Формирование ценностных ориентаций у младших школьников. Чиплиева А.Д. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Введение . 2

1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций . 5

1.1. Основные характеристики ценностей современного общества. 5

1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 8

Выводы по первой главе . 12

2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 13

2.1. Описание предмета изучения. 13

2.2. Описание метода изучения и структура исследования. 13

2.3. Количественный анализ полученных данных. 14

Выводы по второй главе . 18

Заключение . 19

Список литературы . 21

Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.

1. Изучение специализированной литературы.

2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.

3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.

4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.

Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.

Субъектом исследования являются школьники начальной школы.

Исследование состоит из трех частей:

1. Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.

2. Оперативный этап. Моделирование объекта, уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.

3. Результативный этап. План исследования, методы сбора и анализа информации, интерпретация полученных данных.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования.

Данная работа включает в себя две главы: 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций, и 2. Экспериментальной – изучение ценностей младших школьников.

1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций

1.1. Основные характеристики ценностей современного общества

Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности выступают как:

· желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

· критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

· регулируют социальное взаимодействие;

· внутренне побуждают к деятельности.

Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.

Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.

В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов – это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

Выше сказанное можно дополнить данными исследований социологов.

По данным опроса, проведенного в июле-октябре прошлого года Российско-американского неправительственного центра по правам человека, около 95% россиян наибольшее значение придают социальной защищенности, неприкосновенности личности и имущества. В ходе опроса, в котором участвовали около 5 тыс. человек из 10 областей России, наименьшее количество респондентов (30-40%), отдали предпочтение свободе слова и свободе совести. Для 70% россиян наиболее важны справедливая оплата труда, свобода передвижения и право на частную собственность.

В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.

За истекшие после войны четверть века мы стали свидетелями рождения нового типа общества – «развитого индустриального». Доминирующий в эти годы стиль жизни мы определяем словом «авантюристы» – я бы сравнил их с «новыми русскими», которые с опозданием на поколение открыли для себя прелести общества потребления и наслаждаются им столь же жадно, как наши отцы.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.

В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

Константинова Наталья Ивановна

зам. декана факультета повышения квалификации МГППУ,

Личностное развитие человека начинается в раннем детстве. Условием, источником, движущей силой и психического развития ребенка, и развития его личности является взрослый, в первую очередь - родитель. Семья предстает ближайшим социальным окружением ребенка. В семье появляется первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно здесь удовлетворяется потребность в защите, приятии, эмоциональной поддержке (Э. Эриксон, М. Клейн, Д. Винникотт, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Непосредственное влияние на формирование личностных качеств, образа «Я» оказывает эмоциональный климат семьи.

Период беспомощности маленького человека растянут на годы, что обязывает родителей уделять много времени и внимания защите ребенка и уходу за ним (Э. Фромм, К. Витакер, Б.И. Кочубей, А.И. Захаров). Таким образом, происходит «традиционное» деление на женские и мужские роли (обязанности) в семье. Данный процесс определяется не только возрастными периодами развития ребенка, но и материальной обеспеченностью семьи, уровнем образования и родом занятий, социальным положением родителей. «Семейные условия» во многом определяют жизненный путь ребенка.

Теория «жизненного сценарии» («жизненный план») была разработана во второй половине ХХ века (Э. Берн). «Жизненный сценарий» рассматривается как осуществляемый «жизненный план», который был намечен (сформирован) еще в детстве под влиянием семьи. То есть человек во взрослом возрасте совершает те или иные поступки не по собственной воле, а неосознанно выполняя сценарий, «написанный» в детстве его родителями.

Особенности эмоциональных связей, взаимоотношений между родителями и ребенком, оказывая непосредственное влияние на развитие ребенка в детском периоде, определяют и его взрослую жизнь, служат эталоном выстраивания отношений и внутри семьи, и за ее пределами.

«Первое, что определяет особенности семейного воспитания, - его эмоциональная основа, отношение родителей к ребенку. Обычно рассматривают три вида отношений: истинную, или безусловную, любовь, обусловленную любовь и неприятие ребенка» .

Безусловная любовь формирует у ребенка «доверие к миру» (чувство безопасности, защищенности). Она является основой психологического здоровья ребенка. «Но она имеет и недостатки. Во-первых, или она есть, или ее нет (она дана или не дана), и с этим ребенок ничего не может сделать. Во-вторых, ребенку не нужно предпринимать никаких усилий для того, чтобы его продолжали любить, не нужно подтверждать или завоевывать любовь» .

