Схема индивидуальной беседы с учащимися. Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД


в 5-12 классах


Цели развивающей беседы :


q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;


q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;


q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;


q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;


q выражатьположительные ожидания школы;


q получать обратную связь


Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.

5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.


q Что тебе наиболее интересно на занятиях?


Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе


Учебные компетенции:


Для чего ты ходишь в школу?

Для чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителяили написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметыты особенно любишь?

Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?

Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?

Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.

Коммуникативные компетенции:

Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?

Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? (Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?

Как ты предпочитаешь проводить время?



Самооценка:


Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?

Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?
Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?

Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.

Дополнительтные вопросы :


Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?

Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?

Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?

Вопросы для учеников 8-9 классов

Учебные компетенции

Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?
Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли тызаведомо трудные учебныезадачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?

Какой подход (стиль преподавания) учителянаиболее подходит тебе?

На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.

Коммуникативные компетенции

Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?

Что для тебя значит быть вежливым?
Нравится ли тебе участвоватьв школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителеми каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.

Самомоценка

Какие твои наибольшие достижения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?

Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?

Дополнительные вопросы:


Расскажи о своих увлечениях.

Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?
Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.

Вопросы для учеников 10-11класса

Учебные компетенции

Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)


Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?

Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?
Насколько доволен ты своими учебными результами?

Коммуникативные компетенции

С какими людьми тебе сложно общаться?

Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?

Самооценка

Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?

Что тебе нравится в себе, как в личности?
Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?

Дополнительные вопросы:


По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?

Что ты думаешь о своем будущем?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?


Вопросы для учеников 12 класса

Учебные компетенции


Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)

Какие предметы или курсы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?

Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?


Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?


Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?

Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?
Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?

Коммуникативные компетенции

Что значат для тебя твои одноклассники?

Легко ли тебе с ними общаться?
Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?

Самооценка

Каким ты видишь себя в будущем?

Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?

Дополнительные вопросы

Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?

Какие качества в людях ты ценишь?
Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?



("Merlecons ja Ко ")


Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам, учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.


Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA


Тематика бесед и методика их проведения.

Тематика бесед и методика их проведения с учащимися начальной школы.

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Предлагаемый в этой работе материал, может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассных, воспитательных работ для младших школьников.
Цель: усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, т.е. выводы, которые будут сделаны.
Задачи:
- дать новые знания, углубить уже имеющиеся
- расширить и конкретизировать представления по теме
- вызвать интерес детей к беседе
- расширить словарный запас учащихся
- способствовать повышению интереса
Содержание:
Огромную роль в воспитании детей, в формировании их духовного облика играют беседы. В жизни нашего класса они занимали очень большое место и в значительной степени способствовали повышению интереса.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности, держать его в курсе последних событий в нашей стране. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Обязательно нужно продумывать варианты изложенной темы, в зависимости от ее сложности, с тем, чтобы она была доступна, заинтересовала всех детей.
Во–первых, беседы должны по своей форме и интонации отличаться от конкретных уроков. Это уже не что-то обязательное, а вид отдыха детей. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия учителя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы и ее темы.
Во–вторых, если беседа преимущественно носит характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной учитель и привлечет к ней детей разного возраста.
Так, самый сухой факт можно сделать доступным для восприятия сообщением сопутствующих сведений, вызывающих определенные эмоции.
Это метод не новый. Им, например, очень широко пользуются писатели – натуралисты. В частности, в книге Е. Спангенберга «Записки натуралиста» (М., 1964) изложение фактического материала связано с рассказами о различных смешных или грустных событиях. Поэтому он хорошо запоминается, а произведения писателя читаются с неослабевающим интересом.
Следует обратить внимание и на вступление к теме. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить: «Давайте, путешествовать!» Это сообщение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя по карте Южно - Сахалинск, все садятся в воображаемый поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками и не только по железной дороге, но и водным путем. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Имеет значение и название беседы. Например, с успехом такие, как «Точка на карте» или «Детки на ветке». Привлечь внимание детей можно с помощью наглядных пособий. К первым словам беседы прислушается не каждый ребенок, а вот рассмотреть предложенную иллюстрацию сбегутся все. Поэтому большинство тем хорошо начинать с просмотра иллюстраций из журналов, книг, подборок. Постоянным наглядным пособием являются фотомонтажи.
Это далеко не все способы повышения интереса детей к беседе, но они уже позволяют в равной мере заинтересовать детей.
Еще более важно, чтобы дети поверили, что с учителем можно обо всем поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
Эффективность бесед зависит от некоторых условий :
1. Не допускать того, чтобы беседа превращалась в лекцию.
2. Беседа должна иметь проблемный характер.
3. Не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию.
4. Проработать все точки зрения учащихся.
5. Помочь ученикам самостоятельно придти к выводу.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3 – 5 до 20-30 минут, в зависимости от их содержания. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена перед или после динамической паузы; другие предложены во время мытья рук и в столовой. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке.
В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.
Ориентировочные темы бесед распадаются на четыре вида:
1. Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и мире каждый день.
2. Темы, опирающиеся на тематический план школы.
3. Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, явлениями природы, с жизнью птиц и животных.
4. Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телевизор, играют в компьютер, присутствуют при разговоре взрослых. Все это дает колоссальную пищу детскому уму, и они задают учителю множество вопросов. Уклонятся от них он не имеет права. Он должен привести в систему все сведения, полученные детьми. Чтобы быть к этому готовым, необходимо консультироваться с учителями – предметниками, а также достаточно читать.

Одной из педагогических ситуаций является нарушение дисциплины учащимися. Педагоги предъявляют требования к поведению учеников ,которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мы имеем факт проявления негативного отношенияученика к учителю ,которое проявляется в форме конфликтного поведения.

Как же грамотно разрешить подобную ?

