Отцы киево-печерской лавры

https://elitsy.ru/communities/105696/706963/?utm_medium=105717&utm_campaign=Repost&utm_content=https%3A%2F%2Felitsy.ru%2Fcommunities%2F105696%2F706963%2F
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является самым торжественным в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, так как главный храм обители освящен именно в честь этого двунадесятого праздника.

Накануне вечером в Успенском соборе Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение. Перед началом службы была совершена малая вечерня с чтением Акафиста Успению Пресвятой Богородицы.

В Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских было совершено братское всенощное бдение с чином погребения и Акафистом, которое возглавил благочинный монастыря архимандрит Антоний.

В сам день праздника Блаженнейшего Митрополита Онуфрия у Святых врат встречали Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (ректор КДАиС), архиепископы: Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий; епископы Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Дионисий (Константинов), Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, братия и многочисленные гости обители в священном сане.

На малом входе во время Божественной Литургии, которая совершалась на площади перед Успенским собором, Предстоятель удостоил высоких богослужебных наград братию Лавры. Правом ношения второго креста были удостоены эконом обители архимандрит Зинон и блюститель Дальних пещер архимандрит Дамиан. В сан архимандрита был возведен келарь монастыря иеромонах Арефа. Награжден крестом с украшениями иеромонах Макарий, а иеродиаконы Пиор, Моисей, Лавр и Марк – двойным орарем.

Перед чтением праздничного Евангелия был совершен чин прославления святых, подвизавшихся в стенах Успенской Киево-Печерской Лавры: митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева; + 1900) и насельника Лавры схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича; +1827).

После оглашения митрополитом Антонием решения Синода о канонизации и прочтением митрополитом Павлом житий угодников Божиих Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил многочисленных молящихся иконами новопрославленных святых под пение специально составленных богослужебных песнопений в их честь.

В архипастырском слове по случаю великого праздника Предстоятель УПЦ рассказал о житии и почитании Пресвятой Богородицы, покрывшей Себя необыкновенным смирением и в тоже время «вместившей Невместимого Бога, Сосудом, в Котором хранился Хлеб вечной Жизни».

Блаженнейший Владыка Онуфрий обратил внимание на то, что смерть Божией Матери называется Успением, потому что Она перешла в вечность так же безболезненно, как мы переносим смену дня через краткий сон: «Она уснула, чтобы проснуться в Царствии Божием». Она печется о почитающих Ее святое имя, тех, кто «на земле в скорбях, болезнях и лишениях». Так и сегодня Она простирает руку помощи, – заверил Блаженнейший, «и мы обращаем свою молитву к Царице Неба и земли и просим, чтобы Она исходатайствовала от Бога, чтобы наша жизнь была благословлена Богом, исполнена добрых дел, молитв и любви, чтобы Она нашу смерть также соделала сном, который бы нас возродил из земного бытия в жизнь вечную, которой наслаждаются святые на Небе»

По окончании богослужения был совершен крестный ход с иконой Успения Пресвятой Богородицы и новопрославленных святых к Ближним Пещерам.

Редакция сайта www.lavra.ua

Последний Настоятель Киево-Печерской Лавры Схиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) родился в 1870 году. Точное место его рождения, а также имена родителей неизвестны. Также от нас скрыта его жизнь до поступления в Киево-Печерскую Лавру. Единственное, что известно из его мирской жизни - это то, что в монастырь он поступил из военных писарей. Высшего образования, судя по всему, он не имел. Был болезненным и несколько застенчивым. Однако по свидетельству лично его знавших людей обладал гибкостью ума и сообразительностью. Благодаря своему послушанию - он был управляющим митрополичьих домов в Киеве - Константин, принявший к этому времени постриг в мантию с именем Климент, был вынужден общаться с разнообразными людьми, которые жили в этих домах. Это общение оставило свой след, он научился общаться с людьми, приобрёл жизненный опыт, который ему в будущем очень пригодился. Был экономом Лавры - в его ведении находились кроме самой Лавры все предприятия: кирпичный завод, мельницы, сенокосы, рыбные угодья, леса, хутора, пасеки, а также всё движимое имущество, кроме церковного.

Наместником Киево-Печерской Лавры архимандрит Климент стал в самый разгар смут и гонений против Св. Церкви – в конце 1917 года. Решение об этом было принято на Соборе братии Лавры. Однако последующие события гражданской войны и многочисленных переворотов в Киеве, убийство большевиками Священномученика митр. Владимира (Богоявленского) Киевского отодвинули это событие на задний план, и потому архимандрит Климент послушание Наместника Киево-Печерской Лавры долгое время исполнял без утверждения со стороны Св. Синода. Лишь 3 июня 1921 года он был официально утверждён в своей должности.

