Организация дежурств на предприятиях. Инструкция (типовая) для дежурно-диспетчерских (аварийно-диспетчерских, дежурных) служб предприятий, организаций и учреждений, постов вневедомственной охраны объектов по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайн


Поскольку современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства, то практика его употребления имеет несколько значений.Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке. Второй вид дежурства - выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Это, так называемое, ответственное дежурство.

Организация дежурств на предприятиях

После завершения проверки будет принято решение о неправомерности действий работодателя, на основании которого он будет обязан компенсировать невыплаченные за ранее отработанное время средства и впредь не допускать подобных нарушений. Не следует путать сверхурочную работу и привлечение к работе в выходные дни: к первому случаю относятся ситуации, когда сотрудники остаются выполнять трудовые обязанности после завершения рабочего дня, а во втором – приступают к ним в субботу или воскресенье, т.е. в свои официальные выходные. При сверхурочной работе несколько меняется и порядок расчета оплаты: первые 2 часа переработки компенсируются в полуторном, а последующие – в двойном размере.

Трудовой кодекс рф

Привлечение работников к дежурству по графику производится согласно письменному приказу (распоряжению) руководителя предприятия, в котором должны предусматриваться дни отдыха, предоставляемые работникам за дежурство. Приказ по предприятию о привлечении к дежурствам основывается на согласии работников, ведь дежурство не относится к их трудовым обязанностям. Кроме того, в приказе может указываться порядок оплаты труда за время дежурства, оговоренный в колдоговоре или ином локальном акте предприятия (см. Приложение). В табеле учета использования рабочего времени часы дежурства не указываются. Приложение ООО «ИРИС» ПРИКАЗ 28.12.2013 г.


г.

Режим ненормированного рабочего дня

XII, которым установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства на территории Украины применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.” url=”” ]постановление № 233). Другого нормативного основания для дежурства работников пока нет. Это подчеркивает и Минтруда в письме от 02.04.2010 г.
№ 89/13/116-10. Дежурством считается пребывание работника на предприятии (в учреждении, организации) по распоряжению администрации до начала или по окончании рабочего дня, в выходные, праздничные дни как ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов, не связанных с трудовыми обязанностями этого работника, а также для передачи информации.

Страница 404

Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не может возлагаться обязанность по прохождению дежурств такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.

1500 статей о hr

Согласно действующему законодательству, норма продолжительности рабочей недели составляет 40 часов, однако если существует необходимость, работодатели могут привлекать своих сотрудников с их письменного согласия для работы или дежурства в их выходные дни. Исключением являются ситуации, когда работники могут быть вызваны без письменного разрешения:

  • При производственной необходимости, если это угрожает производительности или экономике предприятия;
  • Для предотвращения катастрофы или аварии;
  • Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в организации.

Отдельно стоит рассмотреть привлечение для дежурства в выходные дни сотрудников МВД и МЧС. В этом случае следует ориентироваться на специальные законодательные акты, действующие внутри данных структур, однако здесь будет применяться общий порядок оплаты переработки.

Дежурство работников в выходные и праздничные дни

Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты Вооруженных Сил Украины, утвержденные приказом Минобороны Украины от 28.02.2006 г. № 125.” url=”” ]стационаре ;членам экипажа, оставленным на судне по распоряжению капитана на время пребывания в порту или на рейде для обеспечения безопасности судна ;членам экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины и т.п.

Внимание

Принимая во внимание, что дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом. При формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные его потребностями, а также спецификой деятельности организации. По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с участием представительного органа работников.


Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст.

Ответственный дежурный и привлечь к работе

Работники согласны на такие «дежурства».Как привлечь работника к работе в ночное время с нормальным графиком работы?Можно ли произвести сдвиг рабочего времени сотрудников (вместо дня — ночь) для недопущения сверхурочной работы? Ответ: Трудовой кодекс РФ не содержит, не использует и не регламентирует понятие «дежурство». Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 (далее — Постановление N 233), которое применяется в силу части первой ст. 423 ТК РФ лишь постольку, поскольку оно не противоречит Трудовому кодексу РФ, устанавливает, что дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетами.Из ст. 15, ст. 56, ст.
По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам. Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекать к дежурствам с периодичностью один раз в три дня.


Инфо

Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись. Продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя. Так, например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий.

ТК РФ следует, что в рамках заключенного трудового договора работник обязуется выполнять трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), указанную в трудовом договоре. При этом ст. 60 ТК РФ напрямую запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.В рассматриваемой же ситуации в трудовых договорах с работниками не предусмотрено в качестве одной из составляющих трудовой функции работника выполнение им обязанностей дежурного по организации.Из ст. 72, части первой ст. 74 ТК РФ вытекает, что трудовая функция не может быть изменена иначе, как по соглашению сторон.

Главная задача должностных лиц дежурно-диспетчерских служб (аварийно-диспетчерских, дежурных), постов вневедомственной охраны предприятий, организаций и учреждений (далее – объекты) по вопросам ГОЧС:

Приём, учет и анализ от населения и объектов сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и принятие мер по доведению поступивших сообщений (информации) до должностных лиц, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных ситуаций.

I. Общие положения

1.1. Дежурный диспетчер (пост вневедомственной охраны) объекта:

а) руководствуется:

Федеральным и республиканским законами «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

Постановлением «О классификации ЧС и установлении порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС»;

Постановлениями и распоряжениями главы администрации города Нефтекамска;

Указаниями руководителя объекта;

Настоящей инструкцией.

б) обеспечивает:

Приём сообщений от населения и объектов о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Передачу сообщений (информации), распоряжений соответствующим должностным лицам и аварийной службе объекта(ов), в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организацию взаимодействия между аварийными службами и руководящим составом, в компетенцию которых входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Сбор, регистрацию и анализ полного объёма информации о текущем состоянии систем жизнеобеспечения и характере выполняемых эксплуатационными службами объеета(ов) работ, связанных с изменением режимов систем жизнеобеспечения.

12. Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны должен знать:

Настоящую инструкцию и функциональные обязанности;

Утвержденный порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

Инструкцию о сроках и формах представления информации в области зашиты населения и территорий от ЧС;

Критерии информации и табель срочных донесений в области защиты населения и территорий от ЧС;

Карту-схему объекта и города и уметь хорошо ориентироваться по ней;

Систему оповещения рабочих и служащих в рабочее и не рабочее время;

Систему жизнеобеспечения объекта, основные сооружения, жизнедеятельности службы

жизнеобеспечения;

Основные функции и возможности аварийной службы объекта;

Поступившие распоряжения, приказы и другие документы вышестоящих органов управления в части касающейся работы дежурного диспетчера;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

Порядок составления ежедневной и еженедельной информации представляемой для доклада в соответствующие службы.

II Обязанности диспетчера (поста вневедомственной охраны) по вопросам ГОЧС

Дежурный диспетчер (пост вневедомственной охраны) объекта обязан:

2.1. Осуществлять приём, оформление и анализ сообщений от населения и организаций о происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Осуществлять передачу сообщений (информации), распоряжений соответствующим должностным лицам и аварийной службе(ам), в компетенцию которой(ых) входит организация локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23. Обеспечивать своевременную передачу поступивших заявок по вопросам жизнеобеспечения объекта соответствующей аварийной службе и контролировать ход их выполнения.

2.4. Контролировать состояние исправности имеющихся средств связи и обработки информации. О возможных неисправностях немедленно докладывать руководителю или его заместителю, принимать меры к их устранению.

2.5. Своевременно информировать потребителей (электроэнергии, тепло-, газо- и водоснабжения) о намечаемых плановых работах, связанных с изменениями в системе жизнеобеспечения объекта, а также о возникших аварийных ситуациях.

2.6. При возникновении ЧС (угрозы ЧС) координировать действия аварийно- технической команды, других привлеченных сил и средств на объекте, поддерживать с ними постоянную связь, действуя в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации ЧС.

2.7. При заступлении на дежурство ознакомиться с обстановкой, произошедшими за прошедшие сутки аварийными ситуациями, выполненными и планируемыми за (на) смену аварийными работами, а также работами (вопросами), поставленными на контроль исполнения.

2.8. Составлять к установленному времени ежесуточную информацию о возникновении ЧС (угрозах ЧС), чрезвычайных происшествиях, функционировании системы жизнеобеспечения и обращениях граждан, зарегистрированных дежурной службой.

III. Действия дежурного диспетчера (поста вневедомственной охраны) по вопросам ГОЧС

3.1. При получении сообщения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:

Уточнить первоначально поступившие сведения (примерный район угрозы возникновения ЧС, время, ожидаемые последствия, количество населения в предполагаемом районе ЧС и т.д.);

Не позднее 5 минут после получения сообщения доложить полученную информацию об угрозе ЧС оперативному дежурному (ОД) УГОЧС г. ________ по _______ и в ЕДДС по телефону 01;

Не позднее 20 минут с момента получения информации об угрозе ЧС (о ЧС) передать донесение по форме 1/ЧС (2/ЧС) ОД УГОЧС города (в последующем обстановку уточнять и докладывать ПОД УГОЧС города каждые 4 часа, при резком ухудшении обстановки докладывать немедленно);

По указанию руководителя объекта экономики оповестить по всем имеющимся средствам оповещения и связи рабочих и служащих, а также вблизи проживающее население о предполагаемой ЧС и ее последствиях;

Дать предварительные указания аварийной службе по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Уточнить состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации предполагаемой ЧС, маршруты движения и способы связи с ними;

Организовать обмен информацией с ПОД УГОЧС, дежурными УВД отделения ФСБ, ВК, ЕДДС и с администраций города

3.2. При возникновении чрезвычайной ситуации дежурный диспетчер обязан:

Записать в рабочую тетрадь время возникновения ЧС (получения сигнала о ЧС);

Не позднее 5 минут сообщить руководству объекта экономики, дежурному ЕДДС и (ПОД) УГОЧС города о возникновении ЧС;

Оповестить о произошедшей чрезвычайной ситуации:

Пожарную службу – по телефону 01;

Дежурного по УВД – по телефону 02;

Скорую помощь – по телефону 03;

Дежурного управления по делам ГОЧС – по телефону 4-22-02.

Уточнить первоначальные сведения о ЧС (дата, время, место, вид ЧС, наименование объекта(ов) – источников ЧС (попадающих в зону ЧС) и его (их) ведомственная принадлежность, количество пострадавших, в т.ч. погибших, характеристика, масштаб и причина ЧС, предварительный ущерб);

Организовать первичные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации:

Отключить основное освещение;

Организовать тушение пожара;

Организовать ликвидацию порыва на _______________;

При необходимости оповестить и вызвать аварийно-технические команды:

  • службы газоснабжения – по телефону 04, ________;
  • службы энергетики – по телефону ________;
  • водоканал – по телефону ________;
  • и т.п.

Оценить сложившуюся обстановку в районе ЧС, и доложить дежурному ЕДДС и ПОД УГОЧС предложения о привлечении сил и средств для ликвидации ЧС;

По указанию руководителя объекта и ОД УГОЧС города направить в район ЧС необходимое количество сил и средств, указав район ЧС, маршрут движения, основную задачу;

С использованием всех средств оповещения и связи довести до населения, находящегося в районе ЧС, порядок его действий и организовать принятие мер по его защите;

Организовать постоянный обмен информацией о сложившейся обстановке с ОД УГОЧС, дежурными ЕДДС, УВД отделения ФСБ, ВК г. __________;

При получении информации о ЧС с высоким и экстремально высоким загрязнением, промышленных авариях с экологическим загрязнением воздуха, почвы или воды довести информацию до __________;

Определить по критериям оценки принадлежность ЧС, составить донесения по форме 2/ЧС и передать ПОД УГОЧС города не позднее 20 минут с момента возникновения ЧС (последующие донесения по формам 3/ЧС и 4/ЧС представляются в сроки, указанные в табеле срочных донесений);

Осуществлять сбор информации с места ЧС о развитии обстановки, задействованных силах и средствах и их потребности, а также о ходе выполнения работ;

Своевременно докладывать руководителю объекта, ОД УГОЧС, дежурному ЕДДС о выполненных мероприятиях;

Довести вновь заступившему дежурному диспетчеру обстановку по ЧС, объем выполненных работ, количество и состав привлеченных сил и средств, их последующие потребности;

О ЧС, связанных с авариями на химически опасных объектах, докладывать ОД УГОЧС г. ___________ независимо от масштабов аварии.

3.3. При получении сообщения об аварии (угрозе аварии) на химически опасном объекте с выбросом АХОВ, дежурный диспетчер обязан:

Убедиться в достоверности полученного сообщения, при этом уточнить:

а) время аварии, вид и количество АХОВ попавшего в окружающую среду;

б) вид аварии, состояние аммиачно-холодильной установки (емкости, сосуда) - источника выброса АХОВ;

в) текущее состояние дел (выброс продолжается или прекратился);

г) привлеченные для локализации аварии силы и средства;

д) количество пораженных (погибших);

е) проведенные мероприятия по оповещению персонала объекта и населения, попадающего в зону заражения (при возможном выходе облака АХОВ за пределы объекта);

Доложить о чрезвычайной ситуации ОД УГОЧС и дежурному ЕДДС г. ___________, проинформировать дежурного по администрации города о полученном сообщении;

Произвести запись в журнале учета прохождения сигналов;

Доложить о выполненных мероприятиях руководителю объекта, дежурному ЕДДС и ОД УГОЧС г. ___________, по его указанию проинформировать дежурного администрации города о доведении информации до адресатов и своих действиях.

3.4. При получении сигналов ГОЧС от УВД города с использованием компьютерной системы оповещения.

3.4.1. Первый сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Сбор с целью проверки! »

По этому сигналу:

Дать подтверждение получения сигнала ОД УГОЧС по телефону: _________;

б) Руководитель объекта обязан прибыть к главе администрации города к «Ч»+1.00 (здание администрации ком. ___).

3.4.2. Второй сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Объявлен сбор! »

По этому сигналу:

а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:

Довести сигнал до руководителя объекта;

б) Руководитель объекта обязан прибыть на свое рабочее место и уточнить задачу у главы администрации города, председателя КЧС и ОПБ или начальника УГОЧС.

3.4.3. Третий сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Сбор по чрезвычайной ситуации (ЧС)! »

По этому сигналу:

а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан:

Довести сигнал до руководителя объекта;

Организовать оповещение должностных лиц объекта;

Дать подтверждение о получении сигнала ОД УГОЧС.

б) Руководитель объекта обязан прибыть на свое рабочее место и уточнить задачу у главы администрации города, председателя КЧС и ОПБ или начальника УГОЧС;

в) Члены КЧС и ОПБ города обязаны прибыть к председателю КЧС и ОПБ города к «Ч»+1.00 (здание администрации ком.___).

3.4.4. Четвертый сигнал: «Внимание! Говорит оперативный дежурный УГОЧС. Сигнал: «Внимание всем! »

По этому сигналу:

а) Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны обязан довести сигнал до руководителя объекта и действовать по его указаниям.

Все получившие сигнал обязаны включить телевизор, радио и прослушать объявление диктора.

IV. Права

Дежурный диспетчер или пост вневедомственной охраны объекта имеет право:

4.1. Требовать от аварийной службы исчерпывающей информации о проводимых ею работах, связанных с изменением системы жизнеобеспечения города.

4.2. Самостоятельно принимать решения по ликвидации ЧС (и том случае, если этого требует ситуация).

4.3. Выдвигать предложения (добиваться их реализации) по улучшению реагирования по возможным ЧС, взаимодействия со службами системы жизнеобеспечения города.

V. Ответственность

Дежурный несет ответственность за:

5.1. Несоблюдение настоящей должностной инструкции.

5.2. Несвоевременное принятие мер в ЧС, направленных на спасение жизни и здоровья людей.

VI. Перечень документации для дежурно-диспетчерских служб предприятий, организаций и учреждений, постов вневедомственной охраны объектов г. _____________ по вопросам ГОЧС

6.1. Документация, расположенная на стенде или под стеклом в помещении дежурного (диспетчера):

а) Инструкция дежурному (диспетчеру) на случай возникновения ЧС.

б) Инструкция дежурному (диспетчеру) на случай пожара на объекте.

в) Схема оповещения должностных лиц в рабочее и не рабочее время.

г) Справочник телефонов оперативных служб города.

д) приказ (выписка из приказа) или график ответственных на праздничные дни.

6.2. Документация дежурного (отдельная папка или журнал):

а) Журнал учета аварий и ЧС;

б) Рабочая тетрадь.

в) Формализованные бланки донесений (по формам 1 ЧС-5ЧС).

г) Выписка из табеля срочных донесений.

д) Критерии ЧС (выписка).

е) Порядок сбора и передачи донесений.

6.3. Документация, находящаяся у начальника дежурно-диспетчерской службы (АДС, караула, охраны).

а) Книга инструктажа дежурных (диспетчеров) о порядке действий в случае возникновения ЧС и по соблюдению мер безопасности.

б) Журнал учета занятий с должностными лицами дежурно-диспетчерской службы (АДС, караула, охраны).

в) Ведомость сдачи зачетов по знанию порядка действий при возникновении чрезвычайной

ситуации.

VII. Правила ведения телефонного разговора при получении сообщения об угрозе взрыва

1. При получении сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства будьте выдержанными и вежливыми, не прерывайте говорящего. При наличии магнитофона, подключенного к телефону, запишите разговор.

2. Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге, одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить на телефонный узел по одному из номеров: ________, _________, _________ о поступившем телефонном звонке для определения номера телефона, по которому звонит предполагаемый террорист. Если этого сделать невозможно, то по окончании телефонного разговора не кладите телефонную трубку на аппарат, положите ее рядом, позвоните с другого телефонного аппарата на телефонный узел и установите номер телефона звонившего.

В некоторых случаях с целью решения неотложных производственных (организационных) вопросов в нерабочее время, оперативного разрешения непредвиденных ситуаций на предприятии, передачи оперативной информации о производственном процессе работники предприятий, учреждений и организаций могут привлекаться в выходные и нерабочие дни, а также после окончания рабочего времени к дежурствам .

Дежурства нельзя относить ни к сверхурочным работам, ни к работам в ночное время, а также в выходные и праздничные дни, поскольку они не связаны с трудовыми обязанностями работников.

Организация дежурства на предприятии

Привлечение работников к дежурствам регулируется постановлением Секретариата ВЦСПС «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» от 02.04.1954 г. (далее - Постановление), действующим в Украине на основании постановления Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 г. № 1545-XII.

Согласно п. 1 Постановления дежурства работников предприятий, учреждений и организаций могут вводиться после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни только в исключительных случаях, по согласованию с профкомом.

Привлечение работников к дежурствам чаще одного раза в месяц не допускается .

Дежурство работников заключается в обязанности работника находиться на указанном работодателем рабочем месте с целью решения неотложных вопросов, не связанных с трудовыми обязанностями данного работника, а также передачи информации (письмо Минтруда от 02.04.2010 г. № 89/13/116-10).

В случае привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу для работника как с нормированным, так и с ненормированным рабочим днем переносится в день дежурства на более позднее время.

Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не должна превышать нормальной продолжительности рабочего дня.

В соответствии с п. 2 Постановления дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгулов той же продолжительности, что и дежурство .

Вместе с тем действующее трудовое законодательство не ограничивает работодателей определить порядок привлечения работников к дежурствам в коллективном договоре , в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном нормативном документе, например, в положении о дежурствах на предприятии. Причем в таком документе можно предусмотреть условие о том, что отгулы за дежурство предоставляются только в течение последующих 10 дней (иначе работник теряет право на отгул), либо иной срок, например, по желанию работника в другое время в течение 3 месяцев, или иное.

Особенности дежурства по отраслям

В некоторых отраслях хозяйствования порядок привлечения работников к дежурствам урегулирован отраслевыми соглашениями, например:

  • Отраслевым соглашением между Минтопэнерго Украины и Профсоюзом работников энергетики и электротехнической промышленности Украины.
  • Отраслевым соглашением между Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины и профсоюзами и др.

Этими документами предусмотрена также организация дежурств при производственной необходимости дома руководителей, специалистов, водителей и др. (письмо Минтруда от 02.04.2010 г. № 89/13/116-10). При этом, как следует из указанных отраслевых соглашений, время дежурства дома (без права отлучаться на случай вызова на работу) засчитывается из расчета: за каждый час дежурства - ¼ часть часа нормального рабочего времени. Причем указанными документами предусмотрено, что за дежурство дома таким работникам предоставляется другой день отдыха в течение одного месяца со дня дежурства.

В некоторых случаях вопросы организации дежурств регулируются также нормативными документами министерств и ведомств, например:

  • Типовой порядок организации дежурства руководителей центральных и местных органов исполнительной власти на рабочих местах в праздничные дни для решения вопросов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением КМУ от 10.04.2013 г. № 254.
  • Временный порядок дежурства в выходные и праздничные дни работников центрального аппарата Главгосслужбы, утвержденный приказом Главгосслужбы от 08.07.2011 г. № 166.

Особенности организации дежурств работников здравоохранения регулируются разделом 5 приказа Минтруда и Минздрава «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» от 05.10.2005 г. № 308/519 (см. также письмо Минсоцполитики от 31.10.2013 г. № 962/13/155-13, письмо Минздрава от 23.05.2014 г. № 10.03.68/14230), которым предусмотрена возможность привлечения медицинских работников к дежурству дома . Такое дежурство дома в дневное и ночное время учитывается как полчаса за каждый час дежурства и оплачивается на основании должностного оклада . В случае вызова работника в течение дежурства время, потраченное на вызов, оплачивается за фактически отработанные часы из расчета должностного оклада работника, установленного штатным расписанием. В таком же порядке проводится оплата дежурства дома в нерабочее и ночное время.

Для такой категории работников, как водители , которым также приходится периодически дежурить, Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340, вопросы дежурства (в том числе дежурства дома) не регулируются. Поэтому Минсоцполитики рекомендует в данном случае урегулировать эти вопросы в коллективном договоре по аналогии с дежурством медицинских работников.

Оформление дежурства: график, приказ, табель учета рабочего времени

На основании коллективного договора или иного документа, регулирующего порядок организации дежурств на предприятии, руководителем предприятия должен быть издан приказ (распоряжение), которым утверждается график дежурств на определенный период (месяц, квартал, год) по согласованию с профсоюзным органом. Причем в таком приказе могут быть указаны и дни отдыха (то есть отгулы), предоставляемые работникам за дежурства.

Порядок учета рабочего времени работников определен приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489.

Отметки в табеле учета рабочего времени о фактически отработанном рабочем времени, причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных в установленном порядке. Поэтому день отдыха (отгул) за дежурство отмечается в табеле на основании приказа о предоставлении отгула с пометкой «ІН» - иное неотработанное время, предусмотренное законодательством.

Таким образом, дежурство в выходной день не подлежит оплате, а за него предоставляется отгул с оплатой в одинарном размере, и в табеле учета использования рабочего времени часы дежурства не указываются .

Предоставление работнику отгула руководителем предприятия осуществляется согласно приказу на основании заявления такого работника.

Учет предоставления отгулов, как правило, ведется отделом кадров предприятия.

Вас може зацікавити

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАМКАХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Следует отметить, что в настоящее время в ТК РФ отсутствует такая правовая категория, как дежурства. Однако в советское время дежурства регламентировались на уровне подзаконного нормативного акта, каковым является Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 "О дежурствах на предприятиях и в учреждениях". На сегодняшний день нормативного правового акта, отменяющего данное Постановление, нет, поэтому он продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с данным актом дежурство определяется как переработка сверх установленной продолжительности рабочего времени, которая не признается сверхурочными работами и не подлежит повышенной оплате, а компенсируется "отгулами", поскольку во время дежурства работники не выполняют своих непосредственных трудовых обязанностей, а выполняют в пользу работодателя действия, направленные на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера, на что указывали многие ученые: А. В. Ярхо, А. А. Клюев, Ю. Н. Коршунов, Р. З. Лившиц, М. С. Румянцева, К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова, Е. Гершанов, В. Никитинский . Аналогичной позиции и сейчас придерживаются некоторые специалисты в области трудового права .

Анализ современных нормативных правовых актов в области рабочего времени показал, что правила привлечения к дежурствам установлены законодательством лишь в отношении некоторых категорий работников. В качестве примера можно привести: Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ред. от 25.11.2009); Приказ МПС СССР от 18.09.1990 N 8ЦЗ "О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров" (с изм. от 05.03.2004); Письмо Минобрнауки России от 26.10.2004 и др.

Понятие "дежурство"

Понятие "дежурство" употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.

Во-первых, дежурство может предполагать выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. В данном случае речь идет о дежурствах в рамках трудового договора. Как справедливо отмечает И. В. Аленина, "термин "дежурство" используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования" . Например, в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинских работников, охранников, работников, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Во-вторых, дежурство может предполагать выполнение работы, не связанной с трудовой функцией работника, направленной на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Время этого дежурства не признается рабочим временем, но компенсируется отгулом. Такой вид дежурства, как было отмечено, регулирует единственный нормативный акт 1954 г.

В Постановлении Секретариата ВЦСПС указано, что работники могут привлекаться к дежурству только в исключительных случаях и по согласованию с профкомом. Что считается "исключительными случаями", в Постановлении не указано. Данным документом определены функции, которые не должны возлагаться на дежурных.

К ним относятся: работа по охране объекта, проверка пропусков на входе и выходе из организации, прием почты. А о функциях, которые должны возлагаться на работников, ничего не говорится.

Думается, что это должны быть функции по контролю за поддержанием порядка в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг трудовых обязанностей работника, в следующих случаях:

Производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;

Производства работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ;

Необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Несмотря на то что во время дежурства работник не выполняет свои трудовые обязанности, оно должно включаться в рабочее время. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.

Попутно хотелось бы заметить, что Постановление Секретариата ВЦСПС 1954 г. в настоящее время не может признаваться правовым актом, поскольку оно было принято общественным органом - ВЦСПС. Поэтому данный акт должен быть официально отменен, а нормы, регулирующие дежурства, следует включить в ТК РФ, поскольку потребность в организации дежурств - объективная реальность и они нуждаются в правовом регулировании.

В юридической литературе было высказано мнение, что правила о дежурствах должны разрабатываться на уровне локального акта, в котором должны быть определены понятие и цели дежурства, порядок привлечения работников к дежурствам, права и обязанности дежурящего, компенсации за дежурства .

Однако, думается, что с целью единообразного применения на практике дежурства целесообразно нормы, его регулирующие, легализовать именно на уровне ТК РФ, одновременно признав Постановление Секретариата ВЦСПС утратившим юридическую силу.

В связи с этим практической необходимостью является введение в ТК РФ специальной нормы о дежурстве.

Предлагаю...

Внести изменения в ТК РФ

Следует дополнить ТК РФ специальной статьей "Дежурство в организации" следующего содержания:

Дежурство - это нахождение работника в организации по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни с целью обеспечения контроля за порядком в организации и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не входящих в круг обычных обязанностей работника, в случаях: производства работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям; работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ; необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к дежурствам не может превышать одного раза в месяц, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не допускается привлечение к дежурствам беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к дежурствам инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от участия в административных дежурствах.

Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены), установленной для данной категории работников.

В случае привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу переносится на более позднее время, так чтобы продолжительность дежурства не могла превышать нормальной продолжительности рабочего дня (смены).

Не допускается привлечение к дежурству непосредственно после смены, которую работник полностью отработал, а также привлечение его к работе сразу по окончании дежурства. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.

Привлечение к дежурствам в рабочие дни включается в рабочее время и оплачивается в размере среднего заработка. Дежурства в выходные или нерабочие праздничные дни, ночное время компенсируются по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Конкретные размеры оплаты труда за дежурство устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Библиографический список

1. Ярхо А. В. Время отдыха. М.: Профиздат, 1987.

2. Клюев А. А., Ярхо А. В. Профактиву о контроле за рабочим временем и временем отдыха (правовые вопросы). М.: Профиздат, 1957.

3. Коршунов Ю. Н., Лившиц Р. З., Румянцева М. С. Советское законодательство о труде. М.: Профиздат, 1976. 512 с.

4. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. 2-е изд., доп., исп. М.: Юрист, 2000. 480 с.

5. Гершанов Е., Никитинский В. Основные вопросы советского трудового законодательства. М.: Профиздат, 1966. 256 с.

6. Аленина И. В. Организация дежурств на предприятиях // Кадровые решения. 2006. N 3.

7. Шишкина К. В. Дежурство в организации: некоторые проблемы правового регулирования // Вестник Удмуртского университета: Электронный научный журнал. 2010. Серия 2: Экономика и право. Вып. 4. С. 133 - 137. URL: vestnik. udsu. ru.

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации дежурства работников на дому. Дежурство на дому, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения неотложных производственных вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и т.п.

К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления таких дежурств. Трудовой кодекс РФ — основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия — постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» — не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств далеко не в полном объеме.

С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Такой порядок может устанавливаться и в рамках Правил внутреннего трудового распорядка организации.

Поскольку современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства, то практика его употребления имеет несколько значений.
Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Второй вид дежурства — выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Это, так называемое, ответственное дежурство. На ответственных дежурных, находящихся на рабочих местах возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, — в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.

И, наконец, третье значение рассматриваемого термина связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Именно такое дежурство именуется «дежурством на дому».

В современных условиях работнику для осуществления такого дежурства не обязательно нужно находиться непосредственно дома. Достаточно иметь включенный мобильный телефон и иметь возможность в случае необходимости быстро появиться на своем рабочем месте.

Время дежурства на дому не является рабочим временем. Рабочее время для работника начинается в случае вызова работника и с момента его появления на своем рабочем месте. Учет и оплата рабочего времени работника вызванного на работу осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Тем не менее, дежурство на дому привносит в отдых работника определенные неудобства. Работник обязан находиться в зоне досягаемости, должен иметь возможность немедленно завершить свои дела и приступить к выполнению работы в своей организации. Такие неудобства работодатель обязан тем или иным образом компенсировать работнику, осуществляющему дежурство на дому. Одним из вариантов компенсации является установление доплаты работнику за дежурство на дому. При этом размер доплаты, как правило, пропорционален времени дежурства на дому.

В локальный нормативный акт организации, регламентирующий порядок дежурств на дому, кроме порядка компенсации работнику за такое дежурство могут включаться следующие вопросы:

  • круг работников, осуществляющих дежурство;
  • периодичность дежурств;
  • продолжительность;
  • обязанности и права дежурного.

http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=761