Всегда ли свята любовь? Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником

Проповедь на Евангелие Лк 14, 25-33

В то время: С Иисусом шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить, и не мог окончить»? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство - просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк 14, 25-33)

(прим. Первую проповедь в качестве настоятеля челябинского прихода читает отец Маркус Новотны)

Дорогие братья и сестры!

Мы только что слышали, наверное, одно из самых сложных мест в Евангелии. Иисус говорит достаточно странные слова. Вначале «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Потом «кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». Потом Он говорит о задумавшем строить башню и царе, ведущем войну. Эти фрагменты как будто не связаны между собой. Но главное, что хочет сказать Иисус, понять все же можно.

За Ним ходит множество народа, как свидетельствует Евангелие от Луки. И часто бывает так, что вокруг любой знаменитости или яркой личности собирается множество поклонников. В сегодняшнем мире это выглядит несколько иначе. Те, которых еще вчера никто не знал, вдруг становятся знамениты. И многие приходят к ним, хотят с ними познакомиться, хотят приобщиться к славе звезд.

Может быть, похоже было и с Иисусом. Люди много слышали о Нем, видели чудеса, присутствовали на проповедях. Возможно, многие шли за Иисусом и из-за любопытства. Может быть, как раз этим людям Иисус обращает сегодняшние слова, которые мы слышали в Евангелии. Иисус требует решения. Не может быть, что человек попал в общение с Иисусом «просто так». Не может быть, чтобы человек стал учеником Иисуса «по случайности».

В отличии от многих из вас, я родился и вырос в католической семье. И никогда не был вынужден принимать твердое решение «да, я хочу быть верующим человеком». Это решение было принято либо моими родителями, которые принесли меня на крещение, когда я был совсем маленьким. Либо это решение было хорошо подготовлено различными обстоятельствами всей моей жизни. Не было такого момента, чтобы я вдруг оказался перед необходимостью принимать такое решение. Не то чтобы в моей жизни такого не было никогда. Но достаточно редко.

Многие из вас, которые были крещены в этом храме или других храмах относительно недавно, или которые уже будучи взрослыми приняли решение присоединиться к Католической Церкви, может быть совершенно иначе слышите и воспринимаете сегодняшнее Евангелие. Но думаю, вы еще больше понимаете, что быть учеником Иисуса Христа - это сознательное решение человека. Не может быть так, что человек сегодня «да», а завтра «не то, что нет, но посмотрим». Таким образом мы не можем стать учениками Иисуса Христа. Быть учеником Иисуса - это значит слушать, что Иисус нам говорит. В том числе то, что Он говорит в сегодняшнем Евангелии. Даже если нам кажутся странными Его слова.

Что значит возненавидеть отца и матерь, и жену, и детей, и братьев, и сестер? Я уверен, если спросить сейчас тех, у кого есть братья и сестры, наверняка они расскажут, что бывают такие ситуации, когда кажется, что ненавидишь своего брата или сестру. И это не только между братьями и сестрами и не только в каком-то определенном возрасте. Но не это Иисус имеет в виду. Речь не идет о том, что мы должны кого-либо возненавидеть. Наоборот. Мы внимательно читали Евангелия. И знаем, что Иисус Христос дает нам главную заповедь «любите друг друга». В том числе, и в первую очередь, отца и мать, жену и детей, братьев и сестер. Но сегодня Иисус говорит нам - все, что мы можем иметь здесь на земле, перед лицом Бога или в свете жизни вечной, мало что значит. Быть учеником Иисуса, значит слушаться Его Слова, когда Он зовет.

Не от всех Иисус требует одного. Не всех Иисус призывает уйти в монастырь. Монастыри были бы полные, приходы - пустыми. Не всех Иисус призывает стать священниками. Здесь, за кафедрой, было бы тесно, а в храме - пусто. Не может такого быть. Иисус призывает каждого человека индивидуально. И Он никогда не требует больше, чем человек может дать. Иногда нам кажется - невозможно. Иногда нам настолько тяжело, что мы думаем, как Иисус такое может требовать? Иисус никогда не требует больше, чем человек может нести.

И, смотря на последнюю строчку Евангелия, «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Здесь речь идет не только об отношении к людям, но и об отношении к имуществу. Не плохо быть богатым. Многие хотели бы быть богатыми. И многие богатые делают много добра в этом мире. Важно как мы, будучи учениками Иисуса, относимся к своему богатству. Может быть, многие скажут: «ну, я не богатый». Но, согласитесь, это все относительно. Может вы себя и не считаете богатым. Но включите телевизор, посмотрите, как люди живут в некоторых странах Азии, Африки или Ближнего Востока. Очень много мест, где люди живут намного хуже. Так что все это относительно.

Важно, какое у нас отношение к тому, что мы имеем. Собираем только для себя или мы по-христиански относимся, как Иисус нас учит. Это значит открытым сердцем внимать тому, что происходит вокруг. Главное слушать то, что Иисус говорит. Главное пытаться узнать волю Божию, которую Он мне хочет сообщить каждый день. Каждый день мы призваны идти за Иисусом, быть учениками Иисуса, пытаться узнать, в чем воля Божия для меня в этот конкретный день, в этой конкретной ситуации, в которую я попал.

Таким образом, мы не только учимся тому, что значит отрешиться от всего. Мы учимся, что значат наши отношения к окружающим нас людям. Так, как истинные ученики Иисуса Христа. Другого выхода я не вижу. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа… А это решение не такое, что мы однажды решили и на всю жизнь. Это решение обновляется каждый день. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа, несмотря на то, какой у нас возраст, образование и так далее. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа, мы должны слушать то, что Иисус хочет нам сказать.

Тогда шло с Иисусом множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Кто хочет следовать за Христом, должен отдавать себе отчет, что это будет означать. Два примера, приведенные в этом Евангелии, ясно показывают, о чем идет речь. Намерение построить башню предполагает наличие денег для покрытия затрат. Объявление войны требует войска, достаточного для ее ведения. В обоих случаях важно заранее оценить свои возможности. Недостаточно внезапно загореться, или захотеть получить желаемое во что бы то ни стало. Необходимо исчислить, настолько ли ты богат, чтобы позволить себе такое строительство, настолько ли силен, чтобы рисковать, ввергая себя в авантюру войны.

Господь приводит эти два примера, говоря о выборе, который должен сделать тот, кто хочет стать Его учеником. «Так всякий из вас, – говорит Он, – кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Однако эти сравнения с ученичеством не следует воспринимать буквально – из-за одного очень важного пункта. В случае строителя башни или царя, готовящегося к войне, необходимо точное исчисление имеющихся средств – будь то деньги или военная мощь. В случае ученичества Христова – речь идет не о том, чтобы собрать все имеющиеся средства – силу, таланты, деньги, лучшие человеческие качества, но, напротив, о том, чтобы все оставить, всего отвергнуться, совлечься всего. И Господь даже говорит, что наш выбор может быть только таким – все или ничего. «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Поистине, Царство Христово требует послушания законам и требованиям, которые обыкновенно противоположны тому, чем живет мир. В этом мире чем больше показывает кто-то силы и смелости, чем более впечатляющи средства, которыми он располагает, тем больше шансов имеет он на успех. В жизни учеников Христовых действует противоположный закон. Чем меньше человек имеет, чем больше он отдает и оставляет, чем больше делится с другими, чем больше достигает нищеты, тем большую он открывает возможность Божественной благодати соделать его новым творением.

Бог находится в непрестанном созидании Своего Царства. И всякая наша неуместная инициатива может только мешать Богу, а иногда даже быть совершенной преградой для действия в нас Его благодати. Как говорит преподобный Нектарий Оптинский: «Бог сотворил мир из ничего. И пока, подвигом всецелого самоотречения, мы не осознаем, что мы – ничто, мы не дадим Богу творить из нас нового человека».

В этом совлечении себя – вся тяжесть креста, который ученик Христов должен принять. После всех других совлечений, впечатляющий список которых дает Господь: «отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей». Эти совлечения, хотя они и являются основой всего, могут показаться легкими в сиянии первой любви. Но они – только начало. Таинственная благодать Божия, уменьшающая одни препятствия, может постепенно открывать новые, о существовании которых мы и не подозревали: очень тонкие проявления себялюбия, своеволия и самодеятельности. Мы думаем, что мы уже все отдали, от всего отказались, но благодать Христова требует от нас еще большего. Бесконечно кроткая, ничего не повреждающая, только освобождающая пути для токов новой жизни, – она знает, куда ведет нас.

Для каждого из нас – это наш крест, который не мы сами выбираем, но Христос – для нас. Наш крест – наш путь, без всяких расчетов, без всяких условий, путь всецелого совлечения, на котором нам дано стать служителями и соработниками чудес Божиих ради спасения многих.

И еще Господь предупреждает в сегодняшнем Евангелии против апостасии, отступничества, которое может сделать христиан совершенно бесполезными. Те из христиан, кто вместо того, чтобы оставить все, что они имеют в мире, оставляют свою веру или жизнь по вере, уподобляются соли, которая утратила свою соленость. Они, как эта соль, становятся самыми ненужными, что только есть в мире. «Чем исправить эту соль?» – вопрошает Господь. Возможно ли сделать ее снова соленой? Потому богоотступнический мир хуже мира неверующего. И из Церкви сеющие соблазны должны быть извергнуты, потому что существует опасность заражения ими других. Господь обращается с призывом к каждому из нас внять этому предупреждению: «Имеющий уши слышать, да слышит».

Татьяна, добрый день. Спасибо, что читаете наш сайт. Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

Вот место, о котором пойдет ниже речь:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
(Лук.14:26)

Стоит также упомянуть в контексте слов Иисуса итог:

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
(Лук.14:33)

Для понимания обратимся к современному переводу:

14:26 «Если кто приходит ко Мне, любя отца и мать, жену и детей, братьев, сестёр или даже свою собственную жизнь больше, чем Меня, он не может быть Моим учеником.
14:33 Так и каждый из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником!

При изучении наставлений Христа особое внимание я уделяю образному языку. И именно в нашем случае Он использовал прием — гипербола.

Гипербола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Иисус часто говорил образами, такими как — родиться второй раз, есть Мою плоть, вырвать глаз и в нашем случае — возненавидеть отца и мать.

Если понимать буквально сказанное Иисусом, то мы придем к явному абсурду. Но если мы заменим буквальное значение образным, то перед нами откроется истина. Мы поймем Бога, Его намерения и любовь.

Для познания истины не будет лишним найти параллельное место в Писании. В нашем изучении мы смело можем сослаться на это:

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
(Матф.10:37)

Перед нами уже две формулировки одной мысли: «не возненавидит» и «любит более, нежели Меня».

Глубина этих слов имеет разный контекст в зависимости наших от жизненных ситуаций.

Например, наши родственники могут счесть безумием наш интерес ко Христу. Будут очень яро выступать против нашей веры. Тут мы можем оказаться на пути выбора: возлюбить Иисуса больше, чем «заботу» родственников. Чтобы верно реагировать на подобные ситуации нам потребуется помощь Бога и наш духовный опыт.

Когда родственники Иисуса проявили «заботу», думая, что Он сошел с ума — решили забрать его из толпы.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
(Мар.3:21)

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мар.3:31-35)

Тут мы читаем, что даже Иисусу предстояло противостоять «излишней заботе» со стороны своей матери, родных братьев и сестер. Какой Он сделал выбор?

Подводя итог на наше исследование, мы выделим следующие аспекты ответа:

  1. стоит учитывать образный язык
  2. изучить контекст главы, не вырывая стих из него
  3. поискать параллельные места в Писании
  4. посмотреть на пример Иисуса Христа

А ответ будет найден уже нашим духовным опытом. Но, что точно не стоит делать — буквально понимать наш отрывок Евангелия от Луки 14 глава в 26 стихе.

Благословений вам!

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 25 - 35.

25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

35. ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 14, 25–35)

За Господом следовало множество народа, и все эти люди представлялись Его учениками для постороннего наблюдателя. Поскольку из ходящих за Спасителем многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26).

Речь в этих словах идет вовсе не о ненависти в привычном для нас смысле этого слова, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Спасителя. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».

Свое наставление о самопожертвовании, необходимом истинному христианину, Господь подкрепляет притчами о желающем строить башню, войне между двумя царями и соли. Смысл притчи о башне таков: как человек, желающий построить башню, рассчитывает свои средства, чтобы не остаться в смешном положении, если, заложив основание башни, он не найдет средств на дальнейшую ее постройку, так и человек, желающий стать последователем Христовым, должен заранее рассчитать свои силы и подготовить себя как следует к предстоящему подвигу, чтобы не стать потом посмешищем для людей.

Тот же смысл и во второй притче: как царь решает начать войну с другим царем лишь после того, как рассчитает собственные силы, так и желающий стать последователем Христовым должен приобрести для этого духовные средства, из которых первое - самоотвержение; иначе он не сможет исполнить своего доброго намерения и даже может подвергнуться опасности поражения со стороны духовных врагов.

Последователи Господа сравниваются с солью, защищающей от разложения все, с чем она смешана. Но ученики Христовы, не имеющие силы нравственного самоотвержения, уже ни на что не пригодны, как соль, потерявшая свою силу. Александр Павлович Лопухин замечает: «[…] как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно, способность на самопожертвование».

Царствие Божие, дорогие братья и сестры, открывается человеку уже в земной жизни, нам лишь необходимо сделать шаг навстречу. От этого шага зависит очень многое. Вот почему Спаситель говорит о самопожертвовании, которое представляет собой не что иное, как добровольное отречение от временных наслаждений ради служения ближнему. В этом смысле самопожертвование христианина, начинаясь борьбой с самостью в собственном сердце, выражается в отвержении себя, смиренном принятии и ношении жизненного креста и последовании Христу. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51) , несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27) . Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7) , и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30) . Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, - Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне» . Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть - значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» - понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» - говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником» . Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.