Что означает графический знак. Графические знаки и символы. Змея: космогоническая символика

И есть разновидность керамики, только архитектурно-декоративной. Использовались они для внутренней и внешней облицовки, изначально, храмов, затем - дворцов. То есть, первыми изготовителями и заказчиками изразцов, как декоративных элементов, были священнослужители. Они обладали и средствами для организации производства, у них была сильная мотивация - обустроить свой храм наилучшим образом (чтобы в округе не было подобных), и они умели накапливать, изучать и применять знания и опыт народных мастеров.

Как и любое декоративно-прикладное искусство, изразцовый промысел, имеющий ярко выраженную изобразительную направленность, аккумулировал знания и представления людей об окружающем мире. Многочисленные археологические находки подтверждают это.

Изображения на изразцах отражали не только быт, вкусы и обычаи народа, но и магические, тайные знания о мире. Сакральные изображения на изразцах, при всем их многообразии, можно разделить на несколько групп. Самая загадочная и древняя - группа геометрических символов.

Надо признать, что для российской школы (Суздаль, Псков, Москва, Владимир, Рязань и др.) геометрический орнамент в чистом виде не свойственен. Чаще он используется в сочетании с растительными мотивами. Четкая геометрия прослеживается в изразцовой керамике на западных территориях - Украина, Польша, Болгария. Однако, солярные знаки, узелковая письменность, рунические знаки нашли свое отражение в большей или меньшей степени в храмовой архитектуре древней Руси.
Итак, графические символы в изразцовом искусстве.

Солярные знаки

Появление солярных знаков, как таковых, относят к очень давнему, дохристианскому периоду. Люди быстро поняли, что от Солнца зависят и урожай, и жизнь племени. Поэтому, практически, у каждой общины был свой набор «солнечных» знаков, наделенных смыслом, силой и магией. Кстати, славянская солярная символика не содержит ни одного «темного» по содержанию знака. Она отражает только светлые силы, оказывающие помощь человеку в процессе выживания.

Коловрат - основной символ славянской символики, насчитывающий около 144 вариантов исполнения. Этот культовый знак, главный оберег славян, легко перешел в христианство, но в другой интерпретации (в христианской религии Солнце ассоциируется с Иисусом Христом). Не только языческие, но и православные древние храмы украшались солярными знаками. Так, в Софийском соборе можно увидеть пояса из плиток с изображением солярных знаков. Можно встретить эти магические символы в Эрмитаже. В тронном зале украшен потолок керамикой с изображением солярных знаков.

Рунические символы

Изразцовое искусство не зря считается народным. В нем буквально запечатлены исторические и культурные вехи развития, которые оказываются порой гораздо более древними, чем мы себе представляем. Это в полной мере относится и славянскому руническому письму.
Многочисленные археологические находки указывают на существование у славян письменных знаков - рун («черты и резы»), которые синтезировали мифологию, язычество, магическое искусство. Найденные археологами керамические фрагменты с руническими знаками датируются I-IV векам от Р.Х.

Отголоски узелковой письменности

В дизайне изразцов древних храмов можно обнаружить и следы узелковой письменности, существование которой воспринимается исследователями весьма осторожно, но отголоски которой находят многочисленные подтверждение в народном фольклоре, в фразеологизмах, дошедших до наших дней (узелок на память, намотать на ус), в орнаменталистике. Предполагают, что этот вид письменности был доступен жрецам, и использовался в сакральном аспекте как священное письмо для украшения храмов. Изображения петель и плетений, которые также содержали определенное мировоззренческое толкование, отличаются плавностью, спокойствием, симметричностью.

Ромбо-меандровые мотивы

Среди изразцовых орнаментов можно найти и другую символику геометрических знаков.
Ромбо-меандровый орнамент был широко распространен на территории России и присутствует на самых древних образцах керамики. Вариации ромба с многочисленными дополнениями в виде точек, крючков, крестов, линий являлись сакральными магическими знаками. К примеру, ромб, разделенный на 4 части по срединам сторон символизировал защиту и благополучие дома-очага, ромб с точкой внутри - плодородие, чистый ромб обозначал мать-Землю.

Изразцы с геометрическими узорами можно увидеть на таких известных объектах, как шатер храма Василия Блаженного (прямоугольники, ромбы с диагоналями), церквей Ярославля (изображения ромбов), фризы Крутицкого терема (перекрученные линии поясов-опоясок), изразцы Александровской слободы (круги и кольца), Софийский собор (круги, ромбы, шестиугольники) и др.

Словом, орнаменты на изразцах - тема обширная и глубокая. Рассмотреть ее в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако вывод из вышесказанного можно сделать следующий - для славянского и российского изразца не свойственно натуралистическое изображение, для него характерны такие качества, как обобщенность, условность, символизм, отражающие восприятие и понимание картины мира.

О зоо- и антропоморфных символах на Владимиро-Суздальских изразцах вы можете прочитать

Полноценно знаки начали использоваться с возникновением общинного строя. В книге ” Загадочные знаки Северного Причерноморья” (1933) И.И. Мещанинов утверждает что первоначально знаки были изображениями тотемов, которые защищали род. Постепенно вместе с развитием скотоводства и земледелия людям понадобилось помечать свой скот, орудия труда и защиты, тогда и начали наносить тамги. Процесс нанесения тамги или клейма называется таврением. Первоначально знаки принадлежали общинам, затем отдельным родам, после они трансформировались в личные знаки. В древней руси свои собственные знаки имели князья.

Знаки которые нас сейчас окружают имеют различные предназначения. Условно их можно разделить на три вида.

В этой группе все знаки которые необходимы для трудовой или бытовой деятельности. К учебным знакам относятся: все математические знаки, музыкальные ноты, знаки на текстиле и домашних приборах, знаки техники и знаки ориентации и многие другие. Основная функция учебных знаков это конкретизация значений используемых людьми в процессе жизнедеятельности. Они как правило не требуют высокого уровня графического и стилевого исполнения, как например отличительные знаки.

К этой группе относятся пиктограммы и прочие ориентирующие и уточняющие символы. Читаемые знаки иногда можно перепутать учебными. Многие учебные знаки являются читаемыми. Используются читаемые знаки в местах большого скопления людей – магазины, торговые центры, места общественного питания, рынки и др. К читаемым знакам относят знаки безопасности: “опасно”, “высокое напряжение”, “вход запрещён” и т.д. Основным требованием к читаемым знакам является ясность и быстрота чтения независимо от возраста, пола или национальности.

К этой группе относятся все рекламные знаки. Это фирменные и торговые знаки. Личные логотипы и издательские марки. Отличительной особенностью этих знаков являются высокие требования к графической и композиционной составляющей. Эти требования обусловлены особыми функциями этих знаков. Знаки данной категории должны быстро идентифицировать их обладателя, т.е. знак должен быть оригинальным и легко запоминаемым. Помимо рекламной функции у них есть и защитная. Данные знаки защищают права на индивидуальное изготовление, тиражирование товаров или предоставление услуг в какой-либо области.

Отличительные знаки в свою очередь делятся на изобразительные, словесные, шрифтовые и комбинированные.

Словесные знаки.

Словесными товарными знаками называются слова или сочетания букв, иногда стилизованные или оформленные в обособленные композиционные решения. Их делят на два типа:

1. Слова традиционного, естественного значения

2. Новые, несуществующие ранее слова и выражения, обозначающие новые приборы, препараты и материалы.

Шрифтовые знаки.

Шрифтовые или буквенные знаки состоят из одной, двух или нескольких букв. Буквы являются аббревиатурой, либо началом названия предприятия или его местоположения и вместе составляют единую, законченную композицию. Среди шрифтовых знаков можно выделить:

1. Буквы-образы

2. Знаки-монограммы

3. Знаки-метафоры.

Комбинированные знаки.

Это знаки в которых увязываются несколько смысловых и графических значений. Знаки отображающие буквы из названия или местоположения, изобразительные элементы говорящие о характере бизнеса или услуги предприятия.

Изобразительные знаки.

Изобразительные знаки это знаки изображающие предметы, символы, орнаменты и прочие абстрактные или одушевлённые формы и персонажи. Этот вид графических знаков один из самых древних и часто употребляемых.

Более подробно торговые знаки классифицированы в статье . Там рассмотрены стилевые особенности и наиболее частые графические решения используемые при построении логотипов.

Знак можно классифицировать по различным признакам. Семиотика предлагает нам делить знаки на три типа: иконические, символьные и индексные.

Семиотика – (греч. semeion – знак) наука о знаках. Эта наука подразумевает под знаками любые возможные средства для коммуникации: слова, изображения, звуки и т.д.

Отображают непосредственно сам предмет потребления. Знаки такого типа не несут двойственных значений, они просты и понятны, легко считываются и воспринимаются потребителем.

Индексные знаки суживают значения изображаемого предмета до нескольких необходимых качеств. Индексные знаки предельно лаконичны и просты, к этому типу можно отнести все учебные знаки и большинство читаемых и отличительных.

Индексные знаки

Символьные знаки могут нести множество значений. В большинстве случаев это абстрактные формы не замыкающие своё значение на одном предмете. Это очень удобно если у компании есть несколько видов деятельности и необходимо избежать конкретики в графике.

Символьные знаки

В Своем реферате я хочу рассказать о графических знаках и символах, об их роли в развитии торговли, в продвижении бизнеса, в сфере PR. Графический знак является неким «лицом» торговой марки, главным внешним атрибутом, по логотипу бренд запоминают, чем лаконичнее графический знак тем больше возможность, что потребитель запомнит его, и в последующем, при выборе между несколькими фирмами, он выберет именно ту, которую было так просто запомнить, которая первой всплывет в его сознании. Логотип является одним из важнейших элементов фирменного стиля и представляет собой оригинальное графическое изображение названия компании или продукта, призванное сделать имидж фирмы более запоминающимся и помочь ей удачно выделиться на конкурентном рынке. Он должен выражать основное направление деятельности фирмы.

Существует целая психология создания логотипов, путем сочетания разных цветов, и других приемов достигается эффект запоминаемости, что является залогом хорошего начала бизнеса. С разработки логотипа начинается процесс создания фирменного стиля. Поэтому всегда нужно помнить о том, что все стилистические элементы, используемые в логотипе, будут существенно влиять и во многом определять особенности остальных элементов фирменного стиля: цветовую гамму, шрифты, графические материалы.

Существует несколько основных принципов, придерживаясь которых при создании логотипа можно добиться наибольшей его эффективности в представлении компании или продукта. Прежде всего, графический знак должен быть простым, но при этом стильным, легко запоминающимся и выгодно отличающимся от логотипов конкурентов. Также логотипу желательно быть масштабируемым: то есть одинаково хорошо читаемым как на небольших бланках или брелоках, так и на внушительного размера рекламных растяжках - в обоих случаях без искажения восприятия. Он должен отличаться оригинальностью, изысканностью и соответствовать целям позиционирования компании; быть ярким, чётким, все его элементы должны сочетаться по цвету, форме и размеру. Кроме того, логотип обязательно должен ассоциироваться с конкретными фирмой или продуктом, представлять их самые яркие преимущества, не быть абстрактным и двусмысленным.

Все логотипы обычно делятся на 4 группы: символические, текстовые, буквенно-цифровые и комбинированные. К первому типу относятся символы, иконки и фотографии - это так называемое графическое представление компании. Такие символы редко используют при создании логотипов - их целью является простое информирование. Но комбинируя их с другими графическими элементами, можно добиться хорошего результата. На символические логотипы очень похожи логотипы текстовые. С тем лишь различием, что в них используется одна или несколько букв названия фирмы. Часто они выполняются в виде пиктограмм. Следующий вид - наиболее распространённый - буквенно-цифровые логотипы. Такие графические знаки, как правило, отражают точное написание названия организации или продукта. При создании логотипа такого вида важно помнить о наборе цветов, шрифтах и семантическом значении текста, которые в этом процессе играют немаловажную роль. Комбинированный тип, как следует из названия, сочетает в себе отдельные элементы всех предыдущих видов логотипов. Также логотипы подразделяются на имиджевые и продающие. К первым относятся оригинальные визуальные изображения, вторые представляют собой иллюстрации деятельности компании. Они могут использоваться как самостоятельно, так и сочетаться. Однако больше всего распространены продающие логотипы, потому что в отличие от имиджевых, которые несут только визуальный образ, они вызывают у потенциального клиента определённые ассоциации с компаний и стимулируют его к необходимому ей действию: покупке товара и пользованию услугой.

Разрабатывая логотип, нужно помнить о том, что он является основным инструментом и отображается на всех промоматериалах компании. И в случае, если он не будет профессионально созданным, то и фирма, которую он представляет, не вызовет доверия у потенциальных клиентов. Поэтому создавать графический знак следует поэтапно. Начать стоит с планирования - этапа, на котором составляется список всей продукции или предоставляемых услуг, которые предлагает фирма, и вычленяются общие тенденции. После этого выбираются цвета, причём следует избегать слишком мрачных оттенков. Следующий шаг - проектировка. Здесь важна простота и незамысловатость изображения. На данном этапе также можно проанализировать логотипы конкурентов, чтобы, выяснив их сильные и слабые стороны, сделать выводы относительно собственного графического знака. Далее из предложенных вариантов выбирается несколько наиболее удачных, после чего они тестируются на привлекательность с помощью группы людей, представляющих потенциальную аудиторию компании или продукта. В результате остаётся один, который и будет нести в себе скрытую символику деятельности организации.

Только после разработки удачного логотипа можно провести эффективную рекламную кампанию. Также стоит помнить, что грамотно созданный графический знак позитивно влияет не только на восприятие компании потенциальным потребителем, но и на её доход.

Современный логотип может быть как оригинальным и легким для запоминания изображением, например, как надкушенное яблоко -- логотип компании Apple, так и графическим начертанием, выполненным фирменным шрифтом -- например, эмблема компании IBM или Microsoft.

Современный логотип также может сочетать в себе, как элементы графического начертания, так изображение. Примеров «смешанных» логотипов великое множество, например логотип компании Puma, где сочетается графическое начертание имени компании и изображение в виде пумы, перескакивающей буквы.

Любой графический знак или символ, представляющий объект с помощью определенного тематического рисунка, а не звуков фонетической системы, называется идеограммой. Это бессловесное изображение идеи. Использование называется идеографией (от греческого, «идея» + «написано»).

Так, некоторые знаки передают свой смысл через живописное сходство с физическим объектом, и поэтому могут также быть описаны как пиктограммы. Идеограммы используются в некоторых письменных системах, таких как китайская и японская.

Примеры идеограмм: концепция

Изображение пальца (указатель) является идеограммой. Это концепция, она не представляет собой последовательность звуков и имеет значение: «идите туда» или «в этом направлении» и так далее. Она может использоваться в сочетании со словами или другими идеограммами, например, «лестница справа» или «забрать свой багаж в этом месте».

Это не обязательно изображения объектов. Арифметический знак «минус» - это тоже идеограмма, которая изображает концепцию, переводящуюся как «минус» или «вычесть следующее из предыдущего» или «отрицательное значение».

Может ли передать идеограмма значение слова

Разница между идеограммой и пиктограммой не всегда понятна. Идеограмма - это изображение, больше напоминающее ребус. Пиктограммы же имеют тенденцию быть более буквальными.

Идеограммы и пиктограммы использовались для создания письменных систем, таких как египетские иероглифы, и китайские символы. Однако часто они все-таки являются логограммами, представляющими слова или морфемы определенного языка, а не объекты или понятия. В этих системах написания использовались различные стратегии при разработке логотипов. Пиктографические символы изображают объект, на который ссылается слово, например значок быка, обозначающий семитское слово «алеф» (бык).

Некоторые слова, обозначающие абстрактные понятия, могут быть представлены знаком, но большинство других передаются с использованием принципа ребуса, заимствуя символ для аналогично звучащего слова. Многие знаки в иероглифическом, а также в клинописном письме могут использоваться либо в логографическом, либо фонетическом виде.

Краткая история пиктограмм и идеограмм

Пиктограммы и идеограммы постоянно развивались и часто были связаны с магическими способностями. Они использовались для передачи религиозных идей или даже в качестве секретного кода.

В наши дни так называемые иконки служат более утилитарной цели. В связи с промышленной революцией и глобализацией люди во всем мире утверждают себя в зарубежных странах, используя одни и те же технологии для работы и общения. Это своего рода универсальные образы, помогающие общаться, независимо от языка или культуры.

Понятные картинки

Пиктограмма - это символ, который передает смысл по своему сходству с физическим объектом. Примеры пиктограмм включают в себя путевые знаки, например, в аэропортах или на вокзалах, где многие люди могут быть незнакомы с местным языком.

В некоторых случаях пиктограммы могут сочетаться с идеограммами. Что эти графические символы обозначают, понятно любому. Например, красный круг означает «не разрешено», а оранжевый или желтый треугольник - «внимание» или «опасность».

Они повсюду

Мы можем видеть пиктограммы и идеограммы повсюду. Они находятся на вывесках у дорог, на зданиях, вокзалах, в электронных устройствах, компьютерах и т. д. Они очень просто доносят необходимую информацию и понятны всем.

Сегодня есть тысячи общепринятых пиктограмм и идеограмм, и мы узнаем их с первого взгляда. Популярными примерами являются значок электронной почты, значок телефона, кнопка воспроизведения, кнопка загрузки и т. д. Некоторые из них - пиктограммы, другие - идеограммы, а некоторые - сочетание того и другого.

Иногда пиктограмма играет роль идеограммы. Например, значок, представляющий смысл идеи, представлен лампочкой. Даже если лампочка на самом деле является представлением объекта (пиктограмма), оно передает сообщение идеи, концепцию (идеограмму). Изображение может усиливаться лучиками света.

Создание значка - непростая задача для дизайнера

Поскольку значок должен быть универсальным, для дизайнера может быть очень сложно создать рабочий значок. Есть так много вещей, которые следует принять во внимание. Например, представление чего-то можно интерпретировать по-разному, в зависимости от культуры, убеждений или религии. Использования цвета также лучше избегать. В Европе красный цвет является общим символом опасности, а в Китае он символизирует удачу и, как считается, защищает от зла.

Некоторые идеи считаются невозможными для вписывания в идеограмму без помощи текста. Попробуйте представить понятие «менеджер учетных записей» как значок, это действительно совсем непростая задача. Также очень рискованно пытаться сделать что-то по-другому при создании нового значка. Если треугольник в круге означает игру, не стоит пытаться изобретать колесо. Это просто путает людей. Иконки - не всегда место для творчества.

Актуальные иконки

Цивилизация не стоит на месте, современное поколение практически рождается с планшетами и смартфонами. Будут ли они действительно идентифицировать себя с старомодным телефоном, который мы используем для представления звонков? Знают ли они, что значок голосовой почты, используемый Apple, на самом деле является магнитофоном? Знают ли они, что такое магнитофон?

Это те вопросы, которые можно задать, глядя на свой смартфон или компьютер. Кажется, что эти типы значков становятся идеограммами, вместо того чтобы быть пиктограммами - символами, которые, наконец, повсеместно принимаются как официальное представление идеи или концепции.

Одна идеограмма стоит тысячи слов

Обновление или изменение уже известного значка слишком рискованно, независимо от того, может ли современное поколение идентифицировать представленный объект или нет. Пока люди могут сразу понять, что это значит, нет причин вводить путаницу. Это похоже на изменение языка - универсального способа общения. Что означает идеограмма? Это визуальная коммуникация.

Самым популярным примером являются дорожные знаки: «впереди строительные работы», «парковка для инвалидов», «остановка запрещена» и так далее. Идеограмма, в отличие от пиктограммы, может обозначать не только изображенный объект, но и косвенно связанные с ним понятия. Можно также сказать, что идеограмма - это пиктограмма, изображение которой интерпретируется не буквально. Например, велосипед, нарисованный в круге, обозначает не сам объект, а велосипедную дорожку.

Так что это такое - идеограмма? Знаковые изображения развивались на протяжении веков. Начиная с промышленной революции, на заре глобализации, значки стали появляться повсюду, и их популярность росла по мере развития технологий. Иконки все чаще становятся универсальным языком, в котором каждый символ имеет особое значение.