Игумен Евмений. Безграничный человек. Психология контакта. Тенденции современной психотерапии

«Мужчина и Женщина. Встреча в Присутствии», где он собирается под видом православного учения калечить людские души, используя оккультные методики, сообщается в блоге игумена .

Деятельность скандально известного клирика анализирует в интервью « » председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз .

«Прежде всего, нужно отметить, что игумен Евмений (Перистый) находится на пропротестантских позициях. Он вводит в сферу Православия некие прозападные образцы поведения и заимствует методики из разных оккультных учений. Будучи знаком с психологией, он использует психологические наработки, таящие в себе приемы, взятые из оккультных практик, негативно воздействуя на психику и тело человека. Он использует и телесно-ориентированную психотерапию, которая как одно из направлений имеет право на жизнь, но игумен, пропитывая его смертельным ядом оккультизма, преподносит его под видом Православия. Это категорически нельзя принимать.

Многое из его учения противоречит великому бесценному наследию святых отцов, нашей православной догматике. Если бы он предстал пред нами в облике светского психолога, то в этом не было бы никаких проблем. Теперь таковых несть числа - фрейдистов и последователей Юнга, проповедующих ложные, а часто сатанинские теории, строя на них свои системы воздействия на человека. Не пристало удивляться и протестовать, потому, как мир лежит во зле. Но Евмений (Перистый), откровенно прикрывающийся Святым Православием, вводит в православный контекст чуждые нашему духу бесовские влияния и пагубные воздействия. Страшно ещё и то, что информации на 80% правдива, она почерпнута из православного вероучения и научной психологии, но те 20%, являющееся извращением, сатанинскими практиками, напрочь разрушают духовную направленность и весь человеческий жизненный путь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что даже одно неправильное представление и понятие в духовной жизни, вошедшее в сознание человека, искажает душу и приводит к неминуемой ее погибели. Но мы, православные христиане, понимаем, что аггел сатаны редко предстает в собственном облике, стараясь являться в образе ангела света, выступая в неприкрытом, явном виде, иначе подавляющее число людей категорично его отвергнет. Бесы золотят горькую пилюлю сатанизма, покрывая её сахарной пудрой, имея цель погибель души человеческой. И в этом печальном обстоятельстве бедный человек, неискушенный в области православной патрологии и психологии, принимая правильные слова в учении игумена Евмения, впитывает и то зло, дьявольскую ложь, скрыто присутствующую в его изречениях. Он безжалостно, с лукавой скрытностью, калечит людские души. Когда им что-то вещает священник, они воспринимают это как истину, без контроля и критического анализа, не подозревая в этом душевредную ложь. Этот момент неимоверно опасен.

Правило Викентия Лиринского категорично гласит о запрете принимать все то, что когда-либо не содержалось в Священном Писании и Священном Предании. Нельзя принимать то, что не было признанным когда-либо всей Церковью. Любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, не должно приниматься нами. Все попытки влить в реку церковного учения новшества, чуждые духу Православия, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, имеющих демонический характер, абсолютно не приемлемы! Мир принимает с радостью то, что свойственно ему, это понятно и объяснимо. Человек, говорящий слова, которые привыкли слышать по радио, легко воспринимается как истинный, умный и понятный, он имеет вес в мирском обществе, почитается. Не зря будет сказано, что достаточно много в нашей Церкви появляется священнослужителей, пытающихся внести в Церковь совершенно чуждые ей учения от своего «Я».

Святая Церковь - это наипаче всего послушание, приходя в храм Божий, расстанься со всем мирским. Прими все те дары, которые бережно и с любовью сохранила и приумножила внутри себя Мать-Церковь. Прими, гордый человек, из златых уст святых отцов аскетические познания, духовные сокровища, являющиеся бесценными лекарствами. Живи, православный христианин сообразно с ними. Не нужно выдумывать нового, вносить своего понимания, чуждого Богу. Но человеческая гордость не позволяет так поступать, и несчастный человек начинает выдумывать свое. К горькому сожалению, это результат падшего человеческого естества, прежних жизненных заблуждений.

На мой взгляд, категорически недопустимо проведение подобных мероприятий, приносящих немало духовных бед людям, которые окажутся на этом горе-семинаре. Евмений (Перистый) выступает как игумен, представитель Церкви, вводя людей в соблазн и погибель, а этого допустить ни в коем случае нельзя, нужно его остановить».

Среди христианских священнослужителей во все времена находились такие люди, которых не устраивали общеизвестные и всеми принимаемые религиозные догмы. А потому они стремились поломать устои. Им чего-то не хватало, а внутренняя душевная неудовлетворенность не давала покоя. К разряду таких людей относится наш современник - игумен Евмений. По его словам, он постоянно находится в поиске смысла, желая найти ответы на свои нестандартные вопросы. Хотя известно достаточно его единоверцев, которые утверждают, что этот «православный гуру», так они его называют, стремится запутать людей, предлагая им ложные пути самосовершенствования и просветления.

Биографические сведения

Евмений Перистый является уроженцем Украины, Донецкой области, где появился на свет в 1969 году, 19 мая. Уже в 14 лет он начал приходить к мысли, что свяжет свою жизнь с верой в Бога. Но монашеский постриг смог принять только в 1989 году, отслужив в армии. Произошло это важное для него событие в Киево-Печерской Лавре.

Далее жизнь его более десятилетия была связана с Макарьево-Решемским монастырем, расположенным в Ивановской области, в поселке Решма. Там он был сначала назначен настоятелем, а позднее окончательно утвержден на эту должность, получив сан игумена. Евмений здесь осуществлял плодотворную деятельность. Он активно работал с молодежью, занимался реабилитацией наркозависимых в течение семи лет, руководил издательством и Просветительским центром, которые носили одинаковые названия «Свет Православия».

Взгляды

Со слов самого же игумена Евмения, образования он не имеет никакого: ни светского, ни церковного. В самом начале своего пути он обладал самыми консервативными и традиционными православными убеждениями. Однако вскоре понял, что данное учение не дает человеку исчерпывающих ответов на многие вопросы, в частности связанные с сексуальностью человека, социальными законами общества и семейными отношениями между супругами. А правила, которые принято устанавливать для среднестатистических православных, и рамки, в которые они в связи с этим загоняются, не позволяют раскрыться полностью индивидуальным чертам каждой из личностей, сотворенных Всевышним.

Сам Евмений, вкратце передавая свои взгляды, говорит, что о Боге у него такие представления, которые просто не могут никого разочаровать.

Самообразование

Этот человек утверждает, что образовывает себя сам, то есть читает, слушает и воспринимает только то, что лично ему интересно. Он разговаривает с людьми, которые, с его точки зрения, могут сообщить ему полезную информацию, а не с теми, кого ему навязывают, заставляя слушать. Подобный путь духовного поиска игумен Евмений считает единственно полезным и правильным, ведь человек должен приходить только к тому, кого ценит и уважает, несомненно, только таких людей признавая своими учителями. Он не боится духовного взаимодействия с инакомыслящими: католиками, буддистами и прочими. Уверен, что никому не следует навязывать другим свое понимание законов Вселенной, подавая при этом ограниченную картину мира.

