Будьте всегда в настроении. Дефекты речи. Дефекты речи у взрослых и детей. Дефектолог, логопед

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика . Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

В своей работе портные часто сталкиваются с изъянами посадки изделий. Мы уже давали вам рекомендации по устранению неточностей посадки юбок и брюк, а сегодня подробно рассмотрим причины возникновения дефектов посадки плечевых изделий.

Правильная посадка плечевых изделий – будь то платья, жакеты или пальто, в первую очередь определяется сбалансированностью основных швов – плечевые швы должны соответствовать линиям плеча, боковые – линии бока, талевый шов должен располагаться точно по талии (за исключением изделий с заниженной или завышенной талией). Само изделие должно сидеть по фигуре так, чтобы в первую очередь обеспечить комфорт движений его обладательнице. На изделии не должно образовываться ненужных заломов или складок, а в случае их наличия, подобные и все прочие дефекты должны быть устранены в процессе примерок.

В каких случаях на изделии могут возникать складки и заломы?

ВАЖНО! В данном случае речь идет о дефектах посадки, а не о складках, предусмотренных фасоном изделия.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Горизонтальные складки могут возникать если деталь изделия имеет слишком большую излишнюю длину в вертикальной направлении или же недостаток ширины в горизонтальной направлении. В первом случае характер складок будет мягким, свободным, во втором – складки будут образовываться за счет горизонтального натяжения ткани.

Вертикальные складки с точностью до наоборот: возникают при излишней ширине детали в горизонтальном направлении или недостаточной ее длине в вертикальном.

Наклонные складки могут возникать в результате укорачивания, удлинения или заужения детали по одной из сторон.

Устранить большинство таких дефектов лучше при предварительных примерках на пробнике изделия. Если же по каким-то причинам вы не планируете шить пробник, рекомендуется сделать увеличенные припуски на швы по среднему шву спинки, плечевым швам, проймам, припускам по низу изделия.

Узкая спинка

При таком дефекте образуются горизонтальные складки в области спинки, ткань натянута, изделие сковывает движения.

Рис. 1. Узкая спинка

Как исправить?

Дефект устраняется за счет припуска по среднему шву спинки. Распустите средний шов и увеличьте ширину спинки на требуемое расстояние. Чтобы ширина спинки не увеличилась по талии и бедрам, заузьте спинку по боковому шву от линии проймы до низа.

Обязательно проконтролируйте вырез горловины спинки, он не должен увеличиться, поскольку может возникнуть другой дефект – воротник будет отставать от шеи.

Рис. 1а. Устранение дефекта узкая спинка

Широкая спинка

При таком дефекте возникают горизонтальная складка вдоль спинки, явно виден излишек ткани.

Рис. 2. Широкая спинка

Как исправить?

Распорите средний шов спинки и уберите лишнюю ткань в шов. Возможно, также потребуется корректировка линии проймы (при слишком широкой спинке). При незначительном излишке ткани может помочь сутюживание ткани по спинке.

Рис. 2а. Устранение дефекта широкая спинка

Такой дефект может возникать из-за нарушения баланса изделия, несоответствия угла наклона плеча фигуры заказчицы углу наклона плечевого шва по выкройке. Требуется корректировка наклона плечевого шва.

Рис. 3. Косые складки по пройме спинки

Рис. 4. Косые складки по пройме переда

Как исправить?

Необходимо скорректировать линию плеча спинки. Для этого определите значение, при котором складки исчезают, опустив плечо спинки. Скорректируйте наклон плеча спинки. Аналогичным образом скорректируйте наклон плеча переда (рис. 4а).

Если подобный дефект возникает в результате несимметричности фигуры (есть различия правого и левого плеч по высоте), можно воспользоваться подплечником или увеличить толщину одного из них.

Рис. 3а. Корректировка наклона плеча спинки

Рис. 4а. Корректировка наклона плеча переда

В случае, если фигура имеет прямые плечи, может возникнуть обратная ситуация, при которой потребуется поднять плечо переда и спинки (рис. 4б). Также может потребоваться корректировка глубины проймы (см. рис. 4а).

Рис. 4б. Корректировка наклона плеча переда при прямых плечах

Наклонные заломы у боковых швов

Заломы образуются от боковых швов, ткань как бы накатывает, налицо излишек ткани в области бока. Такой дефект может возникнуть в результате ошибок при построении лекал. Исправить его следует на пробнике изделия, затем внести изменения в выкройки (рис. 5а-6а).

Рис. 5. Наклонные заломы у боковых швов спинки

Рис. 6. Наклонные заломы у боковых швов переда

Как исправить?

Заложите горизонтальную складку по боку cпинки ниже линии проймы. Сведите складку к центру спинки. Разметьте линию складки мелком, разрежьте по намеченным линиям и скорректируйте деталь выкройки. Заложите складку по переду на требуемую глубину, сведите ее к центру полочки. Скорректируйте лекала и еще раз произведите примерку.

Рис. 5а-6а. Устранение косых заломов по спинке и переду и корректировка выкройки

Полы изделия расходятся книзу

При таком дефекте полы расходятся книзу ниже линии груди, при этом могут появляться косые заломы.

Рис. 7. Полы изделия расходятся книзу

Как исправить?

Опустите линию плеча полочки на требуемую высоту, чтобы полы не расходились. Скорректируйте выкройку, при необходимости также скорректируйте линию проймы.

Подобный дефект может возникать и по причине неправильно выполненной ВТО ткани – пола может быть растянута. В этом случае ситуацию может исправить сутюживание вдоль борта по длине.

Рис. 7а. Устранение дефекта расходящихся пол

Полы заходят друг на друга

При таком дефекте полы заходят одна на другую под углом, изделие искажено, нет совмещения по линии середины переда.

Рис. 8. Полы заходят друг на друга

Как исправить?

Исправить этот дефект можно за счет увеличенных припусков по плечевым швам. Метку втачивания воротника необходимо передвинуть на соответствующую длину. Проведите новую линию плеча. После корректировки произведите примерку и проконтролируйте линию низа и глубину проймы.

Рис. 8а. Полы заходят друг на друга — устранение дефекта

Короткая спинка

Возникают вертикальные заломы, дискомфорт в области спинки, линия талии и линия низа изделия вздернуты вверх.

Рис. 9. Короткая спинка

Как исправить?

Разрежьте выкройку ниже линии проймы и раздвиньте на необходимую длину. Если вы уже выкроили изделие, и у вас достаточно ширины припусков по плечевым и талевому срезу, можно перестроить спинку, удлинив по мерке.

Рис. 9а. Устранение дефекта «короткая спинка»

Длинная спинка

При таком дефекте возникают горизонтальные складки, линия талии ниже, чем следует.

Рис. 10. Длинная спинка

Как исправить?

Разрежьте выкройку ниже линии проймы и наложите разрезанные детали друг на друга на требуемую длину. Можно также укоротить спинку снизу, перестроив линии середины и бока спинки.

Рис. 10а. Устранение дефекта «длинная спинка»

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о разновидностях дефектов речи. Их существует целое множество, мы постараемся уделить внимание каждому в отдельности.

Очень важно за помощью обращаться к профессионалу, не спешите сами поставить диагноз! Врач не только может правильно выявить проблему, но и подскажет, как ее устранить.

Начнем с того, что дефекты речи необходимо лечить в раннем возрасте, так велика вероятность того, что малыш будет говорить красиво и правильно. Выделяют только две группы детей, которые развиваются нормально с точки зрения медицины:

  • говоруны (проявляют активный интерес к окружающему миру, легко адаптируются к новой обстановке, рано начинают говорить и задают большое количество вопросов);
  • молчуны (созерцатели, начинают говорить позже своих сверстников, но сразу практически без дефектов, таким деткам нужно внимание и понимание родителей).

Однако если ваш "молчун" не начал говорить к трем годам, стоит бить тревогу. Возможно, вы столкнулись с серьезной проблемой. Откуда она взялась? Выясним в следующем разделе статьи.

Причины

Прежде чем говорить о разновидностях и исправлении дефектов речи, выявим причины недуга. Их можно разделить на две категории:

  • врожденные (наследственность, особенность организма, тяжелое протекание беременности);
  • приобретенные (запущенность, частые болезни, снижение слуха, стресс и так далее).

Помимо этого, частой проблемой являются болезни гортани или губ, неправильное строение челюсти, болезни коры головного мозга и так далее.

Виды дефектов речи

Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:

  • проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
  • патология речевого аппарата;
  • заикание;
  • дефекты произношения различных звуков;
  • неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.

Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.

Дислалия

Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.

Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.

Дизартрия

Следующий дефект речи, на который мы хотим обратить внимание - дизартрия. При данной проблеме мы наблюдаем неправильное произношение всех групп звуков. Какова же причина проблемы? Все дело в работе нервов, которые связывают наш речевой аппарат и ЦНС. При дизартрии наблюдается недостаточная работа этих нервов.

У болезни есть ряд особенностей:

  • невнятная речь;
  • нарушение голосообразования;
  • неправильный ритм, темп и интонация.

Ринолалия


Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить "в нос". Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

Заикание

Сейчас рассмотрим еще один дефект речи - заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:

  • темп;
  • ритм;
  • плавность речи.

Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:

  • вынужденная остановка речи;
  • повторение звуков или слогов;
  • возможно добавление ненужных звуков ("а" или "и").

Профилактика заикания


Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.

  1. Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
  2. По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
  3. Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
  4. Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
  5. Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
  6. Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
  7. Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
  8. Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.

Алалия


Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.

Помимо этого, различают два вида алалии:

  • моторная (случаи, когда малыш все понимает, но воспроизвести не может);
  • сенсорная (отсутствие понимания речи, часто замечаются повторения чужих фраз, если задать ребенку вопрос).

Мутизм

Данное заболевание может развиться из-за сильной психической травмы. Малыши с таким диагнозом просто перестают говорить (речевое развитие останавливается). Как и в предыдущем случае, различают две разновидности мутизма:

  • общий (полное отсутствие речи);
  • избирательный (выражается в виде протеста на какие-либо действия или обстоятельства).

Детский аутизм


При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель - внешний вид, а не вкусовые качества; пример - малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность - ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

ОНР

Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

  • нарушение произношения;
  • затрудненность в различении звуков;
  • скудный словарный запас;
  • трудности со словообразованием и изменением слов;
  • несвязная речь;
  • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
  • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
  • невозможность оформления своих мыслей.

Куда обратиться за помощью?


Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:

  • психолог;
  • дефектолог;
  • отоларинголог;
  • стоматолог;
  • невролог;
  • ортодонт и так далее.

Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.

Избавление


Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого - составить индивидуальный план занятий.

Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

  • регулярность;
  • усердие;
  • настойчивость.

Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

Картавость или дислалия является дефектом, не имеющим отношения к развитию речевого аппарата. Исправлять недостаток желательно в детстве, обратившись к помощи логопеда. Если родители постоянно будут заниматься с малышом, он быстро сможет научиться произносить букву «р » правильно. В противном случае дефект закрепится и в дальнейшем избавиться от него будет намного сложнее.

Почему люди картавят – причины дефекта речи

Дислалия может развиваться по нескольким причинам. Например, слишком короткая уздечка ограничивает движения языка. Ребенок может просто не понимать, как ставить язык при попытке произнести «р ». Мышцы самого языка могут быть слишком слабыми для воспроизведения раскатистого звука.

Порой дефект имеет психологическую причину. Если в окружении ребенка есть близкий человек, не умеющий произносить «р », малыш начинает картавить, подсознательно подражая взрослому.

Стоит ли переживать, если дефект не удается исправить? Считается, что для взрослого человека неумение произносить букву «р » может негативно сказаться на карьерном росте. На самом деле больше значения в карьере все же уделяется знаниям, а не четкости речи. Даже для ораторов подобный дефект не является определяющим. Картавость Ленина не помешала увлечь за собой толпы.

Существует целая нация, где этот недостаток, наоборот, считается достоинством. Почему французы картавят, и этот диалект признается одним из наиболее красивых в мире? И в настоящее время огромное количество школьников и студентов озадачены проблемой, как обучиться картавить букву «р », чтобы совершенствовать свой французский.

Впрочем, если Ленин и французы не являются авторитетами, можно приложить усилия и уже во взрослом возрасте избавиться от недостатка. Правда, специалисты утверждают, что для исправления устоявшегося дефекта может потребоваться 1-2 года.

Упражнения для взрослого человека, как перестать картавить


Существуют специально разработанные упражнения, с помощью которых можно навсегда избавиться от дислалии. Конечно, любое упражнение станет намного эффективнее, если выполнять его под руководством опытного логопеда.

Однако и самостоятельно можно добиться положительного результата, проявив терпение и настойчивость.

Прежде чем приступить к основному комплексу, рекомендуется выполнить несложную разминку:

  • необходимо растягивать губы, а затем вытягивать их вперед, словно поочередно произнося звуки «и » и «у ».
  • языком дотрагиваются до верхнего, а также нижнего неба;
  • водят языком в полости рта слева направо;
  • широко открыв рот, кончиком языка нужно сначала дотронуться верхнего неба и только после этого широким языком прижаться к нему, стараясь коснуться неба большей поверхностью органа.

Каждое из приведенных упражнений желательно выполнять не менее 2-х минут.

По завершении разминочного комплекса можно переходить к основным упражнениям:


  • Нужно научиться выполнять «рычание ». Откройте рот и постукивайте по верхнему ряду зубов кончиком языка. Сначала следует произносить звук «д-д-д », постепенно пытаясь перевести его в «др-р-р » или «тр-р-р». Звук должен напоминать звучание, которое раздается, если заводить мотор. Использование звуков «д » и «т » перед «р » поможет эффективнее освоить науку «рычания »;
  • Когда «рычание » начнет получаться, но сама по себе буква «р » еще не звучит, следует больше внимания уделить чтению стихотворений, в которых часто встречаются сочетания «др » или «тр ». Постепенно вводят и прочие слова, где звук «р » сочетается с другими согласными буквами;
  • Замечательный эффект получают, произнося скороговорки. Важно продолжать занятия каждый день;
  • Еще одно отличное упражнение, как не картавить звук «р », на протяжении 1-2-х минут неторопливо проговаривать звуки «дэ-тэ-лэ ». Говорить нужно без остановок, наращивая темп. Желательно уделить упражнению 5-6 минут в день. Особое внимание уделяют произнесению звука «лэ ». При этом кончик языка должен помещаться под верхние зубы и касаться расположенных за ними бугорков;
  • Освоив это упражнение, переходят к следующему. В этом случае необходимо проговаривать набор звуков «дэ-тэ-дэ ». Первое «дэ » произносят так, как привычно, второй раз сочетание звуков выполняют, поместив кончик языка на бугорки под верхними зубами, как в предыдущем упражнении с сочетанием «лэ ». Разрабатывают эти звуки около 5-7 минут;
  • Когда звуки будут получаться отчетливыми, наращивают темп до тех пор, пока не начнет явственно слышаться буква «р ». Значит, можно переходить к произнесению слов с содержанием этого звука;
  • Как правило, рекомендуется не менее 10 раз произносить: дрожь, дробь, дротик, дрофа, дроссель, бедро, метро, хитро, ведро и т.д. Почувствовав, что слова начинают удаваться, упражнение разнообразят, вводя в него: стрижка, правильно, стойка, борозда, тархун, привет, разряженный и т.д.

Такие слова нужно проговаривать по 3 раза в день. Если проявить упорство, вскоре можно забыть, что означает «картавость » и сделать речь четкой, лишенной дефектов.