Воскрешение лазаря

По Хигиру

Библейское имя Лазарь означает: Божья помощь. В Библии Лазарь - брат Марка и Марфы из селения Вифания, которого согласно легенде Иисус воскресил из мертвых.

Характер доброжелательный. Лазари чаще всего трудолюбивы. Похожи на мать, очень спокойны. В основном исполнительны и усердны. Учатся неплохо, некоторые предметы, например физика, им не удаются, но благодаря усердию хорошо заканчивают школу и продолжают свою учебу дальше, хотя некоторые из них потом работают не по специальности.

«Летние» - очень ранимы и больше держатся в тени. Не любят хвастовства, обязательны - особенно это касается «июльских» Лазарей. Внутренняя интеллигентность мешает им добиться своей цели в жизни: они пасуют перед грубостью и хамством. Много работают и хорошо уживаются с коллективом. Любят играть в шахматы.

По профессии Лазари инженеры, врачи, портные, педагоги, парикмахеры, электрики, адвокаты, программисты.

«Зимние» - упрямы, настойчивы, трудноваты для семейной жизни. Талантливые специалисты. Их талант раскрывается после тридцати лет. В творчестве Лазари часто достигают высокого профессионального уровня. Женятся поздно, но становятся хорошими мужьями и отцами, хотя жены им попадаются со сложным и требовательным характером. Некоторые Лазари женятся на женщине с ребенком.

Надежную подругу жизни они находят среди тех, кто носит имя Анастасия, Вера, Доля, Кира, Мария, Людмила, Муза, Наталья, Нелли, Олеся, Элла. Семейная жизнь с Аллой, Варварой, Роксаной, Софьей или Татьяной скорее всего не заладится.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: Русская форма библейского имени Елизар, "Бог помог"

Энергетика имени и характер: По своей энергетике имя Лазарь очень выразительно, оно предполагает глубину чувств, внутреннюю прочность и уравновешенную мягкость. Одна беда – пожалуй, оно слишком уж серьезно. Наверное, именно по этой причине Лазарь с детства растет весьма самолюбивым и легкоранимым человеком. Он незлобив, даже, скорее, добродушен, умеет сострадать окружающим, но вот эта серьезность заставляет его чересчур болезненно относиться ко всякого рода недоразумениям и превратностям жизни. Еще более это усиливается вследствие редкости и заметности имени. Иногда Лазарь настолько чувствителен к обидам, что хоть и не желает ни мести, ни какой бы то ни было сатисфакции, он все равно мучительно переживает конфликт.

Вообще, по своим качествам, да и по вызываемым ассоциациям, имя очень созвучно общему духу христианской религии – не зря ведь именно Лазарь является одним из наиболее заметных героев Евангелия, не считая, конечно, Христа и его ближайших сподвижников. Впрочем, это вовсе не означает, что современному Лазарю будет обязательно присуща религиозность, к религии он может быть полностью равнодушен, однако этакое христолюбие все же так или иначе найдет отражение в его характере.

Иногда, правда, самолюбие Лазаря развивается до такой степени, что даже начинает проявляться в упрямстве и некоторой горячности в спорах. Кроме того, слишком серьезно относясь к жизни вообще и к себе в частности, Лазарь может находить успокоение в оптимистических мечтах. С одной стороны, это хорошо, но с другой – эти надежды на светлое будущее часто только подчеркивают негативные моменты "темного" настоящего, отчего сегодняшний день в глазах Лазаря может показаться еще более никудышным, чем он есть на самом деле. В некоторых случаях это его недовольство жизнью и терпеливое ожидание прекрасных перемен приобретает характер надрыва. Что и говорить, с таким характером Лазарю придется ой как нелегко, и дело здесь не столько в предполагаемой интеллигентности Лазаря, сколько в его мрачноватом взгляде на настоящие условия жизни.

Наиболее благоприятно судьба Лазаря может сложиться в том случае, если он научится любить жизнь такой, какая она есть, а заодно начнет совмещать свою мягкость с добрым чувством юмора. В противном случае в общении с ним люди могут испытывать странное гнетущее чувство, что создаст ему множество лишних сложностей.

Секреты общения: Лазарь очень не любит легкомысленность, хотя втайне может завидовать легкомысленным людям. Иногда, устав от своей серьезности, он начинает неосознанно тянуться к человеку, который живет под девизом "Бог не выдаст, свинья не съест!". В целом общение с ним не представляет особых трудностей – он практически всегда готов прийти на помощь или хотя бы посочувствовать.

След имени в истории:

Лазарь Четверодневный

Согласно библейским преданиям, Лазарь Четверодневный был воскрешен Иисусом Христом из мертвых через четыре дня после погребения. Как только Иисус узнал о смерти Лазаря, брата Марфы и Марии, гостеприимно принимавших его в своем доме, он поспешил в Иудею, несмотря на грозящую ему там опасность, и, подойдя к дому Лазаря, увидел Марфу, вышедшую ему навстречу.

– Знаю, что ты попросишь у Бога, то даст тебе Бог, – сказала женщина, не смея попросить у Христа чуда напрямую.

В ответ Христос приказал отвалить камень от пещеры, где лежит покойник, и Марфа напомнила ему, что тело разлагается и смердит. "Лазарь! Иди вон!" – приказал ему Иисус, и тот действительно вышел из склепа, вняв призыву, после чего прожил еще сорок лет в строгом воздержании и даже был поставлен первым епископом города Китиона на Кипре.

Лазарь Убогий

Еще один Лазарь – герой многих фольклорных текстов – в свое время был особенно популярен в народе, поскольку являлся своеобразным олицетворением нищеты и всех надежд и чаяний бедняков на лучшую жизнь.

По преданию, Лазарь Убогий был нищим, который в струпьях валялся у ворот богача, питаясь крошками, падающими с его стола. После смерти, однако, он был отнесен ангелами в рай, в отличие от жадного богача, который попал в преисподнюю и, мучаясь, взмолился к Аврааму, чтобы тот послал к нему Лазаря облегчить его страдания.

– Чадо! – рассудительно отвечал ему Авраам в ответ на все его стенания. – Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.

1. Личность: мужчины, прочно стоящие на земле

2. Цвет: фиолетовый

3. Основные черты: восприимчивость - активность - интеллект

4.Тотемное растение: осина

5. Тотемное животное: чайка

6. Знак: близнецы

7. Тип. Очень нервны и меланхоличны, подобно чайке, позволяют уносить себя ветром. Их тотемное растение - осина, тоже чувствительно к малейшему дуновению ветерка.

8. Психика. Знают, откуда дует ветер, и умело используют это знание. Родителям следует следить, чтобы такие мальчики активно участвовали в жизни, а не плелись пассивно в хвосте событий. Легко поддаются влиянию. Не объективны, не уверены в себе, хотя иногда и занимают агрессивную позицию.

9. Воля. Скорее слабая, проявляющаяся время от времени весьма своеобразно: могут, например, неожиданно сменить работу, даже очень хорошую.

10. Возбудимость. Всю жизнь их преследует излишняя нервозность, что добавляет им некоторые черты женского характера.

11. Скорость реакции. Стараются уравновесить чрезмерную возбудимость, частенько безосновательно говорят: «Нет», что является лишь способом самоутверждения.

12. Поле деятельности. Хорошо делают только то, что любят. Их интересы быстро меняются, поэтому они могут несколько раз переходить из одного учебного заведения в другое. Выбирают профессии, связанные с поездками.

13. Интуиция. Слишком живое воображение и интуиция лишь усиливает их нервозность и беспокойство.

14. Интеллект. Гибкий. Хорошо приспосабливаются к обстоятельствам. У них синтетический склад ума. Охватывают ситуацию одним взглядом, однако не должны пренебрегать мелочами, так как из-за этого могут создать себе проблемы.

15. Возбудимость. Слишком возбудимы, хотят привлечь к себе внимание родителей и преподавателей. Этим людям свойственны сентиментальные порывы, но потом они замыкаются в себе, как улитка в своем домике.

16. Нравственность. При выработке четких и ясных моральных принципов испытывают затруднения. Часто колеблются, принимая решения, способны на компромиссы со своей совестью.

17. Здоровье. Прекрасное - когда они заняты делом, когда же скучают, то чувствуют угнетенность и усталость. Должны вести размеренный образ жизни, избегать употребления алкоголя, щадить нервную систему и глаза.

18. Сексуальность. Их психика неустойчива, и эта неустойчивость проявляется в первую очередь в сексуальной сфере.

19. Активность. Больше говорят, чем делают. Охотнее рассказывают о своих планах, чем приводят их в исполнение.

20. Общительность. Капризны - сегодня открыты общению, а завтра замыкаются в себе.

21. Заключение. Это люди с огромными возможностями, они могут достичь большого успеха при условии ясной линии поведения, осознания цели своих действий.

1. Кожные болезни и в Библии

В Евангелии от Луки, по мнению автора, отражена сама суть психологии больного с к ожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17: 12-19).

Неспроста в Святом Евангелии больше всего примеров исцелений безнадежных больных приводятся на ужасных поражениях кожи проказой . Потому что, даже само слово проказа звучит очень страшно для любого нормального человека. До сих пор некоторые формы этой болезни считаются не излечимыми, современная медицина перед проказой чаще всего бессильна, а больной безнадежен. В связи с этим чудесные Евангельские исцеления прокаженных выглядят ещё более убедительно и наглядно.

Сразу же после пребывания Иисуса в пустыне, где «сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк 4: 2) , когда Он «в силе духа» (Лк 4: 14) «пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк 4: 16) , когда кроме всего прочего, Он сказал в синагоге: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее , и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина . Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4: 27 -30) .

Такая буйная, яростная реакция, собравшихся в синагоге, на эти слова, по моему мнению, в дополнительных комментариях не нуждается, а только подтверждает важность разбираемой нами темы. Подчеркну только, что хронологически ещё не было рассказано Иисусом притчи о багаче и нищем Лазаре (Лк 16:20-31), и не было сотворено Им чудесных исцелений прокаженных (Мф 8:2-3), (Мк 1:40-42), (Лк 5:12-14; 17:12-19).

ПРОКАЗА




2. Кожные болезни и псориаз в Библии

Разделяя с профессором Григорьевым Г.И. идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека при его лечении ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом здесь заболевании. Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуагинте и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стали причиной приобретения человечеством первой иконы Христа - Нерукотворного Образа (Спаса Нерукотворного) .

При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13:8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13:12), врачи говорят об эритродермии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13:18-19, 24). Такое поведение характерно для псориаза, его активного (прогрессирующего) периода и укладывается в понятие симптома Кебнера или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27); однако он проявляется не всегда. Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. Но, к сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.

В Пятикнижии Моисея (по-еврейски называется Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13:1-46).Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13:21, 26) - 14 дней (Лев 13:4-6, 31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13:18) или ожогов (Лев 13:24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12:10; 4 Цар 5:27).

Симптомы проказы : пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13:3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13:3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13:30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13:36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13:10, 14-16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13:16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13:10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4:6; Числ 12:10; 4 Цар 5:27; Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4:27). В (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27) говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В (Лев 13:46; 14:3) утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12:13), а также Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5:14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1:40-42; Мф 8:2-3; Лк 5:12-14; 17:12-19). Также известна заповедь данная Им ученикам: «...больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте»(Мф 10:8).

«Ветхий Завет сообщает нам только о двух случаях исцеления от проказы. Это исцеление Богом сестры Моисея Мариам (Чис 12:10-15) и исцеление пророком Елисеем сирийского военачальника Неемана (4Цар 5:1-19).

Мариам должна была ждать очищения семь дней, Нееман должен был семь раз погружаться в Иордан. Иисус исцеляет мгновенно! Ничто другое не могло доказывать для Его окружения лучше, что с Ним и через Него действует Сам Бог.

В случае исцеления он должен был пройти процедуру реабилитации, которая описана в (Лев 14). После сложных обрядов и жертвоприношений человек должен был вымыться сам и выстирать свою одежду, побриться. Через семь дней священник осматривал его снова. Он должен был сбрить волосы головы, бровей. Следовали новые жертвоприношения и еще более сложные обряды. После этого делали последний осмотр, и если человек оказывался чистым, его отпускали с удостоверением о том, что он чист» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в «Беседах на Евангелие от Марка», прочитанные на радио «Град Петров» . Беседа: 42 5 г).

Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5:1, 4-6, 9, 11, 13). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26:6-13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был не заразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.


Иисус в доме у Симона прокаженного

Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза, описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «... который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16:20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако нищего Лазаря никто не изолировал от окружающих, поэтому можно предположить, что он все же болел не заразным псориазом или банальным вульгарным импетиго.

Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; 12:14) и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7:3-10). Прокаженный царь Озия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15:5).

Гордость и наказание царя Озии.

Проказа царя Озии
Собрание графства Девоншир, 1635
Харменс ван Рейн Рембрандт

Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13:45).

Из текста (Лк 17:12) видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12:10; Втор 24:8, 9; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19-21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5:10, 14; Мф 10:8; Мк 1:40-42; Лк 4:27; 5:12-14; 7:22; 17:12-19). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1-32; Мк 1:44).

Наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47-59; 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.

Кроме проказы, описан какой-то смертельный нарыв у царя Иудейского Езекии (Ис 38:1, 21), возможно имеется в виду моровая язва (бубонная чума), смертельно опасное заболевание и в настоящее время.

Привожу список библейских книг с указанием глав и стихов, где приводятся упоминания проказы и, возможно, псориаза.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. Исход (4:6,7).

2. Левит:

- о кожных болезнях (13:1-46);

- о язве проказы на одежде (13:47-59);

- об обрядах, совершаемых после исцеления от кожной болезни (14:1-32);

- о язве проказы на стенах дома (14:33-54).

3. Числа (12:10).

4. Второзаконие (24:8-9).

5. Вторая книга Царств (3:29).

6. Четвертая книга Царств:

- (5:1, 14, 27);

- (7:3-10).

7. Вторая книга Паралипоменон (26:19-21, 23).

8. Книга Иова (2:7-8).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

9. Евангелие от Матфея (8:2-4; 10:8; 26:6-13).

10. Евангелие от Марка (1:40-42).

11. Евангелие от Луки (5:12-14; 16:20, 21; 17:12-19).

1 Проказа (по-гречески - лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия - проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др. ) - хроническое инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Хансеном Г. А. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период обычно составляет 3-5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов).

2 Септуагинта (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев» ) - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II вв. до н. э. в Александрии. Часто обозначается как LXX (число «семьдесят», записанное римскими цифрами).

3 Легенда о князе Авгаре . «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика.

Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в “Церковной истории” (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе.)» (Епископ Иларион (Алфеев), 2003).

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

Мало кто знает про синдром Лазаря. В мире всего зарегистрировано 38 случаев такого феномена. Рассмотрим более конкретно его значение для науки и жизни. Данное явление крайне редкое и информации о нем тоже очень мало. Единственное, что точно можно сказать, что оно существует. Но до недавних пор наука не могла объяснить его. Все объяснение строится на индивидуальных особенностях человека.

Что это такое?

Данный синдром еще называют воскрешение Лазаря. То есть возможности воскрешения, как таковой, не существует, просто у каждого индивида разная ауторесусцитация и иногда имеется нарушение венозного циркулирования. У таких пациентов отсутствуют признаки жизни в течение 10 минут. При запуске сердца используется электрический прибор, который в течение 60 секунд запускает циркуляцию органов жизнеобеспечения. Однако у пациентов с синдромом Лазаря, это происходит намного дольше, поэтому их следует мониторить дольше по времени. Так как запуск работы сердца может произойти спонтанно на любой минуте. После установленного времени происходит констатация смерти.

Откуда название?

Почему синдром Лазаря получил такое название? Все очень просто. Так звали человека, которого вернул к жизни Иисус Христос. Об этом событии упоминается в Библии. С точки зрения науки, это является восстановление спонтанного циркулирования после остановки сердечно-легочной реанимации. Но также это бывает и без участия реанимационных действий. Впервые заговорили о таком термине в 1982 году. А до этого момента были случаи, когда фиксировалась смерть у совершено здорового человека.

Научные данные

Как говорилось ранее, науке известны всего лишь 38 случаев, когда человек возвращался к жизни. Все ситуации очень индивидуальны. Они происходили как в больнице, так и за ее пределами. Все пациенты имели совершено различные заболевания, следовательно, разные жизнеобеспечения. Также разнится время остановки сердца и работы всего организма в целом, временной промежуток от 6 до 75 минут. Конечно, если бы врачи не знали о синдроме, то люди были бы признаны умершими.

Предполагаемые факторы

Как объясняют синдром Лазаря в медицине? Многие ученные сходятся во мнении, что виной всему, может быть неправильная работа легочной системы человека. Что может быть поводом для плохой циркуляции крови в венозной системе, что может оказывать влияние на работу сердечного ритма? Работа сердца может быть восстановлена только после того, как будет устранены препятствия доступа кислорода к нему.

Что означает ауторесусцитация после остановки сердца? При ауторесусцитации возможна электрическая активность без пульса, но тут крайне важно не усердствовать с вентиляцией легочной реанимации. Специалисты советуют на какой-то момент перестать производить реанимационный процесс, для того чтобы дать время венозной системе и сердцу запустить работу самостоятельно. На это отводится не более 30 секунд, если не происходит воскрешение Лазаря, то есть возобновление работы сердца, то продолжают выполнять действия по искусственной реанимации.

Причины

Многие врачи стремятся применить данную теорию к больным, которые не страдают заболеванием легочных путей. На практике синдрому есть объяснение:

1. Медленное воздействие лекарственных препаратов. Во время восстановления спонтанной циркуляции после остановки сердца пациенту вводятся препараты способные реанимировать сердечно-легочную систему. Но каждый организм по-разному реагирует на препараты, поэтому возможна задержка поступления нужных веществ к сердцу.

2. Гиперкалиемия. Довольно распространённый случай, когда имеющееся заболевание препятствует сокращению миокарда.

3. Ишемия может привести к дисфункции миокарда, это состояние сохраняется в течение нескольких часов, а затем нормальная работа сердца восстанавливается.

4. Асистолия. Происходит фибрилляция желудочков, затем наступает асистолия. В большинстве случаев это состояние заканчивается летальным исходом. И только у 15% пациентов сердечный ритм восстанавливается.

Синдром Лазаря - последствия

Данный факт имеет серьезные последствия с медицинской стороны и также ведет к правовым последствиям для персонала. Медики подвергаются тщательной проверке, выясняется весь процесс реанимационных действий. К примеру, каким образом были проведены работы по реанимации сердечно-легочной системы пациента? Как долго по времени продолжались работы по восстановлению спонтанной циркуляции? Какие препараты применялись после прекращения

Медицинскую бригаду могут обвинить в халатности и невыполнении своих обязательств. Также могут быть обвинения в некомпетентности, что может повлечь за собой отстранение от работы, иск со стороны родственников к медперсоналу о материальной компенсации. Может быть возбуждено уголовное дело в отношении работников, которые выполняли работы по восстановлению сердечно-легочной реанимации. Могут обвинить в непредумышленном убийстве пациента, если не соблюдены все требования по восстановлению жизнеобеспечения.

Конечно, для пациента тоже существует риск возникновения тяжелых расстройств. Родственники могут обвинить врачей в нанесении ущерба здоровью пациента после задержки восстановления спонтанной циркуляции после смерти. Медицинским работникам следует быть крайне внимательными при записи в карту пациента всех реанимационных действий после остановки сердечно-легочной системы.

Действия врачей

Что такое смерть? Это процесс, при котором основные важные органы жизнеобеспечения повреждены и ведут за собой остановку работы сердца и дыхания. Но эти данные не совсем корректны для констатации смерти у человека. Так как на сегодняшний день существует понятие феномен Лазаря. Поэтому стоить выждать хотя бы 10 минут прежде, чем подтвердить, что человек умер. В течение этого времени семья пациента должна знать о его состоянии. Врач должен подробно рассказать, что произошло, какие последствия могут возникнуть. Какие работы проводятся или будут происходить в дальнейшем. Родственники должны знать, что за их близким человеком ведется постоянное наблюдение, чтобы зафиксировать время смерти без каких-либо ошибок. Так как помимо остановки сердца и легких, должен остановить работу мозг. Тогда безошибочно можно констатировать смерть человека. Врач также обязан выразить родственникам умершего соболезнования и оказать медицинскую поддержку, если таковая понадобится.

В истории известно много случаев, когда люди были погребены заживо. Так как феномен Лазаря был еще никому не известен. Да и на сегодняшний день многие ученые опровергают его или ставят под сомнение, пытаясь найти разумные объяснения данному факту. Но все-таки большинство медиков сходится во мнении, что это явление существует, и с ним нужно считаться. Главное - чтобы в действиях команды врачей не наблюдалось явных ошибок. Они должны соблюдать все требования к возврату жизнедеятельности организма.

Заключение

Итак, синдром Лазаря - это отсроченное восстановление спонтанной циркуляции после остановки сердечно-легочной реанимации. Обратимым следствием реанимационных действий может быть динамическая гипервентиляция легочной системы организма. После остановки сердца и легких пациент должен наблюдаться не меньше 10 минут. При этом должен быть подключен к мониторам, измеряющим давление и ЭКГ, после этого, если органы обеспечивающие жизнедеятельность не начнут циркуляцию, то можно констатировать смерть.



(Ин.5: 25)

I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного,
притча о богаче и нищем Лазаре

«Если Моисея и пророков не слушают,
то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
»
(Лк. 16: 31)

Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак .

Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне » (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба . Когда же Господь творил чудеса, не верили и им .

Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда — исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения — одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? » (Ин. 9: 18-19).

— Как же он видит? — Очевидно, — ответим мы, — силою Того, Кто воскрешал мертвых, повелевал стихиям, умножал хлебы, изгонял бесов, ходил по воде. Силою Того, Кто волен был сотворить и другое неслыханное чудо — воскресить разлагающегося мертвеца и тем самым явить Свое Божество, иудеев сделать безответными, усопшим проповедать разрушение Ада, а живым — всеобщее воскресение.

II. Воскрешение Лазаря
как великое и небывалое чудо

Господь, узнав от посланников Марфы и Марии о болезни Лазаря, пришёл в Вифанию лишь на третий день по его смерти, пробыв «два дня на том месте » (Ин. 11: 6). Промедление Господа прийти на помощь другу Святые Отцы согласно объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего — чудо, дотоле неизвестное Израилю: «Для чего же ‘пробыл’ ? Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ (Ин. 11: 39)» .

Весьма образно описывает это чудо святитель Амфилохий Иконийский: «Только Господь возгласил: ‘Лазарь, иди вон!’ (Ин. 11: 43), и тотчас тело исполнилось жизнью, волосы вновь произросли, пропорции тела пришли в надлежащее соотношение, жилы снова наполнились чистой кровью. Ад, пораженный в самые недра, отпустил Лазаря. Душа Лазаря, вновь возвращенная и призванная святыми ангелами, соединилась с собственным телом» .

Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», — возглашает святая Церковь устами прп. Андрея Критского на повечерии пятка седмицы ваий .

К чуду воскресения присоединилось и другое чудо — Лазарь , «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 44), свободно двигался : «Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос: Егоже слову вся раболепно служат, яко Богу и Владыце работающа» .

III. Воскрешение Лазаря как проявление
истинного Боговоплощения Иисуса Христа

По учению Православной Церкви, выраженному в песнопениях Лазаревой субботы, Христос явил свои истинные Божество и человечество в воскрешении Лазаря: «Уверяя Слове, Воскресение Твое, призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща» , «Два предлагая действа Твоя, показал еси существ Спасе сугубство: Бог бо еси и Человек» , «Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Лазаря Владыко» , «Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, и сие учеником Твоим провозвестил еси, уверяя Владыко Божества Своего неопредельное действо» .

«Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11: 14).
Всеведение Божие

В этих словах Иисуса Христа, телесно находившегося вдалеке от места болезни и кончины друга, проявилось Всеведение Божие: «Темже апостолом яко проведец Бог, Лазареву смерть предрекл еси. В Вифании же присутствуяй людем, друга Твоего гроба не неведый, уведети вопрошал еси яко Человек. Но Тобою четверодневен воскресый, Божественную Твою державу яви» .

«Иисус прослезился » (Ин. 11: 35).
Непризрачное боговоплощение

Слезы Спасителя свидетельствовали о Его истинном, а не призрачном Боговоплощении, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством» . Творцы канонов седмицы ваий и Лазаревой субботы преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский и Феофан Начертанный с большим умилением и сердечным чувством описывают слёзы Богочеловека: «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек» , «Пролияв над другом слезы смотрения ради, показал еси плоть от нас вземлемую, существом не мнением Спасе, соединившуюся Тебе, и яко Человеколюбец Бог, сего абие возгласив воздвигл еси» , «Представ Ты гробу чудотворче Господи, в Вифании над Лазарем прослезился еси, законом естества, плоть Твою уверяя, Иисусе Боже мой, юже восприял еси» , «Плотию описан сый Неописанный, в Вифанию пришед, яко Человек Владыко слезиши над Лазарем, яко Бог же хотя воскрешаеши четверодневнаго» , «Ходиши, и слезиши, вещаеши же Спасе мой, человеческое показуя Твое действо: Божественное же являя, воздвизаеши Лазаря» .

Впрочем, некоторые обстоятельства совершения чуда могли дать повод к сомнению в Божественности Спасителя. Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать иудеев о Лазаре: «где вы положили его » (Ин. 11: 34)? Зачем Всемогущему молиться кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (Ин. 11: 41-42)? В IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность Отца и Сына, но и само подобие Сына Отцу. Вплоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики.

«Где вы положили его? » (Ин. 11: 34).
Иудеи — главные свидетели

Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать, где положили Лазаря: «Чудо странное и преславное, како Создатель всех, еже не неведяше, яко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребеся Лазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу Аз» ?

Ясно, что мнимое неведение Христа здесь не при чём , как пишет о том Златоуст: «Ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его? ’ Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘Адам, где ты (Быт. 3: 9)?’ … Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящего Каину: ‘где Авель, брат твой (Быт. 4: 9)?’ … Если то означает неведение, то и это означает неведение»

Зачем же тогда Господь спрашивает об этом? По мысли святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобных Андрея Критского и Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его? », был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения: «Конечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но яснее солнца, что не имел Он нужды спрашивать. А тем, что сказал ‘Где положили его? ’ хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен. Спросил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. Знал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела Его и связал Своим вопросом ‘Где положили умершего? ’ Не о том спросил, где положен или погребен Лазарь, но ‘где положили его? Покажите Мне это вы сами, неверующие » .

Странная молитва.
Единство воли Отца и Сына

«Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41-42).

Прежде чем уразуметь, для кого была сотворена эта молитва и была ли она нужна для воскрешения Лазаря, зададимся вопросом, унизило ли Сына Его молитвенное обращение к Отцу? Еретики-аномеи считали, что да, унизило: «Как молившийся может быть подобным принимающему молитву? Один молится, а другой принимает молитву», равно как и служащий меньше того, кому служит. Однако Христос, пришедший «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Мк. 10: 45), собственноручно умыл ноги двенадцати апостолам, в числе которых был и Иуда: «и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего » (Ин. 13: 10-11). Но, очевидно, Христос выше и Апостолов и, тем более, предателя-Иуды, а значит, и молитва Его ко Отцу никак не умалила Его Божественного достоинства.

Аномеи усматривали в молитве Иисуса источник чудес, Им совершённых: «Если бы Он не помолился, то и не воскресил бы Лазаря». Однако, Христос творил многие чудеса, никому не молясь . Святитель Иоанн Златоуст перечисляет: «Как же другое Он без молитвы совершал, говоря, например: тебе говорю, демон, ‘выйди из него’ (Мк. 9: 25), и еще: ‘хочу, очистись ’ (Мк. 1: 41), также: ‘возьми постель твою и ходи ’ (Ин. 5: 8), и: ‘прощаются тебе грехи твои ’ (Мф. 9: 2), и говоря морю: ‘умолкни, перестань ’ (Мк. 4: 39)»?

Спросим и ещё, воскрес ли Лазарь после этой молитвы? — Очевидно, нет: «Когда совершилась молитва, то мертвый не воскрес; а когда Он сказал: ‘Лазарь, иди вон! ’, тогда мертвый воскрес. О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? — Нет, говорит ад. Почему? — Потому, что мне не дано повеления. Я — страж, удерживающий здесь виновного; если не получаю повеления, то и не отпускаю; молитва же была не для меня, а для присутствовавших неверных; не получая повеления, я не отпускаю виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить душу» .

Вчитаемся внимательно в слова Христовой молитвы: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41-42).

Нет здесь прошения ко Отцу воскресить умершего Лазаря, ослабить оковы смерти, восстановить истлевшее тело и вернуть в него душу. В этой молитве вообще нет никакого прошения, а значит, не она стала источником чуда . Значит, не о мнимой неравночестности Сына Отцу свидетельствовала эта молитва, но о единстве воли и природы Отца и Сына, как пишет о том преподобный Андрей: «так Он говорит для Иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поскольку был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечение» .

Зачем же тогда молился Христос?

— Ради Марфы, просившей: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11: 21-22). Марфа просила Христа помолиться — Господь помолился.

— Ради иудеев, устами лукаво чтивших Отца, но не признававших Сына: «Почитая Твоего Отца, и показуя, яко не богопротивен еси, молитву дееши Христе, самовластно воздвиг четверодневнаго» .

IV. Воскрешение Лазаря как начаток разрушения ада
и образ будущего воскресения мертвых

«Наступает время, когда мертвые услышат
глас Сына Божия и, услышав, оживут»

(Ин. 5: 25)

Грехопадением Адама и Евы в мир вошла смерть. Все люди, включая ветхозаветных праведников и пророков, по смерти своей шли в ад. Его держава казалась столь непоколебимой и вечной, что даже среди богоизбранного народа появилось немалое число тех, кто «говорил, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа » (Деян. 23: 8). И саддукеев, и Марфу, и всех нас, читающих евангельские строки, следовало научить воскресению, уверив в его реальности: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже» . На Лазаре исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25).

Воскрешением истлевающего мертвеца устои ада поколебались, и для томящихся в нём появилась надежда. В каноне на повечерие пятка седмицы ваий Церковь живописует ад ревнивым существом, которое впервые за тысячелетия владычества над умершими испугалось разорения собственных владений и оттого готово пожертвовать одним пленником, лишь бы не потерять многих: «Молю тя Лазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих скоро, отыди убо: добро бо мне единаго рыдати горце отъемлема, нежели всех, ихже прежде алча поглотих» , «Что не востанеши Лазаре скоро, воззва из долу ад рыдая? что не абие воскрес течеши отсюду? Да не и других ми пленит Христос, воскресив тя» . Святые Отцы единодушно замечают, что не призови Господь конкретного имени, весь ад преждевременно опустел бы, ибо тогда все умершие бы воскресли: «Чтобы, обратив речь вообще к мертвым, не вызвать всех из гробов, Он поэтому и говорит: ‘Лазарь, иди вон! ’, тебя одного Я вызываю в присутствии этого народа» .

В воскрешении Лазаря Господь ясно показал черты и всеобщего воскресения — великого и страшного таинства, имеющего случиться в последний день. Так, рассуждая о всеобщности воскресения , преподобный Ефрем Сирин замечает, что неслучайно Господь воскресил 3 людей: девочку, лишь только усопшую, юношу, несомого на кладбище, и истлевающего Лазаря: «В доме, на пути и из гроба возвращал Он умерших к жизни, чтобы на всей дороге смерти поставить путемерия, по всей стезе умерших рассеять надежду жизни, и в начале, и в середине, и в конце ее явить воскресение» . Как и воскрешение Лазаря, всеобщее воскресение произойдёт в одно мгновение ока . Ибо не выветрился из пещеры смрад разлагающегося тела, как Лазарь, повинуясь властному слову Господа, вышел навстречу потрясенным иудеям, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными соками. Громкий голос Спасителя, воззвавшего: «Лазарь, иди вон! » символизировал великую трубу , которая однажды возгласит всеобщее воскресение. Удивительно и то, насколько вифанское чудо совпадает в деталях с откровением апостола Павла о последнем дне мира: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг , во мгновение ока, при последней трубе ; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся » (1 Кор. 15: 52).

Наконец, явив свою власть над смертью, Христос показал, что и Сам может воскреснуть, если Ему придётся вкусить смерть и сойти во ад. Для нас же особенно важны слова Господа, обращенные к Марфе и сказанные Им перед совершением чуда: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек » (Ин. 11: 25-26). Евфимий Зигабен, византийский монах-собиратель святоотеческих толкований Четвероевангелия, пишет, что «здесь говорится о верующих во Христа, которые, хотя и умирают смертью на земле, будут жить блаженной жизнью будущего века. А живущие здешней жизнью и верующие не умрут вечной смертью будущего века. Говоря это, Иисус Христос показал, что только в будущем веке есть истинная жизнь и смерть, потому что они не могут изменяться и сменять одна другую, — и что о них-то и нужно больше всего заботиться» .

Какую же жизнь выбрали иудеи?

V. Воскрешение Лазаря как отвержение иудеев

«Если бы Я не сотворил между ними дел,
каких никто другой не делал, то не имели бы греха;
а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего
»
(Ин. 15: 24)

Иудеи — главные свидетели чуда

Господь, призвавший Апостолов стать ловцами человеков , расставил великолепные ловушки строптивым иудеям, чтобы те, кто с талмудическим упрямством и изворотливостью находили опровержения пророчествам Моисея, Исайи, Даниила и всех вообще пророков о Рождённом от Девы, кто находил изъяны в Его чудесах, сами стали свидетелями такого чуда, которое ни опровергнуть, ни превратно истолковать было бы невозможно.

Вся пятерица чувств пришедших ко гробу иудеев свидетельствовала о воскрешении Лазаря, как пишет о том Златоуст: «Для того и спрашивает: ‘где вы положили его ’ (Ин. 11: 34)? — чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри ’, и которые привели Его, не могли сказать, что Он воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: — голос, говоривший: — ‘пойди и посмотри ’, — руки, отвалившие камень и разрешившие повязки; также — зрение и слух, — слух, так как слышал голос, — зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обоняние, так как оно чувствовало смрад, — ‘уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ’» .

Для того Христос медлил два дня, чтобы пеленавшие мертвеца убедились в его смерти и тлении. Для того всеведущий Господь спрашивал, где положили Лазаря, чтобы погребавшие Лазаря привели Христа к месту погребения и сами стали свидетелями чуда . Для того всемогущий Христос, обещавший верующим власть переставлять горы (Мф. 17: 20), не захотел отодвинуть гробовой камень, чтобы отодвинувшие его почувствовали смрад мертвеца. Для того Христос просил развязать воскресшего, чтобы, осязав Лазаря, иудеи убедились, что это не призрак и именно тот, кого они сами пеленали .

Выбор иудеев — выбор смерти

Где еврейское безумие? где неверие? доколе чуждии, доколе лестцы, зрите умершаго гласом исходяща, и не веруете Христу, воистинну сынове тьмы вси вы .

Воскрешением Лазаря Иисус с несомненностью открыл о Себе, что Он Мессия, Сын Божий и Бог. Хранители Виноградника поняли, что пришёл его законный Наследник. И, как было предречено в горькой притче о злых виноградарях, решили убить «Хранящего Израиль » (Пс. 120: 4), совершить поступок столь же чудовищный, сколь и безумный: «Вместо того, чтобы изумиться и подивиться, — совещаются убить Его, — Его, который воскресил мертвого. Какое безумие! Думали предать смерти Того, Кто в телах других побеждал смерть» .

Страшный приговор был предварён клеветой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом » (Ин. 11: 48). Иудеи представили Христа мятежником, покушающимся на царскую власть, самозванцем, Который увлечёт за Собой народ на расправу римлян. Но, как пишет Евфимий Зигабен, «Иисус Христос не только не учил восставать против правительства, а напротив, Он повелел платить дань кесарю и уклонился от народа, который хотел сделать Его царем; при Своем путешествии Он всегда соблюдал скромность во всем и заповедовал всем проводить лучшую жизнь, что могло послужить скорее к потере всякой власти» . Да и что за люди произнесли эти слова? — Те, кто призывали впоследствии отпустить мятежника и убийцу Варраву, те, что кричали, что не имеют царя, кроме кесаря .

«Этот Человек много чудес творит. Что нам делать? » (Ин. 11: 47) — вопрошали иудеи. Очевидный ответ даёт Златоуст: «Следовало уверовать, послужить и поклониться, и уже не почитать Его человеком» . Но иудеи «положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53) и тем самым обрекли себя на вечную смерть и отвержение. Сами же и изрекли себе приговор: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои » (Мф. 21: 40-41).

Напрасно иудеи заучивали наизусть слова Моисея о Пророке, Которого надо слушаться, напрасно читали о карах, которые последуют за нарушением этого повеления. Впереди их ожидало разрушение храма, разорение Иерусалима, убийство более миллиона соплеменников, болезни и страшный голод, во время которого матери пожирали своих же детей, позорное рассеяние.

Именно о них прослезился Господь, а не о Лазаре, ибо, как пишет преподобный Андрей, Христос «пришел воскресить Лазаря, и потому бесполезно было бы плакать о том, кто должен воскреснуть. А об иудеях поистине надлежало плакать, поскольку Он предвидел, что и по соделании чуда они останутся в своем неверии» .

Хотевшие сохранить земную власть , эту власть потеряли: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23: 38).После Распятия Богочеловека Виноградник перешёл в другие руки: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).

Что же мы, тот самый народ, которому передано Божие Царство, можем почерпнуть в святых евангельских строках, описывающих воскрешение Лазаря?

VI. Воскрешение Лазаря как назидание христианам

«Господи! вот, кого Ты любишь, болен » (Ин. 11:3).
Отношение к несчастьям праведников

Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст в связи с болезнью Лазаря: «Многие соблазняются, когда видят некоторых угодных Богу людей в каком-либо бедствии, когда видят, например, что они подверглись болезни, или бедности, или чему-нибудь другому подобному; а того не знают, что такие страдания свойственны тем, которые особенно любезны Богу. Так вот и Лазарь был из друзей Христовых, а был болен, как это именно говорили и пославшие: ‘вот, кого Ты любишь, болен ’ (Ин. 11: 3)» .

Спустя несколько веков после смертельной болезни Лазаря подобными вопросами мучился преподобный Антоний Великий: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?»

И он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимся в Божием о нас попечении: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно»

«Иисус прослезился » (Ин. 11: 35).
Мера христианского плача

Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве» . Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «‘Прослезился Иисус ’. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть» . То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно» .

«Когда же услышал, что [Лазарь] болен,
то пробыл два дня на том месте, где находился
» (Ин. 11: 6).
Смиренное поведение

Всемогущий Господь отложил свой приход в Вифанию не только для того, чтобы Лазарь умер, был погребён и начал истлевать, но и для того, чтобы «кто-нибудь не почел неприличным то, что Он по первому слуху спешит показать чудо» . Христос учит нас, насколько бережно и нетщеславно следует распоряжаться Божиими дарами: «Божества Твоего Христе, подавая учеником Твоим образ, в народех смирял еси Себе, утаитися хотя» .

Насколько небезопасно тщеславиться полученными от Бога дарами благодати, видно из истории, описанной в «Древнем Патерике» об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо:

Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: «Мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань». Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: «О чем плачешь, авва?» Старец отвечал им: «Сейчас пал великий столп Церкви!» Это он говорил о молодом монахе. «Но пойдите сами к нему, — продолжал он, — и посмотрите, что случилось!» Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: «Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, — и я надеюсь очистить грех свой и покаяться». Но по прошествии пяти дней он скончался .

Каиафа, «будучи на тот год первосвященником,
предсказал, что Иисус умрет за народ
» (Ин. 11: 51).
Уважение к священному сану

Каиафа, за деньги получивший должность первосвященника и осудивший Господа на смерть, произнёс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига Иисуса Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин. 11: 50). Почему же Дух говорил устами нечестивца? — Потому, отвечает Златоуст, что Каиафа, несмотря на все свои преступления и злой нрав, был законным архиереем : «Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца… Однако же и при этом Дух еще присущ был им. Только тогда, когда они воздвигли руки на Христа, Он оставил их и перешел на апостолов» .

Так и священнослужитель, как бы плохо не жил, является орудием Духа Божия и исполнителем Его Таинств до тех пор, пока с него не сняли священный сан. Оттого так страшно впасть в осуждение священников, пусть даже проводящих нечестивую жизнь, хотя и это часто бывает одной лишь видимостью, ибо, как пишет святитель Игнатий, «бесчестие, нанесенное служителям алтаря, относится к алтарю, к Присутствующему в нем и Поклоняемому Богу».

VII. Воскрешение Лазаря как аллегория исцеления души

Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков. Мало кто из христиан, читающих святые строки о восставлении четверодневного мертвеца, не вздыхал затем вместе с преподобным гимнографом о собственном восставлении и прощении грехов: «Лазаря воздвигл еси Божественным Христе глаголом: и мене многими прегрешеньми умерша возстави, молюся» , «Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый Христе четверодневна, возстави мя умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и яко благоутробен избави и спаси мя» , «исхити мя от страстей моих, якоже прежде четверодневна Твоего друга Лазаря» , «Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща»

Преподобный Андрей Критский видит в воскрешении Лазаря торжество благодати над мертвящей буквой Закона: «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера — мрачное сердце иудеев, и камень лежал на ней — грубое и жестокое неверие. Сказал Иисус: отнимите камень. Тяжелый — непослушания — отвалите камень, чтобы извлечь мертвенное из буквы Писания. Отнимите камень — неудобоносимый ярем Закона, чтобы могли принять животворное Слово благодати. Отнимите камень — покрывающий и отягощающий ум» .

Но все вообще Отцы аллегорический смысл воскрешения Лазаря относят к воскрешению нашего внутреннего человека. Наиболее образно, живо и полно пишет об этом блаженный Феофилакт Болгарский : «Ум наш — друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаиваемою сожаления, ибо умерший — друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума — плоть, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут к Христу и припадут пред Ним, ведя вслед за собою и помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда — значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира, не погребайся в житейских развлечениях и страстях; — подобно как и ученикам Своим Он говорил: ‘вы не от мира ’ (Ин. 15: 19), а апостол Павел: ‘и мы выйдем к Нему за стан ’ (Евр. 13: 13), то есть мир, — и таким образом воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобой. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, кратко сказать, был в самом худом положении и «по деятельности», которая обозначается руками и ногами, и «по созерцанию», которое обозначается покрытым лицом, — итак, хотя он находится в таком бедственном положении, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра».

Чего да сподобит нас милосердный Господь!

Литература

  • Библия. М.: Российское Библейское общество. 2004.
  • Триодь постная. В 2-х ч. М.: Издание Московской Патриархии. 1992.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. Репринт.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Репринт.
  • Амфилохий Иконийский , святитель. Слово на воскрешение Лазаря// http://www.portal-slovo.ru/theology/37620.php
  • Василий Великий , святитель. О скорби и слезах Иисуса Христа перед воскрешением Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование // Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем. СПб.: Синодальная типография. 1893. Т. 2. С. 300. Репринт.
  • Ефрем Сирин , преподобный. О воскрешении Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование. С. 292-295.
  • Андрей Критский , преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря // Христианское чтение. 1826. XXII.
  • Игнатий Брянчанинов , святитель. Проповеди // Собр. соч. в 7-ми т. М.: Благовест, 2001. Т. 4.
  • Игнатий Брянчанинов , святитель. Отечник // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 6.
  • Древний патерик, изложенный по главам. М.: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1891. Репринт.
  • Евфимий Зигабен , монах. Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века. Киев, 1887. Т. 2. Репринт.
  • Феофилакт Болгарский , блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна // Феофилакт Болгарский , блаженный. Толкование на Четвероевангелие. М.: Сретенский монастырь, 2000. Т. 2.

Там же. Песнь 7.

Андрей Критский , преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. Гл. 11. С. 197.

31) имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. "В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" . Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Италиянском слове Лаццарони , иначе - нищие .

б) (Иоан.11:1 ,2,5 и др. ) брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена ев. с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и). Иисус же любил Лазаря и сестер его , говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви, Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лазарь" в других словарях:

    Я, муж.Отч.: Лазаревич, Лазаревна; разг. Лазарич.Производные: Лазарька (Лазарка); Лазуря; Зуря; Лазута; Заря.Происхождение: (Др. евр. имя ’El‘azar бог помог.)Именины: 8 марта, 21 марта, шестая суббота Великого поста, 10 апр., 6 мая, 17 мая, 28… … Словарь личных имен

    - (греч. Λ’αζαρος, от евр. е1 âzâr, «бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в… … Энциклопедия мифологии

    Евангельская притча о богатом и Лазаре послужила сюжетом для великорусских и малорусских духовных стихов. В духовном стихе богатый и Лазарь являются братьями. В некоторых вариантах и богатый, и бедный носят имя Лазаря. Стих поется на заунывный… … Биографический словарь

    Бог помог; Лазарька, Лазуря, Зуря, Лазута, Заря Словарь русских синонимов. лазарь сущ., кол во синонимов: 3 имя (1104) нищий … Словарь синонимов

    - (греч. , от евр. el azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л. житель… … Энциклопедия культурологии

    - (Лазар Хребелянович) (ок. 1329 89) сербский князь с 1371. В кон. 70 х гг. объединил все северные и центральные сербские земли. В 1386 нанес поражение турецким войскам у Плочника. Погиб в битве на Косовом Поле …

    Согласно Евангелию от Иоанна, брат Марфы и Марии из Вифании, один из любимых учеников Иисуса Христа, воскрешенный им через четыре дня после погребения. Память 17 октября … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. ф ма от евр. Элеазар, Бог помог): 1) нищий из притчи, рассказанной Иисусом (Лк 16:19 31). Больной, покрытый язвами Л. лежал перед воротами дома, в к ром жил богач, и хотел только одного утолить голод объедками с его стола. После смерти Л … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЛАЗАРЬ, я, муж.: 1) наобум лазаря (прост. неод.) то же, что наобум. Наобум лазаря поступать; 2) лазаря петь (прост. неод.) плакаться, жаловаться, стараясь разжалобить кого н. Хватит лазаря петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗАРЬ - см. Среднеспелый, пригоден для переработки на крахмал, чипсы. Растение средней высоты, промежуточного типа, прямостоячее. Лист среднего размера, промежуточного силуэта, темно зеленый. Листочек среднего размера, со средней шириной. Волнистость… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Книги

  • Лазарь, или Путешествие смертника (аудиокнига MP3) , Андрей Дашков. Повесть "Лазарь, или Путешествие смертника" - тот редкий случай, когда отвечающая всем канонам жанра жесткая и динамичная фантастика поднимается до уровня экзистенциальной притчи о…