Куда уходит наш транспортный налог. Блог › Транспортный налог, или куда утекают наши денежки

П роект федерального закона о повышении транспортного налога, одобренный правительством, вызвал бурю негодований среди россиян. В самом деле, начиная с 2010 г. для юридических, а с 2011 г. – для физических лиц государство планирует повысить среднюю ставку налога в два раза. Всё бы ничего, в конце концов, в стране кризис, и надо же государству где-то брать деньги на преодоление одной из извечных русских бед. Поскольку вполне логично предположить, что коль налог транспортный, значит, за счёт него и должны ремонтироваться дороги. Итак, могут ли россияне надеяться, что с повышением налога в два раза так же в два раза улучшится и их качество?

Д ля начала рассмотрим, куда направляются деньги. Согласно 56 статье Бюджетного кодекса, транспортный налог в размере 100% идёт в бюджет субъекта Федерации. Причём сам субъект наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая, в соответствии с новыми поправками, в десять раз. То есть будет действовать, исходя их собственных возможностей и потребностей. Но самое интересное, что субъекты Федерации даже не скрывают того, что всех денег они на дороги не потратят. Вот как планируется с ним поступить в разных регионах России.

В Прикамье, например, планируют поднять планку налога в пять раз, а планируемое поступление в размере 830 миллионов рублей направят на поддержку местных муниципалитетов, без оговорки, что те отремонтируют или построят дороги.

В Уфе вообще никто не знает, куда пойдёт этот налог, а расчетами по его увеличению или уменьшению только ещё собираются заняться. Раньше транспортный налог шёл в специальный фонд развития дорожной инфраструктуры. Теперь такого фонда нет, и все поступающие деньги направляются в областной бюджет и там тратятся на усмотрение администрации, в том числе на строительство детских садов, больниц, парков и других нужных области объектов.

В Чувашии налог увеличат на 25%. Это позволит республике получить дополнительный доход в размере 47 млн рублей. Глава Минфина Чувашии Николай Смирнов называет эти деньги «компенсацией бюджета в условиях реального падения экономики». При этом он замечает, что, поскольку начиная со следующего года государство больше не финансирует детские пособия, коммунальные услуги ветеранам и труженикам тыла и ещё ряд других пособий, повышение налога поможет подлатать эти «дыры» в бюджете Чувашии.


П о словам заместителя директора департамента финансов Краснодара Елены Чулковой, бюджетные средства расходуются и на здравоохранение, и на заработную плату бюджетникам, и на медикаменты, и на питание учащихся в школах – то есть на все общебюджетные расходы, в том числе и на расширение дорог и ликвидацию пробок.

А дминистрация Омской области утверждает, что у них транспортный налог расходуется исключительно по назначению. И повышение ставок налога, который в этом регионе самый низкий по сравнению с другими, обещает существенное улучшение состояния дорог.

А налогичный ответ дают и в Кировской области. Как уверяет губернатор Никита Белых, других источников для обеспечения содержания дорог, кроме повышения ставки налога, нет.

И з всего вышесказанного следует, что, платя транспортный налог, сегодняшний автомобилист не обязательно получит хорошие дороги в том регионе, где он проживает. Перестав быть целевым, налог может быть направлен и на другие потребности регионов. А это значит, что само название налога – транспортный – перестаёт быть правильным, а значит и справедливым. Никто не спорит, что отчисление денег детским садам и школам – дело благородное, но почему тогда взимают только с тех, кто имеет машину? Разве люди, пользующиеся общественным транспортом, или те, кто ходит пешком, не в ответе за детские сады, школы и больницы? И почему владельцы не имеют права знать, сколько именно от заплаченного ими налога идёт конкретно на ремонт и строительство дорог? Или хотя бы что планируется сделать в этом направлении?


А пока этого нет, напрасно взывать к совести простого российского гражданина, который не платит транспортный налог. Тем более что на сегодняшний день статистика выглядит удручающе.

П о данным экономиста Михаила Делягина, 47 % российских автомобилистов считают состояние российских дорог неудовлетворительным. На Дальнем Востоке состояние дорог считает неудовлетворительным 67% опрошенных. И это понятно: так называемая федеральная трасс «Лена» – это кошмар, фотографии которого ходят по всему российскому Интернету уже лет пять. Это глиняное пространство, по которому не каждый танк проедет. Там ездят с гусеничными тягачами. В целом по России 39% опрошенных оценивают состояние дорог в своем регионе как «удовлетворительное», но уточняют, что хорошим можно назвать только состояние центральных улиц, а второстепенные дороги разбиты. «Хорошим» состояние дорог в своем регионе считают 13% опрошенных. Но понятие «хорошая дорога» в представлении российских водителей – это та, по которой «можно ездить»! Таким образом, 86 % российских дорог — это то, по чему ездить нельзя.

О тсюда и налоговые органы, хоть пока неофициально, но понемногу выражают беспокойство по поводу того, что собираемость налога низкая. А с повышением ставки она упадёт ещё больше. На сегодняшний день в одном только Санкт-Петербурге ежегодно налог не платят тысячи человек, а по данным Петербуржского УФНС, общая задолженность по транспортному налогу на сегодняшний день составляет более 500 миллионов рублей.

А дминистрация Калуги тоже бьёт тревогу: за первое полугодие 2009 г. недоимка по налогу составила более 60 миллионов рублей. Сейчас владельцу автомобиля выгоднее платить сторублёвые штрафы за неуплату налога, чем каждый год выкладывать за своё авто 18-20 тысяч. Если ставка налога возрастёт, неплательщиков будет ещё больше. И этот факт не вызовет общественного порицания, поскольку причитающихся им дорожных благ автолюбители могут и не получить – за что же тогда платить?

И сходя из этого, более справедливым было бы принять предложение депутатов Волгоградской городской думы о замене существующего транспортного налога налогом на топливо. Т.е. заложить этот налог в каждый литр бензина или солярки, заливаемых в бак машины. Дорог это, правда, не улучшит, зато решится хотя бы одна сторона несправедливости: те, кто пользуется машиной только от случая к случаю, будут платить существенно меньше. Но это предложение так и не нашло поддержки в правительстве.


Н о правительство новых путей и не искало. Введение любого налога – это и так очередное залезание в карман рядовых граждан, в условиях кризиса особенно болезненное. Так почему бы не отнестись с уважением к тем же налогоплательщикам, сделав его хотя бы более-менее справедливым?

С ергей Василенков

Правовая безграмотность населения нашей страны просто удручает, а пораженческие и рабские фразы «лишь бы хуже не стало» просто бесят. А с чего должно быть хуже, если у нас достаточно денежных ресурсов для того чтобы всю территорию нашей необъятной превратить в Швейцарию?

Теперь ближе к делу. Когда я спрашиваю людей про транспортный налог, зачем он нужен и как начисляется, то в случае начисления имеется правильное понимание, а с точки зрения понимания, зачем этот налог введен, слышу все что угодно кроме правильного ответа. Кто-то говорит, что более мощная машина выбрасывает больше г*вна в атмосферу, кто-то считает, что чем больше лошадиных сил, тем машина дороже, а, следовательно, владелец обязан раскошелиться. По поводу дороговизны авто сразу отвечу любителям тазов вроде соляриса и поло – у нас уже давно введен налог на роскошь для дорогих автомобилей, так что к транспортному налогу отношения никакого не имеет.

По поводу экологичности вообще отдельная история. Сразу скажу, что все эти басни относительно влияния автотранспорта на окружающую среду есть популистский бред и не более того. Все эти «зеленые», а точнее «голубые» в свое время поняли, что на этом можно очень хорошо зарабатывать, и теперь не только заставляют автомобильные концерны «душить» моторы, но и имеют огромные финансовые отчисления в свои фонды. А кто-нибудь считал, какой вред наносит действующий вулкан? Да что вулкан, живая корова или свинья, которые каждый день, испражняясь, выделяют в атмосферу метан, который усугубляет парниковый эффект. Еще один момент, даже если машина идет по стандарту Евро-5, то топливо в нашей стране в лучшем случае еле дотягивает до Евро-3, значит ни о какой экологии речи идти не может. Проще доить автопроизводителей, чем заставить вулкан замолчать.

На самом деле, транспортный налог собирается для того, чтобы строить новые дороги и содержать существующие. До 2003 года существовал специальный дорожный фонд, куда и шли все отчисления, и этот фонд можно было легко контролировать. В настоящее время налоги поступают в региональный бюджет и региональные власти сами решают, куда направить деньги – на пенсии бабушкам, или на повышение зарплаты бюджетникам. В нашей стране существует презумпция налоговой виновности, то есть вы в любом случае обязаны платить налоги, в частности транспортный, хотя справедливости ради, стоит отметить, что некоторые регионы вроде Чечни этого не делают, и поэтому именно там самое большое содержание дорогих и очень мощных автомобилей.

Любые налоги это определенная форма взаимодействия населения, которое платит деньги, и государства, которое на эти деньги строит и развивает инфраструктуру. При нынешней системе взимания транспортного налога, ни о каком развитии речи идти не может. Захотели выделили деньги, захотели нет. Тем более бред начислять его исходя из количества лошадиных сил. Что наносит больше вреда дорогам, сорокатонная фура с мощностью двигателя в 300 лосей, или полуторатонный Nissan GT-R с мощностью 560 лосей, по мнению умников из правительства виновник ям на дорогах, конечно же, GT-R. Самое логичное начислять налог исходя из массы транспортного средства, тем более что для этого есть все инструменты, ГИБДД передает в ФНС все данные на автомобиль, среди которых есть и масса ТС.

Почему нельзя включить налог в стоимость бензина? В большинстве цивилизованных стран так и делают, транспортный налог уже сидит в цене литра топлива, больше ездишь – больше платишь. Воплощение абсолютной логики. Самое главное преимущество такой системы – отсутствие необходимости администрирования такого налога, то есть не нужно иметь кучу девочек, которые будет заниматься его начислением и рассылкой до адресатов, а это колоссальные затраты, ведь этим девочкам нужно платить заработную плату. Итак, почему же такой подход не прокатит в России? Все просто – у государства нет ни единого инструмента контроля топливного рынка, и никто не знает точных цифр, сколько литров топлива было произведено, сколько было разбадяжено и сколько было продано честным жителям, хотя по бумагам все может сходиться, как в решебнике по математике. Я не случайно сказал про цивилизованные страны, в тех же штатах людям даже в голову не придет, что бензин можно бадяжить водой и присадками. По сути, при включении транспортного налога в стоимость литра топлива в России мы получим только рост стоимости литра, и уверяю вас, это будет ни два и не три рубля, а выгрызть реальное количество налоговых отчислений из нефтяных компаний можно будет только при помощи ОМОНа и паяльной лампы.

По итогу: нынешняя система взимания транспортного налога абсолютно несостоятельна, никто из нас не может контролировать целевой расходование денежных средств. До тех пор пока вся процедура налогообложения не станет прозрачной, а самое главное логичной, вы будете видеть на машинах наклейки вроде «Дороги 3,14здец» , или «Я плачу налоги, где мои дороги?»

Каждый гражданин России, на чье имя зарегистрировано какое-либо транспортное средство, обязан ежегодно выплачивать в бюджет своего региона, определенную денежную сумму – транспортный налог.

На что идет транспортный налог

Налог на авто целиком и полностью поступает в региональные бюджеты. Многие автолюбители пребывают в уверенности, что внесенные ими деньги в дальнейшем идут исключительно на содержание и ремонт автодорог. На самом деле это не так. Автомобильный налог не имеет целевого назначения. Все внесенные суммы поступают в общий бюджет региона и смешиваются там с поступлениями из других источников. В дальнейшем они идут на обеспечение расходных статей местного бюджета (зарплата бюджетников, строительство школ и садиков и т. д.). Что-то, конечно, перепадает и на дороги, что-то вообще теряется в неизвестном направлении.

Куда тратить деньги, поступившие от налогоплательщиков-автомобилистов, решает местная администрация. Некоторые губернаторы заявляют, что средства, собранные по транспортному налогу, они намеренно тратят только на улучшение автодорожной инфраструктуры региона. Другие не придают этому аспекту большого значения и, соответственно, не могут дать четкого ответа на подобный вопрос.

Как начисляется налог на транспортные средства

Порядок исчисления транспортного налога определяется 28 статьей 2 части Налогового кодекса Российской Федерации. Базовая таблица транспортного налога приведена в статье 361 НК. Из таблицы видно, что чем больше мощность двигателя транспортного средства, тем больше будет размер налога. Однако опубликованные в статье цифры для регионов носят лишь рекомендательный характер. Каждый регион вправе сам установить ставку расчета налога на транспорт. Единственное, местные ставки не могут более чем десятикратно (в меньшую или большую сторону) отличаться от базовых. А на автомобили с двигателем мощностью ниже 150 л. с. даже это ограничение не распространяются.

Для сравнения приведем минимальные ставки налога на авто (на машины с двигателем менее 100 л. с.) некоторых территорий на 2015 год:

Базовая ставка – 2,5 рубля с каждой лошадиной силы,

Новосибирская область – 6 рублей,

Москва – 12 рублей.

Как видим, разница есть.

Где платить транспортный налог

Оплачивается автоналог только по уведомлениям, которые рассылают местные налоговые инспекции. Как правило, к таким уведомлениям прикладываются и квитанции на оплату.

С этой квитанцией вы можете прийти в офис любого банка и внести там требуемый платеж. Впрочем, даже если вы потеряли квитанцию или она вам вообще не пришла, вы можете внести оплату и без нее. В Сбербанке, например, вам потребуется только предъявить паспорт и назвать назначение платежа. Оператор по базе данных самостоятельно определит реквизиты и сумму оплаты.

Сделать перечисление можно и не выходя из дома. Для этого в интернете существует масса специальных сайтов (Госуслуги, nalog.ru и другие). Совершить платеж можно через сервисы дистанционного обслуживания банков (Сбербанк-онлайн, Альфа-клик) или популярные платежные системы (WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек).