Украшения казанских татар. Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения. Татарская женская национальная одежда

Выходные прошли отлично, но вдруг он заявляет, что везти домой палку казылыка или пачку чак-чака - это как-то банально и вам неплохо было бы придумать, чем их можно заменить. Если на этом месте ваши идеи иссякли, не переживайте: в исчерпывающем гиде по сувенирам «Инде» собрал 30 позиций на любой вкус и бюджет - от кош-теле до дизайнерских украшений с драгоценными камнями.

Атрибутика «Ак Барса» и «Рубина»

Недавно ХК «Ак Барс» обыграл московский ЦСКА и в третий раз стал обладателем . Самое время нарядиться в зеленую фуфайку или обмотаться розой с барсами и отправляться на выходные в Москву - показать, кто здесь хозяин. У «Рубина» дела - руководители клуба называют одной из причин неудач скромный трансферный бюджет. Поддержите казанцев рублем: возьмите подушку с изображением игроков (правда, четверо из пяти уже не играют за клуб), кружку или брелок . Как знать - может, именно ваши 400 рублей помогут клубу взять пару толковых форвардов.

Цена: от 390 до 3900 ₽
Где купить: фаншопы «Ак Барса» и «Рубина»
Кому подойдет: тем, кто навеки со спортом

Татарские сапоги-ичиги или тапочки-чувяки


Если ваш друг регулярно шьет себе власяницы или кюлоты и периодически уезжает биться за , вероятно, кожаные сапоги-ичиги с национальным татарским орнаментом придутся ему по вкусу. Что касается чувяков, они подойдут и людям, далеким от реконструкции: тапочки из натуральной кожи стоят примерно столько же, сколько балетки в Zara, а выглядят оригинальнее и презентабельнее. Главное - не дать себя обмануть и не купить дерматиновую пару массового производства за 15 000 рублей. Столько стоят только кожаные и ручной работы.

Цена: от 1000 до 15 000 ₽
Где купить: сувенирные магазины на Баумана; Sahtian ; Sultan
Кому подойдет: любителям кожаных балеток или исторической реконструкции

Одежда бренда «Татарча casual»


Наряды и аксессуары у бренда самые разные: от синего платья в пол для прогулок по Сабантую до лаконичного повседневного рюкзака из экокожи . Некоторые вещи выглядит слишком «матур» (с тат. - «красиво»), но эксперименты с гардеробом - это увлекательно, а интерес (как этнографический, так и человеческий) к вам в такой одежде за пределами Татарстана гарантирован.

Цена: от 100 до 6000 ₽
Где купить: шоурум бренда (К. Насыри, 20, офис 24)
Кому подойдет: любительницам этнических элементов в одежде и их детям

Татарские чаи и мәтрүшкә


Что общего у татар и англичан? Во-первых, и у тех, и у других когда-то были империи, во-вторых, обе нации любят чай. Отправляйтесь в ближайший «Бахетле» и покупайте сразу несколько упаковок - попробовав татарский чай однажды, обычный эрл-грей воспринимать всерьез уже не сможете. Чтобы подарок был по-настоящему аутентичным, выбирайте упаковки, на которых написано «Заваривать с именем Аллаха». Обязательный ингредиент национального напитка - душица (по-татарски - мәтрүшкә), которую можно купить на любом городском рынке; это национальная гордость примерно того же масштаба, что и чак-чак или певец , - не зря ей посвящают песни и мемы .

Цена: от 25 ₽
Где купить: «Бахетле», Колхозный и другие рынки
Кому подойдет: ценителям душевных застолий

Книга «Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова


После пары экскурсий по Казани вы наверняка будете знать, кто такие Джалиль и Тукай . Теперь поднимаемся на ступеньку выше: «Белые цветы» - классическое произведение Абдурахмана Абсалямова. Роман рассказывает о непростой (разумеется) любви врачей Гульшагиды и Мансура и воспевает подвиг медиков в лучших традициях советской литературы. Произведению 50 лет, но классика, как известно, не стареет ( отзывы в сети). Пару лет назад по роману сняли сериал, но, судя по отзывам, «книга лучше».

