Конкурсная программа по году экологии сценарий. Игровая познавательная программа «Знатоки природы

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«СКОРАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

Выходит Маша, в руках клочок бумаги

Маша: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мне приснился необыкновенный сон:
Будто облачко влетело в моё окно
И с него на подоконник слетел лист бумаги.
На нём было написано,
В чём секрет здоровья.
Только я начала читать –
Прилетели гуси-лебеди,
Выхватили у меня этот листок и улетели,
А у меня только один клочок остался.
Проснулась я и вижу:
В руках у меня этот клочок.
Написано: «Секрет здоровья прост» и всё,
А гуси-лебеди эти прилетели из сказки,
И живут они у Бабы-Яги.
Я должна прямо сейчас
Отправиться на поиски избушки Бабы-Яги для того,
Чтобы забрать листок бумаги,
Который унесли эти птицы.

Маша уходит. Появляется Леший, поёт песню на мотив «Собака бывает кусачей». Выходит Маша.

Маша: А вот, кажется и лес, в котором Баба-Яга живет.
Здравствуйте, уважаемая Баба-Яга!

Леший: Какая я тебе Баба-Яга?!

Маша: Извините, а вы кто?
И где Баба-Яга?

Леший: Моя подруга Бабуся-Ягуся сейчас отсутствует,
Она в салоне красоты марафет наводит.
А кто ты, чего хотела-то?
Маша: Я Маша.
Гуси-Лебеди унесли секрет здоровья,
Наверно, они его Бабе-Яге отдали.

Леший: Принесли Гуси какую-то бумажку.
Читать я, правда, не умею,
Да отпускать тебя жалко,
Больно ты аппетитная, хорошенькая, чистенькая.

Маша: Я умываюсь, чищу зубы, руки с мылом мою,
Иначе от микробов не спасёшься.

Леший: Это кто же такие?
И меня одолеть могут?

Маша: Они могут погубить каждого,
У кого грязные руки, уши, ногти, одежда!

Леший осматривает себя, плачет

Маша: Не плачьте, я вам помогу.
Всё начинается с личной гигиены.
Вот держите эту расческу.

Леший: Знаю, у Яги такая была,
Бросишь её – и встанет лес густой.

Маша: Нет. Просто, когда вымоете волосы,
Аккуратно расчешитесь.
Ещё подарю вам зеркальце.

Леший: Это я знаю! Бросишь зеркальце –
И появится озеро серебристое.

Маша: Нет, это другое зеркальце.
Если в него посмотришь,
То сразу видно, чистый ли ты,
И ещё я подарю вам мыло.

Леший: Что же будет, если бросишь мыло?

Маша: Зачем же мыло бросать?
Им нужно мыться и стирать.

/ Игра «Стирка» /

/ показывает бумагу /

Маша: А вот здесь есть все инструкции!

/ Леший хочет взять лист, но Маша не даёт /

Маша: Только в обмен на нашу бумагу!
Леший: Ты уйдёшь, а мне будет скучно.

Маша: А вы займитесь каким-нибудь полезным делом.

Леший: Каким ещё делом?

Маша: Возьмите у Бабы-Яги экологически-чистый транспорт – метлу.
Значит, вы можете стать экологом.
Займитесь очисткой реки,
Ведь реки – это артерии земли.
Засорились реки, и стало плохо земле.

Леший: Ой, как интересно! Согласен.
/ отдает листочек, где написано «гигиена» /
Давай свои инструкции - вот бумага.
Но я совсем забыл!
Я оторвал кусочек, чтобы сделать подарок Царевне Несмеяне.
Я сделал ей смешную рыбку,
Но она так и не рассмеялась.

Маша: Скорее проводите нас к ней!

Леший: Хорошо, пойдёмте!
Леший и Маша уходят

Появляется Царевна Несмеяна, поёт песню на мотив «Розовый слон»

Я Несмеяной с детства зовусь,
Я улыбнуться даже боюсь.
Скучно, тоскливо, грустно всегда,
Я не смеюсь нигде, никогда.
Кто-то сказал мне: ты не грусти,
Смейся и пой, танцуй и шути.
Кто-то хотел меня рассмешить,
Но продолжаю слезы я лить.
Входит Маша

Маша: Отчего здесь так сыро?

Царевна Несмеяна: Это потому, что я всё время плачу!

Маша: Но ведь это вредно для здоровья!
Хорошее настроение излечивает многие болезни.

Царевна Несмеяна: Никто не может вылечить меня!
Никто меня не рассмешит!

Маша: А если это мне удастся,
Ты подаришь свою рыбку?

Царевна Несмеяна: Ладно, всё равно мне некуда выпустить её,
Вода везде грязная, поэтому я и плачу.

Маша: Я знаю, как тебе помочь!
Надо очистить родник, углубить.
Ведь многие болезни – именно от грязной воды.
А пока
· рыбок из грязного водоема
Нужно переселить в чистый.
Мы с ребятами тебе поможем.

Игра «Перелови рыбу»

Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша!
Возьми мою рыбку
/ на листочке, из которого сделана рыбка, написано «чистый воздух и вода» /

Маша: Но тут опять не всё!

Царевна Несмеяна: Я совсем забыла,
Что Кощей Бессмертный оторвал кусочек
И спрятал его у себя.

Маша: Отправляемся на поиски Кощея.

Уходят
Выходит Кощей. Поет песню на мотив «Песенки про жирафа»

Путь людей по жизни быстротечен,
Я ж один такой на целый свет.
Я неуязвим, бессмертен, вечен,
Потому что знаю я секрет.
До чего же, до чего же
Обожаю секреты,
Не хочу. Чтоб люди жили,
Не болея при этом.
Обмануть меня невозможно,
Ведь секрет запрятал я надёжно.
Выходит Маша

Маша: Здравствуйте, Кощеюшка!

Кощей: Какой я вам Кощеюшка,
Я новый русский Кощан!
А вам кранты, раз меня потревожили / хватается за зубы /
Ой-ой-ой!

Маша: Что случилось?

Кощей: Зубы болят! И чистил, и жвачку жевал

Маша: Жвачку тоже надо в меру
А вот питаться можно лучше.
А то вон – одни кости остались. / трогает/
Худенький, щупленький!
Вам обязательно нужны витамины,
Поэтому ешьте больше фруктов и овощей.

Кощей: Всё куплю! / говорит по телефону /
Подъезжайте
Как не можете подъехать?
Какая ещё мусорная свалка?
А в объезд? Овраг обвалился?
А на вертолёте? Из-за пыли ничего не видно?
Всё! Это конец!

Маша: Это можно всё исправить, пока не поздно.
Возле оврага надо посадить деревья и кустарники,
Они и почву закрепят и воздух очистят.

Кощей: Спасибо, что подсказала, а со свалкой что делать?

Маша: А на ваши деньги постройте завод по уничтожению мусора.
У меня и инструкции естьв обмен на ваш секрет.

Кощей: Да какие проблемы? Меняемся! / хватается за поясницу /
Ой, что-то меня прихватило.

Маша: Это всё потому, что ты зарядку по утрам не делаешь.

Кощей: Да я и не умею вашу зарядку делать.

Маша: А мы тебя научим.
Музыкальная игра «Зарядка»
Кощей: Ничего я вам не отдам!
Разве можно верить Кощану?
Давайте, делайте ноги отсюда, пока я добрый!
Маша: Придётся привести последний аргумент.
Как вы посмотрите на это? / показывает яйцо /
В этом яйце – игла, на конце иглы

Кощей: Хватит, хватит, молчи, услышат.
Да я пошутил, что и пошутить нельзя?!
/ отдаёт бумагу, где написано «витамины» и уходит /

Маша: Вот теперь я могу прочитать рецепт здоровья,
Все кусочки на месте.
«Секрет здоровья прост: гигиена, чистый воздух и вода, зарядка, витамины»
Появляются все герои
Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша и ребята!
Вы научили меня ухаживать за родниками,
Теперь вода в них чистая
И всем рыбкам там живётся хорошо.

