Что такое ценности и идеалы определение. Ценностные ориентации и идеалы личности
Ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего–либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия.
Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные, так и духовные объекты.
Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале ХХ в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее.
Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях).
Под идеалом понимают совершенные образы явлений, наделенные ценностным измерением. Применительно к культуре это эталонные ценности.
Идеалы добра, истины, красоты, свободы и т. д. представляют собой ценимое и желаемое людьми, то, к чему стремятся, чего «хотелось бы». Из этого, однако, не следует, что идеалов как бы и нет в реальности. На самом деле в стремлении к ним они хотя и не абсолютно, но реализуются в жизни. Сама культура в известном смысле есть идеал, идеал человеческого существования, реализуемый разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.
17. Регулятивы и нормы
Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами - знаниями и ценностями.
Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив - не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.
Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы - это разные виды смыслов.
Следовательно, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регулятивы - то, как оно должно строиться.
В связи с тем что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, выполнение регулятивов может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго - отклоняющимся, или девиантным.
Нормы – это стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Это стандарты, регулирующие поведение людей.
На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Табу (полинезийское) – запрет, система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени).
Запреты – древнейшие формы норм. В священных книгах, например, в Ветхом Завете, фиксируется то, чего нельзя делать человеку (не убий, не укради, не лги и т. д.).
Однако в древности же появились и предписания, касающиеся того, что нужно, должно делать человеку. Например: возлюби ближнего своего.
Нормы вообще – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от инстинктивной жизни животного мира. У людей нормы могут противоречить инстинктам, даже направленным на сохранение жизни. Но в целом они содействуют стабильности, устойчивости, упорядоченности жизни общества. И потому они имели и имеют цивилизующее значение. Цивилизованность общества и человека характеризуется нормированностью отношений и действий.
Нормы морали весьма разнообразны, особенно если учитывать разные состояния разных человеческих сообществ в разное время.
Но в европейской, да в общем–то и в мировой, культуре распространен целый ряд общих норм, таких как «быть честным», «сохранять верность слову», «уважать старших», «быть трудолюбивым, справедливым, порядочным, совестливым» и т. д.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
Идеалы в современном обществе
Введение
2. Культурное пространство 60-х и современная Россия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе это социальные изменения. Для обыденного человека субъекта социального познания нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.
Мораль способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы, в разделе о Великом Инквизиторе.
Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.
В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.
1. Идеалы и ценности: исторический обзор
Моральная оценка основывается на представлении о том, как должно быть, т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание знает, каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.
В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир готовым, он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность выражение человеческого в человеке.
Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.
Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: Что я могу? От меня ничего не зависит, он сам выбрал несвободу, свою зависимость.
Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное,
Мораль и право. Мораль и право похожи. И мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право точно так же ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.
Мораль - совокупность нравственных норм, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.
Право - форма общественного сознания, регулирующая поведение людей согласно совокупности норм, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Мораль является совокупностью норм, установленных обществом и обеспеченных силой общественного мнения, личным убеждением человека, а право - совокупностью норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
А что из них появилось раньше? Конечно общество - 40 тыс. лет назад. Государство возникло всего 5-б тыс. лет назад. Следовательно, мораль старше права.
Ещё одно различие. Правовое регулирование, как правило, намного жёстче морального: в первом случае нарушителю грозит наказание, во втором - порицание.
Для соблюдения права нужны суды, полиция, парламент. Были они в первобытном обществе? Рановато ещё. А кто нужен для того, чтобы соблюдалась мораль? Коллективное мнение людей? Не всегда оно в силах призвать к порядку нарушителя. Да и что делать в таком случае - по каждому поводу собирать всё племя, подходить по очереди и каждому виновнику высказывать своё неодобрение или, быть может, провести социологический опрос? Ни один из перечисленных методов не годится. Они неэффективны по части наказания. Нужны другие инструменты воздействия.
И они были придуманы. Первый - религиозная идея загробного мира. Второй - страх перед изгнанием из сообщества. Вроде бы они разные, но действовали одинаково безотказно. Но кто сказал, что они разные? У них есть очень существенная общая черта. В одном случае виновник отлучался от праведников на том свете, где горел в огне, а во втором его отлучали от праведников на земле - выгоняли в пустыню или в чужую страну.
