Детские сказки онлайн. "сказание о кожемяке" как произведение древнерусской литератры

Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации. Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст .
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения . Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста .

  • Тема - о ком или о чём говорится в тексте.
  • Основная мысль - в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения .
  • народная сказка
  • литературная сказка
  • рассказ
  • басня
  • стихотворение
  • былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения .
7.Чтобы выполнить этот тип задания - восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста - вам необходимо составить план прочитанного текста .
Сказание о Кожемяке
Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги (см. 1) . Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги - на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те - на эту. Подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я - своего, пусть поборются. Если твой муж (см. 3) бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев (см. 2) со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить (см. 4) Владимир, посылая по всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: - Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь . Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками. Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь всё. Юноша сказал: - Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться - испытай меня. Нет ли большого и сильного быка? Нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка калёным железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь (см. 5). Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их. Владимир же рад был и заложил город у брода того и назвал его Переяславль, ибо перенял (см. 6) славу отрок (см. 7) тот. И сделал его Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой со славой великой.
1. Печенеги, хазары - кочевые племена, нападавшие на Древнюю Русь в VІІІ - ХІ вв. 2. Глашáтай - человек, объявлявший что-либо всенародно; вестник. 3. Муж - человек, взрослый мужчина. 4. Тужить - горевать, тосковать, печалиться. 5. Оземь - об землю. 6. Перенять - заимствовать что-либо у кого-либо, подражая кому-либо и усваивая. 7. Отрок - юноша.

Народным преданием в летописи является "Сказание о юноше-кожемяке" (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и "не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу". И предложил печенежский князь Владимиру: "выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И послал Владимир глашатаев со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?", но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень "велик и страшен". В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал "тужить" Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. "И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста". Автор рассказывает, как "схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их" 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. "Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане" 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, "чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву".

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. "Повесть временных лет"
    • "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе"

Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».

Завязка

Время действия «Сказания о Кожемяке» - 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.

Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.

Необычный сын ратника

«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.

Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль - именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.

Еще один вариант сказания

Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант - теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну - это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.

Царь с царицей и богатырь

На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.

Концовка

Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой - Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.

Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.

Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.

Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка - это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:

  • Герой былины - это обученный воин, а основной персонаж летописи - ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
  • Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Никита Кожемяка" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Главный герой всегда побеждает не коварством и хитростью, а добротой, незлобием и любовью - это главнейшее качество детских персонажей. Сказка "Никита Кожемяка" читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.

Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.

Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.

Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.

Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.

Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.

— КОНЕЦ —