Правило к причащению в день пасхи. О причастии на светлой седмице

Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra.

Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов.

Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?
Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15, 32). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (Мк. 6, 34). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор. 11, 26). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.
Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?» (то есть жить всеми душевными и телесными силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимии, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день.

Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.

Благоразумному разбойнику потребовались считанные секунды на кресте, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, на которую в этом году приходится Благовещение, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.

«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью».
А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются.

Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 году Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIII века начинается оживление духовной жизни в Греции.

Вопрос о том, когда и как часто следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. «Поминальная служба, – говорили они, – искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших». Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпевали жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.

Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться 3 раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.

Если вы хотите причаститься на Светлой седмице, нужно понимать, что достойное Причащение связано с состоянием сердца, а не желудка. Пост является подготовкой, но отнюдь не условием, которое может препятствовать Причастию. Главное, чтобы сердце было очищено. И тогда можно причащаться и на Светлой седмице, стараясь накануне не объедаться и воздержаться от скоромной пищи хотя бы один день.

В наши дни многим болящим запрещается поститься вообще, а людям, которые страдают диабетом, разрешается вкушать даже перед Причастием, не говоря уже о тех, кому жизненно необходимо принимать лекарства утром. Сущностное условие поста – это жизнь во Христе. Когда человек хочет причаститься, пусть знает, что как бы он ни подготовился, он не достоин Причастия, но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.

«Наша Пасха – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7) – говорит апостол Павел. И все христиане вселенной в этот день собираются воедино, чтобы прославить Воскресшего Господа, ожидая Его возвращения. И видимым знамением этого единства во Христе является общее Причащение всей Церкви от Чаши Господа.

Еще в Ветхом Завете Бог дал заповедь про эту страшную ночь: «это ночь бдения Господу из рода в род» (Исх. 12, 42). Все сыны Израилевы должны были собраться в домах и вкусить от пасхального агнца, а кто не вкусит, истребится душа та от народа своего. – Ангел губитель погубит его (Числ. 9, 13). Так же и сейчас, великое бдение Пасхальной ночи должно сопровождаться вкушением Пасхального Агнца – Тела и Крови Христа. Начало этому положил Сам Господь открывший Себя апостолам в преломлении Хлеба (Лк. 24). Не случайно, что все встречи Воскресшего Христа с учениками сопровождались таинственными трапезами. Так Он дал им почувствовать ту радость, которая приготовлена нам в Царстве Небесного Отца. И святые апостолы установили праздновать святую Пасху святейшим Причащением. Уже в Троаде апостол Павел по обычаю совершал ночную литургию в день воскресный (Деян. 20. 7). Все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном причащении. Так Златоуст вообще отождествлял Пасху и причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А «оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии» (Против иудеев. 3, 5).

Но когда многие стали удаляться от Христова Духа, и стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Собор 927 года (т.н. Томос единения) даже троебрачным позволяет на Пасху причащаться св. Таин.

Это же устремление к пасхальному соединению с Господом прослеживается и в нашем богослужении. Ведь, по словам Златоуста «мы постимся не для пасхи и не для креста, но ради своих прегрешений, потому что намереваемся приступить к тайнам» (Против иудеев. 3, 4).

Вся святая Четыредесятница готовит нас ко встрече с Богом в Пасхальную ночь. Не случайно еще перед началом Поста Церковь поет: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Во время поста мы очищаемся от беззаконий, учимся соблюдать заповеди. Но какая же у поста цель? Цель эта – в участии в пиршестве Царства. На Пасхальном каноне св. Иоанн Дамаскин призывает нас: «Придите Питье пьем новое, не от камня неплодного чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождившего Христа», «придите розги нового Винограда в нарочитом дне Воскресения Божественного Веселья Царствия Христова приобщимся, воспевая Его как Бога во веки».

В конце светоносной пасхальной заутрени мы слышим слова Златоуста: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный – никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости». И чтобы мы не думали, будто Пасха заключается в разговении, наш Устав предупреждает: «Пасха – это Сам Христос и Агнец взявший грехи мира, на алтаре в бескровной жертве, в пречистых тайнах, Честного Тела и Животворящей Крови Своей от иерея Богу и Отцу приносимый, и тому причащающиеся истинную едят Пасху». Не случайно, что и причастен на Пасху звучит так: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». Непосредственно перед выносом св. Даров Церковь призывает всех насладиться Божественных Таин.

