Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат. Звуки речи. Зависимость гласных звуков от мягкости согласных. Гласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

С акустической точки зрения все звуки речи делятся на гласные и согласные, которые различаются соотношением голоса (тона) и шума.

Совокупность гласных звуков конкретного языка называется их вокализм. В украинском языке шесть гласных [а, о, у, э, ы, и].

Совокупность согласных звуков речи называется консонантизмом. Согласные звуки Сопровождающие гласные, то есть находятся у них. Такая роль согласных отражена в их названии - при-гласный: звук, используется при гласных. Согласные входят в состав вместе с гласными - это одна из их основных особенностей: сочетаться с складотворчимы гласными звуками. Хотя в украинском языке очень богатый консонантизм - 32 согласные звуки, - однако согласные без громких произносятся трудно. Если гласные состоят из чистого голоса ("звуки голоса"), то согласные состоят из голоса и шума или только шума.

Членораздельные звуки человеческой речи отличаются от нечленораздельные звуки особенностями создания и функционирования. Источником речевых звуков являются колебания голосовых связок в гортани и трения воздушной струи о стенки речевых органов. Создание речевых звуков является процессом, осмысленным человеческим сознанием.

Звуки в своей структуре имеют тона и шумы. Тони возникают вследствие периодических колебаний воздушной среды, а шумы - в результате непериодических колебаний. В чистом виде как тона, так и шумы встречаются редко. Однако языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум - и соответственно делятся на гласные и согласные. К тому же гласные и согласные различаются еще и по артикуляционными характеристиками.

При создании гласных звуков в речевом аппарате нет препятствий, так струя выдыхаемого воздуха проходит свободно. При создании согласных звуков выдыхаемом воздуху приходится преодолевать препятствия. Разную участие в создании гласных и согласных звуков берут и мышцы для открывания и закрывания рта. При создании гласных нижняя челюсть большей или меньшей степени опускается вниз, мышцы менее напрягаются. При создании согласных напряжение сосредоточено в участках их создания.

Основные особенности и признаки гласных и согласных звуков

Основные особенности

и признаки различения звуков

гласные звуки

согласные звуки

1. Акустические особенности

В основе согласных звуков имеется одновременно голосовое и шумовое источник или только шумовое

Характеристика источника звука

2.Артикуляцийни особенности

Артикулируются в условиях полного или частичного сужения полости рта, через которую проходит выдыхаемый поток воздуха и образует характерные для согласных шумы

характеристика артикуляции

3. Функциональные признаки

Определяются как складотворчи

Определяются как нескладотворчи, поскольку входят в состав вместе с гласными

характеристика функций

Классификация гласных с участием губ

Губы легко меняют форму и размер выходного отверстия в ротовой полости, а также продлевают или сокращают резонирующие ротовую полость. В зависимости от их участия в артикуляции гласные делятся лат. labium-губа). К лабиализованные принадлежат [о], [у], к нелабиализованих - [а], [э], [ы], [и].

Классификация гласных по степени подъема языка

Степень подъема языка зависит от того, как спинка языка поднимается к небу. Она может быть максимально поднята к небу, оставляя небольшой проход для выдыхаемого струи воздуха, может быть поднята меньше и, наконец, может подниматься незначительно или не подниматься совсем. В зависимости от этого в украинском языке различают гласные высокого ([и], [у]), высоко-среднего ([и]), среднего ([э], [о]) и низкого ([а]) поднятия.

Классификация гласных по месту артикуляции

Место артикуляции гласных определяется позицией спинки языка в горизонтальном направлении по небу. Если при произношении звука язык больше или меньше поднимается к твердому небу, оставляя сравнительно небольшой проход для выдыхаемого воздуха, а в задней части ротовой полости возникает большое пространство, служит резонатором, - образуются гласные переднего ряда ([и], [ы], [ е]).

Если же при произношении звука основная масса языка сосредоточена в его задней части и поднимается к заднему неба, образуются гласные заднего ряда ([а], [о], [у]). При этом в задней части ротовой полости остается только небольшой проход, а большой резонатор образуется в передней части.

Среднее положение между гласными переднего и заднего ряда занимают гласные среднего ряда. В украинском языке гласных среднего ряда нет.

Классификация гласных по степени открытости ротовой полости

По степени открытости рта гласные делятся на широкие и узкие, или открытые и закрытые. К широких (открытых) принадлежат гласные низкого и среднего поднятия, в узких (закрытых) - гласные высоко-среднего и высокого поднятия.

В рамках четырех степеней поднятия каждый громкий также может образовываться при более или менее открытой ротовой полости. Поэтому различают, например, [о] закрытый и открытый, [э] закрытый и открытый, так же и другие гласные.

Различают также гласные напряженные и ненапряженные. Так, в украинском языке напряженнее все ударные гласные и менее напряженные - безударные. Закрытые гласные ([и], [у], [и]) - более напряженные, открытые ([а], [о], [есть]) - менее напряжены.

Примечание. Фигурными скобками <> обозначено огублену произношение гласных [о], [у].

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи . Она изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника или физиология речи . Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология . Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Акустика звуков речи

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон , равный децибелу.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Ниже приводятся таблицы, иллюстрирующие вышесказанное. Следует только иметь в виду, что приводимые количественные данные приблизительны, даже условны, так как исследователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, например, у гласной [и] всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.

Примерные частоты русских гласных
Эта диаграмма ярко иллюстрирует соответствия акустических и артикуляционных признаков гласных: первая форманта - подъем, вторая - ряд.
2500 2000 1500 1000 500
200 и у
400 э ы о
600
800 а

Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

  1. органы речи;
  2. органы слуха;
  3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

  • перстневидный хрящ , расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ , расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат)

Русские и латинские названия органов речи и их производные

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками . Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые , то есть узкие (и, у).

В некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка.

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский ) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых - динамическое ударение.

Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):

A rma virum que cano (выделены долгие слоги)

A rma vi rumque ca no (выделены динамические ударения)

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие .

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro .

Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.

  • Сонанты, у которых голос преобладает над шумом (м, н, л, p).
  • Шумные звонкие. Шум преобладает над голосом (б, в, д, з, ж).
  • Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. Способ артикуляции

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

  • Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:
    1. взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
    2. аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
    3. смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
  • Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);
  • Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:
    1. боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
    2. дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

3. Активный орган

По активному органу согласные делятся на три группы:

  • Губные двух видов:
    1. губно-губные (билабиальные) (п, б, м)
    2. губно-зубные (в, ф)
  • Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
    1. переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):
      • дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);
      • апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);
      • какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.
    2. хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;
    3. к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:
      • язычковые (увулярные), например, французское [r];
      • глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];
      • гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. Пассивный орган

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке : prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ. an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я ду мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зна ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

  1. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
  2. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
  3. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

  1. мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
  2. ударение;
  3. пауза;
  4. темп речи;
  5. тембр голоса.

Видоизменения звуков в потоке речи

  1. Комбинаторные . В зависимости от соседства других звуков.
  2. Позиционные изменения . Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.

1. Комбинаторное звуковое варьирование

А. Аккомодация

Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.

Два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Б. Ассимиляция и её виды.

1. Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного согласному, напр. в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»).

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

2. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»

В анг. «newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [p], нем. Staub завершается [p].

В баш. «китеп бара» (уходит ) переходит в «китеббара».

3. Полная и неполная ассимиляция

Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].

Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится [´k∧bэd]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

4. Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляции . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.

Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси». В древнеанг. яз. fori (мн. число от fot «нога»), «i » изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss «нога»- Fusse «ноги», Gans «гусь»- Gänse «гуси».

При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

Сингармонизм

Сингармонизм (гармония гласных) - дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда - гласным переднего, гласные заднего ряда - гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове могут быть только гласные «и», «э» или только «у», «о».

Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.

Напр., бала (ребенок) + лар (окончание мн. ч.) = балалар . Здесь все гласные заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.

Но для слова «кеше» (человек) окончание будет не «лар», а «лэр» - кешелэр. Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].

Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyarorszagon «в Венгрии», köszönöm «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - «в доме», тур. evlerinde «в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.

Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.

Диссимиляция

Это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.

Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February , нем. Februar , фр. fevrier ), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд - верблюд - примеры дистактной диссимиляции.

Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].

Метатеза

Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.

Слово мармор (гр. μαρμαρος) перешло в рус. мрамор , талерка (нем. Teller или шведское talrik ) - тарелка, долонь стала ладонь , творушка - ватрушка , каталажка - такелаж , невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий) , герм. brennen перешло в анг. burn (гореть) , bridd - в bird (птица) .

Нем. Brennstein - Bernstein , фр. formaticu - fromage .

Например, президент СССР Горбачёв всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.

Гаплология

Гаплология (греч. ´απλοος [haplos ] - простой) - упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов. Напр., минералоло гия - минералогия, корнено сый - курносый, близозо ркий - близорукий, трагикоко медия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия . Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.

Анг. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).

2. Позиционные изменения

А. Редукция

Изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

Рус. до м - дома - домово дство. В безударных слогах «о» подвергается редукции. Редукция может быть полной: Ваня - Вань, Иванович - Иваныч, Ивановна - Иванна.

Анг. nama - name (второй гласный сначала редуцировался частично, а затем полностью, сохранившись в правописании). Good morning - g"morning - morning .

Апокопа - отпадение звука в конце слова: чтобы - чтоб.

Синкопа - отпадение звука не на конце слова: Иванович - Иваныч.

Б. Оглушение

Потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя, напр., рус. луга - луг [лук], труба - труб [труп].

Протеза - появление звука в начале слова, напр., рус. осемь - восемь, ус(-еница) - гусеница, отчина - вотчина , исп. - estudiante от лат. studens , estrella от Stella (звезда), баш. ыстакан, ыштан (стакан, штаны), венг. asztal (стол).

Эпентеза - появление звука в середине слова, напр. рус. Италия [Италийа] от Italia , Иоанн - Иван, в просторечии - какава, рубель, шпиён , баш. и тат. произношение «икс», «акт» как [икыс], [акыт].

Эпитеза - появление звука в конце слова: рус. песнь - песня .

Субституция . Замена звука чуждого данному языку звуком родного языка, напр., нем. Herzog - герцог, Hitler - Гитлер (звука, соответствующего нем. «h » нет в русском языке), анг. meeting - митинг (звук «ng » [η] отсутствует в русском языке), вместо фр. звука, обозначаемого буквой u (tu, pure ) и нем. ü в рус. яз. пишется и произносится [ю].

Диэреза (греч. выкидка). Опущение звука: рус. сол нце, серд це, чест ный, счаст ливый ; баш. ултыр (садись) - утыр .

Элизия . Выпадение конечного гласного перед предшествующим гласным. Это явление особенно свойственно романским языкам, напр., фр. l"arbre (артикль le + arbre ), D"Artagnan - de Artagnan, D"Arc - de Arc ), баш. ни эшлэй - нишлэй .

Фонология

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонема

Основное понятие в фонологии - фонема . Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам.

Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов.

В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными.

Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.

В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и /с/ звучат как один звук [ц], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ш].

Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого /д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с/ и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками .

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee , нем. Bann и Bahn ). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками . Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами . Иногда используются также термины «оттенок » (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент » (Бодуэн де Куртенэ).

Сильная позиция фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам .

Слабая позиция - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: со ма, са ма; но га, на га; рок , рог ; рот , род .

Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и при этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Дистрибуция

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.

1. Контрастная дистрибуция

Два звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем.

Напр., из ряда слов «том, дом, ком, лом, ром, сом» видно, что в рус. яз. существуют фонемы /т/, /д /, /к/, /л/, /м/, /с/, так как в одном и том же окружении [ом ] они позволяют различать разные слова.

2. Дополнительная дистрибуция

Два звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают.

Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы.

Например, гласная фонема /е/ в русском языке может иметь разные аллофоны в зависимости от различного окружения.

В слове «семь» [е] выступает в виде наиболее закрытого аллофона (после мягкой и перед мягкой согласной)ю

В слове «сел» [е] выступает в виде менее закрытого аллофона (после мягкой и перед твердой согласной).

В слове «шесть» [е] выступает в виде более открытого аллофона (после твердой и перед мягкой согласной).

В слове «шест» [е] выступает в виде наиболее открытого аллофона (после твердой и перед твердой согласной).

В русском языке [ы] считается вариантом фонемы /и/ в положении после твердых согласных. Напр., быть - бить . Поэтому несмотря на визуально одинаковое окружение, здесь мы имеем разные окружения [бит´] - [б´ит´]

В японском языке фонема /r/ произносится как среднее между [р] и [л] и эти звуки - аллофоны одной и той же фонемы.

3. Свободное варьирование (чередование)

Звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы.

Напр., во фр. яз. существует два варианта /r/ - переднеязычный (вибрирующий) как в русском языке и увулярный (грассирующий). Последний вариант - нормативный, но первый вполне допустим. В русском языке равноправны оба варианта - «землей» и «землею».

Фонологические школы. Фонология Трубецкого

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа «луг» существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой «г», но отражающей глухой звук [к].

Лингвисты, относящиеся к ленинградской школе (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре «луг - луга» звуки [к] и [г] относятся к двум разным фонемам /к/ и /г/.

Однако языковеды московской школы (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове «луг» звук [к] - это вариант фонемы /г/. Они считают также, что для вариантов [к] и [г] в словах «луг -луга» существует общая фонема /к/г /, которую они назвали гиперфонемой.

Гиперфонема объединяет в себе все признаки звуков [к] и [г] - велярность, взрывность, глухость, звонкость и т.д. Такая же гиперфонема /а/о / имеется в безударных первых гласных в словах «ба ран», «мо ло ко».

Выдающийся русский языковед Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в эмиграции после революции 1917 года, считал, что в этом случае имеет место особая фонема, которую он назвал архифонемой.

Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.

Например, архифонема /к/г / объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии» Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.

1. Привативные оппозиции

Привативные (лат. privo - лишаю) оппозиции выделяются по наличию или отсутствию какого-либо признака у пары фонем, напр., у одного из членов пары б/п нет звонкости, а у другого имеется.

2. Градуальные оппозиции

Градуальные (лат. gradus - степень) оппозиции выделяются по разной степени признака, имеющегося у членов оппозиции.

Напр., /е/ и /и/ в рус. яз. в частности отличаются по разной степени подъема языка при артикуляции.

В англ.яз. в оппозиции участвуют три гласных с разной степенью открытости: /i/, /e/, /ае/ .

3. Эквиполентные оппозиции

Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.

Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по разному: один - губной, другой - переднеязычный, третий - заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные.

Системы фонем

Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой).

Фонологические системы отличаются друг от друга:

  1. Количеством фонем.
  2. Соотношением гласных и согласных фонем.
  3. Фонологическими оппозициями.

В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций).

Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных., во французском - носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках - долгих и кратких гласных.

Соотношения гласных и согласных фонем в некоторых языках

Язык Количество фонем Число гласных Число согласных
Русский 43 6 37
Английский 44 12 + 8 дифт. 24
Немецкий 42 15 + 3 дифт. 24
Французкий 35 15 20
Башкирский 35 9 26
Татарский 34 9 25
Испанский 44 5 + 14 дифт.; 4 триф. 21
Итальянский 32 7 24
Финский 21 8 13
Абхазский 68 2 (а, ы) + 8 дифт. 58
Убыхский (Турция) 82 2 (а, ы) 80
Кечуа (Перу) 31 3 (а, и, у) 28
Гавайский 13 5 8
Таитянский 14 6 8
Ротокас (Папуа) 11 5 6 (g, k, p, r, t, v)

В некоторых работах можно встретить числа, отличающиеся от нижеприводимых, так как исследователи исходят из различных критериев определения и подсчета фонем (напр., включают заимствованные фонемы или исключают дифтонги и т.д.).

Если учитывать реализацию фонем в речи (все фонетические варианты), то соотношение гласных и согласных в каждом языке будет иным, чем в таблице, напр., в анг.яз. 38% - 62%, в нем. яз. 36% - 64%, во фр.яз. 44% - 56%.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

Тема: Гласные звуки и их классификации

Гласные – это музыкальные тоны, образующиеся в результате прохождения слабой воздушной струи без препятствия при общей разлитой напряжённости речевого аппарата.

К лассификации гласных

Основанием классификации гласных звуков служит

1) положение языка (т. е. место и степень подъёма языка);

2) участие или неучастие губ;

3) участие или неучастие нёбной занавески;

4) длительность звучания, или долгота;

5) полнота артикуляции и нек. др.

При образовании гласных наиболее активным органом речи является язык, который совершает движения в двух направлениях – горизонтальном , перемещаясь вперёд или назад, и вертикальном, поднимаясь или опускаясь.

Эти направления в движения языка взаимосвязаны: продвигаясь вперёд или отодвигаясь назад, язык одновременно в большей или меньшей степени поднимается к твёрдому нёбу. Однако для более чёткой характеристики гласных целесообразно учитывать каждое направление движения языка в отдельности.

1) По положению языка:

А) по месту подъёма языка (по ряду) выделяют гласные

а) переднего,

б) среднего и

в) заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда всё тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твёрдому нёбу. К таким гласным относятся русские [и] [э], немецкие [ ü ] [ ü ber ]; [ ö ][ ö ffnen ].

При образовании гласных среднего ряда тело языка несколько отодвинуто назад, а вся его спинка высоко поднята к нёбу. При этом несколько приподнимается и кончик языка. Так образуются русские гласные ] и [а ]:в слове [сад ].

При произнесении гласных заднего ряда всё тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу, а кончик языка опускается и несколько отходит от нижних зубов. Гласными заднего ряда являются русские [у ] и [о], немецкое [а:] в слове [ k а: m ] «пришёл».

и], [ы] [у ] и вы ощутите разницу между гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Б) по степени подъёма языка, или по степени раскрытия рта (по подъёму) различают

а) гласные верхнего подъёма , или закрытые, узкие гласные: [и], [ы], [у ];

б) гласные среднего подъёма - [э], [о ];

в) гласные нижнего подъёма, или открытые, широкие гласные - ].

Произнесите последовательно звуки [и], [э], [а]. Обратите внимание на то, как рот постепенно раскрывается всё шире и шире, а нижняя челюсть опускается. Если мы произнесём звуки в обратной последовательности, то рот постепенно будет закрываться, а нижняя челюсть приблизится к верхней губе. Ощутите при этом, как язык в разной степени приподнимается той или иной своей частью к нёбу.

Таблица 1. Классификация русских гласных

Подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

Средний

Нижний

Примечание: Общие таблицы гласных по Свифту и по МФА (Международной фонетической ассоциации) см. на стр. 185 и 188-189 учебника по введению в языкознание (М., 2002).

3) По положению губ все гласные делятся на две группы:

а) лабиализованные, или огублённые . При образовании их губы вытягиваются вперёд и округляются: [о], [у ], немецкие: [ ü ], [ ö ];

б) нелабиализованные, или неогублённые . При образовании их губы не вытягиваются вперёд и не округляются: [и], [э], [а ].

4) По положению мягкого нёба, или нёбной занавески:

а) назализованные , или носовые , при образовании которых нёбная занавеска опущена, т. е. находится в нейтральном положении, и проход в носовую полость открыт. Носовые гласные встречаются в некоторых современных романских (например, во французском, португальском), и славянских (польском) языках; в древности все славянские языки имели носовые гласные. В современном русском языке носовые гласные возможны только при деформации носоглотки.

б) чистые (ротовые, неназализованные, или неносовые). При образовании чистых гласных нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке зева, проход в полость носа закрыт, и она не служит дополнительным резонатором. Большинство гласных в языках мира – чистые.

5) По длительности, или долготе гласные бывают:

а) долгие и

б) краткие .

В русском языке обычно ударные гласные более долгие. В немецком, английском, чешском долгота и краткость – очень важный дифференциальный признак гласных: англ.: it [ it ], eat [ i : t ]; нем.: im [ im ], ihm [ i : m ].

6) по сложности артикуляции (или по составу) гласные делятся на

а) монофтонги и

б) полифтонги ì дифтонги [ ai ], [ a u ]: [ nai t ] night ; [ da u n ] down

î трифтонги fire

Монофтонгам свойственна артикуляционная и акустическая однородность; при артикуляции гласного органы речи не меняют своего положения.

Дифтонг – это сложный звук, результат слияния двух, а иногда и трёх гласных в одном слоге. Дифтонг – это звук, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги. Дифтонги имеются в английском, немецком, французском языках .

Трифтонг – слияние в пределах одного слога трёх гласных.

Дифтонги могут быть нисходящие и восходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость произнесения сначала сильная, потом ослабевает; у восходящих дифтонгов слогообразующим является второй гласный; напряжённость произнесения сначала слабая, потом увеличивается.

Дифтонги бывают истинные и ложные. У истинных дифтонгов - оба составных элемента равноправные, оба чётко произносятся, но не распадаются на два слога. У ложных дифтонгов только один элемент является слогообразующим: май

Характеристика гласных

[и] - гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.