Диск с песнями звезд татарской эстрады


«Ты не был на Китайской стене - ты не был в Китае, ты не слушал „Альдермеш“ - ты ничего не знаешь о Татарстане», - мог бы читать классик русского рэпа , если бы родился в Казани. Песни Салавата Фатхетдинова, Хании Фархи, Айдара Галимова - именно так звучит народный Татарстан, поэтому сложно представить лучший саундтрек для уикенда в его столице (тем, кто хочет знать об этом больше, рекомендуем обратиться к нашим материалам: , ). И пусть вас не смущает формат MP3 - в реальности, где Роскомнадзор вот-вот уничтожит половину интернета, недалек тот час, когда мы снова будем слушать аудиокассеты (их, кстати, тоже можно купить в подземном переходе у Кольца).

Цена: от 200 ₽
Где купить: магазин дисков в подземном переходе у ТЦ «Кольцо»; Колхозный рынок
Кому подойдет: тем, кто тает от звуков пентатоники

Труды просветителя Каюма Насыри


Каюм Насыри - татарский просветитель и этнограф конца ХIX века. Интересовался более или менее всем: изучал языки и культуру народов Поволжья, писал стихи, преподавал татарский язык в духовной семинарии в Казани (за что был предан остракизму среди единоверцев). Увезите из Казани его «Наставления повару» и «Мифологию казанских татар» и узнайте, что татарская кухня - это не только эчпочмак и кыстыбый, а локальный бестиарий не ограничивается Шурале и Су анасы.

Цена: от 200 до 300 ₽
Где купить: ЦСК «Смена» (Б. Шахиди, 7); книжный магазин Татарского издательства (Баумана, 29/11)
Кому подойдет: туристу с этнологическим бэкграундом

Сувениры из магазина музея изобразительных искусств

Ассортимент казанских музейных магазинов практически не отличается от общероссийских: магниты, постеры, закладки, блокноты, чехлы для телефонов, кружки и подставки под стаканы. В ГМИИ РТ они объяснимо украшены репродукциями картин из местной коллекции, так что везите домой Репина, Кандинского, Фешина, Ларионова и Гончарову.

Цена: от 100 до 1000 ₽
Где купить: музей изобразительных искусств Республики Татарстан (К. Маркса, 64)
Кому подойдет: тем, кто отличает «Черный квадрат» от «Синего всадника»

Подарки из магазинов товаров для мусульман

Восточный колорит Казани сосредоточен в районе улицы Парижской Коммуны: вокруг мечети и бесконечные лавки, в которых можно уникальные для Центральной России товары. Запоминайте: кожаные носки для намаза (довольно удобные в быту), мисвак (экологическая зубная щетка), мусульманский стикерпак (со словами «Покорность» и «Искренность»), жвачка со вкладышами о Фауде и Самире (мусульманский вариант серии Love is). Наш фаворит - ручка-Коран: книга, которая сама зачитывает суры из встроенного динамика. За чудо халяльной техники в зависимости от модели придется отдать от 2000 до 6000 рублей.

Цена: от 60 ₽
Где купить: ТЦ «Восточный» (Парижской Коммуны, 10) и его окрестности
Кому подойдет: поклонникам уикендов в Стамбуле

«Свияжские сказки» Артема Силкина


Артем Силкин - директор музея-заповедника . Среди его хобби - сочинительство (и издание) сказок, действие которых разворачивается на острове. На сегодняшний день вышли три произведения: «Променянный скелет» с рисунками казанского иллюстратора Максима Покалева, «Крепкие швартовы» с иллюстрациями Елены Прохоровой (Казань и Москва) и «Один плюс девять» с изображениями от Виктории Мерецкой (Санкт-Петербург). Последняя сказка выпущена в двух вариантах: стандартном печатном и коллекционном - всего 100 экземпляров, иллюстрации в которых вручную раскрашивали сам Силкин и казанский дизайнер Ксения Шачнева.