Кощей: А я создал «Скорую экологическую помощь»:
Сажаю деревья и занимаюсь уничтожением отходов.

Маша: Очень важно чтобы наша планета была чистой,
Ведь от этого зависит и наше с вами здоровье.
Берегите планету и будьте здоровы!
Все поют песню на мотив «Чунга – чанга»
Чудо – средство для здоровья есть,
Всё по пальцам можно перечесть:
Гигиена – это будет раз,
Настроенье – как сейчас у нас!
Это два, а три – зарядка.
Чтобы было всё в порядке,
Надо спортом заниматься, закаляться.
А четыре – витамины,
Для болезней нет причины,
Надо только очень, очень постараться.
Сможем мы здоровье накопить,
Чтоб нам стало радостнее жить,
Чтоб заботу мы могли с тобой
Подарить планете голубой.
Чтобы реки не мелели,
Родники чтоб звонко пели,
Чтобы всех зверей согрели мы любовью.
Чтоб здоровы были дети
На счастливой на планете,
Мы желаем всем и каждому здоровья!
Всем здоровья!

Заголовок 1Заголовок 215

Экологическая конкурсно­игровая программа
«Всё это называется природой» для учеников(5­7 классов)
Программа проходит под девизом:
«Мы хотим от человека всю природу оградить»
Цели:
Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства
ответственности за нее.
Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
Формирование ответственности за свои действия и поступки.
Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
Заложить основы природоохранного поведения.
Место проведения: кабинет химии
Время проведения: 1 час
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
презентация по теме «Запрещающие знаки»;
карточки с запрещающими знаками;
заповеди юного эколога;
цветные карандаши, фломастеры, бумага;
цветные салфетки, ножницы, клей.
Оформление:
Зал оформлен плакатами и высказываниями.
Выставка книг по экологии.
Красная книга.
Ход программы
Вступление:
(звучит музыка «Звуки природы)
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1.
2.
3.




Чтец:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
В. Шефнер
Запомните заповеди юного эколога:
не только смотри, а наблюдай,
не шуми, а слушай и понимай,
не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам,
животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.
Ведущий:
Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас
приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это называется природой».
Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области
техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества
появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых относятся проблемы
экологии.
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать
законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух
греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­ «наука». Значит, можно сказать, что экология
– это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли,
взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и
животными и как сохранить всё живое на Земле.
Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой»поможет нам с
вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое
жюри. (Представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

Прошу команды представиться.
Представление команд.
Команды занимают место за столом.
Ведущий:
Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно
выполните задание.
Команды получают конверты с заданиями.
Ведущий:
Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
Жюри оценивает конкурс.
Станция 1 «Природная аптечка»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по
очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая
команда.
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка)
Вся в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (береза)
Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
1.
2.
3.
4.
5.
Из кисти белоснежной. (ландыш)
6.
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (подорожник)
7.
Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник)
8.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений. (Приложение № 5)
Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение» №2
Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды задаётся вопрос
какие лекарственные растения вы знаете? Какая команда болельщиков больше назовёт.

Станция 3. «Загадки из земли»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда,
которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ,
ответить может следующая команда.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

8.
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, ­
Я лед, я пот, я ­ облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза ­ застываю. (Вода)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция «Экознаки»
Ведущий:

доске).
Ведущий:

комментирует.

Ведущий: Станция 4«Расшифруйте криптограмму»
Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать
четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой
фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 5 «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и
определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем
бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.
Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!
А польза от меня людям большая.
Ответ:
Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба № 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд
и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы
уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
Ответ:
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает
насекомых.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 6 «Птичий базар»
Ведущий:
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное
время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным
щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь
немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
Ведущий предлагает распределить названия птиц под соответствующими названиями
(перелётные или зимующие).
Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец,
сорока, утка, сова.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 7 «Капитаны»
Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от
жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая
шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 8 «Расшифруйте словосочетание»
Каждая команда получает словосочетание, которое необходимо расшифровать.
АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга).
Ведущий:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не
просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На
ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал
запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день
на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора,
а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В
этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
Станция 9 «Экознаки»
Ведущий:
Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено
конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к
природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к
доске).
Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки.
Ведущий:
Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите
свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)
Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий

Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

Цели игры:

1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

3. учить применять свои силы и знания на практике;

4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

Подготовка к игре.

1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

3. Определяется состав жюри.

Условия игры.

1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ход игры.

1. Объявление темы и целей игры.

2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

4. Знакомство с правилами игры.

5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

Конкурсы:

1. "Чёрный ящик".

Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

2. "Устами младенца".

В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

4. Это зимой и летом одним цветом.

5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

3) 1. Её изобрели китайцы.

2. Из неё получается много мусора.

3. Она легко горит.

4. Её получают из дерева.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

4) 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

3."Эрудит".

Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

4. Самое крупное животное суши? (слон)

5. Самое крупное животное океана? (кит)

6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

9. Перелётные животные? (летучие мыши)

10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

Вопросы команде "Клёны".

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

2. Кого ловит кошка? (мышей)

3. Что наступает после осени? (зима)

4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

4. "Эстафета" - весёлые художники.

"Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

5. "Перевёртыши".

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

2. Сахарица (кислица)

3. Своевременник (безвременник)

4. Здоровоголов (болиголов)

5. Заячье лыко (волчье лыко)

6. Зверолюб (зверобой)

7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

8. Марья - кофе (Иван - чай)

9. Мухолюб (мухомор)

10. Забывалка (незабудка)

11. Позднецвет (первоцвет)

12.Подопушник (подорожник)

13. Огородник (пустырник)

14. Варёнка (сыроежка)

15. Волчий глаз (вороний глаз)

16. Бессоница трава (сон трава)

6. "Мозаика".

Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

7. "Автографы".

От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

8. "Кто быстрее?"

Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

9. "Блиц - турнир".

Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

Вопросы команде "Клёны".

1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

Игра с залом

Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!

Станция первая «Угадай дерево».

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

Загадки для 1 команды

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)

2. Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)

5. Дерево чудесное,
Листья интересные -
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)

Загадки для 2 команды

1. Летом знойным зацветет -
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)

2. Не береза, не сосна -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)

Станция вторая «В мире животных и растений». Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

  1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
  2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
  3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
  4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
  5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
  6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
  7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
  8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

Станция третья «Прочти пословицу»

У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху - вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

С

Р

Е

И

Н

Т

И

Т

Р

Е

В

М

У

С

Т

Е

У

Д

О

Ь

Т

А

Ь

Л

Б

Ь

-

Т

,

Р

-

О

И

Т

П

Я

В

Ы

С

Т

Ответ. Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

Станция четвертая «Народные приметы».

Расшифруйте значение пословиц.

  1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  4. Зацвела рябина - жди тепло.
  5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

Станция пятая «Угадай дерево»

участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

Станция шестая «Сделай сам»

Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

  1. Не разводи костров в сухую погоду.
  2. Не руби в лесу деревьев.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
  5. Не бери в лесу животных.
  6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
  7. Не рви лесные и полевые цветы.
  8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
  9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Станция восьмая «Дерево».