И недавние святые продолжали подтверждать это понимание величайшего Праздника. Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

Не случайно те, кто уклоняется от святого Причащения на Пасху и на светлую Седмицу чувствует упадок духовных сил. На них часто нападает уныние и расслабление. Именно об этом предупреждал нас Господь, говоря: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет внезапно на всех живущих по лицу земному» (Лк. 21, 34-35).

Но, к сожалению, в последнее время не только некоторые нерадивые прихожане уклоняются от Причастия на св. Пасху по причине своего чревоугодия, но и некоторые священники стали вводить новизну, запрещая благоговейным христианам исполнить волю Христа. Они говорят:

- Был пост, и вы могли причаститься. Так зачем же причащаться на Пасху?

Возражение это совершенно ничтожно. Ведь св. Причастие – не знак печали, а предначинание будущего Царства. Не случайно в Литургии св. Василия Великого говорится, что когда мы вкушаем Причастие, то мы смерть Господню возвещаем, и воскресение Его исповедуем. Да, и если бы Пасха была несовместима с Евхаристией, то зачем же тогда и совершать Литургию в церквах? Неужели современные отцы мудрее Вселенской Церкви? Я уже не говорю, что при хиротонии все мы даем присягу следовать священным канонам. А Вселенский Собор требует причастия на Пасху и на Светлой Седмице. Специально отвергая этот аргумент свят. Иоанн Златоуст говорит: «непостящийся и приступающий с чистой совестью, совершает пасху, сегодня ли, завтра ли, или вообще всякий раз, когда участвует в приобщении. Ибо достойное причащение зависит не от наблюдения времени, но от чистой совести» (Против иудеев. 3, 5).

Другие говорят, что раз Причащение совершается во оставление грехов, то ему и не место в пасхальную ночь .

На это ответим словами Господа, если осла и вола вытаскивают из ямы в субботу, то не надлежало ли и освободить человека от груза греха на Пасху. И Древняя Пасха, и ныне действующие каноны указывают, что наилучшим временем для прощения грехов в таинстве Крещения является Пасхальная ночь. Да, не место для исповеди в это время. Но ведь уже прошел пост. Люди оплакали свои беззакония, получили отпущение грехов на исповеди в страстной Четверг. Так на каком основании мы можем не допустить их до святой Чаши в день Воскресения? Я уже и не говорю, что Причастие совершается не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную. А когда лучше сделать человека причастником вечной жизни как не в день Пасхи? Конечно, если человек пребывает в нераскаянном смертном грехе, то дорога к Чаше ему закрыта его беззаконием. Но если этого нет, то человек должен прибегать ко Христу.

Некоторые говорят:

- Вот вы причаститесь на Пасху, а потом пойдете есть мясо. Так нельзя.

Это мнение прямо осуждается 2 каноном Гангрского собора. Тот, кто считает мясо скверным или делающим человека неспособным причащаться подпал влиянию духов обольстителей, о которых пророчествовал апостол Павел (1 Тим. 4, 3). Он отлучается от святой Церкви. Надо помнить, что на самой Тайной Вечери Христос с апостолами вкушали мясо ягненка, и это не помешало им причаститься. Да, нельзя объедаться на разговение, нельзя грешить чревоугодием. Но из этого не следует, что не должно причащаться. Скорее наоборот. Из почтения к святыне надо быть умеренным и так мы сохраним и чистоту души, и здоровье желудка.

Подобным образом некоторые священники говорят:

- Вы объедитесь и напьетесь, а потом вас может стошнить, и так вы оскверните св. Причастие. Поэтому лучше не причащаться.

Но эта логика на самом деле объявляет грех неизбежностью. Получается, что нам предлагают променять Христа Спасителя на беззаконие, которого заведомо невозможно избежать. И к этому нас будто бы подталкивает праздник. Но если это так, то, может быть, стоит вообще отменить праздник? Что это за святой день, в который мы удаляемся от Бога и неизбежно творим грех? Очевидно, что Бог не для обжорства и пьянства установил Пасху, так зачем же делать в этот день мерзости и еще на этом основании не причащаться? Думаю, что гораздо мудрее будет причаститься святых Даров и после с умеренностью разговеться, вкусить немного вина и потом не мучиться ни телом, ни душой.

- Пасха время радости и поэтому причащаться нельзя.