3.Определить стратегию действий педагога , с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика ?

Нарушающий дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не в состоянии осознать мотивы (причины и цели) своего поведения в данной ситуации. Ситуациинарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но мотивы действий учеников всегда индивидуальны.

Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися . Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения . Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.

Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником , необходим анализ ситуации педагогом . Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.

Мотивы проблемного поведения учащихся.

I.Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким ученикам просто нужна аудитория. Они просто не знают, как можно позитивно общаться.

Задача учителя -в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.

А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика .

2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно встать возле него, Не говоря ничего,и не глядя на него.

4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних слов, положить перед ним на парту записку,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученик разрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.

7.Не используя резкие окрики,спокойно объясните ученику , почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности:

Юмор (смех разрядит ситуацию)

Со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока

9.Используйте прием отвлечения внимания:

Задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу

Попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);

Измените вид деятельность учащихся , дав другое задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.

II. Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми . Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.

Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.

Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика , стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика . должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.

2.Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам , что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика . Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам , как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю .

5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.

III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога , хамят, обижают других ученико в и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя . Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя . Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу .

Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.

А в момент конфликта:

а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика . Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученик у: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика , сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

Можно удалить (но это на крайний случай):

В пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)

В другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, психологом, социальным педагогом и т.д.) При этом,ставьте его перед выбором:»Ты можешь выбрать,что тебе больше нравится -сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то почини, если намусорил, то убери, если испачкал,то вымой, если оскорбил,то извинись). Адекватность санкций не унижает гордости ученика , но служит уроком.

Применять лучше именно санкции , а не наказания .

Санкции и наказания внешне похожи. Однако, часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить санкции :

Лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

Лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

Лишить права доступа в определенные помещения школы

Обязать возместить убытки

Обязать встретиться с администрацией школы

Беседа с родителями.

IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:

Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах)

Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика

Оказывать индивидуальную помощь ученику

Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях .

Главное, что нужно решить учителю : что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником ?

План действий учителя.

Нужно решить пять задач:

1.Понять мотивы неправильного поведения

2.Выбрать методы для прекращения конфликта

3.Создать тактику поддержки ученика

4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами .

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:

1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика .

2.При возникновении подобной педагогической ситуации , в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика , а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.

2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика

3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик , действующий назло педагогу .

5.Напряженность ситуации нужно стремиться разрядить, а не нагнетать повышением голоса, критикой,сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами,которые лишь усилят конфликт.Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика .

6.Не нужно начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше,например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.

8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику . Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.

Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.

Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников .

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.

3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но позитивные предсказания конструктивны. Нужно акцентировать на положительных качествахученика , отметить его малейшие успехи в чем-то, выразить уверенность в будущем успехе,еслиродителями будет оказана помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей , а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками ).

Многие учителя, даже опытные, испытывают опасение, когда речь идет о том, чтобы поговорить с родителями о плохом поведении их ребенка .

Как правило, педагог, боится трех вещей:

Родители будут сердиться и защищать своего ребенка.

Родители будут задавать вопросы о компетенции учителя в вопросах обучения.

Родители будут жаловаться и требовать оставить в покое их ребенка.

Эти опасения вполне обоснованы.

При обсуждении плохого поведения ученика , учителя, как правило, говорят о том, что это бездействие родителей, критикуют ребенка. Думаю-это неправильный путь. И, потому, что темой разговора является их собственный любимый ребенок, родители отвечают агрессивно. Срабатывает защитный барьер, разгораются эмоции, и в одно мгновение вы, не добившись целей беседы, вынуждены закончить ее.

Этого можно избежать. Необходимо обсудить плохое поведение таким образом, чтобы найти поддержку в лице родителей и готовность их помочь своему ребенку улучшить свое поведение.

Вот как:

Будьте дружелюбны.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Проинформируйте родителей.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Придерживайтесь фактов.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора-плохое поведение.

Не стесняйтесь говорить прямо.

Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить. Правда является наиболее полезным и влиятельным языком, который вы можете использовать в беседе о плохом поведении ребенка с его родителями.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Будьте кратки.

Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, "Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».

Беседа с родителями.

Если вы будете следовать приведенным выше указаниям, вы обнаружите, что при разговоре с родителями вам нечего опасаться. Вам не нужно сердиться, жаловаться. Родители смогут выслушать вас, вы сможете повлиять на них.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье».

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе» .

Беседа четвертая: «О толерантности».

Беседа пятая: «Нет предела совершенству».

Беседа шестая: «Кто есть кто?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

Девизы программы:

1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»;

2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни.

И вернуть эту радость,

вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?

Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.

После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.

Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»

Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?

Беседа проходит в форме диалога:

1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.

2. Что нового внесла в твою жизнь школа?

3. Как ты понимаешь девиз: один - за всех, и все за одного?

4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?

5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.

По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:

1. Мальчики должны уважать девочек.

2. Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.

3. Не давать прозвища.

4. Не грубить, не обзываться.

5. Быть дружными и т.д.

Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается, и правила появляются в классном уголке.

Беседа третья: «Все начинается с детства».

Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:

Грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

(А.С.Пушкин)

Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.

Заранее проводится анкетирование:

а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?

б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?

в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?

г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?

д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?

Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.

Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.

Беседа четвертая: «О толерантности»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы»…

Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.

Беседа пятая: «Нет предела совершенству»

«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,

Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»

Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.

Стремитесь, люди, только к высоте.

Что красота? Пребудет и пройдет,

А тяга к красоте - не подведет!

Беседа шестая: «Кто есть кто?»

Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.

Тезис. Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий. (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?

Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.

Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.

Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.

Всегда ли юноша придет на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» - значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.

Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутришкольном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе, обществе и быть счастливым.