Тройка, семёрка, туз: основные числа еврейской метафизики - Эли Бар-Яалом. Тайна пиковой дамы: тройка, семерка, туз

С мужем мы прожили вместе немало лет. Всякое было: и хорошее, и плохое. Особенно никогда не шиковали, но и не бедствовали. Правда, супругу моему вечно с работой не везло. Только пристроится к делу, найдет, так сказать, хлебное место, обязательно что-нибудь случится… Всегда так было. Один раз Вася мой устроился на стройку, деньги хорошие получал и тут — на тебе! — ломает ногу. Не на работе, а дома: в выходной со стремянки упал. Времена тогда были суровые, трудовой кодекс не в почете, потому хозяин строительной фирмы вышвырнул мужа на улицу даже без выходного пособия: мол, у нас бизнес, а не богадельня.

Еще был эпизод… Служил муж буфетчиком на круизном речном судне. Тоже заработок неплохой плюс еще чаевые от туристов. Но вскорости стали вдруг продукты и напитки из буфета пропадать. Понятное дело — скандал. Старпом на мужа наехал — мол, куда добро сбагриваешь? Василий расстроился, не вынес оскорблений — в драку полез. Чуть его тогда не посадили, однако прошла гроза мимо. Но уволиться Васе все равно пришлось. А через пару лет узнаем из газет о разоблачении целой шайки расхитителей, которая в том пароходстве орудовала. Между прочим, старпом тот в заметке тоже фигурировал. В очередной раз пострадал Вася не по своей вине.

Впрочем, случай, о котором я вам хочу рассказать, иного рода. Тут муж целиком и полностью виноват. Врать не буду и супруга обелять тоже… Василию уже к пятидесяти было, когда приняли его на неплохую работу — кассиром-распорядителем в торговую организацию. Выездная торговля, целая сеть. Знаете так называемые ярмарки выходного дня? Наверняка посещали. Якобы там фермеры свои продукты продают. Так вот… Никакие это не фермеры. Это продавцы от разных крупных торговых фирм, которые и в магазины товары поставляют, и вот на таких рынках реализацией занимаются. Василий отвечал как раз за рыночную торговлю. Утром на складе выдавал продавцам товар, а вечером принимал остатки и выручку. Дело ответственное, но не слишком хлопотное: супруг мой вполне справлялся и всегда при деньгах был, еще и продукты по закупочной цене брал — домой приносил.

Надо заметить, что никаких вредных привычек за ним никогда не водилось: Вася даже не курил. При этом всегда был очень ответственным. Жила я как за каменной стеной, но время, как выяснилось, меняет людей…

Однажды вечером супруг позвонил домой и сказал, что задержится на работе. Такое случалось и прежде, поэтому я, сильно устав за день, спокойно отправилась спать. Той ночью мне приснился страшный сон: мои муж, сидя за широким столом, покрытым зеленым сукном, играет в карты с несколькими незнакомцами, Он сильно злится, переживает, пот ручьями течет по его лицу — видно, что проигрывает. Один незнакомец хладнокровно повышает ставку, двое других пасуют. Май муж раскрывает карты, и в следующий момент его оппонент со спокойной улыбкой сгребает все деньги со стола. Оказывается, у мужа вместо туза на руках была пиковая дама — все как у Пушкина в известной повести. Это было действительно так — выложенные Василием карты я прекрасно рассмотрела. И тут же ужаснулась. Гляжу я на своего любимого и не могу его узнать. Бешеный, ничего не понимающий взгляд устремляется в мою сторону, трясущимся пальцем он указывает на меня и кричит. «Ставлю ее на кон!» В этот момент я проснулась. Слезы текли по щекам, а нехорошее предчувствие терзало душу.

Утром вернулся супруг. Его было не узнать. Сначала решила, что он пьян, настолько неадекватно он себя вел. Однако алкоголем от него не пахло. Да он, повторю, вообще никогда не пил. Мне рассказывал, что однажды в юности поддал с товарищами и настолько сильно отравился, что с тех пор об алкоголе даже думать не мог. В общем, я не понимала, что происходит с Василием… А он на отрез отказывался идти на разговор. Заперся в ванной, воду включил — что хочешь, то и думай. Я все кулаки сбила, пока стучала, требуя выйти.

