Толкования на Мф. Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

Прп. Антоний Великий

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

Он сказал: «У Меня есть власть положить душу Мою, и вновь взять ее» (см. Ин. 10:17). Поэтому и Петру Он гневно запретил, когда тот «начал прекословить Ему» (см. Мф. 16:22), чтобы Господа не распяли, чтобы как-то избежать того, чему надлежало быть. «Он же, обратившись… воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана, ибо ни мыслишь о том, что Божие, но мыслишь человеческое» , то есть: иди вслед за Мной, а не обгоняй и не постигай разумом Промысл.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 134.

Прп. Максим Исповедник

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

Отчего Господь, укорив Петра, назвал его сатаной

Господь называет Петра сатаной не для того - как некоторые думают, - чтобы побранить его. Поскольку бывшее для Господа лишением для нас стало обретением, как, например, Его смерть стала для нас жизнью, а Его бесчестье стало для нас славой; а апостол Петр, когда Господь говорил, что Ему предстоит страдать, подумал, исходя из естественного [порядка] вещей, что невозможно [допустить], чтобы жизнь была погублена, а слава обесчещена, - поэтому Господь, отвергая эту мысль, ибо в сверхъестественном не должно искать естественную последовательность (ведь совершая это посредством противоположностей, Он замыслил [даровать нам] жизнь через смерть и славу через бесчестье), [так вот, Господь, имея в виду,] что эта мысль Ему противоположна, сказал: Иди позади Меня , как если бы сказал: Следуй Моему замыслу и не пытайся искать естественную последовательность вещей. Имя же Сатана, как говорят, переводится как противник. Господь произнес это слово не как бранное, но так, как если бы сказал: Противник моей цели.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

За то, что верно сказал Петр, Христос ублажает его, а за то, что он неразумно опасался и желал, чтобы Он не страдал, укоряет, говоря: «отойди от Меня, сатана !» Под «сатаной » разумеется противник. Итак, «отойди от Меня », то есть не противостой, но следуй Моему хотению. Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал. Говорит: ты по человеческому соображению думаешь, что страдание неприлично для Меня. Но ты не понимаешь того, что Бог чрез это совершает спасение и что это более всего приличествует Мне.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

В словах: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин (см. Мф. 16:21) и так далее, некоторым образом показывается, что Иисус не желал, чтобы [ученики] разглашали, что Он Христос. Ибо ученикам, узнавшим в это время, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого (Ин. 6:69) , <…> Он возвещает (вместо того чтобы они верили в Иисуса Христа распятого), чтобы они верили в Иисуса Христа, Которого распнут, но и (вместо того чтобы верить в Иисуса Христа, воскресшего из мертвых) учит их верить в Иисуса Христа, Который воскреснет из мертвых. И поскольку, отняв силы у начальств и властей , Он подверг их позору, властно восторжествовав над ними на древе (Кол. 2:15) - и если кто-то стыдится Креста Христова, он стыдится и домостроительства, которое восторжествовало над ними, - то необходимо, чтобы хвалился крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14) верующий и узнавший это, а именно - что Крестом распятого Христа для верующего подвергнуты позору и покорены власти сего мира, среди которых, думаю, был и князь века сего.

…Петру, по незнанию имеющему нечто противоположно αντικειμενον Богу, Господь сказал: сатана , что по-еврейски значит «противник» (αντικειμενος). Если бы он не сказал по незнанию и не упрекнул Сына Бога живого , говоря Ему: Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою (Мф. 16:22) !, Господь не сказал бы ему: Отойди от Меня - как оставленному быть позади Него и следовать за Ним, и не сказал бы ему: сатана - как сказавшему противоположное Его словам. Ныне же сатана смог его, последовавшего за Иисусом и идущего позади Него, отвлечь от того, чтобы следовать за Ним, быть позади Сына Божия и сделать его, благодаря сказанному им по незнанию, достойным услышать [слова]: сатана и соблазн Сына Божия, поскольку он не разумел того, что Божие , а что человеческое .

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же обращься рече Петрови: иди за мною, сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая

Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано

Марк (8:33) сказал, что Христос, обратившись и взглянув на учеников Своих, запретил Петру , т.е. порицал его. Он желал, чтобы и они слышали это порицание и вразумились, потому что чувствовали то же, что и Петр. Сатаною назвал его, как подражающего сатане в том, что он не желал, чтобы Христос был умерщвлен. И сатана не желал, чтобы Христос был умерщвлен для того, чтобы оказались ложными все пророчества об Его смерти, и чтобы телесная смерть Христа не была смертью Его собственной власти; хотя сам же он возбудил иудеев к убиению Спасителя и оказался побежденным собственной злобой.

Можно сказать и иначе: так как «сатана» значит – противник, а Петр, отклоняя Христа от смерти, не следовал, а противился Его воле, то Спаситель говорит ему: иди за Мною, сатано , т.е. следуй за Мною, противник…

соблазн Ми еси

Противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием. Далее высказывает и причину, почему он противодействовал.

яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая

Ты так полагаешь, потому что размышляешь не о Божественном, а о человеческом. Если бы ты думал о Божественном, то считал бы для Меня достойным умереть за мир, а так как ты думаешь о человеческом, то считаешь для Меня недостойным даже умереть.

Ты же обрати внимание на то, что недавно весьма ублажаемый теперь сильно порицается, – чтобы сдерживать и свою смелость и знать, что Спаситель был нелицеприятен. Когда тот сказал верно, ублажил его, а когда неверно – порицал. Верно он сказал то, относительно чего получил откровение от Бога, а неверно – то, что сказал от себя самого.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

(Мк. 8:33) . Возражение Петра свидетельствует о том, что ни он, ни другие ученики недостаточно понимали речь Христа о Его истинном мессианском величии. “Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание Христа позорно и Ему несвойственно” (Иоанн Златоуст). Отвечая Петру, Христос, по Златоусту, сказал, что препятствовать Ему и сокрушаться о Его страдании не только вредно и пагубно для Петра, но что он и сам не может спастись, если не будет всегда готов умереть. Некоторые толкователи думали, что не Петр был теперь порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Здесь употреблено такое же выражение, какое Спаситель употребил в 4:10 . И, без сомнения, Он высказал его относительно того же самого искусителя. Он взглянул на мгновение через Петра и увидел за ним прежнего Своего врага, искусно воспользовавшегося предрассудками, вспыльчивостью и честностью неразвитого апостола. В действительности же это было прежнее искушение, которое было теперь сделано через Петра - избежать страданий, гонения, злобной ненависти, презрения и смерти и вместо этого воздвигнуть земное владычество с полной властью над земными престолами.

Толковая Библия.

Читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1 - 11.

1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1-11)

Прежде чем начать изучение отрывка об искушении Христа диаволом, важно пояснить значение слова « искушать», перевод греческого слова «πειραςω» (пира́зо). В русском языке это слово подразумевает «провоцировать, толкать на грех». Но у греков слово « пира́зо» понимается как «испытывать, проверять на крепость».

Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1), то есть Спаситель направляется в пустыню по воле Бога для проверки истинности Его веры и преданности. В богословском языке «пустыня» - это место суда и обновления, место испытания. Но в этом отрывке у слова «искушение» появляется и дополнительный оттенок, ведь диавол, испытывая Христа, пытается склонить Его отступиться от воли Отца, то есть толкнуть на грех.

Слово « диавол » в переводе с греческого языка означает « клеветник, лжец», именно так в Септуагинте было переведено арамейское слово «сатана», означающее «противник». Диавол является главой всех враждебных Богу сил и стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, чтобы тем самым разорвать живую связь между Богом и человеком.

В отличие от Марка и Луки, по описанию которых Христос подвергается испытанию все сорок дней, согласно Матфею, диавол начал испытание после того, как Иисус, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал, то есть проголодался (Мф. 4, 2). Сорок - символичное число, часто обозначающее длительность испытания, например, сорок дней поста Моисея, описанные в книге Исход: И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. (Исх. 34, 28) Так как у Матфея Христос является идеальным воплощением Израиля, то прообразом Его поста и испытания послужили, скорее всего, сорок лет скитания иудеев в пустыне.

Пользуясь удобным для искушения временем, когда Иисус почувствовал крайний упадок сил от сорокадневного поста, приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Пытаясь склонить Христа к использованию данного Ему Отцом могущества в собственных целях, диавол желает помешать Спасителю исполнить волю Божию. Но, отвергая его искушение, Христос говорит: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Когда во время Исхода люди в пустыне голодали, они роптали на Бога и вспоминали изобилие пищи в стране рабства. Иисус, напротив, доверяет Богу. И там, где Израиль пал, Христос выстоял. Ведь жизнь человека зависит не от хлеба, а от Бога.

Потерпев поражение при первом искушении и приступая ко второму, берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 5-6). Под крылом храма может пониматься крыша, угол южной стены или надстройка над храмовыми воротами. В любом случае прыжок вниз был бы смертельно опасен. Таким образом испытывалось доверие Христа: если Он так уверен в Своем Отце, пусть прыгнет вниз и заставит Бога спасти Его.

В 90 псалме Давида сказано: Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях Твоих (Пс. 90, 11); диавол в своей речи пропустил слова на всех путях твоих, так как с ними не могло согласоваться предложение броситься вниз с кровли храма. Это было бы похоже на попытку привлечь к себе внимание людей, находящихся в Храме, путем совершения чего-то сверхъестественного. Таким путем шли постоянно появлявшиеся лжемессии. Но путь, на котором человек пытается привлечь на свою сторону людей, обещая им чудеса, ведет в никуда, потому что нужно совершать все новые и все более невероятные вещи, чтобы сохранить свою власть и силу.

Христос величественно отражает и это нападение словами: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). Во Второзаконии эти слова Бога обращены к народу Израиля в пустыне. Опять мы видим, что в жизни Иисуса как бы повторены основные события Священной истории. Но если Израиль пал, то Христос снова выстоял. Отказавшись подвергать Бога испытанию, Он показал, что вера не ищет доказательств, но полагается на спасительную силу Божию.

Потерпев два поражения, диавол не отступает, но возводит Спасителя на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8-9). Христу предлагается власть над миром. И это прямое предложение восстать против Бога и стать на сторону сатаны, воздавая ему почести, какие воздавали вассалы своему господину.

Но в ответ Христос говорит: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Господь цитирует слова из Пятикнижия, некогда обращенные к народу Израиля в пустыне: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [ одному ] служи (Втор 6, 13). В еврейском оригинале стоит слово «бойся», замененное здесь на «поклоняйся». Таким образом Спаситель выстоял и здесь, добровольно отказавшись от власти ради исполнения воли Божией, ради служения для спасения человечества.

Сделав все, что мог для искушения Христа, и будучи неспособным придумать что-либо иное, побежденный диавол вынужден был удалиться.

А сейчас, дорогие братья и сестры, настало время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Диавол трижды искушает Христа, а затем окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк 4:13) Что значит до времени ? Когда после этого диавол искушал Христа?» (Мария Кобзева).

Евангелист Лука пишет: И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк. 4, 13), то есть не навсегда оставил Христа, а только на некоторое время. И действительно, в течение всего времени общественного служения Христа диавол искушал Его, но через других лиц: например, апостол Петр уговаривал Христа избавить Себя от предстоящей смерти на Кресте; искушали Спасителя и фарисеи, требуя знамения с неба. Но диавол отступил от Спасителя главным образом до времени Креста, потому что полагал, что ему удастся с помощью искушений, связанных со страданием, найти в Господе какое-либо проявление человеческих страстей. Однако и это искушение было отражено Спасителем и, побежденный крестом, диавол прекратил искушения.

Как часто и нас в трудные минуты жизни искушает диавол. Нам же, дорогие братья и сестры, следует обращаться к Тому, Кто смог достойно противостоять диаволу, открывая и нам путь к спасению. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

22 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 16, 21-27

В то время: Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его. (Мф 16, 21-27)

Дорогие братья и сестры.

Про апостола Петра мы знаем, что он был не только апостолом, — то есть, не только одним из двенадцати, — знаем, что он первый среди равных, первоверховный. Именно ему Господь сказал в свое время: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Это Петр, основа.

Но именно Петр показывает нам удивительные примеры, которые на первый взгляд непонятны. Стоит вспомнить его чудесный лов рыбы. Когда он в первый раз понял, Кто перед ним стоит. Что Иисус из Назарета - не просто человек. Что это Сын Божий. Говорит странные вещи. Находясь в лодке на озере, говорит: «выйди от меня» (Лк 5, 8). В другом месте Петр тоже удивляет, когда находясь с Иисусом на горе Преображения как бы не зная что говорит: «сделаем три кущи, будем здесь жить, потому что нам здесь хорошо» (ср. Лк 9, 33).

Но сегодня мы слышали слова Петра, которые по-человечески, положа руку на сердце, звучат абсолютно нормально. Он хочет, чтобы Иисусу было хорошо. Он хочет оградить своего Учителя от всякой опасности. Он услышал, что в Иерусалиме Иисус пострадает, будет убит. И естественный ответ ближайшего ученика: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою».

Как часто бывает так, что мы проявляем не то чтобы сочувствие или сострадание, а хотим оградить от страданий другого человека или же самих себя. И, кажется, это нормально, это хорошо. Но в ответ Петр слышит страшные слова. Ближайший ученик, который хотел, как лучше, который готов… потом он скажет «я жизнь готов за Тебя отдать». И потом, кстати, засвидетельствует о своей вере и преданности кровью своей. Но он, с наилучшими пожеланиями обратившийся к Учителю, слышит в ответ: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн». Почему? Слава Богу! Слава Богу, что Господь тут же объясняет, почему. Почему такие строгие, я бы сказал страшные слова, говорит. Он объясняет причину такого резкого ответа. Он говорит: «ты думаешь не о том, что Божие, а о том что человеческое».

Я сейчас никого не призываю поступать без уважения или поступать грубо. Нет, ни в коем случае. Но в каждом поступке, в каждом решении нам важно помнить об иерархии ценностей. Что на первом месте Бог и то, что Он говорит. Его заповеди, Его учение, Его святая воля. И только на втором месте должно быть человеческое. Именно из-за этой, скажем так, человечности или сочувствия или сострадания, понимаемого неправильно, то есть, без Бога, творится очень много зла на земле.

Есть книга, которая называется «Драма атеистического гуманизма». Там раскрывается очень подробно эта трагедия, которая из-за непонимания, из-за удаления Бога из своей жизни происходит в сердце человека и в обществе в целом. Милосердие без Бога, или без послушания Богу, может превратиться в проклятие. Это может звучать странно и непонятно. Но сегодняшнее Евангелие свидетельствует об этом. Есть даже в народной мудрости такая пословица, — сейчас боюсь, что точно ее не вспомню, — «благими намерениями вымощена дорога… в ад». Почему? Неужели у нас не должно быть добрых намерений? Неужели нам не нужно стремиться делать добро? Нет, нужно стремиться. Но во всем должен быть свой порядок. Чтобы главное было на месте. А главное, это, конечно же, Господь.

Сколько ошибок мы совершаем такой вот неправильной помощью. Опять же, народная мудрость про такие виды неправильной помощи говорит «медвежья услуга». То есть, хотел как лучше, а получилось… — ну может не как всегда, надеюсь, что не как всегда, — но получилось в итоге хуже. Например, если смотреть на воспитание, сколько страшных трагедий бывает из-за того, что родители, думая неправильно о любви к своим детям, воспитывают их на самом деле не в любви, а в эгоизме. То есть, под любовью понимают вседозволенность. Все разрешают, никогда не наказывают. И потом вырастает кто? Эгоист. А в старости потом эти родители жалуются: «почему мои дети меня оставили?». А какими ты их вырастил?

Или во время учебы, например, когда начинают помогать. Тоже может быть неправильная помощь. Я, например, очень хорошо помню, как в детстве злился на своего старшего брата, он старше меня на семь лет. Он каждый день проверял у меня домашнее задание, сделал я или нет. И никогда не помогал, то есть не решал задачи за меня. Я думал, ну почему у других детей, у моих одноклассников старшие сестры-братья нормальные, а у меня такой… злой. Почему? Потому что, если у них что-то не получалось, им быстренько решат-сделают, и они идут гулять, играть. А я сижу, не понимаю. Он зайдет, посмотрит, поддержит, скажет «Думай!» и уйдет. Через час придет, посмотрит: «Не решил еще? Ну еще подумай!». И уйдет. Когда уже станет жалко, он придет, посмотрит, ткнет пальцем, спросит: «Вот это тебе зачем дано?». Я так: «Бррр! Точно!». И уйдет. Я тогда злился на него. Но спустя годы я его благодарил. И оказалось, что вот это временное страдание, которого я не понимал, оно обратилось для меня благом в будущем. Потому что он смотрел на меня, — я бы сказал, несмотря на свою молодость, — смотрел на меня с мудростью. И желал для меня блага, которое, скажем, имеет высшую ценность, чем сегодняшняя прогулка или сегодняшняя игра.

Мы, к сожалению, ведем себя иногда, как дети. Как дети, когда пытаемся уйти от страдания любой ценой. Даже ценой нарушения Божьей Заповеди. То есть, стремимся к получению какого-то сиюминутного удовольствия или наслаждения. И забываем о том, что покупаем мы это сиюминутное удовольствие или наслаждение, развлечение ценой вечности, ценой вечности. То есть, отказываясь от Бога. Из-за этого в нашей жизни так много проблем. Из-за этого нет мира в сердце. Из-за этого потом растет раздражение. Из-за этого мы потом начинаем в этом раздражении, в гневе причинять боль людям, причем, самым близким людям. А потом смотрим назад и не понимаем, ну как же так? Ведь хотел, как лучше, а получилось, как всегда.

Интересно, как, сегодня мы слышали, пророк Иеремия дает краткое свидетельство о своем переживании. Он говорит о своем призвании: «Бог увлек меня, и я увлечен был» (ср. Иер 20, 7). Невозможно противиться этому призыву. И речь идет не только о призванных на служение. То есть, священниках и пророках. Не только о монашествующих. Речь идет о каждом человеке, которому Бог даровал веру, чистый дар, призвал в Свою Церковь, наделил той первоначальной мудростью веры, которую этот мир атеизма не может познать. И кто это познал, встречу с живым Богом, тот очень хорошо понимает слова пророка Иеремии «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог» (Иер 20, 7).

Я думаю, многие из вас могут сказать, что так было. А у кого-то до сих пор продолжается такое состояние. И это трудно. Трудно, когда близкий человек не разделяет твоего самого сокровенного. И возникает искушение - перестану, не буду ни говорить, ни свидетельствовать, ни призывать. И что самое страшное, прекращается не только свидетельство словом в наших семьях. Прекращается свидетельство делом. То есть, мы со своими друзьями, родными неверующими ведем себя, как неверующие. И они, видя это, глядя на нас, думают: «Ну, если он, называет себя верующим, а живет, как неверующий, тогда зачем мне веровать в такого бога?».

Это искушение, которое было всегда, и которое будет до скончания века. И чтобы его преодолеть нам снова и снова нужно вспоминать, что главное, что для нас на первом месте. Если мы с легкостью ответим «Бог», тогда стоит посмотреть на свои дела. А дела мои что говорят? А дела скажут, скорее всего, что-то другое. Скажут, что для меня главное - не Бог. И мне тогда нужно сказать или вспомнить слова, то есть, сказать эти слова самому себе: «отойди от Меня, сатана! я сам для себя становлюсь соблазном, потому что я в лицемерии своем веру свою угашаю и не даю уверовать тем, кто живет рядом со мной, тем, к кому Бог меня послал».

Не случайно, что ты единственный из семьи или единственный из сослуживцев на работе, единственный верующий. Если ты единственный, то это великая задача - ты апостол. Бог посылает тебя в эту среду к этим людям, чтобы ты, в первую очередь, делом своим показал, что Бог любит тебя. А потом сказал бы словом, что «Бог любит и вас». И тогда они поверят.

Пророк Иеремия как бы исповедуется. Он говорит: «После этих испытаний я подумал, больше не буду напоминать о Нем (то есть, о Боге и о Его слове). Не буду» (ср. Иер 20, 9). Но дальше он говорит, что происходит что-то странное. Как только он попытался замолчать, как только он попытался прекратить это свидетельство, — вообще говоря, ради которого был рожден и призван, — началось что-то необычное: «Слово Божие в сердце моем было, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его» (ср. Иер 20, 9).

Многие проблемы и отсутствие мира, скажем так, тревога, непонятное беспокойство проистекает не из-за каких-то, не знаю, психологических проблем, которые корнями уходят в детство. Для верующего человека, в большинстве, они проистекают именно из-за этого. Из-за отсутствия свидетельства словом и делом о своей вере перед своими ближними. Потому что, впустив в себя великую силу, силу Всемогущего Бога, мы ее впускаем для преображения себя и для того, чтобы потом вот так, с раскрытыми руками распространять ее дальше, выпустить ее из себя. Если сдерживаем в себе, она начинает жечь.

Сегодня строгое слово звучало. Но этот призыв к свидетельству и напоминание о том, что свидетельство всегда будет связано с крестом, с несением своего креста, всегда будет связано со страданием. Господь говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24). Если мы будем верить рекламе или тому, чему нас учит этот мир, который ставит на первую ступень в иерархии ценностей удовольствие личное, если мы ему доверимся, мы никогда не будем иметь мира в сердце. Иногда бывает такая ошибка даже в вере в церкви: если я послушаюсь, все будет хорошо. Все будет приятно, гладко, мне все будут улыбаться, меня все будут гладить по головке. Нет, не будет все хорошо. Господь об этом говорит, когда говорит о кресте: «Если идешь за Мною и не несешь креста своего - ты не достоин быть Моим учеником» (ср. Лк 14, 27). Но если возьмешь крест со смирением, тогда придет радость и мир, о котором даже и не думал. Та радость, тот мир, которые дает Бог в сердце. Который человек неверующий не способен познать.

И, глядя на верующих, соединенных с Богом, несущих со смирением свой крест, люди обычно удивляются и думают: «Как же так? У тебя тяжелая болезнь, тебя уволили с работы, тебе мало кто помогает или вообще никто не помогает… Почему у тебя радость в глазах?». Эта радость в глазах, это только маленькое проявление того мира, который дает Господь человеку смиренному. Человеку смиренному. Который со смирением принимает крест и продолжает благодарить Бога. А со смирением крест можно взять только тогда, когда на первом месте в моей жизни не личное удовольствие, а святая воля Божия, цель которой спасение вечное, а значит, вечное счастье не только после смерти, но уже здесь на земле. Уже здесь на земле дает Господь нам пережить, ощутить эту радость, радость вечности.

” открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.

Андрей Десницкий

Отношения Христа с апостолами не всегда были простыми. не были какими-то особенными людьми, их никто не готовил к будущему служению – Христос просто позвал их за Собой, и они пошли, а учиться всему приходилось уже по ходу дела. Они далеко не всё понимали сразу, они зачастую беспокоились совсем не о том, о чем следовало бы им волноваться, и Христос не раз упрекал их по разным поводам.

Однажды Он произнес особо строгий выговор, обращенный к :

«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф 16:23; ср. Мк 8:33 и Лк 4:8).

Но ведь перед этим Христос сказал тому же самому апостолу: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». (Мф 16:18-19). Как же это: почти одновременно обещает дать ему ключи Царства Небесного – и прогоняет от себя, назвав сатаной? Точно такие слова, «отойди от меня, сатана», Он некогда обратил к диаволу во время искушений в пустыне (Мф 4:10). А теперь повторяет то же самое апостолу!

Но сначала разберемся, что значит само это название, « ». По происхождению это вовсе не имя собственное, еврейское слово сатан означает «противник, враг». Именно так называется некий загадочный персонаж в самом начале книги Иова. Он приходит к Господу вместе с другими «сынами Божьими», беседует с Господом, предлагает ему испытать верность Иова, наслав на него бедствия, и Бог соглашается… Мы привычно считаем, что здесь речь идет о диаволе, главе злых духов, отпавших от Бога. Но как же он тогда является к Богу, вступает с Ним в переговоры – и Бог соглашается на его предложения? Разве Бог общается с силами зла? Но если читать книгу Иова в оригинале, никакого главы злых духов мы там не обнаружим. Там будет сатан, то есть «враг, противник» – возможно даже, некий ангел, который исполнял роль, отведенную в католической процедуре канонизации т.н. «адвокату диавола». Такой адвокат, конечно, не диавола оправдывает, а высказывает всё, что можно только сказать против канонизации. Примерно такую же роль играет на защите диссертации официальный оппонент.

В 4-й главе , где идет речь об искушения в пустыне, явно имеется в виду сам диавол. Христос не вступает с ним ни в переговоры, а отвергает все его предложения. Но называя его «сатаной», Он не обязательно использует это слово, заимствованное из еврейского языка в греческий, как имя собственное: это может быть обозначение той роли, которую играл диавол во время пребывания Христа в пустыне. Он был его врагом, стремился сбить с пути.

Но ведь ту же самую роль сыграл теперь, может быть, сам не желая того, и ! Он недавно признал Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго – и тогда Христос сказал слова о церкви и ключах Царствия. Петр, поняв, как много ему дано, несомненно, желал сохранить всё это. И, уж конечно, он любил своего учителя, желал для Него всего самого доброго и радостного. И тут Христос говорит о Своих будущих страданиях и даже смерти… Как мог согласиться с этим Петр? Как мог пожелать для Учителя такого конца? Тем более, при таком раскладе – какая же церковь, какие ключи? Всё погибнет…

И он, что вполне естественно, стал отговаривать Христа от путешествия в . Зачем отправляться на верную гибель, когда всё может быть совсем иначе? Но ведь то же самое, по сути, предлагал Христу и сатана в пустыне: мгновенное, убедительное завоевание людских сердец с помощью чуда или политической мощи, безграничную власть в этом мире, и всё это без тени страданий и сомнений. Трудно было отказаться от такого заманчивого предложения, и, может быть, еще труднее было отвергнуть заботу дорогого ученика. Но и в том, и в другом случае Христу предлагалось отречься от Своей миссии, поступить по вполне понятным, но чисто человеческим желаниям. По сути дела, капитулировать перед князем мира сего, принять его условия игры. Он ответил самым резким отказом.

Но есть и некоторое отличие между словами, сказанным искусителю в пустыне и сказанными апостолу. Обращаясь к Петру, Христос добавил два слова: «отойди позади Меня» (в Синодальном переводе не совсем точно сказано «от Меня»; более того, те же слова добавлены там и в 4-й главе, хотя самые авторитетные рукописи их в этом месте не содержат). Петр, в отличие от искусителя, не должен был совсем оставить своего Учителя – он должен был последовать за Ним, ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, куда ходить и что делать, а, напротив, следовать Его примеру. С тех пор, по сути, эта ситуация повторялась не раз: верующие пытались указать Богу, как следует Ему поступить, они руководствовались в своем поведении не Его волей, но собственными замыслами и чувствами, пусть даже вполне понятными и объяснимыми… и каждый раз в такой ситуации им следовало отнести к самим себе обжигающие слова Христа: «отойди, враг! ступай следом за Мной, а не указывай Мне путь!»

Христос не лишил апостола тех обещаний, которые прежде дал ему, но указал на его место – то единственное место, на котором Петр и мог получить обещанное.