Личностные проблемы. Ускоренный ритм жизни. Проблема выбора в современном мире потребления

Личностные проблемы

Личностные проблемы - разновидность психологических проблем наряду с душевными и социальными (семейными) проблемами. Если акцент на то, что человеку на душе плохо, говорят скорее о душевных проблемах, если же акцент на том, что человек потерял интерес и возможности развития, начал по жизни спускаться, говорят о личностных проблемах.

Личностные проблемы детей с ОНР

Под личностном развитием при этом понимается умение жить среди людей, общаться с ними, умение проявить себя, свои индивидуальные особенности и при этом понять другого.

Личностное развитие ребенка можно условно разделить на три составляющие:

Нравственное развитие (сочувствие, доброта, готовность и умение оказать поддержку, уважение интересов и мнения окружающих, знание нравственных норм, принятых в обществе, отношение к ним и умение им следовать).

Эмоциональное развитие (Это очень важный компонент для развития ребенка т. к без него никакое общение и взаимодействие с окружающим миром не будет эффективным. Ребенку необходимо уметь: во-первых, понимать эмоциональное состоянии другого, а во- вторых, распознавать собственные эмоции, уметь их выражать и управлять ими).

Развитие коммуникативных способностей (умение конструктивно общаться, ощущать внутреннюю психологическую уверенность, способность доверять миру, получать радость от общения и взаимодействия с окружающими. При развитии коммуникативных навыков у ребенка формируется и личная культура, ощущение собственной индивидуальности и одновременно чувство эмпатии - понимания как другой человек чувствует себя в конкретной ситуации, способность посочувствовать ему и умение оказать помощь или поддержку).

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития.

  • 1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены.
  • 2. Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира.
  • 3. Дети с ОНР, как правило обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Детям сложно понять как настроение и характер музыкальных произведений, сказочных персонажей, так и эмоциональное состояние окружающих людей.
  • 4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию. Требуется помощь в развитии отношения к людям, отношения к труду, к волевым и моральным качествам(смелый -трусливый, честный -лживый, щедрый - жадный), к животным, к природе.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:

  • 1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения. Иначе говоря они сами стараются социально адаптироваться.
  • 2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
  • 3. Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.

Психокоррекционные занятия (тренинги), имеющие целью помощь в разрешении указанных проблем детям с ОНР, проходят как в подгрупповой так и в индивидуальной форме.

Реализуемые задачи:

  • - отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества.
  • - развитие взаимной эмпатии (умения сопереживать).
  • - снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности.
  • - коррекция агрессивных и иных негативных проявлений, препятствующих общению.
  • - создание положительного эмоционального фона в группе.
  • - развитие у детей способности регулировать свои эмоциональные состояния.
  • - работа над пластикой тела, над координацией движений и развитием тактильного восприятия.

Типология проблем . Я делю проблемы человека на три основных типа: личностные, психологические и бытийные; наблюдается и «пересечение» этих типов: встречаются порой проблемы личностно-бытийные, психологически-бытийные и личностно-психологические. О своеобразии этих типов проблем и разнице между ними я хочу вам рассказать.
Что такое личность, или «я»? У каждого человека на эту тему есть определенные (или неопределенные) представления. Но понятие «личная жизнь» как жизнь любовная или сексуальная имеет слабое отношение к психологическому понятию личности, так что я буду отчетливо различать личные и личностные проблемы. А именно, личные проблемы имеют отношение к любви и любовным партнерам, а личностные проблемы связаны с различными темами, начинающимися с приставки «само», например: самоуважение, самоедство, самоуничижение, самопознание, самореализация, самооценка, самомнение и т. д.
Психологические проблемы как таковые относятся к внутреннему миру человека и им ограничиваются, то есть не связаны - по крайней мере, напрямую - с его бытием во внешнем (сенсорном) мире.
Бытийные проблемы - это те, которые в первую очередь обусловлены внешними обстоятельствами жизни человека, и человек мыслит их решение преимущественно через свои внешние усилия и внешнюю же помощь других людей и организаций.

О проблемах как таковых . Проблема - это то, что человека волнует, беспокоит, тревожит, причиняет душевную или физическую боль, заставляет искать средства для своего решения и не поддается вытеснению в подсознание; говоря проще, проблема не дает о себе забыть.
Является ли проблема чем-то положительным? Кара ли она за прегрешения человека или же стимул для его развития и необходимых перемен? Или и то, и другое вместе? Если посмотреть на медицинские проблемы, то многие из них являются следствием неправильного, вредного для организма образа жизни человека, и в этом сомнений нет - по крайней мере, в очень многих случаях. Но становятся ли проблемы здоровья стимулом для положительных изменений в человеке? Увы, по большей части нет; исключения есть и они воодушевляют, но все же редки. Вообще, по моим наблюдения, проблемы если и создают стимулы для развития человека и положительных изменений в нем, то являются скорее косвенными и поверхностными причинами таких изменений.
Нужны ли проблемы творческим людям, и как эти проблемы влияют на их творчество? Некоторые литературоведы считают, что «Анна Каренина» была написана Львом Толстым как реакция на проблемы его взаимоотношений с женой; в отношении «Крейцеровой сонаты» эта точка зрения общепринята. Однако проблемы с женами бывают у большинства женатых мужчин, но великими писателями они от этого не становятся. Тем более странно было бы искать корни «Войны и мира» в проблемах Толстого - явно при написании этого романа им двигало нечто большее, чем скажем, его неудачи на охоте или недовыясненные отношения с собственными крестьянами. Так же и музыка Моцарта не кажется навеянной его проблемами, как, впрочем, и творения Баха. Я уже не говорю о науке: 23 математические проблемы Давида Гильберта, в значительной степени определившие развитие математики в ХХ веке, уж точно было бы трудно связать с жизненными проблемами великого немецкого ученого.
Таким образом, проблема в психологическом смысле слова (а именно ими занимается проблемология) не есть обязательный атрибут жизни человека, как обычного, так и выдающегося. Проблемой становится то затруднение, которое человек хочет как-то выделить, вычленить и подчеркнуть в ряду своих прочих жизненных сложностей. Означает ли это, что он собирается как-то ее решать? Вовсе нет. Проблему можно отложить, можно попытаться про нее забыть, можно понадеяться, что она как-нибудь сама собой рассосется или что ее помогут решить близкие, или друзья, или общество, или Бог. Для Него же это совсем не трудно!
А для человека (проблемоносителя) это может быть очень даже трудно, но все же он может считать, что сам способен с проблемой справиться; или же может справиться не совсем один, а с небольшой посторонней помощью; или с большой посторонней помощью; или вовсе переложив проблему на чужие плечи. И тогда возникает следующий вопрос: где найти собственные ресурсы, или помощника, или чужие плечи - и как воспользоваться их помощью, то есть как приступить к начальной фазе решения проблемы. В случае хронической проблемы, имеющей стаж 5-10 лет и более, именно эта начальная фаза часто представляет непреодолимое по виду препятствие.
И это положение вещей составляет незыблемую основу жизни большинства людей. Для того, чтобы начать решать проблему, необходимы ресурсы - а они весьма ограничены и поделены между уже имеющимися жизненными программами человека, так что лишних нет и не предвидится. Это фактически (глазами проблемолога, например) может быть и не совсем так, или даже совсем не так, - но психика хронического проблемоносителя свою проблему яростно защищает, и в том числе психологически, создавая видимость ее неизбывности. И так большинство людей и живет - имея проблемы, но не имея ресурсов для их решения и соответственно сколько-нибудь реальных шансов на разрешение этих проблем. А если «лишние» ресурсы иной раз и возникают, то как-то так само собой получается, что они идут на поддержку имеющегося образа жизни человека, но не на реальные изменения, ведущие к решению проблемы. И это, как сказал бы теолог из средних веков, не доказывает ничего иного, как исключительную силу дьявола. Я как-то консультировал одну молодую даму, ходившую на необременительную работу три раза в неделю и жаловавшуюся на постоянную нехватку времени на свои дела. Изучив ее обстоятельства и привычки, я предложил ей сократить ежедневное время просмотра телевизора. И получил такой ответ: «Ну не могу же я вовсе лишить себя радостей жизни!»
Так в чем же заключается «дьявол», сидящий в человеке, и с чем связана такая его убойная сила? Может быть, тут собака зарыта в личностных проблемах, незаметно «подклеивающихся», например, к бытийным? И бывают ли люди, лишенные личностных проблем?

Люди без личностных проблем . Не знаю, встречались ли они вам в жизни, но художественная литература такие примеры дает, и в изобилии. Сравните две яркие личности: Остапа Бендера и графа Монте-Кристо. Казалось бы, между ними мало сходства, но одна общая черта у них имеется: это полное отсутствие личностных проблем. Какие бы удары судьбы ни обрушивались на этих людей, и какие бы удачи и свершения им ни удавались, они не воспринимали происходящее лично: например, их самооценка не только не менялась, но о ней как будто и речи не заходило и зайти не могло. Оба эти героя - сугубые практики: они ставят себе внешнюю цель и ее добиваются, с бо льшим или меньшим успехом и издержками. Но о личностном фиаско или, наоборот, возвышении своего «я» и речи не заходит: кажется, что такие понятия этим людям неведомы. Здесь мне хочется чуть перефразировать известную реплику: «Я старый солдат, донна Роза, и мне неведомо понятие личности».
Что такое человек без личностных проблем? Это, например, человек, полностью принявший самого себя таким, какой он есть, к чему призывал знаменитый Ошо, духовный учитель ХХ века, и что реализовал (без заметных усилий) алкоголик Веничка Ерофеев, герой поэмы «Москва - Петушки». В жизни Венички масса неурядиц, но он совершенно не воспринимает их как манифестации своих личностных проблем; да говоря откровенно, у него таких проблем нет и в помине. Он начитан, добр, внимателен, чувствителен, наблюдателен и полон сочувствия к людям и миру в целом, склонен философствовать, материться, икать и пить спиртные напитки вплоть до белой горячки; но идеи судить людей за что-то у нет и быть не может, и то же отношение у него имеется и к самому себе.
Заметьте себе: когда Эдмона Дантеса (будущего графа Монте-Кристо) по ложному обвинению сажают в темницу, разлучая с любимой невестой; когда Остапа Бендера лишают верной надежды на скорое обогащение; когда Веничку Ерофеева обливают презрением в московском ресторане; - то они страдают, но их личность не терпит никакого ущерба, их самооценка не понижается, и поводов для самоедства у них не появляется - прежде всего потому, что с этими понятиями они незнакомы.

Проблемы или задачи? Если бы друзья графа Монте-Кристо когда-нибудь его спросили: «Граф, у вас есть проблемы?» - то он, скорее всего, ответил бы отрицательно, уточнив: «Проблем как таковых у меня нет, - у меня есть задачи, которые я по мере сил и удачи решаю». Чем же отличаются проблемы от задач? Вероятно, ничем, кроме подсознательной установки человека, который на «проблеме» ставит более драматический акцент, нежели на «задаче». И задачи, и проблемы бывают легкими и трудными, требующими бо льших или меньших затрат и помощи окружающих; и те, и другие можно откладывать, а можно браться за них, засучив рукава.
Вероятно, проблемы - это не просто трудные задачи. Это задачи, которые выделены жирным шрифтом в подсознании человека как особо важные, причем в каком именно смысле важные, он обычно сказать не в силах. Проблема может иметь личностную подоплеку, или подоплеку во внутреннем мире, или во внешнем мире, или не иметь особой подоплеки, - но почему-то подсознание ее акцентирует и «выпихивает» в сознание, как бы побуждая человека с ней что-то сделать независимо от прочих его дел, обязанностей и жизненных обыкновений.
Можно предположить, что проблема - это такая актуальная задача, стоящая перед человеком, что с ней не справляются по отдельности ни его сознание, ни подсознание, ни имеющаяся связка между ними. Иными словами, для решения проблемы часто бывает необходимо наладить новые связи между сознанием и подсознанием, так чтобы их тандем работал более эффективно. Во многих случаях сам человек с этим не справляется, и ему нужна внешняя помощь - например, от консультанта-проблемолога; или ему нужно найти соответствующую фигуру в своем внутреннем мире.
Подытоживая этот пункт, могу сказать так: есть люди, которым свойственно иметь (и как-то решать) проблемы, и именно они делают профессию проблемолога актуальной; и есть люди, которым иметь проблемы несвойственно, и им непонятно, зачем проблемологи нужны. Но сама по себе принадлежность человека к первой или второй группе не является ни чем-то хорошим, ни чем-то плохим: так уж этот человек устроен, и, вероятно, от рождения, и к соответствующему ритму жизни ему следует приспосабливаться самому и приспосабливать окружающих.

Личностные проблемы . Поговорим теперь о людях, страдающих от личностных проблем. В чем эти проблемы могут заключаться? Перечислю наиболее распространенные.
1. Вечно голодное «я» . Этот человек должен регулярно получать от других или от самого себя поддержку своему «я» - говоря обычным языком, самоутверждаться.
При этом одним людям важно признание и утверждение их личности в целом, а другим - вполне определенной своей субличности (или нескольких «голодных» субличностей). Если голодное «я» не получает желаемой поддержки, оно начинает человека терзать и мучить: у него не только падает самооценка, но это становится для него непереносимым страданием. Хоть волком вой, что называется.
Заметьте: далеко не у всех людей падение общей или локальной (относящейся к данной субличности) самооценки связано с острым страданием. Некоторым людям бывает просто немного неприятно от чувства своего унижения, но они не воспринимают это как особую трагедию и не склонны сильно переживать на эту тему. «И что же сделаешь теперь, - говорит сам себе униженный локально или глобально человек, - ну не состоялся я как любовник класса «люкс», и как честный или добрый человек тоже. Да и инженер автодорог из меня неважный. Грустно, конечно - но все же не смертельно», - и легко переключается на текущие бытийные заботы и радости. Это как раз и означает, что проблемы самооценки у него нет.
Как правило, люди с проблемной самооценкой на ней фиксированы; у них слишком легко меняется ощущение своей важности и значимости на противоположное, и унижение они переживают необыкновенно остро. Но на вопрос: «Почему так?» человек с голодным «я» обычно ответить не в состоянии. Вероятно, всех людей когда-то унижают и недокармливают похвалами и высокими оценками - но почему одни воспринимают это спокойно, а другие беснуются?
Ответ на этот вопрос - в глубоко текущих водах подсознания. Одно можно предположить с большой долей уверенности: личность этого человека чрезвычайно важна для него, и находится сейчас не в лучшем состоянии. Однако как именно ее следует изменить и перестроить, а также использовать в текущей жизни человека, нужно разбираться в каждом случае отдельно, и без помощи консультанта здесь часто не обойтись.
2. Извергающееся «я» . Этот человек постоянно чувствует в себе острую потребность в самовыражении и воздействии своей личности на окружающих. Заметьте: в воздействии не своих идей, или настроений, или внешности - но в первую очередь именно своего «я». Он может свои мысли, эмоции, жесты использовать как инструменты для трансляции в мир своего «я» - но сами по себе эти инструменты его волнуют мало. Он все время стремится оставить отпечаток своей личности на окружающем мире и людях - начиная от надписей типа «Здесь был Вася» на исторических памятниках и кончая ярким впечатлением, которое он оказывает на других людей. Для него как маслом по сердцу такие, например, фразы его знакомых (и незнакомых):
- Вы произвели на меня неизгладимое впечатление.
- Под влиянием знакомства с вами вся моя жизнь была мной переосмыслена.
- О, как бы я хотел быть во всем на вас похожим!
Однако он не стремится получать такие фразы - они скорее для него приятная, но необязательная обратная связь от людей, подвергшихся его влиянию. А сам он неукротимо стремится проявлять свое «я» различными способами: сочинять стихи, читать их на публике, учить, управлять, наставлять, покровительствовать, защищать, строить, разрушать, красоваться; но самое главное - делать это очень лично, выставляя свое «я» вперед как знамя.
Что тут плохого, где здесь проблема, если человек делает все это хорошо, талантливо, если на него есть спрос у публики? Проблема начинается там, где самовыражение человека становится для него императивным, когда он не в состоянии добровольно остановиться и сделать в нем паузу. А насильственная пауза ему неприятна, даже более того - резко для него болезненна, так что он теряет не то, что веру в себя - ему кажется, что он теряет самого себя, а это переживание не из приятных.
Решение проблемы может быть достаточно сложным для человека - ему нужно понять, что он самовыражается не так, не тогда и не перед теми, и что его «я», как он его понимает, нуждается в предварительной обработке - в каждом случае своей.
3. Самокритичное «я» . Этот человек постоянно собой недоволен и не может остановиться в самокритике, по сути чисто разрушительной и не ведущей, однако, ни к каким положительным эффектам. Этот тип личностной проблемы и возможные подходы к ее решению описаны мной в статье .
4. Самоуничижение . Это несколько извращенный, но распространенный (по крайней мере, в России) тип поведения, когда человек постоянно ищет личных упреков (со стороны или от самого себя) и как будто собирает их в корзинку. Про таких людей есть выражение «унижение паче гордости».
Нередко у такого человека идет «игра» (если воспользоваться термином Э. Берна) четырех субличностей: это Провокатор-Неудачник, Обвинитель, Мальчик-для-битья и Внутренний Утешитель. Сюжет игры развивается по трем фазам.
Фаза 1. Промах. На этой фазе активизируется Провокатор-Неудачник и человек совершает какое-то предосудительное действие или проваливает свое обещание, проект и т. п.
Фаза 2. Обвинение. На этой фазе вперед выступает Внутренний Обвинитель и критикует человека за его промах, приписывая его личности нехорошие эпитеты: неудачник, неумеха, предатель, пустозвон, пустышка и т. д. Иногда активизируется и внешний мир, так что человека ругают и обвиняют окружающие, а Внутренний Обвинитель им поддакивает и усиливает их критику. Всю ее принимает на себя субличность по имени Мальчик-для-битья.
Фаза 3. Утешение. На этой фазе Мальчика-для битья обнимает и поддерживает морально Внутренний Утешитель, который говорит Мальчику, что никто его не понимает, что он на самом деле хороший, исполнен лучшими намерениями, но вот ему иногда не везет и т. п.
Есть ли тут проблема? Человек может быть вполне удовлетворен своей жизнью под таким сюжетом - тогда проблемы нет. Но иногда этот сюжет вдруг перестает его устраивать - например, Утешитель начинает плохо справляться со своими обязанностями, и тогда самоуничижение становится реально разрушительным для психики и жизни человека, превращаясь в реальную проблему.
5. Самопознание . В каком случае самопознание становится проблемой? Так бывает, если подсознание не хочет выдавать своих тайн сознанию, если теневые субличности правят бал в психике, если самообман становится нормой жизни человека. Тогда ему становятся непостижимы мотивы его собственных поступков и решений, его желания непоследовательны и иррациональны (для него самого), ему непонятно, откуда брать ресурсы для жизни и как их тратить без саморазрушения.
Фразу «Я не понимаю сам себя» можно услышать довольно часто, но далеко не всегда она означает проблему человека. Например, он может говорить так: «Я сам себя не понимаю. Иногда я щедр и сорю деньгами направо и налево - а иногда скуп и прижимист. Иногда я балагур и душа компании - а при случае забираюсь в нору и сижу в одиночестве, и никто мне не нужен. Порой я гурман и обжора, а временами на меня нападает пищевой аскетизм, а то и голодаю по несколько дней подряд», - но все это его очень мало смущает и никакой проблемой не является. Однако если неведомые внутренние личностно-окрашенные силы начинают и продолжают разрывать человека на части, обращая его жизнь в трагедию и хаос, то познание своего «я» может стать проблемой.

Психологические проблемы . В этом пункте я опишу некоторые распространенные чисто психологические проблемы, то есть проблемы, относящиеся в внутреннему миру человека, но не к его (актуальной) внешней жизни и деятельности.
Замечу сразу: не все люди придают сколько-нибудь существенное значение своему внутреннему миру. Конечно, какие-то воспоминания есть у каждого человека, и какое-то планирование или предвосхищение будущего, в том числе отдаленного, тоже свойственно всем. Но есть люди - они нередко называют себя «практиками» в противовес «мечтателям», - которые погружаются в себя лишь в непосредственной связи с текущими внешними событиями и действиями, а все остальные свои внутренние процессы относят к области «пустых фантазий», «никчемных воспоминаний», бессмысленных снов и т. п.
Могут ли быть у такого «практика» чисто психологические проблемы? Скорее всего, он в них не призна ется, так как его проблемы, если и есть, относятся (в его понимании) в первую очередь к внешнему миру, то есть он понимает их либо как бытийные, либо как бытийно-психологические, и об этих типах проблем мы еще поговорим. Однако кроме сознания, у любого человека, в том числе и у «практика», есть еще и подсознание, и вполне может быть, что свои имеющиеся психологические проблемы человек вытесняет в подсознание. Что, впрочем, не делает их менее актуальными, но сильно затрудняет их решение.
1. Патологическое воображение . Человек может жить вполне безопасной и хорошо отрегулированной внешней жизнью, и скучать при этом. Его могут звать рискованные путешествия, приключения, схватки с удавами или носорогами, горные вершины и глубокие подводные пещеры - и все это может с ним происходить... но лишь в его воображении. Проблема ли это? Часто нет, так же, как у многих людей не является проблемой страсть к сериалам или кинопутешествиям. Каждый развлекается на досуге как может и как позволяют средства.
Но иногда воображение разыгрывается не на шутку и начинает крутить человеку фильмы ужасов - и при том до такой степени реальных, что даже с «3D» не сравнятся, и отвлечься от них плохо получается, как и сменить предлагаемый подсознанием фильм на комедию. И человек начинает бояться сам себя, но скрыться ему некуда. И это уже проблема.
2. Пустая работа воображения . Иногда воображение крутит человеку порядком надоевшие, однообразные сюжеты, из которых не может само выбраться. Они могут не относиться ни к прошлому, ни к будущему, и не иметь отношения к текущей жизни человека, но тем не менее крутиться снова и снова, не доставляя человеку ни радости, ни интереса: как говорится, ни уму, ни сердцу. Является ли это проблемой? Нет - но лишь до тех пор, пока эти продукты воображения не становятся навязчивыми и не начинают отнимать у человека значительную часть его энергии, лишая его в целом сил и энтузиазма.
3. Фиксация на прошлом . Вообще-то события детства следует отнести к нему самому , и огорчаться своим нехорошим поступкам (лишениям, унижениям) детства не нужно - во всяком случае, не больше, чем мы огорчаемся жизненным ошибкам (лишениям) своего прадеда.
Конечно, психология ХХ века, буквально помешанная на детских или даже перинатальных (родовых) переживаниях человека, создает впечатление, будто наше детство или даже младенчество определяют нашу жизнь, но все-таки трезвые наблюдения показывают, что это далеко не так. У подавляющего большинства людей (во всяком случае, российских) детство не было безоблачным и физических и моральных травм в нем хватало - но лишь небольшая часть населения вырастает невротиками или психотиками. А это значит, что детские травмы психика в большинстве случаев как-то изживает, не оставляя шрамов - и это как раз и нормально.
И то же самое относится к юношеским и вообще давним переживаниям, срок которых значителен. Они (и положительные, и отрицательные) в норме постепенно сглаживаются, не оставляя в течение 5-10 лет эмоциональных следов. Если же какое-то давнее воспоминание не теряет своей эмоциональной яркости и сильно тревожит человека спустя много лет, отнимая у него много энергии, ухудшая настроение и резко снижая энергетику, то это вполне может быть проблемой.
Сказанное относится не только к негативным, но и к положительным воспоминаниям, которые могут представлять огромную проблему. Так бывает, когда человек жестко привязывается к воспоминаниям о счастливом безоблачном детстве (по крайней мере, именно так он его помнит) или необыкновенном по силе романтическом эпизоде, когда его сознание было сильно смещено и он словно был в раю. И в результате такой жесткой привязки вся текущая жизнь человека обесценивается, не выдерживая сравнения со счастливым периодом, кажется серой и бессмысленной, лишенной прелести, своеобразия и привлекательности. И это - проблема.
4. Фиксация на будущем . Строить планы - нормально для человека, в том числе и планы на далекое будущее (лучше, если последние будут несколько неопределенными). В какой-то мере будущее можно предугадывать, предчувствовать - дар спонтанного ясновидения или пророчества есть у многих людей. Но если какой-то вариант будущего выстроен в воображении человека слишком ярко, он может сильно сосредотачивать на себе его внимание и энергию - тем больше, чем меньше шансов на «сбычу мечт».
Мечты о прекрасном принце на белом коне («мерседесе»); о прекрасной стране и чудесном доме в ней; о счастье, которое неожиданно нагрянет и решит все проблемы разом; - все эти мечты вовсе не безобидны, даже (и особенно) если человек отдает себе отчет в их нереальности. А проблемой они будут, когда станут навязчивыми и будут отнимать слишком много сил у человека, - в частности, обесценивая его реальную жизнь.
5. Свободные фантазии на материале внешней реальности . Сильный акцент на внутреннем мире нередко снижает интерес человека к внешнему миру и его делам и обязательствам там, которые слишком легко переносятся во внутренний мир, где все может быть обыграно совсем по-другому.
Вот противный учитель, который заставляет школьника учить совсем неинтересные или вовсе непонятные ему вещи, да еще и насмехается над его тупостью. Во внутреннем мире этот учитель легко может быть представлен в виде уродливого карлика, который визжит тонким голосом, когда его, скажем, неожиданно поливают холодной водой из ведра.
Вот юноша провинился перед своей подругой, но ему страсть как не хочется просить у нее прощения: кроме всего прочего, он боится, что от этого пострадает его мужская самоидентификация. И как в этой ситуации поступает юноша? Он переносит ее во внутренний мир, и там его долго мучает совесть, потом он этого не выдерживает и кается перед (воображаемой им) девушкой в своем проступке, приносит (опять-таки в своем воображении!) девушке пышные дары и на коленях, плача, просит у нее прощения - и получает его! Гештальт на этом завершен, а о чем думает в реальности его девушка, о том юноша и не помышляет.
Вот юная особа, с детства взлелеявшая в себе идеал мужчины, встречает юношу, который чем-то напоминает ей этот идеал - и она тут же в этого юношу влюбляется. Не успев толком ни на него посмотреть, ни с ним поговорить и познакомиться в деле, она рисует себе во внутреннем мире образ этого юноши, без особых оснований приписывая ему черты своего идеала. А когда по мере дальнейшего общения выясняется, что юноша все же совсем не таков, как она его себе нарисовала, она с упреком говорит ему: «Как ты меня разочаровал! Я ведь тебя представляла совсем по-другому!» Хотя по сути это она перед ним виновата в своей невнимательности и безответственных фантазиях, выразившихся в том, что она на него пыталась надеть совсем не соответствующий ему образ. А это хуже, чем втискивать мужчину в костюм и обувь не по его мерке.
Безответственное фантазирование на материале впечатлений от внешнего мира - занятие вовсе не такое уж невинное, и если предаваться ему бесконтрольно и помногу, может приводить к очень существенным проблемам и во внутреннем мире, и во внешнем. Но это особый разговор, которому стоило бы быть обстоятельным.

Бытийные проблемы . Бывают ли чисто бытийные проблемы, не связанные ни с внутренним миром человека, ни с его личностью? Многие «практики» искренне считают, что именно такие проблемы и являются настоящими, а все остальное придумано психологами или романтиками-мечтателями, то есть в сущности людьми никчемными. Но и психологи нередко вынуждены признать свое поражение перед натиском бытийных проблем клиента, например, связанных с его окружением.
«Скажите, господин психолог, как сделать так, чтобы мой муж (отец, сын, любовник) наконец возымел совесть и стал обо мне заботиться и меня по-настоящему любить?» На этот вопрос господин психолог чаще всего затруднится ответить; и есть теоретическая основа для его затруднения, которая на профессиональном психологическом языке звучит так: «Социопатия не лечится». Социопатия - это нелюбовь (иногда и ненависть) к людям. И, как видите, профессионалы отказываются ее лечить, хотя это, казалось бы, психологическая проблема.
Поэтому призна ем: чисто бытийные проблемы существуют, и психологические методы не всесильны (например, когда вас затопили соседи сверху: собирать воду с пола придется во внешнем мире, а не во внутреннем). Другое дело, что в случае большой и серьезной бытийной проблемы можно заподозрить весьма существенные ее психологические или личностные корни - но проблемологу (на мой взгляд) лучше не навязывать эти свои подозрения проблемоносителю. Пусть он сам до этих подозрений доживет и как-то их сформулирует - тогда их можно «подшить к делу».

Смешанные проблемы . Но, конечно, в большинстве случаев серьезные проблемы человека являются смешанными, включая в себя, например, одновременно и бытийный аспект, и психологический; или личностный и бытийный, а то и все три аспекта вместе. Однако это тема для отдельного разговора.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Клиентом социальной работы может быть практически каждый член общества. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения субъективных и объективных обстоятельств трудной жизненной ситуации индивида дают основание для реализации права на помощь.

Клиент социальной работы – лицо потерпевшее объективные трудности или субъективные затруднения, являющееся реципиентом помощи социального работника и/или состоящее на учете в социальной службе.

клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид).

Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой. Главной целью социальной работы является определение социальной проблемы и социально-психологического портрета клиента и лишь затем нахождение правильных средств для разрешения его жизненных затруднений.

Типология клиента связана также со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.

Объективные характеристики клиента социальной работы: социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные); возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые); пол (женщины, мужчины); уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень); состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды); семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении); территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители); социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).

КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер

Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности инди­вида, группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудно­сти - несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления.

Закон «Об основах социального обслуживания населения» трак­тует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудно­сти (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором - субъективный страх не имеет реальных оснований.

Итак, объект социальной работы может испытывать объектив­ные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруд­нения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств ре­гулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.

Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специали­сты социального учреждения обязаны проверить соответствие па­раметров жизненной ситуации обратившегося нормативно пред­писанным требованиям к получателю социальной помощи. Резуль­таты изучения личностных обстоятельств индивида дают основа­ние для реализации права на помощь. Однако осуществление по­мощи находится в прямой зависимости от непосредственной до­говоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы аде­кватен тому или иному типу, предусмотренному российским за­конодательством.

Рассмотрю пример. Первый шаг в социальной защите инвалидов свя­зан с признанием человека инвалидом (получение специального право­вого статуса). Данная процедура - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица (включая реабилитацию на ос­нове оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким рас­стройством функций организма) - называется медико-социальной экспер­тизой.

После того как человек признан инвалидом, для него открывается доступ к использованию общественных ресурсов. Привлечение внешних ресурсов позволяет осуществлять различные виды реабилитации: восста­новительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование (медицинская); профессиональная ориентация, профессиональ­ное образование, профессионально-производственная адаптация и трудо­устройство (профессиональная); социально-средовая ориентация и соци­ально-бытовая адаптация (социальная). Результатом реабилитации долж­но стать замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности и создание инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психомен­тальных связей. Эти уровни определяются на основе традицион­ного выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоци­ональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей - это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи инди­вида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированное в данных социокультурных обстоятельствах.

Проблема на уровне ментальных связей с обществом и груп­пой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработ­ки и хранения в памяти и трансляции информации об окружаю­щем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой ком­муникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоиденти­фикацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?).

Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобре­тенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические рас­стройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне - здравый смысл, который следует понимать, как способ­ность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает от­ражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков.

В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обуслов­лено самоопределением - осознанным выбором наиболее подхо­дящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной инфор­мированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях.

Психоментальные связи - эмоциональная сторона взаимоотно­шений, существующих в обществе, группе, их субъективная зна­чимость для человека, а также отношение к самому себе. Послед­нее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жиз­ненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обуслов­лены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятель­ства порождаются несоответствием субъективного восприятия соци­альной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером мо­гут служить психоментальные проблемы представителей сексуаль­ных меньшинств.

Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений ин­дивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовле­творяет потребности субъекта в психологическом комфорте, при­нятии. Так, социально-психологические противоречия в семье при­водят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, ро­дителей и детей чувства защищенности.

Виды личностных проблем

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разно­видности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безра­ботица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмо­трения различных видов личностных проблем я обратился к типо­логии трудных жизненных ситуаций.

Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вслед­ствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалид­ности акцент делался на отношении «личность-способность тру­диться». Поскольку инвалидность является препятствием к полно­ценной профессиональной деятельности и лишает человека воз­можности самостоятельно обеспечивать свое существование, в пер­вую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким рас­стройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствия­ми травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедея­тельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность де­тей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социаль­ного опыта, формирования таких негативных черт, как инфанти­лизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным воз­растом, болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации за­ключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя груп­пами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самооб­служиванию фиксирует внимание на недостаточном состоянии фи­зического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь не­обходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представ­ляется возможной дифференциация уровней неспособности (огра­ничение передвижения, ограничение движений, ограничение су­ществования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок - осуществление родителями сво­их функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный роди­тель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственно­го или обоих родителей. Основными функциями родителей явля­ются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление инте­ресов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически исполняет роль временного посредника между обще­ством и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредни­ка создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы че­ловеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вы звана неисполнением родителями своих функ­ций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства но­минальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребен­ка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограничен­ность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Лич­ностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконт­рольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Причиной возникновения беспризорно­сти является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обраще­ния родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной си­туации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родитель­ской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокза­лах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противо­правных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнеде­ятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса. Жизненная си­туация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста ха­рактеризуется также низким социальным статусом, формирова­нием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возника­ет опасность занижения социальных стандартов, развития агрес­сивности как по отношению к государству, обществу, так и к от­дельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан по­жилого возраста, испытывающих трудности материального свой­ства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справед­ливости. Вследствие того что человеческие потребности обуслов­лены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нор­мы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инстру­ментом определения денежного дохода, необходимого для мини­мального адекватного уровня жизни, обычно служит потреби­тельский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в рознич­ных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых при­ступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, ког­да человек по тем или иным причинам не участвует в производ­ственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в за­интересованности любого государства в максимальной вовлечен­ности населения в процесс производства материальных и духов­ных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иж­дивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработ­ные представляют собой нестабильную, потенциально кримино­генную социальную группу (у безработных более высок риск асо­циального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, ком­пенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится пре­одоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содер­жательную сторону своей активности;

активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемо­го периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;

пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безра­ботный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощу­щает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфиче­ская личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушени­ем человеческого «микромира» - системы существования, встро­енное™ в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, без­домный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжниче­ства: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Пер­вая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (не­возможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обме­не или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имею­щие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, прин­ципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нару­шению процесса реализации потребностей ее членов. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием Сексуальное насилие психическим насилием

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосо­знания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внут­реннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуа­ции. Одиночество появляется в результате недостаточности со­циального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возни­кают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие вклю­чает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограниче­ние в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренеб­режение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, ког­да родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответ­ствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, жен­щины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жиз­ни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический ком­форт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

ВЫВОД

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специ­ально организованное отражение в сознании специалиста ключе­вых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенно­стей, оказывающих существенное влияние на процесс помогаю­щего взаимодействия.

Во-первых, познание кли­ента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, се­мей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социально­го функционирования.

В течение всей нашей жизни мы сталкиваемся с возрастными кризисами, ощущаем неблагоприятные эмоциональные переживания, нас одолевают страхи, фобии, мы переживаем потерю интереса в жизни… Все это – личностные проблемы, которые могут приводить к ухудшению психологического состояния, эмоциональному выгоранию, депрессиям, потере сна и аппетита. Личностные проблемы связаны с тем, как человек себя ощущает, как он выстраивает отношения с собой, как взаимодействует с миром.

Виды личностных проблем

Индивидные личностные проблемы. К ним относятся тревожность, неудовлетворение своей жизнью, страхи, фобии, психосексуальные проблемы, следствия психотравм, включая сексуальное и физическое насилие.

Субъектные личностные проблемы. Здесь речь идет о проблемах, связанных с выполнением каких-либо задач. К примеру, недостаток знаний и навыков, силы воли и энергии.

Проблемы с положением в социуме. Неудовлетворенность статусом, проблемы в отношениях с близкими людьми и коллегами по работе, комплекс неполноценности, сложности с построением положительного имиджа.

Проблемы с реализацией. Возникновение проблемных ситуаций на работе, иррациональные страхи, неуверенность в себе, нежелание развиваться, повторяющиеся кризисы.

Причины личностных проблем

Все личностные проблемы, так или иначе, исходят из наших внутренних конфликтов, которые лежат в бессознательном. То есть, возникает такая ситуация, при которой человек не может понять причину, и, соответственно, изменить свое отношения к проблеме, решить ее. Часто ему кажется, что просто не хватает уверенности все, и как только он ее обретет, все изменится. Но на самом деле обретение уверенности может привести к тому, что человек перестанет сдерживаться и выплеснет свои эмоции, что не может не повлиять на отношение с окружающими. Поэтому, поиск настоящей причины личностной проблемы – это комплексная терапия, при которой раз за разом открываются новые грани и самой проблемы, и ее причин.

Решение личностных проблем

Если Вы ходите по кругу, замечаете, что Ваши проблемы не только не решаются, но и возвращаются с удвоенной силой, а Вы не знаете, как их решить, самым эффективным решением будет гипнотерапия. Почему именно она? Потому что она позволяет значительно сократить время на поиски причин личностных проблем. Она работает не только с Вашими ощущениями, переживаниями и эмоциями, но и с Вашим бессознательным. Именно там кроется корень личностных проблем, но увидеть его Вы самостоятельно не можете. Вы пытаетесь найти логическую причину в происходящем с Вами, а правда в том, что причиной может быть все, что угодно, о чем Вы даже не подумали бы.

И только поиск настоящей причины, устранение конфликта, обучение новым навыкам мышления и восприятия, позволит Вам, наконец, преодолеть то, что Вы так долго не могли самостоятельно преодолеть. Как гипнолог с многолетним стажем и постоянной практикой, я с уверенностью заявляю, что решить личностные проблемы можно и нужно! Только разобравшись с тем, что Вас сдерживает, что вызывает внутренние конфликты, что пугает Вас и обесценивает жизнь, Вы сможете изменить и себя, и окружающую Вас действительность.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем обратимся к типологии трудных жизненных ситуаций.

Инвшидностъ. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида. В начале XX в. представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Ограничения инвалида в занятиях трудовой деятельностью приводят одновременно к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу. Социальный статус инвалидов довольно низок и выражается в социальной дискриминации этой группы населения. Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок-осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей . Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически выполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вызвана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, нс имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

  • 1) активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
  • 2) активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
  • 3) пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встро- енности в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов.

Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости:

1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера.

Есть много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия выходят за рамки общепринятых норм, и в некоторых случаях подростки и женщины.

Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте».

  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.№ 159-ФЗ.