Через несколько часов Василий показался-таки из ванной комнаты, сел на кухне под окном, вздохнул и признался мне, что проиграл в карты огромную сумму казенных денег. Никакой дамы пик вместо туза там, конечно, не было. Думаю, муж просто нарвался на профессиональных картежников, а то и вовсе шулеров. Но факт остается фактом: колоссальную сумму, собранную тем вечером с продавцов, мужу пришлось отдать совершенно незнакомым людям. Василий плакал, говорил, что был как под гипнозом, а я сидела молча, оцепенев от ужаса. Вечером приехали какие-то страшные мужики, как я поняла — из фирмы, где супруг мой работал. Меж ними и мужем состоялся разговор на повышенных тонах. Я его полностью не слышала, но запомнила фразу, произнесенную одним из визитеров: «Делай что хочешь, но чтобы через неделю все деньги до копейки вернул».

Мы продали квартиру, но вырученного все равно не хватило, чтобы погасить долг. Тогда хозяин компании подключил к делу милицию. Василия арестовали, а через несколько месяцев осудили и отправили за решетку. Теперь я думаю, что это было к лучшему: ведь могли и убить — сами знаете, какие были нравы в конце девяностых! Недаром их называют лихими. Вот так мой жуткий сон полностью сбылся: муж предал меня, поставив на кон семейное благополучие.


Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семерка, туз — скоро заслонили в воображении Германца образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз — не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без пяти минут семерка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила. Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очарованной фортуны. Случай избавил его от хлопот. В Москве составилось общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского, проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги. Долговременная опытность заслужила ему доверенность товарищей, а открытый дом, славный повар, ласковость и веселость приобрели уважение публики. Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства. Нарумов привез к нему Германна. Они прошли ряд великолепных комнат, наполненных учтивыми официантами. Несколько генералов и тайных советников играли в вист; молодые люди сидели, развалясь на штофных диванах, ели мороженое и курили трубки. В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк. Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашнею улыбкою. Нарумов представил ему Германна. Чекалинский дружески пожал ему руку, просил не церемониться и продолжал метать. Талья длилась долго. На столе стояло более тридцати карт. Чекалинский останавливался после каждой прокидки, чтобы дать играющим время распорядиться, записывал проигрыш, учтиво вслушивался в их требования, еще учтивее отгибал лишний угол, загибаемый рассеянною рукою. Наконец талья кончилась. Чекалинский стасовал карты и приготовился метать другую. — Позвольте поставить карту, — сказал Германн, протягивая руку из-за толстого господина, тут же понтировавшего. Чекалинский улыбнулся и поклонился, молча, в знак покорного согласия. Нарумов, смеясь, поздравил Германна с разрешением долговременного поста и пожелал ему счастливого начала. — Идет! — сказал Германн, надписав мелом куш над своею картою. — Сколько-с? — спросил, прищуриваясь, банкомет, — извините-с, я не разгляжу. — Сорок семь тысяч, — отвечал Германн. При этих словах все головы обратились мгновенно, и все глаза устремились на Германна. «Он с ума сошел!» — подумал Нарумов. — Позвольте заметить вам, — сказал Чекалинский с неизменной своею улыбкою, — что игра ваша сильна: никто более двухсот семидесяти пяти семпелем здесь еще не ставил. — Что ж? — возразил Германн, — бьете вы мою карту или нет? Чекалинский поклонился с видом того же смиренного согласия. — Я хотел только вам доложить, — сказал он, — что, будучи удостоен доверенности товарищей, я не могу метать иначе, как на чистые деньги. С моей стороны я, конечно, уверен, что довольно вашего слова, но для порядка игры и счетов прошу вас поставить деньги на карту. Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который, бегло посмотрев его, положил на Германнову карту. Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка. — Выиграла! — сказал Германн, показывая свою карту. Между игроками поднялся шепот. Чекалинский нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо. — Изволите получить? — спросил он Германна. — Сделайте одолжение. Чекалинский вынул из кармана несколько банковых билетов и тотчас расчелся. Германн принял свои деньги и отошел от стола. Нарумов не мог опомниться. Германн выпил стакан лимонаду и отправился домой. На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошел к столу; понтеры тотчас дали ему место, Чекалинский ласково ему поклонился. Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на нее свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш. Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку. Все ахнули. Чекалинский видимо смутился. Он отсчитал девяноста четыре тысячи и передал Германну. Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился. В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом. Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз. — Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту. — Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его... — Старуха! — закричал он в ужасе. Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно. Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор. — Славно спонтировал! — говорили игроки. — Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом.

На вопрос Почему в повести Пушкина именно тройка, семёрка и туз были волшебными картами, а дама пик играла зловещую роль? заданный автором Примадонна Натали™ лучший ответ это Существует мнение, что А. С. Пушкин написал "Пиковую даму" как сугубо масонское упражнение после того, как сам был принят в масонскую ложу. Тройка, семерка, туз, упоминаемые в этом произведении - магические и масонские числа, которые Пушкин утверждает явными и скрытыми художественными средствами, чтобы создать нумерологическое действие, обладающее магической силой.
Почему именно такие карты выбрал Пушкин? Тройка – дух. Семерка – семь дней творения. А туз – это единица – начало мира.
Когда в “Пиковой даме ” в расстроенном воображении Германна карты обретают внеигровую семантику (“ тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком ”),- то это приписывание им значений, которых они в данной системе не имеют (строго говоря, таких значений не имеют и гадальные карты, однако сам принцип приписывания отдельным картам значений взят из гаданий) . Когда у Пушкина мы встречаем эпиграф к “Пиковой даме ”: “Пиковая дама означает тайную недоброжелательность ” , а затем в тексте произведения пиковая дама выступает как игральная карта - перед нами типичный случай взаимовлияния двух планов.
Здесь активизируются другие функции карт: прогнозирующая (“ что будет, чем сердце успокоится ”) и программирующая. Одновременно при гадании выступают на первый план значения отдельных карт. В рамках карточной игры каждая отдельная карта получает свой смысл по тому месту, которое она занимает в системе карт. Вне контекста значений карты представлялись Германну в таких образах вследствие болезненного азарта.

Источник:

Ответ от Yan Korchmaryuk [гуру]
Почти угадали. Поправляю: тройка черви, семерка пики, туз треф. Объясняю, почему. Для игры в штосс (фараон) использовалась покерная колода в 52 карты. Но она вторична, и восходит к т. н. "картам Таро", к их т. н. "малым или младшим арканам". Есть однозначное соответствие по мастям: черви = кубки или чаши, бубны = пентакли, пики = мечи, трефы = посохи или дубинки. У Пушкина, когда говорится о тройке, она сравнивается с прекрасной девушкой. тройка кубков в Таро - это три девушки с кубками. Гадательное значение - радость, счастье, удача. Цветок грандифлора, если кто его видел - это большой, 10 см в диаметре, кубок. И растут они купно, три цветка = тройка кубков. У Пушкина, когда говорится о семерке, она сравнивается с готическими воротами. Если кто видел готические ворота, их куполообразно-стрельчатая арка очень похожа на масть пик. Пушкин сравнивает семерку со временем: бе з пяти минут семерка. Семерка мечей в таро трактуется, как сумерки, раннее утро или ранний вечер. Значение - кража, предупреждение об опасности. У Пушкина туз сравнивается с пауком. Паук-крестовик - очен похож на туз треф. На некоторых колодах Таро дубинка у этого туза настолько сучковата, что напоминает паука с лапами. Значение карты - крайне рисковое и дорогое предприятие, или пан, или пропал, ва-банк на крупную сумму. На заднем плане карты - зАмок, дом, недвижимость. Владелец такого замка - несомненно, очень благополучный и богатый человек, "туз". Пиковая дама, или королева мечей в Таро - не просто умная и расчетливая женщина, но еще и освобождающая себя от долга, от обязательства. Привидение графин исполнило свое обещание в точности: туз выпал с л е в а, то есть на стороне Германна. То, что он "обдернулся" - это его собственная карма, подсознание наказало его за нарушение договора, за то, что он не женился на Лизавете. Еще хочу в тему отметить некоторые числовые закономерности. 2,3, ..9, 10, В=11, Д=12, К=13, Т=14. Карты, котрые бьются - девятка и валет=11, при линейной зависимости, следует ожидать короля=13. Король - посредине, между тузом=14 и дамой=12, по указ. мною ранее рангу в колоде. Германн играет "пароле", то есть удваивает ставки. Карты тоже удваиваются. Тройка*2=6, это почти 7. 6*2=12, это дама=12 по рангу. 7*2=14, как раз туз=14 по рангу. Предупреждения от карт нарастают: тройка позволила му вернуть ставку и удвоить ее, это маленькое счастье. Семерка учетверяет выигрыш, она почти разоряет Чекалинского, это несомненно кража и предупреждение - пора выходить из игры. Туз увосьмеряет выигрыш и разоряет Чекалинского (или Германна, что и случилось) абсолютно. На такие деньги вполне можно было купить поместье-замок, и стать тузом-помещиком. Но не повезло. Прямая аналогия со сказкой о "Золотой рыбке" Пушкина: там тоже нарастает волнение синего моря по экспоненте (геометрической прогрессии), и, в конце концов, жадная и глупая старуха - оказывается у разбитого корыта. А Германн - в сумасшедшем доме.


Ответ от Дождь. [гуру]
Тройка, семерка, туз = 21, "очко"! "Пиковая дама" в "червах" дает лишние 10 очков... Карточные игры...


Ответ от Ђео [гуру]
Ну, пиковая дама - это видимо намек на графиню, как бы месть за ее смерть, значение карты - злая женщина. Ну а тройка, семерка, туз - это основные числа еврейской метафизики (сразу приходит на ум масонство А. С.)
Поэт и мистик р. Шломо Ибн-Габироль (11 в. н. э.) написал стихотворение "Семь небес", в котором зашифровал своё представление о тайной метафизике мира. Оно начинается так:
Семи небесам не вместить Тебя,
Они не в силах возносить Тебя.
Любому творенью дано чтить Тебя,
Оно пропадет, но вечен Твой лик.
Мой Бог, Господь, Ты безмерно велик!
Сколь бы важными и могущественными не представлялись нам элементы сотворённого мира - семь уровней-небес, тройки первооснов мироздания, бесплотные существа высших порядков ("ангелы"), наконец, просто могущественные человеческие организации вроде партий и правительств - все они бесконечно меньше Того, Кто сотворил их. А Он - един, и Его не ограничивает никто и ничто.
Число же 21,считается в высшей степени благоприятным. В средние века его наделяли магическим свойством воздействовать на жизнь человека. В "Пиковой даме", где счастливые и вместе с тем роковые ТРОЙКА, СЕМЕРКА и ТУЗ, в сумме составляющие как раз 21 очко, являются символом фатальной удачи.

В первых строках Торы определяются три "действующих лица", которые будут сопровождать нас на протяжении всей истории. Это три числа - 1, 3 и 7. Понимание значения этих чисел поможет нам разобраться в картине мира, которую открывает нам Тора, и кое-что узнать и о нашей собственной жизни. Поговорим о них в том порядке, в котором пушкинская графиня называет их несчастному Герману.

а. Тройка

Число "три" считается особенным во всех традициях. Древние говорили, что мир стоит на трёх китах. Неудивительно: ведь треножник - самая устойчивая конструкция. Простейшая модель мира состоит из трёх частей: нижний мир, верхний мир и средний мир. Согласно еврейскому мировоззрению, нижний мир - зримый, материальный; верхний мир - мир идей, замыслов, планов; средний мир - взаимодействие между ними, благодаря которому и верхний, и нижний мир обретают динамичность и развиваются во времени.

Первые две строки Торы - Берешит /Бытие/ 1,1-2 - говорят: в начале сотворил Бог небо и землю; а земля была тоhу ва-бóhу - и Тьма над Бездной, и Дух Божий витает над поверхностью Воды .

Эти слова дают нам уникальную возможность заглянуть в творческую мастерскую Единого (тоhу ва-бóhу ; по Исраэлю Гительману, "материал для рассмотрения и раздумия" ) до начала процесса сотворения мира. Ещё не сказав первых слов "да будет Свет ", Всевышний приготовил основной принцип творения - принцип верха и низа ("небо и земля") и место для будущего мира - прообраз пространства ("Бездну"). В этом протопространстве Бог поместил три прообраза: Тьму - прообраз любой энергии, Воду - прообраз любой материи (конечно, это не вода в нашем понимании; названия служат для адекватной передачи метафизической информации читателю-скотоводу) и Дух Божий - прообраз любой души.

Впоследствии Бог создаст вселенную согласно этим прообразам, и всё в мире будет состоять из духа (нешама ), материи (гуф ) и энергии (оз ). Но число "три" не заканчивает на этом свою магическую деятельность.

Возвращаясь к модели "нижний мир-верхний мир", мы можем сказать, что дух-материя-энергия - основной треугольник нижнего мира, мира предметов и событий. А из чего состоит верхний мир, мир идей и планов? Тоже из треугольника: Истина (эмет), Закон (дин) и Гармония (шалом). Истина - то, что есть сейчас. Закон - то, что должно быть. Гармония - соотнесение одного с другим.

Пророк Зехария называет эти три вещи как человеческие добродетели ; р. Шимъон бен Гамлиэль II комментирует, что они - первоосновы мироздания, и мудрецы Талмуда обсуждают свойства этих первооснов . Но впервые, скорее всего, эта троица - не названная по именам - встретится нам уже в первой книге Торы, в качестве трёх таинственных гостей Авраама и Сары, к которым - всем троим - Авраам обращается, как если бы они были Единым Богом . Авраам не поклоняется им, как идолам: он видит за всеми тремя одного Творца, чья воля выражается через эти три принципа.

Такая троичность проявления Бога, заметная любому, кто чувствует Его присутствие, приводит к тому, что некоторые (нееврейские) духовные пути формулируют саму суть Бога как троичную: например, христиане описывают Бога как "единого в трёх лицах", а индуисты - как триединого Брахму-созидателя, Вишну-хранителя и Шиву-разрушителя. По сути дела, эти духовные пути описывают то же самое, о чём говорит Тора; но нам будет правильнее сказать, что Сам Бог - один и един, а вот Его проявление в мире основывается на принципе троичности.

Троичность мы видим не только в "нижнем" треугольнике дух-материя-энергия и в "верхнем" треугольнике истина-закон-гармония . Эти треугольники порождают несметное число других троек. Например, мы только что упомянули Авраама, праотца еврейского Учения. Но, чтобы зародилось Учение, было недостаточно одного Авраама: его сын и внук также считаются праотцами. Авраам, Ицхак, Яаков - сами по себе треугольник. Кроме того, они являются метафизическим воплощением некоторых основных треугольников. Назовём два из них: развитие-поддержание-рост и хесед-гвура-рахамим .

Треугольник развитие-поддержание-рост описывает работу любого успешного проекта. Развитие - качественное изменение, возникновение чего-то нового: так Авраам внёс в мир идею служения Единому. Поддержание - стабильность, которая даёт достигнутым свойствам укорениться в проекте и не даёт им исчезнуть: так Ицхак , никогда не покидавший Ханаана, не привнёс ничего нового в учение отца, но обеспечил его сохранность для следующих поколений. Рост - увеличение и расширение достигнутых качеств, необходимое перед новым развитием: так Яаков превратил небольшую семью в большое племя . После стадии роста наступает время нового развития, нового Авраама; таким "новым Авраамом", родившимся у Яакова, оказался Йосеф.

Другой треугольник - хесед-гвура-рахамим - описывает состояния энергии. Хесед - всё, что течёт, движется: вода - хесед, любовь - хесед, дальняя дорога - хесед (и Авраам - хесед). Гвура - всё, что удерживает хесед в рамках, преграждает его бесконтрольное течение: стакан - гвура для воды; брачный договор - гвура для любви; государственная граница - гвура для дальней дорогиИцхак - гвура для пути Авраама). Чем сильнее хесед, тем слабее гвура, а чем сильнее гвура, тем слабее хесед. Единственный путь увеличить и хесед, и гвуру - увеличить масштабность системы : это и есть рахамим , признак благосклонности и милости Бога к системе. Если заменить маленький стакан на больший (или чудесным путём превратить маленький сосуд в большой), он сможет вместить больше воды; духовный рост пары даёт мужу и жене сохранять и преумножать любовь друг к другу несмотря на прожитые вместе годы (и даже благодаря им), и брачный договор становится не помехой, а радостью. А для птицы нет государственных границ... Яаков - рахамим для пути Авраама: он дал возможность вырасти и хеседу (больше евреев, больше людей на Пути Единого) и гвуре (законы распределения функций между коленами Израиля, определённые благословением Яакова ).

Когда Авраам заключает договор с Единым, ему велено составить некую метафизическую фигуру, включающую в себя треугольную тёлку, и треугольную козу, и треугольного барана . Для чего? Напрашивается аналогия со строением Мишкана - переносного Храма Единого, созданного потомками Авраама в пустыне: как Мишкан был рабочей моделью мира , так и фигура из треугольников, которую создал Авраам, была рабочей (возможно, упрощённой) моделью мира.

Какой вывод мы можем сделать о числе "три"? Значение числа "три" не столько в какой-то конкретной тройке (Талмуд приводит ещё несколько основных троек, помимо тех, что мы назвали), сколько в том, что геометрия мироздания основывается на треугольниках .

Интересно сопоставить это свойство с принципом построения слов в языке иврит, на котором написана Тора. Корни слов в иврите, как правило, состоят из трёх букв: слова составляются путём подстановки этих букв в некие фиксированные шаблоны. Например, один и тот же шаблон порождает слова мишмар (охрана), михтав (письмо) и мишпат (суд). Другой шаблон с теми же корнями порождает слова нишмера (она была сохранена), нихтева (она была написана) и нишпета (она предстала перед судом). И корней, и шаблонов очень много: постоянным остаётся лишь принцип троичности и роль, которую играет каждая буква в тройке.

Примечательно, что по всем древним рисункам менора - священный светильник Храма, символ мироздания - покоилась на треножнике, то есть опять-таки на троичной основе.

Менора на треноге. Тверия, талмудическая эпоха

б. Семёрка

Из триединого основания меноры вырастает семь подсвечников. Из трёх букв ивритского корня слова получаются согласно семи глагольным формам . Из трёх первооснов Единый творит мир в течении семи этапов - Дней Творения, и на каждом из этапов мир становится сложнее, пока не достигает своей нынешней структуры - семи уровней мироздания, "семи небес" (впервые эта структура предлагается в Талмуде, тр. Хагига, гл. 2). Нижний из них - материальный, зримый уровень предметов и событий. Верхний, седьмой - уровень генерального плана мироздания. Средний, четвёртый - уровень взаимодействия низа и верха, уровень действия.

Как нам понять смысл каждого из этих уровней? Легче всего сделать это на примере человеческого тела (недаром р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон из Любавичей говорил, что человеческое тело является комментарием к Торе). Человек по структуре подобен миру (каббалисты называют человека олам би-зъэйр-анпин - микрокосм). В теле человека тоже присутствуют семь уровней, отражающих семь уровней мироздания ; в центре каждого уровня - биоэнергетический центр (индусы называют эти центры чакрами ).

Назовём эти центры с седьмого по первый, чтобы у нас была некоторая интуиция относительно семи уровней в целом:

7. Темя (то место, которое еврейские мужчины накрывают ермолкой-киппой ): связь с надсистемой, ощущение предназначения, прозрение свыше.
6. Лоб ("третий глаз" восточных традиций): духовное зрение, память, знания, вера.
5. Горло: самовыражение, управление, программа поведения, ответственность.
4. Сердце: взаимодействие, любовь, дружба, связь между людьми .
3. Живот (солнечное сплетение): воля, собранность, общее здоровье, ритм жизни, энергия.
2. Низ живота: эмоции, интуиция, ощущения, влечения.
1. Основание позвоночника: основные инстинкты, связь с материальным миром, желание жить.

Теперь мы можем попытаться представить функции уровней всего мироздания:

7. Генеральный план, выход в надсистему, первичный замысел Бога, идея.
6. Информация, структура, видение, знание; иерархия, система приоритетов, шкала ценностей.
5. Управление, ответственность, распределение ресурсов и задач.
4. Взаимодействие, решение, привязанность, постоянная работа.
3. Ритм, воля, владение, варианты выбора, энергетика (сюда относится понятие жертвоприношения).
2. Ощущения, эмоции, порывы; неплотные "тени" предметов и событий (сюда относится то, что в быту называют "экстрасенсорика", в т.ч. предчувствия, интуиция и т.д.), фильтры, разделяющие желания по качественности.
1. Реальность: предметы и события; ресурсы.

Нетрудно увидеть, что нижние уровни симметричны верхним: реальность (1) - идея (7); ощущение (2) - информация (6); воля (3) - управление (5). Такая симметрия - иллюстрация простой и важной истины: всё - от Бога . И материальное, и идеальное - от Него. И плоть, и дух - от Него. И низ, и верх святы, и один не может без другого; оба они пересекаются на четвёртом уровне, и только там возможно настоящее действие .

Любая ситуация, любая проблема становится более доступной, если её разложить на части. Наша метафизическая система предлагает общий способ разбиения проблемы на семь уровней. Рахель Спектор предлагает анализировать любую проблему следующим образом. Вначале мы проходим седьмой и первый уровни - задаём себе вопросы "входит ли решение проблемы в мою жизненную задачу?" (7-й) и "могу ли я, принципиально, физически, решить эту проблему?" (1-й). Если этот круг пройден, мы входим в следующий круг - шестой и второй уровни, задавая себе вопросы "какая часть проблемы, с точки зрения моего знания и видения, по моей шкале ценностей и приоритетов, объективно важнее?" (6-й) и "какая часть проблемы (эмоционально) больнее" (2-й). Таким образом мы установим порядок приоритетов, и перейдём к пятому и третьему уровням: здесь мы задаём себе вопросы "как (с точки зрения организации, взаимосвязи и т.д.) стоит выполнять задачу?" (5-й) и "как (с точки зрения затрат энергии) эффективнее всего её выполнять?" (3-й). Если мы ответили и на эти вопросы, мы можем перейти к последнему кругу: к выполнению плана (4-й уровень). По мнению Рахель Спектор, именно на этом уровне проявится сверхъестественное присутствие Единого: если мы всё сделали правильно и вложили свои усилия, Он даст нам возможность справиться с поставленной задачей. Это соответствует принципу "усилие снизу влечёт за собой усилие Свыше" .

в. Туз

Поэт и мистик р. Шломо Ибн-Габироль (11 в. н.э.) написал стихотворение "Семь небес", в котором зашифровал своё представление о тайной метафизике мира. Оно начинается так:

Семи небесам не вместить Тебя,
Они не в силах возносить Тебя.
Любому творенью дано чтить Тебя,
Оно пропадет, но вечен Твой лик.
Мой Бог, Господь, Ты безмерно велик!
(перевод Аллы Хананашвили)

Сколь бы важными и могущественными не представлялись нам элементы сотворённого мира - семь уровней-небес, тройки первооснов мироздания, бесплотные существа высших порядков ("ангелы"), наконец, просто могущественные человеческие организации вроде партий и правительств - все они бесконечно меньше Того, Кто сотворил их. А Он - един , и Его не ограничивает никто и ничто. И там, где, казалось бы, ничего не может помочь, Он может даровать неожиданную надежду и помощь.Как сказано в 23-м псалме Давида: даже если пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною.

г. Пиковая дама?

Разумеется, три числа, о которых мы говорили здесь - не единственные, обладающие мистическими свойствами. Математики говорят, что нет неинтересных натуральных чисел : так же и мы можем сказать, что не существует чисел не-магических. Принцип низа и верха, с которого мы начали, порождает число 2 и всё, что с ним связано (правое-левое, женское-мужское, жизнь-смерть, выбор зла-выбор добра и т.д.).

Мы показали метод анализа ситуации, в котором различаются четыре круга: седьмой-первый [основная идея/существующий мир], шестой-второй [знания/чувства], пятый-третий [управление/энергоресурсы], четвёртый [действие]. Эти круги напоминают четыре "мира" классической каббалы (соответственно мир идей, мир творения, мир созидания и мир действия).

Десять - общее число первооснов, отростков меноры: сумма трёх и семи . Десять казней египетских, десять заповедей, десять основ-сефирот классической каббалы (обычно деление "десяти" на "три" и "семь" достаточно заметно ) .

Это - больше, чем просто игры с числами: это сопоставление геометрических моделей Вселенной . Поскольку система, которая излагается здесь, с одной стороны, имеет своё обоснование в Торе, а с другой стороны, отличается от традиционных (лурианских) каббалистических представлений о еврейской метафизике, важно понять, что между этими системами сохраняется явное сходство: в конце концов, они должны помочь нам жить и развиваться в одном и том же мире.
Примечания :

Интересно, что Сефер Йецира, один из старейших каббалистических трактатов, вместо четырёх первооснов античной философии (вода, воздух, земля, огонь) опирается на три (вода, воздух, огонь). А трёхслойное мироздание во многих (нееврейских) мифологиях понимается проще: в верхнем мире живут боги, в нижнем - нечисть, а в среднем мире (мидгард - средиземье) - люди.
"Маасэ-Решет" гл. Лех-леха , п. 5.
.
Ср. , п. 1.
, п. 4). Одеяние великого коэна состоит из семи частей, назначение которых (среди прочего) - овеществление связи между каждым из уровней в человеке и в мире.
В каждой "семёрке" кроются "тройки". При описании семи уровней человеческого организма уместно привести один такой пример - "тройка познания": хохма - бина - да"ат .
Хохма - познание : информация, поступающая в сознание извне. Пример: информация о том, как реагирует автомобиль на поворот руля, нажатие на педали и переключение коробки передач.
Бина - осознание : превращение этой информации в программу поведения. Пример - управление автомобилем: человек понимает, как он должен себя вести, чтобы его машина ехала так, как надо и туда, куда надо.
Да"ат - знание : интеграция программы поведения в природу человека. Пример - опытный водитель не думает, на что нажимать: он это просто знает.
Согласно Евгению Гангаеву, хохма соответствует 6-му уровню ("знать головой"), бина - 5-му (уметь использовать знание), а да"ат - 4-му ("знать сердцем").
Этот принцип восходит к "Зохару" (Зохар гл. Лех-леха).
Рахель Спектор на занятии бейт-мидраша "Маген" продемонстрировала этот метод на примере конкретной проблемы: "человек находится в цейтноте, поскольку взял на себя большую работу, а времени мало". Герой её примера понимает, что вместо 20 проблем в день он должен ограничится тремя, и вырабатывает критерии, согласно которым он выбирает, какие именно проблемы будет решать он сам, а какие - перебросит на других сотрудников (ср. , п. 2). Разбор этой или любой другой проблемы по описанной методике можно проделать самостоятельно. Ещё один метод анализа проблемы - снизу вверх, от первого уровня к седьмому - описан в , п. 5.
Допустим, что существуют неинтересные натуральные числа. Тогда среди них есть одно наименьшее. Пусть Х - наименьшее неинтересное число. Но ведь это очень интересно! Значит, Х - интересное число. Противоречие! Значит, неинтересных чисел не бывает, что и требовалось доказать. (Математический фольклор; автор не установлен, но это - разновидность т.н. парадокса Берри-Рассела).
Например, десять казней делятся на семь казней главы "Ваэра" и три казни главы "Бо": .
Не стоит обижаться за число 12 и другие важные числа - им тоже есть место в нашей системе, но не нашлось места в этой статье.

(Данная статья не является правдой в последней инстанции, но всего лишь предположением).

Помните друзья сюжет А. С. Пушкина «Пиковая дама»? Молодой военный инженер Германн ведёт скромную жизнь и копит деньги, он никогда не берёт в руки карты и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла в карточную игру крупную сумму. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась. Германна потрясла эта история до такой степени, что он решается на отчаянный шаг. Молодой человек соблазняет воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к старухе, принимается мольбами и угрозами выведывать у неё заветную тайну. Увидев Германна, вооруженного пистолетом, графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня временами смотрит на него. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для мужчины навязчивой идеей.

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранные деньги, поставив по совету своей бабки на три карты, некогда подсказанные ей самим Сен-Жерменом. Голицын утверждал, что это было на самом деле!

Становится всё интереснее и интереснее! Не правда ли, мои дорогие читатели? За первой тайной, сразу же открывается следующая, и она, обещаю, будет не последней загадкой в данной теме. Сколько раз, читая рассказ А. С. Пушкина, мы с вами задумывались, что обозначают карты: тройка, семерка, туз, пиковая дама? Какая страшная тайна скрывается в рассказе великого писателя? А ведь, действительно Пушкин зашифровал послание в этих заветных игровых картах для народа. Какое? Да, все очень просто. Он заранее обозначил дату своей смерти. Смотрите сами:

1) Туз – первая карта в колоде, значит, пишем 1

2) Тройка – 3

3) Семерка – 7

Последняя карта дама, то есть смерть поэта. Здесь, я прошу вас, дамы и господа, проявить смекалку, и обозначить женщину своими руками. Видите, вы рисуете в воздухе овал гитары, по-другому цифру 8. И что получается в итоге у нас? Гениальный русский писатель и поэт А. С. Пушкина в произведении «Пиковая дама» предсказал дату своей смерти – 1837 год! Что и требовалось доказать. «А, почему до этого, никто раньше вас не догадался, – спросите вы меня?» Правда, вы так считаете? Догадались многие, но ведь тайна всегда должна оставаться тайной, и люди читая рассказ «Пиковая дама», хочешь или не хочешь, но призадумались бы о том, что же на самом деле означают эти заветные карты в повести Пушкина? Может быть, действительно, писатель знал счастливую карточную комбинацию, при которой выигрыш игроку гарантирован?

Помимо зашифрованной информации с картами, существует второй смысловой ряд «Пиковой дамы», который я понимаю так! Счастливые карты (тройка, семерка и туз) – это литературный дар, которым владел Пушкин, а пиковая дама – это тайна (информация), ее выдал писатель своим читателям, и за это, он был убит на дуэли в 1837 году, а мог бы жить в достатке долгие годы.

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»

Его дама бита! Герман променял Лизу на колоду карт. Он не собирался выполнять основное условие, поставленное ему старухой: жениться на её бедной воспитаннице. Он обманул старую больную женщину и сам обманулся, хитрец играл и проиграл свою собственную жизнь. Уже целое столетие многие люди в мире ломают голову над главным вопросом романа Пушкина «Пиковая дама»: «Существует ли формула успеха в карточной игре или нет?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно, видимо, стать военным инженером Германном и прожить его нелегкую жизнь с самого рождения.

Хотел было я поставить на этой истории большую жирную точку, да не тут-то было. А что, если интерпретировать заветные карты Пушкина, таким вот образом? Смерть поэта произошла из-за порочного любовного треугольника:

Туз– Император России Николай 1 (тайный любовник жены Пушкина).

Дама– Наталья Гончарова.

Семерка – А. С. Пушкин.

Тройка – Дантес (провокатор царя).