
Е. Акация
5. Кожица листа – это ткань:
А. Покровная
Б. Механическая
В. Проводящая
Г. Запасающая
6. Световой лист, в отличие от теневого:
A. Имеет более светлую окраску
Б. Содержит меньше хлорофилла
B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток
Г. Все утверждения верны
7. Выпишите цифры, соответствующие:
I – столбчатой ткани,
II – губчатой ткани.
№ 1 – клетки прилегают к верхней кожице
№ 2 – клетки округлые и неправильной формы
№ 3 – клетки плотно прилегают друг к другу
№ 4 – клетки удлиненной формы
№ 5 – межклетники заполнены воздухом
№ 6 – в цитоплазме клеток особенно много хлоропластов
8. Найдите соответствие. Выпишите цифры, обозначающие видоизменения листьев, характерных для растений (буквы).
A. Барбарис
Б. Кактус
B. Горох
Г. Облепиха
Д. Росянка
№ 1 – колючки
№ 2 – иголки
№ 3 – шипы
№ 4 – усы
№ 5 – волоски с клейкой жидкостью

2 вариант
1. Выпишите цифры, соответствующие двудольным растениям:
№ 1 – стержневая корневая система
№ 2 – две семядоли
№ 3 – одна семядоля
№ 4 – околоплодник
№ 5 – семенная кожура
№ 6 – один зародышевый листок
№ 7 – два зародышевых листка
2. Дайте определение понятия: побег, лист
3. Найдите соответствие между названиями растений и типом листорасположения у них:
I. Сидячие
A. Береза
Б. Клен
B. Смородина
Г. Алоэ
Д. Рябина
Е. Овес
Ж. Кукуруза
4. Найдите соответствие. У каких растений листья простые, а у каких – сложные.
I.Сложные
A. Липа
Б. Шиповник
B. Пшеница
Г. Клевер
Д. Дуб
Е. Акация
5. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:
А. Механической
Б. Проводящей
В. Механической и проводящей
Г. Запасающей
6.Теневой лист, в отличие от светового:
A. Имеет более тёмную окраску
Б. Содержит больше хлорофилла
B. Имеет один слой столбчатых клеток
Г. Все утверждения верны
7. Выпишите соответствующие цифры, обозначающие признаки листьев растений влажных и засушливых мест.
№ 1 – листья крупные
№ 2 – небольшой размер листьев
№ 3 – густое опушение листовой пластинки
№ 4 – большое количество устьиц
№ 5 – восковой налет на внешней стороне листа
№ 6 – небольшое количество устьиц
Растения влажных мест – №...
Растения засушливых мест – №...

8. Вставьте пропущенные слова.
1. Замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся..., и щель между ними образуют...
2. Через устьичную щель в лист проникает... и происходит...

Ключ
1 вариант
1. 1,3,6
3. А,Б,В,Д
4. А,В,Д
5. А
6. Г
7. I- 1,3,4,6 II- 2,5
8. А-3, Б-2, В-4, Г-1, Д-5

2 вариант
1. 1,2,5,7
3. Г,Е,Ж
4. Б,Г,Е
5. В
6. Г
7. I-1,4; II- 2,3,5,6
8. хлоропласты, устьичный аппарат;
Углекислый газ, фотосинтез

Продолжительность жизни развившихся на побеге зеленых листьев у разных видов растений неодинаковая и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. В целом нужно отметить, что листья многолетних растений по сравнению со стеблем и корнем обладают наименьшей длительностью жизни. Это, видимо, связано с тем, что ткани листа, сформировавшись, больше не обновляются, а с другой стороны, листья в течение своей сравнительно короткой жизни очень активно функционируют.

Различают виды растений листопадные и вечнозеленые . Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение некоторого периода находятся в безлистном состоянии, и этот период обычно совпадает с неблагоприятно складывающимися условиями внешней среды. Например, большинство наших деревьев и кустарников не имеют листьев в зимнее время.

Вечнозеленые растения характеризуются наличием зеленых листьев в течение круглого года. Но это не значит, что лист у них сохраняется и функционирует вечно, в течение всей жизни особи. У вечнозеленых растений тоже имеется листопад, но с растения опадают более старые листья и всегда сохраняются листья, образовавшиеся в более поздние сроки.

Для влажных тропических лесов характерны вечнозеленые растения, хотя и среди них есть растения с листьями, сохраняющимися меньше года. Но за этот отрезок времени успевают неоднократно раскрыться почки и дать начало новым олиственным побегам. В тропических лесах обычны и растения с листьями, живущими в течение нескольких лет. Есть растения, которые, хотя и короткий отрезок времени в году, могут быть в безлистном состоянии.

У подмосковных вечнозеленых растений - ели и сосны - листья сохраняются в течение 5-7 (у ели) и 2-4 (у сосны) лет. Длительность жизни хвои ели более продолжительна у растений, произрастающих в районе Кольского полуострова и Приполярного Урала, где она достигает 12-16, а в некоторых случаях 18 (22) лет. Долго сохраняется хвоя у тянь-шаньской ели (Picea sсhгеnkiаnа F. et. М.) в Заилийском Алатау, где были обнаружены листья 26-28-летнего возраста. (По данным И. Г. Серебрякова (1952)).

Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев.

Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом.

У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами).

Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана , который меняет свою окраску в зависимости от рН среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания.

Помимо биохимических превращений, происходящих в листьях перед их опадением, наблюдаются и анатомические изменения в основании листа. Перпендикулярно продольной оси черешка близ стебля закладываются клетки отделительного слоя. Межклетное вещество, соединяющее эти клетки, ослизняется, и клетки отделяются друг от друга. На месте отделения листа со стороны стебля к этому времени формируются слои клеток, оболочки которых опробковевают. Образовавшийся слой пробки защищает внутренние ткани стебля на месте отделившегося листа.

После образования отделительного слоя и нарушения связи между клетками лист еще некоторое время продолжает оставаться на дереве благодаря проводящим пучкам, связывающим лист со стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи, и листья опадают.

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа №2

Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

6 класс

Выполнила:

Кудряшова Екатерина Вячеславовна,

учитель биологии и химии

Цели:

образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Оборудование:

папка для гербаризации листьев;

карточки – задания;

дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;

полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;

лупа, линейка, блокнот, карандаши.

Методы обучения:

    наблюдение;

    беседа;

    рассказ;

    распознавание объектов.

План:

I. Вступительное слово учителя.

II . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

III . Итоги экскурсии.

IV . Домашнее задание.

Проведение экскурсии.

I . Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Ученики: Осень

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...»

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?

Ученик 1: Стихотворения про осень

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Ученик 2: Пословицы про осень:

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень - время собирать урожай.

Осень - погоды перемен восемь.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осень и у вороны копна хлеба.

Придет осень, за все спросит.

Цыплят по осени считают.

В осень и у воробья пир.

Осенью и воробей богат.

Осень непогодь несет.

Ученик 3: Загадки про осень:


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Ученик 4:

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Упадет – почернеет.

(Лист)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.

Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?

Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.

Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.

Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?

Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.

Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?

Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.

Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.

Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.

Учитель: Верно.

II . Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?

Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).

Карточка 1

Изучить процесс листопада.

1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.

2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).

Листопад

Растение

Частично сбросили

Полностью сбросили

Оставили на зиму

3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.

5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.

Окраска листьев

Название растения

Окраска листьев

6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?

7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Карточка 2

Изучить многообразие плодов.

1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).

2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).

3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).

4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).

5.Заполните таблицу.

Название растения

Тип плода

Особенности строения плода

Способы распространения

Дуб

желудь

Коричневого цвета, окружен плюской.

С помощью животных и человека

6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?

7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».

      1. При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.

Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?

Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая - после 23 сентября.

Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?

Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду - зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.

Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?

Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.

Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?

Ученики: Нет, она различна.

Учитель: А как же происходит листопад?

Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку - это отделительный слой.

Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?

Ученик: Это место называется листовым рубцом.

Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?

Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми.

Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?

Ученик: Сосна и ель - засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.

Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

IV . Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа
школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения - миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.

Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.

Отчеты проверяю и оцениваю:

На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.

Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.

Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Источники

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Интернет ресурсы:

1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

2. А.С. Пушкин «Унылая пора»

3. И.Бунин «Листопад»

4. пословицы про осень

5 . загадки про осень

Каждый класс формирует свою команду в количестве 5 человек. В течение вечера можно неоднократно проводить смену игроков.

Ведущий. Разрешите мне начать наш сегодняшний вечер, посвященный прекрасному времени года – осени.
Осень – пора листопада. Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску. Словно соперничают друг с другом в красоте пурпурная и золотисто-желтая листва. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. У березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.
Многие поэты в своих стихах воспевали красоту осенних лесов и полей.

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

(С.Есенин )

Осень – это и пора уборки урожая. Осенью у большинства растений созревают плоды и семена. А знаете ли вы загадки о плодах и семенах? Сейчас мы это проверим.

Разминка

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз. )

На тычинке городок,
В нем семьсот воевод.

Сто одежек,
Да все без застежек.

(Капуста .)

Кругла, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь .)

Был ребенок – не знал пеленок.
Стал стариком – сто пеленок на нем.

(Кочан капусты. )

В деревянной колыбельке
Спит на веточке Емелька.

– Черная?
– Нет, красная.
А почему она белая?
А потому, что зеленая.

(Красная смородина.)

Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.

(Подсолнух. )

Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал паном –
Обзавелся красным кафтаном.

(Помидор .)

Когда зелено – кушать велено,
Когда спелое – лежит целое.

(Огурец .)

В землю – зубочек,
Из земли – клубочек.

(Чеснок .)

Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.

(Редис .)

Корни пучком, листья торчком,
Корни густые, листья пустые,
А стебель особый –
Найди, попробуй.

Определите деревья по их листьям

Каждой команде выдают листья 2–3 деревьев или кустарников. Необходимо правильно определить эти растения.

Варианты. Сирень, тополь, клен. Черемуха, калина, яблоня. Ясень, слива, вишня. Береза, малина, груша. Липа, ильм, смородина.

Конкурс эрудитов

1. У каких деревьев листья осенью желтеют? (Липа, тополь, береза, ясень .)
2. У каких деревьев и кустарников листья становятся красными? (Черемуха, клен, шиповник, калина, сирень.)
3. Какие травянистые растения продолжают цвести до глубокой осени? (Пастушья сумка, дикая редька, мятлик, клевер.)
4. Следует ли сжигать осенние листья? Свой ответ поясните. (Нет. На горение расходуется кислород. Из опавших листьев образуется перегной .)
5. Какие растения зимуют с зелеными листьями? (Хвойные деревья, брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел .)

Поэтический конкурс

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

(А.С. Пушкин )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин )

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

(А.С. Пушкин )

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол
Отрок–ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

(С.Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

(С.Есенин ).

Решите задачу

В столбцы таблицы впишите названия деревьев

(Ольха, ясень, слива, сосна, груша .)

Пока команды решают задачу, болельщики исполняют песни об осени.

Ставка

Команды делают ставку выигранными жетонами на право отвечать на вопрос (у кого больше ставка, тот и отвечает). Если ответ неверный – жетоны забирают, если правильный – добавляют.

1. Какое значение имеет листопад в жизни растений? (Освобождение от вредных веществ, прекращение испарения влаги .)
2. Назовите хвойное растение, которое на зиму сбрасывает свою листву? (Лиственница .)
3. Какие птицы с наступлением холодов улетают в теплые страны? (Гуси, утки, журавли и т.д. )

Домашнее задание

Демонстрация осенней моды (с использованием даров природы).