Наместник - первая особа после настоятеля. В его руках была сосредоточена вся исполнительная власть по управлению Лаврой. Ему пришлось принять управление древнейшей святыней Руси в самое тяжёлое время, когда большевики заняли Киев, и в Лаврской типографии разместился один из революционных штабов. Как и многих в то время, его часто вызывали в ЧК, и подолгу там «беседовали» с ним...

Ему, несущему ответственность за всю Лавру, часто приходилось искать выход из трудных ситуаций, которые постоянно появлялись на его пути. Жизнь его в это трудное время была полна волнений и невзгод, но несмотря на трудности, батюшка находил время на службу, молитву, пост, которые очень любил.

С 1922 по 1925 годы он исполнял обязанности Настоятеля Киево-Печерской Лавры. В 1925 году за противостояние «Живой Церкви» отец Климент был арестован и сослан в Харьков, который был в то время столицей советской Украины. В 1925-1927 годах он служил в храмах Харьковской епархии.

В 1927 году после выхода печально известной Декларации митр. Сергия (Страгородского), архимандрит Климент вместе с наместником Лавры архимандритом Макарием (Величко), игуменом Евстратием (Грумковым), а также четырьмя монахами, отошёл от митр. Сергия, организовав катакомбную общину ИПЦ и начав тайные богослужения на квартирах. Они написали митр.Сергию о своём отходе от него и были им за это «запрещены в священнослужении». С начала 1928 года они были под омофором епископа Дмитрия (Любимова), а осенью при посредничестве иосифлянского игумена Клавдия (Савинского), проживавшего в Петрограде на подворье Киево-Печерской Лавры, перешли к катакомбному епископу Павлу (Кратирову), назначенному митр. Иосифом (Петровых) Петроградским представителем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Украине. В Харьков к отцу Клименту ездили за Святыми Дарами даже из Киева, так как считали, «что в сергиевских храмах таинства принимать нельзя».

Батюшка, скрываясь от властей, проживал в Харькове на разных квартирах. В 1932-1933 годах по адресу: ул.Чистоклетовская 11, а потом на ул.Мануиловской 42. Как он сам пишет в анкете: «Настоятель Лавры, без места в подчинении митр.Петру».

Прошедших в 1931 году массовых арестов последователей ИПЦ (или «иосифлян» - как их еще называли по имени митр. Иосифа Петроградского) отцу Клименту удалось избежать чудесным образом. Когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни горлом пошла кровь - он был болен туберкулёзом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол, сам помрёт, и ушли. А он вскоре после этого скрылся и до 1941 года находился на нелегальном положении.

С началом войны в 1941 году, он вернулся в Киев и хотел возглавить Киево-Печерскую Лавру. Но так как он не признавал власти местных архиереев, то разошёлся с братией, которая избрала настоятелем архимандрита Валерия. И в данном случае отец Климент оказался также твёрдым и не пошёл на соглашение. Он организовал в черте Киева, в селе Мышеловка, небольшую общину и совершал там богослужения. После возврата в 1943 году советской власти он из Киева переезжает в Харьков, где проживал тайно во флигеле у своих духовных чад.
В годы войны архимандрит Климент принял постриг в великую схиму с именем Антоний – в честь Св. Преп. Антония Киево-Печерского, основоположника монашества на Руси. Бытовала версия, что постриг о. Климент принимал из рук схиархиепископа Антония (кн. Абашидзе,+1943), проживавшего в Киеве в затворе. Однако эта версия не нашла пока достаточного подтверждения. Поэтому где и от кого им был принят постриг – нам неизвестно. Как бесценное свидетельство приводим воспоминания о старце Антонии катакомбной инокини А.:

«Я принадлежала к общине отца Серафима (Загоровского). Община была большая - одних монашествующих было человек 35, а мирян великое множество.

В 1943 году отец Серафим выехал из Харькова вместе с отступавшей немецкой армией, и мы остались одни. Через некоторое время монахини Мелетия, Нектария, Алипия и Иоасафа, привели меня к архимандриту Клименту, который во время войны принял схиму с именем Антоний, но кто его постригал я не знаю. Он приходил к отцу Серафиму и они друг у друга исповедовались. Это было в 1944 году, война еще продолжалась, и поэтому, как и все люди, батюшка жил очень скромно в маленьком домике на Холодной Горе. У него была маленькая комнатка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда выходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно по договорённости приходили к нему на службу. Чтобы было меньше заметно соседям ходили по 5-7 человек. На следующую неделю приходили другие люди. Когда замечали служку, то переставали ходить, чтобы не привлекать внимания. Со своими духовными нуждами получалось приходить где-то один раз в месяц. Очень многих он тайно постригал в монашество, в том числе и меня.
Жил батюшка у благочестивых православных христиан со своей келейницей схимонахиней Михаилой, умерла она 3 апреля 1969 года и похоронена рядом с ним. Хозяин дома Михаил Григорьевич Пономаренко, поздравляя с днём ангела, имел обычай говорить: «Даруй тебе Господи смерть с покаянием». После его смерти в 1964 году его жена Лукия приняла постриг с тем же именем, умерла она 8 января 1971 года.

Я сама жила в то время в селе за 20 км от города и пешком ходила на службу в Харьков. Придя в очередной раз к отцу Антонию, чтобы навестить его, я обнаружила, что он умер прямо перед моим приходом. Мать Михаила ещё никому не успела сообщить об этом, и вот я всю ночь ходила, всем сообщая: «Батюшка умер, приходите прощаться». После смерти батюшки мы читали Евангелие и пели панихиды, а отпевал его заочно иерей Владимир Веселовский из Киева (†1.01.1974). Батюшку облачили в схиму, также положили всё необходимое при погребении священства, и на санях повезли на кладбище.
Схиархимандрит Антоний почил о Бозе 18 декабря 1950 года и похоронен в Харькове на Залютинском кладбище, где его останки покоятся до сего дня.

Батюшка был очень строгим, был случай, что его попросили помолиться за коммуниста, на что он ответил: «Не могу за него молиться, так как он не принёс покаяния перед людьми». Но эту строгость он совмещал с добротой, и всегда духовно и материально помогал людям разрешить появившиеся проблемы и нужды. И даже после смерти он не оставлял своих духовных чад без помощи.

Так вскоре после смерти батюшки у схимонахини Михаилы стали часы, и как не старались их починить, никто ничего не смог сделать. А средств на покупку новых не было. Тогда матушка пошла на могилку к батюшке и попросила его, чтобы часы пошли. Придя домой, она увидела, что часы сами пошли и с тех пор они в ремонте не нуждались».

По воспоминаниям ныне живущей монахини Маргариты, которую в 1942 году постригал отец Серафим (Загоровский), отец Антоний как и старец Серафим, всё время поминали митрополита Петра (Полянского) Крутицкого.

Настоятель Киево-Печерской Лавры архим. Климент (Жеретиенко) и её Наместник архим. Макарий (Величко)
во время пребывания в Харьковской ссылке, в связи с неприятием Декларации митр.Сергия (Страгородского).

Как уже упоминалось выше, ближайшим сподвижником Схиархимандрита Антония в бытность его Наместником и Настоятелем Киево-Печерской Лавры был Архимандрит Макарий (в миру Величко Марк Онисимович).

Отец Макарий родился в 1866 г. в с. Колесники Волынской губернии. Был послушником (с 1891), затем монахом (с 1899), иеродиаконом (с 1918), иеромонахом (1919) и архимандритом (с 1922) Киево-Печерской Лавры. В 1917-1924 гг. член Лаврского Собора, в 1923-1924 гг. Наместник Лавры.

За сопротивление обновленчеству вместе с архим. Климентом (Жеретиенко) архим. Макарий арестован 28.10.1924 г. и выслан в Харьков (с 17.11.1925). Декларацию митр. Сергия (Страгородского) не принял. Поддерживал митр. Иосифа (Петровых) Петроградского и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), сергиансую церковь не признавал. Служил тайно по домам катакомбных истинно-православных христиан. Арестован 17.01.1931 (16.01.1930-?) по делу Харьковского "филиала" ИПЦ. По пост. КО ГПУ от 2.01.1932 г. приговорён к 5 годам лагерей. По пост. КО ГПУ от 22.04.1933 г. освобождён досрочно с лишением права проживания в 12 населенных пунктах и прикреплением на оставшийся срок. Вернувшись из ссылки, поселился в г. Остер Черниговской области, поддерживая тесные связи с катакомбными подвижниками ИПЦ на Черниговщине – Священномучеником Дамаскиным (Цедриком), Епископом Нежинским, игуменом Алипием (Яковенко), игум. Лаврентием (Проскурой) и др. В 1937 г. арестован за принадлежность к ИПЦ. Погиб в заключении в нач. 1940-х гг.

Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят.

Почти тысячу лет назад днепровскому Иерусалиму уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы. Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу . Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты, послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Один человек, в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Мироточивые главы.

В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.

В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли. Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора, мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского и глава Папы Римского Климента, она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.

В фильме Алексея Макеева, прошедшего по телеканалу ОРТ летом 2004 года, молодой архимандрит Киево-Печерской лавры Нифонт достал из чаши останки главы святого, которая первая начала мироточить. Перед праздником Вознесения Господня в 1988 году замироточила седьмая глава святого. Причем, когда главы мироточат, они становятся мягкими, как воск, а когда перестают мироточить, их кости становятся твердыми. Обычно чудесные исцеления приходящих сюда людей происходят в момент мироточения этих глав, если люди прикасаются к ним лбом и губами с молитвой и крестным знамением.

В декабре 1988 года ученые лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института провели химический анализ образцов миро, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализов показали (эксперименты проводили ученые Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик, И.В. Концевич), что все образцы являются высоконасыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в миро. В образцах обнаружили до 73 миллиграммов белка на 100 милиграммов миро. Такой показатель свойствен только живому организму. Этот феномен вряд ли требует глубоких научных исследований, работы в этой области не проводились более тридцати лет, ведь Чудо Божие все равно никогда не будет объяснено наукой, его просто нужно принять в сердце, поверить в него, как и поверить в Христа.

Останки глав святых Киево-Печерской лавры обладают еще одним свойством - способностью изгонять бесов. В этом фильме старушка кричит, проклинает кого-то, ей на голову поставлена чаша со святыми мощами. Архимандрит Нифонт поясняет: Химический анализ показал, что под воздействием святых мощей менялся состав химических элементов. Как в растительном, так и в живом организме баланс химических элементов влияет на химические процессы. Вероятно, в результате этих реакций у пшеницы увеличивался рост, а у людей происходят исцеления.

После этих экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.

Этими феноменами несколько лет занимается академик Павел Васильевич Флоренский, внук ученого и священника Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях. Тот в свое время писал:

Ученые, в том числе академик Павел Флоренский, после этих экспериментов в Киево-Печерской лавре не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь.

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний, от которых невозможно избавится.
У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире случайностей нет, вы зашли на мой сайт, у вас проблемы, вам нужна помощь. Звоните .

Телефоны в Украине.

E - mail/ почта : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Скайп - обращались ли Вы к целителям.

  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте, и позвонить.
  • Во второе воскресение Великого поста празднуется память всех преподобных Киево-Печерских. Не так давно Печерские святые явили великую милость - вернув спустя века древний трактат «Тератургима» с собранием совершенных ими чудес. Чудеса в Лавре не иссякают и в наши дни, что подтверждают свидетельства многих прихожан, паломников и священников. Сегодня мы публикуем одну из таких историй.

    Много раз я летал в далекие страны, проехал много дорог, но этот случай не забуду никогда. По послушанию руководителя паломнического отдела Киево-Печерской Лавры мне приходиться по нескольку раз в год сопровождать желающих помолится в разные страны. В конце мая 2007 года мы должны были лететь в Турцию. Перед вылетом я спустился в пещеры, поклонился и приложился к мощам преподобных отцов. Просил их святых молитв, чтоб сохранили нас от искушений и неприятностей, управили нам путь. В пещеры я обязательно иду перед каждой поездкой и без благословения Печерских отцов не дерзаю отправляться в дорогу.

    Программа нас ожидала насыщенная - знакомство с православными святынями древней Византии, посещение столицы империи Константинополя, нынешнего Стамбула. Много интересных памятников истории мы должны были увидеть на островах. Из Киевского аэропорта Борисполь мы вылетели в Стамбул. В группе было 12 человек, коллектив подготовленный, люди, видно воцерковленные. В общем, все шло своим чередом. Полет проходил нормально, как обычно. Внизу уже показались городские строения и магистрали, пассажиры пристегнули ремни, готовясь к посадке. Но когда самолет стал приземляться, и под нами показалась взлетная полоса, до которой оставалось метров 300, вдруг надсадно, с чрезвычайным усилием взревели моторы.

    Салон судорожно завибрировал, по проходу в кабину пилотов встревожено убежали побледневшие стюардессы, оставив взволнованных пассажиров. Никто из них не понял в чем дело, но ясно было, что происходит нечто совершенно экстраординарное. Я горячо взмолился Господу и Богородице, мысленно возопил к преподобным отцам Печерским о помощи и спасении. Молились и другие паломники, как наверное и все пассажиры. Еще несколько безконечных секунд вибрация сотрясала зависший лайнер, как будто где-то решалась наша участь. Наконец, самолет с невероятным усилием вновь стал набирать высоту.

    Пассажиры оставались одни, все бортпроводницы попрятались. Не у кого было спросить, что происходит. Мы только следили за происходящим. Самолет поднялся, сделал еще один круг и только тогда уже окончательно приземлился. Никто не сделал никаких объяснений, и, пережившие шок пассажиры, остались в неведении. Наконец вышли бортпроводницы. Они были, мягко говоря, взволнованные. На них просто не было лица. Думаю, они гораздо лучше нас понимали всю сложность момента. Если бы самолет опустился еще чуть ниже, то уже вряд ли смог подняться снова. От катастрофы нас отделяли буквально несколько метров. Может, не все поняли всю судьбоносность момента, но я понял. Понял и почувствовал, что судьба наша тогда зависела не от пилотов и людских усилий. Наш самолет спас Господь молитвами преподобных Печерских.

    А когда мы возвращались обратно, с нами летела женщина из Киева, которая занимается торговлей и ездит в Турцию за вещами. Она подошла ко мне: «Я вас помню, мы летели вместе с вами в Стамбул. А вы знаете, что случилось, когда мы садились?» «Не знаю, - говорю. - Но думаю что-то серьезное, если самолет снова вынужден был подыматься». Женщина стиснула руки: «Тогда была аварийная ситуация: на взлетную полосу вдруг выехала машина, которая разгоняет птиц. Ее там не должно было быть, но она почему-то неожиданно там оказалась. И если бы самолет сел, то, скорее всего, зацепил ее. В таких катастрофических ситуациях самолет бывает, даже сгорает». Женщина рассказала, что в турецкой газете она потом увидела заголовок, кажется «В моменте от катастрофы» и прочла информацию о аварийной ситуации в аэропорту и нашей экстраординарной посадке.

    Но нас спасли преподобные Печерские, и это было настоящее чудо. Все, слава Богу, обошлось и окончилось благополучно. Все паломники в те мгновения горячо молились, и Господь сохранил и уберег нас. Еще раз цену нашего спасения и критичность ситуации я заново осознал недавно, когда в конце 2014 года в аналогичной ситуации в аэропорту Внуково погиб известный французский бизнесмен, летевший в частном самолете. Тогда на полосу выехала снегоуборочная машина и самолет, зацепив ее, потерпел крушение - разорвался в воздухе.

    Когда мы вернулись в Киев, и я переступил Святые врата Лавры, сразу же пошел в Ближние и Дальние пещеры благодарить преподобных отцов. Это нельзя объяснить никакими рациональными доводами, но я знал, что это они нас спасли. Ведь в опасные, критические моменты человек может чувствовать и внимать тому, что обычно остается от него скрытым. Враг постарался со своей стороны, создав все предпосылки для аварии, но святые Божии не допустили совершения их коварства.

    Благоухание Горнего Иерусалима в Лаврских пещерах

    Помню и еще одно чудо, которому мы стали свидетелями в 1992 году 31 июля в день памяти преподобного Иоанна Многострадального. Я тогда еще был иноком. Где-то около 11 часов, когда уже отслужили молебен у мощей святого, много пострадавшего от нападения бесов, мы вдвоем с другим братом пришли на свое послушание в Ближние пещеры. Каждый занял свое место, но вскоре брат подошел и сказал мне: «Иди скорей к Иоанну Многострадальному! Там такое благоухание!» Людей в пещерах оставалось очень мало, но все кто был, слышали это необыкновенное благоухание и сподобились великого утешения и радости.

    В самом центре Киева находится большой монастырь - Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется... под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

    Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи* киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

    Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси...

    Святые викинги

    В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что‑то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

    Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

    А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя... Против богов!

    «Аскольд и Дир собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». Фрагмент Радзивиловской летописи.

    Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя Ярополк, говорят, симпатизировал христианам. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по‑настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

    Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам"».

    Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают языческих богов - воинственных и беспощадных.

    Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
    - Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

    Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство... Но как‑то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

    Толпа идет на штурм. Раз, другой... Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

    Пришлось идти на хитрость... Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

    А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться Владимир о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной...

    В начале ХХ века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

    Может быть, совпадение, а может, и что‑то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

    Антоний - отец русского монашества

    Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось! Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы... Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

    Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.

    И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. Свою первую пещеру Антипа (такое имя он получил при рождении) ископал совсем еще ребенком. Согласитесь: желание странное. Но не будем поспешны в своем удивлении. Многие талантливые люди в детстве и иности пробовали себя в роли взрослых. И всякий раз в подобных случаях мы имеем дело с людьми, у которых в груди горит особый огонь. Это огонь поиска. А загорелся Антипа так, потому что много путешествовал по южным странам. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, велел Антонию вернуться на родину.

    Игумен благословил Антония со словами: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Фрагмент Радзивиловской летописи.

    На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там‑то и предстояло потрудиться Антонию.

    В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Антоний в поисках места жительства отправился в пригородные угодья. А куда бы пошли вы? Может быть, туда, где хоть что‑нибудь напоминало бы вам о родных местах? В Любече было озеро Берестово. Под Киевом рос такой же березовый лес над Днепром, и сельцо также называлось Берестово. На днепровском берегу Антоний отыскал пещеру. Эту пещеру вырыли варяги. Варяжские купцы в то время вели своеобразную торговлю. Впрочем, не только они одни. В больших укрепленных городах товары покупали, а маленькие, плохо защищенные просто грабили с тем, чтобы награбленное продать в другом городе. В пещерах же прятались от непогоды и скрывали там сокровища. Эти сокровища иногда находят и сегодня.

    Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого‑то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики...

    Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего отечественного монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

    Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

    «И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их».
    Фрагмент Радзивиловской летописи.

    Чудеса каждый день

    Православная традиция называет чудеса преодолением законов бытия. В жизни Лавры такое происходило часто, да и сейчас случается то или иное чудо.

    Например, во время строительства Успенского собора, когда мастера заканчивали внутренюю отделку храма, внезапно на горнем месте, где надится трон архиерея, чудесно изобразился лик Богородицы, из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и, подлетев, наконец, к наместной иконе Богородицы, скрылся за этой иконой.

    Многие чудеса неразрывно связаны с подвижниками обители. Так, в труде иеромонаха Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например: «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу. Ты, послушав святую Литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился».

    Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но Русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же келейник весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

    Форпост Православия

    Особые испытания предстояло пройти обители в XVII веке, когда она стала одним из немногих монастырей Украины, не перешедших под юрисдикцию униатов. Это было время жестокой борьбы за веру, и монахи вышли из этой борьбы победителями.

    Первый раз вооруженные отряды сторонников унии подошли под стены обители в 1596 году. Король успел издать указ о переходе монастыря в руки униатов, и монахам осталось лишь покинуть родную обитель. Инокам во главе с архимандритом Никифором Туром пришлось даже осваивать азы военного дела и вместе с православными киевлянами в буквальном смысле отражать атаки неприятеля. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой свои обширные имения.

    При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография. Вокруг нее объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Павел Беринда, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. Здесь вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории Церкви. В 1631 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу, которая впоследствии была соединена с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

    Женская Печерская обитель

    Наверное, обыватель очень удивится, узнав, что Печерский монастырь когда‑то имел и женскую «часть». С начала XVII века письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы.

    В 1711 году обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря, Флоровского. Существует мнение, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне.

    Что общего между Киевом и Пизой?

    Мало кто знает, что Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Огромную звонницу возвел в 1744 году архитектор Иоганн Шедель. Высотой 96 метров, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением не только Украины, но и всей Восточной Европы. После окончания строительства Шедель заявил: «Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!»

    Наклон колокольни связан, по‑видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», т. е. наклон ее не увеличивается. Колокольня и сегодня, в век небоскребов и гигантомании, поражает своими размерами и гармонией пропорций.

    Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

    Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

    Были в истории Лавры времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда находилось место монашескому подвигу, начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

    * Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. Всего в пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи 123 святых.

    Великие подвижники Лавры

    Преподобный Дионисий Щепа

    В истории монастыря сохранилось свидетельство об одном случае, который произошел в 1463 году. На праздник Пасхи, зайдя, как обычно, в пещеры, монах-смотритель вместе с двумя помощниками остановился в проходе и, отдавая дань уважения покоящимся тут останкам, громко произнес:
    - Христос воскрес, святые отцы и братия!

    В ответ на это приветствие стены пещер отозвались десятками голосов, которые громогласно, как один человек, воскликнули:
    - Воистину воскрес Христос!

    Глас повторился трижды. В пещерах в ту пору не было никого, поэтому смотрителю и его спутникам, находившимся в тот момент в ясном уме, стало очевидно, что произошло чудо. Монаха звали Дионисий по прозвищу Щепа.

    Святой стал одним из последних иноков Печерской обители, кто окончил свой жизненный путь в подземелье. После Дионисия мы практически не знаем людей, которые подвизались бы в пещерах. О нем практически ничего не известно. Согласно преданиям Лавры, он был священником. Свое прозвище получил из‑за невероятной худобы. Земную жизнь Щепа окончил затворником в одной из подземных келий (в Дальних пещерах).

    Святитель Павел (Конюскевич)

    В Дальних пещерах покоится тело человека, который образом всей своей жизни доказал, что в годы самых жестоких испытаний Церковь никогда не пойдет на поводу у светских владык. Этот архиерей пострадал при императрице Екатерине II и является примером мужества и бескомпромиссности в минуты противостояния Царства Божьего и царства человеческого.

    Уроженец Львовской земли, будущий пастырь начал свой духовный путь в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После ее окончания был оставлен преподавать пиитику. В 28 лет он принял в Киево-Печерской Лавре постриг с именем Павел. Замечательного ритора в 1744 году возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провел 15 лет, сделав многое для благоустройства обители.

    В 1758 году 53‑летнего отца Павла рукоположили в епископы, возвели в митрополиты и направили в Тобольск. Недовольный политикой Екатерины II, которая отнимала у Церкви земли, владыка написал в Синод резкое послание. С другой стороны, строгость митрополита, граничившая с жестокостью, вызвала на него поток жалоб. В итоге в 1767 году его вызвали в Синод для разбирательства. Имеются указания, что митрополит приговаривался к лишению архиерейского сана, но императрица не утвердила это постановление. Владыка сам попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Сначала его похоронили в склепе под Успенским собором, а в настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах.

    Преподобный Геронтий-канонарх

    Этот преподобный известен тем, что принял иночество еще в детском возрасте и всю жизнь пребывал в подвиге. Он жил в XIV веке и нес послушание канонарха (руководителя хора братии) Успенского собора.

    Имя этого преподобного переводится как «престарелый» Неизвестно, настоящее ли это монашеское имя подвижника, или так прозвали его современники, однако житие отмечает, что святой имел необычайную мудрость и был не по годам умным и проницательным.

    Скончался подвижник в возрасте 12 лет. Похоронен отрок Геронтий в Дальних пещерах. Его память совершается 1 апреля и 28 августа (по старому стилю).

    Преподобный Лонгин-вратарь

    Этот преподобный жил на рубеже XIII–XIV веков. Он был вратарем - сторожем-привратником обители. При жизни стяжал славу прозорливого, всем входящим в обитель указывал на их самые потаенные и тяжкие грехи.

    Кроме этого, Лонгин был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно узнать в любом человеке все его достоинства и пороки. К самому себе подвижник относился чрезвычайно строго, внимая каждому движению своего сердца, борясь с каждой страстью.
    Дожил святой отец до глубокой старости. Его память празднуется 16 октября (по старому стилю). Мощи почивают в Дальних пещерах.

    Преподобный Агафон-целебник

    Почти каждое поколение лаврских иноков дарило обители целебников - людей, которые или еще в миру, или уже будучи в сане, хорошо овладели врачебными навыками и лечили братию. Они пользовались большим уважением, и это было закономерно, потому что в жестких условиях пещерного монастыря с его сыростью насельники болели часто. Врачи лечили и травами, и молитвой - последнее даже была важнее разных снадобий. Целителем был и святой отец Агафон.

    Он жил на рубеже XIII–XIV веков. О нем мало что известно. История сохранила сведения о нем как об отзывчивом докторе. Будучи великим постником, святой сподобился дара молитвы, пророчества и исцеления больных возложением рук. За великое смирение старец сподобился узнать от Господа время своей кончины. Он умер в возрасте 40 лет. Его останки почивают в Дальних пещерах.

    Канонизировали отца Агафона в 1643 году.

    Двенадцать строителей Успенского собора

    В Ближних пещерах почивают нетленные мощи двенадцати мастеров, построивших и украсивших первое здание Успенского собора. По преданию, мастера эти пришли из Константинополя, следуя чудесному повелению Богородицы, которая указала им идти на Русь и создать там грандиозный храм. Пречистая Дева при этом вручила мастерам мощи семи святых мучеников и огромную сумму золота на строительные расходы.

    Первая группа мастеров состояла из четырех человек. Они возвели само здание. Спустя десять лет из Византии прибыли остальные. Вместе они и завершили отделочные работы. С ними трудился и лаврский инок Алипий, прославленный иконописец и мастер мозаики. Окончив украшение храма иконами и живописью, греки остались жить в Печерской Лавре. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Мощи их почивают в Ближних пещерах.

    Преподобный Никола Святоша

    В притворе Троицкой надвратной церкви можно увидеть небольшую дверь, которая ведет в тесную каморку. По преданию, здесь подвизался преподобный Никола, который основал этот храм и был стражником при святых вратах.

    Преподобный родился около 1080 года и при рождении получил имя Святослав. В крещении его нарекли Панкратием. Он был правнуком Ярослава Мудрого и княжил в Луцке.

    В ходе очередной междоусобицы князя лишили престола, но он не стал мстить обидчикам. А когда в 1107 году умерла его любимая жена Анна, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре.

    В монастыре первые три года Никола колол дрова, носил воду, а затем стал монастырским привратником. Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от рукоделья и огородничества. В итоге после его смерти в монастыре осталась обширная библиотека. По поручению и на деньги Николы делались и переводы с греческих подлинников.

    Его останки почивают в Ближних пещерах Лавры.

    Преподобный Иоанн Многострадальный

    Жизнь этого угодника - пример того, на какие страдания может пойти человек ради избавления от мучащей его страсти. Преподобный Иоанн почитается как помощник в борьбе с блудными похотями.

    Плотские помыслы стали посещать Иоанна с юного возраста, но, желая остаться девственником, парень активно боролся с ними. Молодого человека бес блуда одолевал так сильно, что ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги не помогали. Лишь через 30 лет святой все же победил плотскую страсть, и цена победы была высокой. Иногда монаху хотелось покинуть затвор, тогда он решился на еще больший подвиг - выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей по плечи. В ночь Пасхи бес превратился в дракона и захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца к Богу. Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отныне будь внимателен, чтобы страсть не вернулась снова». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?». Христос ответил: «Я дал тебе испытания по силам, чтобы ты был выжжен, как золото».

    Скончался преподобный около 1160 года. Его мощи покоятся в Ближних пещерах.

    Преподобный Марк Гробокопатель

    В любом монастыре, особенно таком крупном, как Печерская обитель, в старину было особое послушание - копать ямы для погребения тел умерших иноков. На рубеже XI–XII веков эту работу выполнял преподобный Марк Пещерник. Его труд отличался тем, что погребения делались под землей, в условиях сырости и спертого воздуха.

    Покойников он носил на своих плечах, помощи никогда не просил, он награды за труд отказывался, а если кому‑то и удавалось дать ему что‑нибудь в благодарность за копание могилы, то Марк эту вещь отдавал нищим.

    Он всю иноческую жизнь носил тяжелый железный пояс. Мало пил, совсем почти не ел и не спал. За великое смирение Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались его словам. Это было подтверждено многими знамениями. Мощи отца Марка покоятся в Ближних пещерах.

    Преподобный Прохор Лебедник

    Свое прозвище этот подвижник получил из‑за того, что ел не обычный хлеб, а собирал лебеду, перетирал ее своими руками в муку и делал себе лепешки. В летнее время он заготовлял себе такой хлеб на весь год. Он не ел ничего, кроме просфоры, и не пил ничего, кроме воды.

    Во время жизни святого (конец XI века) от постоянных войн начался голод на Руси. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим. Люди, чтобы пропитаться во время голода, начали тоже делать аналогичные лепешки, но не могли есть из‑за горечи. Тогда все начали обращаться к святому, и он не отказывал никому. На вкус его выпечка казалась сладкой, как будто она была смешана с медом. Этот хлеб давался только с благословения святого, а если кто брал его тайно, то он становился черным и горьким. Позже, в результате междоусобиц князя Святополка с волынским князем Давидом Игоревичем в Киеве не стало карпатской соли. Блаженный Прохор, видя это, собрал пепел со всех келий и, помолившись, превратил пепел в чистую соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось, так что соли стало достаточно не только для монастыря, но и для остальных людей.

    Мощи святого почивают в Ближних пещерах.

    Святитель Ефрем Переяславский

    Грек по происхождению, до своего пострижения в монашество Ефрем был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

    Тяготясь шумной и суетливой жизнью, он обратился к преподобному Антонию за благословением на иночество. Старец благословение дал, и Ефрем был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы его слуга вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

    Чтобы отвести тень от обители, Ефрем уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Там он списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре.

    Когда в Переяславе устроили епископскую кафедру, архиереем решили сделать Ефрема. Так монах стал архиереем. Он украсил город церквами и гражданскими зданиями, возвел вокруг города каменные стены, устроил бесплатные больницы для бедных и странников.

    Мощи его почивают в Ближних пещерах.

    Преподобный Илия Муромец

    Кто не знает легендарного богатыря, одержавшего множество побед над разбойничьими шайками, бродившими по Русской земле! Илья Муромец известен всем, а вот на вопрос, где похоронен славный воин, ответят не многие. Его останки, как это ни удивительно, нужно искать в Ближних пещерах.

    Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобитько». Его языческого имени мы не знаем. По преданию, в юности, до принятия Крещения, будущий монах был тяжело болен. После чудесного исцеления молодой человек крестился с именем Илия.

    В ходе одного из сражений богатырь получил многочисленные ранения. Понимая, что долго ему не протянуть, а от ран не оправиться, Илия принял постриг и вскоре отошел к Господу около 1188 года.

    В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40–55 лет и перенесший в юности паралич конечностей.

    Преподобный Моисей Угрин

    Этот святой был родом из Венгрии, отсюда - и его прозвище. В юности вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса, сына Владимира Великого. Когда князя вероломно убили в 1015 году на реке Альте, Моисей уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса. При взятии Киева в 1018 году польским князем Болеславом был взят в плен, отведен в Польшу и там продан в рабство.

    Его хозяйка была женщиной страстной. Она, рано овдовев, не стала смиряться со своим положением, но, наоборот, начала искать мужскую ласку «на стороне». Объектом ее влечения стал Моисей. Но он не любил ее, а жить с женщиной ради удовлетворения ее желаний молодой человек не хотел. К тому же, его душа лежала к монашеству, и он решил во что бы то ни стало посвятить себя Богу и сохранить девственность.

    В конечном итоге тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю. Король призвал их к себе, попытался уговорить Моисея вступить с ней в связь. Услышав отказ, правитель сказал вдове: «поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его кастрировать. Сделано это было с особой жестокостью - всю оставшуюся жизнь святой ходил с клюкой, поскольку ниже пояса была незаживающая безобразная, постоянно болеющая рана.

    Моисею удалось бежать от хозяйки. Он вернулся в Киев и поселился в Печерской обители. В монастыре он прославился как имеющий власть над плотскими страстями. Преподобный прожил в монастыре около десяти лет, скончался в 1043 году и был погребен в Ближних пещерах.

    Преподобный Игнатий архимандрит

    Этот преподобный отец был архимандритом обители и жил в XV веке. За святое свое житие получил дары чудотворения от Бога, исцелял больных своей молитвой. Больной выздоравливал после того, как вкушал просфору, освященную святым. Мощи Игнатия находятся в Дальних пещерах лавры. Местное почитание старца началось в конце XVII века при архимандрите Варлааме (Ясинском).