В Национальном музее РТ есть две экспозиции, которыми особо интересуются посетители. Это так называемые «золотые кладовые», где собраны самые ценные экспонаты главного музейного собрания республики.

«Ценный экспонат» на языке музейщиков – это не только изделие из драгоценных металлов, старинные деньги или оружие с инкрустацией самоцветами, но и средневековое украшение, существующее подчас в единственном экземпляре. Это экспонаты, которым сегодня в прямом смысле этого выражения нет цены. Такие экспонаты и размещены в двух «золотых кладовых» – «Товарно-денежные отношения в средние века» и «Татарские ювелирные украшения».

В собрании Национального музея представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений. На протяжении многих веков мастера создавали неповторимые творения, в которые вкладывали свое понимание красоты и гармонии. Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия украшали драгоценные и полудрагоценные камни: топазы, аметисты, бирюза, сердолики, аквамарины…

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. Наибольшее развитие получила чеканка: пуансонная (точечная), плоскорельефная и высокорельефная. Используя указанные виды чеканки, мастера изготавливали различные браслеты, застежки и ювелирные бляхи.

Другими видами ювелирной техники были литье и гравировка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани. Существовала скань трех типов: плоская, накладная и бугорчатая. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь суживающимся завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Широкое распространение имела техника зерни, при которой мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Зернью украшались серьги, футляры для Коранов, бляхи и браслеты.

Все украшения по назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные. Головные украшения – накосники («чулпы», «тезме»), серьги («алка»). Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме. Для украшений очень часто использовались серебряные или золотые монеты, иногда изготавливали имитации монет. Подобные украшения очень часто упоминаются в татарских народных песнях.

Высоко ценились в украшениях рублевые монеты с изображением российских императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II. Часто их называли «кудрявыми монетами» или «монетами с царицей». Особенно ценились старинные немецкие серебряные монеты – талеры, которые достоинством были больше екатерининских рублевых монет.

Татарские женщины заплетали волосы в две косы, вплетая в каждую по ленте с подвесками, которые, соприкасаясь друг с другом, издавали при ходьбе звенящий звук – «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». Некоторые щеголихи увеличивали число блях, подвешивая их в два ряда не только вертикально, но и горизонтально – рядом друг с другом, соединяя поперечной перекладиной. Такой вид чулпы называется «чулпа с коромыслицей».

Самыми многочисленными были шейно-нагрудные украшения – воротниковые («яка чылбыры») и поясные застежки («каптырма»), ожерелья («муенса»), брошки, нагрудники («изю»), перевязи («хасите»). Наручные украшения – браслеты («блезик»), перстни, кольца («балдак», «юзек»).

Женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца.

Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами. Нередко на браслетах указывались не только имена, но и благопожелательные надписи, или надписи, сделанные на память о дарителе или будущем владельце этого украшения.

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи. Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений.

При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье. Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов. Религиозно-магическое значение украшений прослеживается в форме, орнаментике и надписях.

Многие украшения, представленные в экспозиции музея, изготовлены ювелирами села Рыбная Слобода. Ювелирное дело в этом селе известно с XVII века, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Серебряники Рыбной Слободы продавали свои изделия на ярмарках или сдавали торговцам посредникам. Большей частью изделия изготавливали из цветных металлов, использовали для вставок привозные камни из Бухары и Урала.

Дополнением реальной экспозиции «Золотой кладовой», в которой представлены татарские украшения, является станция электронной (виртуальной) экспозиции, где даны дополнительные изображения ювелирных украшений. Их можно увеличить, чтобы рассмотреть в деталях. Пока на станции лишь 30 изображений и информация о них, но идет работа по наполнению базы данных. В перспективе станция будет представлять все ювелирные украшения, которые хранятся в собрании Национального музея.

