Ни в силе бог а правде. США VS РФ. Правда не в силе. А вот сила, в правде! О едином пути спасения

15 июля 1240 года состоялась одна из самых известных и таинственных битв в российской истории. Там, где теперь стоит Петербург, где река Ижора впадает в Неву, отряд под командованием молодого князя Александра Ярославича напал на шведский лагерь и обратил врага в бегство. Спустя несколько веков и битва, и сам князь стали именоваться Невскими.

Крестовый поход на Русь

Ещё 24 ноября 1232 года папа Римский Григорий IX издал буллу, в которой призывал рыцарей Ливонии «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через несколько месяцев, в феврале 1233, он прямо назвал русских врагами. В XIII веке Рим пытался привести в лоно католической церкви те племена Прибалтики и Финляндии, что ещё пребывали в язычестве. Христианизация шла как с помощью проповеди, так и меча.

Вместе с приходом веры в жизни финнов появлялись определенные ограничения, их права ущемлялись, ведь не только души, но и их земли нужны были Церкви. Племена, уже крещённые, бунтовали, а некрещенные активно боролись. И в этом их поддерживали русские – потому Папа и призывал защищать от православных «насаждение христианской веры».

Собственно на Русь крестовый поход никто не объявлял: главной целью рыцарей были то ли тавасты, то ли племя емь. Но земли суми, еми, других племён были в сфере интересов Новгорода, и вообще все стороны регулярно грабили друг друга, отчего столкновение католиков с новгородцами было неизбежно. Правда, в середине 1230-х послания Папы остались без внимания: ливонцам было не до Руси.

Шведы в Новгородской земле

Вторично с призывом о крестовом походе против финских племён Папа обратился к шведам 9 декабря 1237 года. Шведы откликнулись и 7 июня 1238 года договорились с датчанами и рыцарями Тевтонского ордена о нападении на Русь. Они планировали выступить одновременно двумя армиями: шведы (с норвежцами, сумью и емью) на севере – на Ладогу, тевтонцы и датчане – на Псков. Однако в 1239-м по каким-то причинам марш-бросок не состоялся, и лишь летом 1240 года шведы появились на Неве. Расположившись лагерем в устье реки Ижоры они, очевидно, ждали новостей от союзников, не желая начинать боевые действия, чтобы не навлечь на себя основной удар русского войска. И в ожидании они мирно торговали с местными племенами или миссионерствовали. Так начинался крестовый поход шведов на Русь, закончившийся Невской битвой.

Небесное воинство

Вторжение шведов позже стало толковаться в свете борьбы православия и католицизма. И воины князя Александра из защитников Родины превратились в защитников всей православной веры. Потому в Житии Александра Невского появилась легенда о крещёном язычнике Пелугии, который первым увидел приближение шведов и благодаря которому новгородский князь смог оперативно прибыть к их лагерю.

Но кроме шведов Пелугий, муж благочестивый, увидел ещё одно воинство – небесное, возглавляемое князьями Борисом и Глебом. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», - с такими словами, если верить Пелугию, обратился к брату князь Борис.

«Не в силе Бог»

Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего двадцать лет, будто бы сразу почувствовал значимость будущей битвы и обратился к войску не как защитник Новгорода, но именно как защитник православия: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». На святое дело – постоять за веру – и отправился отряд новгородцев, суздальцев и ладожан. Причём, видимо, зная о готовящемся нападении с запада на Изборск и Псков, Александр спешил расправиться со шведами малыми силами и даже не стал посылать во Владимир за подкреплением.

Внезапная атака

Очевидно, гонец, доставивший в Новгород весть о шведах, несколько преувеличил их численность. Предполагая столкнуться с противником, превосходящим его по силам, Александр поставил на внезапную атаку. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местных, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. Фактор внезапности сработал, но не полностью: в лагере поднялась неразбериха, шведы бросились к кораблям. Однако опытные воины под командованием смелого воеводы смогли остановить их бегство и началась тяжёлая битва, длившаяся несколько часов.

Герои битвы

Русские, ведомые святыми Борисом и Глебом, сражались храбро. В Житии Александра Невского говорится о шести героях битвы. Некоторые историки скептически высказываются об их «подвигах». Но, возможно, таким образом, через описание подвигов, были изложены события самой битвы. Поначалу, когда русские теснили шведов к лодкам, Гаврило Олексич пытался убить шведского королевича и, преследуя его, на коне ворвался по сходням на палубу. Был оттуда скинут в реку, но чудесным образом спасся и продолжал биться. Значит, шведы выдержали первую атаку русских.

Затем завязалось несколько локальных сражений: новгородец Сбыслав Якунович бесстрашно бился топором, княжеский ловчий Яков нападал на полк с мечом, новгородец Меша (очевидно, вместе со своим отрядом) потопил три корабля. Перелом в битве произошёл, когда дружинник Сава ворвался в златоверхий шатёр и повалил его. Моральное превосходство оказалось на стороне наших войск, шведы, отчаянно защищаясь, стали отходить. Об этом свидетельствует шестой подвиг – слуги Александра по имени Ратмир, погибшего «от многих ран».

Исход

Победа осталась за православным войском. Похоронив убитых, которых, по свидетельству новгородской летописи, набралось «корабля два», шведы отплыли восвояси. Новгородцев же в битве пало всего «20 мужь с ладожаны». Среди них летописец особо выделяет: Костянтина Луготиньца, Гюряту Пинещинича, Намѣстю и Дрочила Нездылова, сына кожевника.

Так, Александр Ярославич обезопасил от нападения север Новгородской земли и теперь мог сосредоточиться на обороне Изборска. Однако, вернувшись в Новгород, он оказался в центре очередных политических интриг и был вынужден покинуть город. Через год его упросили вернуться. И в 1242 году он возглавил русское войско в ещё одной знаменитой битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище.

Испокон веков народ обращается к Господу. Частое вознесение молитвы приходится на те моменты, когда они больше всего нуждаются в защите и помощи, когда не хватает душевных сил доказать чистоту своих помыслов и правду. Искренние молитвы людей способны привлечь благодать Божью, изменить жизнь в лучшую сторону и сотворить чудо.

В крылатом слогане благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» противостоят правота с могучей силой убеждения и сокрушительная сила, а не как привычно считать - жестокая правда и красивая ложь.

Люди часто задаются вопросом - есть ли сильная энергия в возвышающей правде, которую воспитывают в человеке с детского возраста? Ведь именно тогда в нашем мировоззрении наряду с понятием «истина» закладывается доверие Создателю и уверенность в бессмертии народа, с которым навеки связано имя доблестного воина и политика - святого князя Александра Невского.

Не в силе Бог, а в правде

Древние философы задолго до нас задавались вопросом и пытались понять - что есть великая правда. Находили неоднозначные ответы и прибегали к разным источникам знаний, которые не утратили своей ценности и в наши дни.

Речь идет о нефальсифицируемом понятии, которое всецело зависит от:

  • уровня воспитанности;
  • внешней окружающей обстановки;
  • сопутствующих жизненных целей.

У каждого индивидуума правота своя. Причем не просто в рассуждениях о правдивости на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в обыденной, будничной сутолоке.

Ведь правда - это неодушевленный порядок, который:

  • существует только в словах, у каждого - своя правда;
  • соответствует реальному положению вещей;
  • желает осознать реальную истину;
  • в действительности жить по соображениям совести.

И только Божественная правда справедливо оказывается истинной.

Это также подтверждается давними средневековыми событиями из известной нашим современникам истории 13-го века.


Происхождение фразы

В период христианизации Руси происходили чудовищные события - нашествие ордынского ига.

Непременными спутниками периода междоусобной вражды были:

  • вероломные действия;
  • разные посягательства и распри;
  • захват территорий.

Историей выдвигаются многочисленные гипотезы о популяризации процесса учения об Иисусе Христе среди русского народа.

В летописных рукописях средневекового периода почти не упоминаются:

  • маги и гадатели;
  • жрецы языческого культа;
  • искореняются проявления символизма на ювелирных украшениях;
  • быстро распространяется христианская литература.

Богослужители не оставались в стороне и оказывали поддержку правителям, которые не гнушались заручиться ею в условиях частой смены князей. Духовенство проявляло себя как компетентная, влиятельная структура периода государственных перипетий. Под их влиянием в колоссальном темпе происходила модернизация иерархического общества в Древней Руси.

Крылатая фраза напрямую связана с историческими событиями тяжелой для Руси поры:

  • с востока монгольские орды опустошали государство;
  • с запада нависала угроза нашествия германских крестоносцев;
  • скандинавские рыцари покушались на русские земли;
  • стремительно распространялась литовская экспансия.

Происхождение фразы напрямую связано с деятельностью героя русской истории, полководца, новгородского князя родом из Переяслава Залесского. Прожив всего сорок три года, князю Александру Ярославичу, названному Невским, в условиях непростых политических противостояний в борьбе за независимость древнерусского народа удалось в двадцатилетнем возрасте победить шведов в битве на реке Неве. А спустя два года - выиграть в сражении на льду Чудского озера.

Раннее детство Александра проходило в Переяславе. Средневековые былины и летописи научили маленького Александра верить в силу и мужество богатырей, непременное торжество добра и счастливого исхода. Князь рано стал воином - это было предопределено с детства. Часто сопровождал своего отца и княжеских дружинников в рыцарских походах. Самостоятельная политическая жизнь началась после смерти старшего брата Федора, отец передал меч шестнадцатилетнему Александру - символ наместника Новгорода.

Непростое было время и тревожное. С востока надвигались войска монгольской знати под командованием Батыя, а с северо-запада готовились начать новый военный поход на Новгородскую Русь полчища немецких крестоносцев. Король Швеции в 1240 году выдвинул к Неве и Ладоге многочисленную флотилию. Гонцы привезли к святому князю Александру в Новгород смелое, вызывающее сообщение: «Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю землю твою».

Набожный молодой князь по традиции Всея Руси долго молился в храме Святой Софии. Задумался над полезным наследием - псалмом Давида: «Суди, Господи, обидевшим меня и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стань в помощь мне». После богослужения, завершив свое моление, князя благословил святитель Спиридон.

Будучи на Софийской площади, Александр сказал слова напутствия русской конной дружине и всем новгородским горожанам, чтобы поддержать славный воинский дух: «Братья, не в силе Бог, а в Правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем. Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

Эмоционально-патетичное выражение и одухотворенный клич Невского воодушевил дружину и новгородский люд. Вне всякого сомнения, если правое дело нацелено на победу в такой немыслимой обстановке угрозы порабощения, значит - правда всесильна.

Стремиться к правому благому делу - залог успеха в русской победе над захватчиками-иноземцами.

Смысл высказывания «Не в силе Бог, но в Правде» можно назвать девизом непродолжительной деятельности полководца. Свою мощь и силы святой князь низводил на борьбу с поработителями.

В редкие месяца отсутствия поползновений врагов Александр - знаток воинских подвигов, смиренно проявлял:

  • долготерпение и невозмутимость;
  • усмирял самолюбие;
  • договаривался о перемирии, чтобы противник не уничтожал русские земли;
  • ежедневно горячо и исступленно молился (в то смутное время запрещалось произносить мольбы открытым способом);
  • веру в силу Создателя и тайно рассчитывал на Божью помощь.

Был искренне предан христианской вере, вселяющей в него бесстрашие, благородство и геройство. Именно благодаря одухотворенному терпению им были совершены судьбоносные подвиги, за что князь канонизирован к лику святости.

Ждать помощи от отца времени не было, так как корабли под предводительством зятя шведского правителя Биргера Магнуссона вероломно вторглись в Неву. С немногочисленным отрядом рыцарей, уповая на Господа, Святой князь смело выдвинулся на врагов.

Талант, решительность и отвага, вера в правоту и будущность русского народа предрешило исход битвы со шведами. Мужественная победа над шведами - блестящая страница истории, но являлась лишь частью благородного дела обороны Руси и подтвердила верность произнесенной князем фразы, сделав ее крылатой.


Об авторстве выражения

Крылатые слова были произнесены православным князем Александром Невским в Новгороде (возле Софийского собора) при получении известия о вторжении шведских войск. Обращены были к новгородцам и русской дружине для поддержки боевого духа и воодушевления на ратные подвиги.

Битва с внезапной тактикой русских войск закончилась их победой на реках Ижоре и Неве . Эту многочасовую битву Святой князь с честью выдержал. Проявил геройские качества не только талантливого полководца, но и государственного мужа.

Шведы бежали, не выдержав «великой сечи», оставив русскому войску свой прибрежный плацдарм, трофейные шатры и брошенные шнеки.

Славная победа принесла Александру Ярославичу огромную славу и величие. Благодарная народная молва добавила к имени князя благородное прозвище «Невский».

В культовом фильме «Брат 2» из уст главного героя Данилы звучит переделанная из авторского выражения фраза - «В чем сила брат? - в правде». Что еще раз подчеркивает ее актуальность даже в современной интерпретации.

Толкование смысла

Произнося мотивирующую фразу, святой Александр имел в виду, что враги русского государства были завоевателями, совершали плохие поступки, за что Господь не мог их благословлять и оказывать помощь, а помогал именно русским воинам одержать победу, чтобы восторжествовала справедливость.

Молодой князь Александр считал, что в случае если у противника очевидное превосходство над русскими в силе и оружие, русичи так или иначе должны быть победителями, потому что:

  • сражаются за правое дело;
  • отстаивают свою родную землю;
  • защищают семьи.

Именно поэтому так называемое «малое стадо», верное Спасителю, одержало победу. Их Пастырем, по великой милости Божьей, был Христос. Он покровительствовал людям, которые постоянно чтят Его и помнят о вере, а не только в те часы, когда им очень плохо.

Дальше рассмотрим вопрос, почему правота добродетельных и богоугодных людей побеждает, несмотря на свое меньшинство. Получить ответ можно, процитировав Библию, в частности, первое послание к коринфянам апостола Павла: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,-…». На самом деле, всегда, когда правда восторжествует, за это чествуют и прославляют Создателя.

В то же время, действуя только силой, заслужить милость Божию любящим Его и благословение как милостивые дары было бы сложно.

Милосердный Бог прощает грехи людские и проявляет милость. Примеров восторжествования правды великое множество. Вспомнить хотя бы гибель фараона-угнетателя, который возомнил себя победителем, во время вывода великим пророком Моисеем людей из Египта. Слава Богу, были ниспосланы людям чудеса Господни. Закончилось все тем, что Моисею удалось провести израильтян по осушенному дну Красного моря, а колесницы с врагами были повержены волнами в пучине морской.

Бескорыстное служение правде и духовный мотив борьбы за правое дело сулят нравственное возрождение и милость Господню.


Исторические события

Скандинавские исторические сказания упоминают шведскую флотилию и войско численностью 5 тысяч душ, которые подошли к Неве июльским утром (15 числа) 1240 года. Не сомневаясь в своем успехе, шведский король полагал, что победа будет быстрой и легкой.

Предпосылками битвы являлись:

  • обнищание русичей в боях и совсем недавние огромные материальные потери в сражениях против Батыя;
  • существенное сокращение численности мужского населения в ходе войн;
  • новгородские земли оказались без ощутимой дополнительной поддержки;
  • правление молодого князя, не известного своими воинскими заслугами.

Положение Новгорода и правда было непростое: ожидать помощи было неоткуда, монгольское иго разорило Северо-восточную Русь основательно. Молодой Александр знал об уготовленной ему судьбе отразить атаку шведов.

После православной службы на Софийской площади возле храма, обращаясь к людям и своей дружине, «нача крепити» речью о том, что надежда только на их дух, силу и правые помыслы. Из его уст прозвучала фраза, ставшая впоследствии крылатой, что несмотря на численный перевес вражеских сил, борьба за правое дело, защищая свои родные земли и семьи, - благодатна, а беззаконие - грешно и позорно.

Противопоставление привлекло к нему сердца новгородских граждан. Наспех собрав отряды, Александр поспешил нанести внезапный удар по шведскому лагерю первым.

Что предстояло выполнить:

  • тщательно осмотреть лагерь врага для подготовки плана;
  • конной дружине ударить вдоль реки Ижоры по направлению к центру расположения вражеских войск;
  • русским пешцам одновременно выступить вдоль реки Невы, уничтожая на своем пути шведские мосты отхода с суши на корабль;
  • процесс соединения должен отбросить врага в воду.

План Александра был одобрен, а сам он выступил во главе русской конной рати. Уничтожив шатры вражеские, князь поддержал воинов славных, бросив клич «За землю Русскую, за правду Новгородскую». Сценарий яростного боя проводился в точном исполнении с плана князя. Это принесло блестящую победу русским, которые вернулись с поля боя с небольшими потерями новгородцев и ладожан. Мужественно и героически сражались русские люди, отстаивая уцелевшую от монгольского ига родную землю.

Нельзя не вспомнить чудесное предзнаменование перед боем, когда в ночном дозоре воину Пелгусию привиделась ладья на Неве со святыми князьями-мучениками Борисом и Глебом. Именно Борис был тем, кто сказал: «… поможем сроднику нашему Александру». Юный Александр, ободренный чудом чудным, выдвинулся с молитвой на устах на шведов, обрушившись на вражеское построение внезапно, как Божия гроза.

Историческое значение битвы заключалось в следующем:

  • героям-русичам удалось остановить продвижение шведов к Ладоге и Новгороду;
  • была пресечена на ближайшее будущее скоординированность действий Ордена и Швеции;
  • приостановлены захватнические нападки иноземцев на Русь.

Главные победы и боевое крещение молодой полководец получил в молодом возрасте: во время Невской битвы ему едва исполнилось 20 лет, а в свои 22 года - отстаивал будущность русского народа во время побоища на Чудском озере.


Значение фразы

Простой фразой, которая сохранилась в Новгородской летописи, святой Александр настроил новгородцев, псковичей, ижорян и карелов на победу в борьбе с рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов в устье Невы. Невскую битву русские дружины выиграли, но крестовый поход, объявленный Папой Римским против наших православных предков, на этом не был закончен.

И снова псы-рыцари (так называл Карл Маркс немецких завоевателей) отправились с захватническими целями на русскую землю, облюбовав город Псков. Тогда и пришлось князю стать во главе небольшого, но решительного и сильного духом войска, которое выдвинулось навстречу врагу к Чудскому озеру в 1242 году.

Победа на Ледовом побоище имела большое значение для всех русских народов - освободились от ненавистного иноземного ига и грабительского притеснения немецких правителей, которые нависали над Русью не одно столетие.

В Библии

Фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах и считаем ангелом-хранителем Санкт-Петербурга, - очень символична. С самого раннего детства Александр проявлял интерес к Библейским сказаниям и слыл набожным княжичем. За что Господь благословил верного стража Православия, которому противостояли враги. Но их попытки были безуспешными.

Произнося искренние молитвы, Александр настраивал своих ратных рыцарей на борьбу против многочисленных вражеских сил, будучи уверенным в своем правом деле.

В руках князя и митрополита Кирилла оказалось управление Русской церковью в непростой период ордынской зависимости. Всю свою жизнь Невский геройски воплощал жизненный принцип «Мир - Востоку, меч - Западу», в то время верную политику в полной мере поддержало и русское православие.

Несколько примеров (библейских и реальных) с похожим смыслом, которые отражают суть крылатого выражения русского князя:

  1. Из Ветхого Завета известно об истории Давида и Голиафа. В неравной борьбе Давиду, с именем Бога на устах и уповая на Его милосердие, удалось камнем победить великана Голиафа, что доказывало получение помощи от Господа не с помощью меча и копья.
  2. Гедеон стал знаменит тем, что с немногочисленными воинами, благодаря Божьему покровительству, освободил еврейский народ от врагов-мадианитян, угнетавших евреев в течение семи лет. Многочисленные обращения к Богу были нацелены на получение какого-нибудь святого знамения, чтобы заручиться поддержкой, подтвердить свои действия благословением и волей Господа, а не только самовольным решением.
  3. Не зря в Евангелии от Матфея говорится о том, что волосок не упадет с головы человека без ведома Господа.

Божественная сила правды милосердствует, никогда не завидует, не испытывает гордыни, не делает зла и не злорадствует.

В грозные годы Великой Отечественной войны немецкие захватчики шагали по советской стране, держа в руках плакаты с надписью «Бог с нами», но одновременно с этим чинили беззаконные поступки и насилие. Доселе известно, что верование без подтверждения делами праведными - неживое и пустое. Значит, Единородного Спасителя Божия с фашистами быть не могло, так как Бог - это есть правда и любовь.

Миссия истины - в вере, надежде, любви, долготерпении. Как гласит Священное Писание, любовь - вечна, даже если пророчества и знания упразднятся.

Ради других Отец Небесный готов был следовать на распятие, но Он никого не защищает против воли человека. И каждый самостоятельно выбирает, быть рядом с Господом или нет. Без Создателя вкусить настоящего упоения, жизнерадостности, блаженства и, разумеется, безусловной правды не получится.

В современном мире (как и когда ее употребляют)

Победы полководца Александра воспринимаются как символ превосходства русского духа над западной агрессией. Поэтому и в сегодняшние дни делают попытки оклеветать и опорочить его имя, а значение ратных битв занизить или вовсе исключить. А.С.Пушкин назвал таких людей «клеветниками России», а сам ответ заложен в том самом крылатом выражении, автором которого является благоверный князь Александр, и который вынесен в основную тему повествования.

Верить или нет в Господа - индивидуальное дело каждого. Но именно вера в давние времена вдохновляла воинов и великих полководцев перед сражениями во имя Руси Великой.

Все верили в Бога и обращались к нему с мольбами о помощи и просили благословения. И молодой герой-защитник не был исключением. Исходя из смысла изречения о правде и силе, невольно поверишь в помощь Сына Божьего, когда малому войску удалось разбить огромные полчища тевтонских рыцарей, как подтверждение торжества справедливости над силой.

Примеры обращения к этим знаменитым словам современных людей в самые тяжелые жизненные ситуации:

  1. Фильм режиссера Сергея Эйзенштейна о полководце Александре был снят в канун нависшей угрозы фашизма, чтобы вдохновить людей на защиту Родины. Патриотическая музыка Сергея Прокофьева оказывала сильное влияние на эмоциональный фон зрителя, умело связывая зрительные и музыкальные образы. Вывод один: крылатая фраза Александра затронула не только военную тематику, но и кинематограф, музыку и живопись.
  2. Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» тоже умело отразила разницу в понятиях «правда» (на стороне Сусанина) и «сила» (в лице польских угнетателей). В произведении всепобеждающая правда восторжествовала, а это является доказательством того, что Бог защищает правое дело и справедлив к людям.
  3. Известно, что князь являлся небесным покровителем и защитником сразу нескольких русских правителей. В честь святого князя уже в 19 веке, как бы вторя его знаменитым словам, символично освящались храмы, государственные учреждения, больницы, военные училища и тюрьмы, в которых христианство преподавалось в духе воспитания патриотизма, милосердия и гуманизма к убогим, немощным и падшим.
  4. В Советском Союзе во время Великой Отечественной войны (в 1942 году) была учреждена награда - орден благоверного князя Александра, которая вручалась офицерам Советской Армии за личную отвагу и совершенный подвиг на благо Родины.


Современная действительность подтверждает тот факт, что борцы за правду почему-то оказываются в меньшинстве, но чаще всего, непременно выходят победителями. Считается, что это обнадеживает человека, и не важно, есть ли у тебя сторонники и единомышленники.

И сегодня каждый, кто один или с малым количеством единомышленников стоит за правое дело и чувствует истинность своих устремлений к защите правды, вспоминая пример великого предка, с твердостью и упованием на Божью помощь может вслед за ним повторить: «Не в силе Бог, а в правде».

Даже если ты одинок в своих убеждениях, но прав, то справедливость непременно будет на стороне правды. Это то, за что боролся при жизни благоверный Александр и ради чего он совершил гражданский и духовный подвиг в деле борьбы с ордынским игом и иноземным порабощением.

Видео о ратных битвах за правду

На видеоролике показаны зарисовки ратных битв за правду и справедливость во имя русской земли и памяти наших предков.

368 Просмотров

30 августа / 12 сентября – день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Он родился 30 мая 1219 года в Переяславле в семье великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого.

Как и другие княжичи, он с детства изучал Библию, особенно и Псалтирь, а также овладевал секретами воинского искусства.

В то время самым независимым и свободолюбивым городом на Руси был Новгород. Новгородцы сами выбирали себе князей, причем нередко ссорились с недавно выбранными правителями.

Они предложили Ярославу Всеволодовичу занять новгородский престол. Это была большая честь, и он согласился. Так Александр вместе с отцом оказался в Новгороде.

Ярослав Всеволодович не хотел во всем подчиняться воле новгородцев и решил установить в городе полноценную княжескую власть. Новгородцам это оказалось не по нраву, и возник конфликт, который кончился тем, что в 1228 году Ярослав Всеволодович вернулся в родной Переяславль, оставив сыновей, Александра и Феодора, на попечение доверенных бояр. Через пять лет Феодор умер, и княжич Александр остался в городе совершенно один.

Новгородцам полюбился молодой правитель, однако полностью подчиняться его воле они не хотели. В то же время отец требовал от сына, чтобы тот позаботился об укреплении в Новгороде княжеской власти.

Юному князю приходилось очень нелегко, однако удивительные душевные качества, умение общаться с разными людьми, вникать в их проблемы, быть ко всем милостивым и готовым помочь каждому, кому требовалась помощь, несколько сгладили ситуацию. «Он был милостив сверх меры», – говорится в летописи.

Отец был доволен сыном, а новгородцы с гордостью и любовью называли Александра «наш князь».

Александр покорял людей и внутренней, душевной, и внешней, телесной красотой.

По красоте его сравнивали с ветхозаветным Иосифом, по силе – с Самсоном, по уму – с Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с римским императором Веспасианом.

Александру пришлось княжить в сложное время. Мало того, что ему достался самый вольнолюбивый город и надо было бороться в внутренними проблемами, – стали одолевать внешние враги.

После того, как 1223 году южнорусские князья потерпели поражение в битве с татарами на реке Калке, а потом еще одну неудачу на реке Сити, на Руси начался период татарского могущества – ига. Дошло до того, что хан стал решать, кому именоваться великим князем.

Много трудов стоило отцу Александра добиться у хана Батыя этого титула. Он умилостивил его, с тем чтобы максимально облегчить жизнь своих подданных в это тяжелое время. Жители русских земель обязаны были платить Орде огромную подушную подать, но зато хан оставил неприкосновенной Русскую Церковь.

Пока отец налаживал порядок на порабощенной татарами территории, Александру пришлось отражать натиск с Запада.

Чтобы укрепить западные рубежи, Александр Ярославич заручился поддержкой Полоцкого князя Брячислава и даже женился на его дочери Александре.

Первыми из западных врагов начали наступать шведы.

В самой Швеции тогда все было тоже не очень спокойно. Королем был бездетный Эрих. Зная, что в государстве нет наследника, его родственник Биргер решил занять после него шведский престол. Чтобы усилить свое влияние и заручиться поддержкой народа, он решил прославиться как полководец.

После смелых набегов на территорию, где теперь находится Финляндия, рыцарь решил двинуться на Русь, ослабленную, как ему сообщили, набегами татар.

В 1240 году Биргер с большим войском, которое состояло из шведов, норвежцев и финнов, а также в сопровождении католических епископов вторгся в устье Ижоры (приток Невы).

Начало военной кампании было хорошее, и он послал в Новгород дерзкое письмо княжившему там Александру.

«Я уже в твоей земле, – писал смелый рыцарь, – опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться – сопротивляйся».

Это бравирование можно объяснить тем, что Биргер был убежден в невозможности сопротивления со стороны Новгорода: нападение было неожиданным, Русь истощена, готового войска новгородцами собрано не было.

Однако Александр не испугался дерзкого шведа. Во всем уповая на помощь Господа и молитвы Богородицы, он испросил благословения на битву у новгородского владыки Серапиона, помолился в храме Святой Софии Премудрости Божией и выступил с дружиной против шведского рыцаря.

Перед битвой Господь послал новгородцам знамение. Один из воинов Александра, ижорянин Пелгусий (в крещении ) был в ночной страже.

На рассвете он услышал со стороны реки шум от приближающегося судна. Сначала Пелгусий решил, что это враги, а потом разглядел в лодке двух витязей, удивительно похожих на святых Бориса и Глеба, как их изображали на иконах.

«Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу», – сказал один из них.

Пелгусий немедленно рассказал о видении князю, и Александр решил тут же напасть на шведов. Это во многом решило исход сражения.

Шведы никак не ожидали, что новгородцы окажут им сопротивление, и уж тем более не предполагали, что они осмелятся так внезапно на них напасть. Окончательно дух шведов сломила храбрость, с которой русские воины шли в бой. Сам князь бился в первых рядах. Надо думать, поразило воинов Биргера и другое.

Битва продолжалась с утра до вечера и закончилась бегством шведов. Когда же на другой день русские воины осмотрели поле сражения, они увидели на другом берегу Ижоры (куда новгородцы не переправлялись) множество погибших шведских воинов, т. е. ангелы Божии невидимо помогали русским в этом сражении и вместе с ними сокрушали неприятельские войска.

Благодаря Господа за одержанную победу, Александр вернулся в Новгород.

Новгородцы с радостью встречали любимого князя, однако вскоре рассорились с ним. Александр, как когда-то его отец, уехал на Родину – в Переяславль.

Ссора с князем, тем более таким, как Александр, который после сражения со шведами получил прозвание Невский, ни к чему хорошему не привела.

Узнав об отъезде Александра, ливонские немцы взяли пограничную псковскую крепость Изборск, вступили в Псков, заняли часть новгородских земель и стали бессовестно грабить земли в 30 верстах от Новгорода.

Кем были эти завоеватели? Ливония – это теперешняя Прибалтика. Немцы пришли туда во 2-й половине XII в., а в 1201 г. построили здесь столицу, которую назвали Рига. В следующем году они основали духовно-рыцарский Орден, целью которого было не просто завоевать окрестные земли, но и обратить их жителей в католичество.

В 1237 году Орден Меченосцев соединился с таким же Орденов Тевтонцев, который к тому времени успел утвердить свое господство по нижнему течению Вислы.

Узнав о том, что их осаждают ливонцы, новгородцы пришли в ужас. Они тут же раскаялись в том, что рассорились с Александром Невским, и решили упросить его вернуться обратно.

Для этого они решили обратиться к отцу князя, и послали гонцов во Владимир, чтобы Ярослав Всеволодович отпустил сына в Новгород.

Ярослав отправил к ним другого сына – Андрея. Но новгородцы понимали, что спасти их может только Александр. Тогда они отправили к нему посольство во главе с архиепископом.

Александр был милостивым князем и талантливым полководцем. Он знал, что только он может спасти Новгород, и потому, забыв о нанесенной ему обиде, отправился в охваченный страхом город.

С приездом Невского все изменилось. Что самое главное, к горожанам вернулась вера в победу.

Собрав войско, Александр отправился освобождать Псков. Но князь не ограничился только этим и решил предупредить возможность новых нападений.

Помолившись в храме Святой Троицы перед ракой с мощами Всеволода Мстиславича и заручившись молитвенной поддержкой псковичей, Александр направился в Ливонию.

Немцы, как чуть раньше шведы, не ожидали такого поворота событий, и Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути из Ливонии во Псков благоверный князь остановился на берегу Чудского озера, и здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории как Ледовое побоище.

Как ни странно, немцы были уверены, что победят в этом сражении. «Пойдем возьмем в плен русского князя Александра; славяне должны быть нашими рабами»,- хвастливо говорили рыцари.

Как и прежде уповая на помощь Господа, Александр молился и не обращал внимания на подобные слова.

Сначала удача была на стороне немцев: плотные доспехи делали их неуязвимыми для врага, а мощные копья без труда сокрушали легковооруженных славян. Но вскоре ситуация поменялась. Благодаря удачному маневру войска Невского напали на немцев со стороны, откуда рыцари не ожидали. Нужно было быстро сориентироваться, но тяжелое вооружение делало рыцарей неповоротливыми. Славяне же старались заманить немцев к середине озера, где лед был тоньше. Рыцари были слишком тяжелы, и многие из них попросту провалились под лед.

Русские одержали блестящую победу.

Псковичи радостно приветствовали своего освободителя, после чего Александр поехал в Новгород, а оттуда – в Переяславль.

В Ливонии же сделалась паника. Магистр Немецкого Ордена отправил посольство к датскому королю, чтобы на случай войны тот оказал ему поддержку. Когда же выяснилось, что идти войной на Ливонию и брать Ригу Александр не собирается, немцы отправили послов в Новгород, чтобы заключить мир и обменяться пленными.

Следующими на Русь напали литовцы. Литовцы угрожали псковским и новгородским землям и раньше, но их войска всегда были слишком слабы по сравнению с русскими. В XIII в. Литву слали одолевать рыцари Немецкого Ордена. Чтобы противостоять им, литовские племена объединились, создали войско и поначалу вступали в союзы с русскими, чтобы противостоять немцам, а потом стали время от времени совершать набеги на пограничные русские земли.

Александр несколько раз разбивал литовские войска в русских землях. А под конец погнался за ними в Литву и там нанес им последнее сокрушительное поражение.

Весть о победах Александра разнеслась по всей Руси. Она ободряла людей, вынужденных жить под властью хана, и вселяла в них надежду на освобождение. Многие хотели, чтобы Александр принял титул великого князя.

В 1246 году умер отец Александра Невского, и князь с братом Андреем поехал в Орду. По старому порядку, титул великого князя полагалось принять дяде Александра, Святославу Всеволодовичу, но теперь все делалось с ведома хана.

Когда русские приезжали в Орду, из заставляли соблюсти некоторые языческие обычаи (поклониться идолам, пройти через огонь), а уже потом допускали на поклон к хану. Тех, кто отказывался почтить ордынских богов, ждала смерть.

Князь Александр наотрез отказался от исполнения обрядов.

«Я христианин, – сказал он, – и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них».

Вопреки обычаю хан Батый сохранил русскому князю жизнь. Александр же поклонился ему с такими словами: «Царь, я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».

Батый был поражен красотой князя, его мудростью и душевными качествами.

Батый не был самостоятельным властелином, он считался лишь наместником великого хана, жившего в Кара-Коруме, в горной окраине азиатской пустыни Гоби, расположенной за Байкалом. Поклонившись ближайшему своему властелину – ордынскому хану, русские князья должны были отправиться и на поклон к верховному владыке монголов в отдаленную его столицу. Этот далекий, крайне трудный путь должен был, по приказанию Батыя, совершить и благоверный князь Александр Ярославич.

Он был милостиво принят повелителем Азии и некоторое время прожил в столице монголов, внимательно изучая характер этих властителей Руси. Только уже в 1250 г. Александр Ярославич и его брат Андрей вернулись на Русь. Хан дал Андрею великокняжеский престол, а за Александром Ярославичем оставил и Новгород.

Князь Андрей, в отличие от брата, оказался не очень хорошим правителем. Он не мог ужиться с татарами, и преемник Батыя Сартак послал против него войска под командованием Неврюя. Андрей бежал в Швецию, а спасать русские города снова пришлось Александру. Он съездил в Орду и уладил отношения с новым ханом.

В 1257 году с целью точнее определить доходы, которые можно получать с Руси, татары прислали своих чиновников исчислить всех русских людей.

По настоянию князя во Владимиро-Суздальской Руси исчисление произошло спокойно, но, когда в Орде захотели посчитать жителей Новгорода, жители вольнолюбивого города взбунтовались. Новгородцы начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию, ведь Новгород не был завоеван татарами.

Александр уговорил знать согласиться с требованиями хана и уплатить дань, но простой люд был против. Его поддержал сын Александра , за что отец лишил его княжения и отправил в Суздаль. Поняв, что подавлять мятеж бессмысленно, Александр… уехал из города. Тогда новгородцы испугались, что будут завоеваны, и решили подчиниться князю.

3033 0

6 декабря день памяти святого благоверного Александра Невского... При погребении князя было чудо: когда хотели разжать ему руку, святой, как живой, сам взял грамоту у митрополита.

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было около 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».

«Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Протоиерей Анатолий Малинин, "Православие и мир"

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter