Можно ли включать кондиционер если. Работа кондиционера в зимнее время. Охлаждение кондиционером зимой

Приходит осень и вместе с ней обычно возникает вопрос: чем жителям мегаполисов обогревать своё помещение, пока коммунальные службы ещё не включили отопление? Те, кто имеет у себя в квартире многофункциональный кондиционер, размышляют, насколько безопасно использовать этот прибор в режиме обогрева осенью и зимой и как его для этого можно настроить.

Кондиционер: от моноблока до сплит-системы

Первые кондиционеры представляли собой массивные агрегаты, которые довольно проблематично было втиснуть в оконный проём. Они могли работать исключительно на охлаждение помещения. Те, кто постарше, наверное, помнят громоздкий и шумный кондиционер БК, единственный прибор такого плана, выпускавшийся в советское время. По мере эволюции сегмента системы кондиционирования помещений, размеры их уменьшались, функции росли, а дизайн становился всё приятнее глазу.

Со временем прогресс нашёл замену оконному моноблоку, не особо эстетично выглядящему на фоне проёма и в быт прочно вошли системы, состоящие из двух частей: внутренней и внешней, и обладающие не только возможностью охлаждения, но и обогрева помещения. По привычке сплит-система по-прежнему так и называется в быту: кондиционером.

Преимущества перед электрообогревателем

Обогреватель на тепло работает за счёт активного превращения и потребления электроэнергии и он заметно проигрывает функциям кондиционера в следующем плане:

  • потребляет очень большое количество электротока;
  • неравномерно прогревает помещение, вследствие чего приходится включать его на большую мощность, чтобы отапливать отдалённые углы;
  • долго нагревает воздух в помещении до комфортного.

Кондиционер на обогрев работает иначе, чем электрообогреватель. При охлаждении воздуха он переносит тепло из помещения на улицу через обменник наружного блока. При работе в режиме обогрева функции кондиционера меняются прямо противоположно: прибор отапливает помещение, благодаря охлаждению воздуха на улице.

Это происходит за счёт того, что кондиционер использует электроэнергию исключительно для работы вентиляторов и компрессора, переносящих тепло в помещение.

Исходя и этого, основная функция кондиционера заключается в том, что он переносит тепло в режиме теплового насоса и тратит электроэнергии гораздо меньше, чем отдаёт тепла в помещение. В этом плане инверторный кондиционер может гораздо лучше справляться с задачей, ибо имеет регулируемую мощность: после того, как температура в вашем доме установилась на требуемом показателе. Такой кондиционер не отключается, а за счёт снижения оборотов компрессора может поддерживать тепло в нужном режиме, помогая сберечь немалое количество электроэнергии.


Чтобы переносить тепло, в приборе применяются необходимые вещества, называющиеся хладагентами, которые контактируют с окружающей воздушной средой через теплообменники следующими этапами:

  1. тепло из одной воздушной ниши хладагентом поглощается через обменник тепла;
  2. компрессор перекачивает хладагент в другой теплообменник;
  3. сконцентрированное хладагентом тепло переносится в воздух.

Можно ли использовать кондиционер в режиме обогрева зимой при очень низких температурах

Оптимальнее всего использовать кондиционер на обогрев в прохладные летние месяцы и в период межсезонья, т.е. до начала отопительного сезона и сразу после него. Как правило, в инструкции бытового кондиционера указывается спектр температур вне помещения, при которых он может работать.

Стандартно самая малая температура при функционировании на обогрев - это -5 градусов. Хотя некоторые инверторные модели вполне справляются с этими функциями и при -15 градусах.

Климатические условия большей части нашей страны не позволяют хозяевам прибора применить полноценное пользование кондиционера зимой из-за возможности его поломки.


По рекомендации большинства производителей, оптимальное использование кондиционера зимой - это его консервация, потому что при очень низких температурах могут возникнуть серьёзные нарушения работы кондиционера. Чем ниже градусность, тем хуже работоспособность кондиционера и его систем:

  • обменник тепла покрывается инеем и теряет мощность;
  • постоянно включается система, которая поддерживает размораживание наружного блока, приводя к образованию ледяных наростов внутри компрессора и разрушению вентиляторных лопастей;
  • хладагент, который не успел испариться в плохо работающем обменнике тепла, стекает по дренажным системам в компрессор, вызывая гидроудар;
  • компрессор сначала перегревается, а затем обмерзает, выходя из строя.

Мобильный моноблочный кондиционер как вариант для обогрева зимой

Что делать, если без обогрева таким прибором не обойтись? Вполне уместно применять передвижной напольный агрегат, предназначенный для отопления помещения. Тем более, что его можно поставить практически в любое место квартиры. Моноблок, применяемый для охлаждения, использует фреон и оснащён мощным насосом и длинной гофрированной трубой, выбрасываемой за окно для отведения горячего воздуха.

По такому же принципу может работать моноблок на обогрев, используя в этом случае не фреоновую контурную систему, а керамический теплонагреватель. Самый большой камень преткновения при этом, что шланг отвода необходимо куда-то выводить. Если учитывать, что пользоваться таким прибором приходится зимой - задача непростая. Когда есть возможность, проще всего вывести шланг в вентиляционное отверстие или другую подобную систему отвода.

Во всяком случае, такой вариант зимой довольно удобен и обогрев этим способом не вызывает особых проблем. Мобильность кондиционера позволяет перекатывать его из одной комнаты в другую, равномерно прогревая всё помещение.

Большая часть выпускаемых кондиционеров сегодня — это модели, которые работают, кроме охлаждения также и в режиме обогрева. В так называемое «межсезонье» - весной и осенью, когда не работает полноценное отопление - функция для российского потребителя достаточно удобная.


Но можно ли включать кондиционер на обогрев зимой, при отрицательной температуре ?

Большинство марок кондиционеров использовать зимой в режиме ОБОГРЕВ, при минусовой температуре — НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.


В инструкции производители климатического оборудования всегда указывают диапазон температур наружного воздуха, который допустим для нормальной работы техники.

Так, например, для - не ниже минус 5 С °. Но мы все же не рекомендуем включать кондиционер при температуре ниже 0 С °.

В случае проблем с отоплением лучше приобрести конвектор, инфракрасный обогреватель, тепловоую пушку, тепловую завесу или другие специализированные приборы.

При эксплуатации кондиционера на ОБОГРЕВ при температуре ниже 0 С ° возникают следующие проблемы:

  • На наружном теплообменнике начинает выделяться конденсат , поэтому при уличной температур 0 С ° и ниже, конденасат начинает замерзать. В результате чего наружный блок покрывается льдом.
  • В результате ухудшается теплообмен и производительность обогрева кондиционера сильно снижается. Поступление в компрессор жидкого хладагента приводит к поломке компрессора.

При работе кондиционера на ОХЛАЖДЕНИЕ когда температура ниже +5 С ° :

Решение этой проблемы — приобретение и установка «зимнего комплекта».

Работа сплит-системы зимой важна в таких помещениях как серверные, базовые станции мобильных операторов связи, мини-пекарни или другие помещения с большими теплопритоками, для которых необходимо постоянное круглогодичное бесперебойное охлаждение.

В состав комплекта входит:

  • Замедлитель скорости вентилятора: поддерживает заданную температуру конденсации, предотвращает обмерзание внутреннего блока кондиционера.
  • Нагреватель картера компрессора: при остановке компрессора включается подогреватель, исключающий вытекание хладагента в картер. Он подогревает масло, не давая ему загустеть. Вскипание хладагента и гидравлического удара при пуске компрессора не происходит.
  • Дренажный нагреватель: отводит конденсат из кондиционера, не позволет воде замерзнуть.

И самое важное — эти комплекты предназначены для работы кондиционера в зимний период на охлаждение, а не на обогрев.

Гарантия при поломке кондиционера

Включение (сплит-системы) при температуре наружного воздуха ниже указанного в инструкции является нарушением условий эксплуатации и не относится к гарантийному случаю.

Подготовка кондиционера к зиме

Немаловажный вопрос - как подготовить кондиционер (в данном случае мы говорим о сплит-системе) к зиме. Минимум что нужно сделать:

При высокой энергоэффективности современных климатических приборов, когда при одном использованном киловатте электроэнергии можно получить 3 – 4 киловатта холода или теплого воздуха, возникает желание использовать кондиционеры круглогодично. Но можно ли это делать и что необходимо иметь, чтобы не довести устройство до поломки, нужно узнать заранее. Некоторые модели работают в диапазоне температур от минус 50 градусов и до плюс 50, но стоят они очень дорого. Это самые новые технологии. На более простые модели есть специальные приспособления, которые позволяют включать кондиционер зимой.

Можно ли включать кондиционер зимой и при какой температуре

Условия эксплуатации зависят от конкретной модели сплит системы. Устройства нижнего и среднего ценового сегмента рассчитаны на максимальную температуру минус 5 градусов в холодное время года. Можно рискнуть и включить оборудование при более низких температурах, но поломка компрессора – вещь серьезная, а ремонт дорогой. Узнавать, какой диапазон рабочих температур для данной модели кондиционера, нужно при покупке. У дешевых систем он небольшой.

Среднестатистическая сплит система работает на обогрев при максимальной минусовой температуре 7 градусов.

Модели марки Mitsubishi Electric способны поддерживать рабочий режим при температурах до минус 20 градусов за окном. При наличии зимнего комплекта – до минус 30.

Другая японская марка Daikin также решила проблему всепогодности для своих сплит систем. Кондиционеры зимой работают на обогрев при температуре минус 15 градусов.

Прежде чем включать оборудование на обогрев, нужно перечитать инструкцию и выяснить до какого нижнего температурного порога можно использовать устройство, чтобы не вывести его из строя. Причин, по которым кондиционер может сломаться, две:

  1. Обмерзание дренажной системы. Конденсат, вытекающий на улицу при работе, в мороз замерзает, жидкость не может выйти.
  2. Замерзание масла. Каждая марка имеет свой предел нижних температур, при которых оно густеет и не может далее выполнять свои функции.

В результате нарушения правил пользования устройством в зимнее время возникают различные поломки. Если предусмотрены защитные функции, оборудование просто выключится, что спасет его от дорогостоящего ремонта.

Обогрев доступен только весной и осенью, когда использование газовых котлов нерационально, потому что они потребляют много топлива. Немного подогреть помещение – вот все, чего можно добиться от обычного кондиционера. Однако потребители хотят охлаждать и обогревать помещение при помощи одного и того же прибора.

Зимой КПД сплит системы снижается, если включать кондиционер при минусовой температуре. Работа на охлаждение в холодное время года нужна только в специфических помещениях, где расположено оборудование, имеющее большие теплоотдачи и нуждающееся в постоянном охлаждении. Для этих целей создан зимний комплект: чтобы охлаждать, а не нагревать помещение. В него входят следующие компоненты:

  • Устройство, уменьшающее скорость движения крыльчатки. Благодаря ему нормализуется КПД.
  • Устройство, нагревающее картер компрессора. Как только компрессор останавливается, нагреватель картера запускается. В него не затекает фреон, масло остается жидким, не закипает хладагент.
  • Нагреватель дренажной системы. Трубки и ванны не замерзают, конденсат беспрепятственно вытекает наружу. Существуют нагреватели, монтируемые снаружи и внутри магистрали.

Оборудованный таким комплектом кондиционер можно включать зимой без опаски.

Чтобы греть дом или квартиру зимой, нужно покупать очень дорогую модель, либо использовать средний кондиционер при плюсовых температурах, которые обычно бывают в межсезонье. При минусовых температурах использовать только для охлаждения оборудования, к примеру, в серверных комнатах, при этом обязательно установить зимний комплект.

Что будет, если включать кондиционер зимой

Испарение хладагента для переправки тепла осуществляется при температуре ниже чем у атмосферного воздуха на 5 – 14 градусов. Таким образом, даже если температура на улице +6 градусов, температура испарения должна быть отрицательной. Если включить кондиционер зимой, на теплообменнике нарастает «снежная шуба». Нарушается обмен теплом с атмосферой, уменьшается температура испарения фреона, падает производительность.

При обмерзании теплообменника производительность оборудования падает

Мощности теплообменника, покрытого снегом, не хватает для испарения фреона. Хладагент проникает в магистраль всасывания и оттуда в компрессор, вызывая гидроудар.

Таким образом, кондиционер зимой включать можно с учетом несколько отрицательных моментов:

  • производительность по холоду значительно падает;
  • наружный блок может обмерзнуть, повредится компрессор или случится гидроудар;
  • если теплообменник покрывается льдом, конденсат стекает по нему прямо на крыльчатку, которая разбрызгивает воду в помещении;
  • нарушается охлаждение компрессора;
  • температура нагнетания компрессора превышается, что грозит расплавлением четырехходового вентиля;
  • дренажная трубка может замерзнуть.

Как эксплуатировать кондиционер зимой

Использование кондиционера зимой возможно при следующих условиях:

  1. Чтобы устройство работало безопасно, его нужно использовать по назначению – охлаждать комнату. При этом риск поломки снижается.
  2. Должен быть установлен зимний комплект, подогревающий компрессор и дренажную систему. Даже в межсезонье температура ночью может опускаться на 1 – 2 градуса ниже нуля, поэтому обезопасить устройство будет не лишним, если оно иногда включается для обогрева.
  3. Устройство должно иметь функцию обогрева как таковую, чтобы включать его в теплом режиме. В жарких странах сплит системы рассчитаны по большей части на охлаждение, поэтому все вопросы уточняют у продавцов при покупке.

Компании производители систем охлаждения направляют свои усилия на то, чтобы сконструировать устройство, способное продуктивно работать на охлаждение даже в самые сильные морозы. Для подогрева жилого помещения в Сибири, где морозы достигают 40 – 50 градусов, любой кондиционер даже не включится, не говоря уже о том, чтобы поддерживать производительность.

Эксплуатировать системы охлаждения в специализированных помещениях с дорогим оборудованием рекомендуется попеременно. Техника настраивается на автоматическое переключение с одного кондиционера на другой, чтобы они имели возможность отдохнуть и остыть. В периоды больших нагрузок в серверной могут одновременно работать несколько сплит систем, поэтому все наружные блоки должны быть оборудованы нагревательными элементами для компрессора и дренажа. Зимний комплект нагревает масло в первую очередь, чтобы трущиеся детали не изнашивались, поддерживает в тепле конденсаторную трубку, чтобы жидкость в ней не замерзала.

Обогрев сплит системой в холодный период

Включать оборудование на обогрев нужно после очистки фильтров. Используют обычные моющие средства для съемного фильтра и специальные растворы для фильтра тонкой очистки, если он имеется. Пылесосом убирают пыль из внутреннего блока и включают на пару часов в режим вентиляции, чтобы удалить влагу.

Проверяют устройство при температурах, которые указаны в инструкции по эксплуатации. Делают это при уже установленном зимнем комплекте. Если куплена дорогая модель, которая может работать при очень низких температурах, необходимо уточнить, нужен зимний комплект, или он уже встроен во внешний блок.

Если эксплуатация не планируется, желательно накрыть внешний блок водонепроницаемым материалом.

При покупке сплит ситемы зимой монтаж производят, когда температура на улице позволит включить оборудование. Не стоит рассчитывать, что кондиционер будет продуктивно работать, нагревая помещение до 30 градусов. Все, чего можно ожидать – это 18 – 23 градуса при наличии мощного компрессора.

Охлаждение кондиционером зимой

В некоторых помещениях требуется постоянно охлаждать воздух, потому что там находится дорогостоящее оборудование. Как уже упоминалось, чаще всего – это серверные залы, которые имеют большую теплоотдачу. При повышении температур летом оборудование может выйти из строя и нарушить работу всего предприятия.

Подобным оборудованием являются магнитно-резонансные томографы в больницах. Эти устройства стоят несколько сотен тысяч долларов и очень дорого обходятся в монтаже и ремонте. Задача кондиционера – защитить аппарат МРТ от поломки, поэтому он должен работать на охлаждение и зимой, и летом. Летом проблем не возникает, но зимой нужно ставить подогрев для климатического оборудования и соблюдать температурный режим.

В районах с суровым климатом лучше не экономить на охлаждении электронного диагностического оборудования, так как ремонт обойдется дороже, чем самая дорогая модель. Лучшими являются японские сплит системы, которые включаются при температурах до минус 25 градусов, а с зимним комплектом до минус 30.

В специальных помещениях устанавливают несколько систем охлаждения, чтобы при выходе какой-либо из строя, можно было включить запасную.

Особенности зимней эксплуатации

Обозначения режима обогрева кондиционера

Чтобы включить кондиционер для работы в теплом режиме, находят на пульте дистанционного управления необходимую кнопку. В разных моделях она выглядит по-разному – в виде значка с солнцем или с надписью Mote, что обозначает переключение режимов.

После нажатия кнопки сплит система начнет работать на обогрев не ранее, чем через 10 минут. Воздух в помещении будет прогреваться через 15 – 20 минут. Сначала заработает внешний блок, затем к работе подключится внутренний. Не стоит думать, что оборудование поломалось, просто система должна подготовится к работе.

Проблемы и риски эксплуатации

Без теплового дополнительного насоса масло перед включением не сможет нагреться до нужной температуры. Детали компрессора некоторое время будут работать в сухом режиме. Трение деталей без смазки усиливается и приводит к износу. При определенных температурах повышается вязкость масла, при которой оно не эффективно. Поломка компрессора в таком случае происходит постепенно и зависит от того, сколько выдержат трущиеся детали.

Гидроудар – это попадание жидкого фреона в компрессор. В норме хладагент должен разогреваться и в газообразном состоянии поступать в компрессор. При низких температурах нарушается переход фреона из жидкого состояния в газообразное, что влияет на работу клапанной системы. При падении давления в компрессор поступает меньше хладагента, чем положено, двигатель перегревается и прекращает работу. В этом случае возможно повреждение изоляции и ухудшение смазки.

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

С наступлением зимы пользователи систем кондиционирования часто задают нам вопрос: "Можно ли пользоваться кондиционером зимой?"

Мы рассмотрим два варианта использования кондиционера зимой, первый — для охлаждения воздуха, второй — для подогрева воздуха.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?

Для ответа на вопрос о возможности использования кондиционера зимой в первую очередь следует проверить в инструкции или технической документации информацию о допустимых условиях эксплуатации установленного оборудования.

Наиболее массовое распространение получили в настоящее время многоблочные системы кондиционирования, к которым относятся и сплит-системы. В таких системах возможность использования кондиционера зимой определяется типом наружного блока, в котором расположен компрессор. Некоторые системы имеют во внешнем блоке систему подогрева, обеспечивающую работоспособность кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха. Имеет значение и тип системы, в реверсивной системе компрессор периодически включается и выключается, а в инверторной системе компрессор работает постоянно, но с переменной скоростью.

Большинство систем реверсивного типа могут работать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию, тогда как инверторные могут работать при температуре до минус 15 градусов. Существуют модели, специально разработанные для работы при температуре наружного воздуха до минус 28 градусов по Цельсию.

Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?

Теперь рассмотрим возможность использования кондиционера в зимнее время для нагрева воздуха в помещении.

Кондиционер представляет собой тепловой насос, переносящий тепло из одной среды в другую. В теплообменнике, расположенном в наружном блоке, фреон должен иметь температуру ниже температуры наружного воздуха для того, чтобы отобрать тепловую энергию у воздуха и перейти в газообразное состояние.

Затем газообразный хладагент закачивается компрессором в теплообменник внутреннего блока, под высоким давлением конденсируется в нем и отдает тепло во внутреннее помещение.

При низких температурах наружного воздуха разница температур воздуха и фреона невелика и фреон медленно меняет свою температуру. Вследствие того, что температура теплообменника наружного блока ниже температуры атмосферного воздуха, он интенсивно обмерзает и теплообмен значительно затрудняется. Это главная причина невозможности использования кондиционера зимой для обогрева.

Если фреон не успеет испариться и в жидком виде попадет в компрессор, то это вызовет гидродинамический удар, что может повредить компрессор.

Таким образом можно сказать, что включение кондиционера зимой с целью подогрева возможно, но малоэффективно. Нагрев будет эффективным только при положительной температуре наружного воздуха.

При этом следует учесть, что реверсивный кондиционер можно включать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию. Для инверторного кондиционера это ограничение составляет минус 15 градусов по Цельсию. Эти ограничения вызваны возможностью поломки компрессора из-за замерзания или увеличения вязкости масла и сжижения фреона.

При использовании кондиционера в зимнее время для охлаждения воздуха в помещении перенос тепла происходит из помещения на улицу.

Хладагент закипает в теплообменнике внутреннего блока, отбирая тепло у внутреннего воздуха. Компрессор перекачивает газообразный фреон в теплообменник наружного блока, где хладагент под давлением конденсируется и отдает тепло наружному воздуху. В этом случае нет ограничений на передачу тепла, так как разница температур внутреннего воздуха и теплообменника велика.

Работоспособность кондиционера ограничивается в этом случае возможностью работы компрессора при низкой температуре из-за утраты смазочных свойств масла. Кроме того возможно промерзание дренажной трубки и, как следствие, попадание влаги внутрь кондиционера, что может привести к выходу его из строя. Интенсивный обдув холодным воздухом горячего корпуса компрессора приводит к образованию водяных паров и покрытию наружного блока слоем наледи.

Если оснастить кондиционер специальным комплектом для работы в зимних условиях, то эти ограничения снимаются и кондиционер можно использовать зимой, но только для охлаждения.

Таким образом использование кондиционера зимой при определенных условиях возможно для охлаждения воздуха в помещении, но проблематично для обогрева.