Как действует общественное мнение? Способы самые разнообразные. Среди них такие воздействия, как увещевание и осуждение. Виновный может воспротивиться общественному осуждению, если считает, что его несправедливо оклеветали. Тогда публика должна разобраться, и наказание снимается. Иными словами, ложно обвинённый имеет право защитить свою честь и достоинство. Но, конечно, не в суде, а в среде своих близких и знакомых. Ведь первобытные племена немногочисленны. Наказанием могло служить внутреннее моральное переживание, связанное с опасением лишиться доброй славы, боязнь стыда. Более мощным инструментом воздействия являлась религия. Именно она содержала и содержит моральный кодекс, который призван удержать человека от дурных поступков и направить на праведные дела. Одним из положений древних религий являлся культ предков.
Древний культ предков превратился в современную этику сыновней почтительности. Она потеряла своё религиозное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Уважение к родителям и забота о них - основа человеческой морали.
Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если они возникают, рождаются из чувства ответственности за благосостояние и благополучие другого человека. Моральную ответственность отличает бескорыстие. Она не должна появиться из-за страха наказания, в силу заключённого делового договора или будущей выгоды. Если человек чувствует себя ответственным перед вами только потому, что, боясь вас, договорился с вами и не может нарушить данное слово или, ещё хлеще, рассчитывает на выгодность сотрудничества с вами, то о нравственности лучше забыть.
Эта ответственность не зависит и от того, что делает другой человек, как и от того, что это за человек. Вы чувствуете ответственность перед близким, любимым или просто симпатичным вам человеком, но это ваше личное дело. К человеческой морали оно не имеет отношения. Мы пристраиваем своего сына или племянника в вуз, на высокую должность или отправляем за границу за государственный счёт. Нравственным подобный поступок именовать нельзя. И гордиться здесь нечем.
Ответственность моральна, пока она полностью бескорыстна и безусловна: я несу ответственность за другого человека просто потому, что он есть и тем самым может рассчитывать на мою ответственность.
Ответственность моральна постольку, поскольку я воспринимаю её как мою и только мою ответственность. Её невозможно обсуждать или передать другому человеку. Я не могу уговорить себя отказаться от этой ответственности. И никакая сила на земле не может освободить меня от неё.
Ответственность за другого, причём за любого другого, а не только за любимого, не требует ни оправданий, ни подтверждений. Она не требует награды, слов благодарности, повышения оклада или правительственных орденов. Хотя на каждом шагу мы слышим, видим и знаем, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить. Благодарностью служит наш добрый поступок. Я горжусь тем, что смог такое сделать. И более высокой благодарности придумать невозможно.
Ценность и значение. Так уж устроен человек: всё, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением.
Значение - смысл, которым наделяются понятия и пред- ! меты, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль.
Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем её на некоторую шкалу и придаём ей минимальную важность.
То, что значимо для человека, превращается в ценность.
Ценности - как вам известно - это то, в чём человек нуждается. Очень часто то, что есть в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Именно достижение определённых ценностей является мотивом. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе, и для экономики они - основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, приватизации, собственности и многое другое - всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.
Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность - побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб - наивысшая ценность, особенно если он долго голодал.
Ценности бывают самыми разными - материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. В первой половине 1990-х гг., когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения чётко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет назад, когда перед этим в стране был порядок, никто не говорил о правопорядке как о ценности. Он не был дефицитным благом.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции.
Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерархию или шкалу, ценности становятся стержнем человеческой личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признаёт в числе наиважнейших.
Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, гуманизм, гражданственность, альтруизм и т. п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.
Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью.
Ценностей нет у животных и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растёт человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации, а не её предпосылка.
В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценностей другим.
I Предпочтение - признание преимущества чего-либо по I сравнению с другим.
Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину и т. д.
В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жёстко не закреплена.
Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Такова многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом.
В том случае, если иерархия ценности человека совпадает с общественной шкалой, появляется уверенность и уважение к себе, чувство того, что он живёт и поступает правильно. Общественные ценности - добра, справедливости, честности, героизма, патриотизма - выступают по отношению к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к которым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.
Самоуважение - осознание себя в качестве личности, уважение к самому себе, к своей личности.
Человек всегда должен быть уверен, что у него есть нечто, за что его можно и следует уважать. На общественной шкале высшее место занимают, в частности, профессиональные ценности. Многие требуют от окружающих того, чтобы их уважали как профессионала, как семьянина, как верного друга, как патриота либо как личность. Все это - элементы или разновидности общественной шкалы ценностей. Мало кто хочет, чтобы его уважали, скажем, «как богача», «как красивого мужчину». «Богатый человек» и «красивый мужчина» - это разновидности оценки, но не ценностей.
Базовые ценности личности. С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы:
Как влияют ценности на наше поведение?
Какую ценность следует выбрать, если их несколько?
Что делать, если между ними возник конфликт?
Если обобщить всё многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.
Ведущим мотивом экономической сферы является Польза. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества - повседневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл.
Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности - Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция - все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы проявления разные, а суть одна.
Духовная сфера - самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности - Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука - вокруг истины, культура и искусство - вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истину - Добро - Красоту. Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы - прикладные искусства. Цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу.
Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предприниматели без свободы от государства не могут построить успешный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными законами и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода - общее для всех достояние, общая всем ценность.
Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое.
Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определяется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Существуют исключающие друг друга ценности.
Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, давать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может неплохо уживаться с господством.
Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисциплиной; уважение к каждому человеческому существу и внутреннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревности, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д.
Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно.
Конфликт ценностей. Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.
Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предположим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в замечательном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает - низкий уровень образования.
И вот представилась возможность переехать в другой район или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?
Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей - верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, какое решение принять - оставаться или уезжать, - оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исключает другое.
Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья - совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше - родителей или друзей?
В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (посылка) - затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой дилеммы.
Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не располагают необходимыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продаётся нужное лекарство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадёт лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?
Жизненные ценности подростков. На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то почему оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.
Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?
Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то - физически привлекательным и популярным.
Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами.
Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.
Материалист - человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.
Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного общества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.
Идеалист - человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов в повседневной жизни и в развитии общества.
Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?
Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответствии с лучшими идеалами, которые выработало человечество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворяют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя молодёжь.
Именно в подростковом периоде закладывается фундамент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о реформировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».
Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимости от исторических, географических и социальных условий, но мо-
ральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. Относительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви.
Западные ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Северной Америки. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налёт романтики, продолжают оказывать влияние на людей и сегодня. С малых лет японцу прививают жёсткую систему ценностей: верность, преданность по отношению к императору, государству и нации, сыновний долг по отношению к родителям и предкам, обязательства по отношению к своей работе.
В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.
Зарождение идеи добра и зла. Представления о добре и зле зародились в глубокой-глубокой древности. Такой глубокой, что учёные затрудняются указать точную дату. Тогда ещё не было письменности, а человечество только ещё овладевало языком. В этом языке существовали слова, обозначающие конкретные предметы - птиц, деревья, камни. Но не было абстрактных понятий, даже таких привычных нам, как «красивое» или «красота». Наши предки могли лишь, указав на красный закат, передать таким способом представление о красном цвете. Разумеется, что понятия о добре и зле были тогда совсем иными. Они были конкретными, наглядными, ощущаемыми.
Показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: вот что такое зло. Это злой человек. Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплеменник был злым, а для другого - добрым. Всё это пристрастные, очень субъективные оценки.
Позже, уже в период разложения первобытного строя и зарождения классового, появляются представления о загробном мире. Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие проходят испытание, сидя на солнце: для хороших людей оно длится три месяца, для плохих - шесть, воры мучаются пять месяцев, лжецы - четыре, колдуны - три года, столько же - жадные богачи и вожди. Получалось так: чем правильнее, добрее ты живёшь на земле, тем меньше придётся мучиться в загробном мире. Просто, наглядно и убедительно. Так вот, страх перед мучительными испытаниями сделал идею зла очень понятной. Человек воображал, как ему больно сидеть в самом пекле, и испытывал почти эмоциональное отвержение злого и грешного.
В разряд злых людей, грешников человек попадал за свершение преступлений. У древних скандинавов на том свете мучились клятвопреступники, убийцы, трусы, предавшие товарищей на поле брани, и соблазнители чужих жен.
Зло и добро. Жизненный опыт человека формируется на перекрёстке двух сил давления - супер-эго, требований общества, и либидо, мятежных инстинктов, всегда готовых к восстанию. Мы хотим угодить своим желаниям, скрытым глубоко в душе надеждам и чаяниям, пойти навстречу своему «я» и одновременно боимся поссориться с обществом и его законами. Мы раздираемы силами, действующими в противоположных направлениях.
А может быть, человек двойственен по самой природе? Разве Ф.М. Достоевский не писал о том, что в человеке таится дьявол (олицетворение Зла) и Господь Бог (олицетворение Добра)? Кто кого победит? А человеческая душа - поле этой битвы. Однажды он посетовал на то, что когда дьявол победит и человек решит для себя: «Бог умер», то ему будет позволено все: и сластолюбие, и предательство, и убийство. Высшие нравственные нормы, которые общество навязывает нам якобы от своего имени, на самом деле созданы не им самим, а кем-то, кто стоит выше. Они имеют божественную сущность. Выходит, что общество лишь их присвоило, но автором вечных ценностей и нравственных заветов выступает Бог.
В своём поведении мы сознательно или неосознанно следуем каким-то идеалам. Чаще всего даже не подозревая об этом.
Идеал - понятие, характеризующее представление о таком поведении, которое кажется достойным подражания (или вызывает внутреннее согласие).
К идеалу люди стремятся всю жизнь. Многие в конце заключают: жизнь прожил, а идеала так и не достиг. Идеал становится той дальней, но всеподчиняющей целью, ради которой выстраивается вся человеческая жизнь. Но идеал не только организует наше поведение, он ещё служит эталоном. С ним сверяем мы наши поступки и успехи. Не достиг идеала, поставил в свой дневник жизни «двойку».
Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы подгоняем под идеал не только себя, но и других. И в других, особенно в близких и любимых, мы хотим видеть воплощение нашего идеала. Спрашивается, а у него самого что, нет своего идеала? Есть, конечно, как и у каждого. Но мы непременно требуем от него соответствия своим, а не его идеалам.
Ценности и цели. Часто мы путаем эти понятия то ли намеренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство - это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ - богатство есть цель, а не ценность, - всё равно ошибся. Почему? Является ли богатство смыслом жизни?
Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценностью.
Но так происходит только с богатством, успехом и некоторыми другими целями-ценностями. А вот очень маленькие и очень конкретные цели, например сходить за молоком, завтра проснуться в шесть часов утра и постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.
Высокое общественное положение - цель, которой мы можем с упорством добиваться. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья?
Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой деятельности.
Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставят перед собой цель, которая не ведёт ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создаёт прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживёт его самого и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям.
Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к мюзиклу, имеющему бешеный успех? Заставить петь весь мир -
это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании её на тебя ещё сваливается слава и богатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни.
Как добиться жизненного успеха? Наверное, необходимо поставить правильную цель. Профессор медицинского факультета Университета Корнелл доктор Герберт Фенстер- хайм посоветовал обратить внимание на то, что: «Поставить цель - значит отделить важное от мелочей и правильно тратить время и силы. Долгосрочные планы дают возможность ощутить движение по жизни, а достижение небольших промежуточных целей позволяет испытать чувство победы». Технология постановки целей, их достижения может быть, например, такой:
1. Поставьте себе цель. (Каковы ваши цели? Как вы можете их достичь? Как вы преодолеваете препятствия?)
2. Старайтесь сосредоточиться на промежуточных целях. Спросите себя, чего вы хотите от жизни. Потом разделите свою жизнь на несколько этапов. Это значит: «Что я хочу сделать сегодня?» Промежуточные цели добавляют мужества. Без них легко потерять уверенность в себе.
3. Начните с малого. После того как вы поставили себе цели, запишите их. Ваш список должен быть ясным и конкретным. Не нужно общих фраз типа: «Я не буду ничего откладывать на потом». Вы должны разбить свои цели на конкретные дела. К примеру, если ваша цель - выступить на уроке и исправить предыдущую оценку, возможные действия описываются так: «выбрать тему», «прочитать нужный параграф в учебнике», «найти дополнительную литературу и сделать из неё выписки» и т. д.
4. Выделите главное. Распределяйте время и силы: тогда-то я сделаю то, а вот тогда - это. Если вам нужно сделать что-то действительно важное, отложите всё остальное на завтра. Сначала сделайте срочные дела.
5. Помните, что вы не всесильны. Талант и возраст - вот два основных ограничителя ваших возможностей. В 40 лет можно научиться играть в теннис, но классным профессиональным теннисистом уже не стать. Если вы решили преуспеть на спортивном поприще, начинать надо как можно раньше. В возрастной психологии известно, чего можно достичь подростку в том или ином возрасте, а за что ещё браться рановато. Познакомьтесь с ней и ставьте такие цели, которые учитывают возрастные возможности.
6. Создайте себе систему поощрений. Вы можете сами себя награждать (конечно, если добились цели) или можете сделать и так, чтобы вас награждали другие. Попросите родителей, брата или сестру, друзей, наконец, делать вам что-то приятное, если вы продвинулись к своей цели. Смысл этой акции состоит в том, чтобы вдохновить вас на новые свершения.
Основные термины и понятия
Мораль, право, значение, предпочтение, самоуважение, материалист, идеалист, идеал
Вопросы и задания
1. Что такое мораль и чем она отличается от права?
2. Какую роль мораль играет в обществе?
3. Как связаны между собой мораль и религия?
4. Какие человеческие отношения можно назвать моральными?
5. Попробуйте сформулировать, что такое Добро и Зло.
6. Что такое ценности? Чем различаются ценности и идеалы?
7. Назовите базовые ценности личности. Как они взаимосвязаны?
8. Что такое конфликт ценностей? Приведите примеры из жизни, которые его характеризуют. Как в тех случаях, которые вы привели, он разрешался?
9. Что такое жизненные ценности подростка? Сравните их с жизненными ценностями взрослого человека. По какой причине они схожи, а почему они различаются?
Практикум
1. Проиграйте мысленно стратегию постановки и достижения одной из своих жизненных целей по технологии, которая приведена в параграфе.
2. Проанализируйте приведённый ниже список демократических ценностей и убеждений. Всё ли перечисленное вам понятно? Согласны ли вы с этим списком? Можете ли вы его дополнить (а может, сократить)?
1) Права личности на: жизнь, свободу, достоинство, безопасность, справедливость в суде, уединение, частную собственность.
2) Свободы личности: участия в политическом процессе; вероисповедания; взглядов; совести; юридического расследования; слова.
3) Обязанности личности: уважать человеческую жизнь; уважать права других; быть терпимым; быть сострадательным; проявлять сдержанность; участвовать в демократическом процессе; трудиться во имя общего блага; уважать чужую собственность.
4) Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обязанностями по управлению государством: обществу нужны законы, приемлемые для большинства нации; диссидентские меньшинства защищены; правительство избирается народом, уважает и защищает свободы личности, гарантирует гражданские свободы, осуществляет свою деятельность во имя общего блага.
Сравните эти демократические ценности с христианскими заповедями, приведёнными ниже.
Христианские заповеди
Греховные поступки: блуд, нечистота, распутство, идолослу- жение, колдовство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ересь, зависть, пьянство, чревоугодие.
Богоугодные поступки: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, умение владеть собой.
В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность -- это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования -- биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности -- это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.
На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» .
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.
Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.
Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.
По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.
Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т.е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.
Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.
Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву. Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии.
Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
Ценности организованы в системы. Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:
Ценности - это понятия или убеждения;
Ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
Ценности имеют надситуативный характер;
Ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
Ценности упорядочены по относительной важности.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.
Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта». Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.
По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
Понятие «личностный смысл», также как и ценностные ориентации, чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить в философии, эстетике, социологии, а так же в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.
В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы». Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы: реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей - производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.
Таким образом, смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способность взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.
До второй мировой войны основные достижения в разработке понятия смысла были связаны с именем А. Адлера. В последних его работах эта тематика вышла на первый план. Адлер понимал человека как неделимое целое, которое в каждом своём действии выражает свою цель и стремиться достичь её. Цели человеческой деятельности являются продуктом целостности личности, прошлого, настоящего и стремления к будущему. В концепции фиктивного финализма А. Адлер говорит о том, что человека направляет фиктивная цель, которая определяет его стиль жизни. Полноценным и здоровым будет тот, чья фиктивная цель направлена на сотрудничество, кто проявляет «социальный интерес», «…благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает максимальной целостности . Цель складывается в раннем детстве и определяет направление всей жизни человека. Наиболее естественной тенденцией развития человека Адлер считал развитие «социального интереса». Социальный интерес развивается в трёх основных сферах жизни: в деятельности, в любви, в отношениях Я-ТЫ. Именно в этом типе отношений человек обнаруживает смысл в обосновании собственного бытия.
В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».
Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии». Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.
В теории Ю. Гендлина, постоянно изменяющиеся и взаимодействующие между собой смыслы выступают как элементы одного процесса переживания, к которому и сводится личность. «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Вместе с тем смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы». По мнению Гендлина, решающим является само отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением.
Он выделяет 4 типа отношений, в которых рождаются новые смыслы или же существующие смыслы получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием:
Отношения метафоры;
Отношения релевантности;
Отношения схватывания;
Отношения иносказания;
По мнению Гендлина, эти четыре функциональных отношения и обеспечивают непрерывную динамику смыслов, их развитие и обогащение в потоке переживания, который и есть личность.
В методологическом подходе к личности идеи Л.С. Выготского предвосхищают теоретические воззрения В. Франкла. Оба они выдвигают идею «построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной» . В понимании места человека в мире С.Л. Рубинштейн и В. Франкл также едины. По словам Рубинштейна, «человек находится внутри бытия, а не только бытиё внешне сознанию». Франкл, в свою очередь, пишет, что «не только мир существует в сознании..., но и сознание существует в мире, содержится в нём, сознание имеет место. Оба этих автора выражают в этих тезисах представление о неразрывном единстве человека и мира.
Позиции А.Н. Леонтьева также перекликаются с позициями Франкла. Принцип деятельности в работах представителей экзистенциального направления сочетается с принципом предметности. Предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, является связующей нитью между субъектом и миром. По словам А.Н. Леонтьева, «личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «индивидуального», своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создаёт пристрастность человеческого сознания». То есть, личностные смыслы всегда носят субъективный характер. Личностный опыт, по мнению А.Н. Леонтьева, - это всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях - это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный, глубоко интимный процесс . И когда в отдельный жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются.
Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть потому, как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений. Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем - проблема системного психологического исследования личности.
Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.
Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся в результате отражения субъектом отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние.
Д.С. Леонтьев вводит понятие «динамической смысловой системы» (ДСС), которую определяет как относительно устойчивую и автономную, иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых систем и функционирующую как единое целое. Конституирующая характеристика ДСС - её отдельность, невключённость в другие системы. Фактически ДСС - это то, чем была бы личность, если бы у неё была одна только всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая всё остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром», по Ф.Е. Василюку. Отдельная ДСС несёт в себе сущностные характеристики личности как целого и может рассматриваться как полноценная единица её анализа. Обычно личность складывается из нескольких ДСС. От того, в какие ДСС входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности личности. Например, мотив самоутверждения у одного человека может быть включён в ДСС профессионального достижения, у другого - в ДСС успеха у другого пола, у третьего - в ДСС хобби, например, самодеятельного творчества, у четвёртого - в ДСС физического развития, а у пятого - венчать независимую, отдельную систему, включающую в себя, скажем, мотивацию профессионального успеха уже в качестве подчинённого момента. Различные ДСС не разделены жёсткими границами. Напротив, практически всегда ДСС пересекаются между собой и имеют общие области (подсистемы), которые можно считать относящимися и к той, и к другой ДСС. Например, подсистема, регулирующая сферу профессионального обучения, может входить одновременно в ДСС профессиональной деятельности и в ДСС познания, являясь областью их пересечения.
Структура ДСС, отражающих устойчивую иерархию отношений субъекта с миром, может проецироваться в сознание непосредственно - в форме самосознания, образа Я, - либо более опосредованно - в форме структур мировоззрения, которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человечества как родовой общности. Д.С. Леонтьев под мировоззрением понимает составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека. На становление и развитие мировоззрения влияет оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несёт на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нём сплав с убеждениями, не всегда отчётливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.
В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта. Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связанное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связанным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознаваемым и в силу этого несущим в себе множество противоречий.
Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и на его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жёстким или мягким. Необходимо также различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентации личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентации, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.