Страны курского уезда в 18 веке. Тема XIV. Культура курского края: источники и традиции. в области информационной деятельности

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

Интеллектуальная игра по теме «Птицы».

(8-11 класс)

учитель биологии

МБОУ «Плехановская СОШ»

    Слайд-шоу «Что я за птица?»

Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакома картина Саврасова "Грачи прилетели", романсы "Жаворонок" Глинки, и "Соловей" Алябъева. Учёные подсчитали, сто на земном шаре сейчас обитают около 100 млрд. особей птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.

    Чёрный список (слайды презентации)

Сегодня мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.

Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…

Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!

Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!

Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.

За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.

Конкурс 1. « Вознесённые на пьедестал»

Памятники птицам - свидетельство добрых чувств и благодарности человека своим друзьям и помощникам. Отлитые из бронзы, изваянные из мрамора, они украшают улицы и площади. И каждый из таких необычных памятников имеет свою интересную и поучительную историю.

О какой птице идёт речь.

1 На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасён. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите её. (Голубь)

2. В осаждённом городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе ещё много продовольствия, и снял осаду. Это произошло в Германии в 16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице. Что это за птица? (Петух)

1.В 1850г в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножались насекомые. Гусеницы сильно увеличились в количестве и стали наносить серьёзный вред посевам. На помощь пришла птица - она уничтожила насекомых-вредителей В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Назовите птицу (Воробей)

2. Этой птице поставлены 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица? (Чайка)

Конкурс 2."Разминка". За три минуты каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Жюри, время пошло!

Вопросы для команды 1

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

3. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми)

5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)

6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)

7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)

8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

9. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

10. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

Вопросы для команды 2

1. Что общего у птицы и корабля? (Киль)

2. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

4. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

7. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

10. Назовите птицу – символ России. (Орел)

Конкурс 3. Играем в прятки.

Лучшей умственной зарядки

Нет для взрослых и детей:

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Задание: Если вы сложите соответствующим образом слова, буквы в слове, то у вас получатся названия всем известных птиц.

1. Кожа ==

2. Нуга ==

3. Кожа + вор +он =

4. Горка + и + хвост ==

5. Кушка + тир ==

6. Воронка + сизо ==

7. Весло + ой ==

8. Бей + о + вор ==

9. Колос ==

10.Веретено – но + т ==

11.Три + ж + с ==

12.Трус + са ==

13.Булог + ь ==

14.Род + конь – ь ==

Игра со зрителями.

1. Какие птицы ночуют в снегу? (тетерев, глухарь).

2. Что внутри птичьих костей?(воздух).

3. Скольки камерное сердце у птиц? (четырёх).

4. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки).

5. Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда? (нет).

6. Какие птицы не летают? (пингвины, страусы).

7. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да).

8. Чем питаются аисты? (рыбой, лягушками).

9. Какие птицы белеют на зиму? (куропатки).

10. Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (голод).

11. Какая птица выводит птенцов в феврале? (клёст).

Конкурс 4. Пернатые музыканты.

Все знают, что птицы – прекрасные певцы и музыканты. Слушая певчих птиц, можно написать оперу. Русский композитор Н.А. Римский – Корсаков чаще других использовал голоса птиц в музыке. В опере “Снегурочка” в хоре и пляске птиц есть голоса кукушки и дрозда-белобровика, а в речитативе Весны – высвистывания снегиря. Начало штраусовского вальса “Сказки Венского леса” по ритму почти совпадает с тревожными сигналами самца зяблика (звучит отрывок из произведения). Сейчас вам предстоит прослушать записи голосов птиц и определить кому из пернатых принадлежат данные песни и разыскать этих птиц на слайдах.

Конкурс. Рассказы-загадки.

А сможете ли вы узнать птиц по их описанию?

Конкурс 5. “Птичьи портреты”.

1 команде. Этой птице поэты посвящают свой стихи, народ песни…Любо смотреть, как она гордо рассекает широкой грудью водную гладь, величаво неся изящную голову… (лебедь).

2 команде. Это крупная птица, весом 3 кг, размах крыльев 2 м… Лицо – плоский диск, половину которого занимают выразительные глаза… Она без труда поворачивает голову на 270 вокруг вертикальной оси… (филин).

3 команде. Эта птица встречается только в тропических лесах…Вес яйца лишь 2 мг…

Опыляет цветковые растения. (колибри).

4 команде. У неё длинная шея, отнесённые назад короткие ноги …Широкие крылья помогают прекрасно нырять…Недаром в древности, приручив эту птицу, люди сделали этого пернатого рыболова своим помощником (баклан).

5 команде. Это самая крупная птица, весом до 90 кг…Нелетающая с мощными ногами (африканский страус).

6 команде. Облик этой птицы очень разнообразен. Небольшое туловище держится на высоких ногах – ходулях, что дает возможность её считать самой длинной птицей в мире.

Живет по берегам Каспия, некоторых озерах Казахстана… Это чудо – нераспустившийся розовый бутон (фламинго).

1 команде. Малоподвижная маленькая птица по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается…Своим ярким оперением на фоне белого снега очень украшает зимой сады и парки…Эта птица – первый вестник зимы…Название получила от слова “снег”(снегирь).

2 команде. Перелетная птица, только на юге ведет оседлый образ жизни…Вместе с грачами они ходят по полям, собирают из земли насекомых, их личинки, червей…Охотно занимают искусственные гнездовья – скворечники (скворцы).

3 команде. Одна из самых красивых (самец ярко-красный) и своеобразнейших наших птиц. У него много чего необычного. Мало того, что клюв у нее “задом наперед”, птенцов она выводит посреди зимы, в лютый мороз, так она и умереть “по-человечески” не может. Тело ее так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддается гниению. (клест)

4 команде. Эта птица пищу себе добывает, бегая под водой, по дну чистых речек и ручьев. За это и прозвали ее еще водяным воробьем. И все у нее для этого приспособлено. Есть копчиковая железа, как у всех водоплавающих птиц, чтобы перышки жиром смазать, а “ушки” специальным клапаном при нырянии закрываются. В то время, когда другим пернатым и холодно и голодно, она живет себе припеваючи. (оляпка)

5 команде. Зрение у этой птицы особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только ту информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. “Глаз” может, например, распознать бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты. (голубь)

6 команде. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (ласточка)

Конкурс 6. "Давайте споем". По очереди исполняются по куплету песни о птицах.

Конкурс 7. Викторина.

Вопросы задаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл)

2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)

3. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)

4. Какой город носит название птицы? (Орел)

5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)

6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)

7. Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского – Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)

8. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)

9. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)

10. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

11. Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальный инструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента, а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья.(лирохвост)

12. В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи.)

13. Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительно измельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скорлупы.)

14. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют угловатую форму)

15. Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, как жираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)

16. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)

17. Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)

18. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.(Киви)

Конкурс 8. «Пантомима»

По одному участнику от команды. Команда противника называет участнику птицу, которую он должен изобразить, а его команда узнать.

Конкурс 9. "Знаток русского языка". Объяснить, почему сложились такие поговорки о птицах:

Седой как лунь.

Как с гуся вода.

Вышел сухим из воды.

Глухая тетеря.

Заладил как дятел.

Забился как сыч.

Игра со зрителями.

2. Названия каких птиц связаны с цветом? (зеленый, пёстрый, чёрный дятел, фламинго).

3. Какие птичьи тайны открывает листопад? (гнёзда).

4. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец? (выщипывают из животных шерсть для постройки гнезда).

5. Что делают маленькие птички, когда видят сову? (собираются в стаи и поднимают крик)

6. Что восполняют птицам отсутствие зубов? (камушки, стёклышки в желудке).

7. Какие птицы не садятся на деревья, землю, хотя и летают? (ласточки, стрижи).

8. Крупная хищная американская птица (кондор).

9. Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (одинаковая).

10. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (оляпка).

11. Яйца и мясо каких птиц используют при лечении многих заболеваний? (куриных).

Конкурс 10. «Народные приметы»

1. Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.

2. Тетерева и куропатки в лесную чащу прячутся – жди бурана.

3. Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

4. Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.

5. Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.

6. Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

7. Дрозд к ненастью – кричит резко.

8. Когда весной запоет удод – пора сеять боб.

9. Галки стаями летят – на дождь.

10. Если жаворонок вьет гнездо в ямке, будет сухое лето, а если на бугорке – мокрое.

11. Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.

12. Ранняя ласточка – к счастливому году.

Заключение. Слово жюри. Песня «Просьба».


Интеллектуально – творческая игра по экологии
Экологическая тропа
для обучающихся 5-х классов
Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ и музыки, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36»
(МБОУ «СОШ № 36») г. Ангарск, Иркутская область.
Год создания 20г.
Место создания: МБОУ «СОШ № 36»
Содержание
Страница
Пояснительная записка 1
Приложения 3
Литература 22
Пояснительная записка
Цель игры: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе;
Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике;
Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.
Интеллектуально – творческая игра по экологии рассчитана на большое количество команд (по 4 человека в команде). Все задания участники получают непосредственно во время игры.
1. Организационный этап
За месяц до всемирного «Дня Земли» 22 апреля с учащимися 10-11-х классов разрабатываются этапы предстоящей игры. Ученики делятся на 4-5 команд и продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на своем этапе. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания соответствовали возрастным особенностям).Игра начинается с открытия: спектакля «Дружная семейка» или с торжественной линейки
Ведущие озвучивают задачи игры.
Командам раздаются маршрутные листы. На каждом этапе присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов (ведущими - персонажами спектакля) и корректностью в проведении соответствующего этапа.
После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.
Предварительные задания командам:
1. Побывать на экскурсии в лесу.
2. Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.
3. Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора
4. Подготовить выступление агитбригады на экологическую тему.
Игровые пункты (этапы) могут быть размещены в школе, на детской площадке, в беседках, на лесных полянах. Они оформляются в соответствии с названием этапа.
Этапы игры:
Всезнайки
Загадочная
Умелые ручки
Послушайте нас! (Выступление агитбригады)
Экологический плакат на тему «Защитим природу!»
Знаки природы
Лесная братва
Интерактивная игра Вопросы от букашек
2. Технологический этап
После получения комплекта маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:
На этапе «Всезнайки» участники выполняют тестовые задания (Приложение 1)
На этапе «Загадочная» участники дают ответы на предложенные загадки (Приложение 2)
На этапе «Умелые ручки» учащимся предлагают сделать массу полезных вещей из «Мусора». Для этого каждой команде выдаётся одинаковый комплект с так называемым мусором: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д. главное условие, чтобы изделие функционировало и чтобы осталось минимум отходов.
На станции «Послушайте нас!» – команды представляет свою деятельность экологического направления в любой художественной форме.
На станции «Экологический плакат» участникам игры предоставляется все необходимое для изготовления плаката, в котором показаны экологические проблемы.
На станции «Знаки природы» учащимся выдают по три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача ребят нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
На станции «Лесная братва» участники игры выполняют задания о животных, растениях, насекомых, цветах и т.д. (Приложение 3)
На этапе «Вопросы от букашек» школьникам будет предложена интерактивная игра. (Приложение 4)
3. Рефлексивный этап
На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.
Оформляется выставка поделок и плакатов.
Приложение I
Тестовые задания
1. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.
а) Наука об атмосфере
б) Наука о доме
в) Наука о здоровье
2. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю.)________________________________________________________________
3. Как называются листья хвойных растений?
а) Иголки
б) Пластинки
в) Хвоинки
г) Лепестки
4. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках.)__________________________________________________________________
5. “Веселый, нарядно и заботливо одетый мальчуган шаловливо подпрыгнул и обломал зеленую ветку, другую... Мама стояла рядом и с любовью глядела на проделки любимого чада”. С каким выводом ты согласен?
а) Он еще ребенок и не ведает, что творитб) Родители обязаны разъяснить своему сыну, что так обращаться с живым растением нельзяв) Ничего страшного, что он сломал ветку, их много на дереве
6. Где создаются заповедники?
а) в зоопаркахб) в парках около городовв) в дикой природе, вдали от населенных пунктов
7. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?
а) егерьб) лесникв) браконьер
8. Найди среди хвойных растений лишнее.
а) Ива
б) Можжевельник
в) Лиственница
г) Сосна
9. Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни.
а) Иркут
б) Ангара
в) Китой
г) Енисей
10. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

12. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.)
13. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?
а) о загрязнении реки.б) о чистоте реки.
в) о многообразии водных растений.
14.Подумай какое слово пропущено в тексте, вставь его: “Значит, все силы надо употребить на то, чтобы предотвратить контакт птиц с нефтью. В качестве простейшего способа борьбы с нефтью можно использовать опилки - как только они пропитаются нефтью их собирают и сжигают”.
15. Какое дерево называют “спичечной королевой”?
а) Берёза.
б) Кедр.
в) Осина.
16. Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть редких животных в наше время.
А В Д Е З И К Н О П _____________________________ Заповедник.
17. Подчеркни название этой птицы.

А) Синица.
б) Клёст.
в) Скворец.
Приложение II
Задания этапа «Загадочная»
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду... (жираф-волк)
Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь-ёжик)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (кабан - дятел)
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый...(волк-медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (соловей-свинья)
Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь-соловей)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая...(лисица-белка)
Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит...(баран-дятел)
Зимой в берлоге видит сонЛохматый, косолапый... (слон-медведь)
К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поётСтарательная... (муха-пчела)
Над лесной поляной ночью долго слышался кошмар
Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей... (комар-сова)
Быстрее всех от страха
Несётся.... (черепаха-заяц)
Приложение III
Задания станции «Лесная братва»
Животные
Задание 1. Из 15 предложенных слогов составьте названия 10 животных. Слоги могут повторяться.

Ответы: цапля, кожан, косуля, сурок, норка, сорока, соболь, белка, росомаха, махаон.
Задание 2. “Кто где живет?”
1. Лев 4. Жираф 7. Бегемот
2. Белый медведь 5. Северный олень 8. Тюлень
3. Волк 6. Лось 9. Бобр
Вопросы к таблице:
Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр).
Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран).
Что общего между животными 2-го ряда (Животного севера).
Что общего между животными 3-го ряда (Эти животные живут в наших лесах).
Что общего у животных третьего столбика (Проводят в воде большую часть времени).
Какие животные питаются рыбой (Белый медведь, тюлень).
Насекомые
Кресс-кроссворд “Насекомые”
Найдите в таблице 13 названий насекомых. Названия могут располагаться по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Их можно прочитать как справа налево, так и слева направо, сверху вниз, а также снизу вверх.
М У К Е С Ы В А А Л Г Д Ж
М У А П А Р О С К Н У С Р
Ш У Х У Р З О Ш У Р С В Т
М В Г А А Щ Н Л З Т Е Е Ь
Е С О В Н Ш П Б Н Е Н Р А
Л К Ь А Ч Л А Щ Е П И Ч Л
Ь Й Е В А Р У М Ч И Ц О Е
Р А М О К Ц К Ь И К А К Ч
В А П Р О Л Д Ж К А Ь А П
Й Ц П О Н Г Ш Щ З М Т Р И
Ф Ы А Л П А К Ч О Б А Б И
Я Ч В Д А П Р Л Л У Ы И Т
С Т Р Е К О З А Ц В Б Ю Ж
III. Цветы1. Славяне считают этот цветок «одолень-травой» и используют для заговоров. (Кувшинка)2. В каком балете звучит «Вальс Цветов»? (Щелкунчик)3. Цветок – символ самовлюблённости. (Нарцисс)4. Искусство составления букетов. (Икебана)5. Цветы «Вестники - разлуки». (Жёлтые тюльпаны)6. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)7. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
IV. Птицы
1. Какая птица не умеет летать? (Страус)2. Птенцы у неё появляются зимой, в самые морозы. (Клёст)3. Птица, питающаяся только падалью? (Сип)4. Какая ночная птица не вьёт гнезда? (Козодой)5. Какая птица бегает в поисках корма по дну реки? (Оляпка)6. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)7. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)8. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
Использованная литература:
Амусина Л.В. Наши пернатые друзья //Педсовет. 2009. – №6. – с.10–11
Дижур Б. Жалобная книга природы. М.: Детлит. 2010.
Конкурс знатоков и друзей леса //Весёлые медвежата. –2007. –№9. –с.9–17
Мигунова Е.Я. Большая энциклопедия животных – М.: Омега, 2004.
Сладков Н. Федот, да не тот //Веселые уроки. –2011, –№8. –С.6–8.
«Сохранить природу – сохранить жизнь» Приключенческо-познавательная игра //2001. –№2. –с. 13–14.
Черкасова М.В. Они должны жить – М.: Лесная промышленность, 1984
Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО,2010.-176 с. – (мозаика детского отдыха).
http//festival.1september.ru


Приложенные файлы

Понравилось:
10



Не понравилось: 1

Павел Иванов, профессор, Александра Травина

КУРСКИЙ КРАЙ В XVII ВЕКЕ

В XVII в. происходил процесс Заселения южных окраин Российского государства, в том числе и Курского края. Сюда, на курское порубежье устремились, главным образом, служилые люди. Существовали две основные группы служилых людей: служилые «по отечеству» и служилые «по прибору». Объединяющей их чертой являлась обязанность несения государственной («государевой»), преимущественно военной, службы. Отличали их как характер службы, так и получаемое за нее вознаграждение.

Служилые люди «по отечеству» (т.е. по происхождению) - в Курском крае это, в основном, отдельные отпрыски боярских родов, так называемые «дети боярские», обязаны были выполнять полковую службу, участвовать в походах против неприятеля. Они получали денежный и поместный «оклад» - так называлось жалование служилого человека - феодала. Поместный оклад составлял, как правило, 100-150 четвертей «в поле, а в дву по тому ж» (т.е. в трех полях).

В писцовой книге Рыльского уезда, составленной в 1685 г., есть, например, запись о таких помещиках: «За рыляны за Офонасьем, да за Ондреем Семеновыми детьми Старостина но выписям с отказных книг 184 (1676) года дано отца их да брата их поместье Старостина жеребей деревни Карповой Старостино Семеново тож, а в ней их двор помещиков да крестьянских и бобыльских 6 дворов (перечисляются все имена), в них 65 человек, а за ними пашни паханные добрые 124 четверти в поле, а в дву по тому ж».

Служилые люди «по прибору» вербовались правительством из разных слоев общества, обычно из людей, свободных от государственного тягла. Первоначально они зачислялись на службу временно, на какой-то один поход, после которого распускались. Приборные служилые люди получали землю в групповое пользование и владели ею сообща («вонче с товарищами») и только до тех пор, пока служили. «Приборное» землевладение сближалось по форме с крестьянским, но отличалось от него тем, что размер земельного надела определялся не общиной, а правительством и составлял у казаков - 20-30 четвертей, у стрельцов - 8 четвертей на каждого в общих полях. Денежного жалования в XVII в. они не получали.

В писцовой книге Рыльского уезда за 1625-1626 гг. записано, например, что в деревне Груне отдано «служилым и новоприборным пушкарям, и воротникам, и казенным кузнецам по десяти четвертей человеку, а усадьбы им под двор с огороды и со гуменники вниз по речке Груне две десятины; а сенными покосы и лесными угодьи владеть им Фролку Шелехову с товарыши вонче с рыльскими пушкарями с Ондрюшкою Догутиным с товарыши в той же деревне Груне».

Наиболее многочисленными среди мелких служилых людей были казаки, стрельцы, пушкари. Казаки выполняли конную службу вне города: проводили разведки местности, стояли на сторожах, сопровождали послов или гонцов. Они стремились жить не в городе, а в окрестных селах, поближе к земле.

Стрельцы несли пешую гарнизонную службу в пределах города-крепости. Пушкари обслуживали крупнокалиберную крепостную артиллерию, затинщики мелкокалиберную (затиныые пищали).

Сторожа у крепостных ворот назывались воротниками. У служилых людей «по прибору», в отличие от служилых «по отечеству», не было служебной иерархии, они считались равными между собой и отличались только родом службы, а не достоинством звания.

Как свидетельствуют писцовые книги, в XVII в. стали нередки случаи перехода приборных служилых людей в постоянную службу до своей смерти, до старости или болезни. В таких случаях их обязанность несения службы, а также земельный надел, являвшийся не только вознаграждением, но и средством службы, переходил к сыну или другому родственнику, который становился служилым «по отечеству», пополняя таким образом дворянское сословие.

Писцовые книги содержат сведения о том, из каких мест прибывало население в Курский край. Вот лишь небольшой перечень названий, упоминаемых в связи с этим в «Описании новопостроенного города Суджи» 1664-1665 г.: Борисполь, Глухов, Киев, Конотоп, Кромы, Миргород, Могилев, Мозырь, Нежин, Ромны, Смоленск, Умань, Чернигов и многие другие города и села современных Украины, Белоруссии, западных областей России.

Писцовая книга Рыльского уезда свидетельствует о том, что значительная часть его населения переселилась из Новгородка Северского (сейчас Украина), а из разборной книги по Курскому уезду, составленной в 1695 г., видно, что многие служилые люди переселились сюда из Орловского и Кромского уездов (сейчас Орловская область).

XVII век - время появления большого количества сельских поселений. Историю многих из них можно проследить до современности.

Мелкие служилые люди, которые составляли пока еще преобладающую часть населения нашего пограничного края, жители посада и монастырских слобод, черкасы, как называли украинцев, переселившихся из правобережной Украины, занимались земледелием. Но это было не единственное их занятие. В то время происходило сравнительно быстрое развитие товарного производства и обмена, о чем можно судить по архивным документам. В «Книге приходной пошлинным и судным деньгам» за 1619 год, например, упоминается колокольное и свечное дело. Здесь же говорится о том, что 8 курских плотников делали суда, перевозили хлеб в Рыльск и Путивль. Документы за 1639 г. свидетельствуют о том, что в Курске было 27 кузниц, литейный двор, квасной и соляной промыслы, мельничное и кирпичное дело, изготовлялась селитра.

Называются в документах и другие ремесла и промыслы, где трудилось в большинстве своем «черное» население.

В «Книге приходной пошлинным и судным деньгам» за 1619 год содержатся сведения и о торговле, в частности, о том, что на городском рынке имелись такие товары, как писчая бумага, воск, свечи, сало, дрова, лубки, железо.

В документах последующих лет (1623-1624, 1642) перечень товаров, продававшихся на курском рынке, значительно расширяется: уклад (сталь), металлические изделия домашнего обихода, сохи, юфть, лапти, сукно «муромское». Читаем также записи о купле и продаже шуб лисьих, куньих, бобровых мехов, изделий из серебра, соли, рыбы сухой и свежей, меда, яблок, орехов, мыла, дегтя, клея, конопли, хмеля, леса, скота. Затем появляются рожь, овес, масло, чеснок, шубы овчинные, рукавицы, шапки, зипуны (сермяжные), шелковые сорочки, гребенки роговые, холсты, попоны, полотна, сукна (лазоревые, английское). Нередко встречаются косы, ножи, котлы, лопаты, гвозди, сани, телеги, бочки, краски, свинец, дрова, хворост, кирпич, ладан, карты...

На курском рынке торговали купцы из Севска, Рыльс-ка, Путивля, Белгорода, Валуек, Оскола, Воронежа, Ельца, Орла, Кром, Мценска, Брянска, Калуги, Тулы, Чернигова, Серпухова, Москвы, Волхова и иных мест России.

Важно отметить, что наш город был одним из пунктов экономических связей между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией. У нас вели торговые дела купцы из Могилева, Луцка, Орши, Киева, Ромен, Глухова, Новго-род-Северского.

Этим быстроразвивающимся экономическим связям способствовала целенаправленная политика русского правительства. Должностным лицам на местах предписывалось обеспечить украинским, белорусским, а также польским купцам «повольную» торговлю.

Экономические связи Курского края с Украиной и Белоруссией становятся еще более ощутимыми в ходе освободительной войны народов этих земель против польско-литовских феодалов (1648-1654 гг.).

Оживление торговли украинских купцов послужило толчком к постройке в Курске гостиного двора. Товарообмен здесь постоянно возрастал. Не случайно в XVII веке под городом возникла Коренная ярмарка, быстро ставшая в один ряд с такими широко тогда известными, как Свенская (под Брянском) и Макарьевская (под Нижним Новгородом).

Торговые дела в Курске вели как посадские, так и мелкие служилые люди - стрельцы, казаки, пушкари. Обороты некоторых из них были довольно солидными. В таможенной книге 1623-1624 гг. значится, что курский стрелец М. Носков трижды «являл» юфтовые кожи, лисьи и куньи меха, рыбу, мед, орехи - 8 возов на 70 рублей, казак М. Пузиков - 6 возов соли на 36 рублей, пушкарь М. Понин - мыло, сукно и другие товары на 40 рублей. Это была крупная по тому времени торговля, и совершенно очевидно, что названные служилые люди по существу входили в состав купечества.

Наряду с ними торговлей, а также ремеслом занимались крестьяне светских и духовных феодалов. В упомянутой таможенной книге несколько раз отмечено, к примеру, что куплю-продажу лошадей совершали именно крестьяне. В 1639 году крестьянам Троицкого девичьего и Бого-родицкого мужского монастырей принадлежало на рынке 34 торговых места (лавки, полки, скамьи) и 10 кузниц.

В товарно-денежные отношения вовлекались духовенство и мелкие землевладельцы. Так, мы располагаем сведениями, что протопоп соборной церкви держал на откупе перевоз через реку Сейм, а дети боярские называются в документах в связи с куплей и продажей лошадей.

Процесс дальнейшего развития общественного разделения труда и внутреннего рынка, в который втягивался и Курский край привел к значительным успехам в развитии хозяйства страны. В достаточно короткий срок были ликвидированы последствия «великого разорения» (польско-литовской интервенции), в чем решающую роль сыграли народные массы - крестьяне, низы городского населения.

Россия вступила в новый период своей истории: уходили в прошлое остатки феодальной раздробленности, некоторой изолированности различных районов государства, фактически сливавшихся теперь в единое целое.

В XVII веке в Курский край устремился поток беглых крестьян. С 70-х годов на полученные от государства и самовольно захваченные курские земли помещики и вотчинники переводили большие партии крепостных из других мест страны. Иначе говоря, в Курском крае бурно развивалось крепостническое землевладение.

Еще более интенсивным стал этот процесс в первой половине XVIII века.

Большое значение для социально-экономического, политического и культурного развития страны имели петровские преобразования. В результате Азовских походов и Северной войны границы Русского государства передвинулись далеко на юг и на запад, и Курский край утратил значение укрепленной пограничной местности.

В связи с удалением границ, меняется здесь и характер землевладения. Рост крупного землевладения, начавшийся еще в последней четверти XVII в., усилился. Обширные поместья в крае при Петре I получили такие сановники, как Юсупов, Головины, Апраксины. Графу Шереметеву были пожалованы «дикие места» (ненаселенная местность) в районе теперешней слободы Михайловки, основанной в 17.12 году. Александру Меньшикову достались земли, в свое время пожалованные Петром I Мазепе (Ивановское, Степановка, Мазеповка). Помещики укрупняли владения путем обменов, купли, получали их по закладным, наконец, силой захватывали земли крестьян и однодворцев, вынуждая их бросать хозяйство и в поисках любого заработка уходить в город.

Рост крупного землевладения сопровождался ужесточением эксплуатации крестьян. В правовом отношении последние становятся полностью зависимыми от помещика, который был волен распоряжаться личностью крепостного вплоть до купли-продажи. (В облархиве хранится купчая грамота 1722 года, где оформлена сделка о продаже земли и крестьян курским помещиком Л. Мелиховым помещику Е. Алисову. Девять рублей обязывался заплатить Е. Алисов за две крестьянские семьи («с детьми и со внучатами»).

Во второй четверти XVIII века происходит ухудшение не только правового, но и экономического положения крестьян. Помимо подушной подати, значительно превышавшей платежеспособность населения, производились и другие, причем многочисленные, сборы. Крестьяне должны были участвовать в строительстве флота, в сооружении укрепленных линий.

О тяжелой жизни народа свидетельствуют доимочиые книги. Записи в них говорит о том, что за крестьянами зачастую числились недоимки но десяти и более видам налогов, выплатить которые они, конечно же, при всем желании не могли...

Экономической политикой Петра I, направленной на развитие промышленности, поощрялось строительство фабрик и заводов частными людьми. Именно в эпоху петровских преобразований основано старейшее промышленное предприятие Курской губернии - Глушковская суконная фабрика.

В 1719 году купен, Иван Дубровский и путивльский помещик Корчмин организовали промышленную компанию. После указа от 18 января 1721 года, по которому «купецкие люди» могли покупать для фабрик и заводов деревни, «компанейщикам» удалось в короткое время, по существу без малейших затрат, завладеть 7 селами. К 1733 году мануфактуре уже принадлежало 3 3618 приписных крестьян.

Глушковская мануфактура считалась крупным по тому времени предприятием. В 1721 году, например, непосредственно на фабрике было занято 455 человек, тогда как на большинства английских мануфактур число работавших не превышало нескольких десятков. Кроме того, ткацкие работы раздавались но разным селам - прядильщицам и по домам - светлицам.

В указанное время мануфактура несколько раз переходила от одного владельца к другому, что, однако, не меняло жесткого характера эксплуатации работных людей и приписных крестьян, относительно которых в контракте было записано, что они должны быть в полном владении у хозяина и что последний вправе наказывать их, как помещик,

Подытоживая разговор о Глушковской суконной мануфактуре, можно угверждать, что она и ел подобные являлись крепостническими предприятиями, где господствовал главным образом принудительный труд.

Вместе с тем развитие товарно-денежных отношений в стране приводило к тому, что сквозь толщу крепостничества пробивались новые, капиталистические отношения - такие, как использование вольнонаемного труда. Например, курский горшечник 10. Гончар вел дело с двумя сыновьями, «наемщиком» и учеником; у портного С. Пучеглазова наряду с двумя сыновьями работали два ученика и два «наемщика» - однодворцы того же уезда.

В целом же промышленность Курского края находилась в стадии мелкого производства, ремесла. Оно получило значительное развитие в самом городе. В 20-х годах XVIII века здесь насчитывалось 100 ремесленников, в том числе 28 сапожников, 13 портных, 10 кузнецов, 5 серебреников.

Жил ремесленный люд обычно на окраине города, в курных избах, заработки были крайне низкими. Тяжелое положение усугублялось еще тем, что посадскому населению установили подушную подать в размере 1 рубля 20 копеек.

В первой половине столетия получает дальнейшее развитие торговля. Курский край, оказавшийся на границе областей с различным экономическим развитием (промышленного центра и сельскохозяйственной Украины), стал пунктом обмена производившейся там продукции. Особое положение получила упоминавшаяся нами Коренная ярмарка в Коренной пустыни (ныне местечно Свобода). Здесь можно было купить товары как отечественного, так и зарубежного производства.

Основными покупателями зарубежных товаров являлись дворяне. Перестройка быта на европейский лад, усиленно насаждавшаяся часто варварскими методами Петром I, продолжалась. Дворяне строили себе богатые усадьбы, приобретали предметы роскоши. А это с неизбежностью тяжелым бременем ложилось на плечи крепостных крестьян, живших в страшной нищете, ютившихся в жалких лачугах.

Первая половина XVIII века принесла народным массам Курского края, как и всего Русского государства, усиление крепостного гнета. Привилегии же дворянства и права купечества были расширены и укреплены.

В конце первой половины XVII века (1648-1650) в России произошло несколько городских восстаний, в том числе и в Курске.

По свидетельству различных источников, положение основной массы курян ухудшилось, особенно в связи с непрерывным ростом налогов.

С «черного» (податного» населения брали деньги на жалованье служилым людям, на выкуп пленных, на хлеб для войска, взимали налоги с ремесел и промыслов, другие подати и поборы. Самой, пожалуй, тяжелой повинностью были «городские поделки» - доставка материалов, постройка и ремонт различных укреплений.

Жители монастырских слобод, даже не выполнявшие некоторые повинности «черных» людей (те же, в частности, «городские поделки»), тем не менее несли значительное налоговое бремя, особенно возросшее в 1632-1634 гг.

От положения низов посада и жителей монастырских слобод мало отличалось положение стрельцов, казаков, пушкарей, затинщиков, хотя они, считаясь «белым» населением и, значит, не платя налогов и сборов, получали за свою службу денежное и хлебное жалованье. Однако жалованье служилым людям царское правительство неоднократно уменьшало, распространив на них вдобавок некоторые повинности. Все больше и больше времени приходилось отдавать службе, что, конечно, отражалось на личном хозяйстве.

Нельзя не сказать в связи с этим и о нещадной эксплуатации основной массы курян городской верхушкой, а также о злоупотреблениях («поборах», «насильстве») должностных лиц.

На протяжении всей первой половины XVII века росло закрепощение масс, что нашло свое отражение в Соборном уложении 1649 года.

Ухудшение экономического и правового положения курян, постоянный приток сюда недовольного люда из центра России, а также украинцев и белоруссов, бежавших от гнета польских и литовских феодалов, связи с мятежным Доном - все это активно влияло на развитие борьбы низов против феодально-крепостнического гнета.

Своеобразной формой протеста горожан было заклад-ничество: «худые людишки» уходили из посада и признавали зависимость от монастырей или других крупных феодалов. Закладчик платил оброк или выполнял какие-то работы в пользу того, за кого «заложился».

Для XVII века характерна и такая форма протеста, как бегство посадских и мелких служилых людей, населения монастырских слобод.

В 1646 году, когда правительство объявило набор для поселения «в помощь Войску Донскому всяких охочих вольных людей и их тягла», из Курска и Севска в Воронеж для отправки на Дои прибыло более 1000 крестьян, казаков, посадских жителей. Быстрота и размах сбора «охочих людей» испугали представителей власти, однако попытки возвратить их к прежнему месту жительства успеха не имели - все они отправились на Дон.

Как видим, любые возможности, вплоть до распоряжений правительства использовались населением различных мест России, в том числе и Курского края, для того, чтобы избавиться от крепостнического гнета.

Важной страницей в истории антикрепостнической борьбы курян явилось восстание 1648 года.

Поводом к нему послужили действия стрелецкого головы Константина Теглева, который производил сыск закладчиков. Стрельцов и казаков, «заложившихся» за духовных и светских феодалов, он должен был «свести в Курск в стрельцы и казаки по-прежнему». Сыск закладчиков усилили недовольство в низах населения.

С другой стороны, действия Теглева наносили удар по интересам духовных феодалов, пользовавшихся определенными привилегиями. Так, вотчины курского духовенства освобождались грамотами царя Михаила от всяких государственных повинностей. Монастырские власти ведали и судом в зависимых от них селениях, исключая «разбойные и кровавые дела». Эти привилегии вызывали недовольство у дворян и детей боярских, которые предпринимали попытки ограничить, а то и ликвидировать их.

Столкновения курских землевладельцев происходили довольно часто, и правительство при решении споров между ними стояло, как правило, на позициях сохранения основных привилегий духовных феодалов. Поэтому, когда Теглев начал в Курске сыск закладчиков, игуменья Троицкого девичьего монастыря Феодора отправилась в Москву и заполучила там грамоту, запрещавшую производить сыск в монастырских вотчинах. Возникла парадоксальная ситуация: монастырское начальство имело защищавшую его грамоту, привезенную из Москвы, но и местные власти действовали по указу, поступившему... оттуда же! А «ларчик просто открывался»: к тому времени царское правительство стало склоняться к ограничению иривиле

гий монастырей, но маскировало свои попытки. И маскировало весьма своеобразно: на места посылались распоряжения, взаимоисключающие друг друга.

Дальнейшие события показали, что документом, имевшим силу, был все-таки указ Курскому воеводе (но нему и действовал Теглев), а не грамота, полученная игуменьей Феодорой. Тем не менее монастырские власти, полагавшие, что им вновь удалось отстоять привилегии, постарались закрепить одержанную, как им думалось, победу, используя недовольство масс. Этим можно объяснить и сделанное ими объявление о сборе к воеводской избе жителей монастырских слобод для слушания грамоты, запрещавшей сыск закладчиков.

Утром 5 июля 1648 года в назначенном пункте собралось множество жителей. После зачтения грамоты между протопопом Григорием и Теглевым произошла горячая перепалка. Народ был возбужден. Попытки воеводы уговорить собравшихся результатов не дали. Раздался набат. Бревном вышибли дверь избы воеводы. Тому удалось бежать через окно, а Теглев был убит, двор его разгромлен. Гнев масс мог обрушиться и на монастырские власти.

Почти сутки восставшие были хозяевами города. Участники восстания - ремесленники монастырских слобод, низы посада, мелкие служилые люди, крестьяне - опирались, по-существу, на поддержку всего населения Курска. Об этом говорит хотя бы то, что у воеводы до появления дворян и детей боярских, находившихся на покосе, не нашлось сил для подавления народного возмущения.

Среди участников июльских событий в Курске выделялся К. Воденицын, очевидец Московского городского восстания 1648 года. Его рассказы о том, что восставшие в столице расправились с более знатными людьми, чем Теглев, а наказания, мол не получили, куряне понимали как призыв к активным действиям. Находясь под следствием, Воденицын советовал своим товарищам, чтобы они «говорили одне речи, что убили Константина (Теглева) всем миром...».

Необходимо подчеркнуть, что восставшие в Курске выступили не столько против стрелецкого головы Теглева, сколько против всей местной администрации, осуществлявшей распоряжения царского правительства. Сыск закладчиков явился лишь поводом для выражения протеста низов, задавленных крепостническим гнетом. Духовным феодалам, таким образом, не удалось использовать их движение в своих целях - оно сохранило четко выраженный классовый смысл.

Непродолжительная, но мощная вспышка народного гнева в Курске изрядно напугала правительство. Из Москвы сюда были посланы крупные воинские силы во главе со стольником Бутурлиным. Последовали жестокие расправы: «пущих заводчиков» казнили (К. Воденицына, К. Филь-шина, К. Анпилогова, Б. Иконникова, И. Малика), сто пятьдесят человек выслали из Курска. Немногие спаслись бегством.

Подавив восстание, крепостники всевозможными путями спешили упрочить свои позиции. Чтобы ослабить противоречия между феодалами, монастырские слободки Курска, населенные преимущественно торгово-ремеслен-ным людом, отписывались, в частности, на государя. Они становились «черными», на них распространялось посадское тягло.

То же происходило и в других городах страны.

Трудящиеся Курского края активно участвовали в борьбе народов России с внешними врагами. Они сыграли большую роль в разгроме польско-литовских интервентов в начале XVII века.

Несколько позже, в 1634 году, польские феодалы решили снова захватить Курск. Но город устоял. Враги отступили с большими потерями.

В первое половине столетия житеии нашего края часто воевали с крымскими татарами и ногайцами, совершавшими опустошительные набеги на оскольские, ливенские, елецкие, белгородские и курские места.

Захваченные степняками, десятки, сотни, а то и тысячи русских людей становились рабами, попадали к туркам на каторгу, где многие и погибали.

Иным все же удалось освободиться. Так, в 1643 году из турецкой неволи бежало 280 русских, среди которых были стрельцы из Оскола и Валуек. Захватив судно, они добрались до Западной Европы, а затем возвратились на родину.

Роль заслона от набегов ордынцев выполняли донские казаки, вместе с которыми часто выступали запорожцы.

Жизнь Дона, как уже говорилось выше, была тесно связана с Курском. Донским казакам разрешалось беспошлинно закупать в нашем городе хлеб и другие товары («для своей потребности, а не на продажу»). Через Курск и из Курска для донцов и расположенной на юге армии направлялись хлебные запасы, вооружение.

Если еще в начале XVII века Курск являлся одним из важнейших пунктов обороны русского южного иограничья (в 1616 году, например, его гарнизон, насчитывавший 1300 человек, был самым многочисленным из расположенных здесь городов), то уже к 1631 году положение резко изменилось - в местном гарнизоне осталось всего лишь 286 человек. Это объяснялось как реальной опасностью возникновения Смоленской войны, так и завершением строительства Белгородской укрепленной черты, протянувшейся через верховья рек Сулы, Пела, Ворсклы, Северного Донца, шедшей на Тихую Сосну и но ней достигавшей Дона. Центром укрепленной черты стал Белгород.

Куряне принимали участие в Азовских походах, в строительстве флота, а в дальнейшем - в сооружении крепостей, расположенных в устье Дона.

Перед знаменитой Полтавской битвой через наш край двигались на юг отряды с боевым снаряжением, а в самом Курске был развернут госпиталь для раненых в этом сражении воинов...

С течением времени, особенно после воссоединения Украины с Россией, Курск все больше и больше становился тыловым городом, что благоприятно сказывалось на его хозяйственном и культурном развитии.

Недостаточное количество документальных источников не позволяет нам вынести полное представление о культурном облике Курского края в рассматриваемый период. Но и дошедшие до нас материалы убеждают в том, что культурный уровень города по тем временам был достаточно высоким.

В Курске в ту пору долго жил выдающийся географ А. Мезенцев. Есть предположение, что именно он является одним из составителей крупнейшего памятника русской культуры XVII века - «Книги Большому Чертежу».

Факты свидетельствуют, что «курчане» умели добротно строить (не случайно, напомним, интервенты дважны не смогли взять курскую крепость - ни в 1612 году, ни в 1634 году).

Тогдашний Курск был известен народными песнями, играми, плясками, которые духовными и светскими властями расценивались как «дела бесовские», «сатанинские» и при любом удобном случае запрещались.

В непосредственную связь со всем этим курские власти (вполне, впрочем, логично) ставили ослабление религиозности в народной среде, а один из детей боярских настойчиво подавал даже челобитную царю, прося высочайше запретить «праздничные игрища, сатанинские песни, скакания и илясания».

Однако, невзирая на запреты, угрозы «великих мук» и наказаний за несоблюдение благочестия, народное творчество, несшее в себе протест про гив крепостничества, развивалось.

Кстати говоря, протест этот выражался и в «непотребных», «непригожих словах» по адресу должностных лиц, а то и по адресу самодержца. Хотя массы и не представляли себе государства без царя, без «великих людей», но на их мнение об общественном строе сильное влияние оказывали порядки Донского края («где без бояр живут»), борьба за освобождение украинцев и белоруссов, которые бояр «повывели» взгляды «людей вольных» - черкас, получивших во многих населенных пунктах России, в том числе и в Курске, убежище от порабощения польско-литовскими феодалами.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Из истории Курского края: Сб. Документов и материалов.- Воронеж, 1965, с. 43-116.
  • 2. Курск: Очерки истории города. - Воронеж, 1975, с. 27-40.
  • 3. Страницы истории города Курска: Важнейшие события и даты с древнейших времен до наших дней.- Воронеж, 1981, с. 13-20, с. 42-50.