Кому помогла мария гатчинская. Святая мария гатчинская

Память Марии Гатчинской совершается 17 апреля. Ее имя смело можно поставить рядом с такими известными именами, как или . Верующие с любовью поклоняются своей соотечественнице, жившей не в глубине веков, а всего сто лет назад.

Святая исповедница веры, обладавшая даром прозорливости и молитвенного утешения скорбящих и страждущих, еще при жизни пользовалась таким почитанием, что ее называли святая мать Мария, а ее скромный дом сделался местом всеобщего паломничества.

При рождении будущая святая Мария Гатчинская получила имя Лидия и была дочерью петербургского купца Александра Ивановича Лелянова, владельца небольшого завода и собственного дома на нынешнем Московском проспекте. Александр Иванович скончался, когда Лидии было три года, и с этого момента начались ее беды.

В подростковом возрасте Лидия перенесла энцефалит, после которого ее поразила болезнь Паркинсона, постепенно лишавшая девушку возможности двигаться. На выпускные экзамены в гимназию Лидию привезли в инвалидной коляске, а еще через некоторое время ей стало трудно даже сидеть. У семьи были средства для лечения за границей, но ничто не помогало - с каждым годом состояние больной ухудшалось, и к сорока годам бедная женщина могла лишь неподвижно лежать на спине, руки и ноги ее бездействовали.

Казалось бы, в таком состоянии впору прийти в самое черное отчаяние, но будущая мать Мария, напротив, обрела успокоение. «Она обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние» , - писал о матушке Марии ее первый биограф, протопресвитер Михаил Польской.

Конечно, подобное утешение далось нелегко и не сразу - сначала матушка сильно страдала от плотской брани, но позже, пройдя через этот опыт, получила дар понимать и утешать других: «Уткнитесь в подушку и плачьте - и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый» , - говорила она.

Мария в Гатчине

За несколько лет до того, как страдалица обрела полную неподвижность, семья переехала в Гатчину и поселилась в небольшом двухэтажном доме на улице Багговутовской (ныне улица Карла Маркса). Именно сюда начали стекаться к матушке Марии самые разные люди - от простых крестьян до генералов и архиереев. Все они жаждали духовного совета и утешения. Будущий священномученик написал ей на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного» . Именно по благословению владыки Вениамина Лидия постриглась в монахини с именем Мария в честь равноапостольной Марии Египетской.

Десять лет после пострига продолжалось служение матушки Марии. Она продолжала лежать на спине, но теперь ее с головы до пят укрывала черная мантия, а на голове был монашеский апостольник. Она не владела своими руками, но по ее просьбе сверху на мантии всегда лежали четки. За матушкой ухаживала ее младшая сестра, Юлия Александровна. Она же распределяла между нуждающимися деньги и продукты, которые приносили в благодарность матушке те, кто их имел.

После Октябрьской революции

Среди бедных и скорбящих после разразившейся Октябрьской революции оказалось много людей «из бывших»: одним из частых посетителей матушки Марии был генерал Епанчин и его семья. Приходили и самые простые люди - одна из жительниц Гатчины вспоминала, что ее часто спрашивали на улице: «Где живет святая Мария?» О ней распространилась слава не только доброй советчицы и великой утешительницы, но и чудотворицы: говорили, что если матушка Мария о чем-нибудь помолится, то это непременно сбудется.

Кроме того, стал известен ее дар прозорливости: сохранились свидетельства людей, которым матушка с точностью предсказывала события их жизни, от ближайших и самых простых, вроде возвращения домой пьющего мужа, до отдаленных и трагических, таких как последовавший спустя пять лет арест главы семьи и высылка в Сибирь его жены с детьми.

Кроме того, мать Мария Гатчинская была покровительницей всех увечных, страдающих, как она сама: у нее находила утешение слепая дочь генерала Епанчина, инвалид Лилия Тюлина при поддержке матушки занималась иконописью, а мать безрукого юноши нашла работу, помогая в доме по хозяйству.

Хранительница веры

Но, пожалуй, главной заслугой матушки Марии было то, что в безбожное время, наступившее после революции, она помогала сохранить в сердцах людей веру. Вокруг нее собралась небольшая община девушек, которые хотели продолжать молиться, читать Священное Писание, помогать ближним. Участницы этого малого сестричества особым образом чтили память не так давно скончавшегося о, ходили по домам верующих на праздники, посещали больных, отпевали покойников, собирались у одра самой матушки Марии, молились вместе с ней и выслушивали ее духовные наставления.

Кружок просуществовал более десяти лет и помог сформироваться целому поколению молодых людей, родившихся незадолго до революции. Без преувеличения можно сказать, что мать Мария оказала огромное влияние на духовную атмосферу всей Гатчины в атеистические 1920-е годы.

Конечно, долго такое положение вещей при советской власти сохраняться не могло, десять лет и так были достаточно большим сроком. 18 февраля 1932 года началась массовая акция властей по арестам монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры уже закрытого Нежадовского и Пятогорского монастырей, на следующий день арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной и нескольких человек из их общины. В обвинении, предъявленном обездвиженной матушке, говорилось: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду» .

Дальше началось настоящее мученичество матери Марии. Раньше, собираясь в ее комнате-келье, девушки боялись хотя бы ненароком задеть кровать, на которой покоилась матушка, потому что знали - любое, даже самое легкое, движение или прикосновение причиняет ей сильные страдания. «Стала недотрога», - с горечью говорила она про себя. Теперь же два дюжих чекиста схватили ее под руки и поволокли по лестнице вниз, на улицу, где швырнули в кузов промерзшего грузовика. Трясясь на ухабах, грузовик поехал в Ленинград... Можно только с ужасом представить себе невыразимые страдания матушки.

Врач в тюремной больнице освидетельствовал ее и подписал заключение о тяжелой, неизлечимой болезни, о необходимости перевода в обычную больницу и тщательном уходе за нею по крайней мере двоих человек... но власти не обратили на медицинское заключение никакого внимания. Неподвижная монахиня представляла для них опасность своей духовной силой, они сознавали ее влияние на верующих не только в Гатчине, но и далеко за ее пределами.

На допросе мать Мария признала, что к ней приходили люди «за советом по разным вопросам», но не назвала ни одного имени, кроме нескольких священников, которые к тому моменту уже находились в ссылке. Матушка заявила, что по религиозным убеждениям является истинно православной, и тем самым подписала себе приговор. Подобного открытого исповедания веры власти простить не могли и приговорили мать Марию к ссылке на три года. Однако всем было ясно, что дальнего пути она не перенесет.

Матушка Мария Гатчинская скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года и была похоронена на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербургской. После смерти к могиле матушки началось такое же паломничество, какое было к ее дому при жизни.


Прославление Марии Гатчинской

В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, а спустя двадцать пять лет Русская Православная Церковь причислила матушку к лику святых. Это произошло 17 июля 2006 года, а еще через год на Смоленском кладбище состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии.

В торжественной процессии, с пением и крестным ходом, при большом стечении народа они были перенесены в , где верующие поклоняются им по сей день. Так мать Мария вернулась на свою духовную родину.

Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская Печерская Анна Ивановна

Чудеса исцеления по молитвам перед иконой

Через два года после пожара произошло событие, которое еще больше усилило веру народа в целительную силу чудесным образом сохранившейся иконы: исцеление мальчика-эпилептика. Он родился в семье состоятельного биржевого чиновника Константина Петровича Грачева и его жены Александры Петровны. Мальчик появился на свет семимесячным и больным, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение, которое родители старались ему обеспечить. Его назвали Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. И родители, и старшая сестра Екатерина очень любили его. Но несмотря на любовь и уход врачей, ребенок развивался очень медленно: в 1,5 года он еще не умел держать головку, до 3 лет у него не прорезывались зубы, только в 5 лет он начал ходить. Справедливости ради необходимо отметить, что в умственном развитии он не только не отставал от своих сверстников, но и в чем-то даже опережал их. Так, уже в 5 лет он, кроме родного русского языка, уже мог неплохо изъясняться по-французски.

В 1886 году родители умерли, и дети остались сиротами. Коле едва исполнилось 10 лет, Катя была на 16 лет старше. Смерть родителей тяжело отразилась на мальчике: у него произошел судорожный припадок прямо в день похорон матери. О том, что происходило дальше, лучше всего могла рассказать сестра Коли, оставившая воспоминания о своем брате, иеромонахе Николае Грачеве, который после произошедшего с ним чуда всем сердцем обратился к Господу. Катя была крестной матерью Коли, очень любила его и заботилась о нем после смерти родителей. Она писала, что первый припадок, к сожалению, был не единственным. В последующие годы эпилептические припадки участились, ни один из докторов не мог помочь. Мальчик сильно ослабел, часто во время припадков он падал и ушибался или обжигался. Наконец один из врачей сказал, что вылечить Николая нельзя и что его ждет скорый паралич. Припадки настолько участились, что происходили до 8 раз в день. Екатерина совсем отчаялась, но уповала на помощь Божию. И она пришла. Вот как это произошло: «Двадцать шестого октября 1890 года после припадка Коля стал хуже ходить. Скоро ноги оказались парализованы: он не чувствовал уколов булавки. Двадцать пятого ноября отнялись и руки…

Коля быстро слабел, 27 ноября его причастили. Я сама, четыре года молившая Бога об исцелении брата, видя его лежащим без движения, стала молиться лишь об избавлении несчастного от страданий, о смерти его… Особенно сильный припадок был ночью со 2 на 3 декабря. Брат страшно мучился. Конвульсии, вернее, лишь подергивания рук и ног не прекращались ни на минуту. Лицо исказилось, из багрово-красного стало темно-синим, голова тряслась, тело неестественно изогнулось. Припадок продолжался с 9 часов вечера до 6 часов утра. Я прилегла, измученная многими бессонными ночами. В это время и совершилось великое чудо. Брат лежал совершенно обессиленный. Вдруг вся комната осветилась… Он слышит тихий голос: „Николай!“ Перед ним сама Царица Небесная, с приподнятыми руками и в таком одеянии, как на иконе „Всех скорбящих Радость“ (с монетами). С одной стороны святитель Николай, с другой – святитель в белом клобуке, с крестом… Возле Богородицы – два ангела, и за ними сонм святых. Матерь Божия тихо сказала: „Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа [декабря] ты исцелишься, но ранее никому не говори…“

Настало шестое декабря – день ангела больного… Прислуга стала одевать брата, что оказалось очень затруднительно – ведь он был недвижим. Наконец его одели, снесли с лестницы и, как малого ребенка, положили мне на колени. Путь был далекий (верст девять-десять). На углу Невского и Литейного проспекта с ним сделался припадок. Мне трудно было его держать… Когда мы доехали до часовни, добрые люди помогли мне вынести брата. Молебен только что начался, молящихся было немного, человек шесть – восемь. Колю положили перед святой иконой, под голову вместо подушки я подложила муфту – он всегда так сильно бился головой. Припадок возобновился в сильнейшей степени: стоны, скрежет зубов больного заглушали чтение святого Евангелия. Вдруг конвульсии сразу прекратились. Так никогда не бывало: обычно конвульсии постепенно делались слабее и припадок медленно проходил, а тут Коля сразу утих, лежит и не шевелится…

Запели кондак „Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды“. Кто-то из молящихся приподнял брата, приложил к чудотворной иконе Богоматери и, не зная, что он разбит параличом, а считая только за припадочного, поставил его на ноги. Я вскакиваю с колен, кого-то толкаю, спешу поддержать брата – а он поднимает недвижимую до того руку и крестится. Все это произошло в одно мгновение – лишь только болящий приложился к святой иконе. Ничего не понимая, не веря своим глазам, я хочу поддержать его, но он отстраняет мою руку и тихо говорит мне: „Благодари Бога, я исцелен“ – и отходит от святой иконы, чтобы не задерживать молящихся, дать им возможность приложиться…»

Таких свидетельств подобных чудесных деяний помощи и избавления от недугов было множество, и не только перед иконой «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», но и перед Тихвинской иконой Богородицы, и все интересующиеся, несомненно, легко найдут материалы о них.

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Б. Чудеса и исцеления Ветхий Завет изобилует рассказами о Божественном вмешательстве в ход истории и чудотворении. На протяжении всех лет странствования по пустыне Израиль то и дело видел чудеса. Однако в большинстве случаев Моисей становился провозвестником грядущего

Из книги Невидимая битва. Козни бесовские против человека автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

Чудеса бывшие по молитвам протоиерея Валентина (Мордасова) или от святыни, освященной им. Посмертные чудеса. Я обратился к прихожанам нашего храма с просьбой сообщить случаи исцелений их по молитвам протоиерея Валентина или от святыньки, которую он освящал в храме

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

2. Исцеления, магия и чудеса во времена Нового Завета КЕЕ, Howard Clark, Medicina, milagro у magia en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 1992.PINERO, Antonio (ed.), En la frontera de lo imposihle. Magos, medicos у taumaturgos en el Mediterrdneo antiguo en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 2001.PILCH, John J., Healing in the New Testament. Insights from Medical and Mediterranean Anthropology. Minneapolis,

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 годах, через несколько лет после перенесения иконы из Вышгорода во Владимир, когда был построен Успенский собор и освящена церковь

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Памятно жителям города Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святой чудотворной Ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 годы, когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу множество

Из книги Почитание Пресвятой Богородицы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Прежде всего, нельзя не признать чудесным само построение каменного храма, в котором находится чудотворный образ. В 1819 году, вследствие ветхости старого деревянного храма, прихожане с разрешения начальства начали постройку нового,

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам святого страстотерпца Пантелеимона Святой великомученик и целитель Пантеле?имон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам святителя Афанасия, угодника Божия В XIX в. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам преподобного Серафима Саровского Святая Православная Русская Церковь прославляет преподобного Серафима Саровского как чудотворца. В акафисте, ему посвященном, он именуется «избранный чудотворче». И это не только образное выражение, но и

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 гг., через несколько лет после перенесения Владимирской иконы из Вышгорода во Владимир, когда был

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Донская» Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 г. вторглись в русские пределы крымские татары, подошли к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Озерянская» Памятно жителям Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от чудотворной ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 гг., когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу

Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Ма-рия ро-ди-лась в 1874 го-ду в Санкт-Пе-тер-бур-ге в се-мье вла-дель-ца сур-гуч-ной фаб-ри-ки, куп-ца Алек-сандра Ива-но-ви-ча Ле-ля-но-ва и в кре-ще-нии бы-ла на-ре-че-на Ли-ди-ей. Се-мья жи-ла непо-да-ле-ку от Но-во-де-ви-чье-го мо-на-сты-ря ря-дом с Пре-об-ра-жен-ской цер-ко-вью на За-бал-кан-ском про-спек-те. Отец скон-чал-ся, ко-гда Ли-дии ис-пол-ни-лось три с по-ло-ви-ной го-да, а ее сест-ре Юлии пол-то-ра го-да, и они оста-лись на по-пе-че-нии ма-те-ри и стар-ших бра-тьев.
Ли-дия учи-лась в жен-ской гим-на-зии, но неза-дол-го пе-ред ее окон-ча-ни-ем она за-бо-ле-ла эн-це-фа-ли-том, вслед-ствие че-го у нее раз-ви-лась бо-лезнь Пар-кин-со-на, а за-тем рев-ма-тизм и по-даг-ра. Сда-вать вы-пуск-ные эк-за-ме-ны ее при-вез-ли в ин-ва-лид-ной ко-ляс-ке. Род-ные пред-при-ня-ли мно-го уси-лий, чтобы по-мочь де-вуш-ке, по-ка-зы-ва-ли ее зна-ме-ни-тым оте-че-ствен-ным док-то-рам, во-зи-ли за гра-ни-цу для кон-суль-та-ций с ев-ро-пей-ски-ми спе-ци-а-ли-ста-ми, но ни-кто не смог ей по-мочь.
Бо-лезнь при-ня-ла тя-же-лые и неиз-ле-чи-мые фор-мы, и в 1909 году по со-ве-ту вра-чей се-мья пе-ре-еха-ла в го-род Гат-чи-ну. В те-че-ние два-дца-ти лет Ли-дия непо-движ-но ле-жа-ла на спине, лю-бое дви-же-ние и при-кос-но-ве-ние при-но-си-ло ей нестер-пи-мую боль. Но Ли-дия не роп-та-ла и со сми-ре-ни-ем пе-ре-но-си-ла бо-лезнь, вос-при-няв ее как во-лю Бо-жию, ко-то-рой она вполне и по-ко-ри-лась; бла-го-да-ря этим стра-да-ни-ям, она на-учи-лась непре-стан-но мо-лить-ся и при-об-ре-ла па-мять смерт-ную. По-сле то-го как мать и бра-тья скон-ча-лись и Ли-дия оста-лась жить с сест-рой Юли-ей, им ста-ли по-мо-гать по-се-лив-ши-е-ся у них в квар-ти-ре еди-но-мыс-лен-ные с ни-ми пра-во-слав-ные жен-щи-ны. Крот-кую боль-ную ча-сто по-се-ща-ло ду-хо-вен-ство, у ее по-сте-ли слу-жи-лись мо-леб-ны, и да-же об-ра-зо-вал-ся кру-жок жен-щин, ко-то-рые пе-ли на мо-леб-нах уже не толь-ко у нее до-ма, но и в хра-мах. При пол-ной непо-движ-но-сти те-ла и да-же ли-ца, спо-соб-ность ре-чи у Ли-дии со-хра-ни-лась: она го-во-ри-ла с по-лу-за-кры-тым ртом, как бы сквозь зу-бы, ста-ра-ясь про-из-но-сить сло-ва мед-лен-но и раз-дель-но, чтобы быть пра-виль-но по-ня-той.
Дол-гое и сми-рен-ное тер-пе-ние тяж-ких скор-бей очи-сти-ло ду-шу пра-вед-ни-цы, и Гос-подь на-де-лил ее да-ра-ми про-зор-ли-во-сти и ду-хов-но-го уте-ше-ния. Со вре-ме-нем к ней ста-ло при-хо-дить мно-го на-ро-да, чтобы ис-про-сить со-ве-та и с прось-бой по-мо-лить-ся; при-хо-ди-ли не толь-ко ми-ряне, но и свя-щен-ни-ки, и ар-хи-ереи. Мит-ро-по-лит Пет-ро-град-ский Ве-ни-а-мин (Ка-зан-ский) бла-го-сло-вил по-стричь по-движ-ни-цу в мо-на-ше-ство. В 1922 го-ду в го-ро-де Гат-чине на по-дво-рье Пя-ти-гор-ско-го Бо-го-ро-диц-ко-го жен-ско-го мо-на-сты-ря в хра-ме По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри при огром-ном сте-че-нии на-ро-да ар-хи-манд-рит Алек-сан-дро-Нев-ской Лав-ры Ма-ка-рий (Вос-кре-сен-ский) по-стриг ее в ман-тию с име-нем Ма-рия.
Каж-дый день ее по-се-ща-ло мно-же-ство на-ро-да; лю-ди ожи-да-ли оче-ре-ди в при-хо-жей, мно-гие при-но-си-ли ей про-дук-ты и день-ги, ко-то-рые она в свою оче-редь раз-да-ва-ла нуж-да-ю-щим-ся. По вос-по-ми-на-ни-ям про-фес-со-ра Ива-на Ми-хай-ло-ви-ча Ан-дре-ева, мо-на-хи-ня Ма-рия име-ла огром-ный дар уте-ше-ния и ис-це-ле-ния скор-бя-щих душ. Вот «юно-ша, уны-вав-ший по-сле аре-ста и ссыл-ки от-ца-свя-щен-ни-ка, вы-шел от ма-туш-ки с ра-дост-ной улыб-кой, сам ре-шив-шись при-нять сан диа-ко-на. Мо-ло-дая жен-щи-на от гру-сти при-шла к свет-лой ра-до-сти, так-же ре-шив-шись на мо-на-ше-ство. По-жи-лой муж-чи-на, глу-бо-ко стра-дав-ший о смер-ти сы-на, вы-шел от ма-туш-ки вы-прям-лен-ный и обод-рен-ный. По-жи-лая жен-щи-на, во-шед-шая с пла-чем, вы-шла спо-кой-ная и твер-дая» .
По-се-тив-ший мо-на-хи-ню Ма-рию в мар-те 1927 го-да про-фес-сор Иван Ан-дре-ев по-жа-ло-вал-ся ей на одоле-вав-шую его тос-ку, ко-то-рая дли-лась ино-гда до несколь-ких недель и от ко-то-рой он не знал сред-ства из-ба-вить-ся. «“Тос-ка есть крест ду-хов-ный, - от-ве-ти-ла ему мо-на-хи-ня Ма-рия, - по-сы-ла-ет-ся она в по-мощь ка-ю-щим-ся, ко-то-рые не уме-ют рас-ка-ять-ся, то есть по-сле по-ка-я-ния впа-да-ют в преж-ние гре-хи… А по-то-му - толь-ко два ле-кар-ства ле-чат это, по-рой крайне тяж-кое ду-шев-ное стра-да-ние: на-до или на-учить-ся рас-ка-и-вать-ся и при-но-сить пло-ды по-ка-я-ния, или - со сми-ре-ни-ем, кро-то-стью, тер-пе-ни-ем и ве-ли-кой бла-го-дар-но-стью Гос-по-ду нести этот крест ду-хов-ный, тос-ку свою, па-мя-туя, что несе-ние это-го кре-ста вме-ня-ет-ся Гос-по-дом за плод по-ка-я-ния… А ведь ка-кое это ве-ли-кое уте-ше-ние со-зна-вать, что тос-ка твоя есть… под-со-зна-тель-ное са-мо-на-ка-за-ние за от-сут-ствие тре-бу-е-мых пло-дов… От мыс-ли этой - в уми-ле-ние прий-ти на-до, а то-гда - тос-ка по-сте-пен-но рас-та-ет и ис-тин-ные пло-ды по-ка-я-ния зач-нут-ся…”
От этих слов ма-туш-ки Ма-рии у ме-ня в ду-ше точ-но кто опе-ра-цию сде-лал и уда-лил опу-холь ду-хов-ную… И вы-шел я дру-гим че-ло-ве-ком» , - вспо-ми-нал про-фес-сор.

Неза-дол-го пе-ред сво-им аре-стом и му-че-ни-че-ской кон-чи-ной у по-движ-ни-цы по-бы-вал мит-ро-по-лит Пет-ро-град-ский Ве-ни-а-мин, ко-то-рый, по-да-рив ей свою фо-то-гра-фию, на-пи-сал: «Глу-бо-ко-чти-мой стра-да-ли-це ма-туш-ке Ма-рии, уте-шив-шей, сре-ди мно-гих скор-бя-щих, и ме-ня греш-но-го» .
В на-ча-ле 1932 го-да без-бож-ни-ки при-сту-пи-ли к аре-стам мо-на-хов и мо-на-хинь ра-нее за-кры-тых мо-на-сты-рей.
«В усло-ви-ях обострен-ной клас-со-вой борь-бы и оже-сто-чен-но-го со-про-тив-ле-ния, ока-зы-ва-е-мо-го контр-ре-во-лю-ци-он-ны-ми эле-мен-та-ми раз-ви-тию со-ци-а-ли-сти-че-ских форм хо-зяй-ства, ак-тив-ную роль иг-ра-ют цер-ков-ни-ки… пы-та-ясь вся-че-ски-ми спо-со-ба-ми про-ти-во-дей-ство-вать и ме-шать де-лу со-ци-а-ли-сти-че-ской строй-ки… - пи-са-ли со-труд-ни-ки Ле-нин-град-ско-го ОГПУ. - Несмот-ря на то, что мо-на-сты-ри в раз-ное вре-мя бы-ли офи-ци-аль-но за-кры-ты, - мо-на-хи-ни… этих мо-на-сты-рей под-дер-жи-ва-ли их в скры-том ви-де и пред-став-ля-ли из се-бя хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ные груп-пы контр-ре-во-лю-ци-он-но-го и ан-ти-со-вет-ски на-стро-ен-но-го ре-ак-ци-он-но-го мо-на-ше-ства, ко-то-рые груп-пи-ро-ва-ли во-круг се-бя контр-ре-во-лю-ци-он-ные эле-мен-ты, как-то: быв-ших лю-дей, ку-ла-ков, ли-шен-цев, по-ли-цей-ских и т. д.
Об-ще-жи-тия мо-на-хинь скры-тых мо-на-сты-рей по-се-ща-лись в боль-шом ко-ли-че-стве как мест-ным на-се-ле-ни-ем, так и при-ез-жи-ми из дру-гих рай-о-нов. Сре-ди этих по-се-ти-те-лей… мо-на-хи-ни ве-ли ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию и рас-про-стра-ня-ли про-во-ка-ци-он-ные слу-хи, на-прав-лен-ные про-тив со-вет-ской вла-сти и ме-ро-при-я-тий та-ко-вой.
В це-лях предот-вра-ще-ния даль-ней-шей ан-ти-со-вет-ской ра-бо-ты контр-ре-во-лю-ци-он-ных групп мо-на-ше-ству-ю-щих Ле-нин-град-ским опер-сек-то-ром ОГПУ в фев-ра-ле… 1932 го-да бы-ла про-ве-де-на опе-ра-ция, в ре-зуль-та-те ко-то-рой аре-сто-ва-ны…» семь-де-сят шесть че-ло-век.
«За-крыв-ше-е-ся в 1922 го-ду… По-кров-ское по-дво-рье Пя-ти-гор-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря фак-ти-че-ски про-дол-жа-ло су-ще-ство-вать до по-след-не-го вре-ме-ни, при-чем мо-на-хи-ни ука-зан-но-го по-дво-рья, про-дол-жав-шие про-жи-вать в до-мах по-дво-рья, сво-ею жиз-нью, как ду-хов-ной, так и бы-то-вой, ни в чем не из-ме-ни-лись» .
«Ду-хов-но мо-на-хи-ни лик-ви-ди-ро-ван-но-го по-дво-рья… груп-пи-ро-ва-лись око-ло так на-зы-ва-е-мой ма-те-ри Ма-рии, бо-ле-ю-щей рев-ма-тиз-мом и по-дагрой в те-че-ние два-дца-ти лет на-столь-ко в силь-ной фор-ме, что боль-ная на-хо-дит-ся в вы-нуж-ден-ном ле-жа-чем по-ло-же-нии на спине в те-че-ние все-го вре-ме-ни сво-ей бо-лез-ни… Ее по-се-ща-ют в боль-шом ко-ли-че-стве по-се-ти-те-ли не толь-ко из го-род-ско-го на-се-ле-ния, но и кре-стьяне и при-ез-жие из раз-ных мест с це-лью по-лу-чить от нее со-ве-та, как по-сту-пать в тех или иных по-стиг-ших их неуда-чах…»
Мо-на-хи-ня Ма-рия бы-ла аре-сто-ва-на 19 фев-ра-ля 1932 го-да. При аре-сте двое со-труд-ни-ков ОГПУ по-до-шли к по-сте-ли мо-на-хи-ни и, ухва-тив ее за вы-вер-ну-тые ру-ки, по-во-лок-ли по по-лу и по зем-ле, а за-тем, рас-ка-чав за ру-ки и за но-ги, за-бро-си-ли в ку-зов гру-зо-ви-ка. Од-на-ко на-хож-де-ние мо-на-хи-ни Ма-рии в тюрь-ме из‑за ее бо-лез-ни бы-ло в то вре-мя невоз-мож-но, и ее по-ме-сти-ли в тю-рем-ную боль-ни-цу, здесь сле-до-ва-тель и до-про-сил ее. Под-твер-див, что она яв-ля-ет-ся сто-рон-ни-цей мит-ро-по-ли-та Иоси-фа (Пет-ро-вых), мо-на-хи-ня Ма-рия ска-за-ла: «Я счи-таю, что мит-ро-по-лит Сер-гий на-прас-но ве-лел мо-лить-ся за со-вет-скую власть, - ей это не нуж-но. И во-об-ще, пусть за нее мо-лит-ся кто сам хо-чет… Я счи-таю, что за власть мо-лить-ся нуж-но в том слу-чае, ес-ли это власть» .
Сви-де-те-ли, до-про-шен-ные сле-до-ва-те-ля-ми ОГПУ, еди-но-душ-но по-ка-за-ли, что в го-ро-де и окрест-но-стях мо-на-хи-ню Ма-рию все счи-та-ют свя-тым че-ло-ве-ком, на-де-лен-ным от Бо-га да-ром про-зор-ли-во-сти. 22 мар-та 1932 го-да Вы-езд-ная сес-сия Кол-ле-гии ОГПУ при-го-во-ри-ла мо-на-хи-ню Ма-рию к ли-ше-нию «пра-ва про-жи-ва-ния в Мос-ков-ской, Ле-нин-град-ской об-ла-стях, Харь-ков-ском, Ки-ев-ском, Одес-ском окру-ге, Се-ве-ро-Кав-каз-ском крае, Да-ге-стане, Ка-за-ни, Чи-те, Ир-кут-ске, Ха-ба-ров-ске, Таш-кен-те, Ти-фли-се, Ом-ске, Ом-ском рай-оне, на Ура-ле и по-гра-нич-ных окру-гах сро-ком на три го-да… с при-креп-ле-ни-ем к из-бран-но-му ме-сту жи-тель-ства» .
Мо-на-хи-ня Ма-рия скон-ча-лась 17 ап-ре-ля 1932 го-да в тю-рем-ной боль-ни-це в Пет-ро-гра-де и бы-ла по-гре-бе-на на Смо-лен-ском клад-би-ще.
В 1981 го-ду бы-ла при-чис-ле-на Рус-ской За-ру-беж-ной Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых Но-во-му-че-ни-ков и Ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских как но-во-пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Ма-рия Гат-чин-ская.
17 июля 2006 го-да ка-но-ни-зи-ро-ва-на Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью - вклю-че-на в Со-бор но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX ве-ка по пред-став-ле-нию Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии.
26 мар-та 2007 го-да мо-щи Ма-рии Гат-чин-ской бы-ли об-ре-те-ны на Смо-лен-ском клад-би-ще Санкт-Пе-тер-бур-га и по-ме-ще-ны в Гат-чин-ском Пав-лов-ском со-бо-ре

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка. Ап-рель».
Тверь. 2006. С. 27-32

При-ме-ча-ния

Свя-щен-но-му-че-ник Ве-ни-а-мин (в ми-ру Ва-си-лий Пав-ло-вич Ка-зан-ский); па-мять празд-ну-ет-ся 31 июля/30 ав-гу-ста.

Про-то-пре-сви-тер М. Поль-ский. Но-вые му-че-ни-ки Рос-сий-ские. Джор-дан-вилл, 1957. Т. 2. С. 255.

Там же. С. 256.

Там же. С. 255.

Кондак преподобномученице Марии Гатчинской

Страда́лице и благове́стнице пречу́дная,/ моли́твеннице за все́х скорбя́щих и стра́ждущих,/ преподобному́ченице ма́ти Мари́е,/моли́ся Го́споду Бо́гу со все́ми новому́ченики Росси́йскими/ спасе́ние на́м дарова́ти и поми́ловати ду́ши на́ша.

Перевод: Пострадавшая за веру, достойная удивления проповедница Евангелия, молитвенница о всех скорбящих и страдающих, преподобномученица мать Мария, молись Господу Богу со всеми Российскими даровать нам спасение и помиловать души наши.

Молитва преподобномученице Марии Гатчинской

О, преподобному́ченице ма́ти Мари́е, а́нгелов похвало́, новому́чеников и испове́дников сла́во! При́зри на на́с гре́шных, предстоя́щих и моля́щихся тебе́, я́ко те́плой засту́пнице и смире́нной хода́таице пред Го́сподом, Ему́ же моли́твою и посто́м, ве́рою и терпе́нием скорбе́й угоди́ла еси́. Тебя́ бо, я́ко свети́льник ве́ры Христо́вой да́ром прозорли́вости и чудотворе́ний уще́дри Госпо́дь. Ви́ждь сле́зы на́ша и покая́ние, умоли́ ми́лостиваго Бо́га дарова́ти на́м (имена́) грехо́в проще́ние, к бли́жнему любо́вь нелицеме́рную, в ве́ре кре́пость неизме́нную, в житии́ целому́дрие и благоче́стие.
О, преблага́я ма́ти, осени́ твои́м благоволе́нием, все́х, чту́щих святу́ю па́мять твою́. Испроси́ моли́твами твои́ми у всеми́лостиваго Бо́га на́м в ско́рбех - утеше́ние, в беда́х - избавле́ние, в боле́знех - исцеле́ние.
Умоли́, преподобному́ченице свята́я, ми́лостиваго Созда́теля на́шего, да не одоле́ет зло́ба неизрече́нной бла́гости Его́, и да сподо́бимся жи́зни сея́ привре́менныя во вся́ком благоче́стии и чистоте́ пожи́ти, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

17 апреля (4 апреля старого стиля), Святая Православная Церковь молитвенно совершает память прмц. Марии Гатчинской.

«Тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые не раскаиваются, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостию и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покояния… А ведь какое это великое утешение — сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой — в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся.. .» (Из ответа матушки Марии И. М. Андреевскому на его жалобы о невыносимой тоске)

Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в семье купца Александра Ивановича Лелянова в Санкт-Петербурге. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте в доме № 101. Первые скорби начались для Леляновых, когда умер глава семьи. Тогда Лиде было 3,5 года, а ее сестре Юле – полтора…
Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение — болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом.
Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей.
Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной.
В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе посвящённой матушке Марие отмечено: «…Оказавшись полным физическим инвалидом, (она) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».
В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир. (он был владельцем Елизаветинской аптеки.) По свидетельству профессора М. И. Андреевского, брат матушки Марии — слабенький, маленький благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.
В 1912 году Лидия потеряла способность двигаться, ей было тяжело говорить – «говорила она с полузакрытым ртом, медленно и монотонно скандируя». В 1921 году вокруг подвижницы возник молитвенный кружок. Он назывался Иоанновским по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Постоянная совместная молитва братьев и сестер объединила их в духовную семью, готовую послужить ближнему своими делами милосердия. По свидетельству духовной дочери матушки Марии О. Э. Вейерт целью кружка было поддержание духовно-нравственного общения с больной, а также проведение в квартире болящей панихид, молебнов, молитвенных собраний. В него входили женщины разного возраста и сословий, чуткие сердцем, сострадательные и воспитанные родителями в православной вере. Некоторые позднее и пострадали за свою веру.
В 1922 году в Подворье Пятигорского Богородицкого монастыря (в Гатчине) Лидию постригли в монашество с именем Мария, постриг совершил архимандрит лаврский Макарий (Воскресенский) по благословению митрополита Петроградского Вениамина*.
Иоанновская община сначала духовно окормлялась у протоиерея Иоанна Смолина, а после его кончины в 1927 году — у отца Петра Белавского. Вскоре отца Петра арестовали и сослали в Соловецкий Лагерь. Страдалица Мария в письмах утешала отца Петра: «…Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природе темно, у всего живого мира делается тревожное состояние — туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение.
Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко, легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа — это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…»
Матушка Мария была знакома со многими священнослужителями. В 1928-1929 гг. матушку Марию посещал архиепископ Димитрий (Любимов). Митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями. Священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной матушке фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
К монахине в миру приходили многие верующие, к её советам прислушивались, многие просили молитвенной помощи.
Свидетельство Анны Андреевны Фёдоровой: «Матушка Мария сказала мне посещать только церковь «Воскресения на крови», как Истинно-Православную Церковь, имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».
Из воспоминаний профессора М.И. Андреевского, посетившего монахиню Марию в 1927 году: «В ответ на жалобу о мучительной и безысходной тоске, старица мудро ответила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т.е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…»
Профессору довелось стать свидетелем чудесной помощи подвижницы и другим людям: «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».
В феврале 1932 года схимонахиню вместе с братом арестовали. Причиной ареста было огромное духовное влияние старицы Марии… Чекисты волокли беспомощную подвижницу по полу, по земле за вывернутые руки, затем бесцеремонно закинули в кузов грузовика и отвезли в дом предварительного заключения.
По приговору Тройки НКВД монахиня Мария должна была быть выслана на 3 года высылке из Ленинградской области, однако из тюрьмы страдалицу перевели в тюремное отделение бывшей Александровской больницы на Фонтанке. (Брат монахини Марии, Владимир, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири, сестра Иулия, также проходила по « делу Иоанновской общины, Санкт-Петербург, 1932г.», её приговорили к трем год заключения в концлагере, различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку)
4/17 апреля апреля 1932 года матушка Мария скончалась в тюремной больнице. (Её подвергли мучительным операциям: подрезали сухожилия…). Тело выдали двоюродной сестре страдалицы для погребения на Смоленском кладбище. Могила подвижницы, находящаяся недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской, стала местом паломничества православных людей.
По свидетельству Зинаиды Пугачевой её мама Ольга Николаевна в детстве была у подвижницы, она и рассказала ей о прозорливой матушке: «Однажды бабушка взяла с собой в Гатчину мою маму, тогда еще 9-летнюю девочку. Бабушка хотела спросить у матушки Марии совета, как ей быть. Ходили слухи, что будут раскулачивать крепких крестьян. А мои родные были довольно зажиточными, потому что работали много. Мария встретила гостей очень приветливо. Особенно моей маме запомнилось ее лицо необыкновенной красоты, словно высеченное из мрамора. Матушка сказала: «Твою семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет. Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь через всю страну в ссылку».
Через пять лет все случилось, как сказала святая: ночью в дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму. Бабушке разрешили взять маленький узелок с вещами, погрузили на подводу и повезли на станцию Александровскую. Там был целый эшелон раскулаченных крестьян, их отправили в ссылку в Красноярский край. Вместе с бабушкой поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка. Долгих пять лет они проработали на лесоповале. Когда им удалось вернуться домой, им сказали, что дедушка умер в тюрьме. Где его могилка, мы так и не знаем. Так сбылось предсказание матушки Марии».

Летом 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и имя монахини Марии (Леляновой) (1874 –1932гг.). День памяти — 4/17 апреля (день мученической кончины).

26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся и ныне. Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!

Тропарь, гл. 4:

Агница Твоя, Иисусе, Мария,/ утешение рабом Твоим в годину лютую явися,/ крепость веры и благочестия показавши,/ мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, гл. 4:

Страдалице и благовестнице пречудная,/ молитвеннице за всех скорбящих и страждущих,/ преподобномученице Мати Марие,/ молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию

Пять лет назад, в 2006 году, Русской Православной Церковью прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских преподобномученица Мария Гатчинская. Произошло это событие в день памяти святых Царственных страстотерпцев.

В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Пораженная в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание матери Марии еще при жизни было настолько велико, что место ее молитвенного подвига привлекало паломников со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, ее именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были ее духовные дарования и чудеса, являемые по ее молитвам.

В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме № 101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова родилась девочка, получившая в крещении имя Лидия.

В шестнадцать лет Лидию поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии девушку привезли уже в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, болезнь продолжала неумолимо отнимать телесное здоровье. Лидия перестала владеть ногами и вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная боль во всем теле. Постепенно и руки ей отказали, а всё тело ссохлось. Только голова и лицо оставались не тронуты болезнью. Лицо было, по воспоминаниям современников, благообразным и светлым.

Болезнь будущей матери Марии протекала необычно, в чем видится особое действие Промысла Божьего, поскольку этот тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих Новомучеников и Исповедников Российских протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние» (1) .

После того как Лидия полностью потеряла подвижность, она по совету врачей вместе с сестрой и матерью переселилась в императорский пригород — Гатчину. Зеленому двухэтажному деревянному дому неподалеку от Гатчинского Павловского собора суждено было стать местом монашеского и исповеднического подвига преподобномученицы Марии Гатчинской, местом паломничества сотен людей.

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье матери Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Петроградского Вениамина и митрополита Петроградского Иосифа (Петровых). Владыка Вениамин написал на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих».

Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Египетской. Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось ее благословенное Господом служение. «Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», — вспоминает один из современников. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в городе Красногвардейске [Гатчине] 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по улице К.Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария» (2) . Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». «Посещало мать Марию очень много народу, — показывала на следствии Александра Ивановна Анц, — служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью, и если она помолится, то после всё сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просит помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание» (3) .

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни (4) .

Постепенно вокруг матери Марии создается православное сестричество, сестры которого занимались молитвой, чтением и изучением Священного Писания и делами милосердия. Сестричество это называлось кружком почитания отца Иоанна Кронштадтского.

После кончины первого духовника матери Марии, известного миссионера и исповедника православной веры протоиерея Иоанна Смолина, духовником матери Марии становится молодой батюшка отец Петр Белавский (1892-1983). Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря — 1 января 1921 года. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. После 1927 года и отец Петр, и мать Мария стали сторонниками митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), сохраняя вместе с тем верность Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому).

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 года он вместе с главой петроградских «иосифлян» архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован и затем отправлен на Соловки (5) . С заключенным на Соловки отцом Петром мать Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Из одного из писем мы узнаем, что и после ареста отца Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. — Говорится в письме. — Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но всё же Господь милостив ко мне» (6) .

Дочь отца Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствовала, что, когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы ни в коем случае они не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания (7) . Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

18 февраля 1932 года повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. А на следующий день, в пятницу 19 февраля, арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест матери Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду» (8) .

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград» (9) .

Можно представить, какие невероятные физические страдания испытывала мать Мария и во время ареста, и во время транспортировки в кузове промерзшего грузовика по ухабистой дороге. Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). Здесь главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания матери Марии, в котором, между прочим, говорилось, что больная нуждается в постоянном уходе не менее двух человек и подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Монахине Марии было предъявлено стандартное обвинение по статье 58/10 по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни».

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района» (10) .

Действительно, какую опасность для властей могла представлять прикованная к постели монахиня-инвалид? Тем не менее безбожные власти эту опасность осознавали. Духовная сила и авторитет, а также полная безбоязненность матери Марии были страшны богоборцам. К ней обращали взоры те, кому требовалось укрепление в противостоянии явно антихристианскому миру, насаждаемому на месте Святой Руси. Видя смиренное ежедневное мученичество и неземной дар Божественной любви матери Марии, а также твердое стояние в вере, страждущие чувствовали живое дыхание Духа Божия, воочию созерцая, как немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27). И это живое веяние благодати укрепляло их на путях исповедничества.

Показания жителей Гатчины дали коллегии ГПУ вполне ясную картину жизни и служения матери Марии. Мать Мария заявила следователю, что по религиозным убеждениям она является истинно православной и что не считает нужным молиться за советскую власть, потому что самой власти это не нужно. 22 марта 1932 года коллегия ОГПУ приговорила мать Марию к ссылке.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии, было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа, смерть последовала 17 апреля 1932 года (11) . Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки.

Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской. С тех пор ее смиренная могилка стала местом непрекращающегося паломничества верующих людей. Приходя поклониться блаженной Ксении, паломники потом шли на могилку к матери Марии.

В 1981 году монахиня Мария Гатчинская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей. Приходило и время ее прославления на родине.

На протяжении нескольких лет гатчинское благочиние вело тщательную исследовательскую работу, готовя материалы для прославления матери Марии Русской Православной Церковью. Это радостное событие произошло в день памяти святых Царственных мучеников летом 2006 года, а весной следующего, 2007 года состоялось обретение святых мощей матери Марии и их торжественное перенесение в Павловский собор города Гатчины, где они пребывают и поныне.

С тех пор неуклонно растет почитание мученицы, количество паломников к раке ее святых мощей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, появляются свидетельства о новых чудесах благодатной помощи по молитвам преподобномученицы Марии Гатчинской. Ежегодный крестный ход в день памяти святой с ее святыми мощами собирает многие сотни богомольцев, и этот праздник приобретает всё большее духовное значение в жизни Санкт-Петербургской епархии.

Смиренный образ матери Марии незримо предстоит пред нами, являя свет Христовой любви, пример безропотного терпения скорбей, веры и упования, а также полного самопожертвования в служении Богу и ближнему.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Польский М., протопр. Новые мученики Российские. Jordanville, 1957. Т. II. С. 254-257.

2 Архив УФСБ СПб и ЛО. Д. 8894. Т. 2. Л. 458 об.

3 Архив УФСБ СПб и ЛО. Д. 8894. Т. 1. Л. 24.

4 Цит. по: Антонов В.В. Она имела дар утешения // Возвращение. № 3 (7). С. 47.

5 Антонов В.В. Цит. пр. С. 48.

6 Интернет-сайт Гатчинского Покровского собора.

8 Постановление о предъявлении обвинений и избрании меры пресечения. Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. 8894. Т. 1. Л. 376.

9 Епанчина А. Цит. пр. С. 12.