Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал. Пушкарева Т.Г. Личностные ресурсы и ключевая компетентность

Напомним, что понятия «копинг-поведение» и «копинг-ресурсы» первоначально возникли там, где потребовалось описать способы, с помощью которых люди справляются со стрессами, в частности, в связи с болезнями. Позже выяснилось, что эти понятия оказались полезными и для описания поведения, связанного с преодолением любых жизненных препятствий, с решением проблем и снятием затруднений. Именно в этом направлении для нас открываются новые возможности в понимании того, как происходит личностный рост. В общем виде закономерность выглядит так, что проблемные ситуации в жизни человека выступают необходимым условием для его личностного роста . Потому что каждая проблема – это шанс, который получает человек для того, чтобы сделать очередной шаг в своем личностном росте, чтобы стать личностно сильнее. Это общее положение, общая закономерность, частными случаями которой выступают нормативные и ненормативные кризисы, а также любые существенные для человека жизненные проблемы. Нормативные кризисы, как было показано выше (см. 3.6), в основе содержат важную трудность – кризис идентичности. Ненормативные кризисы (см. 3.6.4) по характеру действующих сил и внутреннему статусу близки нормативным, только запускаются острыми или особенно значимыми жизненными ситуациями (событиями). Но даже сравнительно меньшие трудности требуют от человека пройти – пусть и в упрощенной форме – путь, характерный для кризиса. В данном контексте нам необходимо понять, какими личностными ресурсами этот путь обеспечивается.

Нетрудно увидеть, что внутриличностная динамика преодоления жизненного затруднения в общих чертах воспроизводит динамику совершении поступка. Фактически, каждое жизненное затруднение, это ситуация, в которой необходимо сделать выбор (т.е. совершить поступок) между тем, чтобы:

· решать вставшую проблему или не делать этого (сбежать, отказаться, уклониться, повременить);

· использовать средства решения проблемы (преодоления преграды), характерные для ребенка или для взрослого;

· потрудиться спрогнозировать возможные последствия своих действий или пойти по пути «делаю, что хочу, а дальше пусть будет как будет».

Реальный набор выборов заметно выше. Поэтому всякая жизненная трудность – это испытание, это тест на то, какого рода поступок будет человеком совершен. (Профессиональная помощь психолога на этом этапе во многом будет заключаться, чтобы помочь человеку понять, перед какими выборами он стоит, и какого рода поступок он действительно готов совершить).

Если существенные выборы не совершаются (см. 1.4.3), или совершаются лишь второстепенные, не сущностные выборы, то такие поступки ведут к личностной дезинтеграции человека, к его невротизации, соматическому заболеванию или разрушению личности. В результате человек частично утрачивает способность к преодолению трудностей. Если же последствия поступка таковы, что трудность снимается, преграда преодолевается, а сам человек при этом становится сильнее, то такие поступки ведут к личностному росту. А человек при этом повышает свою способность решать проблемы, преодолевать трудности. О таких людях говорят, что они обладают силой духа, жизненной стойкостью, выносливостью и т.п. Внешне они могут выглядеть как угодно, даже слабыми (особенно физически), но их выносливость характеризуется способностью преодолевать жизненные трудности, а силой они обладают внутренней, душевной.


В трудные для населения 90-е годы в нашей стране можно было наблюдать немало разных судеб. Приведем в качестве примера лишь некоторые, по внешнему рисунку схожие между собой.

Судьба 1. Отчаявшись и потеряв веру в свои силы справиться с трудностями, мать привязала своих двоих детей к себе, и вместе с ними выбросилась из окна 8 этажа. В квартире она оставила записку, в которой объяснила мотивы своего поступка: одна без мужа не способна обеспечить детям минимальный уровень жизни, а оставлять их сиротами не захотела. Можно указать как минимум следующие выборы, которые она совершила:

· отказ от решения проблем (уход),

· среди возможных способов отказа выбрала смерть (а могла заболеть, лишиться разума, найти покровителя и т.п.),

· взяла на себя ответственность за детей, за их судьбу,

· отказалась вверять ее случаю и другим людям (детский дом, родственники),

· отказалась верить в возможность успешного исхода для детей после своей смерти,

· отказала детям в праве на жизнь,

· взяла на себя ответственность (вину, грех) за убийство своих детей…

Судьба 2. Мать двоих детей (5-летняя дочь и сын подросток) лишилась работы в связи с ликвидацией предприятия, в это же время от нее ушел муж. Она стала готовить еду и носить ее продавать на железнодорожном вокзале. Сначала пряталась от милиционеров, затем откупалась, затем оформила официальное разрешение на коммерческую деятельность. Купила автомобиль с фургоном (Иж), стала привозить больше пищи, уже в термосах, купила сыну старенькую квартиру…

Судьба 3. Муж инженер-оружейник неожиданно скончался, осталась одна с двумя дочерями, младшая 6 лет болела астмой. Первое, что эта женщина сделала, пошла на курсы вождения автомобиля («надо дочь возить на лечение»). Затем закончила курсы бухгалтеров, работала на 3-4 работах, одна из них – в университете, не вполне по специальности. Защитила кандидатскую диссертацию. Со временем обе дочери поступили в престижные московские вузы на бюджетные места. Внешне выглядит симпатично, женственно, общительна, приятна в обращении, а история совладания с трудностями находит свое отражение лишь в том, как эта женщина водит автомобиль: неожиданно резкие движения рук и ног выдают то состояние, в котором она пребывала, когда твердо решила, что справится с трудностями и поднимет дочерей.

Как видим, наличия трудностей еще недостаточно, чтобы обеспечить личностный рост. Достаточным условием для личностного роста является совершение поступков, которые ведут к преодолению трудностей, повышают способность и к дальнейшему их преодолению .

Для теоретического осмысления судеб, подобных только что описанным, исследователи используют различные понятия: личностная сила, личностный потенциал, жизнестойкость. На первый взгляд термины кажутся обозначают одно и то же. Но они все же адресуются к разной реальности.

Личностный потенциал – это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления человеком заданных обстоятельств, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [Д.А. Леонтьев 2002 ]. Другими словами, личностный потенциал предполагает наличие у человека опыта преодоления преград и трудностей, поэтому он является функцией от преодоленных человеком преград: чем больше и чем качественнее решались проблемы, тем большим личностным потенциалом обладает данный человек.

Личностная сила – это актуальное использование человеком своего личностного потенциала для преодоления текущего препятствия, это приложение своих ресурсов в направлении конкретной трудности. Личностная сила есть проявление накопленного ранее личностного потенциала для решения проблем в настоящем.

Жизнестойкость (hardiness, hardy) – это психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, выступающая показателем психического здоровья человека, согласно представлениям С. Мадди, инициировавшем исследование этого феномена [Александрова 2004 ]. Т.е. это жизненное качество человека, обладающего личностным потенциалом и использующего личностную силу в ситуациях, когда перед человеком встает проблема или препятствие, решить или преодолеть которые ему трудно. Структурно жизнестойкость представляет собой особый паттерн (набор) установок и навыков, позволяющих превращать изменения в возможности. Это своеобразная операционализация введенного П. Тиллихом понятия «мужество быть». Жизнестойкость обладает следующими характеристиками (аттитьюдами, установками):

1. Включенность (commitment) – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

2. Контроль – установка, которая мотивирует человека к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием интернального локуса контроля Роттера.

3. Вызов (challenge) – установка, которая помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии человеком события жизни как вызова и испытания лично себе.

Таким образом, личностный потенциал, личностная сила и жизнестойкость составляют триаду, обозначающую, соответственно, наличие опыта совладания с трудностями, умение использовать этот опыт в трудных ситуациях и личностную черту, установку на выживаемость, позволяющую справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

О том, что опыт преодоления трудностей в прошлом действительно обуславливает высокую жизнестойкость человека, свидетельствуют результаты исследований С. Сигидды и К. Хасана [Александрова 2004 ] воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к жизнестойкости. У людей с высоким ее уровнем в прошлом имелись больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие сложных события как несущих вызов и принятие этого вызова человеком. В исследовании С. Мадди и Д. Кошаба выявлена высокая роль в повышении показателей жизнестойкости таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие (там же ). Жизнестойкость как личностное качество рассматривается ими также как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь.

Исследования показывают, что у обладающих жизнестойкостью людей даже физиологические процессы имеют свои отличия. Так, люди с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении со стрессовой ситуацией. Соответственно, они оказались и более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов: более устойчивы к фрустрации, оценивали задачи как менее угрожающие и реагировали на задания более позитивными эмоциями, чем испытуемые, имеющие более низкие показатели жизнестойкости [там же ].

Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более крепким здоровьем, испытывают меньше стрессов в повседневной жизни, потому что используют более развитые стратегии совладания. Соответственно, они и свое здоровье оценивают выше, а также ощущают себя более здоровыми и психически, и социально. Их самооценка получила экспериментальное подтверждение: такие компоненты жизнестойкости как включенность и контроль связаны с высоким умственным здоровьем и использованием копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки. Негативная корреляция со шкалами опросника MMPI свидетельствует о том, что высокая жизнестойкость может рассматриваться как общий показатель психического здоровья человека [Александрова 2004 ].

Было показано, что жизнестойкие люди имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные, они чаще считали такие события желательными и контролируемыми. Такие люди имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, для них характерны ощущения полноты жизни и качества жизни [там же ].

Таким образом, личностный потенциал, личностную силу и жизнестойкость можно рассматривать как высшее выражение ресурсной обеспеченности личности – как ее операциональные инструменты, позволяющие использовать жизненные трудности для личностного роста.

Но есть еще один вопрос, который возвращает нас обратно к ценностным вершинам личности. Это вопрос о том, как используются операциональные ресурсы, куда они направляются: на что тратится личностная сила, чему служит жизнестойкость?

Результат использования всякого инструмента сильно зависит от того, кто и как им пользуется. В норме «хозяином» инструмента выступает Я человека – он осмысленно, творчески и продуктивно направляет свои ресурсы на решение жизненных задач. То, за решение каких задач берется человек, во многом определяет его самого: он становится тем, на что употребил свои возможности. Трудится он ради денег, ради бытового комфорта, ради душевного спокойствия, ради блага людей, ради утверждения своей профессии, ради повышения финансовой или юридической грамотности населения, ради здоровья своих близких… – все накладывает свою печать на человека. В этом его ответственность перед самим собой: за что берется, за то и отвечает. В свой образ Я человек неизбежно включает и активность, на которую тратит свои силы («я – тот, который занимается данным делом»). Постепенно человек становится таким, каким в глазах людей и его самого должен быть тот, кто занимается данным делом – трудится ради денег, бытового комфорта, душевного спокойствия, блага людей, утверждения своей профессии, повышения финансовой или юридической грамотности населения, здоровья своих близких и т.д.

Если же к операциональным ресурсам получают доступ субличности, оппонирующие Эго, то личностную силу и жизнестойкость человек проявляет избирательно, только для решения задач определенного типа. При этом человек с удивлением обнаруживает, что в одних случаях ему многое удается, тогда как в других случаях он терпит неудачу за неудачей. Такая неравномерность требует достичь согласия между Эго и субличностями, т.е. сами их отношения сделать предметом совладающей активности. В той мере, в которой это удается, личностный потенциал увеличивается, умение решать одни задачи распространяется и на другие. В целом это тоже личностный рост.

Вместе с тем, немаловажно, получают ли усилия данного человека поддержку со стороны общества, а также имеет ли он ценностную поддержку со стороны культуры. Если первый ответ положительный, то такой человек имеет высокие шансы стать лидером, собрав вокруг себя тех, кого привлекает его сила духа, его уверенность в себе. А если положителен и второй ответ, то личностная сила этого человека соединяется с моральной силой (которую иногда называют высшей правдой) и такой человек получает возможность занять важное место в жизни общества. При этом человек не только себя строит, он преобразует и свое непосредственное окружение – как людей, с которыми строит отношения, так и дела, которые он воплощает.

Люди со слабо выраженной субъектностью, с экстернальным локусом контроля полагают, что различные задачи просто встают на их жизненном пути. Но дело в том, человек самостоятельно выбирает как свой жизненный путь, так и свои ситуативные тропы. Выбрав же путь, он выбирает и характер проблем, которые ему предстоит решать – прямо как сказочный герой на распутье.

В обыденном сознании существует верование (убеждение), что каждому человеку даются только те трудности и проблемы, которые человек способен преодолеть. В консультативной работе это верование позволяет придать смысл любым испытаниям, выпавшим на долю человеку. Помогают в этом вопросы следующего содержания: «чему учит вас эта трудность?», «ради каких изменений эта проблема была вам послана?», «если бы вы вольны были посылать себе проблемы, то какой урок вы могли бы преподать себе этой жизненной трудностью?» и т.п.

Следовательно, мы имеем дело с еще одним видом ресурсов личностного роста :

· самостоятельный выбор человеком характера решаемых задач ,

· придание смысла любым жизненным событиям, любым трудностям .

Таким образом, ресурсы, привлекаемые для обеспечения нормальной работы личности, ее жизнеобеспечения, можно представить следующим образом (рисунок 5). Низший уровень представляют первичные защиты – примитивные и грубые средства защиты личности от угроз и дискомфорта, логика которых заимствована у животных и архаических сообществ. Многие из этих защит обнаруживаются в открытой межличностной форме, так, как это можно наблюдать на начальных стадиях онтогенеза. Следующий уровень составляют вторичные защиты – менее грубые, порой вполне продуктивные (сублимация, например) средства защиты идентичности, в основе которых лежат разного рода когнитивные и мотивационные преобразования. По процессам они часто оказываются различными вариациями коммутирования (переключения), локализованных во внутреннем плане деятельности человека. Следующий, более продуктивный уровень составляют копинг стратегии – средства совладания с трудностями, во многом обусловленными внешними по отношению к личности событиями: обстоятельствами жизни, действиями других людей, телесными особенностями человека, его характером и т.п. Эти средства во многом строятся на стыке между внешним и внутренними мирами. Самый высокий уровень жизнеобеспечения личности составляют механизмы личностного роста – процессы, обеспечивающие прогрессивное развитие человека: сомнения (взвешивание альтернатив), поступки (выбор из альтернатив), смыслообразование (переоценка альтернатив) и т.п.

1) выживание,

2) физический комфорт,

3) безопасность,

4) вовлеченность в социум,

5) уважение со стороны социума,

6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.

Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.

Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.

Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии . Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться.

Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции . В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу . Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго, если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался. Эта связь нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф.

Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра, точки сборки, внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя . Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений , который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя.

Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила).

Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.

Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит.

Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.

Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

Оригинал взят у evo_lutio

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

1) выживание
2) физический комфорт
3) безопасность

4) вовлеченность в социум
5) уважение со стороны социума

6) самореализацию в социуме

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор. В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки. Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна.

Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы. На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя. Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм». Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции. В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают. Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится. Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально). Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет.
Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии. Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным. Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже.


Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)»
– формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя.

Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это его потенциальные и реальные возможности.

Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным , когда:

  • он осознается как свой,

  • он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

  1. Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как , умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.

  2. Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.

  3. Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.

  4. Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, вера в себя и свои возможности.

Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

Психолог как активатор психологических ресурсов человека

Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

На самом деле роль психолога вывести из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:

  • психолог как ресурс поддержки и принятия,

  • психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,

  • психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.

Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>

Психологический ресурс как присвоенный навык

Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.

Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!

Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

Прием четвертый: не покидайте людных мест

Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома - можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?

Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.

Если за вами следят…

Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места - рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.

Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.

Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.

Обратите внимание на обувь

Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.

Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Паника атакует? Тревога заполонила собой сознание? Контролируйте тревогу и приступы панических атак, понижая уровень адреналина до нормального. […]
  • 5 принципов счастливой жизни, которые открыты в исследовании психологов, длившемся более 50 лет. Психология счастливой жизни существует - это […]
  • Цель и видение - две стороны одной медали. Как поставить цели на 2015 год. Технология постановки и реализации цели. Мечту превращаем в цели, а цели […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]

В данной ситуации ресурсом, который меняет восприятие маленькой девочки, является информация, новое понимание, которое мы вносим в ситуацию. При этом обратите внимание, ее взрослая личность хорошо понимает, что брат ее любит, а вот ребенку этот ресурс недоступен. Внеся его, мы трансформируем всю систему внутренних взаимодействий.

Если в психологическом консультировании состояния рассматривать в качестве ресурсов, то их условно можно разделить на ресурсные и нересурсные. Когда мы находимся в ресурсных состояниях, у нас все получается как бы само собой, мы быстро учимся, легко схватываем информацию, быстро находим решения. В нересурсных состояниях, наоборот, все валится из рук, мы делаем лишние ошибки, пропадает легкость, эффективность значительно снижается. В таком случае наша задача заключается в том, чтобы внести этот ресурс туда, где его не хватает.

В ресурсном состоянии события воспринимаются по-другому и, соответственно реакция человека на обстоятельства меняется. Гораздо легче переживаются трудности и невзгоды. Поэтому люди так или иначе стремятся чаще находиться в ресурсных состояниях. Они не только приятны сами по себе, способствуют хорошему самочувствию и состоянию здоровья. Это так же влияет на отношения с другими людьми, потому что люди больше тянутся к человеку, который постоянно пребывает в хорошем расположении духа. И наоборот, стремятся держаться подальше от тех, кто злится, обижается, жалуется или пребывает в депрессии.

Зависание в нересурсных состояниях ведет к психологическим расстройствам и проблемам со здоровьем – все мы это неосознанно чувствуем. А в результате хорошей психологической работы человек гораздо чаще бывает в ресурсных, и все реже в нересурсынх Все меньше в его психике остается «темных пятен». В первую очередь это связано с трансформацией травмированных частей личности, которые, получив необходимый ресурс и возможность закрыть гештальт, взрослеют и интегрируются в систему взрослой личности, перестают быть чем-то отдельным. Вместе с этим высвобождается энергия, которую человек затрачивал на подавление и вытеснение болезненных эмоций в подсознании. Ну а после следует изменение в поведении, которое становится более взрослым вместе с интегрированной частью личности. Новое поведение и новое состояние ведет к положительным изменениям в ситуациях, которые до этого были проблемными, и в жизни человека вообще. Ведь психика является системой, в которой все между собой связано.