Век происхождения деревянной посуды ковш. Русская деревянная посуда. Деревянная посуда Руси. Особенности деревянной посуды

Стала настолько привычной, что они уже не могут представить, что посуда может быть и более удобной, и более красивой. А ведь таковой она действительно может быть. Наши предки на протяжении тысяч лет пользовались эстетичной, экологически чистой и обладающей очень низкой теплопроводностью утварью – деревянной . Даже наполнив такую тарелку горячими щами или борщом, Вы сможете свободно взять её в руки – поверхность становится приятно теплой, но не раскаленной, так что Вы совсем не обожжётесь. При этом продукты в деревянной посуде остаются горячими значительно дольше, чем в керамической.

Многие могут возразить, мол, в древности славяне использовали как деревянную , так и глиняную (то есть керамическую) посуду . Но посуда из глины была заметно более дорога, поэтому и менее распространена; и использовалась она скорее только в обрядовых целях. А посуду из кедра использовали в повседневной жизни.Она обрабатывалась льняным маслом, в целях предотвращения процессов гниения и её лёгкого мытья. У славян было принято использовать на кухне множество изделий из дерева: кружки, скалки, пиалы, тарелки, миски и так далее. Так, кедровые тарелки применялись для горячих и вторых блюд, из пиал пили. Более того, некоторые привычные на кухне вещи и на сегодняшний день изготавливаются исключительно из дерева. Например, тяжело представить себе такую привычную и заурядную вещь, как деревянная скалка, изготовленной из какого-то другого материала. Пластик для этого совершенно не подходит, как и металлы. Поэтому покупка скалки из дерева несомненно станет удачным решением. Кроме того, как показывают современные испытания, на деревянной поверхности бактерии, вызывающие быструю порчу продуктов, развиваются значительно медленнее, чем на пластиковой.

Некоторые виды посуды у славян имели особое, историческое значение. Например, в стародавние времена соль на Руси ценилась очень высоко. Добывалась она с большим трудом, отчего и стоила огромных денег. Поэтому нет ничего удивительного в том, что солонки славянами изготавливались с большой любовью и тщательностью – ведь они должны были хранить этот драгоценный продукт, без которого еда не вкусна, мясо и рыба тухнет, а грибы и вовсе невозможно на зиму заготовить. Конечно, эти времена давно минули, но бережное отношение к соли сохранилось в русской культуре – не случайно до сих пор считается, что рассыпанная соль предрекает ссору и другие неприятности.

Не менее важную роль играл и орнамент, наносимый на посуду. Так, считалось, что узор «Цветок папоротника» предохраняет от сглаза. А следовательно, все питье, выпитое из кружки с таким орнаментом, однозначно шло на пользу владельцу. Охотники любили использовать кружки с нанесенными на них изображениями волков. Ведь этот прекрасный серый зверь был одним из наиболее распространенных тотемных животных у наших предков. И сегодня многие тысячи наших соотечественников очень любят их, чувствуя духовную связь с ними.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что посуда из дерева может стать не только приятным приобретением, но и великолепным подарком. Кто-то оценит оригинальность и изящество такого дара, а кто-то – совершенную безопасность и высокое качество. Как бы там ни было, ни одного человека не оставит равнодушным тарелка с тонкой росписью, солонка, подставка для горячего или даже обычная кедровая ложка с цветочным славянским орнаментом.

Пища из такой посуды - это несомненно безопасное питание Вашей семьи.

Мастера Артели «РадогастЪ» изготавливают посуду самостоятельно и вручную, без привлечения копировальных устройств. Это делает данные изделия уникальными и аутентичными. При изготовлении используется специальная, тщательно отобранная древесина – кедр или береза. Разумеется, никакие токсичные и опасные для жизни людей красители не используются. Только качественные краски, которые не только долгое время сохраняют яркость и красоту, но и совершенно безвредны даже для людей, страдающих от аллергии.

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Цели:

  • расширить представления детей о разнообразии видов посуды;
  • познакомить учащихся с разными промыслами;
  • обобщить знания о истории посуды на Руси;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • воспитывать любовь к истории;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;
  • развивать речь, память, воображение, дисциплинированность, кругозор и творческие способности.

Оборудование: кроссворд, выставка разной посуды, плакаты по промыслам, музыка –хороводная, видеокассета «Гончарное дело», конверты с деталями посуды и орнаментами, рисунки детей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Учитель: – Сегодня мы завершаем наш проект. Вначале нашего путешествия разгадаем кроссворд.

2
1 5
6
3 4
  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.(супница)
  2. Он пыхтит, как паровоз
    Важно кверху держит нос.
    Прошумит, закипятится –
    Пригласит чайку напиться.(самовар)
  3. Купили новенькое,
    Такое кругленькое,
    А все в дырках. (сито)
  4. Не бык, но бодает,
    Не ест, а еду хватает.
    Что схватит, отдает,
    Сам в угол идет.(ухват)
  5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.(поднос)
  6. На голове пуговка,
    Одна рука, да и та на спине.(чайник)

В выделенных строчках появилось слово. Прочитайте его.(посуда)

В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда - обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

3. Новый материал.

Учитель: - Представьте, что мы оказались в древней Руси.

Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

Ученик:

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!
Золотая, золотая, золотая Хохлома!
Деревянная посуда – золотом кайма!
Ковшик яркий, расписной,
Какой он знаменитый,
Не достать его рукой – высоко висит он.
Но вижу листик золотой,
На веточке смородины,
Он шлет мне пламенный привет
От моей малой Родины!

Учитель: - Сейчас мы послушаем об уникальном не только в России, но и в мировом народном декоративном искусстве – о Хохломе.

Ученик: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки пошла слава, до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

4. Хоровод (дети в два круга)

5. История керамической посуды.

Учитель: - Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами. Посмотрите как появляется из комочка глины кувшин.

6. Видеокассета: Гончарное дело.

Учитель: -Давайте послушаем о глиняной посуде.

Ученик: Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины. Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе. Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году. Московский купец Афанасий Гребенщиков уже несколько лет интересовался белыми глинами, изучал их месторождения и свойства, вынашивая мечту создать российский фарфор. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, и он выдал секрет фарфора. Однако хитрый китаец недоговорил весь секрет, и у нас не получилось создать фарфор. И тогда наш мастер Дмитрий Иванович Виноградов отправился за границу учиться этому ремеслу. Успехи Виноградова превзошли все ожидания. В 1753 в России началось производство фарфора.

Учитель: - Давайте на некоторое время тоже станем мастерами. На столах лежат конверты с элементами посуды. Каждая группа сейчас сделает свой вид посуды. /Приложение 1 /

7. Изготовление посуды из деталей .

Учитель: - Посмотрите на вашу посуду. Что вы скажите о ней? (не раскрашена)

Послушайте ребят, они расскажут, как можно украсить посуду.

Ученик:

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

Ученик: Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную.(плакат)

Учитель: Сейчас украсим вашу посуду, станем гжельскими мастерами.(ученики в группах выбирают нужные узоры и приклеивают их к заготовкам) /Приложение 2 /

8. История ложки.

Учитель: - Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Сейчас мы послушаем историю ложки.

Ученик: (держа большую деревянную ложку) /Приложение 3 / Я – такая незаметная, привычная… Но и у меня есть своя история! Послушайте. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Своим появлением на Руси обязана князю Владимиру. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами и париками у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление в Европе чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

Учитель: - Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас в группах напишите последствия, которые нас ждут. Один человек от группы зачитывает последствия. Подведем итог.

Ученик: Последствия исчезновения ложки:

  • употребление супов и каш стало бы проблематично;
  • помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;
  • сложности с меркой соли, сахара, уксуса, лекарств и т.д.;
  • риск инфекционных заболеваний (есть руками);
  • невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.
  • большие проблемы на природе, в походе.

9. Итог

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое, в дальнейшем мы еще будем узнавать много интересного. Мы сегодня говорили лишь о небольшой части.

Зачем человеку знать свое прошлое и прошлое всего того, что является попутчиком в жизни?

На нашей выставке есть необычный сосуд. Посмотрите на него. /Приложение 4 / Что это? (горшок) Когда я его увидела, то подумала о том, что жизнь у него была нелегкой, почему? Представьте себе, что он ожил. Что бы он смог рассказать нам? Вот вам небольшое задание: напишите небольшую историю и начните ее так: Я старый горшок…- Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы.

Не забывайте свое прошлое. Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. /

Посуда, представленная в разделе, приходит напрямую из мастерских. Формы вытачивают из массива березы, липы, можжевельника, дуба.

Некоторые изделия создаются поточно и при желании, вы можете заказать у нас большую партию посуды из дерева.

Отдельные экземпляры предоставлены от мастеров в ограниченном количестве, поэтому просим уточнять при оптовом заказе возможности поставки.

Преимущество деревянной посуды в ее экологичности, универсальности, практичности.

Какие виды изделий Вы приобретете в магазине РОС-АРТ?

Миски и салатники разных размеров отлично подходят для сервировки стола, подачи закусок. Поверхность прекрасно отшлифована и частички древесины не попадают в пищу.

Рюмки и бокалы приобретают на годовщину деревянной свадьбы. На внешней стороне можно написать поздравления, пожелания.

Ступки отлично подходят для трав, измельчения орехов, корнеплодов. Дерево хорошо моется, не впитывает запахи.

Разделочные доски разных размеров - универсальный вариант подарка.

Также в ассортименте представлены баночки, штофы, кружки, стопки, ладьи. Каталог постоянно расширяется, пополняется новинками. Формы выточены по старинным эскизам, обработка поверхности производится старым технологиям.

Особенности пород дерева:

Береза и сосна - прочная, плотная древесина соломенного оттенка. Идеально подходит для изготовления посуды, этот вид дерева предпочтителен для производства кухонных аксессуаров, столовых приборов.

Дуб считается одним из самых прочных. Дубовые миски, тарелки и баночки для сыпучих продуктов используются годами и не теряют своих свойств.

Посуда из можжевельника одна из самых приятных и универсальных. Великолепный запах можжевельника слышен слегка и создает радостное настроение на кухне. Фактура древесины интересно смотрится благодаря красочны переливам и теплым оттенкам.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.

К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий.

Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости.

Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее.

Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной

Хохломская посуда

Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной.

На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

Русские деревянные ложки.

Древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек. Например, ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки инкрустированные костью, моржовым клыком.

1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др.

Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова.

Русские деревянные ковши

Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Стожаров Владимир Натюрморт Лён

Тверские ковши выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Стожаров Владимир Натюрморт

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок

Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.