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Ведущий : а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

Цели:

  1. Активизировать познавательную деятельность детей.
  2. Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
  3. Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
  4. Способствовать сплочению коллектива класс.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка рисунков, оформление выставки.
  2. Подготовка раздаточного материала для конкурсов
  3. Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
  4. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон, карточки с вопросами;
  • плакаты с изображением животных;
  • музыкальный молоточек для аукциона;
  • предметы и картинки с живой и неживой природой.

Плакаты:

1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)

2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)

Ход занятия

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.

И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.

Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.

Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.

Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.

I. Конкурс «Живая и неживая природа».

Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.

Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.

  1. Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
  2. Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.

II. Конкурс «Животные».

От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…

III. Конкурс «Эрудит».

Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

  1. Назовите 10 домашних животных.
  2. Назовите 10 животных на букву А.
  3. Назовите 10 птиц.
  4. Назовите 10 рыб.
  5. Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
  6. Назовите 10 диких животных обитающих в России.

IV. Конкурс «Загадки».

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.

Загадки:

1. Я увидел: на опушке
Гриб растет, на нем веснушки.
Все, как на подбор.
Значит, это – ... (Мухомор.)

2. Ах, зеленая коса…
Не девица, а краса.
Только прячется в темнице
Эта красная девица. (Морковь.)

3. Длинный хвост и белобока
И трещит, значит – ... (Сорока.)

4. Он питается лишь травкой,
Дружит с каждой он козявкой,
Зелен весь, как огуречик.
А зовут его – ... (Кузнечик.)

5. Он зубастый, серый, злой.
На пути его не стой!
За зайцем гоняется.
Кем он называется? (Волк.)

6. Все с цветка да на цветок,
Запасет она медок.
Ее день рабочий долгий.
Кто та труженица? (Пчелка.)

7. Кто спешит к нам в хоровод
Прямо в ночь под Новый год?
Кто пушистая, в иголках?
Ну, конечно, это – ... (Елка.)

8. Кто природе помогает,
Кто лучами не ласкает,
Загляни в оконце?
Это наше... (Солнце.)

9. Кто румян и краснощек?
У кого мясист бочок?
Кто скажите тот сеньор?
Ну, конечно, ... (Помидор.)

10. Все под ним зазеленеет,
Травку напоить умеет.
Если зонтик не возьмешь,
И тебя намочит... (Дождь.)

11. Очень любят солнышко
Розовые глазки.
На полянке в рассыпную –
Словно бусы в сказке.
Под листочком, посмотри-ка,-
Поспевает... (Земляника.)

12. У воды сидит певица,
Очень уж старается.
Из всех ее стараний
Ква-ква получается. (Лягушка.)

13. Словно кружевом расшита
Зеленая рубашка.
Так по лугу разбрелась
Белая... (Ромашка.)

V. Конкурс «Экологический».

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

  1. Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
  2. Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
  3. Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
  4. Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?

VI. Конкурс «Ассоциации».

Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

  1. Гриб. (Лисичка.)
  2. Бездельник. (Ленивец.)
  3. Маршрутка. (Газель.)
  4. Денежная единица Болгарии. (Лев.)
  5. Военный корабль. (Броненосец.)
  6. Автомобиль. (Ягуар.)
  7. Шахматы. (Конь, слон.)
  8. Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  9. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
  10. Пешеходный переход. (Зебра.)
  11. Река. (Тигр.)
  12. Торговая марка. (Пума.)
  13. Оборонительное заграждение. (Еж.)
  14. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
  15. Жилище животного. (Норка.)
  16. Символ России. (Медведь.)

VII. Конкурс «Отгадай животное».

  1. Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
  2. Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
  3. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
  4. Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).

VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».

Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.

После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.

Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.

Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».

Чтец 1.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Чтец 2.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.

Чтец 3.

Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Чтец 4.

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Чтец 5.

Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.

(Г. Ульянова)

Итог занятия.

В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:

  1. Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
  2. Что вы узнали нового с нашего занятия?
  3. Почему надо много знать о природе?
  4. Чье выступление вам больше всего понравилось?

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
  2. Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
  3. Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
  4. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)