Конфликты с единоверцами

Первую серьезную негативную оценку своей деятельности игумен Евмений получил от единоверцев в 2006 году, в феврале, когда специальная комиссия, проведя проверку его деятельности во вверенном ему монастыре, выявила, что он не справляется со своими обязанностями. В справке, составленной проверяющими, отмечалось, что ежедневные богослужения в его храмах не проводятся, а один из них содержится в неудовлетворительном состоянии; имеет место явное недопонимание между монастырским настоятелем и населением. И хотя просветительская деятельность Евмения оказалась оценена его единоверцами достаточно высоко, от занимаемой должности он все-таки был освобожден согласно решению местного епархиального совета.

Деятельность в Москве

Но случившееся не сломило решимость Евмения продолжать миссионерскую деятельность. А потому он перебрался в Москву, где планомерно набирал популярность как публицист. Также он организовал семинары, которым дал наименование «Альфа-курс». И они приносили ему все большую известность.

В 2008 году в связи со своей деятельностью Миссионерским отделом РПЦ он был официально отстранен от участия в работе Московского Никольского храма Патриаршего подворья, лишившись должности клирика, на которую некогда был назначен. А с критикой его семинаров выступили авторитетные священники и сектоведы. Его движение обличали как внутрицерковное сектантство и лжеучение.

Яростным нападкам подверглись также книги игумена Евмения (Перистого). Его ругали за внедрение в православие восточных практик и индуистской мистики. Отмечалось, что вносят они в сердца и умы смущение, а потому отнюдь не способствуют распространению и правильному пониманию православной веры. О некоторых из многочисленных книг мятежного игумена будет рассказано далее.

О родительской любви

Многие, даже хорошие родители относятся к воспитанию своих детей, глубоко не вникая в тонкости, на первых порах считая, что в этом нет ничего сложного. Хотя с возрастом все больше понимают, что процесс этот очень непростой. Ведь здесь они имеют дело с формирующейся личностью, а потому ошибки в этом вопросе могут тяжело сказаться на судьбе ребенка, на его нравственном становлении и гармоничном психическом развитии. Книга под названием «Аномалии родительской любви» игумена Евмения пытается дать ответы на многие спорные вопросы. Она помогает, по мнению автора, отличить в указанной теме истинные вещи от ложных и деструктивных.

Книга написана доступно, просто и стремится поведать о самом главном: о нарушении родственных связей и способах исправить искаженные отношения между родителями и их чадами, восстановить мир в семье. Автор данной работы также ведет разговор с читателем о восстановлении связи с Богом - главный Отцом всего человечества.

Об ответственности

Книга, названная игуменом Евменем «Духовность как ответственность», родилась, согласно заявлению автора, не из каких-то умозрительных теорией. Весь материал для данной публикации взят им из самой жизни.

О роли Церкви

Книга игумена Евмения «О побеждающем христианстве» дает представление о взглядах автора по поводу роли Церкви в современном обществе. Православная вера, как и ее служители, была в оскорбленном и униженном положении в России около семи десятилетий. Но в настоящее время взгляды большинства изменились, а общественностью нашей страны стал востребован гигантский потенциал духовности, которой заложен в православии и формировался на протяжении множества веков.

Но, чтобы повысить свое влияние на людей, как считает автор, прежде всего Церковь должна измениться. Необходимо, чтобы в нее вернулась мудрость, а также разумные талантливые люди. Евмений призывает к молитве Богу о том, чтобы он избавил слуг своих от серости и тупости, разбудил в них стремление к поиску, сделал сильными и честными. И только тогда можно надеется, что христианство станет побеждающим.

Игумен Евмений (Перистый) одно время выступал в роли либерально настроенного миссионера, но его подход, включавший в себя едва ли не скрещивание православия с буддизмом, в Русской православной церкви (РПЦ) не оценили. Он последовательно ссорился с каждым из своих руководителей, пока не был выведен за штат. Но собирать вокруг себя паству Евмений не перестал. В Ивановской области уже не первый год существует его община, куда из Москвы, Геленджика и других городов России едут люди самых разных биографий и профессий. Автор самиздата отправился в имение игумена, чтобы взять у него интервью, но в итоге принял участие в психологической дуэли и попал в чеховский рассказ.

Сидячий вагон поезда Москва - Иваново, несущийся сквозь ночь, шуршал дорожными сумками, обсуждал отношения и пытался вздремнуть. Одни усталые пассажиры шикали на других, слишком громко говоривших по телефону.
- Зачем вообще тратить время на человека, если у тебя нет к нему чувств? Хотя вот я, например, общаюсь со всеми с кем захочу, но это другое. Да-да, мне вообще говорят, что я много лишнего болтаю, - это где-то в середине вагона, ничуть не таясь, продолжала свой телефонный разговор некая дама.
- Время - первый час ночи, никому не интересны ваши проблемы! - это кричит в полутьму моя пожилая соседка, обладательница роскошных ночных туфель в восточном стиле.
- А у меня нет никаких проблем, я вообще-то не так уж и громко говорю. Вон, люди ходят и дверями гремят, вы им замечание делайте, - плаксиво возразила любительница сболтнуть лишнее.

В этот раз, впрочем, она отступила от своего обычая, болтать лишнее не стала и слилась с полумраком.

Неизвестно, куда мчал всех этих людей грустный ночной поезд, но конечной точкой моего путешествия были владения игумена Евмения - бывшего клирика Ивановской епархии, со скандалом покинувшего официальную структуру РПЦ, собравшего вокруг себя внушительный круг поклонников и фактически придумавшего собственную религию. В 2009 году Синодальный миссионерский отдел РПЦ распространил заявление по поводу деятельности Евмения (Перистого), согласно которому его миссионерская деятельность не имеет благословения. К этому игумен шёл последовательно. Ещё в 2006 году его освободили от должности настоятеля Макариев-Решемского мужского монастыря в Ивановской области за «неспособность к организации монашеской жизни», поэтому он был переведён на работу в столицу, где успел поработать в Синодальном миссионерском отделе и отделе по взаимодействию с Вооружёнными силами и служил клириком в Никольском храме патриаршего подворья в Отрадном. Но и там Евмений не прижился: последней каплей стала книга «Притчи православного миссионера», в тексте которой богословская комиссия нашла «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры». В итоге Евмений вернулся в Ивановскую область, где основал собственную общину и окружил себя верными послушниками.

Наше с ним виртуальное знакомство состоялось два года назад: я готовил текст о православных священниках либерального толка, к ним причисляли и Евмения. Найти его, активного пользователя социальных сетей, было несложно. Более того, он даже ответил на несколько моих вопросов, однако расстроил сообщением о том, что почислен за штат, то есть священником больше не является. Разговор был поставлен на паузу, а потом и вовсе забылся, пока вдруг много месяцев спустя я не вспомнил о неоконченной беседе.Так мы с Евмением договорились о встрече - мне было назначено явиться в его «поместье» в деревню Дьячево в Кинешемском районе Ивановской области, а дорогу за два телефонных разговора кое-как объяснил приказчик Евмения - Сергей Иванович, обладатель удивительно приятного голоса и правильно поставленной речи.

Сергей Иванович предупредил: ещё пару дней - и батюшка из села уедет, но если я успею, то застану последний день семинара. Те несколько часов, что оставались у меня до отправления поезда, я потратил на знакомство с идеями Евмения, изложенными в многочисленных видеороликах. Собственно, кроме идей и взглядов Евмений ничем больше и не делился: сведений о Евмении-человеке было куда как меньше, чем о Евмении - духовном наставнике. Так, я узнал, что в девяностых он был рукоположен в Киеве, что много занимался миссионерской деятельностью, что долгое время был настоятелем монастыря, но затем почислен за штат.

Методы же у Евмения были в самом деле необычными для человека, облачённого в чёрную рясу: он не гнушался контактов с верующими иных конфессий, заимствовал идеи для миссионерства у протестантов, практиковал медитацию и посещал буддистские монастыри, да много чего неканонического делал. И ладно бы сам в свободное время занимался вышеперечисленным, так ещё и прихожан своих приучал к широте взглядов, что было уже за гранью понимания коллег Евмения.

Деревня, вытянутая вверх

Поезд прибыл на место назначения, в трубке снова раздался приятный голос приказчика Сергея Ивановича. Вот и он - подъехал неспешно на старой, но чистенькой иномарке. Сам он был под стать своему автомобилю - немолодой, но аккуратный: высокий, седые волосы, забранные в хвост; чёрные спортивные очки.
- Мы с тобой только за молочком заедем, за свежим, и сразу после - домой. Ты голодный, нет? Это хорошо, а то всё с завтрака уже съели, наверное. Но чайку попьём.

На моё удивление - откуда в пятиэтажных домах, куда мы направлялись, парное молоко - Сергей Иванович счёл нужным рассказать всю современную историю посёлка.

Было так. Посёлок, точнее, новая его часть, создавался ради ведомственного санатория для невыездных. Для госслужащих построили несколько пятиэтажек, планировалась ещё и девятиэтажка, да Союз развалился, так что строители решили остановиться на трёх этажах, увенчав их несуразными башенками. Местные, едва почувствов себя городскими жителями, всё же предпочли сохранить свои деревенские дома и хозяйство. Вот и продавщица молока, хоть и жила в пятиэтажке, всё равно за корову держаться не перестала.
- В общем, Валера, это всё деревня, вытянутая вверх, - видимо, Сергею Ивановичу уж очень нравилось это выражение, потому что позже он повторял его как мне, так и другим слушателям.


В одном из этих вытянутых вверх домов он и сам снимал квартиру, а в «поместье» приезжал лишь днём. Сергей Иванович вышел из машины, скрылся в подъезде - и вскоре в самом деле вернулся с банкой молока.
- Вот что за человек: банку дала, а крышка не подходит. Ты её в ноги поставь и рукой вот так придерживай, а то разольётся.

За разговорами об истории посёлка и заботами о банке молока мы доехали наконец до имения.

Кундалини и Иисус

Имение выглядело так: два дома - один ветхий, другой, совсем недавно отстроенный, - друг напротив друга, разделённые просёлочной дорогой. Первым делом меня повели в ветхий, по пахнущей навозом грязи, усыпанной щепками недавно рубленных дров.

Сергей Иванович напутствовал: «Тапочки бери любые, на свой вкус. И садись в кухне, сейчас чаем тебя будут поить».

С порога в нос ударил дух старого жилья - причудливая комбинация из запахов трухлявого дерева, шелушащейся краски, пищи, помоев, тепла и пыльного тюля.

Выйдя из сеней, я сперва встретился взглядом с Иисусом: он глядел пристально из-за огромного комнатного растения - а затем и со взглядами людей, сидевших за накрытым клеёнкой столом. В центре комнаты, служившей столовой, стояла русская печь с нарисованным цветком лотоса.


Коротко стриженная женщина лет сорока, хозяйничавшая в столовой, сообщила, что она Ольга и сразу же затараторила: «Пристрастия пищевые есть у вас? Нет? Ура, наш человек, родной, почти любимый. Здорово, потому что у нас то сыроед, то вегетарианец, то фрукторианец. Значит, готовить вам отдельно не надо!»

Ради Евмения Ольга переехала в Ивановскую область из Геленджика: подруга показала пару его лекций, позвала на семинар, но сама прийти не смогла. Ольга же, вдохновлённая речами батюшки, вдруг настолько прониклась его идеями, что оставила друзей, зачаточный цветочный бизнес, взрослых дочерей и стала поваром для Евмения и его учеников. Поразительно доброжелательная и открытая, она уже через час знакомства показывала мне с телефона фотографии тортиков, которые продает её дочь в Геленджике, а также снимки особенно удавшихся блюд собственного приготовления.

Другой обитатель столовой, длинноволосый и бородатый юноша в фартуке поверх напоминающей косоворотку кофты, представился Сашей. При моём появлении он сразу же встал из-за стола и поспешил за чашкой, чайничком и пиалой варенья. Обликом своим юноша напоминал монастырского послушника, и, как впоследствии выяснилось, именно в монастыре он и познакомился с Евмением десять лет назад.

Пока я готовился к чаепитию, на лавку рядом со мной плюхнулся ещё один молодой человек. Пожав мне руку, он сказал отрывисто: «Юра».

«А после семинара мы ещё и колонки прямо тут поставили - и танцевали. Такое счастье было, такое этсамое, ну вообще, радость такая настоящая»

Нелюдимый Саша вдруг заговорил: «У нас сегодня утром последний семинар был, ты пропустил».

«Да, кундалини-йога. Прокачка такая серьёзная. Так пошло, я тебе скажу, что меня аж на слёзы начало пробивать в какой-то момент», - поддакнул Юра, пережёвывая поданную на обед кашу.

Едва я допил чай, в дверях вновь появился Сергей Иванович.
- Ну что, напился? Теперь поехали на «Мыс Любви».

Мыс Любви

«Мыс Любви» оказался весьма крутым пригорком на берегу Волги - под ним рыбачат местные, счищают со своих катеров ржавчину, а наверху последователи Евмения фотографируются на память и загадывают крепкую любовь: чем сильнее прижмёшься к дереву, нависающему над рекой, тем вернее сбудется загаданное. Несмотря на всеобщее воодушевление, от прямых вопросов о причинах почитания мыса послушники предпочитали уходить. Приказчик Евмения Сергей Иванович отшучивался: был, мол, князь, на мысе этом сидел, да девушку в реке через бинокль увидал, вот и почитают этот пригорок.

Но стоило Сергею Ивановичу удалиться с частью учеников - всех сразу обратно не увезёшь, в автомобиль не поместятся, - как оставшиеся вдруг с искренней горячностью стали делиться со мной и друг с другом сокровенным.
- Мы тут все для раскрытия себя, понимаешь? - начал Юра.
- Раскрытия души и поиска предназначения, - продолжил Гриша, бородатый энтузиаст неопределённого возраста, беспрестанно улыбающийся и как будто наполненный благостью. На ветровке его была нарисована лягушка в окружении букв S,E и X.
- Даже русской души. Потому что тут деревня, дом, изба, еда, - уточнила Даша, одетая так, будто она или в монастырь собиралась, или, наоборот, только из него.

Гриша с Дашей, как и другие уехавшие с Сергеем Ивановичем ученики Евмения, происходят из йогическо-ведической среды, и им по душе пришлось относительно недавнее увлечение Евмения медитацией и йогой.


Но бесплатно напитаться духовностью от Евмения не получится. Об этом на обратном пути весьма категорично рассуждал Сергей Иванович.

Мы же не благотворительная организация. Если мне звонит кто-то с Москвы, говорит, знакомому нужна помощь, - ну я-то свою работу сделаю, а с вашей стороны что? Все же люди, у всех есть друзья или родственники - ну, собирайте деньги.

И тут же поспешил сменить тему.
- Батюшка когда сюда переехал, центр стал более обучающий, что ли. Сначала был реабилитационный центр, потом центр молодёжной работы и социальной реабилитации, потом центр восстановления и обучения, а теперь просто центр восстановления. Ну всё, приехали.
- Значит, эту мантру я пою одиннадцать минут, а потом что?
- Потом закрываешь глаза, начинается медитация. Вдох, выдох, два раза.

В столовой, где все собрались после визита на «Мыс Любви», ещё одна ученица Евмения, Наташа, диктует нелюдимому Саше последовательность действий для практики. Наташа скоро поедет учиться в Америку, ей осталось только дождаться ответа от всех университетов.
- Ооо, борщ! Это я понимаю, это очень хорошо, да. О, и сало! - прерывает их упражнения Юра.

Какое-то время все хвалят повара Олю, постанывают, прихлёбывают, напевают себе под нос радостно, расхватывают чеснок с блюдечка.
- Самое то - это когда вот чесночком так натрёшь корку чёрного хлеба, смотри. Я ж с Украины, понял? - втолковывает мне Юра, пока я пытаюсь прислушиваться к возобновившемуся обсуждению йогических техник.

За другим концом стола рассказывает про чакры Алиса, помощница Евмения. Батюшка отвечает в «Отчем доме» за душу, она же - за тело. Ей сорок, но она красит волосы, ведёт Instagram и пытается говорить с ученицами на одном языке.
- Ну и да, всё наше взаимоотношение с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде, понимаешь? Главное - когда с мужчиной разговариваешь, надо показать, что ты немного хуже него разбираешься, уступить ему. И алкоголь совсем оставь, поняла? - это Алиса даёт последние наставления Наташе.
- А батюшка будет сегодня? - пытаюсь прояснить я.
- Откуда же я могу знать, я ему не указ, - резко ответила Алиса, но вспомнив, что я журналист, ответила уже ласковее: - Будет, будет, только Юра ему сначала массаж сделает, и он будет готов.

Раз уж разговор зашёл о Евмении, Алиса вспомнила небольшой анекдот, произошедший с ней и батюшкой не так давно.
- Ой, представьте, мы с ним завтракаем, и вдруг звонит домофон. Евмений подходит, слушает внимательно и отвечает: «Да-да, у нас тут тоже дети ходят, в домофоны звонят, просят чего-то, а потом котов едят. Хотите котов?» Это он так тех попрошаек, что его загипнотизировать пытались, чтобы на деньги развести, сам загипнотизировал, а потом ещё и добавил им в голову котов.

Тут вошёл приказчик Евмения и сообщил, что батюшка зовёт всех к себе.

Новый дом, куда звал нас Сергей Иванович, разительно отличался от ветхой избы. Построенный учениками, он весь сиял белизной и чистотой. На стене первого этажа - икона Богородицы, а по бокам от неё - мотивирующие плакаты. Второй этаж отведён под место для семинаров, занятий йогой и просмотра кинофильмов.

Напротив окна в лучах закатного солнца стоял сам Евмений. Из-за яркого света за окном его никак не получалось разглядеть.
- Так вот ты какой, Валерий, - произнёс нараспев батюшка, всё никак не отпуская мою ладонь и продолжая пожимать её своей.

Наконец, как следует всмотревшись в моё лицо, он разжал ладонь и предложил садиться на любую из разбросанных по деревянному полу подушек.
- Только ко мне поближе.

Так поступил и он сам, сначала подвинув к себе низенький столик, а после, уже сидя, набросил на ноги белую ткань. Ученики расселись вокруг, и тут я попал в ловушку: ведь разговор, который я планировал вести с Евмением, не предполагал посторонних слушателей, однако же пришлось принять правила игры. Их Евмений обозначил ещё чётче, когда решительно запротестовал против фотографий.
- Нет-нет-нет, никаких фотографий, давайте сначала подружимся. А то всё это как-то по-московски. Мы тут не спешим, у нас тут приезжают и где-то дня три, может быть, замедляются. Некоторые быстрее.

Евмению так понравился собственный оксюморон, что он обратился к приказчику:
- Быстро замедляться... Иваныч, как тебе?

Сергей Иванович с готовностью рассмеялся.
- Да, быстро замедлиться, - продолжил Евмений задумчиво. - И потом, понимаешь, фотография-то должна состояться. Вон, девочки неделю были - и не фотографировали, а последние дни как попёрло - не остановить.

Приказчик вновь хохотнул.

Нахрапом - вот московский журналист или там столичный: Питер, Москва, Киев, Минск - всё взять! А душу-то и не успеешь взять нахрапом. Я вот с Юрой вчера как начал говорить - и он отвечает: «А я не здесь». Я ему говорю: ну ты со мной поговори, а он: нет-нет, не могу - я ещё не здесь, я в Москве.

Тут уже рассмеялись все. Было это странно, потому что на первый взгляд ничего смешного в словах Евмения не было. Но я вспомнил, что ещё с тех времён, когда Евмений активно занимался миссионерством и пытался содействовать введению в России протестантского «Альфа-курса», он много внимания уделял смеху как явлению Святого духа человеку. Из-за этого Евмения тогда, в середине нулевых, обвиняли едва ли не в проведении коллективных радений. Так что удивляться смеху я перестал.