Светлана ИЗМАЙЛОВА, заместитель генерального директора НМ РТ по науке

КСТАТИ

Три фонда Национального музея относятся к спецхрану: фонд драгметаллов (4050 ед.), нумизматический (109457 ед.) и фонд оружия (915 ед.).

Фонд драгметаллов насчитывает 4050 единиц хранения, включает в себя золотые и серебряные украшения археологического происхождения болгарского и золотоордынского времени, украшения казанских татар, серебряную посуду, предметы утвари. Советуем посмотреть выставку «Ювелирные украшения казанских татар», которая работает сейчас в главном здании музея.

Богато представлен нумизматический фонд (109457 ед.). Особо отметим наиболее интересную и богатую коллекцию античных, европейских, восточных, русских, а особо – болгарских и золотоордынских монет, медалей и памятных знаков. В настоящее время часть этих экспонатов посетители могут увидеть в экспозиции «Денежное обращение и торговые пути края в X-XV веках».

Фонд оружия составляют 915 единиц. В его составе холодное и огнестрельное оружие разных стран и народов.

Забытый язык украшений

В старые времена ювелир­ные украшения имели иное назначение. На Древнем Востоке, например, цвет камня, вид металла, форма и величина драгоценных аксес­суаров зависели в основном от расположения небесных светил в день рождения человека. На Востоке верили, что предназначенные судьбой камни и металлы защищают от бед и примани­вают счастье.

Позже отношение к драгоценным украшениям изменилось, они стали чем-то вро­де послания «Граду и миру». В средневековой Булгарии золотое колечко в левом ухе мальчи­ка говорило о том, что он единственный сын в семье, а серьга с синим камнем в правом ухе – что у него умер отец и он последняя опора ма­тери.

На Руси единственному сыну тоже вдева­ли в левое ухо серьгу. Она как бы взывала к ок­ружающим: «Берегите этого ребенка!» Сегодня старый язык украшений забыт. Цепочка на но­ге, раньше заменявшая простолюдинкам обру­чальное кольцо, сейчас никому ни о чем не скажет. Если когда-то бриллианты предписыва­лось носить только замужним, то сейчас эти камни зовутся лучшими друзьями девушек.

Журнал «Всё ясно», №1, 2007.

«И перезвоны женских украшений»

Когда в XVII веке в Моск­ву на изготовление чеканных окладов для иконостаса одного из Кремлевских соборов из раз­ных городов вызвали лучших серебряников, в их числе были и мастера из Казани, славивши­еся своей работой. И это не слу­чайно, ибо казанские умельцы переняли навыки и традиции ювелирного искусства, зало­женные еще в древней Булгарии. Свое понятие о прекрасном народ воплотил в неповторимых по изяществу женских украше­ниях.

Татарские ювелиры, владея многими секретами мастер­ства, постоянно обогащали его, достигнув расцвета в XIX веке, когда их изделия подчас являли собой образцы, не уступающие мировым шедеврам прикладно­го искусства.

«Край родной – сундук вол­шебный». В этом еще раз убежда­ет знакомство с фондом драгме­таллов, где хранятся золотые булгарские украшения, «дары» най­денных кладов, ювелирные изде­лия казанских мастеров. Эти со­кровища, творения настоящих ху­дожников сделаны безвестными умельцами.

Полет фантазии, воплотив­шейся в ажурной филиграни, сложнейшей бугорчатой скани, зерни в сочетании с гравиров­кой, чеканкой, соперничает с изыском и таинственностью россыпи самоцветов. Действи­тельно, «едины мысль и мастер­ство».

Профессиональные секре­ты, как и инструменты мастеров, передавались из поколения в по­коление. Ювелирным делом за­нимались и женщины. Целые районы (Арский, Лаишевский, Мамадышский, Сабинский, Татарская слобода в Казани) сла­вились ювелирными артелями, так что был смысл бороться за свою «марку».

Украшения носились с дет­ских лет до старости как амуле­ты, отгоняющие злых духов. Они характеризовали достаток семьи, различались у девушек и у замужних женщин. У татар было принято но­сить много колец. Когда хо­дили в гости, унизывали все пальцы, иногда – по не­скольку на каждый. Носи­ли браслеты («белэзек») попарно, на каждой руке, как символ связи между мужем и женой.

Веками украше­ния являлись неотъемле­мой частью татарского костюма. Для состоятельных людей по индивидуальному за­казу, «эксклюзиву», как гово­рят нынче, они делались из зо­лота, серебра высокой пробы, для основной массы населения – из низкопробного серебра.

Большой спрос привел к по­явлению целого промысла, спе­циализирующегося на производ­стве недорогих украшений. На­пример, в конце XIX века в Рыб­ной Слободе во многих домах семьями занимались изготовле­нием подобной массовой, тира­жированной продукции, которая удачно сбывалась на российских ярмарках, а иногда попадала и за границу.

К сожалению, как и многое другое, уникальные изделия та­тарских ювелиров постепенно, к началу XX века, уходят из по­вседневности. Мода диктует свое, и традиционные объемные, мас­сивные украшения не очень впи­сываются в активно внедряющий­ся «европейский» стиль костюма, хотя пожилые люди – как горо­жане, так и селяне, приверженные старине, – еще целые десятилетия пытались как-то сохранить обы­чаи предков.

Процессу исчезнове­ния ювелирного искусства способ­ствовало и развитие фабричного производства, жесткая конкурен­ция, вытеснение с рынка кустар­ного промысла, а, значит, и самих ювелиров с их «штучным» това­ром. А ведь известно: «умеют хо­ром журавли, но лебедь не умеет хором».

Изделия ювелиров края – одна из самых ярких страниц та­тарского декоративно-приклад­ного искусства, воспринимаемая как послание Красоты в будущее. Именно так оценил это поэт Ренат Харис.

Я знаю, дни идут и время старит... Старинных украшений серебро не блещет, но в суровый день мне дарит души народной вечное добро.

Глава из книги Лидии Алексеевой «У времени в плену» (Изд-во «Казань», 2001)

«Казанские истории», №1, 2007 год

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив-ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради-ционно глубокий разрез женской рубахи.

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIX век.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.


Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек

Серебро, позолота, скань, зернь

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.


Женское нагрудное украшение «изю»

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло-вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.


Лунница (айчык)

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).


Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.


Металл, серебро, стекло, ковка


Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Серебро, позолота, бирюза, скань

Перевязи «хасите»-широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.

Нагрудное украшение «Хаситэ»

В силу своей самобыт-ности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки... носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр


Нагрудное украшение «Хаситэ»

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

Ювелирные изделия казанских татар, очень разнообразны и, в основном, изготавливались из серебра, и крайне редко использовалось золото. Это были всевозможные браслеты, серьги, серебряные кольца, пряжки для поясов, ожерелья, бусы, плечевые перевязи.

Основное производство украшений находилось в Казани. Рассвет ювелирного искусства казанских татар пришелся на середину XIX столетия. Для создания изделий применяли различные техники, среди которых были: литье, чеканка, золочение, гравировка, скань.

Самым оригинальным украшением татарских девочек и женщин считалась перевязь. Надевали её на правую руку через плечо. Иногда на них пришивали молитву из Корана помещенную в специальной коробочке.

Самыми распространенными ювелирными изделиями были серьги, кольца серебряные. Причем, именно серьги носили все от маленьких девочек до пожилых женщин. Необычные модели, изготовленные в форме вопросительного знака, были очень популярными среди татарок. Они представляли собой кольцо, несомкнутое с вертикальным стержнем, который отводился вниз. А завершалось оригинальное украшение металлическим шариком или напускной бусиной.

Серьги-лунницы и разнообразные модели в форме колец, с прикрепленными подвесками, были отличительным признаком этого народа. Самые распространенные изделия, с этническим мотивом, состояли из двух сканых блях. Обычно они выглядели в виде крупной грушевидной формы с малой пластинкой и подвесками. Их размеры могли достигать 13 сантиметров.

Известно, что татарские мужчины тоже носили украшения, но, в основном, это были кольца серебряные с камнями. Также они носили поясные пряжки. Их ювелирный ассортимент более скромный, по сравнению с женским.

Из драгоценных камней самыми любимыми у казанских татар были: сердолики, аквамарины, аметисты, яшма, бирюза, топазы. В украшении их располагали, в форме розетки или россыпью на краях изделия. В цветовой гамме преобладал зеленый и голубой оттенок, но часто встречались модели с желтыми и фиолетовыми тонами. Крайне редко использовали красный цвет.

Татарские ювелиры приобретали готовые ограненные кристаллы у гранильщиков с Урала, а потом, исходя из форм и размеров камней, изготавливали к ним гнёзда. Такие украшения встречаются сейчас больше в музеях, чем в ювелирных магазинах, но в бутиках можно повстречать много изделий с национальным татарским стилем.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В ДЗЕН

Национальная одежда любого из народов - это всегда яркие и нарядные вещи, со своей богатой историей. Сейчас мы хотим рассказать о женских татарских костюмах и аксессуарах, представляющих собой уникальный комплекс народного промысла. Их особенность заключалась в том, что не так важно, насколько красиво платье, как важно наличие большого количества украшений. Это могли быть всевозможные бусы, броши, застежки для воротника и изю. Для чего это было нужно и что символизировало, расскажет история этноса.

Татарская женская национальная одежда

В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.

В него обязательно входили:

  1. Широкая длинная рубаха с рукавами;
  2. Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
  3. Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
  4. Платок или шаль поверх калфака.

Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.

Украшения, как часть комплекса народного костюма

Татарские мужчины и женщины в большом количестве вешали на себя разного рода изделия. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 кг . Основным материалом служило золото, серебро, бирюза и янтарь.

Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза - это кости предков, которые сохранили все лучшее.

Итак, татарки носили следующие украшения:

  • Накосники - заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
  • Серьги . Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
  • Всевозможные шейно-нагрудные застежки . Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
  • Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
  • Матерчатые нагрудники - изю (изу) .

Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь - «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.

Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?

Отдельно хочется рассказать об изю. Эту деталь одежды знают немногие. И название редко где встретишь.

Это женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером.

Как и все остальные составляющие костюмов, изю имело свое предназначение . Им прикрывали разрез платья или рубахи замужние девушки . Что-то вроде нагрудного фартука. Кроме этого, глядя на него, можно было определить насколько богата дама. Ведь украшали изу всем, что есть в доме.

Головные уборы у татарских девушек

Девушка надевала головной убор только в зависимости от семейного положения. Мусульманские народы всегда трепетно относились к статусу слабого пола, четко разделяя замужних и незамужних. Поэтому свободные татарки надевали шапки. Волосы при этом они заплетали в две косы и выпускали их сзади.

Женщины, состоявшие в браке, могли выбрать более красочные и оригинальные головные уборы. Но они обязательно прятали волосы, шею и плечи. Их головные уборы имели волосники, либо сверху накидывалась шаль или платок.

Сегодня этих традиций придерживаются редко. Татары стали ближе к европейцам, переняли их обычаи. Но и свою культуру они не забывают. Многое зависит от места проживания . В деревнях люди и сейчас одеваются по старинке. В городах же редко встретишь человека, одетого подобным образом.

История татарской одежды

За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.

Так, например, сибирские подгруппы использовали меха, изготавливая вещи. Они украшали ими безрукавки и головные уборы. Такой особенности не встретишь у народов, проживающих на юге нашей страны, в Астраханской области. Здесь больше преобладали легкие одежды в виде длинных рубах, закрывающих от палящего солнца и тюбетеек.

Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.

У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл? Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.

Видео о татарской культуре

В данном ролике журналист Олег Морозов расскажет, какие еще национальные элементы одежды носят татарские девушки: