Версальский дворцовый комплекс. Версаль в Париже: как добраться, статус музея, экскурсии

Версальский дворец расположен в одноименном городе, находящемся в 16 км на юго-запад от Парижа. Был резиденцией французских королей Людовиков XIV, XV и XVI. Также здесь с 6 мая 1682 г. по 6 октября 1789 г. жил французский королевский двор.

Замок состоит из множества элементов, объединенных в архитектурный ансамбль. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров, состоит из 2300 комнат, из которых на сегодняшний день 1000 – музейные помещения.

Парк Версальского дворца простирается на 815 га (до Революции – на 8 000 га), из них 93 га – сады. Он состоит из нескольких элементов: Малого и Большого Трианона (здесь жили Наполеон I, Людовик XVIII, Карл X, Луи-Филипп I и Наполеон III), хутора королевы, Большого и Малого Канала, зверинца (разрушен), оранжереи и водного бассейна.

Первое упоминание о поселении Версаль встречается в 1038 г. в уставе аббатства Сен-Пэр де Шартр. В 1561 г. Версаль с рыцарским замком продан Марсьялю Ломени, секретарю финансов при Карле IX.

Затем владельцем земель и замка становится итальянский фаворит Катерины Медичи, граф де Ретц Альбер де Гонди.

В 1589 г. за месяц до того, как стать королем Франции Генихом IV, в Версале останавливается король Наварры. Затем он возвращается туда в 1604 и 1609 гг. на охоту. В возрасте 6 лет впервые на охоту приезжает сюда и будущий король Людовик XIII.

Версаль при Людовике XIII

Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.

В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.

В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.

В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.

В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.

Версаль при Людовике XIV

Королевская семья живет в это время в в Париже. Известно, что впервые Людовик XIV посетил Версаль в 1641 г., куда был отправлен вместе с младшим братом на время эпидемии ветряной оспы в , месте королевской резиденции той эпохи.

С 1651 г. король несколько раз посещает замок во время охоты. Также во время охоты после своей свадьбы с Марией-Терезой Австрийской в 1660 г. король по-настоящему заинтересовался бывшей резиденцией своего отца. Первые изменения коснулись сада. Король пожелал выправить форму и увеличить площадь, а также окружить его стеной.

В 1661 г. художнику Шарлю Эррару поручено привести в порядок комнаты замка. Вместе с изменениями в составе королевской семьи (ожиданием рождения будущего дофина и свадьбой брата короля) пришла необходимость в перераспределении комнат. Замок был поделен на покои короля и принца с отдельными лестницами в боковых крыльях. Лестница Людовика XIII в центре лоджии разрушена.

Серьезные работы по изменениям замка начались в 1664 г. Первоначально замок подвергся критики со стороны двора, особенно его местоположение: Версаль представлялся неприглядным, печальным местом, в котором некуда было кинуть взгляд – ни лесов, ни воды, ни земли, а вокруг лишь песок и болота.

Официально Лувр пока еще оставался королевской резиденцией. Однако всё чаще именно в Версале стали устраиваться придворные праздники. Придворные смогли «оценить» неудобство этого небольшого замка, т.к. многие из них не находили крыши для сна. Проект по увеличению площадей Людовик поручил Лё Во, который предложил несколько вариантов: 1) разрушить всё, что было, и на этом месте построить дворец на итальянский манер; 2) оставить старый охотничий замок и окружить его с трех сторон новыми корпусами, таким образом как бы заключая его в каменный конверт. Король поддержал сохранение отеческого дома больше из финансовых, нежели сентиментальных побуждений. И Лё Во увеличил площадь дворца в три раза, шикарно украсил его, развивая вездесущую в Версале тему солнца. Королю больше всего понравилось украшение сада скульпторами Жирардона и Лё Онгра — в 1665 г. были установлены первые статуи, построены грот Тетис, оранжерея, зверинец. Через два года началось строительство Большого канала.

Вторая строительная кампания началась после подписания мирного договора между Францией и Испанией. По этому случаю 18 июля 1668 г. был организован праздник, известный теперь как «Великие королевские развлечения в Версале». И опять не все смогли уместиться во дворце, что опять привело к необходимости увеличивать здание.

В это время дворец начинает приобретать знакомые нам черты. Самое важное новшество – каменный конверт, или новый замок, который окружал замок Людовика XIII с севера, запада и юга. В новом дворце находились новые апартаменты короля, королевы и членов королевской семьи. Второй этаж был полностью занят двумя покоями: короля (северная сторона) и королевы (южная сторона). На первом этаже нового дворца также были обустроены двое апартаментов: на северной стороне – Банный кабинет, на южной – апартаменты брата короля и его жены, герцога и герцогини Орлеанских. На западе терраса выходила в сады, она была снесена чуть позже, чтобы не мешать проходу между апартаментами короля и королевы. На ее месте была построена знаменитая Зеркальная галерея. На третьем этаже располагались покои других членов королевского дома и придворных.

На втором этаже расположены ионические колонны, высокие прямоугольные окна, ниши со скульптурами и барельефами. Третий этаж получил декор коринфского ордера, здесь возвышалась балюстрада с трофеями.

После заключения мирного договора с Голландией началась третья кампания обустройства Версаля. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара дворец принял современный нам облик. Зеркальная галерея с салонами-близнецами – салоном Войны и салоном Мира, северное и южное крылья («Дворянское крыло» и «крыло Принцев»), дальнейшее благоустройство сада – отличительные характеристики этой эпохи правления Короля-Солнца.

Хроника строительства:

1678 год:

— переделка фасада перед садами;

— в Банном кабинете установлены две ванны из белого мрамора с позолоченной бронзой;

— начало работ по разбивке Швейцарского пруда и бассейна Нептуна, новой оранжереи;

1679 год:

— Зеркальная галерея, салон Войны и салон Мира заменяют террасу и кабинеты короля и королевы;

— центральное здание со стороны мраморного двора увеличено на один этаж; новый фасад украсили часы в окружении статуи Марса Марси и Геркулеса Жирардона;

— Орбэ начинает строительство второй лестницы — Лестницы королевы, предназначенной стать парой к Лестнице Послов;

— По окончании работ с министерскими крыльями предпринято строительство Больших и Малых конюшен;

Продолжаются работы в саду: еще больше статуй и боскетов.

1681 год:

— Шарль Лё Брён заканчивает декорацию Больших покоев короля;

— машина Марли начинает качать воду из Сены;

— вырыты Большой канал и Швейцарский пруд;

— увеличено количество боскетов и фонтанов в садах.

1682 год:

В этот год король решает, что двор и центр политической власти Франции отныне должны находиться в Версале. Во дворец съезжаются тысячи человек: королевская семья, придворные, министры, обслуга, служащие, рабочие, торговцы — все, от кого зависит нормальная жизнедеятельность замка и государства.

После неудачи в войне против Аугсбургской лиги и под влиянием набожной мадам де Мэнтенон Людовик предпринимает последнюю кампанию по строительству в Версале (1699-1710 гг.). В это время воздвигается последняя часовня (современная Версальская часовня), построенная по планам Жюля Ардуэна-Мансара, после его кончины законченная Робером де Котом. В самом дворце расширяются королевские покои, завершаются работы по обустройству салона «Овальное окно» и спальни короля.

Версаль при Людовике XV

Следующий король Франции – Людовик XV – родился 15 февраля 1710 г. в Версале. После смерти своего отца в 1715 г. он переезжает вместе с регентом в Парижскую резиденцию – Палэ-Руаяль.

В 1717 г. Версаль посещает русский царь Петр I и живет в Большом Трианоне.

В 1722 г. в возрасте 12 лет Людовик XV обручается с испанской инфантой Марией-Анной-Викторией, и двор возвращается в Версаль после 7 лет, проведенных в Винсенне, затем в Тюильри. Столь продолжительное отсутствие хозяев привело к упадку дворца, поэтому понадобились немалые средства, чтобы он приобрел былой блеск.

При Людовике XV во дворце был обустроен салон Геркулеса, добавлена королевская опера, в саду появился пруд Нептуна. Королевские покои были кардинально изменены. Церемониальные покои короля находились на втором этаже. На третьем этаже Людовик обустроил малые покои с кабинетом для личного пользования.

В 1723 г. переделке подвергся Банный кабинет: на фасаде одного из внутренних двориков появились головы оленей, из-за чего двор был прозван Оленьим. В инициативе короля проявился его интерес к охоте.

В 1729 г. начались работы по обновлению декора покоев королевы, длившиеся до 1735 г.

1736 г. – завершены работы в салоне Геркулеса. Он находится на месте капеллы, разрушенной в 1710 г. Строительство проходило под руководством Робера де Кота, декоратора новой королевской часовни. Потолок салона расписан Франсуа Лемуаном в 1733-1736 гг. На нем изображен Апофеоз Геркулеса. На одной из стен висит огромное полотно Веронеза «Ужин у Симона Фарисея», подаренное Людовику XIV в 1664 г. Венецианской республикой. Торжественное открытие салона прошло в 1739 г. во время бала по случаю свадьбы старшего сына короля с испанской инфантой. В салоне проходили различные торжественные мероприятия: свадьба герцога Шартрского, рождение дофина, прием послов от султана.

1737 г. – Людовик XV переделывает центральную часть второго этажа вдоль Мраморного двора с северной стороны в личные покои, предназначенные для проживания и работы. Обновляются шелковые покрытия королевских покоев. В этом же году строится королевская псарня.

1750 г. – во дворце появляется новый тип королевских комнат – столовая для принятия пищи по возвращению с охоты.

1752 г. – разрушены лестница Послов, малая галерея и кабинет Медалей. Эти славные свидетели правления Людовика XIV уничтожены, чтобы на их месте появились покои старшей королевской дочери.

1755 г. – бывший кабинет Короля-Солнца соединяется с кабинетом Терм и образуется большой салон Совета. Жюль Антуан Руссо делает обшивку стен из позолоченного дерева. Габриэль использует старинные панно для украшения стен. В королевской части дворца нет позолоты: здесь используются разнообразные яркие краски для статуй, раскрашенных в технике, придуманной Мартэном. Основная «изюминка» покоев – небольшая галерея у Мраморного двора с картинами Буше, Карла ван Лоо, Патера и Парроселя, развешанными на разноцветных стенах.

У Людовика XV родилось 8 принцесс. Чтобы их разместить во дворце, были предприняты различные переделки: исчезли банные покои, лестница Послов, перегородка Нижней галереи. После покои принцесс были разобраны Луи Филиппом, но несколько великолепных стенных обшивок остались и демонстрируют роскошь, в которой жили дамы.

По традиции, появившейся при Людовике XIV, наследный принц и его супруга проживали в двух покоях на первом этаже под покоями королевы и Зеркальной галереей. Там был великолепный декор, потерянный в XIX в. Единственное, что уцелело – спальня дофина и его библиотека.

1761 – 1768 гг. Анж-Жак строит Малый Трианон.

1770 г. – открытие Королевской оперы, вершины творчества Габриэля. Работы по строительству начались в 1768 г., торжественное открытие прошло одновременно со свадьбой наследного принца, внука короля, и Марии-Антуанетты Австрийской. Здание оперы выдержано в правилах классической архитектуры с небольшими вкраплениями барокко. В оперу ведут две каменные галереи: через одну из них в оперу по второму этажа дворца попадал король. План зала стал новаторским для того времени: он представляет усеченный овал, традиционные ложи заменены на простые балконы один над другим. Такое расположение благоприятно для просмотра и слушания – акустика была великолепной. К тому же здание было построено из дерева, и зал резонировал, как скрипка. Пропорции идеальны, колоннада на четвертом этаже восхитительна, в зеркалах отражаются до бесконечности полу-люстры, что придает изящество архитектуре. Декор исключительно утонченный. Центральный плафон расписан Луи-Жаком Дюрамо, на нем изображен Аполлон, раздающий короны музам, а на двенадцати малых плафонах колоннады – амуры. Их цветовая гамма гармонирует с цветом зала, выкрашенным под мрамор, с преобладанием зеленого и пиренейского мрамора (красного с белыми прожилками). Барельефы первого ряда лож выполнены Огюстеном Пажу, это профили муз и граций на лазурном фоне, лица богов и богинь Олимпа; на втором ряду лож – амуры, символизирующие самые знаменитые оперы, и знаки зодиака. Антуан Руссо – автор декорации сцены музыкальными инструментами и оружием. Сцена оперы, как это часто и бывало в дворцовых театрах, могла быть за 24 часа трансформирована в просторную залу для костюмированного бала. Специальные механизмы позволяли поднимать паркет партера, чтобы возвысить его до уровня амфитеатра и сцены. Сцена Версальской оперы – одна из самых больших во Франции.

1771 г. – Габриэль представляет королю «Великий проект» реконструкции фасадов дворца со стороны города. В проекте соблюдались правила классической архитектуры. Король дал согласие, и в 1772 г. работы начались, но не были завершены, зато дали рождение крылу Людовика XV.

В эту эпоху Версаль был самым роскошным королевским дворцом в Европе. Пока Габриэль реконструировал, продолжалась блестящая и роскошная жизнь двора с балами и праздниками. Любимой утехой аристократов был театр, особенно ценились трагедии Вольтера. Людовик XV разрушил несколько блистательных залов и построек времен своего отца, но ему удалось создать великолепный внутренний декор. Сады и Трианон обогатились Французским павильоном и Малым Трианоном.

Версаль при Людовике XVI

При Людовике XVI жизнь двора в Версале продолжилась, но финансовые трудности все чаще стали отражаться на ней. Поддерживать дворец в хорошем состоянии стоило денег. К тому же, требовались работы по его реновации – там отсутствовали удобства, становившиеся привычными в ту эпоху (ванные комнаты, отопление). Королева Мария-Антуанетта вложила много средств в обустройство Малого Трианона, что было одной из причин ее непопулярности.

По восшествии на трон Людовик XVI хочет для себя комнату для отдыха. Выбор падает на библиотеку. Ее декор придумывается Анж-Жаком Габриэлем и выполняется скульптором Жюлем-Антуаном Руссо. Жан-Клод Кервэль делает большой стол из монолита дерева, куда Людовик выставляет севрские бисквиты. Два глобуса – земли и неба – дополняют декор в 1777 г.

1783 г. – создается Позолоченный кабинет. Эта комната была задумана для хранения коллекций Людовика XIV. При Людовике XV она служила комнатой для выставления королевского золотого сервиза, откуда одно из ее названий – «кабинет золотого сервиза». Затем ее присоединили к покоям дочери Людовика XV Аделаиды, и она стала музыкальным салоном, где Аделаида брала уроки арфы у Бомарше. Там для королевской семью играл Моцарт в 1763 г. При Людовике XVI комната снова становится выставочным залом. В 1788 г. он помещает туда своё собственное приобретение – кабинет бабочек.

Версаль после Бурбонов

Версаль стал свидетелем апогея королевской власти Бурбонов и их падения. Именно в Версале прошло заседание Генеральных штатов в 1789 г., давшее начало Французской революции. 5 октября 1789 г. парижане выдвинулись на Версаль, захватили его и привезли королевскую семью в Париж. Дворец оказался брошенным.

В 1791 г. картины, зеркала и эмблемы короля были сдернуты со стен и потолков. Произведения искусств перевезены в Лувр, ставший центральным музеем в 1792 г.

В 1793-1796 гг. мебель дворца была распродана. Самые красивые предметы интерьера уехали в Англию в Букингемский дворец и Виндзорский замок.

Революционное правительство одно время собиралось разрушить дворец. Бедняки выдирали цветы в саду, чтобы на их месте сажать картошку и лук. Малый Трианон превратился в трактир, а в Опере и королевской часовне заседали революционеры.

Некоторое время замок служил складом для изъятого у аристократов имущества. В 1795 г. он становится музеем.

При Наполеоне дворец передается в императорскую собственность. Наполеон приезжает и решает расположиться в Большом Трианоне. И опять начинаются работы по благоустройству: в 1806 г. для дворца заказывается серия гобеленов и из музеев выписываются статуи. Многочисленные планы по благоустройству и переделке дворца при Наполеоне осуществить не удается.

После Реставрации Людовик XVIII предпринимает серию работ с целью превратить дворец в свою летнюю резиденцию. Однако понимает, что проживание в Версале плохо отразится на его имидже, и отказывается от затеи.

В 1833 г. король Луи-Филипп поручает своему министру Камилю Башассону задачу превратить дворец в музей истории Франции, посвященный военным победам времен старого режима, французской революции, империи и Реставрации. Реставрацией дворца занялся архитектор Пьер Фонтэн. Для своего личного пользования Луи-Филипп приказывает привести в порядок Большой Трианон. В 1837 г. там празднуется свадьба его дочери, принцессы Марии.

Для музея военной славы Франции в Южном крыле дворца вместо покоев принца устраивается галерея Баталий, поражающая своими размерами (120 м в длину и 13 в ширину). Её украсили 32 картинами огромных размеров, прославляющими победы Франции от битвы при Тольбиаке в 496 г. до Ваграмской битвы в 1809 г. Самыми востребованными стали картины Ораса Вернэ. Музей стал очень популярен.

Во времена Второй империи в музее добавился зал во славу побед в Крымскую и Итальянскую кампании. Наполеон III поддерживал дворец в надлежащем состоянии. А императрица Евгения способствовала частичному возвращению оригинальной мебели.

В 1870 г. Франция повержена прусскими войсками, и Версаль становится ставкой прусского штаба во время осады Парижа. В Зеркальном зале размещают госпиталь; наследный принц Пруссии награждает своих офицеров у статуи Людовика XIV. В Версале провозглашается рождение Немецкой империи.

В 1871 г. управление Францией переходит к Парижской коммуне, ее административные органы располагаются в Версале. Национальная ассамблея заседает в бывшей королевской опере, в оранжерею свозят 23 тысячи пленных, многих из которых казнят в парке. В 1879 г. парламент переезжает в Париж, но вплоть до 2005 г. у обеих палат сохраняются свои помещения в Версале.

Важную роль в сохранении Версаля сыграл историк Пьер де Ноляк, назначенный хранителем дворца в 1887 г. К тому времени дворец и сады были в запустении в течение 20 лет, так, что даже названия прудов были забыты. Ноляк планирует обустроить настоящий исторический музей, организованный по всем правилам науки. Он стремится вернуть дворцу дореволюционный вид. Высшее общество устремляется на открытие нового Версаля. Ноляк приглашает иностранных гостей, устраивает приемы для потенциальных меценатов.

28 июня 1919 г. в Версале был подписан договор о прекращении первой мировой войны, названный Версальским договором. Место было выбрано неслучайно: Франция ждала реванша после унизительного поражения во франко-прусской войне 1870 г.

Дворец же и сады страдают от недостатка финансов. В 1924 и 1927 г. Джон Дэвисон Рокфеллер жертвует на реставрацию дворцовых художественных произведений и фонтанов. Благородство американского миллионера подтолкнуло французское правительство выделять бюджетные деньги на реставрацию.

Во вторую мировую войну дворец снова у немцев.

В послевоенный период хранитель Версаля Моришо-Бопре опять озабочен сбором средств на восстановление дворца и парка. В 1952 г. он обращается по радио к французам: «Сказать, что Версаль находится в руинах, — это сказать, что западная культура лишается одной из своих жемчужин. Это шедевр, потеря которого будет утратой не только для французского искусства, но и для образа Франции, который живет в каждом из нас и который не заменится ничем другим». Призыв был услышан, многие французы приняли участие в сборе средств для реставрации Версаля.

Версаль становится государственным дворцом в распоряжении президента. В нем принимаются главы иностранных государств, например, Джон Кеннеди в 1961 г, Елизавета II в 1957 г. и 1972 г., шах Ирана в 1974 г., Михаил Горбачев в 1985 г. и Борис Ельцин в 1992 г. В 1959 г. генерал де Голль предпринимает работы по переустройству Большого Трианона для проживания иностранных гостей; одно крыло отводится французскому президенту. В 1999 г. эти комнаты вновь переделываются в первоначальное состояние.

История Версаля в мини-фильме:

1. от Людовиков до Революции —

2. после Революции —


3. Версальские сады —

Версаль Версаль

Версай (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Впервые упоминается в 1075. В 1682-1789 главная резиденция французских королей. Дворцово-парковый ансамбль Версаля вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен в 1631-34, архитектор Ф. Леруа), превращённого в несколько строительных периодов (1661-68, архитектор Л. Лево; 1670-74, архитектор Ф. д"Орбе; 1678-89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров и парком. В основе планировки Версаля лежат три дороги, идущие веером от дворца к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Они составили также основу плана г. Верона, где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (почётном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длина 1520 м), образующая ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка с геометрически правильно подстриженными деревьями (1660-е гг., архитектор А. Ленотр), с нарядными павильонами, фонтанами, декоративной скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и др.). Фасад дворца, обращённый к Парижу, образуют: Мраморный двор (1662, архитектор Лево), Двор принцев (правое крыло, позже называется "крыло Габриеля", 1734-74; королевская капелла - 1689-1710, архитектор Ардуэн-Мансар; левое - "крыло Дюфура", 1814-29) и Двор министров, обрамлённый крыльями зданий министерств и чугунной решёткой (1671-81, архитектор Ардуэн-Мансар). Фасад дворца со стороны парка составляют центральный (с 1668, архитектор Лево, завершён архитектором Ардуэн-Мансаром), южный (1682) и северный (1685, оба - архитектор Ардуэн-Мансар) корпуса; Оперный театр в торце северного корпуса (1748-70, архитектор Ж. А. Габриель, скульптор О. Пажу). Отделка интерьеров дворца проведена в XVII-XVIII вв. (архитектор Ардуэн-Мансар, Лево, живопись Ш. Лебрена и др.). К северу от Большого канала - дворцы Большой Трианон (1670-72, архитектор д"Орбе по планам архитектора Лево, 1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762-64, архитектор Габриель), к которому прилегает пейзажный парк (1774, А. Ришар) с Бельведером (1777), храмом Любви (1778), Малым театром (1780, все - архитектор Р. Мик) и "деревней" Марии Антуанетты (1783-86, архитектор Мик, художник Ю. Робер). В 1830 ансамбли Версаля превращены в Национальный музей Версаля и Трианонов.


Литература: М. В. Алпатов, Архитектура ансамбля Версаля, М., 1940; Benoist L., Histoire de Versaille, P., 1973.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Верса́ль

(versailles), дворцово-парковый ансамбль 17–18 вв. близ Парижа. В 1682–1789 гг. – главная резиденция французских королей. Людовик XIII построил здесь охотничий замок (1624; архитектор Ф. Леруа) и разбил парк. Его сын Людовик XIV задумал создать в Версале свою загородную резиденцию; при этом пожелал сохранить отцовский замок, пристроив к нему новые корпуса (архитекторы Л. Лево, 1661-68; Ф. д’Орбе, 1670-74; Ж. Ардуэн-Мансар, 1678-89). Центральная часть дворца имеет П-образную форму. В глубине, за двумя парадными дворами, виден фасад старого замка. Влево и вправо, подобно крыльям гигантской птицы, раскинулись боковые корпуса. Фасады выдержаны в стиле классицизм ; их композиция и декор отличаются простотой и лаконизмом. Главный фасад трёхъэтажного дворца обращён в сторону дороги на Париж. Второй парадный этаж (бельэтаж) – самый высокий. Вдоль плоской крыши пробегает балюстрада, завершающая стены фасада. В последующие века дворец частично перестраивался. Из интерьеров времён Людовика XIV сохранились залы Войны и Мира и знаменитая Зеркальная галерея (оформление Ш. Лебрена). Высокие зеркала на одной из стен соответствуют окнам на противоположной. Это зрительно расширяет пространство зала. В отделке интерьеров использованы мраморная облицовка, позолота, роскошные хрустальные люстры и резная мебель; стены и плафоны украшены живописными композициями. Убранство выдержано в т. н. «большом стиле», сочетающем элементы барокко и классицизма. Сохранилась также часть интерьеров времён Людовика XV, созданных в стиле рококо .

Огромный Версальский парк (1660-е гг.; архитектор А. Ленотр), созданный в правление Людовика XIV, – классический образец французского, или регулярного, парка. Его территория разбита на правильные геометрические фигуры боскетами (кустарниками, выстриженными в виде ровных стенок), газонами и гигантскими водными зеркалами бассейнов, заключёнными в идеально квадратные, круглые или шестиугольные обрамления. Центральная планировочная ось ансамбля является его смысловым стержнем. Она проходит строго через центральную часть дворца, где находились покои Людовика XIV. С одной стороны её продолжает дорога на Париж, с другой – главная аллея парка. На центральной оси расположен фонтан «Колесница Аполлона» – бога, олицетворявшего Людовика XIV, «короля-солнце». Парк, фасады дворца, расположенные слева и справа от оси, построены по законам симметрии. Сад украшают оранжерея, цветники, фонтаны и скульптуры.


Версальский парк включает в себя также ансамбли Большой Трианон (1678-88; архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. Де Котт) и Малый Трианон (1762-64; архитектор Ж. А. Габриель). Последний построен при Людовике XVI для королевы Марии Антуанетты в стиле раннего классицизма 18 в. Рядом с ним – очаровательный пейзажный парк (1774; архитектор А. Ришар) с озером и декоративной деревушкой с мельницей и молочной фермой (1782-86; архитектор Р. Мик). Ансамбль Версаля, проходившие там блестящие праздники, стиль придворной жизни французских королей оказали огромное влияние на европейскую культуру и архитектуру 17–18 вв.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Версаль" в других словарях:

    Версаль - Версаль. Дворец. ВЕРСАЛЬ (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Версай, город во Франции, юго зап. пригород Парижа, адм. ц. деп. Ивелин. Вырос около охотничьего замка, основанного Людовиком XIV в 1661 г., но название упоминается уже в 1074 г.: apud Versalias около Версаля, совр. Versailles. Название… … Географическая энциклопедия

    версаль - я, м. Versaille. Дворец резиденция фр. королей недалеко от Парижа. Образец для подражания современных монархов Европы. Рассматривался как центр утонченности, тонкой и льстивой дипломатии и т. п. Парафразом Версаля, во всяком случае в отношении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Версаль - (Одесса,Украина) Категория отеля: Адрес: Дворянская Улица 18, Одесса, 65000, Украина … Каталог отелей

    Версаль - (Обнинск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Курчатова 41, Обнинск, Россия … Каталог отелей

    - (Versailles) главный город французского департамента Сены иУазы, в 19 км на юго запад от Парижа, на безводной возвышенности,соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Версаль - (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Пихтовый Мыс 1, Домбай, Россия, О … Каталог отелей

    - (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв.: обширный дворец (длина… … Современная энциклопедия

Версаль - это прекрасный дворцово-парковый ансамбль Франции, на родном языке название столь известного исторического достояния звучит так - Parc et ch 226; teau de Versailles, данное место является бывшей резиденцией французских королей в городе Версаль, сегодня это пригород Парижа, центр туризма мирового значения, здесь ежедневно рекордное количество посетителей. Версальский дворец самый большой дворец в Европе. Версаль является главным городом департамента Сены и Уазы, и расположен в 17-ти километрах от столицы Франции, и является пригородом Парижа.

В 1623 году Версаль был очень скромным охотничьим замком, построенного по желанию Людовика XIII из камня и кирпича, и покрыт кровельным сланцем. Охотничий замок сейчас находился в том месте, где мраморный двор. Годами позже Версаль строился под строгим присмотром и руководством короля Людовика XIV с 1661 года, и стал художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма, и своеобразным памятником эпохи «Короля-Солнца». Над нынешним произведением искусства работали известные, в те времена, ведущие архитекторы - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а создателем парка стал ландшафтный дизайнер - Андре Ленотр. Дворцовый ансамбль Версаля является самым крупным в Европе, он отличается гармонией архитектурных форм, уникальной целостностью замысла и преобразованного ландшафта. С конца XVII столетия Версаль был образцом для парадных загородных резиденций европейской монархии и аристократии, но так и никто не смог повторить великий шедевр. Со временем вокруг дворца возник город.

Версаль - это часть истории развития и возрождения Франции. Он был официальной резиденцией королевской семьи с 1682 года аж до Великой французской революции -1789 года. Позже, в 1801 году Версальский дворец получил статус музея и был открыт для посещения жителей Франции и приезжих; а в 1830 году музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; потом во дворце открыли Музей истории Франции в 1837 году. Версальский дворец и парк были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

С данным местом связано очень много значимых событий в истории Франции и, впрочем, всего мира. XVIII столетие было для резиденции местом подписания договоров, в Версале было подписано много международных договоров, одним из них был в 1783 договор о завершении Войны за независимость в США. 26 августа 1789 года, Национальным Учредительный собранием была принята Декларацию прав человека и гражданина, это самый важный документ Великой французской революции. Потом в 1871 году во время Франко-прусской войны, Франция признала свое поражение, и Версаль стал местом провозглашенья Германской империи. В 1875 году была провозглашена Французская республика. А 1919 год стал завершающим для Первой Мировой Войны, в Версальском дворце был подписан мирный договор, который положил начало политической системе послевоенных международных отношений - Версальская система.

Версальский дворец славится своими садами, по их территории разбросано множество террас, которые уходят вниз, по мере удаления от дворца. Клумбы, оранжерея, газоны, бассейны, фонтаны и многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. Парк украшают большое количество фонтанов. Одним из красивейших является - Фонтан Аполлона, где Тюби изобразил колесницу античного бога, запряженную четверкой коней, которые царственно и стремительно выходят из воды, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Площадь парка и садов составляет 101 га, длина паркового фасада дворца - 640 м., длина Зеркальной галереи в центре дворца - 73 м, ширина: 10,6 м, высота: 12,8 м. В Версале насчитывается 17 окон с видом на парк и симметричных зеркал на противоположной стене.

Версаль – это дворцовый комплекс, славившийся своими архитектурными строениями.

Главный Дворцовый Комплекс - это резиденция королевской семьи, представляет собой прекрасный образец французского классицизма. С полукруглой Оружейной площади открывается прекрасный вид на дворец с его тремя дворами: Двором Министров, с конной статуей Людовика XIV в глубине. Королевским двором, доступ сюда был доступен только королевским каретам, и Мраморным двором, окруженным старинными корпусами охотничьего замка Людовика XIII.

Главные достопримечательности Версаля: Салон Венеры, Королевская часовня, Салон Аполлона и Зал Зеркал, или Зеркальная галерея, 17 огромных зеркал которого, расположенных напротив высоких окон, наполняют пространство светом, зрительно раздвигая стены. Опера, созданная Габриелем в 1770 году по случаю венчания Людовика XVI с Марией-Антуанеттой: помещение овальной формы украшено позолоченной деревянной резьбой по голубому фону.

В галерее военных битв находится 30 эпических живописных полотен, посвященных торжеству французского оружия. Вдоль стен установлены бюсты 82-х полководцев, а на 16 бронзовых пластинах выгравированы имена героев.

Большой Трианон - дворец из розового мрамора, построенный Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - дворец, построенный королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона.

До Версаля можно доехать с вокзала «Gare Montparnasse» на электричке, и на метро «Montparnasse Bienvenue» – это двенадцатая линия метро. Выход на вокзал прямо из метро, ехать надо до остановки Versailles Chantiers, это займет приблизительно 20 минут. Потом пешком еще 10-15 минут и Вы в величественном дворцовом комплексе Франции – Версаль. Билет на транспорт стоит 5 евро туда и обратно.

Замок посещают начиная с мая и по сентябрь, со вторника по воскресенье с 9:00 утра до 17:30. А фонтаны работают с начала апреля по начало октября по воскресеньям, а с 1 июля по 30 сентября и по субботам. Ежегодно Версаль принимает 4 000 000 посетителей.

И вообще по дворцам Франции мы не можем не заглянуть в самый наверное известный дворцово-парковый комплекс Франции. Пусть он всем известен, вы много о нем слышали, но давайте все же виртуально заглянем и туда на пару минут.

Версаль — это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым — ему всего три с половиной века. Дворец и парк Версаля — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа. Но давайте обо всем подробнее...

Упоминание о Версале впервые появилось в хартии 1038 года, выпущенной аббатством святого Петра. В ней говорилось о некоем сеньоре Гуго Версальском - владельце небольшого замка и прилегающих к нему территорий. Возникновение первого населенного пункта - маленькой деревушки вокруг замка - обычно датируют серединой 11 века. Другая деревушка вскоре выросла вокруг церкви святого Юлиана.

13 век (в особенности годы правления Людовика Святого) для Версаля, как и для всей Северной Франции, стал веком благополучия. Однако последовавшее затем 14 столетие принесло с собой ужасную эпидемию чумы и Столетнюю войну между Англией и Францией. Все эти напасти привели Версаль в весьма плачевное состояние: к концу 14 века численность его населения насчитывала чуть более 100 человек. Оправляться он начал лишь в следующем 15 веке.

Версаль как архитектурно-парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним архитектором подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV . Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с населением около 500 человек, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII , архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль.

Около нее находился средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Но вскоре этот замок был перестроен архитектором Лемерсье по распоряжению короля. В это же время Людовик XIII приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В середине 16 века единственным версальским сеньором стал Марциал де Ломени - министр финансов при короле Карле IX. Карл даровал ему право на проведение в Версале четырех ежегодных ярмарок и открытие еженедельного рынка (по четвергам). Население Версаля, который по-прежнему представлял собой небольшую деревушку, составляло в это время около 500 человек. Однако французские религиозные войны между католиками и протестантами привели к скорой смене сеньориальной династии. Марциал был арестован за свои симпатии к гугенотам (французским протестантам) и брошен в темницу. Здесь его посетил герцог де Рец, Альберт де Гонди, давно вынашивавший планы по захвату версальских территорий. Путем угроз он заставил де Ломени подписать бумагу, согласно которой последний уступал ему Версаль по ничтожно низкой цене.


В начале 17 века в Версаль начал частенько наведываться король Людовик XIII, которому доставляло большое удовольствие охотиться в здешних лесах. В 1623 году он повелел возвести небольшой замок, где охотники могли бы останавливаться на привал. Эта постройка стала первым королевским дворцом в Версале. 8 апреля 1632 года Людовик XIII полностью выкупил сеньорию у последнего версальского владельца Жана-Франсуа де Гонди за 66 000 ливров. В том же самом году король назначил своего камердинера Арно управляющим Версаля. В 1634 году архитектору Филиберу ле Рою было поручено перестроить старый версальский замок в королевский дворец. Впрочем, несмотря на происходившие изменения, к концу правления Людовика XIII Версаль не сильно изменил свой внешний вид. Он, как и прежде, представлял собой небольшую деревушку.

Все переменилось с восшествием на престол короля - солнца, Людовика XIV. Именно в годы правления этого монарха (1643-1715) Версаль превратился в город и любимую королевскую резиденцию.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что в 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа — на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV , что он никак не мог смириться с мыслью, что они — не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фукэ, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале — около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.


В 1673 году было принято решение о сносе старых версальских построек, включая церковь. Новый собор святого Юлиана был возведен на её месте в 1681-1682 гг. 6 мая 1682 года Людовик XIV вместе со всем своим двором переместился из Парижа в Версаль. Это стало переломным моментом в истории города. К первой четверти 18 века (т.е. к концу правления Людовика) Версаль превратился в роскошную королевскую резиденцию, а численность его населения составила 30 000 жителей.

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако, после смерти кардинала Мазарини , Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар , крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886).


Adam Frans van der Meulen - Construction of the Château de Versailles

На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.


Кликабельно

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно — художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV , правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

После смерти короля-солнца Филипп Орлеанский, ставший регентом при малолетнем Людовике XV, решил переместить французский двор обратно в Париж. Это стало заметным ударом по Версалю, который незамедлительно потерял около половины своих жителей. Однако все вернулось в прежнее состояние, когда в 1722 году повзрослевший Людовик XV снова переехал в Версаль. При его преемнике Людовике XVI городу пришлось пережить немало драматических моментов. По прихоти судьбы эта роскошная королевская резиденция должна была стать колыбелью Великой французской революции. Именно здесь в 1789 году собрались Генеральные штаты, и здесь же 20 июня 1789 года депутаты от третьего сословия принесли торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будут приняты их требования о политических преобразованиях во Франции. Сюда же в начале октября 1789 года из Парижа прибыла толпа разгоряченных революционеров, которая, захватив дворец, вынудила королевскую семью вернуться в столицу. После этого Версаль вновь стал стремительно терять население: его численность снизилась с 50 000 человек (в 1789 году) до 28 000 человек (в 1824 году). Во время революционных событий из Версальского дворца была вынесена практически вся мебель и ценности, однако само здание не было разрушено. В период правления Директории во дворце были проведены восстановительные работы, после чего здесь разместился музей.

Людовик XVI , наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки-Бурбоны передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям. Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.


Создателями дворца были не одни Луи Ле Во и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля — от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа — продолжалось около двух веков (1624-1830).


В ходе наполеоновских войн Версаль дважды захватывался прусскими войсками (в 1814 и в 1815 гг.). Вторжение пруссаков повторилось ещё раз во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Оккупация длилась 174 дня. В Версальском дворце, избранном прусским королем Вильгельмом I в качестве временной резиденции, 18 января 1871 года было объявлено о создании Германской империи.

В 20 веке Версалю также не раз доводилось становиться свидетелем крупнейших международных событий. Именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор, поставивший точку в Первой мировой войне и положивший начало Версальской системе международных отношений.

Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

В годы Второй мировой войны Версаль был оккупирован немецкими войсками. Кроме того, городу пришлось пережить несколько жестоких бомбардировок, жертвами которых стали 300 версальцев. Освобождение Версаля состоялось 24 августа 1944 года, и было осуществлено французскими войсками под командованием генерала Леклерка.

25 февраля 1965 года вышел правительственный декрет, согласно которому Версаль должен был быть превращен в префектуру нового департамента Ивелин, официальное создание которого произошло 1 января 1968 года.

На сегодняшний день город сохраняет за собой этот статус. Являясь одним из самых притягательных туристических мест, Версаль по праву гордится своей историей и архитектурными памятниками. В 1979 году дворец и парк Версаля были официально включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Pierre-Denis Martin - View of Versailles


Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией". Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину.



Версаль открыт для посетителей

в мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.
фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Как добраться - Версаль

До Версаля идут поезда (электрички) с вокзала "Gare Montparnasse", метро Montparnasse Bienvenue (12-ая линия метро). Вход на вокзал сразу из метро. Следуйте до остановки Versailles Chantiers. Время в пути 20 минут. Стоимость билета в оба конца 5.00 евро.

Выход из вокзала по направлению "Sortie" (выход), далее следуйте прямо. Дорога приведет вас к дворцу через 10 - 15 минут.




Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, - это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции.

Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать “Король-Солнце”, историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним - поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.


Регулярный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.


Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж. 5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером - Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев. Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака - широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.