Художественные изделия из бересты. Целебная посуда из бересты

Вам нравятся изделия из бересты? И есть желание сплести что-либо самому? В чем же дело? Дерзайте! Ведь чтобы заняться плетением из бересты, необходимы всего три условия: желание, время и терпение. Умение придет во время работы. Если мои советы помогут вам, буду весьма рад.

Заготовка бересты

Когда заготовлять бересту ? Обязательное условие - береза должна отсочиться. А это происходит в разных районах в разное время. Есть несколько примет для начала «сбора» бересты.

  • После формировки на березе листа с 5-копеечную монету.
  • Когда прогремит первый гром.
  • Как только появятся комары.

Практически это конец мая - начало июня. Если тепло - раньше, холодно - позже. И можно драть лыко весь июнь и до конца июля.

Как это делается? Мне известно два способа: спиралью (лентой) или скалиной (пластом). Спиралью береста снимается, как правило, с берез не старых и не толстых, диаметром так 130-150 мм. Нарезают ленту по спирали острым ножом - резаком - или специально изготовленным металлическим шаблоном. Снятую ленту скручивают в клубки белой стороной наружу и хранят хоть год (рис. 1).

Я снимаю бересту пластом. Для этого нужен острый нож, брезентовые рукавицы и... березы с диаметром ствола 150-300 мм. Береза очищается ото мха и паутины. Ножом делаете короткие горизонтальные надрезы вверху (насколько позволяет рост) и внизу (0,5 м от земли). Затем от верхнего до нижнего надрезов делаете вертикальный рез (рис. 2). Если береза отсочилась, то по линии реза береста с треском начнет отрываться от ствола. Вам останется руками помочь скалине отделиться от ствола по всей поверхности.

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.

Береста - верхний, эластичный слой берёзовой коры.

Благодаря своим удивительным качествам (таким как прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок и т.п.

Заготовка бересты

Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения, когда она эластичная, легко снимается со ствола дерева, хорошо принимает тиснение и гравировку. Береста должна быть гладкой, ровной без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин), горизонтальные полоски, характерные для берёзы, не должны быть круглыми.

Для заготовки бересты понадобятся пила, топор, сочалка или проволока, нож (рис. 1). Сочалкой удобно отслаивать берестяной цилиндр-сколотень со ствола. Для этой цели можно приспособить также кусок толстой стальной проволоки, загнув ее с одного края в виде рукояти. Ножом делают горизонтальные разрезы на стволе при заготовке сколотней, вертикальные и горизонтальные - при снятии пластовой бересты, спиральные вокруг ствола - чтобы получить берестяную ленту (лыко).

Рис. 1. Инструмент для работы с берестой.

Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. Делают это так. Прямой ствол с гладкой корой распиливают на отдельные куски длиной 40-50 см. Затем просовывают под слой бересты сочалку и осторожно продвигают ее вокруг ствола. Почувствовав, что береста отслоилась от него, легкими ударами выколачивают ствол из сколотил.


Якутский нож, клинок 145 мм, рукоять береста+рог.

Можно не распиливать ствол, а сделать на нем кольцевые (горизонтальные) разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. (Длина сколотил должна быть в 1,5-2 раза больше его диаметра.) Затем в нижний разрез под слой бересты просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр, как описано выше. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце - самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки. Так и хранят сколотни в сухом прохладном месте.

Ленту шириной 3-4 см сдирают со ствола спирально, постепенно отделяя от него тупой стороной ножа. Затем сматывают в рулон, хранят, как и сколотни, в сухом прохладном месте.

Для заготовки пластовой бересты на стволе на расстоянии 30-35 см друг от друга делают два горизонтальных надреза и соединяют их одним горизонтальным, после чего сочалкой отслаивают пласт бересты. Заготовленные пласты укладывают стопкой между двумя досками и придавливают грузом. Перед плетением пласт бересты разрезают на полоски необходимой ширины, очищают их от грязи и мха, разделяют послойно до нужной толщины.

Плетение из бересты

В плетении из бересты используется преимущественно один вид переплетения, подобный полотняному в ткачестве, когда нити основы чередуются через одну с нитями утка. При таком чередовании берестяных лент получается клетчатый узор, сходный с рисунком шахматной доски. В зависимости от расположения клеток узор бывает прямым и наклонным. В прямом узоре ряды квадратов-клеток строго горизонтальны и вертикальны, в наклонном - расположены под углом 45°.

Выплетать прямой клеткой значительно проще, поэтому рекомендуем сначала освоить этот процесс, попробовав сплести солоничку-птичку (рис. 2) или коробочку с крышкой.

Рис. 2. Плетение солонички:
1 - выплет хвостовой части; 2 - сплетение тулова; 3 - выплет передней части; 4 - выплет горловины; 5 - готовая солоничка.

Для солонички необходимо заготовить берестяные ленты шириной 1,5 см, толщиной 0,8 - 1 мм, в том числе: две осевые ленты длиной 35 см, две длинные - 41-42 см, шесть продольных боковых - 26 см, восемь поперечных - 20 см. Кроме того: ленту шириной 0,7-0,8 см, длиной 12 см; деревянную чурочку для крышки 6х6х2 см; три-четыре щемилки (надрезанные по длине на 1/3 палочки из веток) толщиной 1,2-2 см, длиной 6-10 см.

Начинают с выплета хвостовой части. Посередине длинной осевой ленты накладывают короткую так, чтобы от места пересечения до одного из концов было 11-12 см. Рядом с местом пересечения на этот отрезок поперек него накладывают вторую длинную ленту, опуская ее концы вниз. Эти три параллельные полоски (оставшийся конец короткой ленты и два конца второй, длинной) переплетают с тремя продольными лентами. Получившийся уголок временно закрепляют парой щемилок, зажимая расщепами переплетенные ленты. Взяв четыре короткие поперечные ленты, оплетают тулово солонички. Концы пока не закрепляют и приступают к созданию передней части солонички. Поднимают три выступающие ленты донца вверх, переплетают их с тремя продольными лентами, закрепляют и обрезают их концы.

Горловину выплетают из выступающих вверх концов осевой и длинной лент, которые выведены вверх из-под плечиков. Сначала концы одной пары стоек заправляют под плечики - получаются две петли. В них пропускают узкую ленту и соединяют ее в кольцо вокруг отверстия горловины. Одновременно затягивают петли за выступающие концы первой пары осевых стоек. Подрезанные концы второй пары стоек подгибают внутрь снизу получившегося кольца. Чтобы уплотнить горловину, ее надо еще раз обмотать лентой, конец которой закрепить в петле.

Плетение наружного слоя начинают с осевой и длинной лент. Затем вплетают продольные (сверху вниз) и, наконец, поперечные (от горловины к хвосту) ленты.

Крышечку вырезают из дерева: диаметр нижней части 1,5 см; верх в виде головки удода.

Для плетения коробочки с крышкой (рис. 3) необходимо заготовить берестяные ленты шириной 2 см, толщиной 0,8-1 мм: 8 лент длиной 40-45 см, 8 - длиной 52-55 см. Ленты зачищают до 0,3-0,4 мм и заостряют.

Рис. 3. Коробочка из бересты.

Начинают с донышка. Пару длинных осевых лент посередине переплетают с другой парой. К ним по бокам приплетают четыре короткие боковые ленты. В результате получится плетеное основание со стороной 8 см. На него ставят шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его квадратного торца. Затем выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Плетение продолжают вверх, выплетая стенки высотой до 9-9,5 см (3-3,5 клетки). Затем вынимают шаблон и плетут плечики. Для этого один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.

Горловину выплетают из оставшихся восьми концов лент на высоту 3,5 см (или 1-1,5 клетки) от уровня плечиков. Для закрепления среза горловины пару пересекающихся лент, параллельных стенке коробочки, перегибают по диагонали получившегося от их пересечения квадрата, отчего темная сторона берестяной ленты выводится наружу. Концы подгибают под ближайшие поперечные ленты. Подтягивая ленты и уплотняя плетение, последовательно перегибают все оставшиеся пары и формируют срез горловины. Для уплотнения ту лова коробочки его надо оплести вторым слоем.

Плетение наружного слоя начинают с плечиков, которые укрепляют лентами длиной 35 см. Крючком слегка приподнимают поперечную ленту, в образовавшийся просвет вводят заостренный конец ленты и протягивают ее. Таким же образом проводят ленту вокруг всего ту лова коробочки, протаскивая под всеми поперечными лентами. При этом необходимо следить, чтобы ленты второго слоя оплета были наружу внутренней стороной коры. Продублировав ленты, оплетающие плечики, укрепляют четыре оставшиеся полосы, выходящие на горловину коробочки. Начало и конец каждой дублирующей ленты подтыкают под поперечную ленту у основания горловины.

Изготовление туеса из бересты

Туес - традиционное изделие из бересты, представляет собой круглый берестяной короб с тугой крышкой, прочный, стерильный, непромокаемый. В нем солят грибы, квасят капусту, держат мед, сметану, ягоды, и ничего в туесе не портится. Устройство его напоминает термос; между внутренней и наружной стенками остается небольшая изоляционная прослойка из воздуха, благодаря чему содержимое туеса всегда холодное.

Рис. 4. Туес из пластовой бересты:
1 - сколотень, 2 - обшивка; 3 - крышка.

Предлагаем один из распространенных способов изготовления туеса (рис. 4). В нем внутренняя часть - бесшовная, а края наружной соединены в замок.

Материалы: сколотень, пластовая береста, полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, тальниковый прут для ручки.

Наружную поверхность бересты очищают от утолщении, отслоившихся кусочков коры. На сколотне сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Затем готовят обшивку. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят Шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом - зубчики. Такой способ крепления называют в замок (или замочным).

Обшивку надевают на сколотень. При этом выступающий снизу торец должен быть больше верхнего. Доведя до кипения воду в кастрюле, опускают туда верхний выступающий торец сколотня и распаривают. Через несколько минут, когда он станет мягким и эластичным, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. Для большей прочности в получившийся бортик вкладывают узенькую полоску бересты шириной 4-5 мм или ивовый прутик. То же делают и с нижней частью туеса.

Дно и крышку лучше изготовить из древесины хвойных пород - они не протекают и дольше хранят жидкости. На досках толщиной 15-20 мм циркулем прочерчивают окружности и выпиливают по ним кружки: крышку соответственно внутреннему диаметру туеса, а дно - с припуском на 2-4 мм. Дно вставляют в снова распаренный нижний край туеса. Для увеличения прочности на него еще надевают поясок - полоску бересты шириной 2,5-5 см, скрепленную в замок. В крышке вырезают полукруглой стамеской два сквозных отверстия диаметром 6-8 мм. В эти отверстия вводят изогнутую ручку и закрепляют ее, вырезав в концах ручки с внутренней стороны крышки круглые отверстия и вставив в них короткую палочку.

Современные якутские мастера выполняют изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом . При изготовлении туеса или короба сначала на сколотень надевают свободно скользящие широкие берестяные кольца и укрепляют их на нем с помощью обручей из прута тальника, разделенного вдоль надвое. Эти обручи искусно оплетают черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест, и они образуют оригинальный орнамент на выпуклой поверхности бортика. Дно и крышку также выполняют из бересты и тальника и оплетают конским волосом.


Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор...

Русь моя, берёзовая!
Зори - ярко-алые.
Трели соловьиные позднею весной.
Нивы, реки плёсовые,
С паводками шалыми.
Руки очарованы чудной берестой.

Мастер улыбается,
Гладит шёлк с волнением.
Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.
Много дней в стараниях,
Ночи часто в бдениях,
Мчатся над склонённою, в деле, головой.

Лёгкие, играющие,
Русские фантазии,
Вязью рукотворною сложены в года.
Миги исчезающие.
Жить с собой в согласии.
Рощи, мысли светлые, талая вода.. .
Copyright: Любовь Михайлова

Махнюк Владимир Георгиевич | Берестяное Барокко

«Берестяное барокко» - именно такое название получил стиль работы мастера после проведения ряда персональных выставок в Москве в середине 90-х годов.

Владимир Махнюк живёт и работает в городе Шадринске. Занимается изготовлением высокохудожественных столовых наборов из бересты, пригодных для использования, вплоть до чайных сервизов с самоварами.

Я в березовых поленьях
Слышу музыку любви
И природы вдохновенье
Из кусочка бересты.
Припаду щекой румяной,
Белой птицей воспарю...
Она нежная, как мама
В летнем сказочном раю.
Душу светом озаряя,
Упоительно звеня...
Береста - она святая,
В ней - загадка Бытия!
Сколько русского, родного
В светлом образе берез,
Теплота живого слова
В серебристых каплях грёз...
Первозданная Природа -
Матерь Божия Земли!
Чудодейственным Покровом
Нас спаси и сохрани!
Жаль мне тех, кто чудо это
Бросит с жадностью в огонь.
Береста как кучка пепла,
Как запёкшаяся боль!..
Copyright: Елена Киргизова

Береста - самый поэтичный из всех поделочных материалов! Сама его текстура уже перемещает нас в сказочный мир природы.

Сергей Сурин - живопись на бересте

Художник Сергей Иванович Сурин занимается уникальным и достаточно редким видом искусства: темперной живописью на бересте.

Берестовая кора, которая является холстом художника, подходит для этого как нельзя лучше: она придает работам объемности, бархатистости, воздушности, и кажется, что картины, которые выходят из-под руки мастера, дышат.

Береста дает человеку положительную энергию

Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты . И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках - и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма .

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.

Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление . Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.
Целебный экстракт из бересты , который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений - бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.

Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.
Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название - березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть <белым золотом>.

Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.

Бетулин


  • защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.

  • предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.

  • способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.

  • снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.

  • облегчает течение болезни.

  • в берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.

  • давно известный способ обеззараживания воздуха. Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

Береста. Туеса. Магия исцеления. История промысла. Плетение из бересты и мудрость Предков.

Береста - История промысла

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Бересту заготавливают в конце мая - в начале июня во время активного движения соков внутри дерева. Используется только верхний слой березовой коры. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.

Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике "Великоустюжские узоры".

Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине — на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая "крестьянская" роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков — на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты (изделия из бересты, которые Вы видите на нашем сайте, в основном выполнены в Томской области).

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:

  • · изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
  • · изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
  • · плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
  • · сшивные изделия (предметы утвари).

Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем "Жизнеописании Андрея Болотова" в приложении к журналу "Русская старина".

Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.

Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.