3 проблема этногенеза восточных славян. Проблемы этногенеза славян. расселение древних славян. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Один из самых сложных вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов. Это очень длительный процесс, занимающий не одно тысячелетие.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II - IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов.

Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавинами. По мнению И. М. Дьяконова, к IV - V вв. праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке.

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V - VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов».

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII - IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи - Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи – верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию вокруг Ильмень-озера.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII - IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля.

На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. Серпами собирали урожай. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия бал перелог. Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали по два-три года, а потом переходили на новый. Основными орудиями здесь было рало, а позднее - деревянный плуг с железным лемехом. С земледелием было тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров, овец и коз.

Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел. Начало появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать кожаные сапоги.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страна городов.

Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

Трудность при решении вопроса о происхождении славян связана с тем, что существует ограниченное количество источников – в основном это данные археологических раскопок, иностранные письменные источники и лингвистические данные.

Сам термин «славяне » появляется только в середине I тыс.н.э. – скорее всего данный этнос имел другое название. Возможно первое упоминание о праславянах следует относить к сочинению Геродота (древнегреческий писатель, «История», V в. до н.э.) – упоминаются «скифы-сколоты », которые живут по течению Южного Буга и Днепра, занимались плужным земледелием и выращивали хлеб для продажи грекам. Римские источники (Плиний Старший «Естественная история», Корнелий Тацит «Анналы», Клавдий Птолимей ) упоминают в I в. до н.э. - IV в. н.э. племена «венедов» , проживающих в низовьях Дуная. Иордан (готский историк, VI в., «О происхождении и деяниях готов») также говорит о венедах и размещает их в низовьях Днепра и Днестра, упоминает о борьбе между готами и венедами, а также о существовании у венедов племенных старейшин и межплеменных объединений.

Теории славянского этногенеза :

1. Дунайская версия . Автор – монах Нестор; источник: Повесть временных лет. Суть – славяне произошли от племени Иафета и расселились по Дунаю (в Венгрии ), затем славяне расселились по всем землям и стали называться по месту нахождения. Эта версия господствовала до XIX в. и поддерживалась такими историками как Соловьев, Погодин, Ключевский (в былинах много места уделяется Дунаю).

2. Иранская версия . Автор – Ломоносов («Древняя Российская история»). Суть – под славянами следует понимать сарматов (термин «славяне» произошел от термина «роксоланы»), которые во времена Троянской войны (XIII-XII вв. до н.э.) переселились на Дунай через Черное и Средиземное моря; в период создания Римской империи (I в. до н.э.) сарматы ушли на территорию Киевской Руси. Эта версия поддерживалась Татищевым и Карамзиным.

3. Индоевропейская версия общих чертах эта теория преобладает и сейчас). Автор – Шахматов (лингвист, «Древнейшие судьбы русского племени»). Суть – около III-II тыс. до н.э. (Филин и Трубачев ) происходит выделение праславян из индоевропейского массива (лингвистические данные); прародина – верховья Немана и Днепра. В середине V-VI вв. из-за столкновения с готами и германцами славяне уходят в междуречье Вислы и Днепра, а затем к Дунаю (данный факт и был зафиксирован ПВЛ). Окончательное расселение славян происходит после крушения империи гуннов и Аварского каганата.

С этой точкой зрения в общем созвучны и археологические данные. Трудность археологических исследований заключается в том, что территория Восточной Европы являлась местом нескольких волн миграций (последней было «великое переселение народов» в VI в.). Ведущие археологи –Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов. В основе археологических построений лежат следующие принципы: 1) рассмотрение ареалов распространения той или иной археологической культуры, их сопоставление, что дает основание о заключении родства археологических культур; 2) стремление объяснить причины прерывистости. Используя эти принципы, археологи проследили совпадение ареала археологических культур на протяжении 1000 лет. В общих чертах преемственность археологических культур скорее выглядела следующим образом:


1. Чернолесская культура (X-III вв. до н.э.) – от Вислы до Среднего Днепра, геродотовы сколоты; время первого социально-экономического подъема (возможно был раннерабовладельческий строй и предпосылки для становления предгосударства, торговля хлебом с греками, развитие товарно-денежных отношений, начинается социальное расслоение);

2. Зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в.н.э.) – в результате нашествия сарматов восточная часть славян уходит на север (верхняя часть Поднепровья); происходит кризис в социально-экономическом развитии (возвращение к родоплеменной стадии, низкопроизводящее земледелие в виде перелога, большая роль скотоводства, отсутствие гончарного круга, трупосожжение, грубый и примитивный инвентарь);

3. Пшеворская культура ( II в. до н.э. - II в.н.э.) – от Одера и до Западного Буга, западная часть славян упадка не испытала, развитая металлургия.

4. Черняховская культура (II-IV вв.) – сарматы уходят и обе вышеназванные культуры спускаются к Черному морю } второй период подъема (возобновляются контакты с римской цивилизацией, начинаются процессы классообразования (индивидуальные и массовые захоронения, гончарный круг, развитое животноводство, железный плуг).

В IV-V вв. происходит вторжение гуннов, население уходит на север => преемственность в культурах исчезает} второй период упадка у славян. С распадом державы гуннов в VI в. у славян начинается третий подъем - фиксируется собственно славянская археологическая культура.

Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позво-ляют отнести славян к индоевропейской языковой группе. Индо-европейские языки схожи между собой и образуют несколь-ко языковых групп, к которым относят:

1. славянскую;

2. германскую;

3. кельтскую;

4. романскую;

5. иранскую и др.

Индоевропейская общность начала распадаться в IV-III тысячелетии до н.э.

Востонные славяне возникли после слияния праславян с другими народами Восточной Европы, южные славяне - в результате объединения фракийцев с иллирийцами. Есть немало сведений, что праславяне отделились от балтов в се-редине I тысячелетия до н.э.

В лесостепной полосе происходило смешение славян с сарма-тами. Есть мнение, что скифы-пахари, скифы-земледельцы, которые жили в Среднем Приднепровье, - это славянские племена с их древней земледельческой культурой. Славяне, проживавшие на юго-востоке, вывозили свое зерно в Грецию. Литовско-латышские племена во второй половине I тысяче-летия до н.э. практически не отличались от славян по языку и образу жизни. У финно-угорской языковой семьи население проживало в таких же поселках.

Большой след оставили исчезнувшие народы: скифы и сарматы. Они относятся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура славян и кочевых племен имела много общего, однако скифы и сар-маты никогда не составляли единого политического целого.

У скифов развиваются ремесла, торговля, архитекту-ра. Представителей верхушки скифской знати с же-нами, слугами, животными хоронили в курганах, вы-сота которых достигала семиэтажного дома. В 111 в. до н.э. Скифское царство подверглось нашествиям сарматов, заво-евавших ко II-I вв. до н.э. огромную часть Скифии. Но у ски-фов остается Крым, где формируется новое царство, столи-цей которого становится Неаполь Скифский. Скифские цари стремились захватить греческие города Причерноморья, од-нако им удалось заполучить только Ольвию - и то на корот-кое время. Эти события послужили толчком к объединению греческих колоний (Херсонес заключил союз с Боспорским царством). Но в самом Боспорском царстве началось восста-ние скифов. Этот мятеж подавил понтийский царь, который также захватил и разгромил Неаполь Скифский. Однако ски-фы не были полностью исчезнувшим народом, часть их сме-шалась со славянами. В современном русском языке имеется немало скифо-сарматских слов, например, «хорошо», «топор», «собака» и др.

Предыдущие статьи:

Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.

Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Теории происхождения славя

Миграционная

А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория.

Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что « история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория.

Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В) «Скифо-балтийская» миграционная теория.

В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Г) «Прибалтийская» миграционная теория.

Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.

Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.

Автохтонные (от греч. autochthon – местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел.

Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле.

Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными.

Подробнее о взгляде советской историографии:

Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.

Вопрос №5. Образование Древнерусского государства. Проблема происхождения древнерусской государственности. Легенда о призвании варягов.

Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Условия возникновения государства.

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью.

Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е к V – VII вв. описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сараматами. В IX в

Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер Шлецер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.