А Евмений продолжал.
- Ты написал мне, что хочешь о чём-то спрашивать, о чём-то говорить. Вот вы же все разные тут люди, но перезнакомиться успели, а я вот только подъехал. Как нагнать теплоты - мы же все чужие друг другу? Когда два человека начинают о чём-то важном говорить, это как тёрка и спичка: и огонь сразу появляется, и остаётся только веточек подкладывать. Поэтому я предлагаю нам с тобой зажечь, и если у тебя есть какие-то вопросы, то можешь начать. И представь, что времени у нас в обрез, сорок минут.

Петля на моей шее затягивалась: Евмений не просто позвал всех своих учеников и работников на интервью, он ещё и хотел, чтобы наше с ним общение было в формате разговора мудреца и ученика. И интервью он конвертировал в выгодный ему перформанс. И вот я - с петлёй на шее, оставалось лишь парировать и любой ценой не допустить, чтобы из-под ног у меня выбили табуретку.


И я возразил: «Получается, что это как раз и будет попытка взять нахрапом».

Нет, - отвечал Евмений, - вначале мы познакомимся, то есть знаки какие-то друг другу подадим.

Я решил принять и эти правила, обезоружить его своей открытостью, поэтому предложил задавать любые вопросы и так установить контакт.
- Кому? - удивился Евмений.

Ученики снова рассмеялись.
- Мне: ведь я приехал, чужой человек - и сразу начинаю расспрашивать. Поэтому, если хотите что-то узнать обо мне, - пожалуйста.
- Я вот заинтересован в том, чтобы ты на меня повлиял. Чтобы ты уехал, а я тебя вспоминал. Потому что бывает так, что имя запомнил, а лицо не вспомнится. Или наоборот - лицо запомнил, а имя никак. А иногда человек уехал - и с глаз долой, из сердца вон.

Так отвечал мне батюшка, но я всё же попробовал ещё раз перевести разговор на самого Евмения.
- Я не уверен, что даже присутствующие хорошо знают о вашей жизни до рукоположения. Насколько я помню, вы сан в Киеве получили.

Теперь рассмеялся сам Евмений.
- Знаешь, вот приблизительно так, как я отношусь к тем людям, которых ни по имени ни по лицу не помню, так я отношусь к себе прошлому. Меня там нет, уже всё. Я здесь.
- А кто был там?
- Юридически, физически - я.
- Конечно, я понимаю, но что это был за человек?
- Если я буду сравнивать того человека, которого даже нет, с собой нынешним, то это бесполезная работа.
- Это важно для того, чтобы понять, что привело вас к состоянию сегодняшнему. Ведь не бывает так, что по щелчку пальцев человек преображается и становится духовным наставником, у которого есть последователи и ученики…

Евмений прервал меня:
- Если я где-то есть в своей памяти, то я уже историк. Вот некоторые пишут автобиографию «Моя жизнь во Христе», а я-то не историк точно, и я знаю точно, что если я нахожусь в любовном романе с образами прошлого, прошлых идей, то обделяю тех людей, которые здесь. Если тебе удастся меня загипнотизировать, то я пойду в прошлое, буду разговаривать сам с собой, но потеряется чувство контакта. Где-то там, в полях Акаши (Концепция Хроник Акаши появилась в теософских движениях XIX века, а в XX веке, с развитием движения нью-эйдж, стала одним из доминирующих понятий философии этого движения. С конца XX века в этом же значении часто употребляется описательный наукообразный термин «единое информационное поле Земли». - Прим. авт. ), есть там специальная каша небесная, всё это там есть, и я пройти туда могу. Но мне-то интересен ты, причём не как носитель информации, флешка какая-то, а по-человечески.

Табуретка качалась сильнее, петля затягивалась всё туже, но я не останавливался:
- Та мысль, которую я пытался выразить: человек, который так говорит о своём прошлом, не может быть объективен к самому себе, ведь нельзя же судить о мире, не выходя за пределы одной комнаты.

Евмений, до того бывший благостно-миролюбивым и даже покровительственным, произнёс достаточно жёстко:
- Ой, ты меня сейчас достаёшь, я сейчас на ментальный уровень выйду с тобой, тут у меня оружия очень много. Ты говоришь об объективности, но в каком смысле ты слово «объективность» упомянул? Что значит объективность журналистского материала, если любое описание - это не более чем субъективная интерпретация. Даже статистика - это субъективная точка зрения. Вот сколько у нас за Путина? Мы даже под эту статистику делаем выборку, исходя из предпочтений и задач. Любая книга, даже фотография - субъективна. Вспоминаем квантовую физику: наблюдатель определяет наблюдаемое. Со звуком ли падают деревья, где нет ни одного человека?
- Определённо со звуком.
- Однозначно нет: если нет того, кто регистрирует, мы не можем утверждать наличие звука.
- В таком случае в мире не существует вещей, о которых вы просто ничего не знаете?
- Для меня да, конечно. Я так предполагаю, но не отрицаю, что где-то могут существовать люди, о которых я не знаю.

Дышать становилось всё труднее, в какой-то момент в наш с Евмением разговор включились и его ученики. Сам же Евмений желал слияния наших душ и напрочь отказывался «раздеваться передо мной, пока я сижу полностью одетый».
- С чего ты решил, что приедешь - и тебе будет удобно, а мне неудобно? Тебе не кажется, что дискомфорт - это то, что ты принёс с собой? Ты попал в то, что принёс, милый мой. - Он явно выходил из себя.

Евмению хотелось проповедовать свои идеи, но не рассказывать о себе. Становилось ясно, что он уже не видит разницы между созданным им образом бродячего философа и своей личностью. Или делает вид, что этой разницы не существует.

Евмений всегда хотел стать лидером: в своей книге «О побеждающем христианстве» он использовал слово «лидер» столько же раз, сколько и слово «вера». Он пестовал в себе лидерство: не получивший никакого образования, он, однако, ходил на курсы психологов, затем контактировал с протестантами, харизматами и пятидесятниками - и в конце концов вырос из своей рясы, хотя какое-то время по инерции и для привлечения аудитории продолжал носить её на своих семинарах. Если в начале своего духовного пути, а это были девяностые, он просто не знал о каких-то догматах православия, например о 19-м правиле Трулльского Собора (запрет собственным умом толковать Евангелия, истинно лишь толкование Святых Отцов), то позже он всё дальше отходил от них - и в итоге был выведен за штат. В конечном итоге его удалили из Отчего дома церкви, поэтому он и построил свой и с насторожённостью относился к незваным гостям. Да он и сам говорил, что утратил интерес к миссионерству: кому нужно, тот сам придёт к нему.

Последние реплики в нашем разговоре Евмений произносил уже вовсе не дружелюбно, и взгляд его широко открытых глаз не сулил ничего хорошего. Так кончились те сорок минут, что Евмений отвёл для разговора со мной, - он встал и пригласил своих учеников на ужин.
- Как же не хочется в Москву! - рассмеялась Наташа, спускаясь по лестнице, имея в виду, что в Москве её ждёт реальный мир и подобные разговоры.

Прочь из отчего дома

Мы быстро отужинали в избе, и Евмений старательно не замечал моего присутствия, хотя сидел я по правую руку от него. После ужина же он исчез. Сергей Иванович дал ученикам две минуты на сборы, и я напросился к нему в машину: оставаться в поместье Евмения на ночь мне не позволяла гордость. Приказчик дал добро.

В последнее время во Всеукраинский апологетический Центр им. свт. Иоанна Златоуста все чаще стали обращаться люди с просьбой разъяснить деятельность так называемого игумена Евмения. Нас спрашивают, что это за «христианская медитация» такая, которой он обучает за немалые деньги?



Повышенное внимание к этому феномену возникло в связи с тем, что «гастролировать» с такими практиками игумен Евмений по городам Украины стал все чаще. Наших сотрудников, как правило, не удивить плакатами с обещаниями просветления, самосовершенствования или раскрытием гармонии Вселенной, но вот увидеть афишу с православным монахом вместо гуру, который обещает вышеперечисленное... Это обескуражило. На подобные уловки традиционно пускаются разного рода оккультисты, а никак не клирики Православной Церкви (пускай и заштатные).

Кто же этот странный игумен с плакатов о просветлении?

Игумен Евмений (Перистый) родился в 1969 г. в Донецкой области Украины, принял монашество в Киево-Печерской Лавре в 1989 г., а с 1992 по 2006 гг. был настоятелем Макарьево-Решемского мужского монастыря Ивановской епархии. Свою бурную деятельность он начинает в Москве, куда переезжает со временем. Здесь он становится известным как публицист и организатор "прогрессивных" семинаров под названием «Альфа-курс».

Однако уже в 2008 г. приказом № 2/3 от 6 февраля председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна (Попова) он отстраняется от миссионерской деятельности, освобождается от должности клирика Никольского храма Патриаршего подворья в Отрадном г. Москвы и отправляется за штат.

За что отправили за штат игумена Евмения?

Согласно заявлению пресс-службы Синодального миссионерского отдела РПЦ, книги Евмения «Притчи православного миссионера» выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры». В связи с чем рекомендовано воздержаться от использования этих текстов в миссионерской работе.

С критикой его «Альфа-курса» выступили известные православные миссионеры, сектоведы и священники. Попытка создать волну, по сути харизматического обновления в православной обертке, снискала ему недобрую славу. Это движение было расценено специалистами как лжеучение и внутрицерковное сектанство.

Как заштатный клирик стал восточным гуру?

Однако никто не предполагал, что Евмений настолько сильно погрузится в индуистскую мистику и восточные практики. Все началось с того, что общественности стали доступны опубликованные горе-миссионером фотографии путешествий, на которых он позирует, обнимая разные идолы, красуется на фоне индуистских храмов в компании с разными гуру. Позже появляются фотографии, где он уже с тилакой (красная точка) на лбу или же в позе лотоса в накидке для медитации.

И вот сегодня его можно увидеть на цветных плакатах во многих городах Украины. Игумен Евмений предлагает украинцам погрузиться в «христианскую медитацию»...

И что же конкретно проповедует «гуру» Евмений на своих семинарах-тренингах?

На одной из ознакомительных встреч поприсутствовал и наш сотрудник.

Евмений объяснял, что любая религия – это оковы для человека, из которых надо выбраться. Сравнивал религию с открытой дверью, возле которой столпились тысячи, но через которую не входят (почему-то). В общем, всячески намекал, что есть человек, который вырвался из оков, прошел сквозь дверь и теперь знает, как через нее проскочить и другим...

А еще он знает, как простыми методами йоги гармонизировать внутренний мир, наладить взаимоотношения с людьми и обрести уверенность в себе. Словом, уроки индийских гуру для Евмения не прошли даром. Даже для ряда эзотериков и йогинов он стал диковинкой. Когда еще монах в рясе и с крестом распространял оккультный бред, а вместо Евангелия цитировал Веды?

Все дело в цене, или Почем «новое учение»?

Только вот такая «уникальность» дорогого стоит. Самые главные тайны на бесплатном занятии не открывали, их можно было узнать, заплатив всего 2000 грн.

Несколько «ярких мыслей» из выступлений «учителя»

Предлагаем несколько крылатых высказываний Евмения из его выступлений в неоиндуистской общине «Дивья Лока», что расположена в нижнем Новгороде, а известна, к слову, тем, что была заподозрена в связях с Аум Синрике.

«Я с удовольствием захожу в англиканский храм или в аудиторию, где проходят дзен-медитации. И я слушаю сердцем, обогащаюсь и наполняюсь. И когда сердцем волна принята, тогда я понимаю писание этой традиции. А как сердцем? Когда я полюблю то состояние и тех людей, которые являются носителями, я тогда понимаю те форматы, те теории и те практики».

«Мои догматические убеждения говорят, что в это Божественное измерение только один путь по имени Христос! И это догматические истины, в которых я убежден, и меня убедили, и так далее. Когда я вижу, например, вас (йогов). Я по сердцу слышу тот же резонанс и тот же самый вкус. Я по текстам, которые встречаю, вижу те же резонансные ответы, которые известны мне из Священного Писания. И здесь передо мной, как перед христианином, стоит вопрос, то ли вернуться в свое догматическое, то ли довериться новизне встречи, которое по резонансу меня с вами роднит. Я выбираю путь сердца!»…

К чему может привести такое «миссионерство»?

Можно по-разному пытаться объяснить "молитвы" этого человека с еретиками, камлания с иноверцами и разного рода оккультистами. Некоторые пытаются оправдать такие действия, называя их, хоть и своеобразным, но миссионерством. Якобы так Евмений пытается познакомить с Православием далеких от христианства людей, но выглядит все ровным счетом наоборот.

Заштатный игумен в рясе утверждает в ересях собравшихся на его лекциях. И после подобного «миссионерства» уже практически невозможно будет объяснить человеку, далекому от истинного учения Церкви, что подобные практики никак не могут соотноситься с Православием. И куда печальней и трагичней, если неокрепший в вере православный христианин, доверившись авторитету и советам Евмения, начнет прибегать к таким оккультно-эзотерическим экспериментам. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Ведь любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, и не должно приниматься нами.

Особую обеспокоенность вызывают его семинары-тренинги

Евмений, используя телесно-ориентированную психотерапию, пропитывает свои практики смертельным ядом оккультизма и преподносит все это, как учение Православной Церкви. Подобные наработки, взятые из оккультных практик, могут негативно воздействовать на психику и тело человека, и уж тем более категорически неприемлемо связывать это с христианством.

Путь из монахов в гуруизм лежит через…

Итак, что могло толкнуть игумена на то, чтобы оставить христианскую аскезу, богословие и отправиться на духовные поиски в оккультно-мистические практики?

Люди, которые лично знают Евмения, объясняют это тем, что в свое время его сильно обидели, недооценив талант и миссионерские стремления. Но, похоже, это не вся правда, причина должна быть глубже.

Существует ряд схожих примеров зарождения сектантских тенденций в разных религиях. Лидерам таковых движений свойственно постоянно приспосабливаться к изменяющимся запросам общества. Как правило, последователи таких внутрицерковных течений перестают видеть востребованность существующего вероучения в окружающей их реальности, поэтому начинают поиск новых «живых» форм религиозных переживаний и интерпретаций. Поначалу эти новые формы они пытаются найти в рамках вероучения и практики своей Церкви. Если искомое не будет ими обнаружено, то они могут взять на себя инициативу по изменению традиции, начиная тем самым процесс развития сектантских тенденций.

Вполне вероятно, что адекватность восприятия Евмений потерял с попыткой ввести в Православие такое опасное течение, как «Альфа-курс».

Все остальное его перевоплощение в гуру, похоже, обусловлено необходимостью приспособиться к новой реальности и найти в ней свою нишу. И надо признаться, он ее нашел.

Оккультист в монашеском одеянии – эзотерики в восторге!

Нехристианские практики гуру предлагает в православном одеянии и с наперсным крестом на груди. Только подумайте: монах, который владеет оккультными знаниями! Вот та эклектика, которую многие оккультисты ждали и на которую ссылались, когда говорили, что «монахи прячут тайные знания в монастырях и не рассказывают о них простым людям».

И можно ожидать, что как только исчерпается тема «христианских медитаций» и «православной йоги», последует новая волна перевоплощения игумена в русле «православного вудизма» или «православного танца Дервишей».

Весьма прискорбно осознавать, что игумен Евмений и сам шагает к погибели, и другим служит соблазном. В связи с чем особенно актуально в наше время быть начеку – хранить свой ум от всякого рода лжеучений или «религиозного винегрета», который время от времени готовят неокрепшим умам подобные умельцы.

Важно четко понимать, что абсолютно неприемлемо и опасно привносить в реку церковного учения чуждые духу Православия новшества, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, а порой носящие откровенно демонический характер.

Театр одного актера, или игрушки игумена Евмения.

Интервью со священником Олегом Стеняевым.

Источник: http://stavroskrest.ru/content/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D

«Альфа-Курс» - это неопятидесятническая программа, целью которой является подготовка людей к принятию новой эпиклезы для получения так называемых «иных языков». Миропомазанный человек не может прибегать ни к какой другой эпиклезе, если он считает себя православным христианином.

Москва наводнена листовками, где мы можем прочитать о том, что этот курс якобы надконфессионален. Так, например, в листовке сообщается следующее: «Посещение „Альфа-Курса" не предполагает никаких обязательств с Вашей стороны. Вопрос веры, посещение служб, принадлежность к той или иной религии - это Ваш личный выбор». Также в этой листовке сообщается: «Каждый вечер - новый анекдот от „ведущего" и новое блюдо от „шеф-повара"». На обратной стороне листовки сообщается адрес и телефон. Удалось выяснить, что по данному адресу действует неопятидесятническая организация «Роса», возглавляемая небезызвестным Павлом Савельевым, главным куратором «Альфа-Курса» на территории нашей страны. «Православная» версия АК является филиалом инициативы секты «Роса».

- Известно, что Вы вполне открыто выступаете против разного рода сектантства. Какая следует реакция с их стороны?

Когда я заинтересовался данной проблемой, то у меня возникли достаточно напряженные отношения с «альфа-курсистами» «восточного обряда». Вскоре мне стало известно, что руководитель «православного» филиала АК игумен Евмений (Перистый) ходил на меня жаловаться непосредственно к Павлу Савельеву.

Во время встречи с Савельевым он ему сказал, что некоторые альфа-курсанты в беседе со мною допустили оплошность и рассказали о своих харизматических переживаниях. Все это стало мне известно со слов одного неопятидесятнического пастора, который близок к Савельеву. Но больше всего меня возмутило то, что когда православные приходят на «Альфа-Курс» в формате секты «Роса», то им говорят, что РПЦ МП благословляет участие в этом миссионерском проекте. В подтверждение этого заявления православные показывали распечатки с официального сайта миссионерского отдела РПЦ МП.

Простому верующему трудно отличить истину от подделки под истину. А на страницах сайта была проведена реклама «Альфа-проекта» без уточнения, что этот же самый проект разворачивается неопятидесятническими общинами на территории России.

- Кто же все-таки изначально является автором «Альфа-Курса»?

Как известно, разработала данный проект Англиканская церковь. Один из авторов этого проекта, некий Никки Гамбл, который является автором книги «Введение в христианство», стоит на харизматических позициях, то есть считает, что главной целью данного курса является «крещение духом святым со знамением иных языков».

В России книгу Гамбла распространяют как сам игумен Евмений, так и его последователи.

- Коль Вы коснулись его последователей, что Вы можете сказать о неком Вадиме Вершинине, Андрее Андрееве, Илье Шмелеве и Наталье Пономаревой, активно участвующих в этом проекте?

Я не хотел бы называть какие-то имена и фамилии, но при этом я могу отметить, что те люди, которые находятся под влиянием игумена Евмения, оказываются вне теологического поля православного вероисповедования. Лично мне знакомые евмениане, не буду называть их имен, на мой взгляд, ведут себя очень странно. То они говорят о том, что мы, православные, слишком много молимся Божией Матери, то они начинают утверждать, что протестантское богословие «более современно и актуально сегодня для России, чем архаичное православие».

Они чувствуют себя некими «апостолами», которые должны принести русскому народу новую эпиклезу. Проблема всех этих молодых людей заключается в том, что никто из них не имеет нормального православного образования. И, более того, игумен Евмений любит окружать себя какими-то малолетками, которые совершенно не воцерковлены. Если в его «компанию» попадают православные люди, то достаточно за короткий срок происходит их расцерковление. Люди начинают как-то странно себя вести, у них возникают какие-то резкие телодвижения, гомерический хохот. Кстати, я как-то спросил игумена Евмения, почему они все у него так хохочут. Он сам захохотал и ответил: «Это „святой" смех». Надо заметить, что в их общине буквально господствует неопятидесятничес-кий харизматический сленг. Например, сам Евмений употребляет такие харизматические выражения как, например: «меня торкнуло», «кайф Святого Духа», «уикенд Святого Духа» и т.д. Все это можно увидеть и услышать на тех видеокассетах и компакт-дисках, которые распространяют «евмениане».

- Что Вы можете сказать о книгах игумена Евмения (Перистого)?

Читая его книги, я пришел в недоумение: он пишет об очень странных вещах. Вот несколько цитат из его книги «О побеждающем христианстве»: «...в Церковь потекут люди без долгов, без ущербности... которые свой талант и бизнес будут посвящать Господу» (с. 32); «Если в Церкви будет уважаема и чтима мудрость, то она сделает так, чтобы таланты, интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточенны в ней» (с. 33); «...мудрый и сильный человек обладает магнетизмом» (с. 32); «Нам нужно быть в курсе не только вопросов веры, но и приоритетных направлений современной мысли в психологии, философии, бизнесе, и поэтому мы приглашаем в наш Просветительский Центр специалистов из самых разных областей, они проводят учебные семинары, которые в дальнейшем помогают нам быть эффективными представителями Небесного Царства на земле» (с. 36).

- Не могли бы Вы прокомментировать этот текст?

Тут даже нечего комментировать! Очевидно, что игумен Евмений исповедует теологию «процветания» и «обогащения», но самое страшное, на мой взгляд, заключается в том, что среди «евмениан» буквально культивируется хамитство, когда сам Евмений и его сторонники рассказывают разные дикие истории о священнослужителях, членах Синода и просто рядовых православных верующих. Во всех этих рассказах старое поколение противопоставлено молодому поколению и наоборот. Евмений говорит, что спасение России осуществится только тогда, когда вымрет старое поколение верующих и на их место придут православные, инициативные, молодые люди.

Можно представить, что ждет Россию в таком будущем, какое хочет видеть игумен Евмений.

Вы знаете, я однажды отправил своего помощника Андрея Ивановича Солодкова на их сборище, и он во время проведения их очередного курса услышал такие дикие вещи, что не выдержал и вступил с ними в полемику. Когда для аргументации своей позиции он процитировал одно из высказываний Аввы Дорофея, его просто подняли на смех и в лицо ему заявили: «Кто такой Авва Дорофей, какое-то чудное имя Дорофей, причем тут Дорофей?! У нас Дух Святой!».

Для тех, кто бывал на их безчинных сборищах, совершенно очевидно, что эти люди не просто выпали из теологического поля православного вероисповедания, но и оказались в другом, совершенно чуждом для православного менталитета эмоциональном поле. Это очень печально, и на это страшно смотреть со стороны. Как сектоведу, мне, конечно, не безынтересно наблюдать зарождение новой секты, но печально, что питательным бульоном для секты новой формации оказалась православная молодежная среда. Сам игумен Евмений - достаточно молодой человек и, к сожалению, он, не имея психологического образования, при этом не только пытается заниматься богословием на протестантский лад, но и выступает в роли психолога, использующего техники NLP (нейро-лингвистического программирования).

- Но система NLP была придумана и разработана психологами для работы с душевнобольными людьми. Как это связано с АК?

Данная техника была изобретена для работы с психически больными людьми или людьми, пребывающими в «пограничном психическом состоянии». То, что несчастный игумен Евмений использует эти технологии по отношению к русской молодежи, представляется мне очень оскорбительным действием. Нельзя же всех представителей нашей молодежи огульно считать пребывающими в «пограничном» психологическом состоянии. NLP - методика, активно использующаяся также западными разведслужбами для вербовки новых агентов. Поэтому психологические эксперименты игумена Евмения с нашей молодежью напоминают действия резидента некой разведки, работающего со своими информаторами. Евмений пытается буквально выцеживать из своих адептов любую информацию, которая представляется для него ценным компроматом против своих оппонентов.

В настоящий момент зафиксировано несколько пострадавших от психических экспериментов и «игр» игумена Евмения.

- Какие у Вас есть рычаги, чтобы приостановить этот шабаш?

Сейчас снимается два фильма об «Альфа-Курсе». И когда Ваши читатели увидят свидетельства пострадавших людей с телеэкрана, они смогут составить для себя более правильное представление о сути происходящего.

- Вы можете коротко рассказать, чем занимаются на курсах о. Евмения?

Люди на собраниях о. Евмения становятся в «магический круг», в центр которого выпрыгивает, вскинув руки, о. Евмений. Потом игумен Евмений выкрикивает: «Я Евмений» и тут же быстро отпрыгивает назад. Сразу после этого все участники этого ритуала, который называются «дружилкой», тоже прыгают к центру круга с криком: «Я Евмений».

Подобное я наблюдал в секте аум синрике, когда последователи Секе Асахары надевали на себя маски - фотографии с лицом своего гуру, маршировали под музыку, сочиненную японским террористом «номер один», выкрикивая: «Я тоже Асахара».

Все эти «дружилки», «обнималки» и другие т.н. ритуалы, имеющие место быть в евменианстве, показывают, что молодые люди, сгруппировавшиеся вокруг игумена Евмения, участвуют в каком-то большом психоэксперименте, что позволяет классифицировать эту религиозную группу как некий психокульт.

- Вы лично знакомы с кем-нибудь из «евмениан»?

Лично мне хорошо знакомые «евмениане» рассказывали о том, что на собраниях игумена Евмения они получили некоего «духа», который дает силу врачевать не только духовные, но и физические недуги. Небезызвестная мадам Пономарева дошла до того, что начала возлагать руки на людей на автобусной остановке, просто на улице. Она любит рассказывать о подобных экспериментах посторонним.

- Лично Вам «альфа-курсисты» угрожали?

Да, сразу после радиопередачи с участием Ирины Медведевой на радио «Радонеж», где-то в два часа ночи, мне звонил сам игумен Евмений и угрожал, что по отношению ко мне могут быть использованы самые разные формы воздействия. Он сказал, что ему уже предложили на меня компромат и что рано или поздно на меня обратят внимание если не он сам, то сановные покровители. Игумен Евмений любит всуе упоминать имена представителей священноначалия церкви, прикрываться авторитетом разных церковных отделов и т.д.

Я сказал игумену Евмению, что весь компромат на меня был уничтожен почти 2000 лет назад на Голгофском Кресте. И я не собираюсь возвращаться к своему прошлому, как это сделала жена Лота. В Писании сказано: «Взявшись за плуг, не оборачивайся назад». Также я отметил, что в нашей стране такие понятия, как миссионерское служение и репутация, не совместимы. Занявшись миссионерским служением, я поставил большой крест на своей репутации, потому что любым миссионером всегда недовольны самые разные люди.

Впрочем, если кто-то без греха, то пусть первый бросит в меня камень. Совсем недавно, узнав о подковерных интригах игумена Евмения, я высказал ему недоумение, почему он обвиняет меня в своих собственных грехах. У меня и своих грехов хватает.

- Отец Олег, Вы давно занимаетесь этой бедой под названием «сектантство», в которую попадают совсем невинные и духовно неподготовленные люди, чаще всего молодежь. Можете объяснить, что же все-таки происходит у нас в стране?

Мы не можем утверждать, что этот культ состоялся именно в православной среде. Логичнее по отношению ко всем этим людям привести известную цитату апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 18-19).

Материал подготовила

Елена Васильева, отвечал священник Олег Стеняев