Референтная личность. Нижегородским предприятиям представили методику мобилизации избирателей

Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец.

См. также: Референтная группа, Референтность

  • - малая социальная группа, которая как бы “реферирует” ценности общества и по нормам которой живет и действует индивид. Термин “референтная группа” был введен американским психологом Г. Хайманом в 1942 ...
  • - ...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Референтная группа - социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе...

    Психологический словарь

  • - Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе; напpимеp, Глyбинная Стpyктypа слyжит pефеpентной стpyктypой для Повеpхностной Стpyктypы...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • - нлп Весь жизненный опыт человека. Кpоме того, наиболее полное пpедставление, из котоpого пpоисходят дpyгие пpедставления в какой-либо системе...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - , эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном...

    Философская энциклопедия

  • - см. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ...

    Энциклопедия социологии

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект и членом которой он стремится стать...
  • Словарь социолингвистических терминов

  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в маркетинге это группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на поведение человека...

    Большой экономический словарь

  • - "...: контингент референтных индивидуумов, значения аналитов в которой используются для сравнения со значениями, получаемыми у больного, страдающего определенным заболеванием...

    Официальная терминология

  • - Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы...
  • - Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Референтная личность" в книгах

Референтная группа

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Референтная группа Референтная группа состоит из людей, с которыми человек себя идентифицирует. Это означает, что он принимает групповые нормы, а если возникают затруднения в отношении того, что сделать или сказать, он ссылается на эти нормы или на других членов группы,

Референтная группа

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Референтная группа Референтная группа – это группа людей, которую вы используете как ориентир для поведения в определенных ситуациях. Основными примерами референтных групп являются политические партии, религиозные сообщества, этнические организации, клубы по

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

«Человеческий фактор» в системе обучения Г. А. Китайгородской и в ИЛПТ: личность и коллектив, личность и психотерапевтическая группа Основные теоретические положения метода Г. А. Китайгородской связаны с концепциями советской психологической школы – теорией

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

Из книги Искушение глобализмом автора Панарин Александр Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПРАДОРСТВА: ЗАПАД КАК РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА Опыт уже показал, что глобальный мир - это не столько взаимозависимый мир, как уверяли нас новые либералы, сколько зависимый - управляемый из единого центра. В то же время глобализм

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

автора Бердяев Николай

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Референтная группа

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Референтная группа В социальной психологии есть очень важное понятие так называемой референтной группы. Референтная группа - это эталонная группа, т. е. это такая группа, которая является эталоном для личности и в которую он стремится попасть. К примеру, для какого-либо

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Референтная категория суждений и планов, причинно-следственность, а также категории принуждения и подчинения А теперь вернемся к времени. Точнее, к тому, как вы его используете на следующей стадии реорганизации или планирования любого вашего действия, жизнедеятельности

Слишком большая референтная группа

автора Болдогоев Дмитрий

Слишком большая референтная группа Мы сами расширяем круг своих потенциальных обидчиков. Свобода выбирать, от кого зависеть, – одна из важнейших свобод человека. Есть еще один враг, который мешает, не позволяя нам быть самим собой, реализовать себя. Зачастую с его

Почему? Большая или неверная референтная группа

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Почему? Большая или неверная референтная группа Одна весьма уважаемая компания обратилась в тренинговый центр по поводу того, что у ряда сотрудников, вернее, сотрудниц, есть проблемы со стрессоустойчивостью и коммуникацией. При проведении анонимной предварительной

4.2.2. Референтная группа и известные персоны

Из книги Брендинг в розничной торговле. Алгоритм построения «с нуля» автора Бадьин Андрей Валерьевич

4.2.2. Референтная группа и известные персоны Референтная группа в общем случае – это группа людей или отдельные личности, являющиеся авторитетными для представителей целевой аудитории. Референтная группа определяет нормы поведения и социальные установки членов целевой

Социальные связи современного человека многочисленны и многообразны, но не каждый, с кем человек знаком, оказывает на него влияние своим мнением. Такая возможность есть лишь у тех, кого психологи называют референтными лицами – у тех, кто значим для данной личности.

Референтное лицо и группа

Для дошкольника референтными лицами являются родители, для младшего школьника – учителя, для подростка – сверстники. Круг референтных лиц взрослого человека более разнообразен, в него включаются коллеги, начальство и многие другие люди. В любой социальной группе, особенно неформальной, наибольшей референтностью для ее членов обладает лидер.

Не всякий знакомый является референтным лицом. С другой стороны, таковым становится не только тот, с кем человек знаком и общается непосредственно. Это может быть политический деятель, религиозный лидер, известный артист и даже давно умерший писатель или философ.

Наряду с референтными лицами существуют и референтные группы, являющиеся для личности эталоном поведения, оценок и других норм. При этом реальная принадлежность к референтной группе необязательна. Достаточно вспомнить героя комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»: этот человек дворянином не является, что не мешает ему во всем ориентироваться на стиль жизни дворян.

Групповое влияние

Каким бы сильным ни было влияние референтной группы, воздействие группы, к которой человек реально принадлежит – пусть даже не по своей воле – тоже неизбежно.

Взаимоотношения личности с группой предстают в трех вариантах – конформизм, негативизм и нонконформизм.

Конформизм, или подчинение группе, может быть внутренним и внешним. В первом случае человек искренне разделяет и одобряет мнение, господствующее в группе, во втором – подчиняется большинству в силу необходимости, не соглашаясь с ним.

Негативизм – это противопоставление себя группе. При этом можно искренне считать себя независимой личностью, и внешне такое поведение выглядит независимым. Но в действительности негативизм – это тоже зависимость от группы, только «со знаком минус». Такой человек «принципиально» не станет читать книгу популярного писателя, которую «читают все», а если и прочитает – никогда не похвалит вслух, даже если ему понравится. Иными словами, он тоже оказывается несвободным от мнения группы.

Истинная независимость – это не негативизм, а нонконформизм: человек критически относится к мнению группы, принимая или не принимая его в зависимости от собственных установок.

Степень конформности поведения определяется многими факторами. В традиционном обществе, где велика роль авторитетов, была высока. В любом обществе подростки отличаются высокой конформностью по отношению к группе сверстников. Имеют значение и индивидуальные личностные черты, а также то, в какой степени человек отождествляет себя с той или иной группой. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее выражена конформность поведения у ее членов.


Друзья, ещё раз хотелось бы подчеркнуть то, о чём мы уже говорили: человек, который оказывается рядом с вами, когда у вас включена харизма, включен авторитет, включено желание достаточно быстро достигнуть своей цели, относится к одной из двух категорий. Категорий объектов может быть только две: первая – ресурс, вторая – препятствие, никакой третьей категории нет. Это не значит, что вы всегда в жизни так должны относиться ко всем. Тогда жизнь станет чёрно-белой, вы будете жёстко, быстро достигать целей, но потеряете радость.

Но в момент достижения цели это или ресурс, или препятствие; или чёрное, или белое. Это позволяет очень быстро принимать решения и не тратить время на разъяснения, выяснения и т.п. Ресурс – работаем. Препятствие – идём дальше.

Алексей Геннадиевич, правильно ли я понимаю, что навыки харизмы применяются больше в бизнесе, чем в построении отношений?

В построении отношений, когда надо кого-то построить в отношениях, тоже можно применять. В отношениях тоже иногда надо построить человека, когда он сам не подстраивается в нужном направлении.

Я понял, спасибо!

А в воспитании детей?

Однозначно. Детей надо периодически строить, их надо дрессировать. Это нормально. Кнут и пряник, поощрение и наказание – совершенно адекватная вещь. Итак, по разным сферам жизни разный расклад. Определяются сферы, где нужна харизма, где харизма включена, и те, где она выключена. Если будете строить всех и всегда, ваши домашние не выдержат вашего присутствия, им это достаточно быстро надоест и будет напрягать. Должно быть место, где вы выключаете харизму, где вы белый, пушистый, плюшевый, шоколадный заяц, и всё там нормально и хорошо. Но это должно быть определённое место, всегда плюшевым зайцем быть нельзя, потому что вас кто-нибудь съест. Это первое.

Второе. Существует понятие референции, референтных людей. На странице 5 вашей раздатки есть табличка с разными сферами жизни. Один из сильных ключей к адекватности, к вашей гибкости в этом мире – то, что вы должны разделить свою жизнь на отдельные области, в каждой из которых есть специалист. Очень хорошо, если у вас есть ментор, личный коуч, тренер в этой области, тот человек, у которого вы можете учиться. Там вы выключаете харизму и начинаете активно у него учиться. Когда включена харизма, вам не до обучения: вы доказываете свою правоту, свою точку зрения. Но вы должны понять, какой человек в какой области является авторитетом. Например, есть дядя Вася, который хорошо может чинить батареи, в этой области он авторитет, и как только идёт разговор про батареи, вы выключаете харизму, если вам надо послушать, как чинить батареи, и очень внимательно слушаете и впитывате, как дядя Вася говорит и всячески поощряете, чтобы он рассказывал про батареи. Но как только дядя Вася начинает учить вас семейной жизни, а вы знаете, что у дяди Васи не всё хорошо в семейной жизни, вы сразу включаете харизму, дядю Васю притормаживаете и ставите на место. Так же и во всём остальном. Нет человека, который разбирался бы в этой жизни абсолютно во всём. Такого не существует.

Поэтому вы должны определить референтных лиц, которые в вашем личном жизненном пространстве авторитетны каждый в своей узкой, специфической области: один в одном, другой в другом, третий в третьем и т.д. И когда он про это говорит или я его про это спрашиваю, я начинаю с ним сотрудничать и беру всё это. А когда он заезжает в другие сферы (у людей такое бывает – поучить жизни вообще, особенно если точно не имеют опыта; например, женщины, у которых нет мужчин, начинают учить тех, у кого есть мужчины, как правильно общаться с мужчинами; или на форумах по боевым искусствам заходят те, кто не тренируются, и начинают учить, как правильно драться), это надо жёстко отсекать. Смотрите, кто в чём разбирается. Он в этом специалист или нет? Нет – всё. Только имейте в виду: когда включена харизма – не пропустите дельных подсказок. Иначе сами споткнётесь, потом всё равно придёте за советом. Но может быть поздно.

Поэтому на странице 5 раздатки набросаны разные сферы жизни: предпринимательство, управление, инвестиции, личные отношения, воспитание детей, компьютеры, автомобили, здоровье и т.д. Сейчас повспоминайте людей из своей жизни, ваших знакомых и впишите тех, кто в чём-то из этого разбирается. Например, Вася разбирается в компьютерах, и у вас уже в голове соединены Вася и компьютеры, и когда Вася начнёт рассказывать о личных отношениях, или о том, как правильно продавать, или ещё что-то, вы Васю уже не очень слушаете, потому что Вася в этом не разбирается. Это маленький пунктик, который нужно понять, закрепить, записав имена. Впишите какие-то ещё интересные для вас сферы жизни, которые там не отмечены: например, если интересно изготовление суши, или юридические вопросы, или правильное подвешивание за ногу… Кто там авторитет, с кем надо быть на равных, выключать харизму, а не что-то доказывать или отвоёвывать.

Правильно ли я вас понимаю? Есть два варианта: либо мы слушаем человека и мы с ним на равных, либо включаем харизму и жёстко идём к своей цели?

Это в контексте достижения. Есть контекст достижения, а есть контекст удовольствия. Например, если я выехал на природу с друзьями, я включился в контекст удовольствия, можно убрать харизму, наслаждаться жизнью, разговорами ни о чём… Или вы пришли в сауну – не надо там харизму включать, расслабьтесь. Отдыхаете, наслаждаетесь. Кто-то что-то болтает, можно это просто стряхнуть. Не надо ничего доказывать, не надо никуда стремиться. В общем, делим контексты: достижение или удовольствие. Если достижение – препятствие или ресурс (у кого можно поучиться – это ресурс). Если удовольствие – отдыхаем.

Особо меня здесь забавляет следующее. Есть передачи – ток-шоу называются: «Пусть люди говорят». Допустим, обсуждается внешняя политика США, которая завязана на всю глобальную экономику, дальнейшее развитие, кризисы и т.д. И приглашают какую-нибудь Дарью Донцову. И начинают спрашивать её про глобальную экономику. Она знает про неё… Она всю жизнь с экономикой разбиралась, прорисовывала все финансовые потоки, все проценты высчитала, прикидывала, изучала историю финансовых кризисов, как они протекали, во что выливались, как это завязано на геополитику, контролируется из единого центра, а она всю жизнь этим занималась, чтобы ей вопросы задавали. И сидят, переливают из пустого в порожнее. Явно, что люди, которых туда приглашают, некомпетентны в этом вопросе, вообще не разбираются. Была ещё одна передача о вреде алкоголя, туда пригласили Гордона – как участника. И он давай отстаивать точку зрения: люди должны иметь свободу и право выбирать – пить алкоголь или не пить, надо или не надо, оставьте нам это право, мы будем выбирать сами, не надо ограничивать употребление алкоголя и т.д.

Очень просто. Банальнейший пример на эту же тему. Сейчас вышел фильм «Форсаж-4»: показывают, как круто гонять на автомобилях. Есть, конечно, и позитивные герои, и негативные. Так вот: как позитивные, так и негативные герои весь фильм пьют пиво строго определённой марки. Название звучит только один раз, но во всех остальных кадрах видно, что это именно эта марка пива, бутылочки всегда развёрнуты в камеру. Герой задумывается – берёт бутылочку, радуется с другом – посасывает пиво. В общем, за весь фильм повторяющаяся вещь (то, что надо копировать) только одна – бери это вот и туда заливай. Больше повторяющихся моментов нет. Это я воспитательный момент показываю: что большее количество раз упало в подсознание, то и отложилось внутри, понимаете? Хотя человек, не знающий об этом, даже не думает и не замечает, да и не смотрит. В этом смысле есть фильм «Мирный воин», который надо смотреть.

Записали людей по сферам жизни? Запишите тех, которые важны для вас. И те сферы жизни, которые важны для вас, где вам нужен наставник, у кого вы можете поучиться. Почему это важно? Хороший пример – хоккей: поставили Гуса Хидинга – сразу результаты пошли. Это человек, который знает, что и как делать. Результаты сразу улучшились. Понятно, что нельзя сразу на первое место выйти с никакого, но тем не менее уже есть успехи, не просто мяч у ворот пинают, голы начали забивать.

Глава книги Харизма.

Продолжается регистрация в тренинг: Развитие Харизмы.

Референтность

Референтность – один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со "значимым другим" или кругом "значимых других".

Само понятие "референтность" ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности.

В отечественной социальной психологии в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского был теоретически обоснован, методически подкреплен и эмпирически проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого "положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций" (Е. В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они референтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референтны, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией.

В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится "перебрать" мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений, – человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно, не основанной на их личных достоинствах, но отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них.

Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и особенности референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х гг. XX в. методики – референтометрии.

Самоопределение личности

Самоопределение личности – абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базовостилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни.

В социальной психологии помимо понятия "самоопределение личности", которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется "дочерний" термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе, – "самоопределение личности в группе". Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие – принимаются.

Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива способы конформного и нон- конформного поведения оказываются ложной дихотомической схемой (А. В. Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом – коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальноэмпирических исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны.

В общностях высокого уровня социально-психологического развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, которая отличается высокой степенью коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда.

Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах.

Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

Что такое референтность?

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Референтность группы

Служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение и ее проявлений.

Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

При выборе человеком эталонных группирований могут возникать , которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.