Золочение в домашних условиях. Как позолотить металл в домашних условиях. Способы нанесения позолоты

Золотые ювелирные украшения давно завоевали популярность у всех слоев населения. Но золото - дорогой металл, и не каждому по карману приобретение изделий из натурального золота. И тут на помощь часто приходят позолоченные украшения.

Под золочением подразумевается процесс создания на исходном предмете небольшого слоя золота. Этот слой одновременно служит защитой от вредного влияния окружающей среды.

Технология золочения ювелирных изделий постоянно совершенствуется, и находит применение в различных областях повседневной жизни. Сегодня часто встречается золочение поталью, этот способ намного дешевле традиционного золочения. Тонкие листы сплавов различных цветных металлов удачно имитируют золото по цвету.

Различные методики нанесения позолоты

Современные методики напыления золотом позволяют покрывать гламурным покрытием многие предметы обихода, вплоть до мобильных телефонов и деталей автомобилей.

Серебро тоже охотно применяют, как металл для напыления, особенно при изготовлении бижутерии. Методики украшения позолотой позволяют изготовить из самых банальных предметов оригинальные вещи эксклюзивного направления.

Но золочение имеет значение не только для декоративного оформления изделий, оно носит и защитные функции. Такое покрытие не будет трескаться, не теряет блеск, его не берет коррозия. Толщина наносимого налета бывает различной, к примеру, для позолоченных часов обычно применяют покрытие золота от 5 микрон.

Золотым напылением можно покрывать и серебро, для этого есть целый ряд методик покрытия золотом:

  1. Обычное. При использовании этого способа берут благородный металл 385 пробы и доводят наносимый слой до 2,5 микрон.
  2. Позолота высокого качества. В этом варианте золото берется выше 385 пробы и напыляется слоем более 2,5 микрон.
  3. Розовая позолота. Присутствие вкраплений меди придает сплаву оригинальный оттенок розового цвета. Пробы желтого металла в таком сплаве могут быть различными.
  4. Так называемое белое золото. В этот сплав кроме серебра входят палладий и никель. Величина слоя может доходить до 5 микрон, покрывают таким сплавом в основном украшения из серебра.

Безусловным достоинством позолоченных украшений является их цена. При этом само изделие выглядит достаточно статусно и подчеркивает индивидуальность его владельца. Очень часто позолоченные изделия применяют в сочетании с различными камнями и стразами.

Однако существует конечный срок использования позолоченных изделий. Тонкий слой позолоты страдает от механического воздействия, поэтому носить постоянно такие изделия не рекомендуется. В результате физического износа блеск позолоты становится более тусклым. Также необходимо уберегать украшения от воздействия хлора, поэтому их нельзя мочить.

Уход и восстановление позолоты

Можно ли восстанавливать покрытие позолотой? Обратившись к опытному ювелиру можно получить отреставрированное изделие в первозданном виде.

Ухаживать за изделиями с позолотой надо очень аккуратно, стараясь не повредить тонкий внешний слой. Снимать грязь необходимо с помощью мягкой тряпки, смоченной в спиртовом растворе. А вот позолоченное серебро чистят с помощью соды и старой зубной щетки. После проведения оздоровительных процедур, украшения надо промыть водой и хорошо высушить.

Многие хотят узнать, можно ли снять позолоту из серебряных позолоченных предметов. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Химический способ позволяет снять позолоту в растворе царской водки, ну а потом, при необходимости, из хлористого золота можно получить золото металлическое.
  2. С помощью электролиза позолоту удаляют в растворе серной кислоты. Изделие с покрытием закрепляют на аноде и погружают в ванну с серной кислотой. Нужно понимать, что снятие позолоты электролизом и серной кислотой требует определенных навыков и оборудования, поэтому зачастую лучше обратиться к специалисту-гальванику.
  3. Есть еще и третий метод, он применим в тех случаях, когда не требуется выделять золото, как металл. Покрытие удаляют с помощью самой мелкой наждачной бумаги, а изделию придают товарный вид, натирая его полировочной пастой.

Восстановить позолоту, потерявшую вид из-за механического воздействия тоже можно. Но для этого необходимо предварительно очистить поверхность, потом покрыть ее никелем, затем нанести слой позолоты. Восстановленный предмет будет и дальше радовать своих обладателей.

Нередко приходится решать проблему - как отличить золото от позолоты? Проба позолоты имеет одно единственное значение - 999. Золотые украшения имеют клеймо 585 или 583. Если в процессе золочения употреблялась фольга, то проба может быть любой, но не 585 и 583.

Как определить подделку? Хорошо помогает спирт или нитрат серебра. Надо смочить раствором ватку и слегка протереть изделие, предварительно смочив его водой.

Если металл не темнеет, значит – это золото. Можно попробовать прикусить изделие «на зуб» или поцарапать ногтями. Если будет образовываться стружка, значит это позолоченное изделие.

Практика домашнего золочения

Методика позолоты в условиях дома, а не специализированной лаборатории достаточно сложна, и не всегда выполнима. Химические реактивы, которые необходимы для золочения в домашних условиях, не всегда доступны для любителей. Сам по себе процесс золочения совсем не простой, он требует навыков и опыта.

Специалисты различают два основных способа золочения – электрохимический и механический.

Механическую методику чаще называют сусальным золочением. Нанесение позолоты сводится к покрытию изделий золотой фольгой. Тонкие листы мягкого золота наносят на изделие, толщина листов определяется в несколько микрон.

Механический способ золочения

В механическом методе можно разграничить два главных подхода:


Электрохимический способ нанесения позолоты

Нанесение позолоты электрохимическим способом тоже имеет несколько разновидностей:


На дому часто используют способ натирания металла. Для этого хлорное золото кладут в раствор цианистого калия, досыпая мел, доводят раствор до состояния кашицы.

Исходное изделие очищают и обезжиривают, потом натирают полученной кашицей. Затем изделие подвергают тщательной полировке.

Если в эфире растворить хлорное золото, то таким раствором тоже можно проводить золочение. После испарения эфира, на поверхности исходной детали образуется тончайший слой золота с характерным блеском. Используя данный раствор, можно с помощью пера, делать на металле золотистые рисунки.

Золочение украшений – это процесс покрытия изделий тонким слоем золота, чтобы защитить их от коррозии, придать большую прочность и блеск. Основа для позолоты может быть любой:

  • никель;
  • медь;
  • латунь;
  • бронза и пр.

Искусная имитация золотых аксессуаров смотрится ярко, красиво и благородно. Одно из достоинств таких изделий – цена. При этом сами предметы выглядят не менее роскошно, чем украшения из золота.

Золочение также используют для реставрации старинных ювелирных изделий. После обновления они вновь радуют блеском и сиянием.

Какие украшения подвергаются золочению

Золоченые украшения всегда в моде, подходят к вечерним и повседневным нарядам. Позолотой можно покрывать разные аксессуары:

  • кольца;
  • браслеты;
  • часы;
  • броши;
  • цепочки и пр.

Для каждого предмета оптимальна разная толщина позолоченного слоя. Например, на часы обычно наносят золотой слой от 5 микрон. Толщина позолоченного слоя влияет на прочность, цвет, срок службы, а также устойчивость к коррозии.

Чтобы золоченые изделия как можно дольше радовали красотой, их нужно носить аккуратно: снимать перед сном, физическим трудом, водными процедурами, занятиями спортом. Их необходимо беречь от моющих средств, попадания прямых солнечных лучей и механических повреждений. Желательно хранить аксессуары в отдельной шкатулке.

Золочение от мастеров компании «6 микрон»

Искусством гармоничного золочения украшений в совершенстве владеют мастера-позолотники компании «6 микрон». В их руках любое изделие превращается в изысканный ювелирный шедевр!

Мы наносим позолоту электрохимическим и иммерсионным методами. Такие способы считаются самыми эффективными и безопасными. Цена позолоты рассчитывается, исходя из размеров украшения, выбора золотой пробы, сложности нанесения. Чтобы получить более детальную информацию, обращайтесь к нашим менеджерам.

Золочение церковной утвари

Золочение церковной утвари – сложная и трудоемкая работа, которая требует особой квалификации. Изделия могут покрываться слоем золота полностью или частично.
Позолота придает церковной утвари благородное сияние и повышает стойкость к коррозии. Толщина слоя выбирается индивидуально. Чем толще покрытие, тем лучше защитные и декоративные свойства.

Золото можно наносить на различные изделия:

  • кресты;
  • блюда;
  • иконы;
  • ковши и пр.

Предметы могут иметь основу из стали, бронзы, латуни и других материалов. Возможна также реставрация церковной утвари из благородных металлов. Золотое покрытие совершенно безопасно и долгое время не теряет блеск.

Методы золочения

Существует несколько методов нанесения позолоты. Способ подбирают в зависимости от характеристик предмета и площади обработки. Например, для икон могут использовать механическое золочение, а для небольших изделий вроде нательных крестов используют метод гальваники, когда тонкое металлическое покрытие осаждается на поверхности под действием электрического тока. Золото равномерно оседает гладким красивым слоем.

Вне зависимости от способа обработки, золочение требует наличия специального оборудования и условий, поэтому работу нужно проводить в мастерской. Тогда можно гарантировать красивый результат, который сохранится надолго.

Мастера лаборатории “6 микрон” готовы выполнить золочение церковной утвари любой степени сложности. Мы нанесем позолоту на всю поверхность изделия или в отдельных местах (фон, нимбы, мелкие детали). Цена работы рассчитывается в зависимости от формы предмета, сложности нанесения, выбранной пробы и толщины покрытия.

Золочение сувениров и подарков

Золочение сувениров и подарков – новое слово в искусстве декора. Украшать таким способом можно все, чему нужно придать изящный, благородный вид. Золото не тускнеет со временем, не теряет свою красоту, но такой способ обработки выбирают не только для декоративных целей. Золото – очень прочный металл, который устойчив коррозии и делает изделие более прочным.

Позолота может иметь разную толщину, в зависимости от характеристик предмета и пожеланий заказчика. Чем толще слой, тем выше прочность покрытия, а также лучше защитные свойства. Это красивый и доступный способ сделать сувениры долговечными, придать им красивое сияние.

Искусство декоративного золочения сувениров и подарков

Способ золочения выбирают в зависимости от характеристик предмета. Один из самых распространенных методов – гальваника. Этот вид обработки заключается в погружении изделия в ванну с раствором солей золота под действием электрического тока. При электрохимических реакциях покрытие тонким слоем оседает на поверхности предмета, так что внешне его нельзя отличить от полностью золотого.

Существуют также химические и механические способы золочения. Главное, для качественного результата обработка должна проходить в специальных условиях с применением профессионального оборудования. Тогда современные способы обработки гарантируют долговечность и красоту готового слоя.

Золочение – это сложный процесс, который требует опыта и аккуратности. Основная цель – придать предметам красивый, сверкающий, благородный вид. Поверхность после нанесения должна иметь безукоризненный вид. Любые следы обработки, пылинки, шероховатости портят работу. Поэтому такую задачу стоит доверять только профессионалам.

Мастера компании «6 микрон» готовы выполнить работы любой сложности. Вы приносите к нам простую вещь, а забираете золотую. Цена работы рассчитывается в зависимости от характеристик предмета, выбора золотой пробы, толщины покрытия, площади нанесения.

Золочение металлов

Яркий блеск золота вызывает ассоциации с благородством, элегантностью и богатством. Однако это дорогой металл, поэтому изделия из него по карману не каждому. В этом случае на помощь приходит золочение металлов. Эта технология позволяет придать металлическим предметам вид золотых вещей, обходясь малым количеством золота. Такая обработка также служит защитой от вредных воздействий.

Свойства позолоченных изделий

Металлы покрывают тонким слоем позолоты толщиной от 2 до 25 микрон. Для обработки используют золото 585, 750 и 999 пробы. Готовое покрытие имеет следующие свойства:

  • высокая устойчивость к коррозии, окислению и резким колебаниям температур;
  • химическая стойкость;
  • сохранение блеска в течение многих лет;
  • отличная прочность.

Хотя само золото – мягкий и податливый металл, после обработки оно становится надежным, хорошо противостоит негативным воздействиям, в том числе, трению и ударам. Однако у позолоты есть свой срок службы, поэтому за изделиями нужно ухаживать, беречь их от воздействия агрессивной химии.

Способы нанесения позолоты

Технологии золочения металлов применяют во многих областях жизни. Существуют несколько способов нанесения позолоты: механический, электрохимический, иммерсионный. Метод обработки подбирают в зависимости от характеристик изделия, задач обработки.

Наносить золотое покрытие можно на разные предметы:

  • украшения;
  • посуду;
  • монеты;
  • оружие и пр.

Готовое изделие не имеет пробы, зато мастер может сделать маркировку, которая указывает на способ нанесения покрытия. По такому признаку можно отличить предмет от полностью золотого.

Цена золочения металла рассчитывается индивидуально, зависит от сложности формы предмета, выбранного покрытия, его толщины, площади обработки. Наши мастера готовы выполнить работу любой сложности оптимальным способом, который гарантирует красоту и долговечность изделий.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Изделия из позолоченных металлов всегда обладали большой популярностью. При бережном обращении они имели прекрасный вид и стоили недорого. Поэтому многие могли себе позволить менять украшения часто и подбирать к соответствующим нарядам. Однако со временем позолота стиралась, а золочение в ювелирной мастерской стоит даже дороже самого изделия. Поэтому многие задумываются, как .

Растворы для золочения

Для нанесения на предмет слоя золота его необходимо растворить. Золото - металл, который обладает химической инертностью, почему и ценится, и именно поэтому сделать это не так-то просто. может выступать только царская водка - химическое вещество, представляющее собой смесь азотной и соляной кислот. Соляной кислоты нужно взять три объемных части, а азотной - одну.

Позолоченное кольцо

После того как золото растворится, необходимо жидкость выпарить. Только делать это нужно аккуратно, на открытом воздухе, соблюдая правила осторожности, используя респиратор и перчатки. Газы, которые испаряются при выпаривании, вдыхать категорически нельзя, иначе можно получить ожог слизистой. Необходимо также использовать очки для защиты глаз. После того как выпарится жидкость, останется хлорное золото.

Способы золочения

Чтобы позолотить изделие методом натирания хлоридом золота, последний необходимо растворить в цианистом калии, после чего размешать с отмученным мелом до кашеобразного состояния. Предмет покрывают этим раствором, после чего ждут некоторое время, обмывают и полируют.

Если необходимо покрыть таким слоем сталь или железо, хлорид золота растворяют в эфире. Раствор наносят на поверхность, а после того как эфир испарится, натирают тряпкой. Если делать это не кисточкой, а гусиным пером, то можно получить узор.

Цинк покрывают следующим образом. Готовят пасту, которая состоит из 60 г цианистого калия и 20 г хлорида золота, разбавляют их в 100 г воды и взбалтывают. После чего фильтруют и добавляют смесь винного камня и мела, соответственно 5 г и 100 г, до консистенции кашицы. На металл паста наносится кисточкой или щеткой.

Делается несколько другим способом. Золото растворяют в разбавленной водой царской водке, после этого добавляют поташ и выливают в котел из железа, где уже кипятятся два литра воды. В течение 120 минут эту жидкость кипятят.

Серебряные предметы, которые хотят позолотить, прокаливают и травят раствором серной кислоты. После этого на короткий промежуток времени их отправляют в азотную кислоту. Потом связывают проволокой из латуни и быстро отправляют в жидкость, которая представляет собой смесь трех кислот - азотной, серной и соляной, вынимают сразу же. Затем изделия ополаскиваются водой, погружаются в ртуть и воду, а через полминуты в ванну с жидкостью, которая состоит из 10 г золота, по 25 г азотной и соляной кислот, 25 г воды и 300 г поташа.

После золочения изделия промывают и просушивают в опилках. Если во время того как изделия погружены в ванну с раствором для золочения, к ним прикоснуться цинковой палкой, то слой золота будет больше.

Если необходим контакт с цинком, то используют такой раствор:

  • 15 г хлорида золота;
  • 65 г поташа;
  • 65 г калия железистосинеродистого, или желтой кровяной соли;
  • 2 л воды.

Для того чтобы покрыть изделия таким раствором, очищенные и обезжиренные предметы помещают в подогретый раствор и используют палочку из цинка для контакта.

Если необходимо покрыть золотом медь или ее сплавы, то в 1,5 литра воды растворяют 10 г фосфоронатриевой соли и 6 г гидроксида калия. Отдельно в 0,5 литра воды растворяют 2 г хлорида золота и 32 г цианида калия и перемешивают растворы. При золочении смесь необходимо будет довести до кипения.

Чтобы позолотить таким способом железо, сталь, цинк или олово, их предварительно покрывают слоем меди.

Если требуется нанести покрытие на металлическую проволоку, то она должна быть предварительно помещена в раствор из одной части серной кислоты на 10 частей воды. После этого ее вымачивают в азотной кислоте и опускают в раствор из меди. Далее подготавливают растворы для золочения: 150 г калия на 5 л воды и 10 г хлорида золота в одной емкости и 50 г гидрофосфата натрия на 5 л воды и 50 г гидроксида калия. Растворы перемешиваются и доводятся до кипения, после чего туда опускается пропитанная медью проволока.

Золочение методом гальваники

Чтобы позолотить изделие этим методом, понадобятся:

  • 60 г гидрофосфата натрия;
  • 1 л воды;
  • 3 г хлорида золота;
  • 1 г цианида калия;
  • 10 г двусернокислого натрия.

Гидрофосфат натрия смешивается с водой комнатной температуры (0,7 л) и находится в ней до полного растворения. В другой емкости растворяется в 150 мл воды 2,5 г хлорида золота. После этого в 150 мл воды растворяется еще 1 г цианистого калия и 10 г двусернокислого натрия. Первые две массы смешиваются между собой, после чего добавляется и третья. Для золочения используют платиновый катод. Когда раствор истощается, добавляют еще хлорного золота.


Гальваническое нанесение позолоты

Золочение металлов: серебра, железа, меди и других - проходит с предварительным нанесением другого металла, без прокладки делается с использованием ванны по Зельми. Для этого берут 1 г кальцинированной соды и доводят в чашке из фарфора до кипения с таким же количеством калия железистосинеродистого и 30 г воды. Далее добавляют золото, которое было получено путем осаждения аммиаком, 50 г хлорида золота и кипятят 12 минут. По истечении этого времени должен образоваться осадок красного цвета, а жидкость должна принять золотистый цвет. После этого ее фильтруют и используют для гальваники.

Покрыть золотом металлы нетрудно, реактивы для этого имеют вполне доступную стоимость. Это вполне может стать актуальным, если вы хотите регулярно покрывать благородным металлом большие объемы изделий или открыть свою мастерскую.

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные . Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!



Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.

Разбавляется спиртовым разбавителем.

Для профессионалов

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.

Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.


Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь , поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.