«Обусловленная любовь - «не гарантированное» чувство, его нужно заслужить» . Ребенок поставлен в такую ситуацию, в которой необходимо своим поведением, своими результатами в какой-либо (в том числе и учебной) деятельности «добиваться» родительской любви. Он должен оправдать ожидания родителей, соответствовать их требованиям, а это порождает чувство тревоги, неуверенности (а если меня разлюбят?).

Неприятие ребенка (самый неблагоприятный вариант в становлении личности ребенка) может появиться и в результате нежелательной беременности, и позднее, когда ребенок подрос. Это происходит, когда внешние данные не соответствуют родительским представлениям о красоте. А возможно, что склонности и способности ребенка не соответствуют выбранному для него родителями жизненному пути.

Представляется, что безусловная любовь наиболее правильна. Но ее сочетание с обусловленной любовью дает возможность ребенку ощущать себя защищенным и любимым, а у родителей остается пространство для руководства и авторитета. «Поэтому можно говорить о разумной любви, дающей ребенку эмоциональное тепло и исключающей эгоизм, предполагающей ответное чувство и установление близких, доверительных отношений, взаимную поддержку и заботу» .

В семье осуществляется воспитание ребенка не только целенаправленно, но и всей внутрисемейной атмосферой. Во многом нарушения личностного развития ребенка, проявление отклонений в его поведении, связано с личностью родителей, так как родители своим примером могут задать искажение нормы социального поведения и в семье (в том числе и «смещение ролей» в семье), и вне семьи. Конфликт между социально-психологическими ролями родителей не остается незамеченным ребенком, отражается на особенностях формирования его личности. Например, глубокий след в развитии современной семьи оставили и 90-е годы ХХ века. В те времена многие мужчины остались без работы, что не могло не отразиться на проявлении у них негативных черт характера (Н.В. Самоукина, В.М. Целуйко).

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Если ведущей деятельностью дошкольника является игра, то для школьника - это учебная деятельность. У ребенка появляется осознание своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком - в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя - решающее, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус . Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.

Формирование ценностей (ценностных ориентаций) связано с нормами, принятыми в обществе. Ценности оказывают влияние и на поведение человека, но в меньшей степени, чем мотивы, непосредственно побуждающие и направляющие поведение. Ценности, в отличие от мотивов, четко осознаются человеком.

В исследовании приняло участие 132 школьника младших классов: 66 первоклассников (33 девочки и 33 мальчика), 66 учащихся 4-х классов (33 девочки и 33 мальчика) из общеобразовательной школы (Московская область, г. Подольск) и гимназии (г. Москва), а также их родители (132 человека).

Использована методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей (для взрослых) и модификация для младшего школьного возраста методики «Ценностные ориентации» М. Рокича (И.Ю. Кулагина).

М. Рокич различает терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В исследовании использовался список терминальных ценностей.

В 1-х классах методика проводилась индивидуально.

Результаты проведенного исследования показали, что 1-е ранговое место современных родителей младших школьников занимает «здоровье (физическое и психическое)» (на него указали 81,8 % родителей первоклассников и 84,8 % родителей учеников 4-х классов); 2-е ранговое место - «счастливая семейная жизнь» (указали 74,2 % родителей первоклассников и 68,2 % родителей учеников 4-х классов). 3-е ранговое место у родителей первоклассников отводится ценности «наличие хороших и верных друзей» (30,3 %), а у родителей учеников 4-х классов - «материально обеспеченная жизнь» (33,3 %). На 4-м ранговом месте в обеих параллелях – «любовь» (25,8 % и 24,2 % соответственно).

У родителей учеников 4-х классов и детей ранговые места, занимаемые ценностями, не совпадают: 74,2 % учеников 4-х классов на 1-е место поставили ценность «счастливая семейная жизнь», а ценность «здоровье» занимает 4-е место (36,4 %). «Наличие хороших и верных друзей» - 60,6 % - 2-е ранговое место, у родителей эта ценность на 5-ом ранговом месте.

У родителей первоклассников и детей совпадение по 2-му ранговому месту - «счастливая семейная жизнь» и по 4-му - «любовь». А у родителей и девочек-первоклассниц совпадение по первым четырем ранговым местам, занимаемым ценностями: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «хорошие и верные друзья», «любовь».

Таким образом, мы можем говорить о том, что «главные» ценности первоклассников и родителей совпадают. А совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения.

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств Ребенок не появляется на свет с каким-либо ценностным ориентиром. Как и все другие особенности личности, его ценностные ориентации формируются в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье.