Мы уже приводили слова преп. Никодима, говорящего что истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом. Также и Златоуст говорит, что непричащающийся не празднует Пасхи. На самом деле приобщение особенно уместно на Пасху в связи с тем, что в согласии с Литургией совершая евхаристическую Жертву, мы воскресение Христово исповедуем, и видим образ Его восстания из мертвых (Евхаристический канон и молитва после потребления). Но самое главное, что Сам Христос обещал дать радость Своим ученикам, тогда Он Сам вернется из глубин смерти, а от этой радости современные духовники отстраняют христиан.

Да если и подумать, то чему будет на Пасху радоваться непричащающийся – молитвам, но они говорят нам о богообщении, а от него он отказался, Литургии – но она служится ради причастников, пению – но истинным Пасхальным Певцом является Христос (Евр. 2, 12)? Если цель богослужения утрачена, то от величайшего праздника остается только «радость» служения чреву. Как бы нам не навлечь на себя горькие словам апостола Павла: «они – враги Креста Христова, их конец – погибель; их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» (Флп. 3, 18-19).

Еще одним возражением против пасхального причастия является утверждение, что перед праздником такая суета, что фактически невозможно нормально приготовиться к св. Причастию . Но это опять попытка оправдать нарушение заповеди «благими целями». Господь сказал одной такой суетящейся женщине: «Марфа! Марфа! Ты печешься и суетишься о многом, а одно необходимо. Мария же благую часть избрала, которая не отнимется от нее» (Мф. 10, 40). Конечно, в первую очередь это относится к Пасхе. Не случайно на Литургии Великой Субботы поются слова: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Это и есть правильное духовное устроение перед праздником, которое только и делает нашу душу способной принять благодать. На Руси все приготовления к Пасхе заканчивали к Великому Четверку, а потом пребывали в храме. И это очень правильно. А нынешняя практика всю готовку и уборку переносить на Великую Субботу действительно душевредна. Она лишает нас возможности прочувствовать службы страстей Господних, и зачастую храмы наши стоят полупустыми на прекраснейшей пасхальной вечерне (Литургии Великой Субботы), а христиане и христианки в этот выходной день вместо поклонения Почившему Господу изводят себя на кухнях. Потом же в пасхальную ночь вместо того, чтобы радоваться, они клюют носом. Надо не отказываться от пасхального причастия, а просто переменить график уборки и готовки. – Все закончить к вечеру Великой Среды, благо почти у всех есть холодильники, и заняться в спасительное Тридневие своей душой.

И, наконец, утверждают, что в пасхальную ночь очень много посторонних, которые не готовы к приобщению, а исповедать их некогда .

Да, это так. Но чем провинились постоянные прихожане, что из-за маловерующих их лишают соединения с Создателем? Надо не отказывать в Причастии всем, а просто внимательно смотреть за приобщающимися, и неготовых отстранять. Иначе в больших приходах причастить нельзя будет никого. Ведь всегда находятся те, кто по незнанию рвутся «заодно и причаститься».

Но откуда же взялась эта практика, противоречащая и Писанию, и св. канонам, и учению святых? Ведь многие по невежеству считают ее чуть ли не частью священного Предания. Нам известны молодые пастыри, которые говорят, будто бы Церковь запрещает причащаться на Пасху! Происхождение ее таится в темных годах гонений на христиан в СССР. Если в сталинское время Церковь хотели физически уничтожить, то позже, в хрущевские гонения богоборцы решили ее разложить изнутри. Было принято ряд закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху. Но самое удивительное, что эта безумная, антиканоническая практика, призванная разрушить Церковь, сохранилась и до сих пор, и более того некоторые горе – ревнители выдают ее за образец благочестия. Воскресший Боже! Скорее низложи этот злой обычай, чтобы Твои дети могли в святейшую ночь Пасхи быть участниками Твоей Чаши.

На официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия был опубликован проект документа « ». Оставить свои отзывы о нем смогут все желающие. Отзывы также поступят из епархий Русской Православной Церкви.

В интервью порталу «Приходы» предложенный к общецерковному обсуждению документ прокомментировал протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

− Необходимость подобного документа давно назрела, потому что по вопросу о подготовке ко Святому Причащению сейчас в Церкви наблюдается большой «разнобой». Предложенный проект дает очень правильные ориентиры и ссылки на древних авторов и более поздних. Это полезнейший документ, который, я думаю, существующую практику приведет к необходимой и традиционно-церковной норме.

В проекте документа говорится: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». В интернете можно увидеть такую реакцию на обсуждаемый проект: «Ну вот, так и не отделили причастие от исповеди, а в греческой традиции такого нет». Что бы Вы могли ответить таким критикам

− Во-первых, интернет можно сравнить с тем, что пишут на заборах: помимо доброкачественных объявлений на них можно увидеть все, что угодно. Однако это не значит, что необходимо реагировать на все, что там написано.

Во-вторых, некоторые вещи церковной элладской практики абсолютно не приемлемы для членов Русской Православной Церкви.

Нужно помнить: церковные документы всегда составляли люди сведущие и имеющие на то специальное благословение иерархи.

На любой выдвигаемый контраргумент против этого документа можно ответить довольно легко. В то же время на критику, которая раздается со стороны анонимных авторов − если нет подписи, ссылки, может быть, телефона, − мне кажется, вообще не надо реагировать.

«Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах − в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) − является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых», − отмечается в опубликованном проекте. Однако далеко не во всех храмах совершаются вечерние богослужения, кроме как в субботы и накануне великих праздников. Как, по Вашему мнению, должен поступать в таком случае человек, желающий причаститься в один из «рядовых» дней?

− Человек должен следовать той практике, которая есть в его храме, ничтоже сумняшеся. Если он имеет достаточно времени, например, находясь на пенсии, то может восполнить подготовку по церковным книгам - в том же интернете можно найти необходимые последования, каноны. И такое рвение можно только приветствовать. Но это уже келейное правило − никто не будет его ни запрещать, ни регламентировать.

Надо также понимать, что то правило, которое мы сейчас используем при подготовке ко Святому Причащению, сложилось только в XVIII столетии. Понятно также, что его не использовали крестьяне, поскольку не имели книг, которые были отпечатаны в Киево-Печерской монастырской типографии и других - это был удел образованных монахов. Но это не значит, что малограмотные не причащались.

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица. Поскольку в этот период Устав не предусматривает поста, в обсуждаемом документе признается соответствующей каноническому преданию сложившаяся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практика, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. А какими в этом случае правилами должны руководствоваться люди, по тем или иным причинам не соблюдавшие пост, но желающие в дни Пасхальной седмицы сподобиться причастия Святых Таин?

− Подобные вопросы оставляются на усмотрение духовника- тогда совесть причастника будет спокойна. У нас на приходе есть такая практика: на Светлую седмицу желающие причаститься не вкушают мяса - вот такой минимальный пост, и их души спокойны.

Хотя Пасхальная седмица - это особый период в году, когда вообще всякий пост неуместен - он не соответствует литургическому содержанию этого времени. Был Великий пост, его человек, если он православный христианин, должен придерживаться в той мере, насколько позволяют обстоятельства его быта, здоровья, степень вхождения в церковную жизнь. А Светлая седмица - иное время, и если кто-то будет вкушать в эти дни непостную пищу и причащаться, то себе этим никак не повредит.

Не надо, чтоб возникала боязнь что-то сделать не так. Вспомним 66-е Правило Трулльского Собора, авторитет которого подтвержден VI Вселенским Собором: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся». Думается, не стоит противоречить такому авторитету, как Вселенский Собор.

В некоторых храмах можно увидеть, что на Светлой седмице литургии служат, но из-за того, что люди в эти дни поститься не должны, причастие не совершается. Исходя из текста предложенного к общецерковному обсуждению документа, можно сказать, что подобная практика полностью уйдет из жизни Церкви?

− Я с таким сталкивался, но эта практика, к сожалению, нехристианская. Литургия служится ведь исключительно ради причащения христиан Святых Христовых Таин. То, что против Евхаристии, − против Христа. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Кто не причащается, тот не любит Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому кто такое практикует - вне Христа и вне Его Церкви, сознательно он это делает или бессознательно. Любое гонение на Евхаристию - это гонение на Христа!

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

01.05.2016
Светлая седмица и причастие: как они связаны между собой? Можно ли причащаться на Светлой седмице? Как причащаться в Светлую седмицу? Как правильно подготовиться к причащению? Эти вопросы волнуют многих православных христиан, желающих приступить к Святым Тайнам с благоговением и в праздничные светлые пасхальные дни. Вокруг этой темы некогда в разных приходах действовала разная практика. В нынешнем году наконец она получила документальное утверждение. В феврале 2016 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил одобренный Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года и принятый Священным Синодом 5 мая 2015 года (журнал №1) документ . Теперь в любых затруднительных случаях мы можем всегда обращаться непосредственно к этому документу.

Процитируем ту его часть, которая имеет непосредственное отношение к вопросу о том, как подготовиться к святому причащению в Светлую седмицу.

О посте:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

О молитвенном правиле

«Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву».

Об исповеди

«В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства».