Мистерия. Значение слова «мистерия

Словарь Ушакова

Мистерия

мисте рия , мистерии, жен. (греч. mysterion - тайна) (книж. ).

1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист. ). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (ист. лит. ).

| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как выСШАя форма синкретического искусства (ист. иск. ). Незаконченная мистерия Скрябина.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Мистерия

(от греч. mysterion - тайна, таинство) - вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII-XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, - «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.

Культурология. Словарь-справочник

Мистерия

(греч. mysterion – тайна)

1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;

2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом, заимствованным из Ветхого или Нового завета. В представлениях мистерий религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми эпизодами;

3) жанр религиозно-мистической символической драмы, рассматривавшийся символистами как высшая форма синкретического искусства.

Словарь музыкальных терминов

Мистерия

(от гр. mysterion - тайна, таинство) - музыкальный спектакль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия подверглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются не­которые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д"Энди и др.).

Эстетика. Энциклопедический словарь

Мистерия

(лат. misterium - таинство)

представляет собой драматургический жанр, получивший распространение в средние века в христианских странах Европы. Существуют две разновидности мистерий - религиозная и светская. Первая является более ранней по происхождению, а вторая возникла в начале нового времени как ее дочерняя форма и получила распространение в условиях последующей секуляризации западной культуры. Религиозная мистерия черпала сюжеты для инсценировок в библейской тематике. При этом в католических странах разыгрывались мистериальные сцены, взятые как из Ветхого, так и из Нового Заветов. В странах, где большинство населения относилось к протестантам, мистерии строились в основном на материале евангельских сюжетов - «Мистерии страстей Господних». Прихожане, которым выпадало быть исполнителями ролей священных лиц, относились к предстоящему празднеству как к церковному богослужению, т. е. с предельной серьезностью и ответственностью, испрашивая в молитвах у Бога благословения.

Характерной особенностью мистерий являлась их масштабность. Это были в прямом смысле всенародные религиознохудожественные акции, в которых принимали участие порой по несколько сотен человек и которые могли длиться по многу дней, а иногда и месяцев с регулярными перерывами и столь же регулярными возобновлениями длящегося мистериального действия. Так, «Мистерия Ветхого Завета» состояла из 40 пьес и предполагала участие в них 250 исполнителей.

Мистерия

(от греч. mystnrion - таинство, тайна) - жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. - драм. представления на религ. сюжеты - были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.
Представления М. отличались масштабностью (напр., "Мистерия Ветхого завета" состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; "История апостолов" бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. - красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для "вознесения". Наиболее живописно оформлялись "ад" и "рай". Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. "беседках" монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены).
Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично - на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало - в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров.
Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах - Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы.
В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка "Мистерии страстей господних" в селении Обераммергау (Юж. Германия), "Мистерии тела господнего" в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы "Парсифаль" Вагнера (1882), "Легенда о Святом Кристофе" д"Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. "Мученичество святого Себастьяна" Г. Д"Аннунцио (1911) и др.
Образец интерпретации М. в духе революц. иск-ва создал В. В. Маяковский ("Мистерия-буфф", 1-я ред. 1918, 2-я - 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским "Театром народовы" М. 15 в. "Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962). "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом - "Комедия воскресения Христа" (1956), "Игра о рождении младенца" (1960), "Комедия конца света" (1972).
Литература : Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма . М. Р. Волкова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мистерия" в других словарях:

    МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия

    Мистерия - МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

    - (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    Жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь

    МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии

    мистерия - мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Мистерия - (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Что такое мистерия?

  1. МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion таинство, тайна) , жанр средневекового европейского религиозного театра 1416 вв.

    Мистерия возникла из более раннего (913 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым проваливание в ад или вознесение на небеса) . Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях) . Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

    Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

    Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в братства, профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника, эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ

1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

|| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МИСТЕРИЯ" в других словарях:

    МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия

    Мистерия - МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

    - (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    Жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь

    МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии

    мистерия - мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Мистерия - (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Мистерия Просветления , Татьяна Беиджарз. Часто ли удается человеку услышать голос из глубин своего истинного `Я`? Многие ли могут прикоснуться к Источнику и черпать из него невообразимые богатства? Книга Т. А. Беиджарз `Мистерия…

Мистерия

Мистерия

МИСТЕРИЯ . - Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно изменяет свой характер строго церковного обряда, вводя в свое содержание элементы нецерковного характера. Это относится не только к мираклям, но и к библейским драмам. Так, в драме о 10 девах („Sponsus“ жених) девы торгуются с продавцом масла, вступая с ним в пререкания. В «Страстях Господних» Иуда пересчитывает сребреники и перевешивает их; ему же предлагают купить веревку, на которой он должен удавиться. Эти вводные сцены юмористически-бытового характера неудобны были для церкви, как дома молитвы. Поэтому некоторые литургические драмы стали разыгрываться сначала на паперти, а потом в церковной ограде. Эта оторванность их от церковного богослужения дала возможность им развиваться, согласно вкусам времени, и переходить из литургической драмы в мистерию. Вкусы же того времени, с XIII по XVI век, требовали изображения отдаленных библейских событий в духе текущей современности. И, действительно, обращая внимание на характер голландской живописи, мы замечаем, что все библейские события изображались в голландской обстановке. И в мистерии происходит то же самое. В литургической драме современное освещение деталей носило случайный характер, и оно касалось изображения действий отрицательных типов - Иуды, Ирода, братьев Иосифа и т. п. Мистерия же, будучи верна библейскому тексту в изображении фактов, характеры действующих лиц делает национальными. Так, Иосиф в английской мистерии становится типичным англичанином. Он, узнавши о новом налоге, связанном с переписью, возмущается этим, но как лойяльный гражданин, ведет на веревке для продажи быка. В германских мистериях в сильной степени проглядывает антисемитизм. Издевательство над евреями доходило до того, что в качестве отрицательных действующих лиц выводились евреи с их подлинными фамилиями. Царь Ирод изображался в магометанской одежде и клялся именем Магомета. Для того, чтобы бытовую жизнь представить более полною и наглядною, вводились эпизодические лица. В английской мистерии «Пророки» рождественский пастух Мак во время сна своих товарищей крадет барана. Прочие пастухи идут к нему в дом с обыском. Жена пастуха прячет барана в детскую колыбельку под видом будто бы только что родившегося у ней ребенка. Во время обыска завязывается диалог пастухов с нею. Этими добавлениями в особенности изобиловали миракли, мистерии из жизни святых. Все это увеличивало объем мистерий и препятствовало исполнению их в церкви уже по одной этой причине.

Объем мистерий с другой стороны расширялся еще и потому, что одновременно с указанными добавлениями шла циклизация отдельных литургических драм в одно целое. Из церковного обряда «Пророки» выделялись для обособления литургические драмы о Моисее, Исайи, Давиде, Аврааме, Адаме и т. п. Эти развившиеся драмы посредством указанных добавлений снова соединялись. Таким образом произошла мистерия об Адаме и Еве. Из отдельных новозаветных драм образовалась другая мистерия «Страсти Господни». По образцу этих двух мистерий создалась мистерия о 43 чудесах Богородицы, совершившихся от ее успения до современных составителям мистерии событий. Эта циклизация отдельных драм сосредоточивается около одного главного события.

Мистерия об Адаме и Еве и их грехопадении развертывает тему об искуплении от прародительского греха всего человечества крестною смертью Иисуса Христа. Одним из самых важных моментов является рождение спасителя. Для этого и выводятся на сцену пророки, предсказывающие его пришествие. Главной темой новозаветной истории являются страдания Христа, и все события из его земной жизни имеют ввиду этот момент. Циклизация отдельных драм вызывалась особенностями христианских праздников. Праздники Рождества и Пасхи совершались в течение нескольких дней. С этой целью драмы так циклизировались, чтобы их можно было разыгрывать во время всех календарных праздничных дней.

Со стороны своего построения мистерии не отличались художественностью. Сюжеты их не являлись свободным проявлением творчества: они были заимствуемы или из св. писания, или из житий святых, или же из легенд. Это заимствование было рабским копированием чужого текста. Самостоятельность выражалась только в построении стиха. Добавления к основному тексту, о которых была речь выше, хотя во многих случаях и были живым воспроизведением действительности, но часто они внешним способом прикреплялись к сюжету и затемняли первоначальный смысл мистерий, и этим нарушалось единство сюжета. Вследствии заимствования текста и рабского следования ему, мы не видим в мистериях постепенного и, кроме того, свободного развития характеров. Характер действующего лица являлся сразу данным в библейском или легендарном тексте, поэтому не может быть и речи о постепенном проявлении психических особенностей. Свободное раскрытие духовных сил отсутствовало потому, что человек был поставлен в зависимость от внешних сил, от ангелов и демонов, или же он следовал указаниям отвлеченных добродетелей и пороков, которые в позднейших мистериях выводились в виде Милосердия, Терпения, Любви, Скупости, Расточительности и т. д.

Этот недостаток художественности восполнялся введением частных параллельных сюжетов. Так, сцене входа господня в Иерусалим предшествовала сцена борьбы Давида с Голиафом, сцене разрушения Иерусалима - сцена вавилонского плена и т. д. и т. д. Этими вставочными сценами нарушалось не только единство впечатления, но также и единство хронологической последовательности. Отсюда получилась растянутость действия, ослабляющая интерес к произведению. Для поддержания интереса после отдельных сцен вводились интермедии, в которых чаще всего главными действующими лицами были чертенята.

Другой особенностью мистерий являлось крайнее сочетание мистицизма с наивным реализмом. При этом реализм отличался крайней грубостью, соответствовавшей нравам того времени. Этой грубостью отличались даже и самые чудеса. Во французской мистерии «Чудо об Иоанне Мохнатом» рассказывается о том, что Иоанн по наущению дьявола, нанявшегося к нему в слуги, обольщает заблудившуюся в лесу дочь короля. Для того, чтобы скрыть преступление, он убивает ее и труп бросает в колодезь. За это он наказывается тем, что превращается в зверя. Король через семь лет после этого злодеяния охотится в лесу и хочет застрелить зверя. В это время несут мимо короля ребенка в церковь для крещения. Новорожденный ребенок просит, чтобы его окрестил этот зверь. Иоанн после этого превращается в монаха и крестит ребенка. Мучимый раскаянием, он сознается в убийстве. Из колодца вытаскивают убитую дочь короля, но она, к всеобщему изумлению, оказывается живою. В мистерии «Житие святого Дидие» обезглавленный Дидие сам уносит свою голову в ту церковь, где его должны похоронить. Феодализм с его грабежами и набегами рыцарей на соседние владения и города, инквизиция с ее кострами и пытками и частые войны развили в населении Европы не только грубость, но и жестокость нравов. Поэтому и мистерии отображают те же особенности и все с тою же целью придать интерес произведению. Кровь избиваемых Иродом младенцев льется по сцене рекою. В особенности этой жестокостью отличаются миракли. На сцене мучили, истязали, четвертовали, снимали кожу, выдавливали глаза, отрубали голову, жгли на костре и т. д. Во всех этих случаях, как увидим далее, употреблялись различные декоративные приспособления, но на кресте в продолжении нескольких часов висел живой человек, заменяющий лицо Иисуса Христа. Нередко случалось, что, несмотря на все приспособления, облегчающие положение висящего, его снимали с креста в глубоком обмороке. Положение висящего было тем более мучительно, что в этом положении он должен был говорить. Иуда также часто снимался с петли в бесчувственном положении.

Все эти виды жестокости должны были содействовать эффективности представления. Эту эффективность преследовали и многие другие приспособления декоративного характера. Из ада извергалось пламя, при сотворении мира появлялись птицы, звери, рыбы. Ангелы поднимались на небо на каких-то летательных машинах, на той же летательной машине поднимался и Симон Волхв в мистерии «Деяния апостолов». Сатана из ада выходил в пламени. Ангелы во рту имели трубочки, в верхних концах которых лампочки горели разноцветными огнями. Словарь литер, терминов. За невозможностью реально изобразить какое-либо чудесное явление употреблялся волшебный фонарь, как это можно судить на основании заметок в тексте школьных драм: здесь показывается „per umbras“, т.-е. через тени. Для производства мучений употреблялись различные манекены. Орудия пыток для этих манекенов были многочисленны, и все они были заимствованы от святой инквизиции. Хлеб в сцене чудесного насыщения, совершенного Иисусом Христом должен быть доставляться булочниками в таком количестве, которое было бы достаточно для раздачи не только актерам, но и зрителям. Вино при разыгрывании сцены чуда в Кане Галилейской должно было доставляться виноторговцами также для зрителей и участников. Диадемы для волхвов представлялись ювелирами. Матросы, рыбаки, плотники должны были давать все нужное при разыгрывании мистерии о потопе. Церковь давала одеяния и т. д.

Мистерии в начальной стадии своего развития составлялись на смешанном языке - латинском и местном. На латинском языке велись речи библейских лиц - пророков, апостолов и т. п., исполняемых обыкновенно клириками. Иногда Ирод и Навуходоносор также выполняли свои роли на латинском языке. Речи остальных действующих лиц произносились на местном языке, в особенности в тех случаях, когда на сцене воспроизводился современный быт. С течением времени латинский текст, как непонятный для большинства зрителей, тем же актером переводился на местный язык дословно или же с различными дополнениями. В последней стадии своего развития мистерии разыгрывались исключительно на местном языке, чему содействовала реформация. Мистерии составлялись в стихотворной форме силлабическим размером или безыменными единичными авторами или целым коллективом, преимущественно из монахов. Из отдельных авторов известны Жан Бодэль (о св. Николае), Рютбеф (о Феофиле) и Арну Гребан (о страстях Господних).

Так как наиболее краткие мистерии разыгрывались в течение трех дней, а наиболее обширные от 8 и даже до 40, то количество действующих лиц было громадно. В мистерии Арну Гребана «О страстях Господних», состоящей из 34.575 стихов, действующих лиц было 224. Профессиональные артисты-жонглеры редко были участниками в мистериях. Контингент актеров составлялся из священнослужителей и членов различных средневековых цехов.

Театр был подвижным и неподвижным. Неподвижный устраивался из досок и по окончании представления разбирался. Места для зрителей были под открытым небом. Подвижный театр был связан с различными шествиями и процессиями. На перекрестках улиц на бочках устраивались помосты. К этим помостам подъезжали двух-ярусные кареты. Артисты, выполнивши на помосте первую сцену, отъезжали ко второму. К первому помосту подъезжала вторая карета и выполняла вторую сцену и т. д.

Для разыгрывания мистерии устраивались общества из представителей цехов и горожан при содействии духовенства. На мистерию смотрели, как на богоугодное дело и поэтому, кроме членских взносов, поступали пожертвования. В крайних случаях, при недостатке денег, закладывались мощи. Членами этого общества были исключительно мужчины, они же были и актерами. Женские роли исполнялись также мужчинами. В Испании в женских ролях выступали часто бородатые. Женщины допускались к участию только в немых сценах. Из членов общества составлялось правление. Оно заботилось об устройстве сцены, назначало репетиции, приспособляло текст, устраивало предварительные процессии для оглашения дня представления и т. д. К разыгрыванию пьесы готовились в течение продолжительного времени. Перед репетициями актеры приносили присягу в том, что они будут добросовестно относиться к своим обязанностям. С неисправных взимался штраф. Накануне спектакля после торжественной обедни участвующие в мистерии устраивали в соответствующих роли костюмах шествие по городу для оповещения жителей города о начале представления. Процессия эта была очень торжественной: в ней участвовал магистрат или его представители. Впереди шли трубачи, барабанщики, литаврщики, стражники и т. п. На остановках пролог вкратце знакомил с постановкой мистерии. Перед спектаклем трактирщики должны были сообщать в магистрат о всех прибывших в город сведения об их нравственной благонадежности для предупреждения грабежей и краж. В день спектакля городские ворота, запирались, мосты поднимались на цепи, улицы также окружались цепями с тем, чтобы в город не могли проникнуть грабители или рыцари для разбоя. Все жители города оставляли с раннего утра, часто с 4 часов, свои дома и шли на спектакль. По улицам для охраны имущества разъезжали стражники. Богослужение в церквах укорачивалось. Установить порядок в тысячной толпе было очень трудно. Применялись различные способы. Сохраняющим порядок и молчание раздавались индульгенции. Некоторым угрожали отлучением от церкви. Нередко Ирод призывал к порядку, размахивая саблей. Выступали чертенята и упрашивали зрителей шуметь и производить скандалы, так как это нравится сатане, и он вознаградит за ато всех его помощников. В крайнем случае перед спектаклем совершалась месса, и религиозная толпа умолкала. По окончании мистерии устраивалось торжественное богослужение, на котором должны были участвовать и чертенята в своих костюмах, царь Ирод и все язычники.

Мистерии прекратили свое существование в XVI веке вследствие того, что неблагопристойность действия, развившаяся на почве грубого реализма, достигла крайних пределов, на что было обращено внимание представителями реформации. Поэтому папы запретили их разыгрывание. В настоящее время мистерия «Страсти господни» разыгрывается через каждые десять лет в баварской деревне Обераммергау в память чудесного прекращения чумы, бывшей в 1601 г. В ней учавствуют 700 человек. Представление длится один день и происходит в долине.

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Мистерия" в других словарях:

    Мистерия - МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

    - (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова