Якобинская диктатура во франции год. Якобинская диктатура – кровавые страницы в истории Франции. термидора. Агония клуба

Якобинская диктатура

Якобинская диктатура

была установлена в результате восстания 31 мая - 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в исторической литературе название). Правовое оформление системы власти осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 окт. и 4 дек. 1793, учредившими во Франции "временный революционный порядок управления" (введение в действие буржуазно демократической конституции, принятой Конвентом 24 июня 1793, было отложено). Вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов. Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) в сущности выполнял функции правительства; основной задачей Комитета общественной безопасности и Революционного трибунала была борьба против внутренней контрреволюции. В департаменты и в армии направлялись облечённые чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента. Наряду с Якобинским клубом большую политическую роль играли демократическая по составу Парижская коммуна, выборы в которую были проведены в нояб. 1792, и связанные с ней секции Парижа, а также Клуб кордельеров, функционировавшие по всей стране революционные комитеты, многочисленные народные общества. По инициативе парижских секций Коммуны был издан 23 авг. 1793 декрет о мобилизации всей нации для отпора врагу. Под нажимом парижского плебейства 4-5 сент. 1793 Конвент ответил революционным террором на террор врагов революции, репрессиями по отношению к спекулянтам, вмешательством государства в сферу распределения главных продуктов потребления, (декрет о всеобщем максимуме 29 сент. 1793 и др.). Декретами 1793 (3 июня - о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня - о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе между членами общины, 17 июля - о полной и безвозмездной ликвидации феод, повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории буржуазных революций Запада решение главного вопроса революции - аграрного. Якобинская диктатура нанесла сокрушительный удар силам внутренней контрреволюции. Создание массовой национальной армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развёртывание военного производства, выработка новой стратегии и тактики, революционно-патриотический энтузиазм и твёрдое военное руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. К нач. 1794 территория Франции была очищена от интервентов; 26 июня 1794 в битве при Флёрюсе (совр. Бельгия) были разбиты основные силы австрийских Габсбургов. Когда благодаря диктатуре. миновала опасность реставрации старых порядков, обострился антагонизм внутри блока социальных сил, сплотившихся вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом. Отражением этих процессов явилось обострение с нач. 1794 политической борьбы в рядах самого якобинского блока. Выражая стремления бедноты, левые ("крайние") якобинцы (руководители Парижской коммуны Ж. Р. Эбер, П. Г. Шометт и др.) и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали дальнейшего проведения уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу предпринимательства, строжайшего соблюдения максимума, ужесточения революционного террора, войны до полной победы. На противоположном политическом фланге "снисходительные" (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима диктатуры, а во внешней политике - скорейшего заключения мира. Казнь в марте - апреле 1794 Эбера и др. эбертистов, Шометта, а также Дантона и др. дантонистов, усиление революционного террора (декрет 10 июня 1794) не могли предотвратить неумолимый процесс распада якобинского блока и нарастания кризиса. В июне - июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против возглавлявшегося Робеспьером и его ближайшими сподвижниками провительства. Хотя к заговору примкнули и некоторые левые якобинцы, основную роль в нём играли представители буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) якобинская диктатура была свергнута.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Якобинская диктатура" в других словарях:

    Робеспьер Не путать с: якобиты партия в Британии, преимущественно в Шотландии, сторонники дома Стюартов; яковиты ветвь христианства, сирийские монофизиты Якобинцы (фр. jacobins) участники политического клуба эпохи Великой французской революции,… … Википедия

    Революционно демократич. диктатура, являвшаяся высшим этапом Французской буржуазной революции конца 18 века. Была установлена в результате нар. восстания 31 мая 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в историч.… …

    Революционно демократическая диктатура, высший этап Великой французской революции (См. Великая французская революция). Была установлена в результате народного восстания 31 мая 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (См. Якобинцы)… … Большая советская энциклопедия

    якобинская диктатура - … Орфографический словарь русского языка

    Якобинская революционно-демократическая диктатура - Якобинцы пришли к власти в один из самых критических моментов Французской революции. Превосходящие силы европейской контрреволюционной коалиции со всех сторон теснили отступающие французские войска. В Вандее, Бретани, Нормандии разрастался… … Всемирная история. Энциклопедия

    Диктатура - 1) система антидемократического политического господства какого либо класса (например, диктатура буржуазии, диктатура пролетариата и т.п.); 2) способ осуществления государственной власти путем непосредственного применения вооруженной силы в… … Теория государства и права в схемах и определениях

    - (лат. dictatura неогранич. власть) 1) Система политич. господства к. л. класса. Все формы политич. господства эксплуататорских классов основаны на подавлении большинства населения (трудящихся) эксплуататорским меньшинством и, следовательно,… … Советская историческая энциклопедия

    - (лат. dictatura неограниченная власть), 1) система политич. господства к. л. класса, составляющая содержание любой формы иолитич. власти в обществе с антагонистич. классами; 2) способ осуществления гос. власти путём непосредств.… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Французские революции. История Франции Портал Фра … Википедия

    Революция конца 18 в., ликвидировавшая старый порядок. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ Предпосылки. 1787 1789. Великую французскую революцию с достаточным основанием можно рассматривать как начало современной эпохи. Вместе с тем революция во Франции сама… … Энциклопедия Кольера


Одним из самых славных, но в тоже время самых жестоких и кровопролитных периодов в истории Франции был период Великой Французской революции конца 18 века. Якобинская диктатура является одним из этапов этой десятилетней революции, пиком её развития, вершиной всей революции.
Великая Французская революция началась в 1789 году. Причиной её начала было неудовольствие граждан политикой короля Людовика XVI, экономический упадок страны, обнищание населения. Король впервые за два последних века созвал Генеральные штаты – представительский орган во Франции с целью ввести новые налоги. Но представители третьего класса в парламенте восстали против обычая голосовать по сословиям. Их поддержала часть аристократии и духовенства.
14 июля 1789 года – эта дата считается началом Великой Французской революции. Это день перевернувший историю не только Франции, но и, без преувеличения, всего мира.
В период Великой французской революции в стране образовалось множество политических клубов с разными взглядами на дальнейшее развитие Франции. Одним из таких организаций был Якобинский клуб. Якобинцы были приверженцами республиканских порядков.
В начале 1793 года ситуация во Франции осложнилась: неудачи на фронтах в войне с европейской антифранцузской коалицией, тяжелое внутренне положение, экономический кризис, постоянные демонстрации французских бедняков, санклютов, как их называли аристократы. Сложившейся ситуацией воспользовались якобинцы, возглавляемые видными политическими деятелями Максимилианом Робеспьером и Жоржем Дантоном. Они бросали в массы лозунги, призывающие к расправе над действующей властью, объявляли правительство предателями, провозглашали идею создания крепкого централизованного управления для урегулирования ситуации.
Ситуация очень обострилась, когда в одной из провинций – Вандее – началось крестьянское антиреволюционное восстание. Вызвано оно было новой волной принудительной мобилизации для войны с европейскими государствами.
Вооруженный переворот, вследствие которого к власти пришли якобинцы, произошел 31 мая – 2 июня 1773 года. Они захватили власть в Париже, выгнали из Конвента жирондистов и установили во всей стране якобинскую диктатуру. Новую власть возглавил Максимилиан Робеспьер. Для управления он учредил коллегию из 11 персон, лично возглавил её. Назывался этот орган Комитетом национального спасения.
Целью правления Робеспьер и его ближайшие сподвижники единогласно считали спасения революции любой ценой. Они приняли документ, полностью менявший систему правления во Франции – Конституцию 1793 года. Главным нововведением было всеобщее выборное право. Якобинцы в конституции подтвердили все предыдущие права человека, укрепили систему республиканского правления во Франции.
Одним из отличительных нововведений якобинцев было внедрение в стране нового революционного календаря. Якобинцы считали, что Великая Французская революция была началом новой эры не только для Франции, но и для всего мира, так как должна была распространиться на всю Европу и дальше. Первым годом (римскими цифрами) отныне во Франции считался 1789. Действовать он прекратил только в 1806 году.
Якобинцы занялись увеличением численности армии. Для этого они назначили общую военную повинность. Для улучшения армейской системы было внедрено выборность личного состава, то есть младшие чины выбирают верхних. Это укрепило авторитет командиров и дало возможность талантливым полководцам продемонстрировать свои способности, увеличило мощность армии и инициативу солдат.
Сильная армия нужна была Франции, потому что со всех сторон её атаковали войска антифранцузской коалиции, включавшей сильнейшие европейские государства с самыми сильными армиями. Армейская реформа привела к успехом французов на фронтах, позволила перейти из обороны к наступательным операциям, отвоевать часть своих территорий и продвинуться вглубь Европы от границы на довольно большое расстояние.
В этот период хорошо проявил себя молодой Наполеон Бонапарт, капитан артиллерийской дивизии, принимавший участие со своими войсками в освобождении Тулона от английских солдат. Он был замечен, и его карьера стремительно продвигалась вперед. Уже в возрасте 24 лет он стал бригадным генералом артиллерии.
Событие, ставшее толчком к внедрению агрессивной внутренней политики якобинцами, стало убийство женщиной аристократического происхождения Шарлоттой Корде популярного политика-якобинца Жана Поля Марата. Это событие сотрясло всю страну.
После убийства Марата, якобинцы приняли так называемый «Декрет о подозрительных». Этот документ по своей сути узаконил репрессии против всех монархистов и других несогласных с политикой действующей власти. В период якобинского террора погибли тысячи человек – дворяне, монархисты и даже собратья-жирондисты. Об этом периоде говорили, что «революция поедает собственных детей». Декрет был принят в сентябре 1973 года.
«Декрет про всеобщий максимум» также стал одним из ключевых в политике якобинцев. Он был принят немного позже «Декрета о подозрительных» . Суть его заключалась в том, что Национальный Конвент установил чётко регламентированные границы цен на самые необходимые продукты питания, одновременно увеличив зарплату трудящимся. Казалось бы, такой шаг должен обеспечить улучшение положения городской бедноты, но эффект был неожиданно негативным – в знак протеста торговцы объявили бойкот и с прилавков исчезли продукты первой необходимости.
В кругах санклютов назревал бунт. Якобинцы ничего не могли сделать – даже смертная казнь за спекуляцию продуктами не пугала упрямых торговцев.
Важным шагом в политике якобинцев была попытка создания новой религии – культа Ума и Высшего существа. Хоть всех христиан и не проследовали, их религия высмеивалась всевозможными способами, в том числе и в средствах массовой информации. Затея якобинской власти с крахом провалилась – во французском обществе не нашла отклик навязываемая властью идеология.
То, что во внутренней политике якобинцы терпели неудачу за неудачей, вовсе не означало, что срана терпит неудачи на фронте – в июне 1794 года французы нанесли войскам коалиции европейских держав (Первой антифранцузской коалиции) решающее поражение на территории Бельгии. Так, Франция победила в этой войне. Внешняя угроза исчезла. Для якобинской власти это могло значить только одно – теперь она оказалась один на один с доведенным до кипения народом, плюс ко всему прибавились вернувшиеся с фронтов ветераны, необходимость обеспечить им социальное страхование и трудоустройство.

Причины падения якобинской диктатуры:
террор, используемый якобинцами для ликвидации политических противников, посеял в массах страх и ненависть к действующей власти;
экономическая политика потерпела крах, в том числе и из-за режима военного времени, который обязательно сопровождается обнищанием населения;
якобинцы потеряли поддержку круга буржуазии – главного сподвижника революции – из-за ограничения частного предпринимательства;
победа над внешним врагом обратила гнев армии против якобинцев, так как во время войны войска не получали надлежащей поддержки и не всегда получали жалование и паёк;
падение авторитета Робеспьера, в чьих руках сосредоточилась вся полтона власти.
Все эти факторы повлияли на то, что против якобинцев в обществе в целом и в Конвенте в частности зародилась сильная оппозиция. Противники власти начали готовить государственный переворот. Последней каплей в чаше терпения политических противников было внедрение Максимилианом Робеспьером новых законов, которые должны были увеличить массовость террора. Так, в июле 1974 года произошло событие, которое привело к власти политических противников якобинцев. По революционному календарю 27 июля – 9 термидора, поэтому переворот назвали Термидорианским, такое же название получил новый политический режим, установившийся в стране.

Якобинцы получили свое название от бывшего доминиканского монастыря св. Жакоба в Париже, где собирались в самом начале революции различные течения, партии и движения, действовавшие на тех или иных этапах революции под разными названиями. В числе его пред­седателей были граф Мирабо и журналист Марат . Члены полити­ческого клуба, собиравшиеся с октября 1789 г. в библиотеке мона­стыря, именовались Обществом друзей конституции . Им проти­востоял клуб защитников королевских привилегий, именовавших себя Обществом друзей монархической конституции.

Группы, входившие в состав Якобин­ского клуба:

  • фельяны , которые ограничили свои цели принятием конституции ;
  • жирондисты , защит­ники идеи верховенства власти народа по отношению к королев­ской власти ;
  • монтаньяры (радикаль­ные республиканцы ) во главе с Максимилианом Робеспьером, и эбертисты , сторонники Жака Эбера, выступавшие за еще более радикальную экономическую политику и дехристианизацию.

Расхождение между жирондистами, представителями зажи­точных слоев Западной и Южной Франции во главе с председате­лем внешнеполитического комитета Конвента Жаком Бриссо, и монтаньярами привело к гражданской войне.

После прихода Робес­пьера в июле 1793 г. в Комитет общего спасения и преобразования его функций, комитет стал фактическим правительством, подчинив себе министров, и генералов и став со временем глав­ным учреждением сверхцентрализованного и деспотического уп­равления внешними и внутренними делами республики.

В ходе реализации очередных и перспективных задач револю­ционных преобразований якобинцы добились успеха в организации обороны страны и подавлении крестьянского восстания в Вандее, западной части Франции.

Они объявили впервые в истории всеоб­щую воинскую повинность и сумели объединить всенародное опол­чение с кадровым составом армии. Правительству пришлось иметь дело с саботажем набора в армию и налоговых платежей в крес­тьянских районах, а также в 60 департаментах из 83. В обеспече­ние столицы и других районов продовольствием якобинцы устано­вили декретом максимальные размеры жалованья и фиксирован­ные цены на продукты первой необходимости. Первыми такими ценами стали цены на хлеб. Однако эта мера оказалась недостаточ­ной, т.е. временной и малоэффективной.

В короткий срок после прихода к власти якобинцы приняли новую Конституцию и уточненную Декларацию прав . Конституция была оформлена в две недели и одобрена на референдуме (плебис­ците) 24 июня 1793 г. 2 млн участников из 7 млн, имевших го­лоса.

Конституция отвергла концепцию разделения властей , посколь­ку, по мнению Робеспьера, предполагаемое этой концепцией равно­весие властей может быть только химерой или бедствием (впослед­ствии этой аргументацией воспользуются в своих революционных программах русский анархист М.А. Бакунин и создатели "Коммуни­стического манифеста" К. Маркс и Ф. Энгельс). Это разделение властей, по мнению Робеспьера, "сделало бы правительственную власть совершенно ничтожной или неизбежно привело бы к образованию направленного против народа союза двух соперничающих властей; ибо легко понять, что они предпочтут договориться между собою, чем апеллировать к суверену (народу) для того, чтобы он применял решение по собственному делу".

В Конституции разделение властей трактовалось как разде­ление труда в деле осуществления властных полномочий с четкими границами и ответственностью.

В противоположность федералистским намерениям жиронди­стов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закреп­ление единства страны , зафиксировав в первой статье положение о том, что "французская республика едина и неделима".

Конститу­ция упразднила деление на активных и пассивных, пре­доставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава населения в возрасте 21 года . Законы должно принимать Законодательное собрание, но в особом порядке, сочетая представительную власть с непосредственной демократией: собрание пред­лагало проекты законов, затем они обсуждались в департаментах (в половине их числа плюс один) и одобрялись в течение 40 дней. Законопроект считался непринятым, если он отвергался хотя бы 1/10 народных первичных собраний в департаментах. Так обеспечивался принцип "народ обсуждает и постановляет законы", навеянный концепцией народного в духе Руссо.

Якобинцы были большими почитателями демократического опы­та древних греков, что особенно заметно на сроке полномочий вы­борных должностных лиц. Например, члены местных администраций ежегодно наполовину обновляются в своем составе при содействии своих выборщиков от департамента и дистрикта. Мировые судьи, третейские судьи и уголовные судьи выбираются также ежегодно.
Правительственная власть концентрировалась в Исполнитель­ном совете, избираемом Национальным (Законодательным) собра­нием из общего списка, составленного по предложениям первичных департаментских собраний (по одному кандидату от департамента). Совет нес ответственность перед Национальным собранием в случае неисполнения законов или недонесения о злоупотреблениях. Это было коллегиальное правительство якобинской республики.

Якобинская диктатура как режим осуществления политической и собственно государственной власти характеризуется :

  • фактическим, а не теоретическим отказом от обособления властей;
  • строго централизо­ванным использованием правительственной власти;
  • применением учреждений и средств чрезвычайного характера (чрезвычайное зако­нодательство, чрезвычайные суды, массовый террор против контр­революционеров, "врагов народа", "подозрительных" лиц и др.).

Через четыре месяца действие Конституции было приостановлено, Конвент взял на себя не только законодательные, но и исполнительные властные пол­номочия. Функции правительства были возложены на Комитет об­щего спасения , созданный еще при жирондистах. В декабре 1793 г. Робеспьер уточняет общую перспективу в таких словах: "Цель кон­ституционного правления - в сохранении республики, цель рево­люционного правления - создание республики".

Комитет общего спасения переизбирался ежемесячно в составе 9-16 членов депутатами Конвента и поначалу обходился без мини­стерских учреждений. Однако затем они были воссозданы и постав­лены под его контроль вместе с высшим военным командованием и комиссарами. Последние избирались из депутатов Конвента и наде­лялись чрезвычайными контрольными и иными властными полно­мочиями в обеспечение централизации административной власти и управления. Законом от 4 декабря 1793г. из ведения местных орга­нов были изъяты полномочия, относящиеся к "революционным за­конам и мерам управления и общего спасения".

По инициативе Робеспьера 5 сентября 1793 г. был принят За­кон о реорганизации революционного трибунала . На базе создан­ных еще при жирондистах специальных комитетов по надзору за иностранцами были созданы революционные трибуналы, состоя­щие из наиболее активных и преданных революции граждан и располагающие расширенными карательными (они могли присуждать наказание до 10 лет каторги). 10 июня 1794 г. революционный трибунал подвергся еще од­ной реорганизации. Была упрощена и ускорена процедура разби­рательства без последующего обжалования. Революционный трибу­нал состоял из председателя, трех его "товарищей", одного обще­ственного обвинителя и 12 присяжных заседателей, назначаемых Конвентом. Решение принималось по велению совести. Адвоката не пола­галось. В декрете была дана формула "враг народа", под которым понимались лица из числа прямых изменников или контрреволю­ционеров, а также те, кто "стремится унизить" Конвент и его учреждения, кто "поддерживает связи" с врагами республики и народа, кто под разными "внешними прикрытиями" посягает на "свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению". К моменту принятия декрета по приговорам ревтри­бунала уже были казнены 2607 человек.

Специальным учреждением по преследованию контрреволю­ционеров был созданный еще в октябре 1792 г Комитет обществен­ной безопасности , полномочия и задачи которого были существен­но преобразованы в период революционного террора. Особенно эта роль возросла после принятия под давлением санкюлотов Декре­та о подозрительных (17 сентября 1793 г.). Круг лиц, зачисляемых в эту категорию, был весьма туманно очерченным и потому обшир­ным: "сторонники тирании, федерализма и враги свободы", род­ственники дворян-эмигрантов и их слуги, а также лица, не про­являющие постоянно своей преданности революции, которым отказано в выдаче свидетельства о благонадежности, и даже те, кто не мог доказать, на какие средства он существует.

Вспомогательную роль играли местные народные клубы и об­щества (местные якобинские клубы), которые выполняли функции массовых организаторов в деле мобилизации на борьбу с внешни­ми и внутренними врагами. Всего эти клубы охватывали около 40 тыс. активистов.

В республиканской армии довольно успешно шло слияние кадрового состава с добровольческими отрядами и налажена целе­направленная политическая и воспитательная работа. Новизна во­енной тактики состояла в реализации лозунга: "Мир хижинам, война дворцам". Была открыта дорога способным и талантливым молодым офицерам, которой воспользовался в этот период уроженец Корсики и близкий соратник Робеспьера-младшего Наполеон Бонапарт.

Якобинцам удалось:

  • отвести внешнюю угрозу;
  • провозгласить союз революционной Франции со всеми освобождающимися наро­дами и сословиями (они провозгласили, в частности, отмену раб­ства во французских колониях);
  • они декретировали передачу общинных земель крестьянам;
  • отменить десятину в пользу церкви и безвозмездно уп­разднить "все сеньориальные подати" и оброки.

Так закончились мероприятия по искоренению феодальных привилегий в области земельных отношений. Однако через некоторое время в связи с нехваткой продовольствия и снаряжения для армии в деревню были посланы продовольственные отряды для изъятия излишков, а в городах для справедливого распределения продуктов были ис­пользованы продовольственные карточки.

После изгнания за пределы страны интервентов политика террора выглядела уже неоправданной. Поэтому вслед за изданием нового Закона в поддержку террора от 10 июня 1794 г. образовалась оппозиция руководству Комитета общего спасения (Робеспьер) и Комитета общественной безопасности. Название последнего навеяно опытом американских колонистов, создавших "комитеты безопасно­сти" в самом начале Войны за независимость. В республиканской Франции этот комитет возглавлял Луи Антуан Сен-Экюст.

Обладание собственностью выключало из общественной ак­тивности новое крестьянство, которое сразу же встало вместе с остатками жирондистов и роялистов в оппозицию к декретам и ре­формам центрального правительства. 27-28 июля был осуществ­лен контрреволюционный переворот, в ходе которого Робеспьер и 22 его сподвижника были казнены.

Якобинцы во многом оказались заложниками своих утопических замыслов и политических проектов ускоренных революционных пре­образований и тактики террора против врагов свободы и революции, тогда как все основные реальные социальные и политические зада­чи были уже решены:

  • феодальные привилегии упразднены;
  • крес­тьяне стали свободными частными землевладельцами;
  • нация защи­щена от внешней .

Будущее выглядело не таким определен­ным, как в начале, в период составления якобинской программы по­литических и социальных преобразований. Уже через год своего правления они оказались в ситуации, о которой в свое время удач­но высказался революционер из другой страны: "Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет" (Кромвель).

За все время революции примерно 17 тыс. человек погибло на гильотине как "контрреволюционеры", еще 25 тыс. умерщвлены по этому же основанию другими способами. Около 500 тыс. оказались репрессированными по разным поводам - по доносам и наветам, чаще всего необоснованным. Больше всего людей погибло в ходе гражданской войны, особенно при подавлении крестьянского восста­ния в Вандее (тогда с обеих сторон погибло около 600 тыс. человек).

Декларация прав

В Декларации прав говорилось, что целью общества является общее счастье, а целью правительства - обеспечение человеку пользования его естественными и неотъемлемыми правами (здесь положения очень близки тексту преамбулы американской Деклара­ции независимости). Дается не только более четкий перечень есте­ственных прав "равенство, свобода, безопасность, собствен­ность" (ст. 2), но и краткие определения их существа и содержа­ния. О сопротивлении угнетению как естественном праве не говорит­ся, но отмечается, что это право "есть следствие, вытекающее из всех прочих прав человека" (ст. 33). Общий объем якобинской Дек­ларации превышает первую Декларацию чуть более чем в 2 раза.
В отличие от американской Декларации здесь особо подчер­кивается право на восстание народа (или части его) в случае на­рушения правительством его прав. "Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложная обязанность" (ст. 35). Весьма категорична характеристика губительных последствий угнетения хотя бы одного человека. "Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза" (ст. 34).
О равенстве говорится, что "все люди равны по природе и перед законом" (ст. 3), что все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям (ст. 5), что образование должно стать "достоянием всех граждан" (ст. 22).
О свободе в дополнение к воспроизводимым положениям Дек­ларации 1789 г. сказано, что ее основу составляет природа, а правило - справедливость и что ее обеспечение следует считать законом. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: "Не причиняй другому того, что нежелательно тебе са­мому от других" (здесь имеет место скрытое цитирование золотого правила из Евангелия от Матфея). Кроме того, указывается, что свобода распространяется на область выражения своих мыслей и мнений, на подачу петиций в государственные органы, а также на право собираться вместе (право собраний) и право совершать религиозные обряды (ст. 6, 7, 32).
Право собственности, согласно тексту Декларации, состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла (ст. 16).
Некоторые добавления имеются и в характеристике роли за­конов. Закон есть не просто выражение общей , а "свободное и торжественное выражение общей воли". При этом он предписы­вает то, что "справедливо и полезно", и воспрещает то, что "при­носит обществу вред". "Закон должен охранять общественную и ин­дивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих" (ст. 4, 9). Он призван назначать "строго и бесспорно необходимые наказания". При этом наказания должны быть "соразмерны пре­ступлению и полезны для общества" (ст. 15).
Существенной новацией стало включение в Декларацию блока социальных прав, которым, впрочем, не суждено было осуще­ствиться. Здесь имеются в виду статьи об общественном презрении неимущих, безработных и нетрудоспособных, статьи о народном просвещении, а также положение о том, что "ни один налог не может быть установлен иначе как в интересах обшдй пользы" (ст. 20, 21, 22).

Тема моего реферата «Якобинская диктатура».

Реферат состоит из:

1.Введения (вводная часть моего реферата)

2.Основной части (исследовательская работа по моей теме)

3.Заключение (здесь я подвожу итоги проделанной работы)

4.Список используемой литературы.

5.Рецензия и отзыв.

Я решила исследовать эту тему, потому что якобинцы сыграли важную роль в период Французской буржуазной революции.

Я считаю, что эта тема актуальна для исследования:

1.Французская революция была буржуазная, поэтому надо намного проще подойти к ее изучению.

2.С самого начала установления Французской революции ее по аналогии можно сравнить с Октябрьской революцией.

3.Якобинцы занимали очень важное место во времена Французской революции.

Якобинцы по приходу к власти провели ряд мероприятий:

1.Создали Новую конституцию 1793г.

2.Провозгласили установление революционного правления.

3.Установление диктатуры, отличительной чертой которой являлась ее опора на народ (попытка).

4.Разрешили продажу земель эмигрантов.

5.Создавали специальные и всевозможные декреты и законы.

Историография имеет свою судьбу, она задавала и задает Французской революции свои вопросы.

Во-первых, упрощенное прямолинейное применение принципа классового подхода к изучению и осмыслению Французской революции. Поскольку революция была буржуазной, на первый взгляд выдвигался критерий «буржуазной ограниченности».

Второе, надо отметить – над советской историографией Французской революции с момента ее становления довлела прямая или мысленно подразумевавшаяся аналогия с Октябрьской революцией (при том, что неизменно подчеркивалась их противоположность).

Третья особенность историографии Французской революции, тесно связанная с предыдущей – привилегированное место, которое занимали в ней якобинский период, сами якобинцы и якобинизм. Здесь, несомненно, работали отмеченные выше аналогия с Октябрьской революцией, а также и восходящая к началу века аналогия между якобинцами и большевиками.Естественно, такой подход диктовал чрезвычайно высокую историческую оценку якобинской диктатуры (критике подверглась, в основном, «классовая ограниченность» якобинцев, их приверженность идее неприкосновенности частной собственности), делая из якобинской республики точку отсчета, критерий для оценки других политических течений и периодов революции.

Важным для историографии Французской революции является также расширение и обновление проблематики исследований. Изучали Французскую революцию почти исключительно «снизу» и «слева» , это направление исследований отнюдь не утратило своего значения. «За кадром» историографии оставались некоторые капитальные проблемы революционной истории. Совсем или почти совсем не изучали «верхи» общества той эпохи - дворянство и буржуазию; но возможно ли без обращения к этой проблематике выработать целостное понимание революции, которую мы рассматриваем как антифеодальную и буржуазную?

Вне поля зрения наших историков оставался весь лагерь контрреволюции, неоднородный и очень противоречивый в плане политическом.

Последний вопрос – проблема якобинской диктатуры. Сама проблема по себе не нова, но в разное время и разными людьми она решалась не одинаково.

Для абсолютного большинства само понятие «диктатура» ассоциировалось в первую очередь с ликвидацией демократических завоеваний, с гибелью республики. Эта реальная опасность военной, военно - политической диктатуры, которая так часто подстерегает революцию, определяла во многом и отношение к революционной диктатуре, слишком часто сводимой лишь к насилию, к террору, т.е. к той стороне ее, которая слишком часто оказывается обременена самыми тяжкими последствиями.

В период Французской революции, когда само слово «диктатура» звучало более чем грандиозно, когда обвинение политических противников в стремлении к диктатуре было одним из наиболее распространенных и в то же время одним из самых страшных.

Уже непосредственно в период якобинской диктатуры Максимилиан Робеспьер объясняя необходимость ее в докладе (25 декабря 1793г) : «Цель конституционного правительства - сохранить республику; цель революционного правительства – создать её. Революция это война свободы против её врагов, конституция это режим победоносной и мирной свободы.»*

Размышляя о значении якобинской диктатуры в контексте структурных изменений, происшедших во Франции на рубеже ХVIII- XIX вв., русский историк Кареев писал: «Не создав ничего нового, союз якобинцев и санкюлотов содействовал лишь спасению того социального строя, который был уже создан Учредительным собранием и окончательно консолидирован империей Наполеона»**

В истории Западной Европы есть строки: «Якобинцы были не только партией, они были сектой, отдельные члены которой являются как вылитыми в одну форму – с одними и теми же идеями в голове, одними и теми же словами на устах, с одними и теми же манерами, с общим всем им фанатизмом, с каким именно они относились к своему политическому догмату, стоящему выше разума и не допускающему никаких сделок с противоположными или отличными от него началами жизни и мысли»***.

Представление о «якобинце» как особом психологическом типе, фанатическом приверженце определенных догм побуждало Кареева толковать этот термин ограничительно. Он склонен был считать «подлинным якобинцем» только Робеспьера.

Изложенная в работах Н.И. Кареева трактовка якобинской диктатуры позволяет сделать вывод о том, что в чрезвычайных условиях 1793-1794 гг. к власти во Франции пришли люди, идеологические представления и психические особенности которых наиболее соответствовали целям построения «государственной казармы».

В трудах Н.И. Кареева история сохраняет и функцию «наставницы жизни». Размышляя умудренного знаниями мировой истории и личным опытом ученого об опасности доктрин, ущемляющих гражданские свободы и оправдывающие режим чрезвычайщины, по- прежнему поучительны и актуальны.


* Робеспьер М. Изб. Произвед. Т.3 М., 1965,с.91

** Кареев Н.И. История Западной Европы Т.3. с.588

*** Кареев Н.И. История Западной Европы Т.3. с. 583

Основная часть.

ГЛАВА 1. Якобинская диктатура и Конституция 1793 года.

Якобинцы пришли к власти в очень тяжелый для Франции момент. Их вынесла волна народного протеста против власти жирондистов, которые не смогли, да и не хотели действовать быстро и решительно в интересах народных масс, в интересах спасения и развития революции. Но и буржуазные демократы – якобинцы не сразу предприняли необходимые действия в этом направлении. Для этого понадобились сдвиги в расстановке классовых сил в стране, слияние (хотя бы временное и не полное) различных потоков народного движения, существенное изменение взглядов самих якобинцев.

Сразу же по приходе к власти якобинцы пошли на встречу требованиям крестьянства. Декретом 3 июня Конвент установил льготный порядок продажи конфискованных земель эмигрантов малоимущим крестьянам – мелкими участками с рассрочкой платежа на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети жителей общины. Наконец, 17 июля, осуществили главные требования крестьянства, Конвент принял постановление о полном, окончательном и безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов. Феодальные акты и документы подлежали сожжению, а хранение их наказывалось каторгой.

Крестьянство после новых аграрных законов решительно перешло на строну якобинской революционной власти. Крестьянин – солдат республиканской армии дрался теперь за свои кровные интересы, которые слились воедино с великими задачами революции.

В этих новых экономических и социальных условиях и заключался в конечном счете источник замечательного мужества отваги армий Республики, героизма, поражавшего современников и оставшегося навсегда памятным в сознании народов.

С такой же революционной решительностью и быстротой якобинский Конвент принял и представил на утверждение народа новую Конституцию. Якобинская Конституция 1793 года делала большой шаг вперед по сравнению с Конституцией 1791 года. Это была самая демократическая из буржуазных конституций XVIII – XIX вв. В ней нашли отражения идеи Руссо, которыми так увлеклись якобинцы.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республиканский строй. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому всеми гражданами (мужчинами) достигшим 21 год; важнейшие законопроекты подлежали утверждению народом на первичных собраниях избирателей. Высшая исполнительная власть предоставлялась Исполнительному Совету из 24 человек; половина членов этого Совета ежегодно подлежала обновлению. Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность, а целью общества - «всеобщее счастье».

Свобода личности, вероисповедания, печати, подати петиций, законодательной инициативы, право на образование, общественную помощь в случае нетрудоспособности, право на сопротивление угнетению – таковы были демократические принципы, провозглашенные Конституцией 1793 года. Конституция была поставлена на утверждение народа – первичных собраний избирателей – и одобрена большинством голосов.

Ожесточенная классовая борьба заставила, однако, якобинцев отказаться от практического осуществления Конституции 1793 года. Крайняя напряженность внешнего и внутреннего положения Республики, сражавшейся с многочисленными и непримиримыми врагами, необходимость организовать и вооружить армию, мобилизовать весь народ, сломить внутреннюю контрреволюцию и искоренить измену – всё это требовало крепкого централизованного руководства.

революционно-демократич. диктатура, являвшаяся высшим этапом Французской буржуазной революции конца 18 века. Была установлена в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в историч. лит-ре назв.). Опиралась на революц. блок гор. мелкой и ср. буржуазии, большинства крестьянства и плебейских масс. Я. д. установилась в тяжелых условиях, когда развязанные внутр. врагами мятежи (роялистов в Вандее, жирондистов в Бордо, Тулузе, Лионе и др. франц. городах), контрреволюц. террор, иностр. интервенция, экономич. трудности поставили франц. республику на грань катастрофы. Правовое оформление системы власти Я. д. осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 окт. и 4 дек. 1793, учредившими во Франции "временный революц. порядок управления" (введение в действие принятой 24 июня 1793 якобинской конституции 1793 было отложено). Полнота законодат. и исполнит. власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов, среди к-рых Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) играл гл. роль, являлся в сущности революц. пр-вом и руководил всей гос. жизнью страны. Комитет общественной безопасности и Революционный трибунал были карательными органами Я. д. (их осн. задачей была борьба против внутр. контрреволюции). В департаменты и в армии направлялись облеченные чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента. Централизация власти в руках якобинского пр-ва сочеталась с широкой инициативой нар. масс и их орг-ций. Наряду с Якобинским клубом большую политич. роль играли демократич. по составу Парижская коммуна 1789-94 и связанные с ней париж. секции, а также функционировавшие во всей стране революционные комитеты (важные проводники нар. инициативы), Клуб кордельеров, многочисл. нар. об-ва. Прямое давление нар. масс на якобинский Конвент во многом определяло решительную политику Я. д. Так, декрет Конвента от 23 авг. 1793 о мобилизации всей нации для отпора врагу был издан по инициативе париж. секций, Париж. коммуны и делегатов первичных собраний. Выступления париж. плебейства 4-5 сент. 1793 заставили Конвент ответить революц. террором на террор врагов революции, пойти на вмешательство в экономич. жизнь (издание декрета о всеобщем максимуме 29 сент. 1793 и др. меры). Эти меры ограничивали свободу бурж. накопления, задевали интересы гор. и сел. буржуазии и шли дальше "…непосредственных, ближайших, созревших уже вполне буржуазных целей…" революции (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47 (т. 15, с. 44)). Якобинцы в кратчайший срок довели до конца дело бурж. революции и отстояли ее завоевания. Декретами 1793 (от 3 июня - о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня - о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе, 17 июля - о полной и безвозмездной ликвидации феод. повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории бурж. революций Запада решение гл. вопроса революции - аграрного - на демократи. основе. Я. д. нанесла сокрушительный удар по силам внутр. контрреволюции, в частности по вандейским мятежникам (см. Вандейские войны). Создание массовой нац. армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развертывание воен. произ-ва на основе последних достижений науки того времени, выработка новой стратегии и тактики, революц.-патриотич. энтузиазм и твердое воен. руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. К нач. 1794 терр. Франции была очищена от интервентов; 26 июня 1794 в битве при Флерюсе (Бельгия) были разбиты осн. силы австр. Габсбургов. Высоко оценивая историч. значение революц. деятельности Я. д., В. И. Ленин писал: "…чтобы быть конвентом, для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею. Для этого надо, чтобы власть была в руках самого передового, самого решительного, самого революционного для данной эпохи класса" (там же, т. 34, с. 37 (т. 25, с. 178)). Когда благодаря Я. д. миновала опасность реставрации старых порядков, обострилась борьба внутри блока социальных сил, к-рые сплотились вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом, но классовые устремления к-рых были весьма различны, а подчас и противоположны. С одной стороны, у трудящихся низов города и деревни нарастало разочарование и недовольство неизбежной бурж. ограниченностью политики якобинской власти - распространением максимума на заработную плату, преследованием стачек гор. и сел. рабочих, устранением "бешеных", постепенным ограничением самодеятельности нар. орг-ций и репрессиями против их активистов, а также роспуском "революц. армии" (декрет от 27 марта 1794), неисполнением вантозских декретов и др. С другой стороны, крупная и ср. буржуазия, зажиточное, а за ним и ср. крестьянство по мере уменьшения опасности монархич. реставрации не хотели больше терпеть режим революц. диктатуры (ограничение свободы торговли и предпринимательства, твердая политика максимума и реквизиций, революц. террор), сужавший их возможности извлечь все выгоды из победы бурж. революции. Отражением этих процессов явилось обострение с нач. 1794 политич. борьбы в рядах самого якобинского блока. Выражая стремления бедноты, левые ("крайние") якобинцы - руководители Парижской коммуны Ж. Эбер, П. Шометт и др., и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали проведения дальнейших уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу бурж. наживы, строжайшего соблюдения максимума, ожесточения революц. террора, войны до полной победы. На противоположном политич. фланге "снисходительные" (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революц. диктатуры, а во внеш. политике - скорейшего заключения мира, к-рый сделал бы излишней саму Я. д. Казнь в марте-апреле 1794 Эбера и др. эбертистов, Шометта, а также Дантона и др. дантонистов, усиление революц. террора (декрет от 10 июня 1794), попытка ввести культ Верховного существа (см. Верховного существа культ) не могли предотвратить неумолимый процесс распада якобинского блока и нарастания кризиса Я. д. В июне-июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против возглавлявшегося Робеспьером и его ближайшими сподвижниками революц. пр-ва. Хотя к заговору примкнули и нек-рые "крайние" якобинцы, гл. роль в нем играли представители контрреволюц. буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) Я. д. была свергнута. Ее падение означало конец развития Франц. революции по восходящей линии. Историч. значение Я. д. очень велико. Она довела до решительной победы бурж. революцию во Франции и отстояла ее завоевания перед внутр. и внеш. контрреволюцией; заложила революц. традиции, игравшие и играющие большую роль в революц. движении 19-20 вв. В историографии изучение проблем Я. д. всегда было тесно связано с острой идейной борьбой. Реакционные и консервативные франц. историки 19 в. пристрастным подбором док-тов и односторонним выпячиванием применявшихся Я. д. методов революц. насилия стремились доказать, что Я. д. была якобы "падением" Франц. революции (Мортимер-Терно, И. Тэн и др.). Исследователи, связанные с различными направлениями мелко-бурж. демократии и утопич. социализмом, подчеркивали выдающуюся историч. роль Я. д. и заложенных ею традиций (Ф. Буонарроти, Р. Левассер), хотя и не могли дать верного науч. анализа проблемы и нередко идеализировали вождей якобинцев (Робеспьера - Луи Блан, Э. Амель; Эбера и др. эбертистов - Э. Тридон, Ж. Авенель). Оформившейся в 80-х гг. 19 в. школе бурж.-респ. направления во главе с Ф. А. Оларом принадлежит ряд ценных публикаций док-тов, освещающих деятельность якобинцев, и исследований, в к-рых, однако, Я. д. трактовалась гл. обр. с формально-юридич. позиций. Основы подлинно науч. раскрытия Я. д. были заложены в трудах К. Маркса и P. Энгельса, к-рые рассматривали ее историю под углом зрения клас. борьбы, высоко ценили я. Д. за "плебейские методы" расправы с феодализмом, показывая в то же время бурж. ограниченность якобинской политики. Маркс писал: "Пролетариат и не принадлежавшие к буржуазии слои городского населения… там, где они выступали против буржуазии, например в 1793 и 1794 годах во Франции, они боролись только за осуществление интересов буржуазии, хотя и небуржуазным способом. Весь французский терроризм был не чем иным, как плебейским способом разделаться с врагами буржуазии, с абсолютизмом, феодализмом и мещанством" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 114). На рубеже 19-20 вв. влияние марксизма на историографию сказалось в обращении франц. историков к социально-экономич. истории Франц. революции, в т. ч. и Я. д. Большую роль в этом сыграл Ж. Жорес, к-рый впервые раскрыл ряд важных аспектов истории нар. движения во время Я. д. Пристальное внимание опыту Я. д. уделял В. И. Ленин, он раскрыл ее историч. содержание как революц.-демократич. диктатуры, высшего этапа Великой франц. революции, в к-рой "…буржуазно-демократический переворот … был доведен до конца", был "…проведен хотя бы в известной частя активно-революционной массой народа…", к-рая отодвинула "…хотя бы на время, в сторону солидную и умеренную буржуазию" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 226 (т. 9, с. 217), см. также т. 17, с. 46-47 (т. 15, с. 43-44)).Оценивая историч. значение якобинцев, Ленин отмечал: "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени" (там же, т. 32, с. 216 (т. 24, с. 495)). После Окт. социалистич. революции в России во франц. историографии Великой французской революции, и в частности Я. д., ведущая роль перешла к историкам радикального направления, в первую очередь А. Матьезу, исследования к-рого посвящены социально-экономич. политике Я. д., клас. борьбе этого периода. Несмотря на нек-рую идеализацию им Робеспьера, на ошибочно негативное отношение к более левым течениям, на оценку Я. д. как диктатуры меньшинства, работы Матьеза и его последователей (Л. Жакоб, А. Кальве, Р. Шнерб, норв. ученый А. Ординг) явились важным этапом в изучении Я. д. В 30-х гг., после смерти Матьеза, гл. роль в изучении Я. д. стал играть Ж. Лефевр и его школа. Лефевр, испытавший значит. влияние марксизма, поставивший своей задачей изучение положения и роли трудящихся масс во Франц. революции, осн. внимание уделил клас. борьбе в деревне в годы Я. д. С первых лет существования Сов. гос-ва стала складываться и в дальнейшем плодотворно развиваться сов. марксистско-ленинская школа исследователей, изучающих историю Я. д. В их работах нашли отражение проблемы: становление Я. д. (Г. С. Фридлянд, Н. П. Фрейберг, А. В. Гордон), борьба гор. плебейства и движение "бешеных" (Я. М. Захер, Р. М. Тонкова-Яковкина, С. Л. Сытин), клас. борьба в деревне (H. M. Лукин, Е. Н. Петров, А. В. Адо), борьба течений среди якобинцев (С. М. Моносов, А. Л. Нарочницкий, Р. М. Тонкова-Яковкина и др.), история внеш. политики (А. Л. Нарочницкий). H. M. Лукину, Г. С. Фридлянду, А. З. Манфреду, Я. М. Захеру, А. П. Левандовскому и ряду др. сов. историков принадлежат исследования о выдающихся деятелях-якобинцах - Марате, Робеспьере, Сен-Жюсте, Дантоне. В тесной связи с конкретными исследованиями в сов. историографии разрабатывалась общая концепция Я. д., осваивалось ленинское наследие в области истории Франц. революции (видную роль в этом сыграл Н. М. Лукин). В 60-х-нач. 70-х гг. дальнейшее развитие науки и накопление новых знаний привели к оживлению интереса к общим проблемам истории Я. д., в частности к вопросу о характере якобинской власти (работы В. С. Алексеева-Попова и Ю. Я. Баскина, В. Г. Ревуненкова, А. З. Манфреда и др.), их обсуждению был посвящен спец. коллоквиум советских историков в 1969 (см. в кн. "Франц. ежегодник. 1970", М., 1972). Ценным вкладом в исследование истории Я. д. явились работы историка ГДР В. Маркова, посвященные движению "бешеных". Во Франции после 2-й мировой войны ведущая роль в изучении Я. д. принадлежит историкам- марксистам (или близким к ним); крупнейший из них - А. Собуль, наиболее полно исследовавший нар. движение в Париже в период Я. д. С 60-х гг. оживились попытки бурж. историографии принизить история, значение Я. д. В этом смысле характерна концепция Ф. Фюре и Д. Рише, бездоказательно объявивших период Я. д. бесплодным "отклонением" ("буксованием") Франц. революции от ее "нормального", т. е. бурж.-либерального, пути. С левацких позиций выступил против марксистско- ленинской концепции Я. д. Д. Герен, утверждающий, что в период Я. д. противостояли друг другу диктатура буржуазии, воплощенная в Конвенте, и зачаточные формы диктатуры пролетариата, представленные Парижской коммуной и ее секциями. Историки-марксисты (в частности, К. Мазорик) решительно отметают бурж. и левацкие концепции, подвергнув их аргументированной критике. Лит.: Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6; Энгельс Ф., Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке", там же, т. 22; его же, (Письмо к В. Адлеру) 4 дек. 1889, там же, т. 37; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 (т. 9); его же, Кто за союзы с кадетами?, там же, т. 13 (т. 11); его же, О двух линиях революции, там же, т. 27 (т. 21); его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34 (т. 25); Из истории якобинской диктатуры (1793-1794), Од., 1962; Манфред А. З., О природе якобинской власти, "ВИ", 1969, No 5; Ревуненков В. Г., Марксизм и проблема якобинской диктатуры, Л., 1966; Адо А. В., К вопросу о социальной природе якобинской диктатуры, "НиНИ", 1972, No 1; Вебер Б. Г., В. И. Ленин и историч. наследие якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1970, М., 1972; Проблемы якобинской диктатуры, там же; Лукин Н. М., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Петров E. Н., Борьба за общинные земли и декрет Конвента 10 июня 1793 г., "Уч. зап. ЛГУ. Сер. историч.", 1940, в. 6, No 52; Адо А. В., К истории борьбы за проведение в жизнь аграрного законодательства якобинцев, в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Захер Я. М., Плебейская оппозиция в Париже накануне 9 термидора, "НиНИ", 1962, No5; Ревуненков В. Г., Парижские санкюлоты эпохи Великой франц. революции, Л., 1971; Тонкова-Яковкина Р. М., Движение народных масс Парижа 4-5 сентября 1793 г. ("Плебейский натиск"), в кн.: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Сытин С. Л., "Бешеные" и якобинцы после народного восстания 31 мая-2 июня 1793 г., "Уч. зап. Ульяновского гос. пед. ин-та", 1959, т. 15, в. 3; Кигурадзе Г., Обострение противоречий в якобинском блоке (Дантонисты), "Труды" (Тбилисский ун-т), 1960, т. 87 (на груз, яз., резюме на рус. яз.); Нарочницкий А. Л., Раскол среди якобинцев и внешняя политика якобинской республики с января до апреля 1794 г., "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Ист. ф-т", 1946, т. 37, в. 3; его же, Вопросы войны и мира в политике якобинцев накануне 9 термидора, в кн.: Международные отношения. Политика, дипломатия XVI-XX века, М., 1964; Гордон А. В., Федералистский мятеж. Из истории гражданской войны во Франции летом 1793 г., в кн.: Франц. ежегодник. 1967, М., 1968; Фридлянд Г. С, Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., (2 изд.), М., 1959; его же, Дантон, 3 изд., М., 1965; Манфред А. З., М. Робеспьер…, М., 1958; его же, Марат, М., 1962; Левандовский А. П., М. Робеспьер, М., 1959; Захер Я. М., К вопросу о значении взглядов Анаксагора Шометта для предыстории социалистических идей, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Сафронов С. С., Социальные воззрения А. Шометта, "Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та", 1969, т. 307; Матьез A., Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора, пер. с франц., М. - Л., 1928; Лефевр Ж., Агр. вопрос в эпоху террора (1793-1794), Л., 1936; Собуль A., Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры, (пер. с франц.), М., 1966; Булуазо М., Комитет общественного спасения (10 июля 1793 г.-27 июля 1794 г.), в кн.: Франц. ежегодник. 1966, М., 1967; Jacobiner und Sansculotten, В., (1956); Bouloiseau M., La r?publique jacobine. 10 ao?t 1792-9 thermidor an II, P., 1972; Greer D., The incidence of the terror during the French revolution. A statistical interpretation, Camb., 1935. См. также лит. при ст. Французская буржуазная революция конца 18 века. А. В. Адо. Москва.