Список литературы:

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: «Специальная Литература», 1995. - 399 с.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: «Совершенство», 1998. - 352 с.
  4. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов ВУЗов. М.: Академия, 1997. - 456 с.

Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), оставляя за каждым человеком право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности.

Проблема формирования ценностных ориентации многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, В.Л. Оссовского, Ю. Письмака, П.И. Смирнова, В.А. Ядова и др.), так и в психолого-педагогических работах (Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Э.А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г.И. Щукиной и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др.

Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысла жизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально-психологической адаптации и психических состояний.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

  1. Изучить и систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
  2. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности.
  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, психодиагностики: методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); статистическая обработка данных.

База исследования: исследование проводилось в СОШ № 9 города Уральск, Западно-Казахстанской области.

В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей .

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл .

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности .

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном .

Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

В ходе исследования выяснилось, что маленькие школьники часто затрудняются дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его основе мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив более понятным им. Суждения младших школьников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

На этапе организации и проведения опытно-экспериментальной части исследования были определены следующие цель и задачи.

Цель исследования: выявление особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось в городе Уральск в ноябре2016 года. В исследовании участвовало 50 детей - учащихся младшего школьного возраста (3 «А» - контрольная группа, 3 «Б» - экспериментальная группа). В каждом классе по 25 человек. Из них 25 детей - женского пола (50% от общего числа респондентов), 25 детей - мужского пола (50% от общего числа респондентов). Средний возраст детей - 9,5 лет.

Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:

1. констатирующих этап - для изучения системы ценностей, проведена методика «Ценностные ориентации» (

2. формирующий этап - проведена программа развития ценностных ориентаций младших школьников на тему «Формирование личностной ориентации, идеалов детей», классный час на тему « Идеалы в жизни человека».

3. контрольный этап - повторное проведение методики «Ценностные ориентации» на выявлении ценностных ориентаций младших школьников.

Все использованные методики адаптированы на младший школьный возраст.

1. Методика «Ценностные ориентации» Автор: М. Рокич, . Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

На первом этапе, констатирующем этапе исследования, была проведена методика для выявления существующего положения. Рассмотрим полученные результаты.

Таблица 1. Когнитивные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%) учащихся младших классов

Когнитивные

Общий результат

Игнорирование

Смирение

Диссимуляция

Сохранение самообладания

Проблемный анализ

Относительность

Религиозность

Растерянность

Придача смысла

Установка собственной ценности

Между ответами девочек и мальчиков З «А» и З «Б» существуют значительные различия. Так, большинство из З «А» считают, что они способны справится с проблемой, но со временем (67%). 33% З «Б» игнорируют проблемы, считая их пустяком по сравнению с другими событиями в жизни.

Таблица 2. Эмоциональные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Эмоциональные

Общий результат

Эмоциональная разрядка

Подавление эмоций

Оптимизм

Пассивная кооперация

Покорность

Самообвинение

Агрессивность

Из следует, что дети из 3 «А» более спокойно относятся к каким-либо проблемам и относятся к ним, как к нечто естественному, не стремясь каким-либо образом их решить. Дети же из 3 «Б» же данной категории, относятся к возникающим проблемам очень мнительно и тревожно.

Таблица 3. Поведенческие копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Поведенческие

Общий результат

Отвлечение

Альтруизм

Активное избегание

Компенсация

Конструктивная активность

Отступление

Сотрудничество

Обращение

Из таблицы 3 следует, что в поведении детей из 3 «А» в основном наблюдаются такие стратегии, как «сотрудничество» - 45% и «обращение» - 68%. У детей из З «Б» в основном следующие - «Компенсация» - 68% и «Отступление» - 34%.

Таблица 4. Период душевного подъёма физических и душевных сил (%)

Можно заключить, что основной подъём жизненных сил у детей из З «Б» приходится на начало дня, а у детей из 3 «А» на конец дня.

Таблица 5. Показатели по кратковременным состояниям и саморегуляции

При этом показатели по выраженности кратковременных состояний в общем наиболее выражены у детей из 3 «А». Они чаще испытывают не долговременные положительные вспышки таких психических состояний, как радости и восторга. У детей из 3 «Б» наоборот более выражены гнев, страх и злость, при этом они носят кратковременный характер.

Таблица 6. Показатели по состояниям средней длительности и саморегуляции

Отсюда следует, что по общим показателям всех респондентов наиболее ярко выражены такие состояния средней длительности как лень (1,2), спокойствие (1,1) и заинтересованность (1,1).

Таблица 7. Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности самоутверждения

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

Важное отличие между группами состоит в том, что представители З «Б» в своём большинстве имеют ценности на дело, представители З «А» - ценности на общение.

На формирующем этапе эксперимента, для формирования ценностных ориентаций была проведена программа развития младших школьников

1.Лекция с элементами дискуссии для родителей на тему: «Формирование личностной ориентации, идеалов детей». Время проведения 30 минут. Дата проведения: 18.11.16г. Присутствовали 40 родителей.

Цель: помощь родителям в формировании ценностно-нравственных ориентиров, формированию позитивных идеалов у детей.

1. Вступление. Приветствие, обозначение темы лекции и рассматриваемых вопросов. На данной лекции рассматриваются вопросы:

а) специфика младшего школьного возраста, б) личностная направленность, идеалы детей.

2. Классный час на тему: Идеалы в жизни человека. Время проведения 40 минут. Цель: формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Дата проведения:18.11.16 г. Присутствовали в 3 «А»-25 учащихся, 3 «Б»-25 учащихся.

На третьем этапе, контрольном эксперименте были проведены повторно методики на выявлении ценностных ориентаций младших школьников. (Таблица 9)

Таблица 8.Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности профессиональной самореализации

Ценности самоутверждения

Ценности самореализации в личной жизни

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

После контрольного этапа следует, что отличия между группами не наблюдаются, напротив и у той и у другой группы показатели несколько повысились и имеют выраженные значения по всем ценностным ориентациям. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

В своей работе мы достигли поставленной цели - выявили особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, а также подтвердили гипотезу, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний. В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Дети младшего школьного возраста склонны усугублять конфликтные ситуации и не способны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие. Так, 45% детей не могут справиться с трудностями своевременно, для этого им необходимо время и поддержка окружающих их людей. 40% детей считают, что, решая проблемы значительно позже, можно тщательно обдумать все действия, при этом это даёт возможность совершенствоваться и решать проблемы более эффективно, чем это, возможно, сделать в спешке. Из всего сказанного можно заключить, что мальчики имеют более общественные ценности, то есть они более конкретны в своих ориентациях, их большинство направлено на дело и самореализацию своих способностей и повышение продуктивности, прежде всего в социуме. Представители женской половины наряду с конкретными ценностями обладают абстрактными ориентирами в своей жизни, которые охватывают не только личную жизнь, общественное признание, но и общение, которое является главным в их жизни. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

Ценностные ориентации – главный критерий, по которому выявляется отношение человека к окружающему миру. Именно они определяют взаимодействие людей в социуме, согласование и борьбу их интересов, регулируют поведение каждого человека, способствуя будущему становлению личности в обществе и жизни.

Все чаще отмечается мысль о том, что с течением времени, переходом из эпохи в эпоху, изменением социальной ситуации меняются и ценностные ориентации как взрослого поколения, так и детей. Один из периодов интенсивного становления и развития ценностных ориентаций- младший школьный возраст. Поэтому актуальной была и остается проблема формирования ценностных ориентаций среди учащихся младшей школы.

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций у младших школьников как цели современного образования, помогает школе выбрать необходимые методы обучения и воспитания, способствующие правильному формированию ценностных ориентиров.

Чтобы описать проблему формирования ценностных ориентаций у младших школьников необходимо:

  • во-первых, проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования ценностных ориентаций;
  • во-вторых, на основе анализа концепций выявить особенности формирования ценностных ориентаций у детей в современной начальной школе;
  • в-третьих, сравнить разные подходы исследования формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема отражена во многих теориях отечественных и зарубежных психологов и педагогов таких как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.Е. Залесский, З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В данных работах раскрываются различные аспекты проблемы ценностных ориентаций: определение понятия «ценностные ориентации», их структура, виды, степени развития, а также особенности их становления. В них обосновывается гипотеза о том, что именно ценностные ориентации – одна из главных составляющих личности, характеризующая ее развитие в целом. Так же они отмечают, что в младшем школьном возрасте выделяются личностные ценности, происходит их эмоциональное освоение, которое закрепляется в практической деятельности и постепенно находит правильное выражение.

Ориентационный и системно-ориентационный подход разрабатывается З.И. Васильевой и ее учениками в исследованиях, раскрывающих нравственно-ценностные аспекты ориен­тации на образование, труд, общение, профессию. (И.А. Колесникова, В.Б. Ежеленко, Г.К. Нургалиева, Е.И. Казакова, Н.В. Седова, В.В. Тарасов и др.).

Исходные положения исследований З.И. Васильева связывает с тем, что «современная социокультурная ситуация в отечественном образовании детерминирует необходимость обращения к историко-педагогическому опыту развития отечественной культуры как синтеза образования и воспитания с ориентацией на гуманистические ценности, сущностную основу которых составляет духовно-нравственное воспитание людей как носителей гуманистических идей, с ориентацией на признание человека высшей ценностью…» .

Как отмечает С.Ю. Шалова, «ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека, она включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека» .

Согласно теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой ценности становятся ценностными ориентациями в процессе интериоризации. В теории выделяется три фазы формирования ориентаций:

  1. Первая фаза связана с познанием, характеризующаяся вхождением личности в мир ценностей и ценностных отношений
  2. Вторая фаза -с самооценкой, с осмыслением самоценности, т.е. происходит переоценка ценностей, становление собственного «Я»
  3. Третья фаза- формирование собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций, проектирование отношений личности к реальной действительности.

Первая фаза формирования ориентаций личности соотносится с младшим школьным возрастом .

Изучив позиции гуманистической психологии, представителями которых являются А. Маслоу и К Роджерс, можно сделать вывод о том, что потребности самооценки, самоуважения, которые базируются на потребностях в люби и признании у других людей, предшествуют появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности. Американские психологи, изучая влияние самоуважения на присвоение ценностей, утверждали о возможности становления личности и индивидуальности человека лишь при наличии самоуважения, так как принятие самого себя способствует внутреннему достижению внутренней согласованности личности, определяет позитивный характер индивидуальной интерпретации опыта и является источником положительных ожиданий .

На основе анализа исследований Л.С. Выготского, Л. И. Божович, Э. Эриксона можно полагать, что младший школьный возраст- сензитиный период для присвоения ценностей, который обусловлен следующими возрастными особенностями:произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, сознательная постановка цели достижения, обобщение переживаний, рефлексия, формирование моральных чувств, доверие взрослым, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда .

Изучая особенности детей младшего школьного возраста (7-11 лет), А.С. Белкин утверждает, что в этот период происходит формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход ведущей деятельности от игры к учению за счет изменения мотивов поведения ведет к развитию нравственных представлений ребенка.

С поступлением ребенка в школу меняется его социальный статус. Становясь учеником, ребенок начинает осознавать, что теперь у него появляется чувство ответственности, которое будет сопровождать его всю жизнь.

В процессе первых двух лет обучения главный носитель правильной ориентации ценностей- учитель. Его суждения и оценки воспринимаются как единственно истинные, не имеющие необходимости в проверке или контроле. Дети чувствуют и понимают, что учитель- это человек, дающий знания, одновременно являющийся справедливым, внимательным, добрым и благородным. При взаимодействии со сверстниками младшие школьники смотрят друг на друга «глазами учителя», оценивая действия других теми идеалами, которые изначально предложил учитель. Но уже к третьему, четвертому классу авторитетность учителя, его значимость немного падает для детей, так как появляется интерес к общению со сверстниками, который возрастает к подростковому возрасту, меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, характеризуемый внутренней позицией, т.е. представляет собой осознанное отношение ребенка к себе и окружающим его людям, происходящим событиям. Внутренняя позиция проявляется в том, что в детском сознании складывается некая система ценностных ориентаций, норм, которым он старается следовать при любых обстоятельствах.

Н.И. Болдырев отмечает специфической особенностью формирования ценностных ориентаций и нравственного воспитания- невозможность их обособления в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика происходит во время многогранной деятельности детей (играх, учебе), в разнообразных отношениях, в которые они вступают, столкнувшись с различными ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, формирование ценностных ориентаций является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности младшего школьника особое место занимает развитие ценностных ориентаций, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках .

По мнению Дробницкого О.Г., любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, обладающая большими воспитательными возможностями. В младшем школьном возрасте учебная деятельность в большей степени влияет на развитие ребенка, определяет появление многих его новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и ценностные ориентации личности.

И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, связывая ценностные ориентации с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций.

На основе проведенного анализа исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов можно выделить наиболее важные особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников:

  • Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов;
  • Для достижения высокого уровня формирования ценностных ориентаций должен проходить успешный процесс их включения в структуру значимых отношений младшего школьника;
  • Актуализация потенциальной ценностной ориентации должна проходить как осознанно, так и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости, отношения, желания, принципа.

Т.о., проведенный анализ показал, что разные направления в исследованиях формирования ценностных ориентаций младших школьников не противоречат, а дополняют друг друга. Одним из наиболее актуальных аспектов проблемы является поиск методов формирования ценностных ориентаций у младших школьников, которые могут использоваться в процессах обучения и воспитания. Важным, на наш взгляд, является эмпирическое изучение особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.


Библиографический список
  1. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. – СПб.: Химиздат, 2003. – 336 с.
  2. Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 204 – 207.
  3. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
  6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005
  8. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
  9. Белкин А.С.Б 43 /Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
  11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977.

Особенности воспитания ценностных ориентаций младших школьников

Классный руководитель, который работает в современной школе, должен иметь ясное представление о том, что является значимым для учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении.

Что же такое «ценностные ориентации»? Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности. Кратко говоря, под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе.

Ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности. В зависимости от того, что выступает объектом оценочного отношения человека - материальный мир, другой человек или собственное «я», ценности условно делятся на материальные, социальные и духовные. Будучи образованием идеального порядка, ценности получают практическое воплощение в реальном поведении людей.

Особая ответственность в формировании ценностных ориентаций в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остаётся единственным культурным центром в жизни многих детей , и в большей степени на классного руководителя , цель которого сформировать ценностные ориентации у учащихся с младшего школьного возраста, когда закладываются основы личности и особенности характера человека.

Уровень сформированности нравственных понятий в разных периодах школьного возраста различен. Моральные понятия младших школьников еще не определены, суждения носят односторонний характер. Часто дети по одному признаку определяют нравственное понятие. По данным отечественных психологов, моральные понятия задерживаются на уровне житейских, иллюстративных знаний, если не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования ценностных ориентаций классный руководитель должен проводить специальные этические беседы, обсуждать прочитанные книги, материалы из детской периодической печати анализировать примеры из жизни. В процессе специально организованного со школьниками нравственного просвещения дети высказывают определенные нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или иных моральных норм, требований. Принимая те или иные нравственные выводы, ученик проявляет и определенное отношение к ним в виде оценок.

В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким.

Когда я начала работу с учениками первого класса, передо мной обозначилась следующая проблема: как же сформировать ценностные ориентации у младших школьников? Изучив возрастные особенности и особенности воспитания ценностей у школьников данного возраста, я разработала программу воспитательной работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта», которая рассчитана на четыре года. Цель данной программы : воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

    формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

    формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

    формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

    Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

В соответствии с планом данной программы, были проведены следующие беседы и классные часы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» , «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека) , к онкурсы рисунков «Моя семья», «Кем служил мой папа?» , беседа «Новый год в моей семье» , Моя малая родина» , «Города и села Марий Эл» , «Человек- хозяин природы» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Ежели вы вежливы…» и другие. Каждую неделю я провожу один час воспитательной работы по данной программе, а другой час проводят учащиеся на выбранные ими темы, по которым они создают мини-проекты, презентации, сказки и придумывают различные конкурсы рисунков: «Мой домашний питомец», «Что означает мое имя?» «Моя любимая сказка», «Семья – это…». Ребята вместе со мной выбирали форму и содержание классного уголка, каждый из них внес свой вклад в организацию работы.

Во внеурочное время я провожу кружок «Детская риторика», на занятиях которого ученики приобретают социальные знания об общественных нормах, о формах поведения в обществе, учатся оценивать свои и чужие поступки

В настоящее время формирование ценностных ориентаций младшего школьника не обходится без всесторонней деятельности школы, классного руководителя и родителей. Я стараюсь активнее подключать к работе родителей учащихся: вместе мы провели праздничные мероприятия на День защитников Отечества и на Международный женский день, участвовали в мероприятиях «Дары осени», в конкурсах рисунков «Все краски против наркотиков» и «Моя малая Родина», познакомились с особенностями нравственного воспитания в семье в ходе родительских собраний.

К концу первого класса я с уверенностью могу сказать, что у меня получилось заложить фундамент настоящего дружного коллектива – учащихся, учителя и родителей. Передо мной еще много задач и среди них главные:

Продолжить помогать учащимся развивать не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Предстоит еще много работы в этом направлении, я уверена, что выбранные мною формы и методы воспитания дают положительный эффект в формировании ценностных ориентаций младших школьников. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Приятно видеть, как ученики не только радуются своим успехам и победам, но учатся сопереживать удачам и победам своих товарищей и даже учителя.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что мои ученики будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы одноклассников, и влияние родительского авторитета и многое другое.

В конечном счёте, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».

Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.